Научная статья на тему 'Новая профессия – научный водолаз'

Новая профессия – научный водолаз Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научный водолаз / автономное водолазное снаряжение / Divers Alert Network / научно-водолазные работы / сбор образцов / scientific diver / autonomous diving equipment / Divers Alert Network / scientific diving work / sample collection

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Сергей Анатольевич Бычков, Алексей Вячеславович Спелов, Сергей Георгиевич Фокин, Андрей Михайлович Ярков

Обсуждается введение на территории Российской Федерации новой профессии «научный водолаз», которая позволит квалифицированно выполнять подводные работы, связанные с научной деятельностью, при этом оставаясь в правовом поле существующего законодательства. Необходимость появления данной профессии обусловлена возрастающими в нашей стране научно-практическими водолазными работами. В статье предложены стандарты для профессии научного водолаза, которые основываются на уже принятых государственных стандартах и поделены на три уровня в зависимости от опыта и приобретенных навыков водолазов. Также авторами подробно перечислены необходимые условия обучения, требуемые теоретические знания и цели практических тренингов для кандидатов в научные водолазы в зависимости от их уровня подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Сергей Анатольевич Бычков, Алексей Вячеславович Спелов, Сергей Георгиевич Фокин, Андрей Михайлович Ярков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The emerging profession of scientific diver

The article discusses the introduction of a new profession—scientific diver— in the Russian Federation. This role will allow for the qualified execution of underwater operations related to scientific research while remaining within the framework of current legislation. The growing volume of scientific and practical diving activities in Russia necessitates the creation of this profession. The article proposes standards for scientific divers, based on already established state standards, divided into three levels depending on the diver's experience and acquired skills. The authors also detail the necessary training requirements, theoretical knowledge, and the goals of practical training for scientific diver candidates, tailored to their level of preparation.

Текст научной работы на тему «Новая профессия – научный водолаз»

By'chkov S. A., Spelov A. V., Fokin S. G., Yarkov A. M.

ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО | DIVING REGULATIONS Оригинальная статья | Original paper

DOI: 10.26175/URC.2024.24.68.005

ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS 7-8' 2024 -V-

УДК 551.46.07(626.02)

НОВАЯ ПРОФЕССИЯ - НАУЧНЫЙ ВОДОЛАЗ

С. А. Бычков1 2 , А. В. Спелов2, С. Г. Фокин1 ©й, А. М.Ярков1 О

АНО «Центр подводных исследований Русского географического общества», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

2DAN Europe, DAN Building, Level 4, Sir Ugo Mifsud Street, Ta'Xbiex, XBX1431, Malta Ж [email protected]

Аннотация

Ключевые слова

Для цитирования

Обсуждается введение на территории Российской Федерации новой профессии «научный водолаз», которая позволит квалифицированно выполнять подводные работы, связанные с научной деятельностью, при этом оставаясь в правовом поле существующего законодательства. Необходимость появления данной профессии обусловлена возрастающими в нашей стране научно-практическими водолазными работами. В статье предложены стандарты для профессии научного водолаза, которые основываются на уже принятых государственных стандартах и поделены на три уровня в зависимости от опыта и приобретенных навыков водолазов. Также авторами подробно перечислены необходимые условия обучения, требуемые теоретические знания и цели практических тренингов для кандидатов в научные водолазы в зависимости от их уровня подготовки.

научный водолаз, автономное водолазное снаряжение, Divers Alert Network, научно-водолазные работы, сбор образцов

Бычков С. А., Спелов А. В., Фокин С. Г., Ярков А. М. Новая профессия — научный водолаз // Гидрокосмос. 2024. Т. 2, 2. № 7-8. С. 77-84. DOI: 10.26175/ URC.2024.24.68.005

THE EMERGING PROFESSION OF SCIENTIFIC DIVER

S. A. By'chkov1 , А. V. Spelov2, S. G. Fokin1 , A. M. Yarkov1 © ^

1ANO "Underwater Research Center of the Russian Geographical Society," St. Petersburg, Russian Federation

2DAN Europe, DAN Building, Level 4, Sir Ugo Mifsud Street, Ta' Xbiex, XBX 1431, Malta S [email protected]

Abstract The article discusses the introduction of a new profession—scientific diver—

in the Russian Federation. This role will allow for the qualified execution of underwater operations related to scientific research while remaining within the framework of current legislation. The growing volume of scientific and practical diving activities in Russia necessitates the creation of this profession. The article proposes standards for scientific divers, based on already established state standards, divided into three levels depending on the diver's experience and acquired skills. The authors also detail the necessary training requirements, theoretical knowledge, and the goals of practical training for scientific diver candidates, tailored to their level of preparation.

