Научная статья на тему 'Новая военная стратегия США и эволюция американо-китайско-индийских отношений в АТР в сфере проблем безопасности'

Новая военная стратегия США и эволюция американо-китайско-индийских отношений в АТР в сфере проблем безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
789
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ОБОРОННАЯ СТРАТЕГИЯ США / СДЕРЖИВАНИЕ КИТАЯ / РФ / ИНДИЯ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / new U.S. defense strategy / containment of China / Russia / India / Southeast Asia / the Russian Far East

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Клименко Анатолий Филиппович

Автор подробно анализирует новую оборонную стратегию США, представленную в документе «Обзор оборонной стратегии США» (US Defence Strategic Review), опубликованном Вашингтоном в начале 2012 г. Особе внимание в статье уделяется тому обстоятельству, что сегодня США начинают рассматривать Китай как своего стратегического соперника, а динамичное развитие КНР как вызов американскому влиянию в АТР. Автор рассматривает реакцию Пекина на соответствующую деятельность США, а также характеризует роль Индии в американской стратегии по сдерживанию Китая. Один из основных выводов автора заключается в том, что для России новая стратегия США, несмотря на ее достаточно агрессивный характер, несет в себе и позитивные моменты: интерес Вашингтона к российскому Дальнему Востоку способен облегчить американское инвестирование в экономику этого региона. Могут получить импульс и потенциально выгодные для России экономические проекты в рамках АТЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new U.S. military strategy and the evolution of US-China-India relations in the Asia-Pacific region in the field of security problems

The author analyzes the new U.S. defense strategy presented in US Defense Strategic Review, published in Washington in early 2012. Special attention is paid to the fact that today the United States are considering China as a strategic competitor, and China"s rapid development — as a challenge to the U.S. influence in the Asia Pacific region. The author examines the reaction of Beijing on the relevant activities of the United States and describes the role of India in the U.S. strategy of China"s containment. One of his main conclusions — is that for Russia, the new strategy of the United States, despite its rather aggressive character, may carry some positive outputs as well: Washington"s interest in the Russian Far East may facilitate U.S. investment in the economy of this region. APEC economic projects potentially profitable for Russia may also get an impetus.

Текст научной работы на тему «Новая военная стратегия США и эволюция американо-китайско-индийских отношений в АТР в сфере проблем безопасности»

А.Ф. Клименко'

НОВАЯ ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ США И ЭВОЛЮЦИЯ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКО-ИНДИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АТР В СФЕРЕ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Автор подробно анализирует новую оборонную стратегию США, представленную в документе «Обзор оборонной стратегии США» (US Defence Strategic Review), опубликованном Вашингтоном в начале 2012 г. Особе внимание в статье уделяется тому обстоятельству, что сегодня США начинают рассматривать Китай как своего стратегического соперника, а динамичное развитие КНР — как вызов американскому влиянию в АТР. Автор рассматривает реакцию Пекина на соответствующую деятельность США, а также характеризует роль Индии в американской стратегии по сдерживанию Китая. Один из основных выводов автора заключается в том, что для России новая стратегия США, несмотря на ее достаточно агрессивный характер, несет в себе и позитивные моменты: интерес Вашингтона к российскому Дальнему Востоку способен облегчить американское инвестирование в экономику этого региона. Могут получить импульс и потенциально выгодные для России экономические проекты в рамках АТЭС.

* Клименко Анатолий Филиппович, к.воен.н., в.н.с. Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.

Ключевые слова: новая оборонная стратегия США, сдерживание Китая, РФ, Индия, Юго-Восточная Азия, российский Дальний Восток.

Некоторые новые акценты в установках военной стратегии США. Как известно, администрация США 5 января 2012 г. после консультаций с союзниками по НАТО обнародовала новый документ «Обзор оборонной стратегии США» (US Defence Strategic Review). Согласно «Обзору», новая оборонная стратегия призвана сохранить военное превосходство Соединенных Штатов с помощью более компактных и эффективных вооруженных сил (ВС), способных дать ответ на глобальные вызовы современности. Получили дальнейшее развитие вопросы гибкости использования вооруженных сил и координации военных усилий с партнерами.

Изменения в оборонной стратегии США вызваны сочетанием двух факторов — бюджетного давления, связанного с мировым финансово-экономическим кризисом, и перемен в глобальной стратегической обстановке. Авторы документа считают, что новые наиболее вероятные угрозы вряд ли потребуют от ВС США готовности к ведению одновременно двух крупных региональных войн. Но рост мировой значимости Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) потребует направления туда соответствующих человеческих, экономических и военных ресурсов.

