i ■ ■ I
УДК 338.2, 338.3, 338.4 Владислав БЕЛОВ
НОВАЯ ПАРАДИГМА ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ - СТРАТЕГИЯ "ИНДУСТРИЯ 4.0"
Аннотация: В Германии, основу народного хозяйства которой по-прежнему составляет индустриальный сектор, по мнению немецкой науки и крупного бизнеса, грядёт Четвёртая промышленная революция. Она предполагает интеграцию киберфизических систем в заводские процессы посредством подключения машин, станков, складских помещений к Интернету, между которыми будет происходить независимый обмен данными. Они будут сами инициировать определённые действия и самостоятельно управлять друг другом. Для подготовки экономических субъектов к такой революции в 2011 г. была разработана концепция развития промышленности "Индустрия 4.0" - с 2014 г. она внедряется в практику в первую очередь в машиностроении, автомобильной промышленности, транспортно-логистическом секторе. В рамках дигитализации экономики государство активно поддерживает данную инициативу, стремясь вовлечь в её реализацию, наряду с крупным бизнесом, малые и средние компании и одновременно используя её для повышения привлекательности и конкурентоспособности немецкого хозяйственно-политического пространства. Одним из направлений штандортной политики стало развитие международного сотрудничества в рамках "Индустрия 4.0", в т.ч. с США, Францией, Японией (в контексте аналогичных национальных инициатив).
Статья анализирует содержание концепции, роль различных акторов в её реализации, эффективность проводимых мероприятий, особенно в 2015-2016 гг., оцениваются шансы сохранения с помощью "Индустрия 4.0" будущего мирового лидерства Германии в промышленной сфере.
Ключевые слова: Германия, Четвёртая промышленная революция, "Индустрия 4.0", ки-берфизические системы, интернет вещей, умные фабрики.
Инициатива науки и политики
Концепция развития промышленности "Индустрия 4.0." была инициирована президентом Немецкой академии технических наук Х. Кагерманном, директором германского Центра исследования искусственного интеллекта В. Вальстером и заведующим департаментом ключевых технологий Федерального министерства науки, образования и исследований В.-Д. Лукасом. Она была разработана в рамках
© Белов Владислав Борисович - кандидат экономических наук, заместитель директора ИЕ РАН по научной работе, заведующий Отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail, [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520164146
стратегии "Высокие технологии", предложенной правительством Большой коалиции в 2006 г. Основные положения "Индустрии 4.0" были озвучены на Ганноверской промышленной ярмарке в апреле 2011 г. [Kagermann, 2011]. В том же году она была поддержана ведущими немецкими предпринимательскими союзами -BITCOM e.V. (информационно-коммуникационные технологии), VDMA e.V. (машиностроение) и ZVEI e.V. (электроника), а также Обществом имени Фраунгофера - инициатива во многом коррелировала с уже реализуемыми в промышленности инновационными проектами и программами. Были созданы рабочие группы по уточнению содержания и перспектив новой концепции.
По своей сути новый подход предполагает повышение конкурентоспособности производимой продукции за счёт интеграции "киберфизических систем" (Cyber Physical Systems - CPS) в заводские процессы посредством подключения машин, станков, складских помещений к "интернету вещей и услуг". Внедрение таких систем и персонализированное производство определены в качестве важнейшей составной части грядущей (формально предсказанной авторами концепции) Четвёртой промышленной революции \ Речь идёт о качественно новом взаимодействии интеллектуального оборудования и средств производства, включающем независимый обмен данными; они сами инициируют определённые действия и самостоятельно управляют друг другом. За счёт этого в производственных процессах, про-ектно-конструкторских работах, в использовании сырья и материалов, в процессах управления цепочками поставок и в регулировании жизненного цикла продуктов могут быть достигнуты кардинальные улучшения. Фактически речь идёт об "умных фабриках", на которых действует абсолютно новая логика сервисориентированного проектирования и децентрализованного производства: интеллектуальные продукты получают однозначную идентификацию и возможность определения местонахождения в любое время; они обладают "знаниями" об истории создания, текущем состоянии; позволяют учитывать индивидуальные пожелания заказчиков и производить штучный товар с высокой рентабельностью. В производственные процессы можно вносить оперативные изменения - это даёт возможность гибко реагировать на неисправности и простои (неважно по чьей вине). Повышается вероятность принятия оптимальных управленческих решений и использования новых видов бизнес-моделей [Гарантировать будущее; см. также: Тоганова, 2016].
