Научная статья на тему 'Эволюция американской военной стратегии в восточной Азии'

Эволюция американской военной стратегии в восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
835
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / КИТАЙ / США / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА / ПРОТИВОСТОЯНИЕ / ДИАЛОГ / military strategy / East Asia / China / the United States / the regional situation / confrontation / dialogue

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Болятко Анатолий Викторович

Статья посвящена рассмотрению особенностей американской военной стратегии в отношении Восточной Азии, выявленных на основе подробного анализа положений доклада корпорации RAND (май, 2001 г.) и стратегии национальной безопасности США, опубликованной администрацией Б. Обамы в 2010 г. Автором приводится обширный фактологический материал, иллюстрирующий развитие военно-политической обстановки в регионе и реакцию ряда ключевых региональных «игроков», в том числе, Китая, на изменение расстановки сил в Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of the U.S. military strategy in East Asia

The article deals with the peculiarities of American military strategy toward East Asia, identified on the basis of a detailed analysis of the RAND Corp. Report (May, 2001) and U.S. national security strategy, published by the administration of B.Obama in 2010. The author provides an extensive factual material illustrating development of military-political situation in the region and the reaction of a number of key regional “players”, including China, on the change of the balance of power in East Asia.

Текст научной работы на тему «Эволюция американской военной стратегии в восточной Азии»

А.В. Болятко'

ЭВОЛЮЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ВОЕННОЙ СТРАТЕГИИ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей американской военной стратегии в отношении Восточной Азии, выявленных на основе подробного анализа положений доклада корпорации RAND (май, 2001 г.) и стратегии национальной безопасности США, опубликованной администрацией Б. Обамы в 2010 г. Автором приводится обширный фактологический материал, иллюстрирующий развитие военно-политической обстановки в регионе и реакцию ряда ключевых региональных «игроков», в том числе, Китая, на изменение расстановки сил в Восточной Азии.

Ключевые слова: военная стратегия, Восточная Азия, Китай, США, региональная обстановка, противостояние, диалог.

Непосредственно после окончания «холодной войны» и дезинтеграции Советского Союза американские эксперты и специалисты начали проработку новых стратегических концепций для США и их союзников. Большое внимание уделялось анализу подходов к формированию американской стратегии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, «возвращение» в который, по мнению специалистов, будет способствовать сохра-

* Болятко Анатолий Викторович, д.воен.н., проф., г.н.с. Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.

нению и укреплению позиций США в Азии в условиях меняющейся мировой военно-политической обстановки.

В результате изучения основных региональных тенденций, их вызовов и угроз, сформулированы направления американской политики и пути усиления влияния США на развитие обстановки в Азии с целью создания «динамичного мира». Одной из наиболее полных работ такого характера стал доклад крупной исследовательской корпорации RAND, опубликованный в мае 2001 г. Его основные положения, касающиеся стратегической обстановки в регионе, сохраняют актуальность и доныне1.

Авторы доклада полагают, что для обеспечения мира и стабильности в Азии США должны противостоять ряду критических региональных вызовов. Например, в Северо-Восточной Азии (СВА) улучшение отношений между Северной и Южной Кореей может завершиться воссоединением «двух Корей» или их примирением, но само разрешение корейской проблемы способно привести к драматическому изменению военно-политической обстановки в АТР, серьезно воздействовать на структуру размещенных в регионе американских войск и сил.

Другим ключевым фактором, влияющим на обстановку в регионе, являются растущие экономические, технологические и военные достижения Китая. Вопрос ближайшей перспективы для американских стратегов — как наилучшим образом реагировать на угрозу китайской «агрессии» против Тайваня. На долгосрочную перспективу США должны учитывать стратегические и военные вызовы, которые будет создавать Китай либо для уменьшения американского влияния в регионе, либо путем энергичной реализации своего превосходства в АТР.

