Подведение итогов Педагогической ассамблеи
А. П. Тряпицына,
заведующая кафедрой педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
НОВАЯ ШКОЛА И НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ
Уважаемые коллеги! Вот и прошли два дня Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года учителя. Надеюсь, что вы согласитесь с тем, что первая Педагогическая ассамблея стала важным событием, подтверждающим, что будущее страны, на-
целенной на развитие экономики знаний, зависит от развития инновационной активности учителя.
Социальное значение инновационного движения в образовании трудно переоценить, поскольку:
23
— оно создает прообразы образовательных институтов открытого, гражданского общества;
— оно является действенным фактором «выращивания» образовательной общественности и формирования новых профессиональных сообществ в образовании;
— оно представляет собой своеобразный социально-технологический механизм, который переводит реформу и само развитие образования в новое, инновационное качество, механизм постоянного и устойчивого обновления образования.
Итоги ассамблеи не только подтверждают поддержку профессиональным сообществом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», но и фиксируют конкретные предложения по ее реализации, ориентированные на достижение качественно новых результатов образования, развития личности и общества.
В центре обсуждения в эти дни находился образ современного учителя, изменения его профессиональной деятельности. Хотела бы особо подчеркнуть, что прошедшие дискуссии и высказанные предложения участников ассамблеи носили не декларативный характер; они отличались ясностью формулировок, адресностью, комплексной характеристикой необходимых системных изменений профессиональной деятельности учителя.
Позвольте предложить вашему вниманию основные обобщенные выводы по работе дискуссионных площадок. Их можно объединить в три группы.
Первая группа выводов заключается в признании участниками ассамблеи в качестве ведущей функции профессионально-педагогической деятельности учителя функции содействия становлению личности нового культурного типа, поддержки ребенка в его образовательном пути. В послании Федеральному собранию 2009 года Президент Российской Федерации определил главную задачу современной отечественной школы как задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Эта задача — чрезвычайно сложная, требующая умений решать комплексные профессиональные задачи в контексте проблем взаимодействия с представителями различных национальных культур, социальных групп, конфессий. Ее решение всецело зависит от ценностного самоопределения учителя в профессии.
В обсуждениях на разных дискуссионных площадках подчеркивалось, что направленность на развитие и поддержку ученика — важнейший ориентир профессиональной деятельности учителя современной отечественной школы.
Собравшиеся в зале хорошо знают, что детство является самоценным периодом человеческой жизни, ключом в понимании сущности человека. Именно в детстве человек начинает постигать смысл таких ценностей, как жизнь, совесть, достоинство, надежда, вера; учится противостоять обману, исправлять ошибки, нести ответственность за свои поступки. Прекрасный знаток детства Самуил Яковлевич Маршак писал:
Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить, готовясь, в детстве не живет.
Участники ассамблеи подтвердили свою убежденность в том, что современная школа — это школа насыщенной, радостной, творческой жизни ученика, что современная школа может обеспечить детям равные стартовые возможности и выполнить функцию «социального лифта», что предполагает разработку образовательных программ, обеспечивающих развитие способностей всех детей: и имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей группы риска, и одаренных детей, и детей, имеющих трудности в учении, и «обычных» детей — каждый из которых необычен, неповторим и уникален.
Уважаемые коллеги! На международном форуме «Учитель ХХ1 века», прошедшем в Петербурге в 1997 г., учителя ХХ века призвали учителей ХХ1 века противостоять любым обстоятельствам — давлению
общественного мнения, корпоративным интересам, служебным инструкциям, — если они будут мешать защищать права и интересы детей.
Поддерживая эту позицию, участники ассамблеи предлагают:
— всемерно содействовать реализации идей инклюзивного образования, создавая условия для получения каждым ребенком, независимо от состояния его здоровья, наличия физического или умственного недостатка, такого образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми детьми;
— учитывая, что кризисные социальные и нравственные явления в обществе непосредственно влияют на состояние самой незащищенной его части — детей, стремиться к прогнозированию, профилактике и минимизации социально-педагогических рисков;
— в своей деятельности способствовать максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, оказанию адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, и развивать одаренность каждого ребенка как общую, универсальную способность.
