Николай Арабаджийски Новая образовательная парадигма теории государственного управления
1. Анализ образовательной модели, формирующей знания и умения в области государственного управления, в Республике Болгарии
Профессиональное обучение специалистов для нужд государственной службы представляет собой специфическую форму социально-образовательных процессов взаимодействия между преподавателями и обучающимися, в ходе которых формируются комплексные знания и умения. Профессиональное обучение как форма общественной деятельности призвано обеспечить эффективность государственной службы при предоставлении разных государственных услуг.
Как и при любом обучении, при подготовке специалистов для нужд государственной службы, первый и основной вопрос, который возникает - это: «Какова цель, которая преследуется данным обучением, и какого результата следует достичь для того, чтобы удовлетворить потребности в таких специалистах?»
С 70-х годов в экономических институтах Народной республики Болгарии начинает преподаваться теория хозяйственного управления, первоначально только студентам по специальностям «Организация автоматизированной обработки информации» и «Научная организация управленческой деятельности», а впоследствии и всем остальным. В 1979 г. преподаватели ВФСИ им. Д.А.Ценова в г.Свиштове и ВИНС им Д.Благоева в г. Варне публикуют первый учебник «Теория хозяйственного управления», в котором делается попытка представить первые результаты применения теоретических знаний в управлении народным хозяйством1.
С учетом нужд практики при развитии внепроизводственной сферы в этот период некоторые университеты в стране вводят новые экономические учебные дисциплины, такие как: «Организация органов народного самоуправления» и «Теория социального управления». На экономических факультетах начинают преподавать учебные дисциплины «Теория организации», «Научная организация и управление трудом», «Контроль и контрольная деятельность».
В 90-х годах вводятся для изучения учебные дисциплины «Основы управления», «Основы менеджмента», «Управление человеческими ресурсами», «Стратегическое управление». Указанные учебные дисциплины дают преимущественно базовые знания и умения в области теории и истории управления и теории стратегическогоо управления в производственной сфере. Преобладающая часть опубликованных болгарскими авторами учебников и учебных пособий относятся к области управления коммерческими организациями или хозяйственного управления. Это отражается и на преподавании учебных дисциплин, которые должны предоставлять систематизированные знания и умения в области теории государственного управления и изучаются студентами специальностей, готовящих специалистов для нужд государственной службы в Республике Болгарии. Преобладающая часть содержания лекционных учебных дисциплин и курсов в этих специальностях не была направлена на приобретение специальных знаний и умений в области государственного управления, а была ориентирана на теорию и практику частного сектора.
В 1993 г. в Новом болгарском университете (НБУ) стартует первая магистерская программа по государственному управлению в Республике Болгарии2. В 1994 г.
1 См.: Панайотов Д., Памукчиев М., Личев Ил., Христов С., Нейкова Р. Теория на стопанското
управление. В., 1979. С. 3.
2 См.: Администрация. №. 7. 1993.
начинается создание второй программы при Центре государственной службы НБУ -бакалаврской программы по государственному управлению.
Данные программы становятся первыми в Республике Болгарии, с помощью которых начинается новое современное обучение в области государственного управления. Посредством этих программ НБУ вводит впервые в системе болгарского высшего образования образовательно-квалификационные степени «бакалавр» и «магистр». В конце 1995 г. принимается новый Закон высшего образования, который утверждает эти образовательные степени.
Постановлением № 86 Совета министров Республики Болгарии в 1997 г. утвержден Государственный реестр специальностей по образовательно -квалификационным степеням в высших училищах Республики Болгарии. Этим актом регламентируется, что специальность «Государственное управление» - шифр 3.5.2. относится к профессиональному направлению «Обществоведение» - шифр 3. и профессиональной области «Обществоведение и гуманитаристика» - шифр 3.5.
За короткий период специальность «Государственное управление» утверждается как одна из самых востребованных специальностей высшего образования в Республике Болгарии. Это мотивирует большую часть руководств высших учебных заведений организовать обучение по этой специальности в стенах своих Вузов. Обучение специалистов для нужд государственной службы начинает осуществляться в Софийском университет им. Св. Климента Охридского - София, Университете национального и мирового хозяйства - София, Югозападном университете им. Неофита Рыльского - Благоевград, Великотырновском университете им. Св. Св. Кирилла и Мефодия - Велико - Тырново, Хозяйственной академии им. Д.А.Ценова -Свиштов, Варненском свободном университете им. Черноризца Храбра» - Варна, Бургасском свободном университете - Бургас и др.
Цели обучения для приобретения образовательно-квалификационной степени по специальности «Государственное управление» устанавливаются в Квалификационных характеристиках, утверждаемых каждым Вузом, который проводит обучение этой специальности, отдельно. Однако их анализ показывает, что заложенные разными Вузами цели и результаты обучения схожи и почти не различаются.