Индия также стала играть все большую роль в формировании военно-политической обстановки в регионе. Ее стремление к обретению статуса великой державы может стать стимулом углубляющегося конфликта с Китаем. В то же время Индия по-прежнему вовлечена в спор с Пакистаном по вопросу о Кашмире, в котором продолжаются силовые вторжения, мятежи и акты терроризма. А в сочетании с рисками применения ядерного оружия, имеющегося у обеих сторон, создается потенциально взрывоопасная ситуация.

В Юго-Восточной Азии падение режима Сухарто в Индонезии привело к активизации сепаратистских движений и гражданским раздорам, что может нанести ущерб территориальной целостности страны.

По мнению американских стратегов, Япония и Россия стремятся повысить свой политический и военный статус в мире, что также может дестабилизировать существующий региональный порядок.

Для нейтрализации потенциальных вызовов и угроз в АТР США должны разработать интегрированную политическую, военную и экономическую стратегию, имеющую целью недопущение такого возвышения противников, которое было бы чревато нестабильностью или конфликтами в регионе. Главным для достижения этой цели Вашингтону видится предотвращение роста конкурирующей державы, которая, возможно, попытается подорвать роль США в Азии или использовать силу для навязывания собственных притязаний. Равно важным является необходимость поддерживать стабильность в регионе и способствовать мирному развитию Азии, обеспечивать экономический доступ в эту зону мира.

По мнению экспертов RAND, для достижения этих целей в военно-политической области США должны придерживаться стратегии, состоящей из четырех компонентов:

1. Развивать систему своих двусторонних военно-политических союзов для создания более широких рамок и возможностей по координации усилий в области безопасности в регионе. Многосторонняя военно-политическая система могла бы в конечном итоге включать Японию, Южную Корею, Австралию и, возможно, Сингапур, Филиппины и Таиланд. В процессе ее создания Соединенным Штатам следовало бы поддержать те силы в Японии, которые выступают за ревизию японской Конституции, за расширение горизонтов безопасности страны, за достижение соглашения по американо-японской стратегии в Азии.

2. Проводить стратегию баланса силы между ключевыми азиатскими странами, которые не входят в американскую структуру союзов, — Китаем, Индией, Россией. Целью является недопущение создания любой из этих стран угроз региональной безопас-

ности, доминирования друг над другом или формирования коалиций, направленных против США. Рекомендуется укреплять политические, экономические и военные отношения с этими тремя странами, особенно с теми, кто в наименьшей степени угрожает американским стратегическим интересам. Стратегия (и тактика) США по отношению к Китаю должна включать четко сформулированные элементы «вовлечения и сдерживания», ясно выраженную оппозицию односторонней декларации Тайванем его независимости, но также и ясно выраженную решимость США защитить Тайвань в случае нападения на него материкового Китая.

3. Препятствовать использованию силы как средства разрешения территориальных споров в регионе. Этому способствуют разъяснение американской политики по Тайваню, а также позиции по вопросу свободы мореплавания в Южно-Китайском море, содействие сплочению и территориальной целостности Индонезии, продвижение процесса урегулирования по кашмирской проблеме, противодействие гонке ядерных вооружений на Южноазиатском субконтиненте.

4. Способствовать установлению диалога в области безопасности среди всех стран Азии как средства предотвращения и урегулирования региональных конфликтов, разработке мер доверия и побуждения государств региона к вхождению в многосторонние военно-политические структуры в будущем.