В Вашингтоне полагают, что экономические интересы США и американская безопасность в значительной мере определяются ситуацией в зоне, которая лежит в пределах территории от западной части Тихого океана и Восточной Азии до Индийского океана и Южной Азии. Именно поэтому Белый дом намерен перенести свои усилия по поддержанию стабильной обстановки в эту часть планеты. Путь осуществления соответствующих планов — укрепление сотрудничества с расположенными здесь государствами.

Вашингтон намерен поддерживать стабильность на Корейском полуострове и вместе с другими странами противостоять возможным провокациям со стороны Северной Кореи, которая продолжает развивать свой ракетно-ядерный потенциал. Одна-

ко особое внимание в новой военной стратегии США уделяется Китаю, поскольку «усиление Китая как мощной региональной державы в отдаленной перспективе может оказать негативное влияние на экономические позиции Америки и на ее национальную безопасность»1. Разработчики стратегии указывают, что Пекин, наращивая свой военный потенциал, должен ясно заявить мировой общественности о своих стратегических намерениях, чтобы избежать ухудшения обстановки в регионе и устранить возможность возникновения противоречий с расположенными в нем государствами и другими странами мира.

Вместе с тем Вашингтон намерен и дальше укреплять отношения с КНР, чтобы в соответствии с международным правом иметь свободный доступ на указанные территории планеты. Однако при более внимательном анализе новой стратегии Пентагона, а главное — практических действий Вашингтона по ее реализации, смысл этого дипломатичного «реверанса» видится совершенно иным.

Китай как новый субъект для «сдерживания» со стороны США. Нельзя не заметить, что сегодня США начинают рассматривать Китай как своего стратегического соперника, а динамичное развитие КНР — как вызов американскому влиянию в АТР. Об этом свидетельствуют попытки Вашингтона ограничить накопление китайской мощи в регионе путем ускорения концентрации в АТР американских военных усилий. Активизируется взаимодействие Вашингтона с традиционными союзниками, такими, как Япония, Южная Корея и Тайвань, проводится настойчивая работа по привлечению новых партнеров в лице Вьетнама, Филиппин и Таиланда, которых также планируется задействовать для создания «оборонительного пояса» вокруг Китая. Между Вашингтоном и Канберрой достигнута договоренность, согласно которой будет наращиваться присутствие ВМС США у австралийских берегов.

В качестве практических мер предусмотрено создание около австралийского города Дарвин крупной американской военной базы. На севере Австралии также появятся американские военные корабли и боевая авиация. К 2016 г. на военной базе на австралийском севере будет насчитываться 2,5 тыс. военнослужа-

щих США. Как заявил генерал авиации М.Келтз — руководитель стратегического планирования ВС США в Тихоокеанском регионе, в Австралии будут размещены новейшие виды сложного оружия, включая истребители F-22 и транспортные самолеты C-17.

Позже стало известно, что США также намерены разместить корабли Littoral Combat Ships на базе сингапурских ВМС Чанги. Это наиболее современные корабли американских ВМС, предназначенные для выполнения различных задач: от борьбы с пиратством до охоты за подводными лодками и участия в спе-цоперациях на мелководье. Отмечая этот факт, газета «Вашингтон пост» обратила внимание на то, что если база в Австралии отстоит от Китая примерно на 2,5 тыс. миль, то Сингапур к нему гораздо ближе. Он занимает стратегическое положение в Малаккском проливе, через который проходят важнейшие морские пути с Ближнего Востока в Восточную Азию. Кроме того, это государство находится в южной части Южно-Китайского моря, которое стало ареной территориальных споров между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами и другими странами2.

И, наконец, в СМИ появляется информация о намерении США арендовать у Вьетнама военно-морскую базу Камрань, которая уже использовалась в свое время США, а впоследствии — Советским Союзом и от которой затем отказалась Россия.

Реакция Пекина на установки новой стратегии США. Как и следовало ожидать, реакция Пекина на планы новой военной стратегии Соединенных Штатов последовала незамедлительно. Китайское министерство обороны объявило, что положения, сформулированные в военной стратегии США, «не имеют под собой никакой почвы и совершенно не обоснованы». Представители военного ведомства КНР подчеркнули, что они будут «внимательно отслеживать влияние, которое новые стратегические установки Белого дома окажут на ситуацию в АТР и в мире в целом»3.

