Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2024. Т. 16, № 1. С. 163-174 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2024. Vol. 16, № 1. Р. 163-174
Научная статья УДК 349.3
DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2024-1/163-174
Новейшая история развития в Российской Федерации пенсионного обеспечения граждан по старости
Савоськин Александр Владимирович Вохидова Амина Шавкатовна
Уральский государственный экономический университет Екатеринбург. Россия
Аннотация. В статье рассматривается процесс развития системы пенсионного обеспечения граждан пожилого возраста в России начиная с «перестроечного» периода и до наших дней. Исследование проведено с целью изучения ключевых направлений формирования и реформирования, а также актуальных вызовов и проблем, с которыми приходилось сталкиваться отечественной пенсионной системе. Для достижения поставленной цели бът проведен ретроспективный анализ нормативных актов, регулировавших пенсионное обеспечение в России, и изучены действующие нормативные правовые акты и научные источники по рассматриваемой и смежным темам. Анализируются альтернативные варианты формирования пенсионной системы, рассматривавшейся Правительством РФ в 90-х гг. прошлого века. Особе внимание уделено новым программам и механизмам пенсионного обеспечения по старости. Сделан вывод о том, что современная система пенсионного обеспечения достигла значительных успехов в реализации минимального уровня поддержки пожилых граждан, однако процесс ее совершенствования не прекращается, поскольку обусловлен новыми вызовами (прежде всего, факторами увеличения продолжительности жизни и сокращения численности населения страны), а также о неизбежности дальнейших пенсионных реформ, призванным адаптировать пенсионное законодательство к новым условиям с целью повышения эффективности и обеспечения достойного уровня жизни граждан после завершения их трудовой деятельности.
Ключевые слова: государство, реформа, расходы казны, стаж, пенсия, пенсионная система, пенсионное обеспечение, денежные выплаты, пенсия по старости, пенсионное законодательство, Пенсионный фонд, Социальный фонд, страхование.
Для цитирования: Савоськин А.В., Вохидова А.Ш. Новейшая история развития в Российской Федерации пенсионного обеспечения граждан по старости // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2024. Т. 16. № 1. С. 163-174. DOI: https://doi. org/10.24866/VVSU/2949-1258/2024-1/163-174
Original article
The latest history of the development of old-age pension provision in the Russian Federation
Alexander V. Savoskin Amina S. Vohidova
Ural State University of Economics Yekaterinburg. Russia
© Савоськин А.В., 2024 © Вохидова А.Ш., 2024
163
Abstract. The article examines the process of development of the pension system for elderly citizens in Russia, starting from the "perestroika" period to the present day. This study was conducted to study the key areas of formation and reform, as well as current challenges and problems that the domestic pension system had to face. To achieve this goal, a retrospective analysis of the regulations governing pension provision in Russia was carried out, and current regulations and scientific sources on the considered and related topics were also studied. Alternative options for the formation of the pension system, considered by the Government of the Russian Federation in the 90s of the last century, are analyzed. Particular attention is paid to new programs and mechanisms for old-age pensions. It is concluded that the modern pension system has achieved significant success in providing a minimum level of support for older citizens, but the process of its improvement does not stop, as it is caused by new challenges (primarily the factors of increasing life expectancy and reducing the country's population). It is concluded that further pension reforms are inevitable, designed to adapt pension legislation to new conditions, in order to increase efficiency and ensure a decent standard of living for citizens after completing their working career.
Keywords: state, reform, treasury expenses, length of service, pension, pension system, pension provision, cash payments, old-age pension, pension legislation, Pension Fund, Social Fund, insurance.
For citation: Savoskin A. V., Vohidova A.Sh. The latest history of the development of old-age pension provision in the Russian Federation // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2024. Vol. 16, № 1. P. 163-174. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2024-1/163-174
Введение
Ни для кого не секрет, что пенсионное обеспечение граждан является одной из ключевых социальных гарантий, реализующих благополучие и стабильность общества. Вопросы пенсионного обеспечения волнуют людей каждый день, а количество пожилых людей с каждым годом только возрастает, что создает дополнительную нагрузку на пенсионную систему и требует ее постоянного реформирования и адаптации к новым условиям. Важно понимать, что изменения в экономике и социальной сфере также оказывают влияние на пенсионную систему, поэтому ее изучение и развитие имеет первостепенное значение для обеспечения социальной защиты пожилых граждан и повышения качества их жизни.