7-8' 2024

ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS

2024;2,2(7-8):77-84

^ Бычков С. А., Спелов А. В., Фокин С. Г., Ярков А. М.

Keywords scientific diver, autonomous diving equipment, Divers Alert Network, scientific

diving work, sample collection

For citation By'chkov S. A., Spelov A. V., Fokin S. G.,Yarkov A. M. The Emerging Profession of

Scientific Diver. Hydrocosmos. 2024. Vol. 2, 2, no. 7-8, pp. 77-84. DOI: 10.26175/ URC.2024.24.68.005 (In Russ.)

Освоение гидросферы, водных ресурсов нашей планеты, оказало глубокое воздействие на историю человечества. С самых ранних периодов существования цивилизации вода играла фундаментальную роль в формировании образа жизни общества и оказала сильное влияние на развитие человечества, вписываясь в его жизненные, экономические и культурные аспекты. Исторически изучение гидросферы требовало уникальных методов, отличных от применяемых на суше. Профессии, связанные с морской деятельностью, также требовали специальной подготовки. Одной из таких профессий является водолазное дело, упоминаемое с античных времен1. Однако только к концу XIX века оно приобрело современный облик. В это же время появились водолазные школы, которые готовили квалифицированных специалистов. Одной из первых стала Кронштадтская водолазная школа, которая была утверждена 5 мая 1882 года на основании указа императора Александра III2.

Водолазные специалисты были востребованы ведущими державами в начале ХХ века, особенно в военных министерствах, среди строителей и спасателей. После мировых войн водолазная индустрия активно развивалась и в гражданской сфере. Однако в отличие от военных и промышленных водолазных школ, многие гражданские специальности, такие как подводный биолог, эколог, археолог, подводный фото- и видеооператор, совершенствовались в основном благодаря личному энтузиазму гражданских специалистов3.

1 Смолин В. В., Соколов Г. М., Павлов Б. Н. Водолазные спуски до 60 метров и их медицинское обеспечение. М.: Слово, 2001. 696 с.

2 МельниковЮ.А., МельниковаА.Ю. Кронштадтская водолазная школа 1882-1917: биографический справочник. СПб.: Историческая иллюстрация, 2022. 764 с.

3 Лазицкая Н. Ф., Яковенко И. М. Общемировые тенденции развития дайвинга // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия:

География. Симферополь: КФУ имени В.И.Вернадского,

2014. Т. 27 (66). № 1. С. 54-67.

В конце XX века автономное снаряжение открытого и замкнутого типа дыхания получило широкое распространение благодаря развитию в мире дайвинга. Метод кратковременных погружений в этом оборудовании оказался не только удобным в рекреационных целях, но весьма эффективным решением многих подводно-технических задач4. Несмотря на разнообразие дайверских школ, в основном их усилия сосредоточены на оттачивании водолазных навыков без фокуса на определенные технические задачи, такие как раскопки или оценка археологического объекта, пробоотбор грунта, обследование подводного объекта с фото- и видеофиксацией, извлечение и сохранность объектов из-под воды и прочее. Эти и многие другие задачи, которые являются неотъемлемой частью работы научно-исследовательских институтов, научных автономных некоммерческих организаций, индустрии кино и современных медиа, выполняются водолазами, не имеющими соответствующей квалификации в этих отраслях, что уменьшает эффективность работы и влияет на результат.

Например, подъем образцов на поверхность приводит к их изменениям из-за воздействия биохимических и физико-химических процессов, которые могут привести к необратимым изменениям в их структуре. Поэтому лучше всего проводить исследования на месте с использованием специализированного оборудования и квалифицированных специалистов5. Их задачи при работе на глубине должны быть ограничены научным наблюдением, экспериментом с применением донных приборов, сбором проб воды, грунта, археологических образов и других

4 ЯхонтовБ.О. Водолазные методы океанологических исследований // Океанология. М.: Наука, 2021. Т. 61. № 3. С. 491-497.

5 Там же

2024;2,2(7-8):77-84

ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS

7-8' 2024

By'chkov S. A., Spelov A. V., Fokin S. G., Yarkov A. M.

