Научная статья на тему 'Новейшая рецепция творчества Вл. Соловьева в Германии: петер Элен'

Новейшая рецепция творчества Вл. Соловьева в Германии: петер Элен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
455
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ВЛ. СОЛОВЬЁВА / П. ЭЛЕН КАК ИСТОРИК РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ВСЕЕДИНСТВО / ДИНАМИЧЕСКОЕ ВСЕЕДИНСТВО / ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИЗМ / БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО / СОФИЯ / ПАНТЕИЗМ / РЕЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Назарова Оксана Александровна

Затрагивается тема, вызывающая особый интерес у отечественных исследователей русской философии, а именно, восприятие русской философии в Западной Европе, и в первую очередь в Германии. Владимир Соловьев относится к числу немногих русских философов, творчество которых удостоилось перевода на немецкий язык и тем самым сделалось доступным немецкой научной общественности. С привлечением материалов, собранных в диссертации Д. Белкина «Рецепция Владимира Соловьева в Германии» (Тюбинген, 2000), дается характеристика разностороннего спектра восприятия творчества русского философа в немецкоязычном культурном пространстве. Указывается на то, что, в отличие от Достоевского, известного широкой публике, внимание к творчеству Соловьева на Западе определяется преимущественно личными интересами исследователя. Утверждается, что известный в России немецкий католический философ Петер Элен рецепирует философию Соловьева в контексте его личного стремления обосновать и развить концепцию христианского гуманизма, объединяющего веру в Бога и веру в человека. Раскрывается точка зрения Элена, согласно которой центральное понятие философии Соловьева «богочеловечество» рассматривается как «предтеча» концепции христианского гуманизма, что делает его актуальным в современном контексте, как философском, так и в общественно-политическом. Дается краткий анализ основных понятий философии Соловьева, к которым Элен относит понятия «богочеловество», «София», «творение», «мир», «человек», «всеединство как динамическое единство». Рассматривается интерпретация Эленом самого неоднозначного понятия философии Соловьева понятия «София» («душа мира»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новейшая рецепция творчества Вл. Соловьева в Германии: петер Элен»

УДК 111(47) ББК 87.3(2)522-685

НОВЕЙШАЯ РЕЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ВЛ. СОЛОВЬЕВА В ГЕРМАНИИ: ПЕТЕР ЭЛЕН1

ОКСАНА НАЗАРОВА

Институт персонального тренинга и консультирования Zielstattstr, 9, München, 81379, Deutschland E-mail: ap-image@mail.ru

Затрагивается тема, вызывающая особый интерес у отечественных исследователей русской философии, а именно, восприятие русской философии в Западной Европе, и в первую очередь в Германии. Владимир Соловьев относится к числу немногих русских философов, творчество которых удостоилось перевода на немецкий язык и тем самым сделалось доступным немецкой научной общественности. С привлечением материалов, собранных в диссертации Д. Белкина «Рецепция Владимира Соловьева в Германии» (Тюбинген, 2000), дается характеристика разностороннего спектра восприятия творчества русского философа в немецкоязычном культурном пространстве. Указывается на то, что, в отличие от Достоевского, известного широкой публике, внимание к творчеству Соловьева на Западе определяется преимущественно личными интересами исследователя. Утверждается, что известный в России немецкий католический философ Петер Элен рецепирует философию Соловьева в контексте его личного стремления обосновать и развить концепцию христианского гуманизма, объединяющего веру в Бога и веру в человека. Раскрывается точка зрения Элена, согласно которой центральное понятие философии Соловьева «богочелове-чество» рассматривается как «предтеча» концепции христианского гуманизма, что делает его актуальным в современном контексте, как философском, так и в общественно-политическом. Дается краткий анализ основных понятий философии Соловьева, к которым Элен относит понятия «богочеловество», «София», «творение», «мир», «человек», «всеединство как динамическое единство». Рассматривается интерпретация Эленом самого неоднозначного понятия философии Соловьева - понятия «София» («душа мира»).

Ключевые слова: философия Вл. Соловьёва, П. Элен как историк русской философии, русская философия, всеединство, динамическое всеединство, христианский гуманизм, бо-гочеловечество, София, пантеизм, рецепция творчества.

THE NEWEST RECEPTION OF Vl. SOLOVYOV'S OEUVRE IN GERMANY: PETER EHLEN

OXANA NAZAROVA Institute of personal training and consulting 9, Zielstattstr, Munich, 81379, Germany E-mail: ap-image@mail.ru

The article touches upon a subject that causes particular interest among domestic researchers of Russian philosophy, namely the perception of Russian philosophy in Western Europe and primarily in

1 Публикация представляет собой расширенный текст доклада, сделанного автором статьи на Международной научной конференции «На философских перепутьях: наследие Вл.С. Соловьева в XXI веке» (г. Москва, 19 ноября 2015 года).

Germany. Vladimir Solovyov is one of the few Russian philosophers whose work was merited German translation, and thereby became available to the German scientific community. Involving materials collected in the dissertation of D. Belkin» The Reception of Vladimir Solovyov in Germany» (Tubingen, 2000), the characteristic of a versatile range of perception of creativity of the Russian philosopher in the German-speaking cultural space is given. It is indicated that in contrast to Dostoevsky, known to the public, attention to the works of Solovyov in the West is primarily determined by personal interests of the researcher. It is alleged that known in Russia German Catholic philosopher Peter Ehlen formulates Solovyov's philosophy in the context of his personal desire to justify and develop the concept of Christian humanism that unites faith in God and faith in man. Ehlen's point of view is revealed according to it Solovyov spotlit the notion of «godmanship» and that is why he may be considered as an ancestor of Christian humanism, that makes him relevant both in contemporary and social-political context. A brief analysis of the main concepts of Solovyov's Godmanhood philosophy is given, to which Ehlen considers the concepts of God, creation, world, man, all-unity as a dynamic all-unity. It demonstrates how Ehlen interprets the most ambiguous concept of Solovyov's philosophy - the concept of Sophia (the soul of the world).

Key words: philosophy of Vl. Solovyov, P. Ehlen as a Russian philosophy historian, Russian philosophy, all-unity, dynamic all-unity, Christian humanism, Godmanhood, Sophia, pantheism, reception of Solovyov in Germany

I

Весомость и значимость философа определяется, в том числе, и тем, насколько он известен за рубежами своей родины: переведены ли его тексты на иные языки, в какой мере его творчество заинтересовало зарубежных специалистов да и просто читающую публику. Вопрос об известности и востребованности творческого наследия Владимира Соловьева в Германии имеет особое значение в силу изначальной связанности русской и немецкой культур. Составить представление об этом нам помогает защищенная в 2000 году на историческом факультете университета г. Тюбингена кандидатская диссертация Дмитрия Белкина «Рецепция Владимира Соловьева в Германии»2.