Специалисты RAND полагают, что реализация новой широкомасштабной стратегии в Азии потребует значительных изменений в существующей структуре и дислокации вооруженных сил США. В частности, фокус внимания Вашингтона должен сместиться из Северо-Восточной Азии, которая уже хорошо обеспечена существующими американскими военными базами, в другие субрегионы по всему азиатскому континенту. Существующие структуры безопасности в СВА ни в коей мере не должны быть нарушены. В то же время больше внимания должно быть уделено Тайваню, где базирование вооруженных сил США сопряжено с рядом политических и военных проблем, а также Юго-Восточной Азии, где нет военного присутствия США на постоянной основе. Для достижения этой цели необходимо оце-

нить осуществимость размещения пунктов передового базирования в Японии для поддержки Тайваня в случае его конфликта с материковой частью Китая. Кроме того, Соединенным Штатам следует принять меры для укрепления существующих договоренностей по обеспечению доступа своих вооруженных сил путем достижения новых соглашений с Филиппинами, Индонезией и, возможно, с Вьетнамом. Цель — подготовка к потенциальным военным конфликтам в Юго-Восточной Азии.

Наконец, США должны уделить внимание вызовам особого характера, существующим в Южной Азии. Эти вызовы являются критичными сами по себе вследствие длительного враждебного противостояния Индии и Пакистана и растущими ядерными возможностями обеих стран. Кроме того, через Южную Азию проходят жизненно важные маршруты между Азиатско-Тихоокеанским регионом, Ближним Востоком и Центральной Азией. Однако вооруженные силы США в настоящее время не имеют надежного доступа на южноазиатский субконтинент. Расширение связей по военной линии с бывшими республиками СССР и другими странами «Большой» Центральной Азии могло бы содействовать доступу вооруженных сил США в воздушное пространство и к важным объектам на территории этих государств в случае, если Вашингтон усмотрел бы в этом необходимость.

Авторы доклада считают, что общий облик вооруженных сил США в западной части Тихого океана мог бы выиграть от трех дополнительных шагов.

Первый. Остров Гуам необходимо превратить в главную базу развертывания вооруженных сил США в Азии.

Второй. ВВС и ВМС США должны разработать новые концепции совместных воздушно-морских операций в целях максимизации их объединенной мощи в случае кризиса в АТР.

Третий. ВВС США должны совершенствовать свою структуру для оптимизации путей применения носителей боевых средств большего радиуса действия. Возможные варианты перспективной структуры ВВС включают: расширение парка тяжелых бомбардировщиков; развертывание так называемых самолетов-арсеналов, оснащенных большим количеством «интеллектуальных» средств поражения и запускаемых вне зоны доступа

противника; размещение небольшого числа высокоскоростных ударных самолетов дальнего радиуса действия.

Авторы доклада считают, что США не могут рассчитывать на разрешение любой проблемы в области безопасности в Азии, но они могут продолжать сдерживать агрессию других региональных акторов и содействовать миру в регионе. Однако для того, чтобы повысить эффективность своих усилий, они должны принять всеобъемлющую стратегию, нацеленную на сохранение присутствия США в новых условиях, диктуемых региональными тенденциями, способными радикально изменить геополитическую обстановку в АТР.

Тезисы азиатской стратегии США, разработанные в начале 2000-х годов и более 10 лет многократно обсуждаемые на различных форумах, по существу идентичны соответствующей стратегической доктрине администрации Б.Обамы, официально принятой к реализации в 2010—2012 гг.

В стратегии национальной безопасности США, опубликованной администрацией Б.Обамы в 2010 г.2, наряду с притязаниями страны на роль «единственной сверхдержавы», содержится признание, что в мире растет число новых «центров влияния», с которыми США необходимо взаимодействовать. Список этих центров неоднократно повторяется и включает Китай, Индию и Россию. Кроме того, упоминаются «центры влияния» регионального значения, среди которых — Бразилия, Индонезия, Южная Африка, Саудовская Аравия, Нигерия. Это означает, что отрыв других великих держав от США сократился. В особой мере это касается Китая.

Американо-китайские отношения выдвигаются на первый план в мировой системе международных отношений. Сегодня КНР воспринимается как главный соперник Америки в XXI веке Китай уже опередил или близок к тому, чтобы опередить США в качестве новой глобальной сверхдержавы. КНР вышла на 1-е место в мире по объемам промышленного производства, капиталовложениям, потреблению энергии, экспорту товаров, валютным запасам. Китай находится на 2-м месте в мире по величине ВВП, расходам на НИОКР и оборону. При сохранении нынешних тенденций эксперты прогнозируют, что во второй половине нынеш-

него десятилетия Китай обгонит США по таким ключевым показателям, как размеры ВВП и капитализация рынка3.