материалов, анализом обстановки под водой для личного контроля безопасности6.

Схожей проблемой, связанной с отсутствием квалифицированных подводных специалистов, сейчас заняты наши европейские коллеги из Divers Alert Network (DAN), которые предложили внедрить систему стандартов для водолазов-дайверов (далее — водолазов), совершающих водолазные спуски с научными целями. Каждый стандарт определяет требования для соответствующего уровня водолаза, включая определение следующих главных областей: компетенции и профессиональные качества, необходимые условия прохождения обучения, вводная информация, требуемые теоретические знания, требуемые практические навыки, параметры практического обучения7.

Стандарты обучения научному водолазному делу.

Уровень 1. Научный водолаз — технический специалист в области исследовательских водолазных работ. Способен помогать в осуществлении научных водолазных проектов без декомпрессии на глубине до 30 м.

Необходимые условия обучения для научного водолаза:

— быть сертифицированным как самостоятельный дайвер (ГОСТ Р ИСО 24801-2-20088);

— иметь сертификат по сердечно-легочной реанимации и оказанию первой помощи с использованием кислорода9;

6 Яхонтов Б. О. Биофизические аспекты безопасности водолазов при подводных океанологических исследованиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Саратов: Академия естествознания, 2022. № 5. С. 11-16.

7 Feral J.-P., NorroA. Specific initial training standards are needed to dive for science in Europe, Occupational vs. Citizen Science Diving. Frontiers in Marine Science. Frontiers Publ., 2023, vol. 10, pp. 1-16.

8 ГОСТ Р ИСО 24801-2-2009 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 2. Уровень 2. Самостоятельный дайвер: Национальный стандарт Российской Федерации. М.: Стандартинформ, 2010. 12 с.

9 LongphreJ. M., DenobleP.J., MoonR.E., VannR.D.,

FreibergerJ.J. First aid normobaric oxygen for the treatment of

recreational diving injuries. Undersea and Hyperbaric Medicine.

2007, vol. 34, no. 1, pp. 43-49.

-V-

— пройти водолазную медицинскую комиссию за последние двенадцать месяцев;

— совершить не менее 60 погружений в открытой воде и быть не моложе 18 лет.

Требуемые теоретические знания для научного водолаза первого уровня:

— понимать процесс выравнивания давления в сообщающихся полостях тела;

— владеть теоретическими знаниями инертного газообмена и декомпрессии;

— уметь проводить идентификацию опасностей и оценку рисков;

— понимать роль дайвинга в морских науках;

— знать основы морской экологии, биологии и археологии;

— владеть методами прямого сбора и консервации образов;

— быть знакомым с методами визуального учета для оценки

и характеристики местообитаний;

— быть осведомленным о наиболее распространенных инцидентах

при водолазных спусках;

— уметь оказать первую помощь при травмах от опасных морских животных10.

Цели практического тренинга для научного водолаза первого уровня:

— развитие умений в подготовке полнолицевой маски к погружению (правильно установить регулятор, правильно отрегулировать устройство носового упора, регулировка полнолицевой маски для обеспечения водонепроницаемости, защиты глаз и носа от загрязнений

в воде, обеспечения возможности общения и комфортного дыхания при установлении нейтральной плавучести)11;

10 NochettoM., Bird N. First Aid for Hazardous Marine Life Injuries. 5th Edition, Divers Alert Network, 2017, 82 p.

11 ЧеркашинС.В. Декомпрессионные погружения с использованием азотно-кислородных смесей. М.: 2017. 108 с.

7-8' 2024 ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS -V-

— разработка техник погружения с подводным буксировщиком, таких как поддержание правильного контакта с напарником, правильное положение тела, подводное плавание под нагрузкой и движение в тандеме с напарником;

— развитие навыков подготовки сухого костюма к погружениям для устранения потенциальных проблем с оборудованием и отработка базовых навыков;

— отработка приемов работы преимущественно на нейтральной плавучести в сухом костюме (как плавного подъема и опускания на вдохе и выдохе, так и зависания);

— развитие таких навыков, как точное использование компаса, плавание с использованием стиля кроль и фрог-кик (frog kick) на расстояние 50 метров за 5 минут;

— разработка методов поиска

и извлечения предметов разных размеров с помощью подъемной сумки в пределах рекреационных возможностей без вмешательства в морскую флору и фауну;

— развитие способностей собирать данные / отбирать пробы под водой12;

— развитие знаний в планировании водолазного спуска: провести обсуждение выбора подходящего места для исследования и методов проведения запланированных действий с учетом количества имеющихся команд (удаление подводных отходов, обследование / визуальное обследование, методы подсчета популяций);

— разработка методов планирования водолазного спуска: правильное географическое положение места является одним из наиболее важных и деликатных аспектов всего протокола мониторинга прибрежной среды. Отсутствие этой информации влияет на возможность использования данных, а неточности могут привести к ошибкам интерпретации и свести на нет вклад каждого13.