В своей диссертации автор подчеркивает, что по многочисленности и многосторонности исследований, посвященных творчеству Соловьева, и по количеству переводов его текстов Германии нет равных в западном мире3. Изучение его творчества началось в начале прошлого века и практически не прерывается уже на протяжении более ста лет. Принимая во внимание не только число публикаций, но и их качество, можно утверждать, что Соловьев нашел в Германии свою вторую родину (а в советский период истории - даже первую). И тем не менее, в отличие от Достоевского, который получил известность в широкий кругах, рецепция Соловьева в Германии была и остается «индивидуальной» историей4. Это история конкретных личностей, которые в силу тех или иных при-

2 Belkin D. Die Rezeption VS. Solov'evs in Deutschland. Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doktor der Philosophie. Tübingen, 2000. В свободном доступе диссертация находится по адресу: https://publikationen.uni-tuebingen.de/xmlui/handle/10900/46149. На русский язык она переведена не была. Автор понимает Германию не в географическом смысле, но имеет в виду немецкоязычное культурно-философское пространство.

3 Под «западным миром» Белкин имеет в виду не только Европу, но и США.

4 См.: Belkin D. Die Rezeption VS. Solov'evs in Deutschland. Tübingen, 2000. S. 12 [1].

чин заинтересовались идеями Владимира Соловьева. Каждый из этих исследователей воспринимал его по-своему, расставляя свои акценты и выбирая в многообразии соловьевских идей те, которые привлекали именно его.

Так, например, в начале XX века особый интерес к творчеству Соловьева проявили антропософы, и в частности Рудольф Штейнер. Именно благодаря их стараниям появился первый четырехтомник Вл. Соловьева (1921-1922)5 на немецком языке, хотя качество опубликованных в нем переводов оставляло желать лучшего. Штейнер был озабочен поиском провозвестника новой эры духовного обновления. В отличие от Блаватской, которая искала истину где-то на дальнем Востоке - в Индии, он стремился к тому, чтобы найти «пророка в своем отечестве». И нашел его тоже на Востоке, только на Востоке Европы - в России. Фигура Соловьева отвечала его поискам: христианин, хорошо знакомый с западной культурой, использующий западноевропейский понятийный аппарат. Антропософы до сих пор остаются тем слоем немецких интеллектуалов, который наиболее активно рецепирует Соловьева.

Из всего спектра интересовавшихся философией Соловьева в особую группу можно выделить религиозных философов, как католических, так и протестантских. Их отношение к Соловьеву было неоднозначным - от позитивного до резко критического. Обращает на себя внимание то, что среди католических философов позитивное восприятие философии Соловьева было характерно именно для иезуитов. В этой связи следует назвать имя Фридриха Муккермана6 - редактора журнала Der Gral1, один из специальных номеров которого был посвящен

5 Solovjeff W Ausgewählte Werke. Aus dem Russischen von Harry Köhler. Bd. 1-4. Stuttgart: Der kommende Tag, 1921-1922.

6 Muckermann F (SJ) (1883-1946) - публицист, писатель, оратор, изучал педагогику и германистику, а после вступления в орден иеузитов - философию и теологию. Ф. Фундер упоминает о пребывании Муккермана в России, где он «занимался глубокими литературными и социальными штудиями» [2, с. 7].

7 Ежемесячный журнал Der Gral, издававшийся с 1906 по 1937 год, являлся печатным органом Союза католических писателей Австрии Gralbund («Союз Грааля»), действовавшим также и в Германии. В числе основателей как Союза, так и журнала выступал австрийский писатель и философ культуры Рихард Кралик (1852-1934), посвятивший свою жизнь реализации разработанной им программы обновления культуры путем основания ее (по примеру античности) на двух столпах - религии и народности. Разработанная Краликом программа нашла свое отражение и в названии журнала: «Грааль: католический ежемесячный журнал поэзии и жизни» (Der Gral: katholische Monatszeitschrift für Dichtung und Leben). О произведении Кралика «Мировая красота» (Weltschönheit) положительно отзывался Лев Толстой в своем эссе «Что такое искусство?». Членом «Союза Грааля» был и молодой М. Хайдеггер. Одним из редакторов журнала Der Gral являлся Фридрих Муккерман. С журналом сотрудничал и Семен Франк, опубликовавший в нем три свои статьи: «Сущность и ведущие мотивы русской философии» (1924-1925 гг.), «Это не "русский взгляд" на мир!» (1929-1930 гг.) (в русском переводе были изданы в сборнике статей Франка «Русское мировоззрение» (СПб., 1996), и статья «Максим Горький и марксизм» (Maxim Gorki und der Marxismus. Zum Tode des Dichters am 18.VI. 1936, (1935-1936 гг.)) (пока остается непереведенной). (О журнале Der Gral см.: Allram R. Studien zum katholischen Literaturstreit «Gral» - «Hochland». Dissertation. Wien, 1956 [3]; Doppler B. Katholische Literatur und Literaturpolitik, Enrica von Handel-Mazzetti. Königstein/Ts: Hain, 1980. 232 s. [4]). Примечательно, что Муккерман принимал участие и в деятельности католического ежемесячно-

Вл. Соловьеву8. Муккерман был активным участником католического сопротивления нацистскому режиму, и в послевоенное время его волновала идея возрождения Европы. Основанием этого возрождения должно было послужить объединение европейских народов на основе нового гуманистического мировоззрения. Именно идея единства и привлекла его в философии Соловьева. При чем трактовалось оно и как единство народов, населяющих Европу (и в этом смысле в Соловьеве персонифицировалась надежда на примирение России и Европы), и как единство церквей. Муккерман подчеркивал, что Соловьев, оставаясь верным сыном православной церкви, показал, что именно христианство является той почвой, которая объединяет русский народ и народы Европы. А значит, именно оно должно стать основой нового европейского объединения. Владимир Соловьев воспринимался Муккерманом как великий экуменический мыслитель, как провозвестник идеи всехристианского единства, той идеи, которая католической церковью была документально закреплена позднее на Втором Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.)9.