Несмотря на то, что тема пенсионного обеспечения граждан по старости в России уже неоднократно изучалась, новейшая история развития пенсионной системы представляет собой обширное поле для исследований и имеет большую значимость, поскольку позволяет понять процесс ее эволюции, определить ключевые моменты и тенденции развития, а также оценить преимущества и недостатки различных подходов и реформ. Научная основа для изменений в законодательстве должна базироваться на глубоком анализе истории объекта исследования в целях недопущения ошибок и негативных последствий при трансформации. Познавая прошлое, можно лучше понять настоящее состояние пенсионной системы и предвидеть потенциальные проблемы и вызовы будущего, что позволит своевременно принимать обоснованные решения и вносить необходимые корректировки.
Научная гипотеза исследования состоит в том, что процесс развития пенсионного обеспечения содержит ряд недостатков и проблем, требующих внимательного изучения и в некоторой мере критического анализа.
Целью исследования является комплексный анализ истории развития пенсионной системы в России с упором на новейший период, выявление основных
164
трудностей и противоречий, возникающих при проведении реформ, а также исследование существующих путей усовершенствования указанной системы.
Для достижения данной цели были поставленные следующие задачи исследования:
1) изучить исторические аспекты и основные этапы формирования системы пенсионного обеспечения по старости в России;
2) исследовать социально-экономические факторы и демографические процессы, влияющие на развитие системы пенсионного обеспечения;
3) выявить основные проблемы и противоречия, которые возникали в процессе становления и функционирования системы пенсионного обеспечения.
Предметом исследования является процесс развития системы пенсионного обеспечения пожилых граждан в России с упором на новейшую историю и современные тенденции.
Источниковая база исследования включает исторические правовые акты, регламентирующие пенсионное обеспечение в России, текущие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие права и процедуры в данной области, учебные пособия, диссертации, иные материалы исследований и публикации по данной теме и смежным вопросам.
В диссертационных работах, научных исследованиях, учебных пособиях авторы акцентируют внимание на важности изучения эволюции пенсионной системы для определения дальнейших направлений ее развития. Противоречия в имеющихся исследованиях [2-4, 7] заключаются в различных подходах и оценках эффективности проводимых пенсионных реформ, а также в отсутствии единого мнения относительно наиболее оптимальных механизмов и инструментов совершенствования системы пенсионного обеспечения.
Каждый автор предлагает свой уникальный подход к изучению данной темы, акцентируя внимание на различных аспектах и проблемах. Одни исследователи анализируют экономические аспекты пенсионной системы и их влияние на уровень жизни граждан; другие изучают социальные аспекты, связанные с изменением демографической ситуации и ее влиянием на объем и структуру пенсионных выплат; третьи рассматривают правовые аспекты и проводят анализ законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение граждан по старости. Поэтому актуальность темы не оставляет сомнений, так как является многоаспектной, требующей исследований для разработки эффективных мер по улучшению качества жизни граждан и обеспечению их достойной старости. Авторская позиция заключается в стремлении к комплексному, объективному и критическому анализу новейшей истории развития пенсионной системы с учетом всех положительных и отрицательных сторон проводимых реформ и вводимых нововведений. Таким образом, новизна исследования заключается в предоставлении комплексного взгляда на уже существующие проблемы пенсионной системы, дополнении общей картины новыми деталями и формировании более глубокого понимания текущего состояния и перспектив развития пенсионной сферы, а именно: в неизбежности очередных пенсионных реформ с учетом сложной
165
демографической ситуации и отсутствии в Конституции РФ четких ориентиров (границ) пенсионного обеспечения по старости.
Методологические принципы исследования основаны на принципе историзма, предполагающем изучение явлений и процессов в их развитии и взаимосвязи, а также принципе научной объективности, который предполагает стремление к непредвзятому и беспристрастному изучению предмета исследования. Применены методы историко-правового сравнения, общенаучного анализа утративших силу и действующих нормативных актов, научной литературы, а также социально-юридические методы исследования.
Основная часть
Новейшая история пенсионного обеспечения в России характеризуется постоянными изменениями, что ставит под сомнение стабильность и предсказуемость политики государства в части достойного обеспечения людей денежными средствами при выходе на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста.
Многочисленные (для столь небольшого периода времени) пенсионные реформы имели как субъективные, так и объективные причины. Субъективные причины связаны с недальновидностью и недостаточной квалификацией должностных лиц, отвечавших за разработку пенсионного законодательства; объективные - с демографическими и экономическими особенностями современной России [1, с. 164].