Вторая группа выводов фиксирует предлагаемые участниками ассамблеи пути перехода школы сегодняшней к новой школе.
Еще раз хотела бы отметить честный и конструктивный характер обсуждений на дискуссионных площадках. Участники ассамблеи объективно оценивают существующие проблемы и имеющиеся достижения современной школы. На дискуссионных площадках откровенно обсуждались результаты социологических опросов об отношении современных школьников к учебе. Эти результаты свидетельствуют о том, что растет доля учащихся, считающих, что они учатся в школе по необходимости: в 2001 г. доля таких учащихся составила 5%, а в 2007 г. — 21%. С интересом ко всем предметам учились лишь 8% опрошенных.
Меняются и ценностные ориентации школьников. За последние 10 лет ценностные ориентации старшеклассников все
больше изменяются в сторону прагматизма, утилитаризма, достижения личного успеха любой ценой. Опасность представляют и завышенные ожидания и самооценки старшеклассников. Другими словами, возникает реальная угроза отчуждения от школы значительной части учащихся. Одновременно можно говорить и об угрозе отчуждения школы от своих учеников, от их проблем.
Анализируя пути преодоления негативных сторон жизни сегодняшней школы, инновационного развития образования, участники ассамблеи подчеркнули важность опоры на имеющиеся объективные достижения отечественной школы, к которым отнесли:
— отечественную традицию уважения и поддержки ученика в образовательном процессе;
— реализацию идей компетентностного подхода, который существенно изменил технологии образовательного процесса, обусловил появление индивидуальных образовательных маршрутов ученика и новых профессиональных ролей учителя;
— становление культуры публичных докладов школы как формы социальной отчетности перед общественностью;
— увеличение степени свободы ученика, что нашло отражение в новом, нелинейном построении образовательного процесса;
— несомненные успехи информатизации образования.
Участники ассамблеи продемонстрировали отчетливое понимание того факта, что в современных условиях быстро меняющегося мира школа не в состоянии устранить последствия общественного воздействия; эффект воздействия школы всегда должен рассматриваться в связи со всеми остальными общественными факторами и многие из этих факторов гораздо сильнее, чем сама школа. «Сегодня формируется сбалансированный взгляд на школу как на одно из конкурирующих воздействий на жизнь ребенка и подростка недостаточно мощное, чтобы перевесить все остальные влияния — генетические, семейные, социальные, финансовые — но достаточно сильное, чтобы позитивно менять жизнь ребенка».
Участники ассамблеи отметили, что для того чтобы действительно реализовать это потенциально сильное позитивное влияние школы на подрастающее поколение и общество в целом, надо, прежде всего, преодолеть страх выхода в общество, понять, что рядом с нами — люди, не работающие учителями, — граждане России, их дети и внуки учатся в школе, и им небезразлично, какое есть и каким будет наше образование. Мировая практика доказывает, что реформы школьного образования, развернувшиеся с начала 80-х гг. прошлого века в большинстве развитых стран мира, были вызваны не только угрозой потери качества образовательного процесса, но, главным образом, тем, что традиционные цели школьного образования все в меньшей степени соответствовали новым ожиданиям личности и общества.
Конечно, проблема выбора образовательных и учебных программ, соответствующих пособий является одной из наиболее острых и конфликтогенных. Она существенно затрагивает интересы родителей, учителей и школьной администрации, а также местных органов управления образованием: родители заинтересованы в выборе лучших с их точки зрения программ, с другой стороны, учителя имеют свои приоритеты, с третьей — разработчики программ и стандартов имеют собственное видение проблемы.
Однако, как свидетельствуют участники дискуссий, в диалоге «школа — общество» потребности родителей, учеников и учителей могут быть эффективно согласованы. Именно такое согласование позволило более четко и системно обосновать планируемые результаты современного школьного образования, определить сущность новых образовательных стандартов. Это стало новым смысловым ориентиром обновления и совершенствования работы учителя.