12 Flemming N. C., Max M. D. Scientific diving, a general code of practice. 2nd edn. USA, Best Pub Co, 1996, 278 p.

13 Ibid.

2024;2,2(7-8):77-84 Бычков С. А., Спелов А. В., Фокин С. Г., Ярков А. М.

Уровень 2. Продвинутый научный водолаз — руководитель погружений, который может контролировать проведение и безопасность научно-водолазных спусков с участием нескольких водолазов.

Необходимые условия обучения для продвинутого научного водолаза:

— иметь сертификат «научный водолаз первого уровня»;

— быть сертифицированным как дайвер-руководитель (ГОСТ Р ИСО 24801-3-200814);

— совершить не менее 100 погружений в открытой воде и быть не моложе 18 лет;

— иметь сертификат по сердечно-легочной реанимации и оказанию первой помощи с использованием кислорода15;

— пройти водолазную медицинскую комиссию за последние двенадцать месяцев;

— иметь фундаментальные знания о морской экологии, биологии, археологи и методам подводного отбора проб и образцов16;

— иметь не ниже среднего специального образования.

Требуемые теоретические знания для кандидатов в продвинутые научные водолазы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— быть знакомым с юридическими обязанностями при руководстве научно-водолазными спусками;

— уметь определять цели погружения;

— уметь учитывать прогноз погоды, условия окружающей среды и их влияние на планирование погружений;

14 ГОСТ Р ИСО 24801-3-2009 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 3. Уровень 3. Дайвер-руководитель. М.: Стандартинформ, 2010. 12 с.

15 LongphreJ.M., DenobleP.J., MoonR.E., VannR.D., FreibergerJ.J. First aid normobaric oxygen for the treatment of recreational diving injuries. Undersea and Hyperbaric Medicine. 2007, vol. 34, no. 1, pp. 43-49.

16 ЯхонтовБ.О. Биофизические аспекты безопасности водолазов при подводных океанологических исследо-

ваниях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Саратов: Академия естествознания,

2022. № 5. С. 11-16. DOI 10.17513/mjpfi.13380

By'chkov S. A., Spelov A. V., Fokin S. G., Yarkov A. M.

— иметь допуск к использованию маломерных судов, годных

для водолазных работ17;

— уметь составить план реагирования в случае чрезвычайной ситуации;

— владеть протоколами

в отношении пропавших водолазов;

— уметь выбирать лучшие методы для достижения целей в отношении обследований, поиска, пробоотбора, локализации находок, записи результатов, очистки подводных препятствий / донных отложений, разработки проекта эксперимента и пробоотбора18.

Требуемые практические навыки для кандидатов в продвинутые научные водолазы.

Кандидаты должны организовать серию погружений с участием группы из не менее трех дайверов, имитирующих каждое из следующих действий:

— провести подводный поиск (обследование);

— создать карту конкретного объекта или области;

ГИДРОКОСМОС НУОЮСОЗМОЗ 7-8' 2024 -V-

Уровень 3. Руководитель проекта по научно-водолазным работам — руководитель, который способен контролировать проведение и безопасность всего проекта по научно-водолазным работам от первоначальной концепции до публикации результатов.

Необходимые условия прохождения обучения для руководителя проекта по научно- водолазным работам:

— иметь сертификат «научный водолаз второго уровня» (продвинутый научный водолаз);

— быть сертифицированным как дайвер-руководитель (ГОСТ Р ИСО 24801-3-200819);

— совершить не менее 150 погружений в открытой воде и быть не моложе 18 лет;

— иметь сертификат по сердечно-легочной реанимации и оказанию первой помощи с использованием кислорода20;

— пройти водолазную медицинскую комиссию за последние двенадцать месяцев;

— уметь разрабатывать проекты

по проведению экспериментов и отбору проб;

— точно фиксировать результаты обследования;

— отмечать положение подводных объектов и фиксировать их координаты;

— использовать наполненные воздухом подъемные мешки;

— собирать образцы в указанных точках разреза или сетки;

— спасти с глубины до 5 метров смоделированного аварийного дайвера с остановкой дыхания;

— разработать методы планирования научно-водолазных работ.