Огромная экономическая база позволяет КНР проводить масштабную модернизацию вооруженных сил. Нынешний Китай в состоянии не только осуществлять защиту своей территории, но и развивать океанский флот, что дает ему возможность, согласно американской терминологии, «проецировать силу». Периметр обороны КНР на Тихом океане уже не ограничивается так называемой первой линией островов (Япония—Тайвань— Филиппины), а выходит на вторую линию — до острова Гуам. Флот активно используется Пекином для защиты своих экономических интересов, например, в Южно-Китайском море, а также в Индийском океане, через который идут жизненно важные поставки нефти и другого сырья.

Вместе с тем в последние годы сложилась экономическая взаимозависимость США и КНР, которая наглядно проявилась в условиях нынешнего мирового кризиса: объем двусторонней торговли достиг 440 млрд долл. Китай превратился не только в главного поставщика товаров, но и основного кредитора Америки.

Подход администрации Б. Обамы к Китаю характеризуется призывом к Пекину взять на себя часть ответственности за поддержание стабильности мировой финансовой и экономической системы при сотрудничестве с США. В Стратегии национальной безопасности Б. Обамы говорится, что «прагматичные и эффективные отношения между США и Китаем необходимы для ответа на основные вызовы XXI века»4.

С другой стороны, отмечается наличие проблем, например, в сфере прав человека или в связи с модернизацией китайских вооруженных сил. Сохраняются серьезные противоречия между КНР и США и по проблемам Тайваня, Тибета, Синьцзяна. В США наблюдается также рост протекционистских настроений, что, в частности, выражается в требованиях ревальвации юаня. Экономическая взаимозависимость подталкивает Вашингтон и Пекин к компромиссу. Однако Соединенные Штаты не готовы к отказу от претензий на мировое лидерство и признанию Китая равноправным партнером.

Визит в Вашингтон вице-премьера КНР Си Цзиньпиня, который должен стать лидером Китая, показал, что в двусторонней повестке дня доминируют не только экономические вопросы, но и проблема прав человека.

Китай по мере наращивания своей мощи все в большей степени способен ограничивать доступ США в восточную часть Тихого океана, космос и киберпространство, и это вызывает растущую обеспокоенность Пентагона. КНР также является единственной официально признанной ядерной державой, проводящей масштабное наращивание своих ракетно-ядерных сил. В Вашингтоне открыто выражают озабоченность «чрезмерным наращиванием военной мощи» Китая. Не случайно в Стратегии национальной безопасности указывается на угрозу, которую создает для США стремление неких государств «помешать доступу»5 американских вооруженных сил к некоторым регионам. Эта терминология обычно употребляется для описания военных усилий КНР по предотвращению присутствия американских ВМС в прилегающих к китайскому побережью морях и Тайваньском проливе. Таким образом, администрация Обамы провозглашает свое намерение обеспечить «доступ» в эти районы. Это не может не вести к обострению американо-китайского военного соперничества, которое также затрагивает и сферу размещения регионального ПРО (обеспечение защиты от сотен китайских ракет, угрожающих Тайваню и флоту США в западной части Тихого океана). В сентябре 2011 г. Вашингтоном принято решение модернизировать 145 самолетов Б-16 тайваньских ВВС и поставить Тайбэю различные образцы вооружения и военной техники на сумму около 5,85 млрд долл.6

Новый документ «Сохранение глобального лидерства. Приоритеты обороны в XXI веке», опубликованный Пентагоном 5 января 2012 г., объявляет о необходимости перенести акцент в американской военной политике на АТР. В списке региональных приоритетов Ближний Восток теперь будет находиться только на 2-м месте, а Европа — на 3-м. Показательно, что Пентагон принял решение сократить 2 из 4 армейских бригад, остающихся в Европе, в то время как группировка американских войск на Тихом океане наращивается7.