Вместе с тем, как отметил в ходе видеоконференции на тему «Новая американская стратегия: переориентация на АТР. Новые приоритеты — новые вызовы» китайский эксперт Син Гу-анчэн, «несмотря на непростую геополитическую ситуацию в

регионе, например в акватории стратегически важного Южно-Китайского моря, правительство КНР ... считает своей стратегической целью поддержание стабильности и дружественной обстановки в регионе, особенно на Корейском полуострове»4. По его словам, Пекин стремится укреплять пояс стабильных отношений по периметру китайских границ, в том числе выстраивает отношения стратегического партнерства с Россией.

Однако наращивание группировки американских войск в регионе, а особенно размещение ее военных кораблей в Сингапуре, расценивается в Китае как прямая военная угроза. Это подтверждают слова председателя КНР Ху Цзиньтао, сказанные на совещании с высшим военным руководством страны: китайский военно-морской флот должен «готовиться к войне»5.

Представитель Министерства обороны КНР Гэн Яньшэн заявил, что продвижение Соединенными Штатами «интегрированных боевых усилий на море и в воздухе» имеет отношение к «провозглашению конфронтации и жертвованию безопасностью других ради чьей-то безопасности». А по словам генерал-майора НОАК Ло Юаня, политика Б.Обамы в регионе демонстрирует, что Соединенные Штаты хотят окружить Китай, взять его в кольцо. Так что призыв председателя КНР к руководству ВМС «готовиться к войне» вполне можно отнести к ответным мерам Пекина на американские планы6.

Вместе с тем специалисты указывают на то, что и без США у КНР достаточно причин для активизации своих военно-морских сил. Прежде всего, это обострение отношений с соседями по вопросам спорных территорий. К ним относятся и расположенные в Восточно-Китайском море острова Дяоюйдао (японское название Сенкаку), принадлежность которых является предметом давнего диспута между Токио и Пекином, и Пара-сельские острова, и архипелаг Спратли, которые находятся в Южно-Китайском море и на которые вместе с КНР претендуют еще Вьетнам, Малайзия и Индонезия. При этом накал спора подогревается расчетами на возможное наличие нефти на островном шельфе.

Кроме того, Китай во многом зависит от морских коммуникаций, на которые приходится значительный объем его грузо-

оборота. Более 85 % нефти и нефтепродуктов доставляется в КНР из стран Персидского залива и Африки по Индийскому океану через подверженный пиратским нападениям узкий Малаккский пролив. Поэтому КНР наращивает усилия по реализации принятой в 1995 г. «Стратегии активной обороны», предусматривающей создание таких ВМС и поддерживающих их ВВС, которые были бы способны не только отразить агрессию с моря, но и активно оперировать на океанском театре военных

«7

действий7.

Роль Индии в стратегии США по сдерживанию Китая. Большое значение в американской стратегии в плане подключения к «сдерживанию» Китая придается Индии, которая, по мнению разработчиков документа, обладает всеми необходимыми качествами для обеспечения безопасности и соблюдения экономических интересов США в районах, прилегающих к Индийскому океану. Согласно новой стратегической программе, по утверждению американского министра обороны Л.Панетты, США будут стремиться к налаживанию «долгосрочного стратегического партнерства с Индией, чтобы поддержать ее способность быть экономическим якорем региона и генератором безопасности в более широкой зоне Индийского океана»8. Начало трехсторонних стратегических консультаций между Соединенными Штатами Америки, Индией и Японией, а также решение трех стран провести совместные военно-морские учения являются наглядным подтверждением таких устремлений.

После состоявшегося в начале 2012 г. в Вашингтоне 1-го раунда стратегического диалога США, Япония и Индия провели в Токио более конкретные обсуждения, нацеленные на укрепление трехстороннего взаимодействия. Планируется, что со временем эта трехсторонняя инициатива может стать четырехсторонней, если к ней присоединится Австралия9.