— иметь не ниже среднего специального образования.

Требуемые теоретические знания для руководителя проекта по научно-водолазным работам:

— быть знакомым с юридическими обязанностями при надзоре за проектом научно-водолазных работ;

— уметь определять цели проекта;

— уметь определять методологию, которая будет использоваться;

— определять финансирование и бюджет;

17 Правила по охране труда при проведении водолазных работ: утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 922н. М.: МОРКНИГА, 2022. 222 с.

18 Parham D. Scientific diving: code of conduct. Centre for Marine and Coastal Archaeology. School of Conservation Sciences. Bournemouth University Publ., 2006, 39 p.

19 ГОСТ Р ИСО 24801-3-2009 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 3. Уровень 3. Дайвер-руководитель. М.: Стандартинформ, 2010. 12 с.

20 LongphreJ. M., DenobleP.J., MoonR. E., VannR. D.,

FreibergerJ.J. First aid normobaric oxygen for the treatment of recreational diving injuries. Undersea and Hyperbaric Medicine. 2007, vol. 34, no. 1, pp. 43-49.

7-8' 2024 ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS -V-

Бычков С. А., Спелов А. В., Фокин С. Г., Ярков А. М.

— уметь подбирать членов команды;

— знать о необходимых разрешениях, контрактах, логистических соображениях;

— знать, как фиксировать, анализировать и публиковать результаты проекта;

— уметь создавать план реагирования при чрезвычайных ситуациях;

— уметь выбирать лучшие методы для достижения целей в отношении обследований, поиска, пробоотбора, локализации находок, записи результатов, очистки подводных препятствий / донных отложений.

Требуемые практические навыки для руководителя проекта по научно-водолазным работам.

Кандидаты должны составить комплексный план реального или смоделированного проекта научно-водолазных работ, включающий:

— обзор причин, по которым был создан проект;

— подробное описание предполагаемых результатов;

— список всех ограничений/ трудностей, которые имеет проект;

— список всех допущений, связанных с проектом;

— список всех необходимых задач;

— список необходимого оборудования;

— распределение ролей, которые будет играть каждый из членов команды21;

— подробный график проекта;

— план коммуникаций проекта;

— бюджет финансирования проекта; план управления значительными

рисками, неопределенностями или чрезвычайными ситуациями;

— план обобщения и распространения результатов проекта.

Одной из главных проблем создания профессии научного водолаза в России является неприменимость лицензий дайверских школ в профессиональной водолазной среде, которая подчиняется правилам по охране труда при проведении водолазных работ22. Несмотря на это, существуют пути преодоления этого препятствия. Один из них — интегрирование соответствующих дайверских курсов в систему обучения профессии научного дайвера. В случае, когда профессиональный водолаз дополнительно обучается дайвингу, только улучшаются его профессиональные навыки и эффективность работы. А обновленные межотраслевые правила позволяют работать водолазам автономно, используя современное снаряжение и средства подводной связи23.

Обучение по специальности «научный водолаз» в перспективе должно быть академической составляющей с внедрением последних технологических и педагогических тенденций.

21 Parham D. Scientific diving: code of conduct. Centre for Marine and Coastal Archaeology. School of Conservation Sciences. Bournemouth University Publ., 2006, 39 p.

22 Правила по охране труда при проведении водолазных работ: утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 922н. М.: МОРКНИГА, 2022. 222 с.

23 Там же.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р ИСО 24801-2-2009 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 2. Уровень 2. Самостоятельный дайвер : Национальный стандарт Российской Федерации. М.: Стандартинформ, 2010. 12 с.

2. ГОСТ Р ИСО 24801-3-2009 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 3. Уровень 3. Дайвер-руководитель. М.: Стандар-тинформ, 2010. 12 с.

2024;2,2(7-8):77-84

ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS

7-8' 2024

By'chkov S. A., Spelov A. V., Fokin S. G., Yarkov A. M. ^

3. ЛазицкаяН. Ф., ЯковенкоИ. М. Общемировые тенденции развития дайвинга // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия: География. Симферополь: КФУ имени В. И. Вернадского, 2014. Т. 27 (66). № 1. C. 54-67.