В документе Министерства обороны Пекин впервые был поставлен на одну доску с Тегераном: «Для того чтобы убедительно сдержать потенциальных противников и не допустить достижения ими своих целей, США должны поддерживать потенциал проецирования силы в районы, где создается угроза нашему доступу и свободе действий. В этом районе изощренные противники будут использовать асимметричные средства. В том числе средства электронной борьбы и кибервойны, баллистические и крылатые ракеты, новейшие средства ПВО, мины и другие методы, для того чтобы затруднить наши оперативные планы. Такие государства, как Китай и Иран, будут продолжать создавать асимметричные средства для противодействия нашему проецированию силы». На этом основании делается вывод, что «вооруженные силы США должны осуществить необходимые инвестиции, чтобы гарантировать нашу способность действовать эффективно» против таких противников. Эти инвестиции включают, в частности, «подводные лодки и средства противолодочной борьбы, создание нового бомбардировщика-невидимки, развитие ПРО и усиление критического косо

мического потенциала» .

В то же время для ядерных сил Китая американская ПРО представляет прямую и непосредственную угрозу уже в настоящее время, так как, по оценкам экспертов, у Китая имеется всего несколько сот ядерных боезарядов. Вместе с тем отсутствие у китайцев системы предупреждения о ракетном нападении делает китайские ядерные силы весьма уязвимыми в случае упреждающего удара США.

Вторая по значимости угроза в Восточной Азии для США — это терроризм. В Центрально-Азиатском регионе действуют международные террористические организации или их подразделения, радикально настроенные исламские фундаменталисты, экстремистские группировки, что вызывает обеспокоенность как государств региона, так и всего мирового сообщества. Территориальная близость к Афганистану также является дестабилизирующим фактором.

В последнее время в регионе произошел ряд событий, которые потенциально могут существенно повлиять на характер тер-

рористических актов в регионе и перспективы борьбы с ними. К ним можно отнести:

• уничтожение О. Бен-Ладена и других лидеров «Аль-Каиды»;

• решение президента США о выводе войск из Афганистана;

• последствия «арабской весны».

По мнению ряда обозревателей, уничтожение Бен-Ладена явилось поворотным пунктом в борьбе с глобальным терроризмом, однако «Аль-Каида» и ее филиалы не прекратят свою деятельность в одночасье. Более того, первая реакция «Талибана» на смерть О. Бен-Ладена не свидетельствует о готовности к компромиссу, напротив, представители «Талибана» видят в ней новый импульс для «джихада против захватчиков»9.

Президент Б. Обама в обращении к стране в январе 2012 г. заявил о завершении антитеррористической операции в Афганистане и предстоящем выводе американских войск из этой страны. Однако вскоре последовали возражения против вывода войск со стороны ряда специалистов и особенно консолидировавшегося в этом мнении разведывательного сообщества США. Прозвучало предупреждение, что в случае ускоренного вывода американских войск силы «Талибана» укрепятся, будут действовать более дерзко и станут еще более опасными. По мнению экспертов разведсообщества, международные силы обеспечения безопасности ослабили «Талибан» и вытеснили его из числа крупных центров влияния, однако низкая эффективность правительства Афганистана, распространенная в стране коррупция и слабость властей на местах вызвали фундаментальное недоверие между Кабулом и населением в контролируемых «Талибаном» районах, подрывая достижения контртеррористической операции. Кроме того, последний документ разведсообщества США содержит предупреждение, что, имея безопасные базы в Пакистане, «Талибан» будет контролировать сельские районы Афганистана.

