Научная статья на тему 'Новая уголовная политика в сфере борьбы с экономическими преступлениями сквозь призму оперативно-разыскной деятельности'

Новая уголовная политика в сфере борьбы с экономическими преступлениями сквозь призму оперативно-разыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОШЕННИЧЕСТВО / ЗАКОН / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / OPERATIVE AND DETECTIVE ACTIVITY / FRAUD / LAW / OPERATIVE AND DETECTIVE ACTIONS / THE OUTCOMES OF OPERATIVE AND DETECTIVE ACTIVITY / ENTREPRENEUR / FORGERY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павличенко Н. В.

В статье анализируется Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дифференцировавший составы мошенничества и регламентирующий процедуру возбуждения уголовного дела по данным составам преступлений. Рассматриваются проблемы проведения оперативно-разыскных мероприятий по преступлениям, предусмотренным ст.ст. 159.1-159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павличенко Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New criminal policy for combating economic crime through operative and detective activity

The article reveals problems of enforcing the Federal law № 207 issued on November 29, 2012 «On amending the Criminal code of the Russian Federation and particular legislative acts of the Russian Federation» which differentiated corpus delicti of fraud and provided the procedure for initiating criminal proceedings on the given corpus delicti. There were also analyzed the problems of conducting operative and detective activities on the crimes stipulated by the Articles 159.1-159.6 of the Criminal code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Новая уголовная политика в сфере борьбы с экономическими преступлениями сквозь призму оперативно-разыскной деятельности»

Раздел 4. Совершенствование деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений

НОВАЯ УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.В. Павличенко

(заместитель начальника Волгоградской академии МВД России по научной работе, доктор юридических наук, доцент; aldan1973@rambler.ru)

В статье анализируется Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дифференцировавший составы мошенничества и регламентирующий процедуру возбуждения уголовного дела по данным составам преступлений. Рассматриваются проблемы проведения оперативно-разыскных мероприятий по преступлениям, предусмотренным ст.ст. 159.1-159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, мошенничество, закон, оперативно-разыскные мероприятия, результаты оперативно-разыскной деятельности, предприниматель, фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности.

Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон № 207-ФЗ) внес изменения в состав, структуру и квалификацию мошеннических действий, а также в содержание п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее

- закон об ОРД).

Состав мошенничества конкретизируется и дифференцируется на следующие виды: мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1), при получении выплат (ст. 159.2), с использованием платежных карт (ст. 159.3), в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4), в сфере страхования (ст. 159.6) и в сфере компьютерной информации (ст. 159.6).

Анализируемым нормативным правовым актом предлагается отнести уголовные дела о преступлениях, предусмотренных этими статьями и рядом других (ст.ст. 160, 165, 167 и др.), к делам частнопубличного обвинения, которые могут возбуждаться исключительно по заявлению потерпевшего или его законного представителя в случае, если они соверше-

ны индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности (ч. 3 ст. 20 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

Исключения составляют случаи, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с прямым участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество (ч. 3 ст. 20 УПК РФ).

Иными словами, законодатель предлагает эксклюзивный правовой режим для

Юридическая наука и правоохранительная практика преступлений экономической направленности, суть которого состоит в том, что только заинтересованное лицо (собственник) решает, имеет ли деяние, причинившее ему вред, затронувшее его интересы, уголовно-правовую окраску или нет [1, с. 5-19]. Подобными новациями предпринимается попытка вывести из хозяйственных споров органы уголовной юстиции, оставив право разбираться в возникающих проблемах сторонам конфликта.

Вместе с тем эти предложения не учитывают ряд вопросов, влияющих на окончательный результат борьбы с экономическими преступлениями. Основной из них: «Можно ли проводить оперативноразыскные мероприятия, направленные на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие названных выше преступлений (уголовные дела по которым отнесены к категории дел частнопубличного обвинения), а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ч. 1 ст. 3 закона об ОРД), до подачи заявления от потерпевшего»?

Если следовать букве закона, то оперативно-разыскную деятельность для выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 20 УПК РФ, легитимно можно осуществлять, только если преступлением затронуты интересы государственного или муниципального образования или преступными действиями причинен ущерб государственной, муниципальной собственности, а также в ситуации, когда субъектом преступления не является предприниматель, член органа управления коммерческой организации.