Обсуждая специфику профессиональной деятельности учителя на разных ступенях школьного образования, участники ассамблеи особо подчеркнули специфику каждой ступени.
Если учесть сложность современного мира и детства, беспрецедентный опыт молодого поколения, то становится очевидной специфика учительского труда в работе с учащимися разного возраста, а значит и необходимость специализации подготовки учителей по ступеням школьного образования, для каждой из которой необходимо фундаментальное университетское педагогическое образование.
Участниками ассамблеи было отмечено, что на любой ступени школы складывается уникальный опыт жизни каждого человека: именно в школе формируются основные жизненные ценности и приоритеты, нравственные принципы и личные этические нормы. И учитель должен быть готов к созданию максимально благоприятных условий для воспитания личности, развития нравственного сознания и формирования гражданской ответственности.
Обсуждение путей духовно-нравственно воспитания было очень насыщенным. Участники ассамблеи представили богатую палитру средств воспитания российской идентичности и гражданственности, отметили важность разработки и реализации на практике различных моделей внутри-школьной социальной среды, в которой учителя, школьники, родители, партнеры школы становятся равноправными участниками школьного социума, где ученики учатся строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; программ включения детей в процессы внешкольной социальной среды и программ социальных практик школьников, где формируется опыт социальной активности.
Участники ассамблеи подчеркнули значимость предметов социально-гуманитарного цикла, повторив слова Василия Александровича Сухомлинского: «Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова».
Большой интерес у участников ассамблеи вызвала дискуссия и о развитии естественнонаучного образования в школе, кото-
рое в высокотехнологичном обществе должно базироваться на идеях непрерывности, фундаментальности, интеграции науки с производством, информатизации. Участники дискуссии горячо поддержали позицию Виктора Антоновича Садовничего утверждающего, что ни один гражданин не может разумно участвовать в жизни общества, не будучи знакомым с тем, как естественные науки влияют на его повседневную жизнь и формируют его мир.
В обсуждениях было особо подчеркнуто, что предлагаемые изменения должны произойти во всех школах, независимо от их масштаба, месторасположения. Современная сельская школа рассматривается участниками ассамблеи как социально-культурный центр, который должен обладать большей, чем в настоящее время, самостоятельностью в управлении и возможностях предоставления дополнительных образовательных услуг широкому кругу населения.
Участники ассамблеи предлагают в процессе подготовки, ежедневной практической деятельности и повышения квалификации учителя развивать профессиональную способность формировать ключевые компетенции школьников, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты в образовании, использовать содержание каждого предмета, образовательной среды и социального партнерства школы для нравственного воспитания школьников, проектировать образовательно-социальные практики школьников.
Третья группа выводов касается путей совершенствования системы подготовки современного учителя. Участниками ассамблеи особое внимание было уделено требованиям, предъявляемым обществом к современному учителю. И это неслучайно, поскольку результаты многих исследований свидетельствуют о том, что ни один другой фактор, ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дали такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров. Проведенное не-
давно исследование показало, что если двум 8-летним ученикам средних способностей дать разных учителей: одного — высокой, а другого — низкой квалификации, то результаты их обучения существенно разойдутся в ближайшее время. Другими словами, учащиеся в классах высококвалифицированных учителей прогрессировали в три раза быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа отмечается: «... Школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность современной школы».
Однако сегодня мы являемся свидетелями своеобразного общественного парадокса. Парадокс заключается в том, что обществом признается значимость роли учителя в развитии человека и поэтому к учителю предъявляются такие требования, которым удовлетворить может только святой, поскольку учитель описывается как олицетворение всех добродетелей сразу!