Один из авторов концепции профессор В. Вальстер так описывает производство будущего: "Большое количество датчиков регистрирует своё окружение с невероятной точностью, а встроенные процессоры самостоятельно принимают решения независимо от центральной системы управления производством"2. Он обращает внимание на то, что сегодня отсутствует комплексное беспроводное сетевое взаимодействие компонентов, нет постоянного обмена информацией, сведения воедино различных данных от датчиков для идентификации сложных событий и критических состояний, а также их интерпретации с последующим планированием дальнейших действий на основе полученных результатов. С внедрением в будущем нового измерительного оборудования (в т.ч. сверхмалых и недорогих датчиков давления и температуры, электрооптических и инфракрасных и радиодатчиков) промышленные процессы станут более эффективными, гибкими и рентабельными, в
1 Первая промышленная революция произошла с внедрением механизации производства (использование воды и мощности пара); вторая - с использованием электроэнергии в массовом производстве; третья - электроники и информационных технологий для дальнейшей автоматизации производства.
2 http: //www. up-pro. ru/library/opinion/industriya-4.0. html
т.ч. за счёт того, что производственное оборудование и продукты будут взаимодействовать как активные системные компоненты, способные управлять своими производственными и логистическими процессами. В отличие от современных меха-тронных систем киберфизические системы способны связывать виртуальное пространство Интернета с реальным физическим миром, что даёт им новую уникальную возможность "взаимодействовать со своим окружением, планировать и адаптировать своё собственное поведение согласно окружающим условиям, учиться новым моделям и линиям поведения и соответственно быть самооптимизирующимися"1.
Активное семантическое взаимодействие должно быть понятно как персоналу, так и заводскому оборудованию. Среди прочего это предполагает разработку и внедрение унифицированных коммуникационных платформ с едиными стандартами общемирового протокола. Именно разработка общих платформ и языков, необходимых для свободной коммуникации машин разных корпораций, использующих CPS, остаётся на сегодняшний день одной из основных и труднорешаемых задач. Среди серьёзных проблем - создание безопасных сетей, обеспечивающих неуязвимость интегрированных с Интернетом физических систем и связанных с ними производственных процессов от кибератак.
Промышленным компаниям в будущем предстоит постепенно отказываться от собственного производства комплектующих и увеличивать количество поставщиков, в основном работая с ними на принципах Just-in-Time и / или Just-in-Sequence. Это требует высокой степени координации процессов взаимодействия, основанных на децентрализации управления и отказе от попыток стандартизировать и планировать постоянно развивающиеся производственные процессы и цепочки.
Для немецких производителей в последующие годы важнейшим останется магический треугольник, объединяющий факторы издержек, качества и времени. Для сохранения конкурентоспособности на мировых рынках им предстоит активно реа-лизовывать свой инновационный потенциал. Нынешнее технологическое развитие происходит не линейно, как в прошлые десятилетия, а экспонентно. Это требует эффективного объединения новых технологий и решений с инновационными моделями управления и ведения бизнеса, позволяющих адекватно реагировать на постоянные и динамичные изменения на современных рынках.
Заинтересованность во внедрении CPS и использовании новых технологий и соответственно получении потенциальных выгод в первую очередь проявили ведущие промышленные концерны, в т.ч. Siemens, ThyssenKrup, Robert Bosch, BASF. По некоторым оценкам, немецкий бизнес до 2020 г. готов инвестировать в промышленную интернет-инфраструктуру ежегодно около 40 млрд евро [Industrie 4.0. Chancen und Herausforderungen, 2014]. Именно крупные концерны традиционно выделяют существенные суммы на финансирование прикладных и фундаментальных исследований. Они берут на себя основную часть инновационных рисков, которые не могут себе позволить малые и средние предприятия.
"Индустрия 4.0" как важный штандортный фактор
После мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. в Германии наблюдается тенденция к реиндустриализации. Считавшийся ранее негативным фактор высокого удельного веса промышленности в германском ВВП (23%) по сравнению с другими
1 http://www.up-pro.ru/library/opinion/industriya-4.0.html
развитыми странами (16-20%), где основную роль играет сфера услуг, вновь становится одним из преимуществ немецкого хозяйственно-политического и социально-экономического пространства (штандорта). Реализация нового подхода способна существенно укрепить его.
И федеральное государство, и земли, и бизнес заинтересованы в создании условий для повышения привлекательности Германии как международного индустриального штандорта с учётом грядущей Четвёртой промышленной революции. Этого можно достичь только при условии активного участия отечественных экономических субъектов и представителей науки и образования в данном революционном процессе, совместном формировании, использовании и продвижении на мировых рынках автономных, саморегулируемых, основанных на знаниях и поддерживаемых сенсорными устройствами и датчиками производственных систем. Им предстоит создавать и производить новые продукты и услуги высшего качества с высокой долей добавленной стоимости на основе использования цифровых технологий с большим многообразием различных вариантов продукции и при этом незначительными ликвидными запасами на складах.
