О.А. Тимофеев, В.С. Ронжина
СОПРЯЖЕНИЕ ПРОГРАММ «СДЕЛАНО В КИТАЕ — 2025» И INDUSTRIE 4.0 КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КНР И ГЕРМАНИИ
Аннотация. Статья посвящена инновационному сотрудничеству между Китаем и Германией. Авторы приводят подробное сравнение германской стратегии Industrie 4.0 и китайской инициативы «Сделано в Китае — 2025». Проанализирован ход имплементации соглашений о сопряжении инновационных стратегий двух стран, его влияние на общие тенденции в китайско-германских отношениях. Авторы приходят к выводу о вероятности качественного скачка в инновационном развитии КНР в случае успешной реализации указанной стратегии.
Ключевые слова: Industrie 4.0, «Сделано в Китае — 2025», инновации, четвертая промышленная революция.
В течение последних лет Китай и Германия подписали ряд соглашений о сопряжении инновационных стратегий двух стран. Пекин и Берлин разделяют мнение о том, что их кооперация в области «интеллектуального производства», а также создания сетей новых производственных процессов внесет вклад в индустриальное развитие обоих государств.
Германия располагает всеми технологиями, необходимыми для реализации инновационной программы Industrie 4.0, поэтому мож-
но сказать, что соответствующее сотрудничество Китая и Германии способно принести ощутимые плоды, укрепив позиции КНР на мировой экономической арене.
Китай в рамках своей программы «Сделано в Китае — 2025» активно работает над технологиями оцифровки производственных процессов и создания интеллектуальных сетей, но он находится на более низком технологическом уровне, и именно поэтому германское партнерство может оказаться весьма выгодным для КНР.
1. Четвертая промышленная революция и германская программа Industrie 4.0
В Германии тема Industrie 4.0 является одной из наиболее популярных на практической и научной дискуссионной площадках. Термин «Industrie 4.0» был введен в 2011 г., когда сообщество представителей бизнеса, политических и академических кругов Германии выдвинуло инициативу, направленную на повышение конкурентоспособности германской промышленности1. В том же году Indusrtrie 4.0 была провозглашена ключевой стратегией развития Германии в области инновационных технологий. Федеральные власти Германии объявили и о том, что она станет составной частью правительственной стратегии в области высоких технологий под общим названием Die Hightech-Strategie 2020fur Deutschland, цель которой — добиться к 2020 г. мирового лидерства в области технологических инноваций2.
Industrie 4.0 привлекает большое внимание специалистов по двум причинам: во-первых, для компаний и исследовательских институтов создаются возможности для активного участия в формировании технологий будущего и извлечения выгод из своих разработок. Во-вторых, ожидается, что влияние на экономику обусловленной этой программой промышленной революции будет огромным, поскольку Industrie 4.0 обещает качественное повышение эффективности эксплуатируемых мощностей, а также закладывает базу для возникновения абсолютно новых бизнес-моделей, услуг и продуктов. Согласно некоторым исследованиям, к 2025 г. данная программа позволит увеличить ВВП Германии на 78 млрд евро3.
За реализацию программы Industrie 4.0 ответственны четыре основных актора:
• правительство Германии, представленное Федеральным министерством образования и научных исследований и Федеральным министерством экономики и технологии;
• объединение институтов прикладных исследований;
• Немецкая академия технических наук совместно с Немецким центром исследований искусственного интеллекта.
• частный сектор представлен тремя торговыми ассоциациями — BITCOM от сферы IT, VDMA от производственных отраслей и ZVEI от сферы электроники4.
По сути, Industrie 4.0 подразумевает новую промышленную революцию, начало которой просматривается уже сейчас.
За свою историю человечество пережило три промышленные революции. Первая была связана со внедрением оборудования для механического производства; она началась во второй половине XVIII в. и охватила весь XIX в. (эпоха «угля и пара»). Далее, начиная с 1870-х годов, произошел переход ко второй промышленной революции (эпоха нефти, газа и электричества). Начало третьей промышленной революции пришлось на 1970-е годы. Она названа «цифровой революцией», ибо активное развитие электроники, происходящее в ее рамках, способствовало и способствует широкой автоматизации производственных процессов.
Но сегодня мир находится на пороге четвертой промышленной революции, которая объединит все стадии и отрасли производства в единый «Интернет вещей» (Internet of Things, IoT).
О вероятности успеха Industrie 4.0 можно говорить в силу двух причин: Германия играет ведущую роль на мировом рынке продукции обрабатывающей промышленности, и она же является лидером в области промышленных исследований, нацеленных на повышение эффективности производства. Проект Industrie 4.0 предоставляет стране возможность утвердиться в роли мирового лидера в сфере поставок промышленной продукции высокой добавленной стоимости.
Программа Industrie 4.0 — сложная, масштабная и многоуровневая система, которая базируется на идее интеграции в единое материально-информационное пространство физических и интеллекту-
ально-программных операций и процессов. Данная программа состоит из шести подсистем:
1) управление жизненным циклом изделия;
2) поддержка масштабных баз данных;
3) строительство «умных» заводов;
4) формирование киберфизических систем;
5) создание «Интернета вещей» — IoT;
6) достижение функциональной совместимости «узлов».
Таким образом, Industrie 4.0 — это совокупность технологий,
позволяющих создать эффективную бизнес-модель предприятия. Высокая эффективность достигается главным образом за счет рационального управления системами автоматизации производственных операций и сопутствующих процессов, интегрированных в единый информационный «ареал». Положение Германии как лидера в области разработки и внедрения инновационных технологий говорит в пользу достижимости задачи по формированию и киберфизических систем, способных объединить реальный мир с виртуальным.
Возможность для различных компонентов «общаться» через Интернет или локальные сети открывает невероятные перспективы. На «умных производствах» машины смогут передавать информацию друг другу по единому сетевому протоколу, а также направлять ее логистическим и бизнес-системам потребителей и поставщиков. Оборудование и аппаратное обеспечение, получая сведения об изменении требований, смогут самостоятельно вносить коррективы в рабочий процесс, а производственные системы получат способность к самодиагностике.
Industrie 4.0 будет способствовать формированию массового производства, осуществляемого по индивидуальным заказам, и это позволит снизить цену продукции благодаря гибкости и адаптивности, обеспечиваемой киберфизическими системами. Уже сегодня наблюдается устойчивая тенденция к переходу от жесткого централизованного управления производственными процессами к децентрализованной модели сбора, обработки информации и принятия решений. Причем уровень автономности производственных и сопутствующих процессов непрерывно растет.
2. Программа «Сделано в Китае — 2025» — Industrie 4.0 с китайской спецификой?
В декабре 2014 г. в КНР была выдвинута стратегия «Сделано в Китае —2025», официально включенная в 13-й пятилетний план развития КНР5 и заложившая принципы развития обрабатывающей промышленности Китая на грядущее десятилетие.
Данная программа, рассчитанная на рост инновационных производственных отраслей Китая, имеет основной целью не просто развитие обрабатывающей промышленности, но и достижение уровня и качества производства в ведущих мировых индустриальных державах. Среди китайских ученых и экономистов-практиков распространено мнение, что она будет содействовать модернизации производства в КНР и ускорит переход от принципа «Сделано в Китае» к стратегии «Сделано в Китае на основе интеллектуальных технологий».
Программа была разработана Министерством промышленности и информатизации КНР при участии более 20 смежных министерств (комитетов), а также 50 ученых высшего академического ранга.
Согласно программе, Китай достигнет указанной выше стратегической цели, пройдя «три этапа». Первым этапом будет достижение к 2025 г. уровня производства устойчиво индустриальных стран. Вторым этапом станет выход к 2035 г. на уровень мировых индустриальных государств высокой степени развития. И третий этап должен увенчаться к 100-летию образования КНР обретением страной стабильных позиций в рядах мировых держав — безусловных производственных лидеров.
Официально были определены основные стратегические задачи и ключевые направления работы для достижения названной стратегической цели:
• создание Инновационного центра по развитию отечественных производственных отраслей;
• развитие «интеллектуального производства»;
• повышение базовой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности;
• формирование экологического производства;
• внедрение инноваций в сфере производства высокотехнологичного оборудования.
По мнению члена Совета экспертов Китайской федерации машиностроительной промышленности Цюй Сяньмина, к 2025 г. производственная отрасль Китая будет являться не только крупнейшей по масштабам, но и одной из сильнейших в мире. «Цель поставлена на основе научного анализа и прогнозирования. Если только в международной политической и экономической архитектонике не произойдут резкие изменения, при условиях сохранения нынешнего процесса индустриализации и тенденций экономического роста в развитых странах и Китае, достижение поставленной цели вполне вероятно»6.
За последние годы производственная отрасль Китая демонстрирует позитивную динамику развития. Так, например, добавленная стоимость в промышленности в 2012—2016 гг. выросла с 20,9 до 24,8 трлн юаней, превысив совокупный показатель США, Японии и Германии вместе взятых7.
Тем не менее, существуют и проблемы, затрудняющие экономический рост Китая: в результате мирового финансового кризиса темпы роста экономики страны замедлились, увеличивается стоимость рабочей силы, сокращается количество заказов от иностранных компаний, некоторые заводы-производители или «сборщики» были перемещены в другие страны или вообще закрыты.
В то же время, по мнению целого ряда известных исследовательских структур, несмотря на то, что Китай и называют мировой фабрикой, производство в стране, при всей значительности его масштабов, весьма зависимо от внешней и внутренней экономической ситуации. Это признают и руководители Китая. На 3-й сессии ВСНП 12-го созыва премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в Докладе о работе правительства заявил, что китайская производственная отрасль «крупная, но не сильная» (да эр бу цян), и это главным образом проявляется в трех моментах: недостатке первичных инноваций, недостатке ключевых технологий и в пренебрежении социальной ответственностью. Он также отметил, что нынешняя производственная отрасль, характеризующаяся низким технологическим уровнем, де-
централизацией и высоким потреблением энергии, приводит к серьезному загрязнению окружающей среды и приносит все больше социальных проблем8.
После обнародования программы «Сделано в Китае — 2025» как СМИ, так и профессиональные экономисты стали называть ее китайской версией стратегии Industrie 4.09.
Industrie 4.0 является предвестником и символом четвертой промышленной революции, и тот, кто сможет реализовать эту программу, займет высокотехнологичную производственную «нишу» и завладеет инициативой на рынке соответствующей продукции на ближайшие 10—20 лет. Поэтому сопряжение собственных проектов с этой программой создает «прорывной» шанс для китайского инновационного производства.
Если сопоставить две вышеназванные стратегии Германии и Китая, то становится очевидным, что в обеих акцент делается на «интеллектуальном производстве». Стратегия «Сделано в Китае — 2025» отличается от промышленного курса Германии лишь методами.
По мнению заместителя директора исследовательского института при Государственном банке развития КНР Цзоу Лисина, стратегии Германии и Китая обладают следующими специфическими особенностями:
1. Различия в стратегическом видении
Германская стратегия нацелена не на техническое обновление какой-либо отдельной отрасли, а на изменение базовых методов организации производства с целью добиться качественного скачка в развитии всей промышленности. В центре усилий не количественные (повышение объема промышленного производства), а качественные изменения, то есть изменение способа промышленного производства (гуне шэнчань фанши). Китайская же инициатива направлена на структурные изменения и расширение объемов производства путем внедрения технологий «Интернет +» на уже существующих производствах. То есть инициатива «Сделано в Китае — 2025» нацелена на совершенствование и развитие текущего уровня развития производства, а Германия намерена совершить прыжок с третьей на четвертую стадию индустриализации. Данное различие имеет вполне
объективный характер, так как даже к 2025 г. в Китае еще не будут созданы соответствующие технологии и не сложится рыночный запрос на осуществление подобного рывка.
2. Базисные различия
Базисные различия касаются прежде всего таких сфер, как фундаментальные исследования, техническое обучение и подготовка кадров. Главным фактором реализации германской стратегии является опора на фундаментальные научные исследования. В Китае фундаментальная наука традиционно отстает от прикладных исследований, что объясняется как историческими, так и политическими причинами — первоочередным финансированием прежде всего тех исследований, которые нацелены на решение текущих задач экономического развития.
3. Различия в методах реализации
Германский план предполагает существенный апгрейд технологий, промышленной политики и инновационной среды. К примеру, сокращение инновационных циклов может привести к ускорению процессов обновления соответствующей законодательной базы. В целях достижения институционального согласия правительство ФРГ создало включивший представителей правительства, бизнес-структур и научных кругов единый координационный механизм, ставший политической платформой четвертой стадии индустриализации. В Китае же координация инновационной программы осуществляется лишь на уровне рабочей группы Госсовета10.
3. Сотрудничество Китая и Германии в сфере инноваций
За последние несколько десятилетий экономические отношения между Германией и Китаем заметно расширились.
По оценке, на долю Германии приходится 45 % совокупного экспорта из Евросоюза в КНР и 28 % китайского экспорта в страны ЕС. В Китае уже зарегистрировано 5200 немецких компаний, а общее число функционирующих в Германии китайских фирм превысило 90011.
В октябре 2014 г. в Пекине была подписана общая программа взаимодействия, важной составной частью которой стал Меморандум о сотрудничестве Германии и Китая в рамках программы Industrie 4.012.
Разработанная двумя странами модель сотрудничества в значительной степени повторяет постоянно расширяющийся формат китайско-американского стратегического и экономического диалога, начатого в 2009 г.13
За последний год как в Германии, так и в Китае было проведено огромное количество выставок и форумов, основной темой которых стала программа Industrie 4.0. Например, 26 апреля 2016 г. в Ганновере проходила промышленная выставка, где Китай принял самое активное участие. Согласно статистическим данным, выставку посетили около 19 тыс. человек, 6 тыс. из которых прибыли из КНР. Основной темой выставки стали информационно-коммуникационные технологии и сама программа Industrie 4.0. На выставке китайские компании представляли свои разработки в области «интеллектуального производства».
Некоторые китайские компании присутствовали на выставке для того, чтобы найти технологии для собственных целей. Например, фармацевтическая компания Shaanxi Bikang Pharmaceutical Co., создав собственную производственную базу в 330 га в провинции Цзянсу, планирует вести производство на основе интеллектуальных технологий14. (Инновации в контексте стратегии Industrie 4.0 найдут применение не только в производстве, но и в бизнес-модели, поскольку инновационное производство поможет улучшить качество обслуживания и сократить потребление ресурсов).
В июне 2016 г. в Тяньцзине состоялся так называемый летний давосский форум, на котором обсуждались вопросы четвертой промышленной революции и ее последствия. Участники форума особое внимание уделили влиянию интеллектуальных технологий на процесс модернизации промышленного производства в Китае15. Госсовет КНР в 2016 г. учредил государственный фонд в 100 млрд юаней для инвестиций в интернет-компании. Эффект подобных инвестиций не заставил себя ждать. Так, например, базирующаяся в провинции Аньхой компания Кэда Сюньфэй (iFlytek) разработала самую
быструю в мире онлайн-систему распознавания речи на основе технологий искусственного интеллекта. Данная система способна в течение десяти минут преобразовать в текстовый материал непрерывно звучащую речь продолжительностью до одного часа16.
В ноябре 2016 г. прошел китайско-немецкий форум в г. Чэнду, в котором приняли участие 350 представителей Китая и Германии — эксперты из научно-исследовательских институтов и менеджеры крупных компаний, связанных с «интеллектуальным производством».
На форуме обсуждались возможности новых интеллектуальных технологий, а также IoT. Для того, чтобы достигнуть наибольших успехов, выстроить долгосрочный механизм функционирования и укрепить сотрудничество между странами, правительство города Ибинь, ряд немецких компаний и университет Тунцзи подписали в ходе форума трехстороннее соглашение о стратегическом сотрудничестве в сфере передового производства в целях совместного создания платформы взаимодействия, обучения персонала и обмена опытом.
За два года, прошедшие с 2014 г., сотрудничество Китая и Германии принесло первые плоды: был основан немецко-китайский промышленный парк, который располагается в районе Теси города Шэньян17. Город Шэньян уже на протяжении 12 лет является местом дислокации подразделений компании BMW и ее поставщиков — Continental, Delphi и ZF, располагающих передовым мировыми технологиями.
Парк стал новой вехой на пути к превращению провинции Ляо-нин в один из ведущих китайских центров высоких технологий.
В 2015 г. создание парка было одобрено Госсоветом КНР в качестве пилотного проекта международного уровня. Парк включен и в государственную стратегию «Сделано в Китае — 2025», и в немецкую программу Industrie 4.0. На его территории будут тестироваться новейшие технологии и методы «интеллектуального производства».
Для компаний, ищущих партнеров в Китае или желающих выйти на китайский рынок, парк представляет не только доступ к высоким технологиям, но и конкретную информацию. Например, доступна обширная сеть деловых контактов. Кроме того, немецкие
фирмы имеют возможность бесплатно хранить свою продукцию на складах парка.
Более 50 немецких компаний уже расположились в Теси: среди них такие корпорации, как Festo, Siemens и BASF. Промышленная зона парка занимает площадь 488 кв. км и представляет собой международную конкурентную площадку развития новых технологий, достаточных для использования населением, превышающим 1 млн человек, и с планируемым объемом производства в более чем 300 млрд юаней.
В индустриальной зоне района Теси, где расположен парк, свою деятельность осуществляют и такие лидеры рынка машин и оборудования, как Shenyang Machine Tool Group (SYMG), Shenyang Blower Works и завод Sany — один из крупнейших изготовителей строительной техники в мире.
Базовый промышленный проект для индустриального парка был разработан Штутгартской архитектурной фирмой, специализирующейся на городском планировании. Основной целью проекта стало создание комфортного для жизни высокоиндустриализиро-ванного города с зеленым пространством и низким уровнем загрязнения атмосферы.
Руководством парка была учреждена сервисная компания для упрощения доступа немецких предприятий к китайскому рынку. Лян Кайцин, директор немецко-китайского сервисного центра, намерен создать образовательную сеть для базовой подготовки персонала, а также дальнейшего специализированного обучения без отрыва от производства.
Двойная система профподготовки, основанная на немецкой модели, имеет целью внедрение международных стандартов в школах, где учатся дети семей, недавно прибывших в парк на работу. На сегодняшний день учащиеся могут посещать немецкую школу до 10-го класса, но после этого они вынуждены продолжать обучение в Пекине. Однако в скором времени они смогут заканчивать среднюю школу непосредственно в Шэньяне.
В рамках сопряжения немецкой и китайской стратегий, 2 ноября 2016 г. компании Siemens Factory Automation Engineering Co. и Chengdu BOE Optoelectronics Technology Co. подписали соглашение
о сотрудничестве. В проект компании ВОЕ по модернизации и трансформации производственной линии был инвестирован 1 млрд юаней. В соответствии с условиями соглашения, компания Siemens будет модернизировать производство BOE согласно стандартам программы Industrie 4.0. В рамках совместного развития программ Industrie 4.0 и «Сделано в Китае — 2025»18 эти инициативы будут нести функцию пилотного проекта.
Подчеркивается, что хотя в результате осуществления стратегии Industrie 4.0 создаваемые информационные сети и охватят весь мир, однако каждая страна сохранит свою уникальность и специфику.
Немецкие компании лидирует в индустриальном мире в области оцифровки производственных операций, а Китай является именно той страной, которая может получить огромный эффект от автоматизации производства. Растущие расходы на заработную плату свидетельствуют об утрате Китаем свойств «страны с дешевой рабочей силой». С помощью оцифровки КНР сможет увеличить эффективность и качество производства и достигнуть по этим параметрам уровня индустриально развитых стран. Это видится вполне вероятным в свете того, что китайские компании показывают высокую адаптивность и открытость инновационным изменениям.
Китай активно работает над разработкой интеллектуальных сетей в рамках собственной программы, но у правительства КНР не так много возможностей и времени, чтобы провести полную реструктуризацию экономики страны. Однако промышленный скачок благодаря внешней кооперации предоставляет Китаю хороший шанс. Именно поэтому проект Industrie 4.0 хорошо вписывается в стратегические планы КНР.
В течение последних двух лет идея сопряжения программ «Сделано в Китае — 2025» и Industrie 4.0 является стержневой стратегией китайско-германского инновационного партнерства. В рамках подобного сопряжения КНР стремится сократить свое отставание от западных стран в области интеллектуальных технологий. Так, например, лишь 60 % предприятий в стране используют такое программное обеспечение, как «Система планирования ресурсов предприятия» и «Система управления производственными процессами».
Подключив возможности программы Industrie 4.0 к своим внутренним потребностям, КНР сможет догнать и даже перегнать некоторые развитые индустриальные страны. Чтобы оставаться экономически успешным и сформировать реально эффективное и качественное производство, Китаю насущно необходим технико-технологический скачок, и осознавая это, правительство страны нацелено на превращение КНР в полностью конкурентоспособное, передовое, индустриально развитое государство.
Если Китаю удастся значительно ускорить оцифровку производственных процессов, то он сможет составить конкуренцию в области выпуска высококачественной продукции даже Германии.
В любом случае, сотрудничество КНР и Германии по сопряжению стратегий «Сделано в Китае — 2025» и Industrie 4.0 открывает дополнительные возможности как для реорганизации китайской промышленности, так и для развития потенциала немецких компаний.
Примечания
1 Kagermann H., Lukas W. und Wahlster W. Industrie 4.0: Mit dem Internet der Dinge auf dem Weg zur 4. industriellen Revolution // VDI nachrichten, 01.04.2011.
2 Otto B. Technik fur die wandlungsfahige Logistik — Industrie 4.0. München, 2014.
3 Industrie 4.0 in Produktion, Automatisierung und Logistik: Anwendung, Technologien und Migration / Thomas Bauernhansl, Michael ten Hompel, Birgit Vogel- Heuser Hrsg. Wiesbaden, 2014. S.625—634.
4 Industrie 4.0 — Volkswirtschaftliches Potenzial fur Deutschland. Berlin, 2014.
S. 5.
5 URL: http://sh.xinhuanet.com/2016-03/18/c_135200400.htm
6 URL: http://ru.theorychina.org/xsqy_2477/201506/t20150604_323068.shtml
7 URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201702/t20170228_1467424.html
8 URL: http://www.cntv.ru/2015/03/17/ARTI1426556633862430.shtml
9 URL: http://world.huanqiu.com/hot/2015-03/5946032.html
10 Цзоу Лисин. Дэго гун'е 4.0 юй Чжунго чжицзао 2025 бицзяо : [Сравнение германской программы Industrie 4.0 и китайской «Сделано в Китае — 2025»] // Гоцзи цзиньжунбао. 26.10.2015. С. 19.
11 URL: http://www.mofcom.gov.cn/article/ae/ai/201501/20150100877055.shtml
12 URL: http://news.xinhuanet.com/ttgg/2014-10/11/c_1112772707_2.htm
13 Подробнее см.: Тимофеев О.А. Эволюция американо-китайского диалога в начале XXI в. // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 3. С.33—41.
14 URL: http://german.xinhuanet.com/2016-04/28/c_135320188.htm
15 URL: http://finance.ifeng.com/a/20160626/14527297_0.shtml
16 Личные материалы О.А. Тимофеева по результатам участия в работе исследовательской группы высокопоставленных российских госслужащих в пров. Аньхой, 09—21 мая 2017 г.
17 URL: http://www.cgip.gov.cn/about.aspx
18 URL: http://german.xinhuanet.com/2016-12/16/c_135910687_6.htm