Но для налаживания серьезного трехстороннего сотрудничества необходимы важные сдвиги в стратегических планах и политике Америки, Японии и Индии. Если Япония, являющаяся союзницей США по заключенному между двумя странами договору, уже наладила военное взаимодействие и обеспечила оперативную совместимость с американскими ВС, то в отношении

Индии этого пока сказать нельзя. Между США и Индией не существует договорных отношений, у их вооруженных сил разное оружие и системы боевой подготовки войск. Но поскольку никто к официальному трехстороннему альянсу не стремится, ограниченные взаимодействие и оперативная совместимость могут вписаться в политические цели существующего партнерства. В данном случае, скорее всего, его политическая целесообразность перевешивает военную ценность.

Вместе с тем и на этом направлении США предпринимают определенные шаги. Американские и индийские войска в последние годы провели десятки военных учений. Однако аналитики из США отмечают, что Индия по-прежнему тяготеет к «неприсоединению» в силовой политике, сохраняя свою стратегическую независимость. Это подтверждается и различием в подходах Вашингтона и Дели к иранской ядерной проблеме. Не одобряя в целом эту программу, Индия заинтересована в развитии энергетического и других видов сотрудничества с Тегераном. Она импортирует из Ирана примерно 12 % потребляемой ею нефти, к тому же территория Ирана является для Индии ключевым транзитным маршрутом. Отвечая на вопрос по поводу новых американских санкций в отношении Ирана, индийский министр иностранных дел Ранджан Матхаи заявил: «Мы придерживаемся санкций ООН, действующих в отношении Тегерана, и не считаем нужным присоединяться к каким-либо другим ограничениям, вводимым в одностороннем порядке»10.

Разногласия по отношению к Исламской Республике Иран (ИРИ) создают реальную проблему для двух стран, и если ее не разрешить, она может стать существенным препятствием в развитии американо-индийских отношений. Члены американского Конгресса возмущены тем, что Индия не спешит присоединиться к усилиям, направленным на оказание давления на ИРИ, а члены индийского парламента, со своей стороны, недовольны публичным подталкиванием их к более жесткому отношению к Ирану.

Разногласия по ИРИ могут негативно повлиять на другие составляющие зарождающегося американо-индийского стратегического партнерства — от торговли и военного сотрудничест-

ва до координации дипломатической активности. Индия ведет себя осторожно и потому, что она, на наш взгляд, не желает обострять отношения с КНР, будучи наблюдателем при Шанхайской организации сотрудничества и поддерживая отношения с Китаем в таких неформальных международных организациях, как РИК и БРИКС. Но подобная «осторожность» со стороны Индии довольно неустойчива. Двусмысленная позиция Дели объясняется давней историей конфликтов с Китаем, истоки которой начинаются с пограничной войны 1962 г.

Фактор «недоверия» во взаимоотношениях между КНР и Индией не способствует стабильности в ЮВА. Несмотря на многочисленные переговоры и декларируемую готовность устранить давний источник напряженности в отношениях между КНР и Индией — крупнейшими торговыми партнерами, стороны не могут достичь компромисса по восточному и западному участкам их границы, которые в 1962 г. стали фронтами китайско-индийской войны, обернувшейся, несмотря на свой локальный характер, серьезным унижением для Индии.

Восточное направление. Таванг, округ в индийском штате Аруначал-Прадеш11, является одним из предметов спора, препятствующего окончательному пограничному урегулированию между Китаем и Индией.

Одна из причин китайских претензий на Таванг — его стратегическое значение: через него проходит кратчайший путь из Тибета на территорию Индии, который в случае конфликта позволит китайским войскам максимально быстро прорваться в долину Брахмапутры и перерезать так называемый коридор Си-лигури — узкую полосу территории, соединяющую северо-восточные штаты с основной территорией Индии.

Ситуация на восточном участке границы часто осложняется многочисленными инцидентами. Прохождение границы между странами не согласовано, несмотря на состоявшиеся 15 раундов переговоров. В 2009 г. власти Индии приняли решение об отправке в Аруначал-Прадеш дополнительных сил в количестве 25—30 тыс. человек и эскадрильи истребителей Су-30, хотя особо отмечается, что это наращивание сил «не носит агрессивного характера». Индия сформировала новые горно-стрелковые ди-

визии и планирует увеличить ударные группы, созданные для противодействия агрессии со стороны Китая. Около 36 тыс. солдат и офицеров были переведены на северо-восток, ближе к штату Аруначал-Прадеш.