В остальных случаях отсутствие заявления о совершенном преступлении декриминализирует противоправное деяние и, соответственно, не позволяет проводить оперативно-разыскные мероприятия, направленные именно на борьбу с преступностью. «Масло в огонь» подливает и принятая новая норма Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предусматривающая уголовные санкции (максимальная - лишение свободы на срок до 4-х лет) за фальсификацию результатов оперативно-разыскной деятельности

лицом, уполномоченным на проведение оперативно-разыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации (ст. 303).

Опасения по данному поводу высказали большинство опрошенных нами руководителей оперативных подразделений (76 % респондентов). Опрос на интернет-сайте Международной ассоциации содействия правосудию демонстрирует подобные опасения со стороны специалистов. Так, по мнению респондентов, в связи с принятием поправок в УК РФ, УПК РФ и закон об ОРД ожидается пассивность в борьбе с экономическими преступлениями со стороны правоохранительных органов, а также ее фактическое прекращение (20 % опрошенных)*. Убежден, что высказанные выше опасения носят эмоциональную, а не правовую окраску.

По нашему мнению, принятые нормативные правовые акты не исключают возможность проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших рассматриваемые преступления. Приведем свои доводы:

Во-первых, статья 303 УК РФ предусматривает санкцию за фальсификацию результатов оперативно-разыскной деятельности; целью фальсификации должно быть уголовное преследование или причинение вреда чести, достоинству и деловой репутации; лица, в отношении которых предполагается уголовное преследование, заведомо непричастны к совершению преступления.

Иными словами, если оперативный сотрудник не ставит перед собой задачу фальсификации результатов оперативноразыскной деятельности (заведомо пре-

* 73 % специалистов, голосовавших на сайте Международной ассоциации содействия правосудию (http://www.iuaj.net/), отрицательно проголосовали относительно законодательной инициативы, дифференцирующей мошеннические действия.

64

**

ступную) , проводит оперативно-разыскные мероприятия на основании сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. 2 ст. 7 закона об ОРД), его действия законны и обоснованны.

Кроме того, нельзя забывать, что проведение оперативно-разыскных мероприятий может быть направлено не только на уголовное преследование преступника, но и на профилактику противоправных действий, установление имущества, подлежащего конфискации (ст. 2 закона об ОРД). Решение этих задач вообще не может быть «увязано» с фальсификацией результатов оперативно-разыскной деятельности, направленных на уголовное преследование.

Во-вторых, необходимость проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении мошеннических действий при отсутствии заявления о совершенном преступлении объясняется высокой латентностью рассматриваемых преступлений, о чем ярко свидетельствует их оперативноразыскная характеристика. Многие потерпевшие не обращаются в правоохранительные органы с заявлениями о совершенных в отношении их преступлениях, так как не понимают, что стали жертвами мошенников, умело разыгрывающих «представление» перед потерпевшими, а считают себя пострадавшими в силу неудачно сложившихся обстоятельств.

Кроме того, ряд потерпевших опасаются компрометации в глазах родственников, коллег по работе, окружающих в связи с проявленными ими беспечностью, алчностью, корыстью, а порой и боязнью понести уголовную ответственность за свое поведение, которое во многих случаях бывает противоправным в генезисе преступления. К таким случаям относится, в

** Фальсификация (лат. falsificatio, от falsifico

- подделываю; итал. Falsificare - подделывать)

- подделка, изменение (обычно с корыстной целью) вида или свойства предметов.

частности, желание быстрого обогащения за счет сомнительных финансовых операций, например, участия в финансовых пирамидах.

Таким образом, отсутствие заявления о совершенном преступлении не является прямой зависимостью отсутствия желания у потерпевшего его подавать в правоохранительные органы.

В-третьих, оперативно-разыскные мероприятия сотрудников оперативных подразделений могут и должны быть направлены на документирование преступных действий подозреваемого лица с целью выяснения фактов реальности осуществления предпринимательской деятельности, совершения преступления за рамками этой деятельности, а также установления факта маскировки преступной деятельности подозреваемого под видом предпринимательской.

Это вызвано тем, что законодатель дает максимально широкое определение предпринимательской деятельности в ч. 3 ст. 20 УПК РФ. Иммунитетом от уголовного преследования обладают, по задумке авторов, индивидуальные предприниматели, а также члены органа управления коммерческой организации - лица, выполняющие на момент совершения преступления организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации. Пленум Верховного Суда РФ также широко трактует термин «преступления в сфере предпринимательской деятельности».