Наиболее тревожным моментом является то, что, по мнению разведсообщества, «Талибан» хочет использовать переговоры с США с целью обретения международного признания и просто ждет вывода американских войск. Вызывает беспокойство и намерение американского правительства освободить ряд руководя-

щих деятелей Талибана из тюрьмы в Гуантанамо в обмен на открытие политического представительства Талибана в Катаре — шаг, который называют преждевременным и опасным.

В целом ситуацию в Афганистане оценивают как не более безопасную, чем год назад. В докладе организации Human Rights Watch 2011 год назван годом наибольшего насилия в войне10.

В соответствии с докладом НАТО, хотя в целом количество террористических актов в Афганистане уменьшилось на 9 % в

2011 г., число терактов в южной и восточной части страны соответственно возросло, что весьма симптоматично, поскольку основная часть международных сил обеспечения безопасности, ориентируемая на борьбу с «Талибаном», дислоцируется именно в этих районах. Войсковые потери в 2011 г. немного уменьшились по сравнению с уровнем 2010 г., однако потери в январе

2012 г. оказались такими же, как и в январе 2011 г., несмотря на обычное зимнее затишье. Потери гражданского населения с января по сентябрь 2011 г. были на 7 % выше, чем за тот же период 2010 г., объектами покушений стали губернаторы, руководители полиции и прозападно настроенные старейшины племен.

Доклад разведсообществ, подписанный группой специалистов во главе с нынешним директором ЦРУ и бывшим командующим группировкой вооруженных сил в Афганистане Д. Пет-реусом, содержит предупреждение о дальнейшем ухудшении ситуации, поскольку США в любом случае ослабят внимание к Афганистану, как это произошло в конце 1980-х годов.

Военно-политическое руководство США рассматривает проблему Южно-Китайского моря (ЮКМ) как возможный пробный камень расширения экспансионистских устремлений Китая. В последнее время произошла активизация споров по поводу ряда островных территорий в ЮКМ. Наиболее крупная из них — острова Спратли, на которые помимо Китая претендуют Филиппины, Вьетнам, Малайзия, а также Тайвань. На некоторых островах эти страны уже разместили свои военные посты. Эти разногласия недавно уже привели к обострению отношений между Пекином и Манилой11.

Свою позицию по спору об островах США продемонстрировали в том числе и путем проведения совместных с военнослу-

жащими Филиппин учений в акватории ЮКМ, когда была осуществлена совместная операция по захвату острова Паливана недалеко от спорного архипелага. В штурме Паливана, который по легенде учений был захвачен вооруженными террористами, приняли участие около сотни военнослужащих.

Пекин всячески противится интернационализации спора за острова в ЮКМ и решению проблемы на основе Международной конвенции по морскому праву. Он предпочитает решать вопросы на двусторонней основе с каждой страной в отдельности.

Новая стратегическая обстановка дает Пентагону возможность пересмотреть как состав сил и средств для военного реагирования на угрозы, так и на их дислокацию. С учетом изменений экономической и общей стратегической ситуации в мире предполагается снизить американское военное присутствие в Европе и перенаправить военные ресурсы преимущественно в сторону Азии. При этом ключевое место в планах Пентагона отводится укреплению военно-политического блока НАТО, в первую очередь за счет наращивания вклада европейских союзников в потенциал альянса, в том числе в его активность в Азии.

Президент США Б. Обама принял решение разместить постоянный контингент морских пехотинцев, самолеты и корабли в Австралии. Кроме того, планируется перегруппировка американских вооруженных сил в пределах существующих военных баз в регионе. В ноябре 2011 г. обнародовано содержание американо-австралийского соглашения, в котором предусматривается, начиная с середины 2012 г., размещение на северо-востоке Зеленого континента — на территории военной базы в Дарвине — подразделений морской пехоты и армии США общей численностью до 2500 человек. Здесь же будут находиться американские службы тылового обеспечения, самолеты боевой и вспомогательной авиации, боевые корабли. Президент США заявил также о возможности создания совместной американо-австралийской военно-морской базы на принадлежащих Австралии Кокосовых островах в акватории Индийского океана. Заявлено, что американские морские пехотинцы займутся осуществлением гуманитарных операций в регионе. С этой целью между Вашингтоном и Канберрой достигнута договоренность,

согласно которой будет наращиваться присутствие ВМС США у австралийских берегов12.