Обстановка на западном участке китайско-индийской границы также далека от спокойствия. Китай удерживает территорию Аксай Чин12, через которую проходит стратегическое шоссе, соединяющее Тибет и Синьцзян. Значимость Пакистана, передавшего Китаю часть территории Кашмира, граничащую с Аксай Чином, для Пекина определяется возможностью строительства на берегу Аравийского моря порта — военно-морской базы в Гвадаре, откуда можно отслеживать движение кораблей через Ормузский пролив, а также порта в Пасни. Гвадар является не простым крупным инвестиционным проектом: китайская сторона планирует связать этот порт с территорией Синьцзяна железной дорогой, нефте- и газопроводом, что позволит повысить энергетическую безопасность уязвимых западных районов КНР и укрепить позиции Китая как торгового партнера государств Центральной Азии.

Кроме того, Гвадар, связанный по суше с Синьцзяном, позволяет сократить для следующих в Китай грузов морской путь в Индийском океане, где стратегические линии коммуникаций в случае потенциального конфликта могут быть легко перерезаны индийским или американским ВМФ. Кроме того, транспортировка в Китай по суше выгруженных в Гвадаре сырья и товаров позволяет избежать следования через Малаккский пролив, где весьма высока угроза нападения пиратов.

И, наконец, в перспективе Гвадар может использоваться в качестве пункта базирования кораблей ВМС КНР.

Именно по этой причине, вероятнее всего, китайское присутствие в Гвадаре вызывает озабоченность у Индии. Военно-морская доктрина страны провозглашает: создание мощного ВМФ и господство в Индийском океане — важнейшая составляющая национальной безопасности и одно из главных условий повышения политического статуса Индии в мире, поэтому иностранная активность в данной акватории является вызовом индийскому потенциальному доминированию в ней.

Китайские проекты в Индийском океане воспринимаются многими в Индии как составные части принятой в КНР стратегии по Индийскому океану под названием «Нитка жемчужин». В соответствии с ней, Китай планирует опоясать Индию цепью военно-морских баз вдоль северного побережья Индийского океана, создать ей стратегический противовес в регионе и защитить свои интересы, связанные с транспортировкой грузов.

Наряду с Гвадаром компонентами доктрины «Нитки жемчужин» считаются:

• проникновение китайцев на Шри-Ланку, где на юге острова при активном китайском участии (доля китайцев в финансировании строительства составляет порядка 85 %) строится порт Хамбантота;

• практический интерес Китая к развитию порта Читтагонг в Бангладеш;

• тесное взаимодействие Китая с Мьянмой. Помимо важнейших направлений этого сотрудничества — энергетического и военно-технического — китайский капитал участвует в развитии порта Кьяукпью, возможно, по сценарию Гвадара и Хамбантоты.

Китайское правительство думает также связать Индийский океан с тихоокеанским побережьем КНР каналом через перешеек Кра в Таиланде. В этом случае Китай получит беспрепятственный доступ к морским пространствам от Африки до Японии. Планируется также соединение портов по обе стороны этого перешейка железными дорогами и автотрассами. Правительство Малайзии заинтересовано в создании трубопроводной сети, связывающей порты в Бенгальском заливе с портами в Южно-Китайском море. Эксперты считают эти коммуникации не менее важными в стратегическом отношении, чем «коридор Фульда», по которому в свое время советские танки могли прорваться в ФРГ.

Деятельность китайской стороны вызывает озабоченность Дели. Несмотря на то, что проекты декларируются как коммерческие, многие в Индии считают, что они легко могут быть переориентированы и на выполнение военных задач.

Индия опасается, что она будет окружена Китаем, если не расширит сферу своего влияния. В ответ на строительство китайцами военно-морской базы в Гвадаре Индия создала на сво-

ей территории базу в Карваре и помогает Ирану реконструировать военно-морскую базу в Чах-Бахаре, контролирующую выход из Персидского залива.

В свою очередь китайский эксперт Чжан Мин считает, что принадлежащие Индии острова Андаманского и Никобарского архипелагов могут быть использованы для блокирования Малаккского пролива, от которого Китай сильно зависит. Если Индия возьмет под контроль Индийский океан и будет стремиться расширить на восток сферу своего влияния, то это создаст новые риски для Китая.

Недавний зондаж Пекина возможности использовать некоторые объекты на Сейшельских островах привел к тому, что Индия возобновила оказание поддержки островам, находящимся к западу от ее побережья.