Именно такое восприятие Соловьева - в свете идеи экуменизма - и послужило причиной появления в Германии восьмитомного Собрания сочинений (1953-1980 гг.)10, которое представляет собой достаточно полное, периодизиро-ванное издание, снабженное научными комментариями и - что исключительно важно для адекватного восприятия иноязычного автора - качественно переведенное на немецкий язык. Оно было опубликовано издательством Эриха Веве-ля, который, будучи студентом, изучал философию, теологию и историю искусства, а среди его учителей были Э. Гуссерль и М. Хайдеггер11. Верующий католик, он был искренним сторонником идеи единства христианских конфессий, и

го журнала Hoclland («Горняя страна»), модернистская издательская политика которого радикально отличалась от консервативной концепции журнала Der Gral, что привело к общественной дискуссии между изданиями, конец которой был положен в 1911 году папской грамотой. С.Л. Франк также публиковался в журнале «Hochland». (См. об этом: Назарова О.А. Тема старчества в публикациях С.Л. Франка // Вестник славянских культур. М., 2012. № 1 (XXIII). С. 12-20 [5]). О жизни Ф. Муккермана см.: www.lwl.org/literaturkommission/alex/ index.phpid=00000003&letter=M&layout=2&author_id=0000077. Перу Муккермана принадлежит произведение «Владимир Соловьев. О встрече России и Запада» [6].

8 Der Gral: katholische Monatsschrift für Dichtung und Leben. Münster, 1927-1928, Jahrg. 22. Heft 11.

9 Имеется в виду в первую очередь декрет Unitatis Redintegratio («Восстановление единства»), посвященный экуменизму.

10 Особая роль в появлении этого собрания сочинений Соловьева на немецком языке отводится немецкому слависту Лудольфу Мюллеру (1917-2009), переводчику, комментатору и исследователю творчества Вл. Соловьева. Истории «романа» Мюллера с Соловьевым, продолжавшегося более 50 лет, Белкин посвящает отдельную главу в своей диссертации (см.: Belkin D. Die Rezeption VS. Solov'evs in Deutschland. S. 209-250).

11 Wewel E. (1894-1974) - немецкий журналист, публицист и издатель. Издательство Эриха Вевеля (Erich Wewl Verlag) было основано в 1939 году. Однако в силу напряженных отношений с нацистским режимом активная публикационная деятельность стала возможна лишь после окончания Второй мировой войны. Издательство специализировалось на философской и богословской литературе. В числе его авторов были Э. Корет, Л. Мюллер, Йозеф кардинал Ратцингер. Подробнее об Э. Вевеле см.: https://de.wikipedia.org/wiki/Erich_Wewel

именно это сподвигло его на то, чтобы включить Собрание сочинений Вл. Соловьева в свой издательский план.

Особого упоминания заслуживает интерес к Соловьеву, проявленный двумя очень значимыми христианскими философами и богословами XX столетия: Эрихом Пшиварой12 и Хансом Урсом фон Бальтазаром13. Отличительная особенность их восприятия Соловьева состоит в том, что каждый из них по своему интегрировал его идеи в свое собственное философское мировоззрение. Так, например, Баль-тазар рассматривал изучение творчества Соловьева в качестве одной из задач современной католической философии, которую он понимал как философию интегративную, т. е. философию, которая должна не разделять, но интегрировать в себя все наиболее значительные явления духовной истории. К таким явлениям им был отнесен и Владимир Соловьев. Многотомное произведение Бальтазара «Великолепие. Богословская эстетика» (1961-1969 гг.)14 было основано на методе диалога: автор вступал в диалог с теми мыслителями, которых он интегрировал в свою философию. Диалогу с Соловьевым во втором томе этого произведения посвящено семьдесят страниц. Бальтазар был одним из первых исследователей, кто начал проводить параллели между Соловьевым и мыслителями как прошлого, так и современности. Указывая на то, что творческий гений Соловьева объединяет в себе различные аспекты, Бальтазар подчеркивает, что по глубине осуществленного синтеза Соловьев сопоставим с Фомой Аквинским15. Для философа-схоласта это не просто высокая, но высочайшая оценка.

II

Хорошо известный в России немецкий философ и историк философии Петер Элен16 посвятил творчеству Вл. Соловьева несколько своих

12 Przywara E. (SJ) (1889-1912) - польско-немецкий католический теолог и религиозный философ. Пытался, применив современные средства мышления, представить экзистенциалистскую философию и томистскую диалектику в качестве синтеза августинианства и кантианства. Внес вклад в развитие и обоснование учения об Analogia entis. Основные его произведения: «Religionsphilosophie der katholishen Theologie» (1926 г.); «Gott» (1926 г.); «Das Geheimnis Kierkegaards» (1929 г.); «Kant heute» (1930 г.); «Analogia entis» (1932 г.); «Сhristliche Existenz» (1934 г.); «Heroisch» (1936 г.).

13 Balthasar H.U. v. (SJ) (1905-1988) - швейцарский католический богослов и религиозный философ, издатель, переводчик. Несмотря на то, что Бальтазар никогда не занимался преподавательской деятельностью, он относится к наиболее значимым католическим богословам XX столетия. В качестве консультанта участвовал в подготовке Второго Ватиканского Собора. Его библиография насчитывает 90 книг, 100 переводов, 550 статей (полную библиографию см.: http://www.johannes-verlag.de/jh_hans_urs_von_balthasar.htm).

14 Balthasar, H.U. v. Herrlichkeit: Eine theologische Ä sthetik. Einsiedeln: Johannes-Verlag, 1961-1969.

15 См.: Balthasar H.U. v. Herrlichkeit: Eine theologische Ä sthetik. Bd. 2. Fächer der Stile. Einsiedeln: Johannes-Verlag, 1962. S. 11 [1].

16 Элен П. (SJ) (род. 1934) - эмеритированный профессор Высшей школы философии (г. Мюнхен, Германия), переводчик и один из инициаторов издания сочинений С.Л. Франка на немецком языке. См. о нем: Мелих Ю.Б. Петер Элен // Русская философия. Энциклопедия / под ред. М.А. Маслина. Изд. 2-е, дораб. и допол. М.: Терра, Книжный клуб Кни-говек, 2014. С. 194-195 [8].

статей17. Каковы же причины проявленного им интереса к идейному наследию русского мыслителя?

На мой взгляд, восприятие Эленом Владимира Соловьева имеет практическую подоплеку. В своей книге, посвященной Семену Франку, он говорит о том, что философия должна быть способна отвечать «вызовам современности»18. Для людей его поколения, значительную часть своей жизни проживших в XX веке, таким вызовом стала Вторая мировая война, которую следует воспринимать не только в глобальном смысле - как преступление против человечества, но и как преступление против человека. В статье «Освенцим и теология» Элен использует термин «искушение Освенцима», понимая его в широком смысле - как «притязание на то, чтобы, подобно Богу, судить, что есть подлинно человеческая жизнь»19.