Цели обучения для приобретения образовательно-квалификационной степени «бакалавр» по специальности «Государственное управление» сводятся к следующему:
- получение целостного представления о характере профессионального направления «Администрирование и управление» и специальности «Государственное управление»;
- овладение широкопрофильными теоретическими знаниями о системе государственной службы и практическими умениями в области деятельностей, которые она осуществляет;
- обеспечение профилирующих знаний в области государственной службы;
- формирование умений адаптироваться в соответствии с изменяющимися условиями при работе в государственном секторе;
- приобретение умений самостоятельной профессиональной работы и работы в группе;
- предоставление условий для образовательной мобильности и международной совместимости получаемых знаний и приобретаемых умений.
Результаты обучения для приобретения образовательно-квалификационной степени «бакалавр» по специальности «Государственное управление» связаны с приобретением обучающимися следующих компетенций:
- знать и применять теорию государственного управления в осуществляемых государственными органами деятельностях;
- обладать организационными способностями планировать, подготавливать и реализовать национальные и международные проекты в европейской административной среде;
- владеть современными информационными технологиями и уметь применять их в своей деятельности;
- обладать способностью общаться позитивно и конструктивно с коллегами и с потребителями государственных услуг;
- обладать деловитостью, компетентностью и лидерскими умениями в защите общественного интереса;
- сформировать готвоность к развитию карьеры, основанную на непрерывном повышении управленческой компетентности.
Цели обучения для приобретения образователно-квалификационной степени «магистр» по специальности «Государственное управление» в общем виде следующие:
- профилирование и углубление подготовки в соответствии с приобретенной специальностью «бакалавр государственного управления» посредством «надстройки» приобретенных знаний и умений;
- дополнительная широкопрофильная подготовка и интердисциплинарная подготовка для приобретших высшее образование по образовательноквалификационной степени «бакалавр» или «магистр» по другой специальности;
- приобретение знаний и умений руководить различными гоударственными организациями в системе государственной службы;
- приобретение знаний и умений для создания проектов, внедрения и реализации стратегий и программ в государственных организациях.
Результаты обучения для приобретения образовательно-квалификационной степени «магистр» по специальности «Государственное управление» связаны с приобретением обучающимися следующих компетенций:
- знать хорошо общественную среду и посредством своих решений быть адекватными потребностям граждан-клиентов;
- понимать и уметь управлять процессами организационных, структурных и управленческих изменений в органах государственного и местного управления;
- быть в состоянии делать самостоятельные проверки и принимать экспертные заключения в области государственного и муниципального управления;
- оценивать, модифицировать и развивать теорию и практику, связанную с функционированием государственной службы;
- четко разграничивать, изолировать и фокусировать значимые особенности исследованных проблем и практик в области деятельности органов государственного и муниципального управления;
- вести сложные процессы управления и администрирования;
- разрабатывать и реализовать меры по расширению и повышению административной компетентности для достижения европейских стандартов;
- осуществлять административно-принудительную и административно-наказательную деятельности в качестве должностных лиц органов государственного и муниципального управления.
Достижение указанных целей и результатов обучения в образовательноквалификационных степенях «бакалавр» и «магистр» по специальности «Государственное управление» в большой степени зависит от приобретения специфических знаний и умений в области теории государственного управления при изучении различных учебных дисциплин.
Постановлением № 172 Совета министров Республики Болгарии от 1997 г. было принято первое Распоряжение о единых государственных требованиях к пробретению высшего образования по специальности «Государственное управление». В нем были
утверждены следующие обязательные учебные дисциплины: «Основы управления» (с общим количеством часов - 60), «Управление человеческими ресурсами» (с общим количеством часов - 45), «Местное самоуправление» (с общим количеством часов -60), «Стратегическое управление в государственной сфере (с общим количеством часов
- 60) и «Социология и психология управления» (с общим количеством часов - 60).
В учебном 1999-2000г. первые созданные в Республике Болгарии бакалаврская и магистерская программы по государственной службы в НБУ претерпевают существенные перемены: изменяется название, обновляется содержание и структура курсов. Создаются новые программы - двухлетняя базовая программа «Администрирование и управление» (1-1У семестр), и бакалаврская программа (У-УШ семестр) «Государственное управление» с общей частью (У-У[ семестр) и тремя специализациями (УП-УШ семестр): «Государственное и муниципальное управление», «Управление безопасностью и обороной», «Управление в области искусства и культуры».
Базовая и бакалаврская программы связаны между собой образовательно, тематически и логически и отвечают требованиям о приобретении образовательноквалификационной степени «бакалавр» по специальности «Государственное управление». Студенты могут переходить от двухлетней базовой программы бакалаврского уровня к двухлетним специализациям программы. Они могут обучаться и в других выбранных ими специализациях к бакалаврским программам НБУ после выполнения определенных требований. Эта свобода выбора предоставлена и при обучении по магистерской программе при условии соблюдения требований соответствующих программ.