Одновременно в массовом сознании укореняется представление о «двойном негативным отборе» — когда многие считают, что профессия учителя не престижная, тяжелая и поэтому далеко не лучшая часть выпускников школы идет в педагогические вузы и не лучшая часть выпускников вуза идет в школу, а значит система подготовки учителей самое «слабое» звено системы подготовки кадров. Но это не так! По данным опроса населения «Современный учитель: образ профессии», проведенного в 100 населенных пунктах 44 субъектов РФ (1500 респондентов), по мнению 40% респондентов, сегодняшние учителя в боль-
шинстве своем — люди современные, прогрессивные! Объясняя, почему они так думают (вопрос задавался в открытой форме), респонденты говорили о притоке в школу молодых учителей и о хорошей подготовке сегодняшних учителей («сейчас учителя хорошо образованы»; «в вузах молодых учителей учат новому, прогрессивному, это они и приносят в школу»).
Этих молодых учителей готовят преимущественно в педагогических вузах. И это значит, что последовательные шаги по модернизации педагогического образования, предпринятые в последние 15 лет, постепенно дают положительные результаты. И эти результаты необходимо учитывать при разработке дальнейших мер по обновлению системы подготовки учителей!
Поэтому участники ассамблеи, окончившие разные вузы, единодушно поддержали предложение о развитии педагогических университетов как крупных исследовательских центров подготовки педагогических кадров, в которых ведутся масштабные исследования проблем образования и на этой основе реализуется уровневая система педагогического образования, включающая в себя подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов для сферы образования.
Помимо путей обновления системы подготовки учителя, участники ассамблеи отметили необходимость принятия на государственном уровне определенных мер, направленных на повышение престижа профессии учителя в обществе, ориентируясь на лучшие практики мира. Так, в странах, имеющих наиболее эффективные системы школьного образования:
— на учительские специальности направляют лучших выпускников школ, выбирая будущих учителей из 5% лучших выпускников в Южной Корее, из 10% — Финляндии, из 30% — в Сингапуре и Гонконге;
— создают специальные программы для привлечения учителей из числа лучших выпускников престижных вузов;
— проводятся экзамены на должность учителя, причем даже при недостатке учи-
тельских кадров во многих странах (например, Япония, Южная Корея, Австралия, Франция и др.) на работу в школу принимается только тот претендент, который успешно и в полном объеме прошел процедуру аттестации, сертификации.
Участники ассамблеи обосновали следующие важные предложения:
— рассмотреть процедуры отбора абитуриентов в педагогические вузы;
— ввести экзамен на должность учителя;
— предусмотреть общественную аттестацию выпускников, освоивших образовательные программы подготовки учителя, работодателями и ввести практику интернатуры;
— проектировать содержание, технологии и формы организации постдипломного образования как гибкие незавершаемые образовательные траектории, которые охватывают все уровни и составляющие базового и дополнительного, формального, неформального и информального образования.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что проведение Педагогической ассамблеи позволило еще раз увидеть непреходящую значимость профессии учителя, ощутить ответственность за качество своего труда в сложном современном мире.
Несколько лет назад академик Никита Николаевич Моисеев писал: «Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их будет УЧИТЕЛЬ. Тот, кто передает эстафету знаний и культуры, превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы» (Моисеев Н. Н. Время определять национальные цели. М., 1997. Т. 3. С. 172-173).
Уважаемые коллеги! В жизни каждого человека наступает момент, когда он должен сделать выбор профессии. Мы выбрали профессию учителя, по словам Яна Амоса Коменского, — самую прекрасную под солнцем, поскольку деятельность учителя способствует тому, чтобы менее было мрака, смятения и разлада, а больше света, по-
рядка, мира и спокойствия. И заканчивая работу на ассамблее, я думаю, каждый из нас может сказать:
Я — учитель, значит, буду стремиться открыть ученику путь к познанию мира таким, каков он есть, не оставлю его в познании без надежды, буду учить его служить истине и терпимости к заблуждениям, развивать его врожденные способности во бла-
Новая школа и новый учитель
го его самого, во благо окружающих людей, во благо мира.
Я — учитель, значит, буду стремиться быть примером для ребенка и показать ему, как можно преодолеть собственные слабости, бороться с искушениями и трудностями.
Я — учитель, значит, буду стремиться работать так, чтобы оставить грядущим поколениям мир, в котором стоило бы жить!