В первую очередь это касается традиционных отраслей обрабатывающей промышленности ФРГ, которые сегодня обеспечивают её ведущее положение в мировой экономике - общее машиностроение и автомобилестроение. Во-вторых, это транспортно-логистический комплекс и непосредственно связанные с ними подотрасли по производству специализированного оборудования, комплексных автоматизированных, встраиваемых и киберфизических производственных систем, датчиков (в т.ч. интеллектуальных) пневматических систем управления, исполнительных механизмов, которые опираются на межмашинное взаимодействие (машинно-машинное взаимодействие - Machine-to-Machine, M2M1) и использование активной семантической памяти. В-третьих, это сфера информационно-коммуникационных технологий.
Уже сейчас многие немецкие фирмы являются мировыми лидерами (нередко это скрытые чемпионы - hidden champions) в различных нишах этих отраслей. Дальнейшее развитие последних в контексте нового концептуального подхода способно обеспечить сохранение ведущих позиций Германии на соответствующих международных рынках промышленной продукции, которые в будущем во всё большей мере будут находиться в условиях волатильности и неопределённости. Повышение быстроты реагирования и гибкости на спрос со стороны клиентов может снизить негативное влияние высоких затрат на оплату рабочей силы, которая в немецкой обрабатывающей промышленности в среднем составляет 20% от общих издержек (более 35 евро за час) и, по всей видимости, снижаться не будет.
Согласно исследованию, проведённому в 2014 г. союзом ИКТ-компаний BITKOM и Фрауенгоферовским институтом экономики и организации труда (Fraunhofer IAO), благодаря использованию новой концепции шесть отраслей народнохозяйственного комплекса могут получить до 2025 г. дополнительные 78 млрд евро:
• машиностроение: 23,04 млрд евро;
• автомобили и комплектующие: 14,80 млрд евро;
• электротехника: 12,08 млрд евро;
• химия: 12,02 млрд евро;
1 Одним из подклассов M2M является межмашинное взаимодействие с использованием мобильных решений - Mobile-to-Mobile.
• ИКТ-отрасль: 14,05 млрд евро;
• сельское и лесное хозяйство: 2,78 млрд евро [Industrie 4.0 - Volkswirtschaftliches Potenzial, 2014].
Важной предпосылкой для этого является использование пяти современных технологий, активно внедряемых в немецкой промышленности: Embedded Systems, Smart Factory, Robuste Netze, Cloud Computing и IT-Security. Это существенно повышает привлекательность Германии как места размещения промышленных производств.
В целом ожидаемые эффекты от реализации стратегии можно свести к следующему:
• повышение конкурентоспособности немецких компаний и народного хозяйства в целом за счёт роста эффективности и прибыльности производственных процессов при низких издержках и более высоких гибкости, скорости, а также качестве изготавливаемых продуктов;
• изменения в цепочках добавленной стоимости, ведущие к росту их эффективности, горизонтальному и вертикальному объединению;
• дополнительные импульсы для экономического роста, основанного на инновациях, в т.ч. благодаря развитию новых продуктов и бизнес-моделей, основанных на использовании интернет-процессов в течение всего жизненного цикла.
Взяв курс на объединение передовых промышленных технологий с киберфизи-ческими системами, ФРГ впервые может стать мировым лидером в одном из современных инновационных и цифровых направлений развития экономики. Такие перспективы уже начинают привлекать в немецкое хозяйственно-политическое пространство и капиталы, в т.ч. венчурные, и высококвалифицированную рабочую силу, в которой страна испытывает существенную нехватку.
На сегодняшний день наиболее привлекательными с точки зрения реализации "Индустрия 4.0" являются западные федеральные земли. Именно в них расположены штаб-квартиры ведущих немецких и иностранных концернов и их основные производства. Одним из лидеров в этом отношении является Северный Рейн-Вестфалия. Экономика Восточной Германии в основном представлена малым и средним бизнесом, который не может стать решающим двигателем новой промышленной революции - первоначально он может только двигаться в её фарватере. Поэтому одной из задач штандортной политики становится повышение преимуществ новых земель в этой сфере1.