4. Мельников Ю. А., Мельникова А. Ю. Кронштадтская водолазная школа 1882-1917 : биографический справочник. СПб.: Историческая иллюстрация, 2022. 764 с. ISBN978-5-89566-240-3

5. Правила по охране труда при проведении водолазных работ : утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 922н. М.: МОРКНИГА, 2022. 222 с.

6. Смолин В. В., Соколов Г. М., Павлов Б. Н. Водолазные спуски до 60 метров и их медицинское обеспечение. М.: Слово, 2001. 696 с.

7. Черкашин С. В. Декомпрессионные погружения с использованием азотно-кислородных смесей. М.: 2017. 108 с.

8. Яхонтов Б. О. Биофизические аспекты безопасности водолазов при подводных океанологических исследованиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Саратов: Академия естествознания, 2022. № 5. С. 11-16. DOI: 10.17513/mjpfi.13380

9. Яхонтов Б. О. Водолазные методы океанологических исследований // Океанология. М.: Наука, 2021. Т. 61. № 3. С. 491-497. DOI: 10.31857/S0030157421030175

10. Feral J.-P., NorroA. Specific initial training standards are needed to dive for science in Europe, Occupational vs. Citizen Science Diving. Frontiers in Marine Science. Frontiers Publ., 2023, vol. 10, pp. 1-16. DOI: 10.3389/ fmars.2023.1134494

11. Flemming N. C., Max M. D. Scientific diving, a general code of practice. 2nd edn. USA, Best Pub Co, 1996, 278 p. ISBN: 9780941332514

12. Longphre J. M., Denoble P. J., Moon R. E., Vann R. D., Freiberger J. J. First aid normobaric oxygen for the treatment of recreational diving injuries. Undersea and Hyperbaric Medicine. 2007, vol. 34, no. 1, pp. 43-49.

13. Nochetto M., BirdN. First Aid for Hazardous Marine Life Injuries. 5th Edition, Divers Alert Network, 2017, 82 p.

14. Parham D. Scientific diving: code of conduct. Centre for Marine and Coastal Archaeology. School of Conservation Sciences. Bournemouth University Publ., 2006, 39 p.

REFERENCES

1. GOST R ISO 24801-2-2009 Dajving dlya aktivnogo otdyha i razvlechenij. Minimal'nye trebovaniya bezopasnosti pri podgotovke akvalangistov. CHast' 2. Uroven' 2. Samostoyatel'nyj dajver [Recreational diving services. Safety related minimum requirements for the training of recreational scuba divers. Part 2. Level 2. Autonomous diver]. Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii [National standard of the Russian Federation]. Moscow, Standartinform, 2010, 12 p. (In Russ.)

2. GOST R ISO 24801 -3-2009 Dajving dlya aktivnogo otdyha i razvlechenij. Minimal'nye trebovaniya bezopasnosti pri podgotovke akvalangistov. CHast' 3. Uroven' 3. Dajver-rukovoditel' [Recreational diving services. Safety related minimum requirements for the training of recreational scuba divers. Part 3. Level 3. Dive leader]. Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii [National standard of the Russian Federation]. Moscow, Standartinform, 2010, 12 p. (In Russ.)

3. Lazickaya N. F., YAkovenko I. M. Obshchemirovye tendencii razvitiya dajvinga [Global trends in the development of diving]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Seriya: Geografiya [Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Series: Geography]. Simferopol, V.I. Vernadsky Crimean Federal University Publ., 2014, vol. 27 (66), no. 1, pp. 54-67. (In Russ.)

4. Mel'nikov YU. A., Mel'nikova A. YU. Kronshtadtskaya vodolaznaya shkola 1882-1917. Biograficheskij spravochnik [Kronstadt Diving School 1882-1917. Biographical reference book]. . St. Petersburg, Historical illustration, 2022, 764 p. (In Russ.)

5. Pravila po oxrane truda pri provedenii vodolaznyx rabot [Rules for Labor Protection during Diving Operations]. Utverzhdeny prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2020 g. № 922n [Approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated December 17, 2020 no. 922n]. Moscow, MORKNIGA Publ., 2021, 222 p. (In Russ.)