Уже на стадии «перестройки» система пенсионного обеспечения в России столкнулась со множеством проблем. Они накапливались последние два десятилетия советского режима и стали серьезным препятствием для эффективной работы системы пенсионного обеспечения в новых рыночных условиях.
Одной из главных проблем стало то, что в 70-80-х гг. в СССР с повышением уровня жизни в стране повысилась и средняя продолжительность жизни, что привело к увеличению числа лиц пенсионного возраста. Кроме того, пенсии неоднократно увеличивались в размере. На выплату пенсий требовалось все больше денег, а финансирование пенсионной системы было недостаточным.
С началом экономических реформ в период «перестройки» возникла необходимость в применении новых экономических и правовых принципов в области пенсионного обеспечения, так как страна столкнулась с острым финансовым кризисом, что привело к сокращению бюджетных средств. Вследствие этого пенсии стали недостаточными для обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров. Еще более усугубила ситуацию стремительная инфляция - запланированного размера пенсии оказалось недостаточно даже для выживания [2, с. 378].
Кроме того, система пенсионного обеспечения страдала от непрозрачности и коррупции. Были случаи, когда средства пенсионных фондов использовались не по назначению, что фактически приводило к такой ситуации, когда реальные пенсии оказывались ниже заявленных.
Существовала также проблема неравенства в пенсионном обеспечении. Например, некоторые группы населения, такие как работники в тяжелых и вредных условиях труда, получали право на более ранний выход на пенсию и существенно большие выплаты. В то же время другие группы, например женщины, полу-
166
чали меньшие пенсии из-за различий в трудовом стаже и получаемом до выхода на пенсию заработке.
Так, к началу 1990-х гг. пенсионная система потребовала серьезных реформ и изменений, чтобы гарантировать достойное пенсионное обеспечение для всех граждан. Основной задачей социальной политики стала стабилизация и значительное повышение материального положения пенсионеров, а также значительное сокращение числа малообеспеченных граждан. Необходимо было обеспечить устойчивое финансирование, повысить прозрачность и бороться с коррупцией, справедливо распределить пенсионные выплаты среди всех граждан [3, с. 13].
Новейшая история пенсионного обеспечения в России начинается с Закона Союза Советских Социалистических Республик «О пенсионном обеспечении граждан СССР», в котором был заложен принцип связи между трудом и благосостоянием людей и исключено уравнительное отношение к пенсионным выплатам. Этот закон установил единые условия и стандарты пенсионного обеспечения для рабочих, государственных служащих, членов коллективных хозяйств и других категорий трудящихся.
Федеральный закон от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» обособил пенсионную систему страны от общесоюзной. В данном документе были систематически урегулированы основные принципы обязательного государственного пенсионного страхования, а также установлены законодательные нормы, определяющие условия создания и функционирования Пенсионного фонда. Именно с этого времени началось формирование современной пенсионной системы, поскольку 22 декабря 1990 г. был создан Пенсионный фонд России (ПФР), основной задачей которого стал сбор и последующее направление страховых взносов на финансирование пенсионных выплат.
В этот переломный для России период прорабатывались совершенно различные варианты дальнейшего развития, в том числе и в части пенсионного обеспечения. В качестве одной из возможных альтернатив формирования доходов для будущей пенсии рассматривалось введение добровольных накопительных механизмов, которые позволяли бы гражданам инвестировать свои пенсионные накопления и получать доходы от этих инвестиций. Такой подход позволил бы увеличить объем пенсионных накоплений и обеспечить более высокий уровень пенсий в будущем [4, с. 212]. Другим вариантом было добровольное пенсионное страхование, которое подразумевало, что граждане могли бы добровольно вносить дополнительные платежи или приобретать пенсионные страховки, чтобы получать дополнительные выплаты по достижению пенсионного возраста.
Внедрение накопительных механизмов и добровольного пенсионного страхования было направлено на улучшение состояния пенсионной системы и снижение зависимости от финансирования из бюджета. Эти меры предполагали, что граждане могли бы самостоятельно формировать свои пенсионные накопления и получать более достойные пенсии.
В целом разработка разных вариантов формирования будущей пенсионной системы свидетельствовала о стремлении Правительства страны найти оптимальные решения для обеспечения устойчивости и эффективности пенсионного
167
обеспечения в условиях изменяющейся демографической и экономической ситуации [5, с. 369].