Вопрос о юридической защите прав человека должны решать политики, а задача философов состоит в том, чтобы разработать такое философское миро-

17 К настоящему времени Эленом написаны следующие статьи о Вл. Соловьеве: «"Имперсо-нализм" и "становящийся разум истины" в поздней философии Соловьева» (см.: Ehlen P. «Impersonalismus» und die «werdende Vernunft der Wahrheit» in Solov'evs Spätphilosophie // Studies in East European Thought. Dordrecht, 1999. N 51. Р. 155-175 [9] (Интернет-источник: https://www.hfph.de/hochschule/lehrende/prof-dr-peter-ehlen-sj/solowj ow/ ehlen_solowjow_impersonalismus.pdf)); «Понятие "Богочеловечества" в философии Вл.С. Соловьева и С.Л. Франка» (см.: Ehlen P Der Begriff des «Gottmenschentums» in der Philosophie VS. Solov'evs und S.L. Franks // Forum für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte. Köln, Weimar, Wien, 2000, 4. Jg., Heft 2. S. 41-74 [10]); «Владимир Соловьев. Мистическое единство мира» (см.: Ehlen P Wladimir Solowjow. Die mystische Einheit der Welt // Stimmen der Zeit. Freiburg in Breisgau, 2003. Heft 7. S. 473-485 [11]); «Идея красоты в философии Владимира Соловьева» (см.: Ehlen P Die Idee der Schönheit in Vladimir Solov'evs Philosophie // Vladimir Solov'ev und Friedrich Nietzsche. Eine deutsch-russische kulturelle Jahrhundertbilanz. Hg. U. Heftrich und G. Ressel. Frankfurt-am-Main, 2003. S. 241-263 [12] (Интернет-источник: https://www.hfph.de/hochschule/ lehrende/prof-dr-peter-ehlen-sj/solowjow/ehlen_solovev_schoenheit.pdf)); Рецензия на: Аксель Швайгер. Христианское истолкование истории в модерне. Исследование к историческому мышлению Дж.Д. Кортеса, Эрнеста фон Лазаулькса и Владимира Соловьева (см.: Ehlen P Rezension zu: Axel Schwaiger: Christliche Geschichtsdeutung in der Moderne. Eine Untersuchung zum Geschichtsdenken Juan Donoso Cortes, Ernst von Lasaulx und Vladimir Solov'ev. Berlin, 2001. 440 s. // Theologie und Philosophie. Freiburg in Breisgau, 2002. Heft 4. S. 584 [13]).

Опубликованный на сайте Высшей школы философии текст «В.С. Соловьев. "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории" и "Краткая повесть об антихристе"» (WS. Solowjow. «Drei Gespräche über den Krieg, den Fortschritt und das Ende der Weltgeschichte» und die «Kurze Erzählung vom Antichrist» (Интернет-источник: https://www.hfph.de/hochschule/ lehrende/prof-dr-peter-ehlen-sj/solowjow/ehlen_solowjow_krieg_fortschritt_weltgeschichte.pdf)) представляет собой обобщение размышлений Элена касательно философско-богословского творчества Соловьева, возникших в процессе чтения лекций и проведения семинаров.

На русском языке до сих пор увидела свет только одна статья Элена, посвященная Соловьеву, - «Идея богочеловечества в философии Вл. Соловьева» [14].

18 См.: Элен П. Семен Л. Франк: философ христианского гуманизма: пер. Оксаны Назаровой. М.: Идея-Пресс, 2012. С. 14 [15].

19 См.: Элен П. Освенцим и теология / пер. Н.Н. Трубниковой // Вопросы философии. М., 2001. № 4. С. 10-15 [16]. Интернет-источник: http://ru.convdocs.org/docs/index-122317.html

воззрение, которое бы дало обоснование особому онтологическому статусу человека и ценности человеческого бытия, которое не допускало бы - даже в теории - возможности обращения с человеком как с вещью20. Такое мировоззрение, по мнению Элена, возможно лишь в форме христианского гуманизма, который подчеркивает неразрывное единство человека и Бога и тем самым закладывает основы для понимания безусловной значимости человеческой личности21.

Именно в этом контексте Элен и проявляет интерес к Соловьеву. В первую очередь, он обнаруживает у него ту же интенцию, которая является основополагающей и для христианского гуманизма, а именно стремление к преодолению недостатков современной цивилизации, основанной на борьбе эгоистических интересов и потому рискующей погрузиться в хаос22. Указание на то, что смыс-лообразующим и объединяющим началом современной цивилизации должна быть христианская вера, сопровождается у Соловьева замечанием о том, что христианская религия «не проводит этой веры до конца»23, поскольку она не вносит свой вклад в практическое преобразование мира и человека. В ней отсутствует апология человека и мира. Соответственно, им формулируется задача объединения обоих направлений веры - веры в Бога и веры в человека - в целостности и в истине Богочеловечества24.

В философии Соловьева Элен находит тот категориальный аппарат, который может быть положен в основу христианского гуманизма. Речь идет в первую очередь о понятиях «Богочеловечество» и «София». Интегрированные в соловь-евское учение о творении мира Божественным Логосом, они способны обосновать изначальную положенность творения в Боге и тем самым помыслить единство Бога и человека, избегая при этом их смешения в примитивном предметном смысле. Понятие «Богочеловечество» позволяет рассматривать «божественное

20 Так, например, в отчетах «врачей» концлагеря Дахау, в котором проводились эксперименты над людьми в целях исследования изменений, происходящих в человеческом организме при погружении его в ледяную воду, отсутствует понятие «человек», но есть понятие «подопытный» (Versuchsperson).

21 Заявившая о себе после Второй мировой войны концепция христианского гуманизма продолжает оставаться актуальной и в наши дни, на чем настаивает Элен в своей работе «Освенцим и теология», которая завершается следующими словами: «Искушение, приведшее к Освенциму, в конечном счете можно понять лишь с религиозной точки зрения. Это притязание на то, чтобы, подобно Богу, судить, что есть подлинно человеческая жизнь! XXI столетие дает немало возможностей, чтобы искушение Освенцима вернулось в совершенно новых формах. И чтобы противостоять этому искушению, необходима религиозная вера - вера в то, что Бог присутствует в каждом человеке». (Актуальность христианского гуманизма в послевоенном мире подчеркивал в своей газетной публикации Эмерих Корет, творческая и научная судьба которого, как и у П. Элена, связана с философским факультетом S.J. (с 1971 года -Высшая школа философии). См.: Coreth E. Christlicher Humanismus der Gegenwart // Die Furche. Wien, 1946. № 24. S. 1-2 [17]).

22 См.: Ehlen P. Der Begriff des «Gottmenschentums» in der Philosophie VS. Solov'evs und S.L. Franks. S. 48-49.

23 См.: Соловьев Вл. C. Чтения о богочеловечестве // Соловьев Вл.С. Чтения о богочеловече-стве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Минск: Харвест, 1999. С. 30 [18].

24 Там же.

творчество», или, как говорит Соловьев, «космогонический процесс», как процесс, изначально ориентированный на появление человека, благодаря которому мировая действительность оказывается связанной со своим творцом25.

Презентация русского мыслителя Владимира Соловьева немецкой читающей публике в качестве философа христианского гуманизма сопряжена с рядом проблем. В первую очередь, это проблема терминологическая: из-за отсутствия аналогов в немецком языке основные понятия философии Соловьева воспринимаются как загадочные, «экзотичные», и, соответственно, остаются малопо-нятными26. Кроме того, возникает проблема с признанием легитимности этих понятий. Она довольно серьезная, если принять во внимание, что статьи Элена о Соловьеве публиковались, в том числе, и в религиозно-философских печатных изданиях27. Это означает, что их читательскую аудиторию составляли не только философы, но и богословы. Понятие «Богочеловечество» несет в себе опасность пантеизма, а понятие «София» может быть ошибочно истолковано как четвертая ипостась Бога. Превратно понятые, эти понятия дают основания для обвинения Соловьева в ереси. Поэтому особое внимание Элен уделяет демонстрации того, что «Богочеловечество» хотя и не является библейским понятием (поскольку в Библии встречается понятие Богочеловек, использованное по отношению к Иисусу Христу), тем не менее отвечает духу христианства и его догматике, и в частности христологическому догмату о нераздельности и неслияннос-ти двух природ - божественной и человеческой - в личности Христа, утвержденному Халкидонским Собором (451 г.). А при помощи понятия «София» - материя Божества, связующее звено между Божественной реальностью и тварным миром - Соловьев вносит свой вклад в христианское учение о творении. Соответственно, оно играет важную роль в решение той задачи, которую ставит перед собой христианский гуманизм, - обосновать особую значимость человеческого бытия и мира.

Понятие «Богочеловечество», впервые использованное Соловьевым в его «Критике отвлеченных начал» (1880 г.), а затем тематизированное в «Чтениях о Богочеловечестве» (1877-1881 гг.), по мнению Элена, образует стержень философского мировоззрения Соловьева. Таким образом, Элен присоединяется к тем оценкам данного понятия, которые были высказаны Евгением Трубецким в его работе «Миросозерцание В.С. Соловьева» (1913) и Алексеем Лосевым, который относит «Чтения о Богочеловечестве» к вершине всей теоретической философии Соловье-

25 См.: Ehlen P. Der Begriff des «Gottmenschentums» in der Philosophie VS. Solov'evs und S.L. Franks. S. 167, 169.

26 Элен обсуждает эту проблему в своей статье «Понятие "Богочеловечества" в философии Вл. С. Соловьева и С.Л. Франка».

27 Например, Stimmen der Zeit («Голоса времени») - журнал христианской культуры. Основанный в 1871 году, он представляет собой старейший культурный журнал Германии. Редакционная политика журнала состоит в том, чтобы сочетать на его страницах дискуссии на традиционные церковно-богословские темы с обсуждением актуальных общественно-политических проблем, а также современных достижений в естественных науках, литературе, кино и искусстве. Об истории журнала см.: http://www.stimmen-der-zeit.de/zeitschrift/geschichte/ geschichte_der_zeitschrift_html

ва, отведя этой вершине, тем не менее, всего две страницы в своей семисотстранич-ной книге «Владимир Соловьев и его время» (1990 г.)28. Именно в заполнении существующего пробела, в реконструкции философии Соловьева как философии Бого-человечества, Элен и видит смысл своих историко-философских штудий.

Петер Элен полагает, что причиной недостаточной изученности понятия «Богочеловечество» в соловьевоведении является исключительная сложность философствования русского мыслителя. Данное понятие следует понимать из контекста - принимая во внимание основную интенцию (логику) философии Соловьева. В согласии с этим методологическим принципом Элен и разъясняет смысл понятия «Богочеловечество», опираясь при этом в первую очередь на «Чтения о Богочеловечестве»29.

Убеждение Соловьева и основополагающий постулат его философии Бо-гочеловечества состоит в том, что человек вместе со своим миром положен в Боге. Однако каким образом можно помыслить это положенное бытие мира в Боге? Не желая рассматривать отношение Бога и мира в примитивном предметном смысле, Соловьев осуществляет умозрительное истолкование понятия Бытия в выражении «Бог есть»30. Бог понимается в нем как Абсолютно сущее31. Таковым он является в том случае, если он ничем не ограничен, поскольку, как утверждает Соловьев, он является «единством всего» сущего, всеединством, которое в положительном смысле имеет в себе все. Если бы Бог не был единством всего сущего, сотворенного, мир находился бы вне его, ограничивая его извне и нарушая тем самым принцип его абсолютности. Творение же не ограничивает Бога. Оно принадлежит к полноте Божества. А значит, оно должно быть в Боге.

Возникают вопросы: если сотворенное положено в Боге, каким образом оно может отличаться от Бога? Не является ли пантеизм неизбежным следствием данного хода мысли? Ответ Соловьева (как его воспроизводит Элен) состоит в следующем: различие между Богом и миром не должно быть помыслено так, что оно подавляет единство - и единство не должно быть помыслено так, чтобы его следствием являлось смешение32; сотворенный мир должен пониматься не как отличный от Бога, но в то же время и не как отпадший от Бога. Творение поэтому должно трактоваться как «акт самоопределения абсолютно сущего»33.

Акт творения означает, что Бог, будучи вечной жизнью, является вечным действием. Поэтому акт творения должен мыслиться как вечный акт. И в качестве такового он включает в себя и вечность сотворенного. (При этом вечность понимается в смысле сверхвременности, а не как непрекращающаяся длительность.)

28 См.: Ehlen P. Der Begriff des «Gottmenschentums» in der Philosophie VS. Solov'evs und S.L. Franks. S. 46-41.

29 Нижеследующее изложение будет основано преимущественно на статье П. Элена «Понятие "Богочеловечества" в философии Вл. С. Соловьева и С.Л. Франка».

30 См.: Соловьев Вл.С. Чтения о богочеловечестве. С. 80.

31 Там же. С. 101.

32 См.: Ehlen P. Der Begriff des «Gottmenschentums» in der Philosophie VS. Solov'evs und S.L. Franks. S. 52.

33 См.: Соловьев Вл.С. Чтения о богочеловечестве. С. 100.

Если творение вечно, в чем тогда состоит его творящее бытие? Соловьев решает эту проблему при помощи различения «в Абсолюте» «абсолютно сущего» и его «содержания», или «идеи». В вечном акте творения Бог полагает свое содержание в действительность. Это означает, что творение является «самоосуществлением» Бога, однако не в том смысле, что Бог становится тем, чем он раньше не был, оно является «вечным» актом, посредством которого Бог осуществляет все, что есть, или сам становится всем благодаря тому, что он раскрывает сам себя.

По мнению Соловьева, условие того, что Бог себя - свое содержание - выражает в творении (и в этом смысле - осуществляет себя), состоит в том, что сам Бог является динамическим принципом - вечным Логосом, в котором Бог выражает себя для себя. Божье «Слово» - это вечное действие.

Если Бог извечно высказывает свое Слово и посредством этого Слова творит мир, то следует предположить и «вечное существование реальных элементов, воспринимающих божественное действие», а также «и существование мира как подлежащего божественному действию, как дающего в себе место божественному единству»34. Творение происходит из Абсолютно Единого и является его «содержанием»35. Оно представляет собой не простую «сумму отдельных безразличных существ»36, но неотделимое от Бога «целое», которое может быть помыслено как «живой организм»37, который сам есть Бог. Прообразом этого «организма» - объединенного с Богом творения - является Христос, ибо в личности Христа мир навечно объединен с божественным действием, с Логосом.

Основополагающий постулат осуществленной Соловьевым миродицеи, согласно которому мир был желаем извечно и спроектирован для того, чтобы воспринять божественное действие, более всего имеет отношение к человеку. Творение, или, как говорит Соловьев, космогонический процесс, изначально ориентировано на сотворение человека38. В человеке мир становится подлинным образом Бога, поскольку лишь благодаря ему мир способен ответить своему творцу.

По мнению Элена, основные положения учения Соловьева о творении можно обобщить следующим образом: «Собственное же, то есть произведенное единство этого мира, - центр мира и вместе с тем окружность Божества и есть человечество» [18, с. 139].

Говоря о том, что спекуляция о Софии, безусловно, является «наиболее самовольным» вкладом Соловьева в учение о творении39, Элен обращает внима-

34 См.: Соловьев Вл.С. Чтения о богочеловечестве. С. 139.

35 В краткой статье нет возможности изложить предпринимаемую Эленом «апологию» Соловьева в отношении проблем пантеизма и теодицеи, неизбежно связанных с основными постулатами его философствования. Опровержение упреков в пантеизме, выдвигаемых философии Соловьева, осуществляется в статье Элена «Понятие "Богочеловечества" в философии Вл.С. Соловьева и С.Л. Франка». Проблему теодицеи Элен затрагивает в своей статье «Идея Богочеловечества в философии Вл. Соловьева».

36 Идея, лежащая в основе эгоистического мировоззрения, которому оппонирует Соловьев.

37 См.: Соловьев Вл. C. Чтения о богочеловечестве. С. 130.

38 Эта идея является одной из основных также и в христианском гуманизме.

39 См.: Ehlen P. Der Begriff des «Gottmenschentums» in der Philosophie VS. Solov'evs und S.L. Franks. S. 55.

ние на то, что он оставался верен своему учению о Софии на протяжении всей своей жизни, а значит, в этом должен быть определенный смысл. Он полагает, что Соловьев в данном случае следовал основополагающей практической интенции своего философствования: на основании христианской веры и в то же время по-новому обосновать ценность и значимость человека, поставленные под угрозу в современном обществе.

Вл. Соловьев развивает свою идею, согласно которой «вечный Бог» через свое Слово «вечно осуществляет Себя»40. При этом он называет извечно существующее «Иное» Бога, являющееся, как мы видели, его «содержанием», новым именем - Божественная Премудрость, или София41. В отличие от Логоса как «прямого выражения» Бога, София является выраженной, осуществленной идеей абсолютного сущего. Она является действительностью, связанной с Богом благодаря Логосу, или посредством Бога «осуществленным единством» с Богом. София, репрезентирующая принцип действительности мира, или творение, может быть потому названа «телом Божием», или «материей Божества, проникнутой началом божественного единства»42.

Мир является «иным» Бога. Он создан для того, чтобы ответить своему творцу в человеке. Совершенным человеком, в котором Божье действие (его Логос) стало полноценной действительностью, является Христос. В нем Логос окончательно объединен с Софией. София в качестве выражения творения вечно устремлена к этому объединению с Логосом в Христе, Богочеловеке. Каждый человек является членом проникнутой Логосом мировой действительности, или Софии. Он есть «связующее звено между божественным и природным миром»43. Элен ссылается на позднее произведение Соловьева «Три речи в память о Достоевском» (1882-1883 гг.) с тем, чтобы более точно прояснить смысловое значение понятия София: в них Соловьев подчеркивает, что воплощение Божества имеет космическое значение: оно означает «искупление, освящение и обожение материи»44. Соответственно, материя должна быть осознана в ее онтологическом значении для того, чтобы человек, из нее происходящий и остающийся связанным с ней, не понимался бы превратно, как случайный продукт бездушной материальной эволюции. Мировая действительность не является ансамблем мертвых сил, она есть «Бого-материя». Таким образом, София есть образ идеального, совершенного, спасенного человечества, «вечно заключающийся в цельном божественном существе, или Христе»45.

40 См.: Соловьев Вл. C. Чтения о богочеловечестве. С. 129.

41 Элен указывает на то, что Соловьев развивал свое учение о Софии преимущественно в двух своих текстах - в «Чтениях о Богочеловечестве» и в «России и Вселенской церкви» (1889 г.).

42 См.: Соловьев Вл. C. Чтения о богочеловечестве. С. 132.

43 Там же. С. 131.

44 См.: Ehlen P. Der Begriff des «Gottmenschentums» in der Philosophie VS. Solov'evs und S.L. Franks. S. 58.

45 См.: Соловьев Вл. C. Чтения о богочеловечестве. С. 138.