Наряду с этим, Индия вступила в партнерство с Вьетнамом, включая предоставление помощи Ханою в вопросе повышения его оборонных возможностей. Индийский премьер-министр Манмохан Сингх активно проводит политику «Посмотри на Восток», адресатами которой являются лидеры Южной Кореи, Японии, Индонезии, Малайзии и Таиланда. Эта политика привела к расширению торговых связей и экономического сотрудничества между названными странами. Также Индия регулярно проводит военные учения со странами АТР и Юго-Восточной Азии.

В Дели с тревогой отмечают, что расходы Китая на оборону в 2011 г., только по официальным данным, достигли 91,5 млрд долл., что на 12,7 % превысило показатель 2010 г. А по оценкам зарубежных экспертов, они составляют около 120 млрд, что выдвигает Китай по этому показателю на 2-е место в мире после США. «За последние пару лет китайцы начали действовать более агрессивно в политике, дипломатии и военном аспекте. ...Появилось осознание, что Китай является настоящей опасностью будущего», — заявил бригадный генерал в отставке Гурмит Канвал, директор индийского Центра по изучению (проблем) сухопутной войны в Дели. «Индийская армия укрепляет свои силы в подготовке к борьбе в ограниченном конфликте о спорной границе и работает над тем, чтобы предоставить противовес амбициям Китая в Индийском океане», — отметил в докладе

американскому Сенату Дж.Клаппер, директор Национальной разведки США13.

Руководители Индии и военные с опасениями смотрят на то, как Пекин модернизирует армию и увеличивает военное преимущество над их страной. Для некоторый в Индии противостояние Китаю имеет большее значение, чем давнему врагу Пакистану.

Для противодействия Китаю Индия проводит модернизацию ВС и замену устаревшего оружия советского времени. Заказы на истребители, боевые корабли, вертолеты и оружие сделали Индию мировым лидером по объемам импорта оружия.

Международный институт по изучению проблем мира в Стокгольме сообщил, что на долю Индии приходится около 9 % мирового импорта оружия. Только в текущем 2012 г. Индия заключила контракт с Францией на приобретение 126 боевых самолетов, приняла в лизинг российскую атомную подлодку. Ожидается, что из России же индийским ВМС поступит модернизированный авианосец. Помимо этого, в результате сделки в 5 млрд долл., в настоящий момент в Индии по французской лицензии строятся 6 подводных лодок типа «Скорпион», которые должны поступить на службу через 3 года14.

Снижению градуса напряженности в двусторонних отношениях не способствует и «война слов» в СМИ обеих стран (одним из самых скандальных эпизодов стала публикация на сайте китайского Международного института стратегических исследований статьи о том, как КНР могла бы содействовать дезинтеграции Индии и превращению ее в группу мелких независимых государств)15.

Наблюдателями отмечается существенное отличие источников разжигания подобной истерии в каждой из стран. Если в Индии в этом заинтересованы в первую очередь военные и око-ловоенные круги, которым напряженность сулит дополнительные доходы (в том числе и теневые) от новых крупных военных контрактов, то в Китае, где государство осуществляет жесткий контроль над информационным пространством, подобные публикации появляются не без одобрения руководства страны.

Напряженность между двумя странами присутствует и на внерегиональном уровне. Китай не одобряет идею приобретения

Индией статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, что обесценило бы его стратегическое преимущество в виде права вето. Так, на саммите БРИК в Екатеринбурге в мае 2008 г. Пекин отказался поддержать предложение России о включении в текст Итогового коммюнике положения о поддержке намерения Индии и Бразилии получить место постоянных членов СБ ООН.

С другой стороны, Индия в свое время вызвала у Китая опасения тем, что стала участником программы сотрудничества с США, Японией, Австралией и Сингапуром, важным компонентом которой является проведение совместных учений ВМС этих стран. В США считают, что данное сотрудничество является своего рода партнерством демократий, призванным сдерживать экспансионистские аппетиты авторитарного Китая16.

Некоторые выводы

1. Новая военная доктрина США меняет суть стратегии «сдерживания Китая». Прежде речь шла о проведении демонстративных силовых акций вблизи границ КНР. Теперь администрация Б.Обамы делает ставку на подъем альтернативных Китаю, но дружественных США государств — «центров влияния» в ЮВА и в зоне Индийского океана. Вашингтон готов предоставить им определенные ресурсы для достижения статуса полноценных региональных держав.