Еще одной альтернативой для развития пенсионной системы стал Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Он позволил частному бизнесу формировать собственные негосударственные пенсионные фонды, которые должны были использоваться для выплаты пенсий работникам этих корпораций.
В 1995 г. в России была введена трехуровневая система пенсионного обеспечения, включающая базовую (социальную), трудовую и негосударственную пенсии (Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 № 790). Основной целью данного этапа реформирования было соответствие условий и размера пенсий с объемом участия каждого человека в системе социального страхования. Однако данная цель не реализована по сей день.
В 1996 г. была введена система учета индивидуальных пенсионных прав граждан (Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»), что способствовало созданию индивидуальных лицевых счетов, на которых хранилась информация о всей трудовой деятельности гражданина. Эта система, усовершенствованная и модернизированная, стала основой нынешней пенсионной системы России.
Важным этапом реформирования стал 1998 г. Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» в систему государственного страхования были введены накопительные механизмы и предложено исчислять размер пенсий с использованием индивидуальных пенсионных коэффициентов.
В начале 2000-х гг. пенсионное регулирование получило новое законодательное регулирование. Были приняты три федеральных закона, сформировавших современную систему пенсионного обеспечения в России: от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании этого была введена смешанная система пенсионного обеспечения, которая предусматривала три вида пенсий в зависимости от источников формирования пенсионных выплат: базовая пенсия, размер которой фиксирован и устанавливается государством; страховая пенсия, которая зависит от суммы страховых взносов, уплачиваемых работодателем за работника во время его трудовой деятельности; накопительная пенсия, сумма которой формировалась на индивидуальном счете гражданина, была зависима от пенсионных взносов и доступна по достижении пенсионного возраста.
Начиная с 2002 г. в обязательном порядке в состав пенсии стал входить накопительный компонент в трудовой пенсии, появление которого закономерно соответствовало развитию в стране рыночной экономики. Поступающие на эту часть средства не использовались для текущих пенсионных выплат и не входили
168
в общую государственную пенсионную систему, а вкладывались в различные инвестиционные активы и могли быть использованы только лицами, отчислявшими соответствующие накопления (или их наследниками) [6, с. 188].
С 2008 г. накопительная часть пенсии была увеличена за счет программы софинансирования, что стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Так у граждан возникло право добровольно вносить от 2 до 12 тыс. руб. (раз в год) на накопительную часть своей пенсии, а государство обещало удвоить размер внесенных накоплений. Эта возможность действовала в течение 17 лет (до конца января 2015 г.).
В 2010 г. в России был осуществлен процесс валоризации расчетного пенсионного капитала, который являлся важным этапом в развитии пенсионной системы. Этот процесс, известный как конвертация пенсионных прав, направлялся на согласование пенсионных прав граждан с действующим законодательством. В рамках валоризации был увеличен пенсионный капитал всех пенсионеров, которые до 2002 г. смогли накопить трудовой стаж, на 10 %. Кроме того, за каждый год стажа вплоть до 1991 г. добавлялось по 1 % [7, с. 59-66; 7].
Декабрь 2012 г. можно считать как еще один период, заложивший основу для развития пенсионной системы благодаря утвержденному Правительством РФ распоряжению от 25 декабря 2012 г. № 2524-р о Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России. Документом был закреплен план по усовершенствованию пенсионной системы. Он стал ключевым для пенсионного обеспечения в стране. Стратегия включила новые правила по формированию и расчету пенсий, сделав акцент на трудовой стаж и предоставив гражданам возможность увеличить размер пенсии путем отсрочки обращения в Пенсионный фонд.
Усиление роли трудового стажа произошло через систему пенсионных коэффициентов, а возможность увеличивать пенсию за счет отсрочки выхода на нее стала одним из основных новшеств стратегии. Идея была в том, чтобы такое нововведение стимулировало людей работать дольше и получать более высокую пенсию.
Благодаря Стратегии, дальнейшие реформирования, реализованные Правительством РФ с 2013 по 2015 г., были крупнейшими после 2001 г., поскольку они внесли существенные изменения в структурную составляющую пенсионной системы и процесс расчета размера пений.
Так, в 2013 г. был принят пакет законов, включающий Федеральные законы «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии». С 1 января 2015 г. вступил в силу новый порядок формирования пенсионных прав граждан в России, включающий трансформацию трудовой пенсии по старости в страховую и накопительную; был введен из-за принципиально разных подходов к расчету этих пенсий. Данные изменения привели к усовершенствованию процедуры формирования пенсионных прав. Например, была внедрена новая формула для расчета страховой пенсии, представляющая собой сумму фиксированной базовой части
169
пенсии и пенсионных коэффициентов, умноженных на денежный эквивалент, установленный ПФР. Один пенсионный балл равен одному году трудового стажа гражданина при условии оплаты работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Данную инициативу можно представлять как новую пенсионную реформу, но по факту, исходя из истории, она является продолжением тех преобразований, которые начались в 2002 г.
Одним из ключевых шагов в реформировании пенсионной системы России стало изменение условий для получения пенсии по возрасту, включая увеличение пенсионного возраста, который оставался неизменным с 1930-х гг. Начиная с 1 января 2019 г. в России началась постепенная процедура увеличения пенсионного возраста, которая продлится до 2028 г. Данная реформа предусматривает постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет и для мужчин с 60 до 65 лет, включая увеличение требований к страховому стажу и пенсионным баллам (Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Эти изменения вызвали неоднозначную реакцию в обществе, но, тем не менее, они были приняты и в настоящее время действуют. В период до 2028 г. будет проходить так называемый переходный период, в котором пенсионный возраст будет увеличиваться уже не на полгода, а на один год.
После нескольких лет с момента начала пенсионной реформы, которая должна была привести к увеличению числа работающих граждан, только по данным с 2019 по 2022 г., число работающих снизилось до 75,350 млн человек. Это говорит о том, что старшее поколение не активно привлекается к трудовой деятельности [8, с. 2578]. Пенсионная реформа, следовательно, не достигла полной реализации своих задач. Для достижения целей пенсионной реформы необходимо будет принять дополнительные меры, которые будут стимулировать старшее поколение оставаться активным в трудовой сфере.
Другим альтернативным вариантом является, пусть и непопулярное, но «действенное» повышение пенсионного возраста, которое, с одной стороны, объективно сокращает число лиц, имеющих право на получение пенсии по старости (а потому снижает нагрузку на пенсионную систему России), а с другой -вступает в противоречие с конституционным правом на достойную жизнь (ст. 7 и 39 Конституции РФ). При этом нельзя не отметить, что ни в первоначальном тексте Конституции РФ, ни после поправок, внесенных в нее 2020 г., нормы о пенсионном обеспечении так и не получили конкретных измеримых гарантий. Измененная после конституционных поправок норма ст. 75 о ежегодной индексации пенсии не определяет сущности и содержания пенсионного законодательства, а бланкетная норма ст. 39 Конституции РФ дает практически неограниченную свободу законодателю изменять правила пенсионного обеспечения.
На протяжении многих лет Пенсионный фонд России значительно расширил свои функции. Помимо выплат пенсий, он также стал осуществлять выплату различных пособий для льготных и малоимущих категорий граждан, выдачу сертификатов на семейный капитал, реализовывать многие другие программы. Вопреки разнообразию предоставляемых услуг и возможностей ПФР в совре-
170
менной динамике упрощения процедур и стремления к минимизации бюрократии при получении услуг ранее доступные ресурсы оказались недостаточно функциональными. Уже существовала единая цифровая платформа для управления пенсионными выплатами и унифицированного тарифа страховых взносов, вносимых одной транзакцией, но создавались трудности, так как для получения всего спектра социальных гарантий гражданину за одними услугами приходилось обращаться в ПФР, а за другими - в Фонд социального страхования (далее - ФСС). Это было неудобно и занимало много времени.
Вследствие этого было принято решение о введении в действие Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», которое привело к существенным изменениям в пенсионной системе России. С 1 января 2023 г. начал функционировать Социальный фонд России (СФР), который объединил в себе ранее действующие ПФР и ФСС. Закон определил правовое положение нового фонда, его функции, органы управления и компетенцию, а также урегулировал вопросы, связанные с имуществом фонда и гарантиями для его работников.
Данное объединение предусмотрело сохранение всех выплачиваемых и предоставляемых ранее услуг. Главная цель слияния - улучшение качества обслуживания населения, упрощение процедуры выплаты и сохранение привычных сроков и адресов обращения. Все федеральные меры социальной поддержки стали оформляться по одному запросу.
Объединение функций двух фондов в СФР открыло новые возможности для граждан и отразилось на оптимизации структуры, централизации установления социальных выплат и упрощении процесса получения пенсий и социальных пособий для граждан. Все выплаты и услуги стали доступны через единый запрос, что позволило улучшить качество обслуживания, упростить процедуры для граждан, сэкономить время и силы при обращении со всеми необходимыми документами.
Заключение
История развития пенсионного обеспечения граждан по старости в РФ показывает сложный и многообразный процесс эволюции всей системы как гибкой и адаптированной к изменяющимся условиям. С течением времени она претерпевала многочисленные изменения и реформы, которые позволили создать современную систему пенсионного обеспечения, учитывающую множество факторов и обеспечивающую достойную старость большинству граждан.
Существующая система на текущий момент достигла значительных успехов, обеспечивая достойный уровень поддержки граждан в пожилом возрасте. Однако процесс совершенствования не останавливается и продолжает развиваться, совершенствоваться, чтобы более эффективно обеспечить гражданам достойный уровень жизни после окончания трудовой деятельности и соответствовать потребностям граждан в изменяющихся условиях.
В частности, с каждым годом активно предлагаются и внедряются новые программы и механизмы, улучшается качество и доступность предоставления услуг, совершенствуется законодательство с учетом изменений экономической
171
ситуации и социальных потребностей. Кроме того, государство стремится повысить уровень информирования граждан об их пенсионных правах и возможностях.
Исследование показывает, что изучение истории пенсионного обеспечения граждан по старости занимает ключевое место в формировании более глубокого понимания функционирования данной сферы. Исходя из того, что было раньше, того опыта, который сложился в истории данной системы, государство разрабатывает более эффективные и устойчивые решения для более стабильной и справедливой системы пенсионного обеспечения граждан по старости, которая соответствовала бы потребностям и ожиданиям общества, а также защищала интересы нынешних и будущих поколений пенсионеров.
В долгосрочной перспективе необходимо решить ряд важных проблем и противоречий в области пенсионного обеспечения, с которыми столкнулись граждане.
Во-первых, проблема заключается в противоречии между желанием граждан обеспечить себе достойную пенсию с помощью формирования пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах и недоверием к этим организациям, вызванным их коммерческой природой и сомнениями в стабильности законодательства. Это противоречие усугубляется низким уровнем доходов и недостатком информированности граждан о преимуществах и недостатках различных пенсионных программ.
Во-вторых, проблема заключается в противоречии между необходимостью уплаты пенсионных взносов для обеспечения достойной пенсии и распространением теневой экономики, в результате которой многие работодатели предпочитают не делать пенсионных отчислений, считая это невыгодным для себя. Это противоречие приводит к снижению доходов пенсионного фонда и уменьшению размера будущих пенсий неофициально трудоустроенных работников.
В-третьих, проблема заключается в том, что старшее поколение населения страны не полностью задействовано в экономике, что приводит к недопустимому неиспользованию их трудового потенциала. Пенсионная реформа, направленная на сохранение трудовых ресурсов путем увеличения пенсионного возраста не только не привела к достижению поставленных целей, но и обострила проблему занятости пенсионеров, ухудшив их положение на рынке труда.
По мнению авторов, для решения выявленных проблем можно предложить: укрепление доверия граждан к негосударственным пенсионным фондам. Для этого необходимо: проведение информационных кампаний о преимуществах и гарантиях пенсионных накоплений в негосударственных фондах; внедрение дополнительных мер контроля и защиты интересов пенсионеров со стороны государства; борьба с теневой экономикой и увеличение пенсионных отчислений; стимулирование работодателей к «белой» оплате пенсионных взносов путем введения штрафов и наказаний за уклонение; развитие механизмов контроля за пенсионными отчислениями и прозрачности в системе расчета пенсионных взносов; интеграция старшего поколения в экономику и улучшение условий занятости пенсионеров. Следует создать программы по переподготовке и повышению квалификации пожилых работников, внедрить специальные программы
172
поддержки и стимулирования работодателей к привлечению пенсионеров на работу.
Данные меры могут способствовать решению проблем и противоречий в области пенсионного обеспечения и обеспечить более устойчивую и справедливую пенсионную систему в Российской Федерации. Просмотр исторического опыта также может принести пользу при разработке решений проблем.
Кроме того, нужно учитывать, что Президент страны поставил задачу увеличения продолжительности жизни граждан России. Эта задача постепенно реализуется, но при всей благости она имеет и негативные последствия: увеличение числа лиц пенсионного возраста неизбежно влечет увеличение нагрузки на пенсионную систему. В Российской Федерации этот фактор усугубляется отрицательной рождаемостью и низкой эффективностью использования пенсионных накоплений Социальным фондом РФ для их преумножения. Таким образом, пенсионные реформы в РФ не закончены. Государство ждет очередной этап изменений пенсионного законодательства, и хочется верить, что он не будет ограничиваться исключительно увеличением пенсионного возраста.
Список источников
1. История. История России. 1914-1945 гг.: 10 класс. Часть 1 (базовый уровень): учебник / М.М. Горинов, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина [и др.]; под ред. А.В. Торкунова. 3-е изд., стер. Москва: Просвещение, 2023. 176 с. URL: https://znanium.com/-catalog/product/2089854
2. Вайков Е.В. История России IX - начала XXI века: учеб. пособие. Москва: ИНФРА-М, 2024. 493 с. DOI 10.12737/1870115. URL: https://znanium.ru/catalog/product/2132538
3. Кулаков А.В. Пенсионное обеспечение: история и современность // Научные записки молодых исследователей. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pensionnoe-obespechenie-istoriya-i-sovremennost
4. Манина Е.А., Трушникова К.В. Особенности реформирования пенсионной системы России // РППЭ. 2022. № 11 (145). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-reformirovaniya-pensionnoy-sistemy-rossii-1
5. Земцов Б.Н., Шубин А.В., Данилевский И.Н. История России: учебник. 2-е изд., пе-рераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2024. 584 с. DOI 10.12737/972180. URL: https://znanium.com/ catalog/product/2038246
6. Касьянов В.В. История России: учеб. пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во Юрайт, 2024. 274 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https: //urait. ru/bcode/5 35275/p. 1
7. Карпова А.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие. Москва: ИНФРА-М, 2024. 175 с. URL: https://znanium.com/catalog/ product/2115724
8. Сухова А.А., Сорокина Е.В., Вахрушев Н.В. Актуальные проблемы пенсионного обеспечения граждан пожилого возраста в РФ // StudNet. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-pensionnogo-obespecheniya-grazhdan-poz hilogo-vozrasta-v-rf
References
1. History. Russian history. 1914-1945: 10th grade. Part 1 (basic level): textbook / M.M. Gorinov, A.A. Danilov, L.G. Kosulina [et al.]; edited by A.V. Torkunova. 3rd ed., erased. Moscow: Education; 2023. 176 p. URL: https://znanium.com/catalog/product/2089854
173
2. Voeikov E.V. History of Russia in the 9th - early 21st centuries: textbook. Moscow: INFRA-M: 2024. 493 p. DOI 10.12737/1870115. URL: https://znanium.ru/catalog/-product/2132538
3. Kulakov A.V. Pension provision: history and modernity. Scientific notes of young researchers. 2022; N 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pensionnoe-obespechenie-istoriya-i-sovremennost
4. Manina E.A., Trushnikova K.V. Features of reforming the pension system of Russia. RPPE. 2022; 11 (145). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-reformirovaniya-pensionnoy-sistemy-rossii-1
5. Zemtsov B.N., Shubin A.V., Danilevsky I.N. History of Russia: textbook. 2nd ed., revised. and additional. Moscow: INFRA-M, 2024. 584 p. DOI 10.12737/972180. URL: https://znanium.com/catalog/product/2038246
6. Kasyanov V.V. History of Russia: textbook for universities. 3rd ed., revised. and additional. Moscow: Yurayt Publishing House, 2024. 274 p. Educational platform Urayt [website]. URL: https://urait.ru/bcode/535275/p. 1
7. Karpova A.V. Social security law: textbook. Moscow: INFRA-M, 2024. 175 p. URL: https://znanium.com/catalog/product/2115724
8. Sukhova A.A., Sorokina E.V., Vakhrushev N.V. Current problems of pension provision for elderly citizens in the Russian Federation // StudNet. 2022; 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-pensionnogo-obespecheniya-grazhdan-poz hilogo-vozrasta-v-rf
Информация об авторах:
Савоськин Александр Владимирович, д-р юрид. наук, доцент, зав. каф. конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета, профессор кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева, г. Екатеринбург, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7112-6845
Вохидова Амина Шавкатовна, магистрант, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, [email protected]
DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2024-1/163-174
Дата поступления: Одобрена после рецензирования: Принята к публикации:
14.02.2024 26.02.2024 01.03.2024
174