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 22 (ред. от 14 июня 2012 г.) «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» [2] под преступлениями, совершенными в сфере предпринимательской деятельности, следует понимать противоправные деяния, совершенные в сфере предпринимательской деятельности, если они совершены лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в предпринимательской деятельности, и эти преступления

Юридическая наука и правоохранительная практика непосредственно связаны с указанной деятельностью.

При решении вопроса о том, является ли такая деятельность предпринимательской, судам надлежит руководствоваться ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, мошенник, зная вышеприведенные формулировки законодателя и Верховного Суда Российской Федерации, получив статус индивидуального предпринимателя, став членом органа управления коммерческой организации, осуществляя предпринимательскую деятельность в соответствии с современным гражданско-правовым законодательством, становится «неуязвимым» при решении вопроса о публичном преследовании.

Если мы принимаем тот факт, что оперативно-разыскные мероприятия проводить можно и необходимо в отношении рассматриваемых преступлений, то параллельно необходимо решать вопрос о судьбе результатов оперативно-разыскной деятельности, содержащих фактические данные о противоправной деятельности мошенников в случае, когда потерпевший не подает заявление о совершенном в отношении его преступлении.

Эта ситуация уже актуализировалась в оперативно-разыскных органах после принятия закона № 207-ФЗ, дифференцировавшего составы мошенничества и регламентирующего процедуру возбуждения уголовного дела по данным составам преступлений. «На руках» у оперативных сотрудников находятся собранные оперативно-разыскные данные по фактам мошенничества, которые, согласно вновь принятому закону, они не могут реализовать.

Считаем необходимым в данной ситуации использовать правовую возможность, предоставляемую ст. 5 закона об ОРД, которая предусматривает процеду-

ру хранения и уничтожения оперативноразыскных материалов, не получивших уголовно-правовую реализацию. Так, полученные в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.

Безусловно, данная норма может быть применима к рассматриваемой ситуации, однако, устанавливая годовой срок хранения оперативных материалов, законодатель не определил момента, с которого его следует отсчитывать. Используемый в правоприменительной практике вариант, когда срок хранения оперативных материалов начинается с момента реабилитации лица в уголовно-процессуальном порядке, поскольку с этого времени у него появляется право на ознакомление с собранной в отношении его информацией, в рассматриваемой ситуации не подходит, так как уголовно-процессуальному порядку рассмотрения дела, с точки зрения законодателя, должен предшествовать гражданско-правовой спор между «предпринимателем» и другими субъектами по вопросам, составляющим предмет потенциального обвинения. Этот спор в итоге может и не сопровождаться процедурой уголовного преследования.

Решение проблемы видится в двух плоскостях: во-первых, возможно предусмотреть процедуру уведомления потенциального потерпевшего о совершенном в отношении его преступлении, а срок хранения фиксировать с момента подобного уведомления; во-вторых, заслуживает внимания точка зрения профессора А.С. Александрова на данную проблему. По его мнению, если из оперативных источников становится известным о совершенном мошенничестве, при этом потерпевшие не знают об этом или не желают обращаться с заявлением в правоохранительные органы, предпочитая разрешить конфликт иным, в том числе неправовым средством, следует проводить оперативно-разыскные мероп-

66

риятия с целью побуждения потерпевшего к подаче заявления . Срок хранения оперативно-разыскных материалов исчислять с момента проведения данных оперативно-разыскных мероприятий.

В заключение следует сказать, что предлагаемая нами процедура использования оперативно-разыскных возможностей в борьбе с экономическими преступлениями носит предварительный характер, отдельные аспекты реализации обозначенных выше предложений должны быть согласованы с представителями уголовно-правовой науки. Однако обозначенный вектор решения, на наш взгляд, позволит

*** Предложение озвучено профессором А.С. Александровым на научно-практической конференции «Современное состояние и проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, юридической психологии», проходившей в Волгоградском государственном университете 13-14 декабря 2012 г.

исключить отдельные проблемы оперативно-разыскной деятельности в части, касающейся обеспечения экономической безопасности нашего государства.

1. Александров А.С., Александрова И.А. Новая уголовная политика в сфере противодействия экономической и налоговой преступности: есть вопросы // Библиотека криминалиста. 2013. № 1.

2. О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 окт. 2009 г. № 22: ред. от 14 июня 2012 г. // Рос. газ. 2009. 11 нояб.; 2012. 22 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.