Роль государства в реализации "Индустрия 4.0"
Новая инициатива не случайно была презентована на Ганноверской ярмарке -это то место, где традиционно общественности предлагаются новые идеи, инициативы, технологии, которые должны стать ответом на основные вызовы в научно-техническом и инновационном развитии современной экономики. Первоначально правительственные чиновники из профильных ведомств (несмотря на участие одного из них в инициативной группе) достаточно осторожно отнеслись к ней, заняв выжидательную позицию. Вначале им было непонятно, какое место ей будет отведено в иерархии разнообразных рамочных государственных программ инновационной поддержки народного хозяйства и повышения его привлекательности и конкурентоспособности как индустриального штандорта. Основной интерес был проявлен ведущими промышленными группами по интересам (союзами), которые и
1 http://www.bmwi.de/DE/Presse/pressemitteilungen,did=772276.html
стали инициаторами создания вышеупомянутых рабочих групп. В течение 2011-2013 гг. участвующие в них эксперты провели различные исследования, по-свящённые роли и месту "Индустрия 4.0" в будущем немецкой промышленности. Они пришли к выводу о ее эффективности с точки зрения обеспечения конкурентоспособности экономики Германии. Не случайно широкой общественности сама концепция была презентована лишь спустя два года на очередной Ганноверской ярмарке в 2013 г.
Ознакомившись с результатами экспертных работ, государство приняло решение об институциональной поддержке новой инициативы и её встраивании в матрицу инновационного государственно-частного партнёрства в рамках стратегии "Высокие технологии" (2006 г.). Сами принципы взаимодействия государственных ведомств, предпринимателей, профсоюзов, науки и общества были уточнены в коалиционном договоре, согласованным союзом ХДС/ХСС и СДПГ в конце ноября 2013 г. В нём были подробно прописаны положения "Цифровой повестки дня 2014-2017", составной частью которой и стала упомянутая инициатива1. Повестка была принята в августе 2014 г. Её основные цели состоят в более тесном взаимодействии ИКТ-сектора и традиционных отраслей производства, своевременном отслеживании новых форм цифровой жизни, эффективном взаимодействии бизнеса, тарифных партнёров, гражданского общества и науки [Романова, 2015].
В целях стимулирования использования цифровых технологий в экономике государство разработало "Информационную и коммуникационную технологическую стратегию", предусматривающую расширение необходимой инфраструктуры, ускоренное развитие новых цифровых технологий, в т.ч. поддержку их повсеместного внедрения в производство. Особое внимание уделяется обеспечению кибербезопас-ности и защите от промышленного шпионажа.
Основные участники повестки на уровне правительства - Федеральное министерство образования и научных исследований (ФМОНИ), Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры (ФМТЦИ) , Федеральное министерство экономики и энергетики (ФМЭиЭ).
На сегодняшний день все заинтересованные участники имеют консенсус относительно будущих возможностей "Индустрия 4.0", в первую очередь в области производства и логистики. Есть понимание того, что концепция выходит за рамки чисто технологического подхода - использование информационных технологий и интеллектуальных систем в производственных процессах требует органичного подхода к комплексной "экологической системе" предприятия, которая включает в себя технику, персонал и организационные процессы. Она непосредственно связана с начатыми ранее программами поддержки инновационного развития немецкой экономики, в т.ч. по содействию кластерному развитию федеральных земель, в рамках которого было проведено три федеральных конкурса на определение лучшего (лидирующего) кластера. Победившие 15 кластерных образований, в т.ч в Восточной Германии, получили дополнительное государственное финансирование. Фактически они стали индикаторами основных направлений будущего инновационного развития экономики.
1 https://www.cdu.de/sites/default/files/media/dokumente/koalitionsvertrag.pdf
2 Было создано 17 декабря 2013 г. на базе Федерального министерства транспорта, строительства и городского развития (2005-2013 гг.)
Реализация стратегии в 2015-2016 гг.
В течение 2015-2016 гг. продолжился процесс реализации стратегии будущего развития немецкой промышленности и наполнения его конкретным содержанием.
К 2015 г. в Германии был создан ряд модельных фабрик, использующих CPS (например, в Немецком научно-исследовательском центре искусственного интеллекта в земле Рейнланд-Пфальц), появились мощные научно-исследовательские объединения, среди которых можно выделить инновационный кластер "Умные технические системы Восточная Вестфалия-Липпе" (OWL).
В течение 2015 г. представители власти и бизнеса предприняли ряд важных шагов в рамках стратегии "Индустрия 4.0". В начале марта они создали союз "Будущее промышленности", объединивший 15 партнёров, в т.ч. ФМЭиЭ, Федеральное объединение немецкой промышленности и Федеральное объединение работодателей, профсоюз IG Metall, а также ведущие отраслевые предпринимательские и профессиональные союзы. В рамках пяти рабочих групп1 было начато обсуждение вопросов разработки и согласования мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности немецкой промышленности в контексте данной стратегии. В октябре 2015 г. были сформулированы основные среднесрочные цели участников: эффективное корпоративное управление, принятие закона о венчурном капитале и создание специального фонда для миттельштанда, которые должны обеспечить лучшие условия для компаний в области финансирования их деятельности (в т.ч. для старт-апов), а также в сфере быстрой и качественной интеграции мигрантов, в первую очередь беженцев, в систему образования и рынок труда2. На 2016 г. было запланировано проведение около ста различных мероприятий в этом направлении.
В середине марта 2015 г. ФМЭиЭ и ФМОНИ создали одну из крупнейших в Германии сетевых платформ Plattform Industrie 4.03, которая учла положительный опыт образованных ранее аналогичных коммуникационных площадок предпринимательских союзов BITCOM, VDMA и ZVEI. Наряду с традиционными блоками (архитектура, нормы и стандарты, НИОКР) особое внимание в ней уделяется таким темам, как безопасность сетевых систем, правовые вопросы, образование и повышение квалификации, взаимодействие представителей власти, бизнеса, науки и общества. Одна из её основных задач состоит в освещении действующих пилотных проектов и их последующего внедрения в бизнес-моделях. Платформа была презентована на Ганноверской ярмарке в апреле 2015 г.4 Было подчёркнуто, что она будет способствовать превращению Германии в ведущего мирового поставщика киберфизических производственных систем5.
1 Рабочие группы: "Повышение привлекательности промышленности", "Промышленность, основанная на инвестициях", "Будущее труда в промышленности и сфере индустриальных услуг", "Цепочки добавленной стоимости будущего", "Международная конкурентоспособность немецкой промышленности".
2 О концепции Федерального министерства труда и социальных вопросов "Работа 4.0" см.: [Тоганова, 2016: с. 85].
3 http://www.plattform-i40.de/
4 К концу 2015 г. данная платформа объединяла более 7 тыс. предприятий. Среди прочего в её рамках презентована виртуальная карта Германии, на которой представлены различные примеры успешной реализации технологий "Индустрия 4.0". Большой интерес к сотрудничеству с платформой проявили фирмы из Франции, Словакии, Китая, Японии и Южной Кореи.
5 http://www.bmwi.de/DE/Presse/pressemitteilungen,did=696160.html
Особое место в рамках новой стратегии правительства занимает миттельштанд, возможности которого по внедрению CPS по сравнению с крупными компаниями существенно меньше [Erschließen der Potenziale, 2015]. В рамках популяризации "Индустрия 4.0" министр экономики и энергетики З. Габриэль в июне 2015 г. посетил ряд средних фирм в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Особое внимание было уделено предприятию Wittenstein Bastian GmbH в Фельбахе и ремесленному училищу в Гёппингене, которые занимаются вопросами внедрения новой концепции производства. Аналогичный визит в Саксонию, Тюрингию и Саксонию-Ангальт он совершил в августе, посетив в его рамках компании Infineon Technologies AG и SIListra Systems GmbH (Дрезден), Институт прикладной оптики и точной механики Фрауенгофера (Йена), ThyssenKrupp Presta SteerTec Schönebeck GmbH и die GastroFIB GmbH (Магдебург). В сентябре 2015 г. в Тюрингии был создан "Центр компетенции 4.0", предназначенный для поддержки средних предприятий и содействия сетевому взаимодействию между ними [Белов, 2016].
В конце сентября 2015 г. ФМЭиЭ сформулировал основные требования, призванные поддержать миттельштанд в рамках стратегии "Индустрия 4.0". Среди прочего они предусматривают:
• разработку новых междисциплинарных учебных курсов, учитывающих особенности подготовки инженеров и ИКТ-экспертов;
• увеличение числа центров подготовки специалистов и научно-исследовательских центров в Германии, что должно облегчить возможности средних фирм по обучению своих работников и доступа к сетям научной кооперации;
• улучшение доступа промышленных предприятий к широкополосному Интернету и обеспечение свободного допуска миттельштанда к имплементации коммуникационных протоколов;
• налоговые и амортизационные льготы для инвестиций, связанных с реализацией стратегии "Индустрия 4.0";
• продвижение на мировых рынках немецкого бренда "Индустрия 4.0"1.
На очередной Ганноверской ярмарке в апреле 2016 г. немецкими и иностранными компаниями (как крупными, так малыми и средними) уже были представлены конкретные программные решения, продукты, машины и оборудование, информационно-коммуникационная техника, которые соответствуют требованиям "Индустрия 4.0".
По оценке руководителя VDMA Т. Бродтманна, около 20% немецких машиностроителей уже применяют в своих процессах собственные проекты и разработки в рамках новой концепции. 2 Он считает, что Германия является одним из мировых лидеров в этой сфере. Это мнение подтверждают опросы, согласно которым 28% респондентов рассматривают США, а 25% - ФРГ в качестве ведущих держав, реализующих новый концептуальный подход.
На ярмарке были представлены итоги исследования комплексных вопросов безопасности в рамках концепции "Индустрия 4.0", проведённого по заказу ФМЭиЭ [IT-Sicherheit, 2016].
Для малых и средних предприятий Восточной Германии важной стала конференция в рамках международной выставки "Robocup 2016", проходившей на традиционной Лейпцигской ярмарке летом 2016 г. На ней были обсуждены возможности
1 http://www.mittelstand-digital.de/DE/Foerderinitiativen/mittelstand-4-0.html
2 http://www.dw.com/de/obama-merkel-und-industrie-40/a-19213366
и шансы, которые им предоставляют процессы дигитализации, роботизации и автоматизации в промышленности. Важно, что среди организаторов была уполномоченная федерального правительства по новым федеральным землям И. Гляйке, которая уделяет особое внимание продвижению в них концепции "Индустрия 4.0"1.
Международное сотрудничество
Немецкая инициатива с интересом была воспринята в других промышленно развитых странах, где фактически по немецкому примеру были приняты похожие программы: в Нидерландах это "Smart Factory", во Франции - "Alliance Industrie du Futur", в Великобритании - "High Value Manufacturing Catapult", в Италии -"Fabbrica del Futuro", в Бельгии - "Made Different".
Но наиболее значимым стало создание в США в 2014 г. Консорциума промышленного Интернета. Именно он стал основным партнёром Германии в реализации новой парадигмы промышленного развития. Для США модернизация промышленного сектора и цифровое сетевое соединение производственного оборудования с виртуальным миром также, как и в Германии относится к важнейшим национальным приоритетам. Одной из важнейших целей в своей стратегии американское правительство считает реиндустриализацию и возврат страны в число ведущих мировых производственных штандортов - последовательно улучшаются условия хозяйствования, вводятся льготы для инвесторов, в США активно внедряется немецкая система профессионального дуального образования. С американской точки зрения, использование лучших практик немецких компаний в области киберфизи-ческих систем способно существенно улучшить конкурентные преимущества североамериканского партнёра. Стороны достигли понимания в том, что "Индустрия 4.0" в первую очередь базируется на лидерстве Германии в промышленной сфере, конкурентоспособность которой среди прочего базируется на компетенциях и знаниях инженеров, обеспечивающих высокий уровень инновационных производственных технологий и активно использующих современное промышленное программное обеспечение, применяемое в процессе производства. Консорциум промышленного Интернета делает ставку на инновационные модели (Google, Facebook и пр.), основанные на использовании интернет-процессов во всех народнохозяйственных сферах.
Наряду с объективной конкуренцией за лидерство в создании фабрик будущего ФРГ и США в 2015-2016 гг. активно развивают двустороннее сотрудничество, в рамках которого стороны ищут возможности для общих подходов. Уже создан ряд совместных платформ, имеющих американский и немецкий логотипы. Важнейшим в кооперации является разработка единых стандартов. Другими словами, национальные подходы остаются в прошлом - новую объединённую платформу будущего можно создать только в рамках международной кооперации2.
Среди государств Евросоюза приоритет отдан основному внешнеэкономическому партнёру ФРГ - Франции. В октябре 2015 г. министерства экономики обеих стран провели конференцию, в рамках которой согласовали дорожную карту совместных действий. Французские промышленные компании существенно уступают
1 http://www.bmwi.de/DE/Presse/pressemitteilungen,did=772276.html
2 http://www.plattform-i40.de/I40/Redaktion/EN/PressReleases/2016/2016-03-02-blog-iic.html;j sessionid=24272B6104A5 CFB868A1416EC15 C9A46
немецким концернам по большинству направлений будущей индустриальной революции и Германии важно обеспечить условия для их "подтягивания" к её фарватеру1.
В конце апреля 2016 г. статс-секретарь ФМЭиЭ посетил Японию, где встретился со своим коллегой Такаюки Уеда из Министерства экономики, торговли и промышленности. По итогам обсуждения вопросов дигитализации экономики был подписан меморандум о взаимодействии в этой области, который, среди прочего, затрагивает вопросы безопасности киберфизических промышленных систем, стандартизации и регулирования, совместных НИОКР и поддержки малого и среднего бизнеса.
Германия активизирует сотрудничество в рамках "Индустрия 4.0" и с другими неевропейскими государствами, среди которых особое место занимают Израиль, Южная Корея и Китай. Существенный потенциал существует в кооперации с отдельными подотраслями российской промышленности. Но он пока почти не задействован.
Выводы
• Германия стала пионером в предвидении и последующем обсуждении грядущей Четвёртой промышленной революции; она обосновала её причины, сформулировала содержание и выдвинула концепцию своевременной адаптации немецкой промышленности к грядущим инновационным и технологическим вызовам;
• инициаторами "Индустрия 4.0" выступили промышленные группы по интересам и представители науки ФРГ, к которым затем присоединилось государство;
• новая концепция стала важной частью повышения привлекательности хозяйственно-политического (в первую очередь индустриального) пространства Германии в рамках проводимой ею штандортной политики; это дополнительный фактор, мотивирующий отечественные хозяйствующие субъекты инвестировать дополнительные средства в своё инновационное развитие и одновременно привлекающий внешние капиталы, услуги и рабочую силу. Особое внимание в её рамках уделяется новым федеральным землям, основу экономики которых составляют малые и средние фирмы - они существенно отстают в реализации "Индустрия 4.0";
• ФРГ активно институционализирует концепцию - созданы рабочие группы, единая федеральная платформа, объединившая все заинтересованные стороны. Особое внимание уделяется малым и средним хозяйствующим субъектам и фактору рабочей силы, который в будущем может оказаться в зоне риска;
• США и другие промышленно развитые страны, с интересом встретив, а затем и согласившись с предложенной немецкой стороной парадигмой будущего революционного киберфизического развития промышленного сектора и связанной с ним сферы услуг (транспорт, логистика), выступили с собственными похожими инициативами, которые опираются на особенности их социально-экономических моделей;
• есть понимание того, что задача перехода к новой парадигме может быть решена только во взаимодействии с другими государствами. Для ФРГ основными партнёрами в этой сфере на сегодняшний день являются США и Франция; Герма-
1 http://www.plattform-i40.de/I40/Redaktion/DE/Pressemitteilungen/2016/2016-04-26-gemeinsamer-aktionsplan-deutscЫand-und-
frankreich.html;jsessionid=24272B6104A5CFB868A1416EC15C9A46
ния открыта для сотрудничества со всеми другими заинтересованными странами, среди которых она выделяет Японию, Китай и Израиль. Существует интерес и к России, но существующий потенциал двусторонней кооперации в рамках "Индустрия 4.0." почти не реализуется;
• в ФРГ приоритетным является эволюционный подход к разработке концепции и её внедрению в расчёте на революционные последствия её последующей реализации. Фактически речь идёт о постепенном переходе от жёсткого централизованного производственного контроля к децентрализованной системе управления в компаниях и об эволюции машин в рамках новой промышленной революции;
• важно, что новый подход внедряется поэтапно. Заинтересованные предприятия могут преобразовывать своё производство за счёт постепенного внедрения киберфизических систем и без его остановки, что особенно важно для малого и среднего бизнеса;
• в течение 2015-2016 гг. концепция последовательно наполнялась конкретным содержанием, инициатива в её реализации постепенно переходит от бизнеса и науки к государству, которое всё более активно использует новую парадигму для повышения конкурентоспособности немецкого промышленного штандорта;
• как долго продлится процесс, связанный с новыми революционными изменениями, оценить и предсказать пока невозможно.
Список литературы
Белов В.Б. (2016) Умеренный рост немецкой экономики при рекордном экспорте. / "Германия.
2015. Часть I: Экономика" = Germany. 2015. Part I : Economy/ [под ред. В.Б. Белова]. - М.: Ин-т Европы РАН, 2016.
Гарантировать будущее Германии как место размещения производства. Рекомендации по реализации проекта ИНДУСТРИЯ 4.0. Резюме заключительного отчета рабочей группы ИНДУСТРИЯ 4.0.
- Франкфурт-на-Майне. Апрель 2013.
Романова Е.В. (2015) Цифровая политика в ФРГ. / "Германия. 2014. Часть I: Экономика" = Germany. 2014. Part I : Economy/ [под ред. В.Б. Белова]. - М.: Ин-т Европы РАН, 2015. С. 46-55.
Тоганова Н.В. (2016) "Промышленность 4.0" в Германии: идеология, программа или интегральный взгляд на экономические процессы? / Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мировой экономике и политике (Мировое развитие. Выпуск 16 / Отв. ред. Ю.Д. Квашнин, Н.В. Тоганова. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. - С. 81-89
Erschließen der Potenziale der Anwendung von Industrie 4.0" im Mittelstand. Kurzfassung der Studie.
- agiplan GmbH, Mülheim an der Ruhr. Juni 2015. - 401 S.
Industrie 4.0. Chancen und Herausforderungen der vierten industriellen Revolution. PWC, 2014.
Industrie 4.0 - Volkswirtschaftliches Potenzial für Deutschland. Bundesverband Informationswirtschaft, Telekommunikation und neue Medien e. V., Das Fraunhofer-Institut für Arbeitswirtschaft und Organisation IAO. Berlin, Stuttgart, 2014. - 46 S.
IT-Sicherheit für die Industrie 4.0. Produktion, Produkte, Dienste von morgen im Zeichen globalisierter Wertschöpfungsketten. Abschlussbericht. Studie im Auftrag des Bundesministeriums für Wirtschaft und Energie. - BMWi, Berlin. Januar 2016. - 254 S.