США и Сингапур ведут переговоры о том, чтобы американские боевые корабли, предназначенные для действий в прибрежной зоне, получили право базироваться в этом островном государстве. Местом их дислокации станет база сингапурских ВМС Чанги13.

США ведут переговоры с Филиппинами о расширении американского военного присутствия в этом островном государстве. Обсуждаются, в частности, такие варианты, как дислокация на Филиппинах кораблей ВМС США, развертывание там на ротационной основе американских войск или более частое проведение совместных военных учений. Предполагается, что в любом случае американские военные будут «гостить» на уже существующих чужих базах. Не исключается возвращение американских ВМС на крупнейшую военно-морскую базу в заливе Субик-бей, с которой два десятилетия назад филиппинские власти попросили их удалиться. Если договоренность будет достигнута, то она станет продолжением ряда соглашений о базировании морских пехотинцев США в Австралии и кораблей ВМС США в Сингапуре14.

Китайские эксперты и специалисты не обходят вниманием вопрос о концентрации военных усилий США в регионе. На взгляд директора Института истории и географии приграничных районов Академии общественных наук Китая Син Гуанчэна, существенно повышается роль американских ВМС и ВВС, новое наполнение получает концепция «совместной комплексной войны» и становится явной возможность применения Вашингтоном «технологических преимуществ наряду с финансовым давлением». И хотя в Пекине сомневаются в том, что США смогут стать «настоящим боссом стран региона», очевидны намерения Вашингтона развивать отношения с давнишними партнерами, такими, как Япония и Южная Корея, а также вести настойчивую работу по привлечению новых союзников (в их числе были названы Вьетнам, Филиппины, Таиланд). Всех их можно задействовать для создания «оборонительного пояса» вокруг Китая.

В Пекине также указывают на стремление США удержать Китай в рамках «первой островной цепи», включающей Японию

и Филиппины, которые имеют договоренности о взаимной обороне с США, и Тайвань, связанный с США Законом о помощи в обороне.

В то же время, как отметил Син Гуанчэн, «несмотря на непростую геополитическую ситуацию в регионе, например, в акватории стратегически важного Южно-Китайского моря, правительство КНР оперирует терминами не давления и противостояния, а преимущественно взаимодействия. Пекин считает своей стратегической целью поддержание стабильности и дружественной обстановки в регионе, особенно на Корейском полуострове, где после смерти лидера КНДР может измениться обстановка»15.

На данном этапе во многих государствах Азиатско-Тихоокеанского региона не могут ответить на вопрос, как именно появление «Стратегических указаний по вопросам обороны» — нового американского программного документа — отразится на внутренней и межгосударственной обстановке16, в частности, в АТР.

Примечания

1 RAND Corp. Report. May, 2001.

2 URL: Grani.ru/politics/World/US/m.178404.htmI.

3 Независимая газета (+Наука). 17.02.2012.

4 Там же.

5 URL: http://www.ng.ru/concepts/2012-02-17/1_rf_usa.html; Военно-

промышленный курьер. 2012. № 2.

6 URL: http://rus.ruvr.ru/2012/01/18/64086010.html

7 Независимая газета (+Наука). 17.02.2012.

8 Там же.

9 Curtis Lisa. After bin Laden: Do Not Retreat from Afghanistan. Web Memo. № 3259. 17.05.2011.

10 URL: http://security.blogs.cnn.com/2012/01/24.

11 Военно-промышленный курьер. 2012. № 17.

12 Там же. № 2.

13 Независимая газета. 20.11.2011.

14 Красная звезда. 27.01.2012.

15 Там же.

16 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.