Фоминых М.В.
кандидат педагогических наук ФГАОУ ВПО РГППУ, г. Екатеринбург, Россия
НОВЕЙШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В данной статье рассмотрен вопрос применения проблемно-модельного обучения как новейшей педагогической технологии в современном педагогическом вузе.
Ключевые слова: новейшее педагогические технологии, проблемно-модельное обучение, педагогический вуз, базовые дисциплины.
Fominykh M.V.
FSAEO HPE RSVPU Yekaterinburg, Russia
INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION Аbstract: the question of the problem-model learning usage as innovative pedagogical technologies in the modern pedagogical University is discussed in this article.
Key words: the latest educational technology, problem-model learning, pedagogical University, basic disciplines.
Российская система высшей школы имеет прочные и давние традиции и считается одной из лучших в мире. По мнению многих авторитетных ученых, новая форма организации учебного процесса в вузах может стать мощным ресурсом развития системы профессионального педагогического обучения, подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации по данному профилю. Это определяет необходимость научного изучения становления и развития современных новейших педагогических технологий в системе высшего педагогического образования.
Процесс «обновления» системы высшего профессионального образования нацелен на подготовку конкурентоспособного специалиста,
готового осуществлять профессиональную деятельность в современном обществе. Так, для педагогической науки и практики становятся характерными задачи конструирования и моделирования дальнейшей профессиональной педагогической деятельности, решение которых связано с использованием различных технологий, методов, методик, программных средств, предназначенных для сбора и анализа профессионально значимой информации.
Вслед за Голубевой О.Н., Сухановым А.Д. под базовыми учебными дисциплинами в педагогических вузах будем понимать совокупность учебных дисциплин, адекватно представляющих фундаментальные закономерности, логику и структуру соответствующих наук, объединенных междисциплинарными связями и сопрягающихся с профессиональными компетентностями (ПК), обеспечивающими целостность обучения выбранной специальности. Цели и содержание дисциплин базового блока слабо отражают преемственность содержательного компонента обучения; отсутствует общность научно-методических установок, что приводит к разрыву логико-содержательных связей между дисциплинами.
По мнению ряда исследователей в настоящее время в системах обучения базовым учебным дисциплинам педагогических специальностей недостаточно используется потенциал проблемно-модельного подхода. Однако педагогу-профессионалу в современной педагогической деятельности необходимы знания средств и методов обработки проблемной информации в педагогических ситуациях для их применения в принятии педагогических решений.
Вместе с тем, в методической системе обучения студентов базовым учебным дисциплинам педагогических специальностей целесообразно сохранить систему традиционного обучения, дополненного возможностью учебно-познавательной, поисково-аналитической, исследовательской деятельности студентов в процессе обучения; использовать организационные формы и средства проблемно-модельного подхода, методы
обучения направить на формирование умений эффективно использовать полученные знания в области педагогической деятельности.