III

В заключение хотелось бы отметить, что заслуга Петера Элена как исследователя творчества Владимира Соловьева состоит также и в его участии в издании серии книг под названием «Основы философии»46. Это многотомный учебник по истории философии, который публикуется издательством Кольхаммер. В настоящее время издательство осуществляет публикацию уже пятой, полностью переработанной версии этого учебника. Элен участвует в издании этой серии не только в качестве автора статей, но и как автор новой идеи подачи материала. Он является противником восприятия русской философии как философии сугубо национальной - такое восприятие традиционно лежит в основе преподнесения русских философов в немецких учебниках по истории философии47. Благодаря стараниям Элена в новом издании данного учебника реализован новаторский принцип, который состоит в том, что российские мыслители размещены рядом с мыслителями западноевропейскими и в соответствии с сущностью их философских учений. Так, например, в томе «Философия ХХ века» имена Л. Шестова и Н. Бердяева помещены в раздел «Философия экзистенции», философия Франка - в раздел «Новые формы метафизики», а Ленин занял свое место в разделе «Философия общества и политическая философия»48. В томе «Философия XIX века»49. Соловьев представлен в разделе «Философия идеализма» в одном ряду с Фихте, Шеллингом, Гегелем, Шлегелем, Гумбольдтом и др. Развернутая статья о нем под названием «Динамическое всеединство» написана также Петером Эленом50.

Петер Элен относит Владимира Соловьева, наряду с Семеном Франком, к ведущим философам России, тем самым подчеркивая значимость русской философии в европейском философском контексте51. Более того, по его мнению,

46 «Grundkurs der Philosophie»: 19-томная серия по истории философии, целью которой является дать обзор фундаментальных вопросов современного философствования. В ней представлены в системном виде важнейшие области философии и дан обзор истории философии от античности до наших дней. Цель данного издания состоит в том, чтобы ввести читателя в круг философских проблем и побудить к самостоятельному мышлению.

47 Основываясь на национальном принципе, русских философов обычно размещают в разделах «Русская философия» или «Философия в России».

48 См.: Ehlen Р., Haeffner G., Ricken F Philosophie des 20. Jahrhunderts. Grundkurs Philosophie. Bd. 10. 3., erweiterte und überarbeitete Auflage. Stuttgart: Kohlhammer, 2010. 464 s. [19].

49 См.: Ehlen P, Haeffner G., Schmidt J. Philosophie des 19. Jahrhunderts. Grundkurs Philosophie. Bd. 9. 5., erweiterte und überarbeitete Auflage. Stuttgart: Kohlhammer, 2016. 428 s. [20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 Выдержка из этого раздела, касающаяся анализа эссе Соловьева «Смысл любви», названная «В.С. Соловьев. "Смысл любви"» («WS. Solowjow. "Der Sinn der Liebe"»), доступна по ссылке: https://www.hfph.de/hochschule/lehrende/prof-dr-peter-ehlen-sj/solowjow/ ehlen_solowjow_sinn_der_liebe.pdf. В этом году я планирую перевести для журнала «Соловьев-ские исследования» избранные места из раздела, посвященного Соловьеву, опубликованного в томе «Философия 19-го века», что даст читателям возможность более подробно ознакомиться с той интерпретацией, которую дает Петер Элен философии Владимира Соловьева.

51 См.: Ehlen P. Der Begriff des «Gottmenschentums» in der Philosophie VS. Solov'evs und S.L. Franks. S. 41. Иоанн Павел II в 2003 году отнес Вл. Соловьева к величайшим русским философам XIX столетия, назвав его пионером и примером диалога христиан Востока и Запада, на что указывает Катапедия (свободная католическая энциклопедия) (см. статью «Владимир Соловьев»: http://www.kathpediacom/index.php?title=Wladimir_Solowjew)

основные идеи философии Богочеловечества Вл. Соловьева могут быть использованы в осуществлении концепции христианского гуманизма, что делает его философию актуальной и современной.

Список литературы

1. Belkin D. Die Rezeption VS. Solov'evs in Deutschland. Tübingen, 2000. 384 s.

2. Funder F In memoriam. Friedrich Muckermann // Die Furche. Wien, 20 April 1946. N 16. S. 7.

3. Allram R. Studien zum katholischen Literaturstreit «Gral» - «Hochland». Dissertation. Wien, 1956.

4. Doppler B. Katholische Literatur und Literaturpolitik, Enrica von Handel-Mazzetti. Königstein/Ts: Hain, 1980. 232 s.

5. Назарова О.А. Тема старчества в публикациях С.Л. Франка // Вестник славянских культур. М., 2012. № 1 (XXIII). С. 12-20.

6. Muckermann F Wladimir Solowiew. Zur Begegnung zwischen Russland und dem Abendland. 2 Bände. Olten: Walter, 1945. 210 s.

7. Balthasar H.U. v. Herrlichkeit: Eine theologische Ä sthetik. Bd. 2. Fächer der Stile. Einsiedeln: Johannes-Verlag, 1962. 887 s.

8. Мелих Ю.Б. Петер Элен // Русская философия. Энциклопедия / под ред. М.А. Маслина. Изд. 2-е, дораб. и допол. М.: Терра, Книжный клуб Книговек, 2014. С. 794-795.

9. Ehlen P. «Impersonalismus» und die «werdende Vernunft der Wahrheit» in Solov'evs Spätphilosophie // Studies in East European Thought. Dordrecht, 1999. N 51. Р. 155-175.

10. Ehlen P. Der Begriff des «Gottmenschentums» in der Philosophie VS. Solov'evs und S.L. Franks // Forum für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte. Köln, Weimar, Wien, 2000, 4. Jg., Heft 2. S. 41-74.

11. Ehlen P Wladimir Solowjow. Die mystische Einheit der Welt // Stimmen der Zeit. Freiburg in Breisgau, 2003. Heft 7. S. 473-485.

12. Ehlen P Die Idee der Schönheit in Vladimir Solov'evs Philosophie // Vladimir Solov'ev und Friedrich Nietzsche. Eine deutsch-russische kulturelle Jahrhundertbilanz. Hg. U. Heftrich und G. Ressel. Frankfurt-am-Main, 2003. S. 241-263.

13. Ehlen P Rezension zu: Axel Schwaiger: Christliche Geschichtsdeutung in der Moderne. Eine Untersuchung zum Geschichtsdenken Juan Donoso Cortes, Ernst von Lasaulx und Vladimir Solov'ev. Berlin, 2001. 440 s. // Theologie und Philosophie. Freiburg in Breisgau, 2002. Heft 4. S. 584.