В 2002 г. принят новый Классификатор областей высшего образования и профессиональных направлений. С его помощью регламентируется профессиональное направление «Администрирование и управление» - шифр 3.7. в области высшего образования «Социальные, хозяйственные и правовые науки» - шифр 3. В том же самом году принято и новое Распоряжение об единых государственных требованиях к приобретению образовательно - квалификационных степеней «бакалавр», «магистр» и «специалист» по государственному управлению, которым отменилось действующее до тех пор Распоряжение. Высшим училищам дается возможность подготовить, акредитировать и ввести новые специальности, связанные с профессиональным направлением «Администрирование и управление».
Объединение специалностей в рамках установленных в 1997 г. двух профессиональных направлений - «Обществоведение и гуманитаристика» и
«Экономика и управление» в одно новое профессиональное направление «Администрирование и управление» в Классификаторе областей высшего образования и профессиональных направлений в 2002 г. является одной из причин, которые:
- привели к тому, что в специальностях, готовящих специалистов для нужд государственной службы, теория хозяйственного управления (традиционно изучаемая и развиваемая до этого момента) заняла преобладающее место в учебных программах по сравнению с теорией государственного управления (все еще незнакомой и недостаточно исследованной);
- привели к тому, что существующие до этого момента научные разработки и публикации по теории управления бизнесом стали использоваться как источники для новых учебных дисциплин и курсов, необходимых для предоставления знаний и умений в области теории государственного управления.
Обучение студентов по специальностям этого направления является предпосылкой подготовки высоко квалифицированных специалистов как для нужд болгарских государственных органов, так и для коммерческого сектора, а также для нужд европейской административной системы и европейских бизнес организаций. Это
предполагает, что содержание учебных программ и курсов должно соответствовать задаче осуществления общей подготовки в области управления обучающихся одновременно в обеих указанных группах.
В учебном 2004/2005 г. НБУ переструктурировал свои программы в соответствии с новыми тенденциями организации учебного процесса. Созданы новые бакалаврские программы «Администрирование и управление» (очное и получающее поддержку дистанционное обучение) с 4 бакалаврсками модулями «Государственное управление», «Гражданская и корпоративная безопасность «, «Менеджмент здравоохранения», «Управление и развитие организации» и магистерские программы «Государственное управление (государственная и муниципальное управление).
Постепенно эта новая модель обучения в системе высшего образования начинает восприниматься также другими Вузами в Республике Болгарии. В большинстве подготовленных вузами новых учебных программ3 по специальности «Государственное управление» учебные дисциплины4 в области управления сохраняют свои наименования, но имеют уже другое количество часов. Названия лекционных курсов остаются преимущественно теми же, но в содержательном аспекте часть из них уже не предоставляет необходимых комплексных знаний и умений в области теории государственного управления так как преобладает ориентация на теорию управления бизнесом.
В 2008 г. в Республике Болгарии имелось 51 акредитированных Вуза, при этом в 22 из них осуществлялось обучение по специальности «Администрирование и управление» степеней «бакалавр» и «магистр». Соотношение Вузов, которые проводят обучение по специальности «Администрирование и управление», по отношению к остальным акредитированным Вузам в Республике Болгарии, осуществляющим обучение по специальностям других профессиональных направлений, представлено на Рис. 1.
фиг.1
43%
□ Высшие училища, обучающие по специальностям профессионального направления “Администрация и управление”
□ Высшие училища, обучающие по специальностям другихх профессиональных направлений
Более детальный анализ показал, что в 12 из 22 Вузов, которые проводят обучение по направлению «Администрирование и управление», студенты обучаются
3 Примеч.авт. - в Новом болгарском университете учебные планы имеют наименование учебные программы.
4 Примеч. авт. - в Новом болгарском университете учебные дисциплины имеют наименование учебные курсы.
для нужд государственной службы, а в 20 из них студенты обучаются для нужд коммерческого сектора.
Анализ специальностей бакалаврских и магистерских программ в 22 вузах в Республике Болгарии, которые проводят обучение по направлению «Администрирование и управление», показывает, что в них имеются специальности двух групп:
Первая группа: специальности, в которых обучаются студенты для нужд государственной службы;
Вторая группа: специальности, в которых обучаются студенты для нужд коммерческого сектора.
По результатам осуществленного анализа можно сделать следующие выводы:
- 43% из 51 акредитированных Вуза в Республике Болгарии проводят обучение по специальностям профессионального направления «Администрирование и управление»;
- в 91% из Вузов, проводящих обучение по специальностям профессионального направления «Администрирование и управление» (их общее количество - 22), обучаются студенты для нужд коммерческого сектора;
- в 55% высших училищ, проводящих обучение по специальностям профессионального направления «Администрирование и управление» (их общее количество - 22), обучаются студенты для нужд государственной службы. Исследование показало, что в 22 Вузах Республики Болгарии существует 41 специальность бакалаврских программ профессионального направления «Администрирование и управление». