Научная статья на тему 'К вопросу о некоторых итогах реформирования пенсионной системы России'

К вопросу о некоторых итогах реформирования пенсионной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ПЕНСИОНЕРА / СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмелевская Светлана Анатольевна, Ермаков Дмитрий Николаевич

В статье подведены краткие итоги реформирования пенсионной системы Российской Федерации. В частности, обоснована идея о том, что в России в условиях складывающихся негативных тенденций в экономической и социальных сферах общества задача обеспечения пожилым людям достойного уровня жизни уходит на второй план, минимизация затратности пенсионной системы и борьба с бедностью пенсионеров предстают как важнейшие задачи. Авторы аргументировали, что нынешняя пенсионная формула, независимо от наступающих негативных тенденций, не нацелена на выполнение заложенных в официальных актах и документах показателей по повышению жизненного уровня пенсионеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хмелевская Светлана Анатольевна, Ермаков Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO QUECTION ABOUT SOME RESULTS OF REFORMING OF, RUSSIAN PENSION SYSTEM

In article summed up brief results of reforming of pension system of Russian Federation. In particular, proved idea that in Russia in conditions prevailing negative trends in economic and social spheres of society task of providing to older people a dignity living level goes on wayside, minimization of costs on pension system and fight against poverty of pensioners appear as most important tasks. Authors argued, that current pension formula, regardless of upcoming negative trends, is not aimed at implementation of laid down in official acts and documents indicators to increasing of living level of pensioners

Текст научной работы на тему «К вопросу о некоторых итогах реформирования пенсионной системы России»

2.2. К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Хмелевская Светлана Анатольевна, доктор философских наук, профессор, профессор Место работы: ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

[email protected]

Ермаков Дмитрий Николаевич, доктор экономических наук, профессор, начальник Управления трудовых отношений и социального страхования

Место работы: Научно-исследовательский институт труда и социального страхования

Аннотация: в статье подведены краткие итоги реформирования пенсионной системы Российской Федерации. В частности, обоснована идея о том, что в России в условиях складывающихся негативных тенденций в экономической и социальных сферах общества задача обеспечения пожилым людям достойного уровня жизни уходит на второй план, минимизация затратности пенсионной системы и борьба с бедностью пенсионеров предстают как важнейшие задачи. Авторы аргументировали, что нынешняя пенсионная формула, независимо от наступающих негативных тенденций, не нацелена на выполнение заложенных в официальных актах и документах показателей по повышению жизненного уровня пенсионеров.

Ключевые слова: достойный уровень жизни; накопительная пенсия; пенсионная система; прожиточный минимум пенсионера; страховая пенсия

TO QUECTION ABOUT SOME RESULTS OF REFORMING OF , RUSSIAN

PENSION SYSTEM

Khmelevskaya Svetlana A., doctor of philosophical sciences, professor, professor of MSU Place of employment: MSU

[email protected]

Ermakov Dmitrii N., doctor of economical sciences, professor, head of Department of Labour relations and social insurance of Research Institute Labour and Social Insurance

Place of employment: Research Institute Labour and Social Insurance

Abstract: in article summed up brief results of reforming of pension system of Russian Federation. In particular, proved idea that in Russia in conditions prevailing negative trends in economic and social spheres of society task of providing to older people a dignity living level goes on wayside, minimization of costs on pension system and fight against poverty of pensioners appear as most important tasks. Authors argued, that current pension formula, regardless of upcoming negative trends, is not aimed at implementation of laid down in official acts and documents indicators to increasing of living level of pensioners

Keywords: dignity living level; funded pension; insurance pension; pension system; subsistence minimum of pensioner

На протяжении последних лет отечественная пенсионная система находится в процессе непрерывного реформирования. Однако трудно утверждать, что очередной его виток завершен и иного крутого поворота в истории национальной пенсионной системы России не наступит (достаточно вспомнить выступление министра экономического развития Российской Федерации А.В. Улюкаева на «Гайдаровском форуме - 2015», где он отметил необходимость проведения новой пенсионной реформы)1.

В условиях изменившейся экономической и политической ситуации в нашей стране четко обозначились основные тренды в дальнейшем развитии российского пенсионного обеспечения:

1) снижение затратности пенсионной системы, сокращение расходов, в первую очередь, федерального бюджета на поддержку выплат трудовых пенсий;

2) борьба с бедностью пенсионеров.

То есть опять речь идет не о пенсиях, обеспечивающих достойный уровень жизни, а о пенсиях, дающих возможность выживания. В условиях нарастания кризисных явлений такую ситуацию можно понять, но

ведь были и годы без кризисов, а уровень пенсий все равно оставался невысоким. Более того, как показывает его анализ, и расчет пенсии по новой пенсионной формуле не приближает большинство будущих пенсионеров, зарабатывающих себе трудовую пенсию по старости, к пенсионным выплатам, которые обеспечат им достойный уровень жизни. Непонятно, что будет и с пенсиями работников, которые в кризисный период потеряли работу, как будут в таком случае рассчитываться их пенсии? Рассмотрим, как в процессе реформирования пенсионной системы России ставился вопрос о достойном уровне жизни пенсионеров, заработавших трудовую пенсию по старости.

В начале 1990-х годов в центре внимания публичных властей в России были проблемы формирования рыночной экономики, поэтому и проведение пенсионной реформы в тот период осуществлялось в русле соответствующих преобразований общества. Цель тогдашней государственной пенсионной политики -формирование пенсионной системы, адекватной складывающимся экономическим реалиям, т.е. рыночным условиям общественного производства и массовой приватизации предприятий. В связи с этим в Концеп-

1 См. Web-ресурс: http: //www.vestifinance.ru/videos/7403 38

ции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации2 была поставлена задача добиться всеобщего обязательного пенсионного страхования работников, что, собственно, и было реализовано для большинства из них.

В 1998 году была принята Программа пенсионной реформы в Российской Федерации3, предполагавшая поэтапное введение накопительных механизмов в систему обязательного пенсионного страхования. Однако в ней отсутствовал целый ряд количественных показателей: уровень ожидаемых пенсий, сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и пр.

В начале 2000-х годов в национальной пенсионной системе России вновь произошли существенные изменения, которые нашли закрепление законодатель-

4

ными и иными нормативными правовыми актами . Именно тогда были сформулированы основные задачи в области обязательного пенсионного страхования: повышение реального размера пенсий и создание эффективного механизма его защиты от обесценивания; обеспечение текущей финансовой устойчивости пенсионной системы. Предполагалось, что к 2024 году средний размер трудовых пенсий по старости должен возрасти до величины, обеспечивающей минимальный воспроизводственный потребительский бюджет пенсионера (2,5 прожиточного минимума пенсионера)5, а при 30-х годах уплаты страховых взносов застрахованному лицу гарантировалась трудовая пенсия по старости не ниже 40% его утраченного заработка, что соответствовало международным минимальным нормам пенсионного обеспечения6.

Перечисленные задачи нашли отражение в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной Правительством России в конце 2012 года, где предусмотрено: «гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения»; «обеспечение коэффициента заме-

2 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 №790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.1997 №652) //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 23.08.1995; Консультант Плюс. - 29.01.2015.

3 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.1998 №463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 №1052) //Российская газета (федеральный выпуск). - 26.05.1998; Консультант Плюс. -29.01.2015.

4 Речь идет, прежде всего, о таких законах Российской Федерации, как федеральные законы: от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (РГ /федеральный выпуск/. - 20.12.2001); от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (РГ /федеральный выпуск/. - 20.12.2001); от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (РГ /федеральный выпуск/. - 30.07.2002); от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (РГ /федеральный выпуск/. - 20.12.2001). Их действующие редакции см. по: Консультант Плюс. - 29.01.2015.

5 См.: Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» //Парламентская газета. - 29.05.2009; Консультант Плюс. - 29.01.2015.

6 См.: Доклад Министра Т.А.Голиковой «Об итогах работы Мини-

стерства здравоохранения и социального развития России в 2010 году и задачах на 2011 год» //Web-ресурс: http: //www.gosbook.ru/node/19241

щения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате»; «достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах»7.

Таким образом, цели в плане обеспечения достойного уровня жизни, понимаемого как обеспечение указанного выше коэффициента замещения утраченного заработка или достижение размера пенсии по старости, равного 2,5 прожиточных минимум пенсионера (ПМП), достаточно четко обозначены. Сравним поставленные цели с реалиями современной жизни наших пенсионеров. Основные параметры современной пенсионной системы России представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные параметры современной пенсионной системы России

Показатели 2014 год

Численность получателей пенсий (млн чел.), в том числе: - численность получателей трудовой пенсии (на начало 2015 года) (млн чел.) - численность получателей пенсии по государственному пенсионному обеспечению (млн чел.) - численность получателей социальной пенсии (млн чел.) 41,3 (прогноз на 2015 г. - 42,7) 38,8 3,3 около 3

Средний размер трудовой пенсии (тыс. руб.) 11,0

Средний размер трудовой пенсии по старости (тыс. руб.) 11,58

Средний размер социальной пенсии (тыс. руб.) 7,56

Расходы на выплату трудовых пенсий, в % ВВП 7,0

Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в % ВВП 9,9

Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, трлн руб. 7,61 (на 18,7% выше уровня 2014 г.)

Средняя номинальная заработная плата (тыс. руб.) (на 01.10.2014) (тыс. руб.) 32,5

Коэффициент замещения (соотношение средней номинальной заработной платы и среднего размера трудовой пенсии), % 33,8

Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на 2014 год, тыс. руб. 6,35

Соотношение средней пенсии к ПМП, раз 1,73

Источник: информация Пенсионного фонда Российской Федерации

Среди всех граждан России - получателей пенсий пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости, составляют большинство (90%). Коэффициент замещения такой пенсией утраченного заработка (средней номинальной заработной платы) остался в 2014 году на уровне ниже 40%, а средний размер указанной пенсии составил 1,73 прожиточного минимума пенсионера (ПМП), что также ниже показателя, определенного Стратегией. Минимальный же уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров с учетом установления социальной доплаты к пенсии обеспечивается на уровне ПМП, установленного в том или ином субъекте Российской Федерации. Динамика соотношения трудовой пенсии с ПМП отражена в таблице 2:

7 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №53. - Ч.2. - Ст.8029; Консультант Плюс. -29.01.2015.

Таблица 2

Динамика соотношения трудовой пенсии с ПМП в среднем по Российской Федерации в 2008-2014 годах

Прожиточный минимум, как и минимальная потребительская корзина, де-факто определяют границу физического выживания человека, и рассчитаны на его простое физическое воспроизводство (стандарт минимального уровня потребления)8. Поэтому при определении ориентиров развития пенсионной системы целесообразнее исходить не из прожиточного минимума, а из показателей более высокого уровня жизни человека. Например, в практике экономически развитых стран употребляется понятие «уровень приличествующей жизни» (некоторые ученые употребляют термины «восстановительный потребительский бюджет»9, «социально приемлемый потребительский бюджет»10). Указанный показатель (уровень или бюджет) ниже среднего, но достаточно высок, чтобы обеспечивать расширенное воспроизводство существования человека (например, по расчетам, он может составлять 2,53 ПМП). Именно такое соотношение указано и в Стратегии. По классификации разных категорий населения, представленной на основе соотношения их среднедушевых денежных доходов и стоимости минимальной потребительской корзины (МПК), пенсионеры, получающие среднюю трудовую пенсию, относятся к малообеспеченным слоям населения (таблица 3):

Таблица 3

Категории населения в зависимости от соотношения

8 Подробнее см.: Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации. - М., 2014.

9 Щербаков А.И. Заработная плата и эффективность труда //Вестник Научно-исследовательского института труда и социального страхования. - 2010. - №1(2). - С.55.

10 Бобков В.Н. От прожиточного минимума - к социально приемлемому потребительскому бюджету пенсионера //Журнал новой экономической ассоциации. - 2012. - №3(15). - С.171.

11 За основу взята таблица, представленная в работе Ефимовой М.Р., Бычковой С.Г. Социальная статистика. - М., 2003. - С.242.

12 См. постановления Правительства Российской Федерации: от

23.01.2015 №39 «Об утверждении индекса роста потребительских

цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного

коэффициента с 1 февраля 2015 г.»; от 23.01.2015 №40 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2015 г. раз-

мера фиксированной выплаты к страховой пенсии»

с 01.02.2015, страховые пенсии должны быть проиндексированы на 11,4% (исходя из роста потребительских цен за 2014 год). Вместе со страховой пенсией настолько же будет проиндексирована и фиксированная выплата к ней. В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты составит 12,9 тыс. рублей13. Из-за инфляции ПФР будет вынужден потратить на индексацию пенсий 225,93 млрд рублей. Но даже при такой индексации размер пенсии все равно уменьшится, так как уровень продовольственной инфляции в стране (на основные группы продуктов питания) в 2014 году составил 16,7%14. А именно траты на продукты питания - основная часть всех трат наших пенсионеров.

С 2015 года индексация страховых пенсий будет осуществляться через индексацию стоимости так называемого годового «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) (на 01.02.2015 -71,41 руб.). На основании нового пенсионного законодательством, его стоимость ежегодно увеличивается и устанавливается:

на 01.02 - исходя из роста потребительских цен за прошедший год;

на 01.04 - по формуле:

СПК = (ОбСС + ТрФБ) / ^ИПК,

где:

СПК1 - стоимость одного пенсионного коэффициента соответствующего года;

ОбСС1 - объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий;

ТрФБ - трансферты из федерального бюджета в бюджет ПФР на выплату страховых пенсий, учитываемые для расчета СПК1;

£ИПК - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий, учитываемых для расчета СПК1.

Однако в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен Законопроект15, которым предлагается изменить порядок индексации страховых пенсий, а именно: увязать уровень индексации пенсий с годовым индексом повышения средней заработной платы в стране. При этом если средств ПФР окажется недостаточно, то предусмотрено покрывать данную недоимку за счет средств федерального бюджета.

Одно из направлений реформирования национальной пенсионной системы России касается страховых пенсий, которые должны рассчитываться по новой формуле в соответствии с Законом «О страховых пенсиях» 6 Трудовая пенсия трансформируется в два

//Официальный Интернет-портал правовой информации (Web-ресурс: http: //www.pravo.gov.ru). - 29.01.2015.

13 Что касается дальнейшего повышения пенсий в течение 2015 года, то с 01 апреля пройдет индексация социальных пенсий с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. В августе произойдет традиционный перерасчет страховых пенсий работающих пенсионеров.

14 См.: Web-resource: http:

//www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/ind-zen26.htm

15 См.: Проект Федерального закона №674075-6 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, направленных на увеличение размеров индексации страховых пенсий в соответствие с годовым индексом роста заработной платы в Российской Федерации» //Web-ресурс: http: //www.spravedlivo.ru/5_66216.html

16 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 31.12.2013; 15.01.2014; Консультант Плюс. - 29.01.2015.

Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Соотношение трудовой пенсии с ПМП, % 125,3 154,4 165,4 173,4 164,5 163,6 173,2

Источник: информация Пенсионного фонда Российской Федерации

среднедушевых денежных доходов и стоимости минимальной потребительской корзины (МПК)11

Категория Соотношение среднедушевого дохода и МПК

1. Порог нищеты Менее 0,5 МПК

2. Уровень бедности 0,5-1,0 МПК

3. Малообеспеченные Более 1,0 МПК, но не менее среднего значения по стране

4. Обеспеченные 2,0-7,0 МПК

5. Состоятельные Более 7,0 МПК

6. Богатые С доходом, превышающим среднедушевой доход в 10 и более раз

Трудовые пенсии у 37,8 млн россиян с 01.02.2014 проиндексированы на 6,5% и с 01.04.2014 - еще на 1,7%. Следовательно, за минувший год эти пенсии выросли на 8,2%. В соответствии с недавними постановлениями Правительства Российской Федерации12,

вида пенсий: 1) страховую и 2) накопительную. Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится отмеченное выше понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина и который исчисляется с учетом суммы уплаченных страховых взносов, продолжительности страхового стажа и возраста выхода на пенсию. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 баллов. Минимальный стаж для получения права на страховую пенсию по старости постепенно, начиная с 2015 года, будет увеличиваться с 5 лет до 15 лет.

Некорректность расчета страховой пенсии по новой формуле неоднократно отмечалась отечественными специалистами в этой области17. Однако самое главное здесь, на наш взгляд, то, что новая пенсионная формула не решает принципиально значимой задачи, которая поставлена в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, а именно - повышение уровня жизни пенсионеров, в частности, обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера.

В частности, согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), средняя заработная плата в нашей стране в конце 2014 года составляла 32499 руб.18 Если произвести расчет по новой пенсионной формуле, то пенсия при 30-летнем стаже женщины 1997 года рождения, исходя из названной заработной платы, составит 14162,12 руб. (фиксированная выплата - 3935 руб.; стоимость 1 индивидуального пенсионного коэффициента - 64,10 руб.). Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на III квартал 2014 года был установлен в размере 6656 руб.19 Таким образом, пенсия по старости составит 2,12 (ПМП), что меньше запланированного показателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчеты показывают, что если исходить из запланированного показателя - достижение среднего размера трудовой пенсии по старости - 2,5 ПМП, то только около 25% россиян будут получать трудовую пенсию по старости, равную этому показателю.

Актуален и вопрос: решает ли новая пенсионная формула проблему более позднего выхода граждан России на пенсию? Ответ представляется положительным: «Новая пенсионная формула подталкивает пенсионеров к продолжению трудовой деятельности даже по достижении пенсионного возраста, чтобы че-

17 См., в частности: Васильев Д. Назад в будущее //ЭЖ-Юрист. -2014. - №11; Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации; Соловьев А.К. Методология пенсионной формулы //Финансы. - 2013. - №10; Соч-нева Е.Н. Оценка системы пенсионного обеспечения России //Социальное и пенсионное право. - 2014. - №1.

18 См.: Web-ресурс: http:

//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popul ation/level/

19 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2014 №1321 «Об установлении величины прожиточного

минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской

Федерации за III квартал 2014 г.» //Официальный Интернет-

портал правовой информации (Web-ресурс: http: //pravo.gov.ru). -10.12.2014.

рез несколько лет получать пенсию побольше»20.

В таблице 4 представлена динамика увеличения размера пенсии при более позднем выходе на пенсию от 1 года до 10 лет (при размере пенсии, рассчитанной при 30-летнем стаже со средней указанной выше заработной платы - 14162,12 руб.):

Таблица 4

Соотношение размера пенсии и количества лет

после выхода на пенсию

Количество лет необращения за трудовой пенсией после наступления пенсионного возраста Размер пенсии Увеличение пенсии

в руб. в % (в скобках к предыдущему году)

1 год 15098,38 936,26 6,61%

2 года 16168,39 2006,27 14,16% (+7,55%)

3 года 17364,28 3202,16 22,6% (+8,44%)

4 года 18701,8 4539,68 32,06% (+9,46)

5 лет 20180,93 6018,81 42,5% (+10,44%)

6 лет 22006,23 7844,11 53,39% (+10,89%)

7 лет 24012,5 9850,38 69,55% (+16,16%)

8 лет 26239,09 12076,97 85,28% (+12,73%)

9 лет 28851,19 14689,07 103,72% (+18,44%)

10 лет 32029,78 17867,66 126,17% (+22,45%)

Из таблицы видно, что по новой пенсионной формуле значительное повышение размера пенсионных выплат наблюдается после 7 лет необращения за трудовой пенсией по старости, затем наступает спад до 12,73%, а затем - вновь повышение - почти на 6%. Подобного рода стимулирование эффективно и с точки зрения общей суммы пенсионных выплат (например, нахождения на пенсии в течение 20 лет, то есть при 30-летнем стаже у женщины 1997 года рождения при достижении возраста 55-75 лет). При названном размере пенсии, если выход на пенсию будет произведен в соответствии с официально установленном для женщин пенсионным возрастом (55 лет), общая сумма пенсионных выплат составит за 20 лет 3398908,8 руб. Если выход на пенсию произойдет в возрасте б5 лет, то за оставшиеся 10 лет сумма пенсионных выплат составит 3843573,6 руб., то есть почти на 450 тыс. больше, чем при 1 -м варианте.

Иное дело, что на практике не все граждане психологически готовы откладывать получение пенсионных выплат на достаточно продолжительный срок (у большинства россиян, как показывают социологические исследования, - короткий «горизонт планирования»). Кроме того, данное положение противоречит и потребности в ротации кадров на отечественных предприятиях, в организациях. Ведь, как известно, многие руководители, учредители, собственники, особенно юридических лиц в форме коммерческих организаций, не заинтересованы принимать на работу лиц пенсионного возраста. И для того, чтобы бесконфликтно урегулировать эту ситуацию, необходимы дополнительные меры, поощряющие работодателей принимать на работу лиц пенсионного возраста (в частности, налоговые льготы и прочие меры стимулирования).