2. Для России новая стратегия США несет в себе как позитивные, так и негативные моменты. Интерес Вашингтона к российскому Дальнему Востоку облегчит американское инвестирование в экономику этого региона. Могут ускориться и потенциально выгодные для России общие экономические проекты в рамках АТЭС.

С другой стороны, в настоящее время Россия развивает комплекс политических связей с Китаем. Российско-китайский договор 2001 г. предусматривает широкий спектр взаимных обязательств Москвы и Пекина. Втягивание РФ в обновленную систему американского присутствия может создать в Пекине ощущение переориентации России.

3. Китай и Индия сталкиваются как со старыми, так и новыми трудностями в своих двусторонних отношениях. Подозрительность Индии в отношении намерений Китая, нерешенный пограничный спор, конкурентная динамика, связанная с положением обеих растущих стран в Азии, соперничество за доступ к иностранным нефтяным и газовым ресурсам, в том числе в ближайших к ним регионах, например, в Бирме, служат естественным тормозом для развития более тесных партнерских связей между двумя странами.

4. Цель Китая состоит в том, чтобы убедить Индию доброжелательно отнестись к расширяющемуся китайскому экономическому, политическому и военному присутствию в Южной Азии и Индийском океане; устранить подозрительность в китайско-индийских отношениях; сделать Индию партнером Китая. В этом случае рост влияния Китая в Азии не приведет к попыткам Индии уравновесить его путем коалиции с Соединенными Штатами. Но проблема состоит в том, что взаимодействие Индии и Китая не предполагает уступок по статусу Тибета, устранения китайско-пакистанской стратегической связи или ограничения расширяющихся связей Китая с другими южно-азиатскими странами в военной области, сферах безопасности и транспорте.

5. Несмотря на непростую геополитическую ситуацию в акватории стратегически важного Южно-Китайского моря, Пекин считает своей стратегической целью поддержание стабильности и дружественной обстановки в регионе, особенно на Корейском полуострове; укрепление пояса стабильных отношений по периметру китайских границ, в том числе развитие с Россией отношения стратегического партнерства.

6. Китайско-индийские трения невыгодны России из-за необходимости делать ненужный, но неизбежный внешнеполитический выбор. В случае разрастания конфликт двух крупнейших участников ШОС способен разрушить и обесценить этот формат сотрудничества, так как Россия станет перед выбором, чью сторону принять.

7. Задача ШОС и РИК — по возможности содействовать решению сохраняющихся проблем во взаимоотношениях между Китаем и Индией на взаимоприемлемых для двух государств ус-

ловиях, способствовать устранению подозрительности и укреплению доверия между ними. Этой цели могло бы послужить принятие Индии в ШОС в качестве постоянного члена.

Примечания

1 Независимое военное обозрение. 27.01.2012.

2 URL: http://www.redstar.ru. 12.09.2011.

3 URL: http://nvo.ng.ru/forces/2012-01-27/14_usa.html.

4 Красная звезда. 21.01.2012.

5 URL: http://nvo.ng.ru/forces/2012-01-27/14_usa.html.

6 Там же.

7 Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 3. С. 42—64.

8 URL: http://vz.ru/politics/2012/1/6/551635.html.

9 The Washington Times. 25. 01. 2012.

10 Известия. 18.01.2012.

11 В настоящее время Китай не признает индийский суверенитет над штатом Аруначал-Прадеш, называя эту территорию «Южным Тибетом» (в 1986 г. преобразование Агентства Северо-Восточной границы штат Аруначал-Прадеш вызвало очередное обострение китайско-индийских отношений и всплеск пограничных инцидентов).

В 2009 г. резкую критику китайского МИДа вызвал визит премьер-министра Индии Манмохана Сингха в Аруначал-Прадеш накануне выборов в местное законодательное собрание. Китай также пытался заблокировать предоставление Индии кредита Азиатского банка развития, поскольку часть этого кредита предназначалась на нужды развития штата Аруначал-Прадеш.

12 В 1963 г. союзником КНР — Пакистаном — китайской стороне была передана часть территории Кашмира, граничащая с Аксай Чином. В данном случае уже китайский суверенитет оспаривается Индией.

13 India Military Modernized With China In Mind. URL: http://www.huffi ngtonpost.com/2012/02/08/india-miIitary-modernized_n_1262116.htm.

14 Ibidem.

15 Приводится по: URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/brik_kak_n ovaja_koncepcija_mnogovektornoj_diplomatii_2010-03-13.htm.

16 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.