14. Элен П. Идея богочеловечества в философии Вл. Соловьева: пер. о. Игнатия Крек-шина // Соловьевский сборник. М.: Феноменология-Герменевтика, 2001. С. 295-317.

15. Элен П. Семен Л. Франк: философ христианского гуманизма: пер. Оксаны Назаровой. М.: Идея-Пресс, 2012. 304 с.

16. Элен П. Освенцим и теология: пер. Н.Н. Трубниковой // Вопросы философии. М., 2001. № 4. С. 10-15.

17. Coreth E. Christlicher Humanismus der Gegenwart // Die Furche. Wien, 1946. № 24. S. 1-2.

18. Соловьев Вл. C. Чтения о богочеловечестве // Соловьев Вл.С Чтения о богочелове-честве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Минск: Харвест, 1999. 912 с.

19. Ehlen P., Haeffner G., Ricken F Philosophie des 20. Jahrhunderts. Grundkurs Philosophie. Bd. 10. 3., erweiterte und überarbeitete Auflage. Stuttgart: Kohlhammer, 2010. 464 s.

20. Ehlen P., Haeffner G., Schmidt J. Philosophie des 19. Jahrhunderts. Grundkurs Philosophie. Bd. 9. 5., erweiterte und überarbeitete Auflage. Stuttgart: Kohlhammer, 2016. 428 s.

References

1. Belkin, D. Die Rezeption VS. Solov'evs in Deutschland [The reception of VS. Solovyov's in Germany], Tübingen, 2000. 384 р.

2. Funder, F In memoriam. Friedrich Muckermann [In memoriam. Friedrich Muckermann], in Die Furche. Wien, 20 April 1946, no. 16, p. 7.

3. Allram, R. Studien zum katholischen Literaturstreit «Gral» - «Hochland» [Studies for Catholic dispute in the literature «Gral» - «Hochland»], Wien, 1956.

4. Doppler, B. Katholische Literatur und Literaturpolitik, Enrica von Handel-Mazzetti [Catholic literature and literary policy, Enrica von Handel-Mazzetti], Königstein/Ts: Hain, 1980. 232 p.

5. Nazarova, OA. Tema starchestva v publikatsiyakh S.L. Franka [Starchestvo subject in publications of S. L. Frank's], in Vestnikslavyanskikh kul'tur,Moscow, 2012, no. 1 (XXIII), pp. 12-20.

6. Muckermann, Ii Wladimir Solowiew. Zur Begegnung zwischen Russland und dem Abendland. 2 Bände. Olten: Walter, 1945. 210 p.

7. Balthasar, H.U. v. Herrlichkeit: Eine theologische Ä sthetik [Glory: A Theological Aesthetics]. Bd. 2. Fächer der Stile [Subjects of Styles], Einsiedeln: Johannes-Verlag, 1962. 887 p.

8. Melix, Ju.B. Peter Elen [Peter Ehlen], in Russkaya filosofiya. Entsiklopediya [Russian philosophy. Encyclopedia], Moscow: Terra. Knizhnyy klub Knigovek, 2014, pp. 794-795.

9. Ehlen, P. «Impersonalismus» und die «werdende Vernunft der Wahrheit» in Solov'evs Spätphilosophie [«Impersonalism» and «expectant sense of truth» in later philosophy of Solovyov's], in Studies in East European Thought. Dordrecht, 1999, no. 51, pp. 155-175.

10. Ehlen, P Der Begriff des «Gottmenschentums» in der Philosophie VS. Solov'evs und S.L. Franks [The concept of «God-manhood» in philosophy of VS. Solovyov's and S.L. Frank's], in Forum für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte. Köln, Weimar, Wien, 2000, 4. Jg., Heft 2, pp. 41-74.

11. Ehlen, P. Wladimir Solowjow. Die mystische Einheit der Welt [Vladimir Solovyov. The mystical unity of the world], in Stimmen der Zeit. Freiburg in Breisgau, 2003, Heft 7, pp. 473-485.

12. Ehlen, P Die Idee der Schönheit in Vladimir Solov'evs Philosophie [The idea of beauty in Philosophy of Vladimir Solovyov's], in Vladimir Solov'ev und Friedrich Nietzsche. Eine deutschrussische kulturelle Jahrhundertbilanz. Hg. U. Heftrich und G. Ressel. Frankfurt-am-Main, 2003, pp. 241-263.

13. Ehlen, P. Rezension zu: Axel Schwaiger: Christliche Geschichtsdeutung in der Moderne. Eine Untersuchung zum Geschichtsdenken Juan Donoso Cortes, Ernst von Lasaulx und Vladimir Solov'ev. Berlin 2001, 440 s. [Review to: Axel Schwaiger: Christian interpretation of history in the modern era. A study of historical thought of Juan Donoso Cortes, Ernst von Lasaulx and Vladimir Solovyov. Berlin 2001, 440 p.], in Theologie und Philosophie. Freiburg in Breisgau, 2002, Heft 4, p. 584.

14. Elen, P. Ideya bogochelovechestva v filosofii Vl. Solov'eva [The idea of God-manhood in philosophy of Vl. Solovyov's], in Solov'evskiy sbornik [Collection of Solovyov's], Moscow: Fenomenologiya-Germenevtika, 2001, pp. 295-317.

15. Elen, P Semen L. Frank: filosof khristianskogo gumanizma [Semen L. Frank: philosopher Christian humanism], Moscow: Ideya-Press, 2012. 304 p.

16. Elen, P. Osventsim i teologiya [Auschwitz and Theology], in Voprosy filosofii, 2001, no. 4, pp. 10-15.

17. Coreth, E. Christlicher Humanismus der Gegenwart [Christian Humanism of presence], in Die Furche. Wien, 1946, no. 24, pp. 1-2.

18. Solov'ev, Vl.S. Chteniya o bogochelovechestve [Reading about God-manhood], in Solov'ev, Vl.S. Chteniya o bogochelovechestve. Dukhovnye osnovy zhizni. Opravdanie dobra [Readings about God-manhood. The spiritual foundations of life The Justification of the Good], Minsk: Kharvest, 1999. 912 p.

19. Ehlen, P., Haeffner, G., Ricken, F Philosophie des 20. Jahrhunderts [20th-century philosophy], in Grundkurs Philosophie. Bd. 10. 3., erweiterte und überarbeitete Auflage. Stuttgart: Kohlhammer, 2010. 464 p.

20. Ehlen, P, Haeffner, G., Schmidt, J. Philosophie des 19. Jahrhunderts [19th-century philosophy], Stuttgart: Kohlhammer, 2016. 428 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.