Однако, несмотря на то, что пенсионная формула уже закладывает стимулы для более позднего выхода россиян на пенсию, на упомянутом «Гайдаровском форуме - 2015» А.В. Улюкаев вновь поднял вопрос о повышении пенсионного возраста. Похоже, что представители финансово-экономического блока Прави-

20 Васильев Д. Назад в будущее //ЭЖ-Юрист. - 2014. - №11. -С.14.

тельства России не верят в возможность существующими мерами стимулировать будущих пенсионеров позднее выходить на пенсию. При этом если у г-на Улюкаева аргументация необходимости повышения пенсионного возраста имеет чисто финансовый характер, то у заместителя министра финансов России А.В. Моисеева она иная - «провести импортозамещение невозможно без опытных работников». Если они, полагает замминистра, отправятся на пенсию, то «выполнение данной задачи будет сведено на нет»21. Получается: за последние десятилетия российская система профессионального образования не подготовила работников, равных по уровню знаний, квалификации тем, кто их приобрел в советское время?!

В соответствии с новым пенсионным законодательством накопительная часть трудовой пенсии выделяется в самостоятельный вид пенсии - накопительную пенсию (ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости). Ее размер определяется, исходя из средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии, а также ожидаемого периода выплаты пенсии (до 2016 года такой период устанавливается продолжительностью 19 лет - 228 месяцев).

Кроме того, граждане 1967 года рождения и моложе могут выбрать вариант формирования пенсионных прав:

1) либо формировать страховую и накопительную пенсии,

2) либо выбрать формирование только страховой пенсии.

При этом данный выбор будет напрямую влиять на количество пенсионных баллов, которое гражданин может набрать за год. При первом варианте, если выбирается формирование страховой и накопительной пенсий, таких баллов будет 6,25. Если гражданин формирует только страховую пенсию, то максимальное количество пенсионных баллов, которое он может заработать за год, - 10. Однако в 2015 году, независимо от выбора того или иного варианта пенсионного обеспечения, у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию, исходя из всей суммы - 22% - начисленных страховых взносов.

Что касается выплаты средств пенсионных накоплений, то к настоящему времени за ней уже обратились в соответствующие инстанции почти 5 млн чел. Большинству из них (4,3 млн чел.) импонирует единовременная выплата (то есть по принципу: «все и сразу»), что обусловлено невысоким размером средств пенсионных накоплений на их «пенсионных» счетах. Средний размер установленной единовременной выплаты составляет 9,4 тыс. рублей, срочной выплаты - 861 рубль, накопительной части - 673 рубля22.

В целом можно констатировать, что новая пенсионная формула недостаточно стимулирует развитие накопительного элемента пенсионной системы в рамках обязательного пенсионного страхования. Действи-

21 См.: Web-ресурс: http: //www.finomenov.ru/economy/132476-v-minfine-prizvaN-povysit-pensionnyy-vozrast-radi-importozamescheniya.html

22 См.: Web-ресурс: http: //www.pfrf.ru/press_center/~2014/12/23/82811

тельно, достаточно выбрать вариант в «пенсионном калькуляторе», размещенном на официальном сайте ПФР, - «формирование накопительной и страховой пенсий», чтобы убедиться в этом. Так, при средней заработной плате, которая была указана выше, но с условием формирования страховой и накопительной пенсий (при тарифе в 6%), размер пенсии составит не 14162,12 руб. (как в первом варианте, при формировании только страховой пенсии), а только 10427,99 руб.

Вместе с тем действующая российская пенсионная система недостаточно стимулирует и развитие накопительного элемента в рамках добровольного (дополнительного) пенсионного страхования. В частности, по итогам III квартала 2014 года рынок доверительного управления пенсионными активами продолжал стагнировать, оставаясь на уровне 3,7 трлн рублей, а в условиях отсутствия притоков новых пенсионных средств темпы роста портфелей управляющих компаний (УК) определялись результатами управления уже сформированных портфелей и их переоценкой23.

Реорганизация негосударственных пенсионных фондов (НПФ) (на 31.01.2015 Банк России принял решение согласовать проведение реорганизации по 50-и таким фондам), замораживание притока новых пенсионных средств в эти фонды не могли не сказаться на результатах их работы. Рост численности их новых клиентов происходит в основном за счет перехода из одного НПФ в другой. Так, по данным ПФР, количество заявлений о переводе пенсионных накоплений из одного НПФ в другой увеличилось с 19,42% в 2013 году до 36,59% (по состоянию на 01.10.2014), а вот количество заявлений о переводе средств из ПФР в НПФ уменьшилось с 76,97% в 2013 году до 54,13% - по состоянию на 01.10.201424. За 9 месяцев 2014 года негосударственным пенсионным фондам удалось заключить 3,86 млн договоров на перевод пенсионных накоплений гражданами России. По итогам указанного периода года количество застрахованных лиц в НПФ составило чуть более 22 млн чел.

Одновременно предполагается, что НПФ, прошедшие проверку в Банке России и вступившие в систему гарантирования до 01.01.2015, должны получить накопления граждан России, принявших решения о переходе в 2013 и 2014 годах из ПФР в НПФ, а также получить «замороженные» сейчас в ПФР средства своих клиентов за вторую половину 2013 года.

В качестве положительного момента развития накопительного элемента в системе обязательного пенсионного страхования можно выделить гарантирование прав застрахованных лиц. С 2015 года создается Фонд гарантирования пенсионных накоплений, который должен обеспечить их сохранность в размере уплаченных страховых взносов в случае банкротства НПФ и отзыва у него лицензии. В связи с этим на НПФ возлагаются обязанности по уплате взносов в Фонд гарантирования пенсионных накоплений (минимальная годовая ставка гарантийных взносов в этот Фонд составляет 0,0125% стоимости пенсионных накоплений и по решению Банка России может быть увеличена до 0,025%; размер же данного Фонда не должен составлять более 1% стоимости всех пенсионных накоплений), а сами негосударственные пенсионные фонды, претендующие на вступление в эту систему, должны

23 См.: Web-ресурс: http: //www.raexpert.ru/researches/#2622

24 См.: Web-ресурс: http:

//www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/pens_nak/sved_o_per_pens_nak/

отвечать определенным критериям (например, соответствовать нормативам достаточности собственных средств)25.

Однако ставки гарантийных взносов, как и предельно допустимый размер Фонда гарантирования пенсионных накоплений, - довольно невелики, что, с одной стороны, положительно, так как такие взносы не обременительны для клиентов НПФ и не приведут к существенному увеличению издержек накопительной пенсионной системы, но, с другой стороны, - они явно недостаточны для покрытия убытков в случае системного кризиса, хотя позволяют покрыть убытки от несистемных рисков26.

Вместе с тем в настоящее время не решена одна из актуальных проблем функционирования накопительной пенсии (неважно, в рамках обязательного или добровольного пенсионного страхования), а именно - увеличение доходности инвестирования/размещения пенсионных средств, что, собственно, не позволяет рассчитывать на высокую норму замещения трудовых доходов накопительной пенсией. Несмотря на то, что в среднем по частным управляющим компаниям, работающим по договорам с ПФР, доходность за последние 5 лет составляла 5,2% годовых, в среднем по НПФ - 2,2% годовых, разброс результатов по всем УК и НПФ, участвующим в пенсионной системе, достаточно велик.

Таким образом, ведение новой пенсионной формулы адекватно не решает проблемы повышения жизненного уровня пенсионеров, и следует полагать, что цель ее введения - исчисление размера трудовой пенсии, исходя из количественной оценки пенсионных прав, сформированных за весь трудовой период застрахованного лица. Ведь размер пенсии в такой формуле зависит во многом от позиции публичной власти, официально устанавливающей стоимость индивидуального пенсионного коэффициента. Наше государство так и не сумело создать надлежащие условия для достойного пенсионного страхования представителей среднего класса, а также высокодоходных слоев населения (пересмотр в сторону увеличения верхнего предела заработной платы, с которого взимаются страховые взносы, формирование налоговых льгот и иных мер стимулирующего характера для развития корпоративных и личных пенсионных программ), чтобы высококвалифицированный наемный работник при выходе на пенсию мог получить не 40%, а 60-80% от своей прежней заработной платы. Требуется ускоренное формирование и профессиональных пенсионных систем; необходима тщательная проработка и решение проблемы накопительной пенсии 7

25 См.: «Положение об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц» (утверждено Центральным банком Российской Федерации /Банком России/ 03.04.2014 №417-П; зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации /Минюсте России/ 29.05.2014 №32480) //Вестник Банка России. - №52. - 04.06.2014; Консультант Плюс.

- 29.01.2015.

26 См.: Мельников Р.М. Совершенствование механизма регулирования рисков инвестирования пенсионных накоплений //Финансы.

- 2014. - №8.

27 Без профессиональных пенсионных систем и позитивного развития накопительной пенсии общая сбалансированность национальной пенсионной системы России сомнительна. При этом для решения проблемы позитивного развития накопительной пенсии требуются развитые финансовые рынки, доверие населения к финансовым институтам и пр.

Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста - 93%

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -20.12.2001; Консультант Плюс. - 29.01.2015.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 31.12.2013; 15.01.2014; Консультант Плюс. -29.01.2015.

3. Федеральный закон Российской Федерации от

17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 20.12.2001; Консультант Плюс. -29.01.2015.

4. Федеральный закон Российской Федерации от

24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 30.07.2002; Консультант Плюс. - 29.01.2015.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -20.12.2001; Консультант Плюс. - 29.01.2015.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 №790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.1997 №652) //Российская газета (федеральный выпуск). - 23.08.1995; Консультант Плюс. - 29.01.2015.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.1998 №463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 №1052) //Российская газета (федеральный выпуск). - 26.05.1998; Консультант Плюс. - 29.01.2015.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2014 №1321 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2014 г.» //Официальный Интернет-портал правовой информации (Web-ресурс: http: //pravo.gov.ru). - 10.12.2014.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 №39 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 г.» //Официальный Интернет-портал правовой информации (Web-ресурс: http: //www.pravo.gov.ru). -29.01.2015.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 №40 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2015 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии» //Официальный Интернет-портал правовой информации (Web-ресурс: http: //www.pravo.gov.ru). - 29.01.2015.

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №53. - Ч.2. - Ст.8029; Консультант Плюс. - 29.01.2015.

12. «Положение об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц» (утверждено Центральным банком Российской Фе-

дерации /Банком России/ 03.04.2014 №417-П; зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации /Минюсте России/ 29.05.2014 №32480) //Вестник Банка России. - №52. - 04.06.2014; Консультант Плюс. -29.01.2015.

13. Бобков В.Н. От прожиточного минимума - к социально приемлемому потребительскому бюджету пенсионера //Журнал новой экономической ассоциации. - 2012.

- №03(15). - С.171-173.

14. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» //Парламентская газета. - 29.05.2009; Консультант Плюс.

- 29.01.2015.

15. Васильев Д. Назад в будущее //ЭЖ-Юрист. - 2014. -№11. - С.14.

16. Доклад Министра Т.А.Голиковой «Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития России в 2010 году и задачах на 2011 год» //Web-ресурс: http: //www.gosbook.ru/node/19241

17. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: Учебное пособие для магистров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 400 с.

18. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика. Учебное пособие /Под редакцией М.Р.Ефимовой. - М.: Издательство «Финансы и статистика», 2003. - 560 с.

19. Мельников Р.М. Совершенствование механизма регулирования рисков инвестирования пенсионных накоплений //Финансы. - 2014. - №8. - С.47-53.

20. Проект Федерального закона №674075-6 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, направленных на увеличение размеров индексации страховых пенсий в соответствие с годовым индексом роста заработной платы в Российской Федерации» //Web-ресурс: http: //www.spravedlivo.ru/5_66216.html

21. Соловьев А.К. Методология пенсионной формулы //Финансы. - 2013. - №10. - С.55-60.

22. Сочнева Е.Н. Оценка системы пенсионного обеспечения России //Социальное и пенсионное право. - 2014. -№1. - С.52-56.

23. Щербаков А.И. Заработная плата и эффективность труда //Вестник Научно-исследовательского института труда и социального страхования. - 2010. - №1(2). -С.54-56.

24. Web-ресурс: http: //www.finomenov.ru/economy /132476-v-minfine-prizvali-povysit-pensionnyy-vozrast-radi-importozamescheniya.html

25. Web-ресурс: http: //www.gks.ru/bgd/free/B04_03 /IssWWW.exe/Stg/d05/ind-zen26.htm

26. Web-ресурс: http: //www.gks.ru/wps/wcm/ con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/

27. Web-ресурс: http: //www.pfrf.ru/grazdanam/pensions /pens_nak/sved_o_per_pens_nak/

28. Web-ресурс: http: //www.pfrf.ru/press_center /~2014/12/23/82811

29. Web-ресурс: http: //www.raexpert.ru/researches/#2622

30. Web-ресурс: http: //www.vestifinance.ru/videos/7403

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.