Kagermann H., Lukas W.-D., Wahlster W. (2011) Industrie 4.0: Mit dem Internet der Dinge auf dem Weg zur 4. industriellen Revolution // VDI Nachrichten. 1. April 2011.
Umsetzungsstrategie Industrie 4.0. Ergebnisbericht der Plattform Industrie 4.0. BITKOM e.V., VDMA e.V., ZVEI e.V. Berlin, Frankfurt a. M. April 2015. - 100 S.
References
Belov V.B. (2016) Umerennyj rost nemeckoj jekonomiki pri rekordnom jeksporte. / „Germanija. 2015. Chast' I: Jekonomika" = Germany. 2015. Part I: Economy/ [pod red. V.B. Belova]. - M.: In-t Evropy RAN,
2016.
Garantirovat' budushhee Germanii kak mesto razmeshhenija proizvodstva. Rekomendacii po realizacii proekta INDUSTRIJa 4.0. Rezjume zakljuchitel'nogo otcheta rabochej gruppy INDUSTRIJa 4.0. - Frankfurt-na-Majne. Aprel' 2013.
Romanova E.V. (2015) Cifrovaja politika v FRG. / "Germanija. 2014. Chast' I: Jekonomika" = Germany. 2014. Part I: Economy/ [pod red. V.B. Belova]. - M.: In-t Evropy RAN, 2015. S. 46-55.
Toganova N.V. (2016) "Promyshlennost' 4.0" v Germanii: ideologija, programma ili integral'nyj vzgljad na jekonomicheskie processy? / Integracionnye i dezintegracionnye processy v mirovoj jekonomike i politike (Mirovoe razvitie.Vypusk 16 / Otv. red. Ju.D. Kvashnin, N.V. Toganova. - M.: IMJeMO RAN, 2016 - S. 81-89.
Erschließen der Potenziale der Anwendung von ,Industrie 4.0' im Mittelstand. Kurzfassung der Studie. -agiplan GmbH, Mülheim an der Ruhr. Juni 2015. - 401 S.
Industrie 4.0. Chancen und Herausforderungen der vierten industriellen Revolution. PWC, 2014.
Industrie 4.0 - Volkswirtschaftliches Potenzial für Deutschland. Bundesverband Informationswirtschaft, Telekommunikation und neue Medien e. V., Das Fraunhofer-Institut für Arbeitswirtschaft und Organisation IAO. Berlin, Stuttgart, 2014. - 46 S.
IT-Sicherheit für die Industrie 4.0. Produktion, Produkte, Dienste von morgen im Zeichen globalisierter Wertschöpfungsketten. Abschlussbericht. Studie im Auftrag des Bundesministeriums für Wirtschaft und Energie. - BMWi, Berlin. Januar 2016. - 254 S.
Kagermann H., Lukas W.-D., Wahlster W. (2011) Industrie 4.0: Mit dem Internet der Dinge auf dem Weg zur 4. industriellen Revolution // VDI Nachrichten. 1. April 2011.
Umsetzungsstrategie Industrie 4.0. Ergebnisbericht der Plattform Industrie 4.0. BITKOM e.V., VDMA e.V., ZVEI e.V. Berlin, Frankfurt a. M. April 2015. - 100 S.
New Paradigm of Industrial Development of Germany - Strategy "Industry 4.0"
Author. Belov V.B., PhD, Deputy Director of IE RAS, Head of Department for countries researches, Chief of Center for German studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaja Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract. Germany (the basis of its national economy remains the industrial sector) is on the verge of the Fourth industrial revolution. It involves the integration of Cyber Physical Systems in factory processes by connecting the machines, tools, warehouses Internet, among which will have independent data exchange. They will initiate certain actions and control each other independently. In order to prepare economic agents for such a revolution, in 2011 the concept "Industry 4.0" was worked out. Since 2014 it has been implemented in practice, primarily in the engineering industry, automotive industry, transport and logistics sector. The state actively supports this initiative as part of the digitization of the economy and is involved in its implementation, along with big business, small and medium-sized companies. At the same time it uses it to enhance the attractiveness and competitiveness of the German economic and political space.
One important part of the German 'Standort' policy is the development of international cooperation in the framework of "Industry 4.0", together with the United States, France, Japan (in the context of similar national initiatives).
The article analyzes the content of the concept, the role of various actors in its implementation, the effectiveness of undertaken measures, especially in 2015-2016. The chances of "Industry 4.0" as a guarantor of the world leadership of Germany in the industrial sector are considered.
Keywords: Germany, The Fourth Industrial Revolution, Industry 4.0, Cyber Physical Systems, Internet of things, smart factory.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520164146