6. Smolin V. V., Sokolov G. M., Pavlov B. N. Vodolaznye spuski do 60 metrov i ih medicinskoe obespechenie [Diving descents up to 60 meters and their medical support]. Moscow, Slovo, 2001, 696 p. (In Russ.)

7. CHerkashin S. V. Dekompressionnye pogruzheniya s ispol'zovaniem azotno-kislorodnyh smesej [Decompression dives using nitrogen-oxygen mixtures]. Moscow, 2017, 108 p. (In Russ.)

8. YAhontov B. O. Biofizicheskie aspekty bezopasnosti vodolazov pri podvodnyh okeanologicheskih issledovaniyah [Biophysical aspects of diver safety in underwater oceanographic research]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research]. Saratov, Akademiya estestvoznaniya Publ., 2022, no. 5, pp. 11-16. DOI: 10.17513/mjpfi.13380 (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7-8' 2024

ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS

2024;2,2(7-8):77-84

^ Бычков С. А., Спелов А. В., Фокин С. Г., Ярков А. М.

9. YAhontov B. O. Vodolaznye metody okeanologicheskih issledovanij [Diving Methods of Oceanologic Research]. Okeanologiya [Oceanology]. Moscow, Nauka, 2021, vol. 61, no. 3, pp. 491-497. DOI: 10.31857/ S0030157421030175 (In Russ.)

10. Feral J.-P., Norro A. Specific initial training standards are needed to dive for science in Europe, Occupational vs. Citizen Science Diving. Frontiers in Marine Science. Frontiers Publ., 2023, vol. 10, pp. 1-16. DOI: 10.3389/ fmars.2023.1134494

11. Flemming N. C., Max M. D. Scientific diving, a general code of practice. 2nd edn. USA, Best Pub Co, 1996, 278 p. ISBN: 9780941332514

12. Longphre J. M., Denoble P. J., Moon R. E., Vann R. D., Freiberger J. J. First aid normobaric oxygen for the treatment of recreational diving injuries. Undersea and Hyperbaric Medicine. 2007, vol. 34, no. 1, pp. 43-49.

13. Nochetto M., Bird N. First Aid for Hazardous Marine Life Injuries. 5th Edition, Divers Alert Network, 2017, 82 p.

14. Parham D. Scientific diving: code of conduct. Centre for Marine and Coastal Archaeology. School of Conservation Sciences. Bournemouth University Publ., 2006, 39 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Бычков Сергей Анатольевич, врач водолазной медицины, АНО «ЦПИ РГО» (Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 3, лит. А). e-mail: [email protected]

Спелов Алексей Вячеславович, член юридической сети DAN Европа (Мальта, XBX 1431, Та'Шбиш, ул. сэра Уго Мифсуда, уровень 4, здание DAN)

Фокин Сергей Георгиевич, исполнительный директор АНО «ЦПИ РГО» (Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 3, лит. а). ORCID: 0000-0002-4351-1703 e-mail: [email protected]

Ярков Андрей Михайлович, кандидат медицинских наук, врач водолазной медицины, АНО «ЦПИ РГО» (Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 3, лит. А).

ORCID: 0000-0001-9349-0085 e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

By'chkov Sergey Anatol'evich, Doctor of Diving Medicine, Autonomous Non-Profit Organization "URC RGS" (ul. Zaxar'evskaya, d. 3, lit. A, St. Petersburg, 191123, Russia). e-mail: [email protected]

Spelov Alexey Vjatcheslavovich, Mamber of the DAN

Europe Foundation's Legal Network (DAN Building, Level 4, Sir Ugo Mifsud Street, Ta' Xbiex, XBX 1431, Malta).

Fokin Sergey Georgievich, Executive Director, Autonomous Non-Profit Organization "URC RGS" (ul. Zaxar'evskaya, d. 3, lit. A, St. Petersburg, 191123, Russia).

ORCID: 0000-0002-4351-1703 e-mail: [email protected]

Yarkov Andrey Mikhailovich, Candidate of Medical Sciences, Diving Medicine Physician, Autonomous NonProfit Organization "URC RGS" (ul. Zaxar'evskaya, d. 3, lit. A, St. Petersburg, 191123, Russia). ORCID: 0000-0001-9349-0085 e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 18.07.2024 Поступила после рецензирования 13.09.2024 Принята к публикации 10.11.2024

Received 18.07.2024 Revised 13.09.2024 Accepted 10.11.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.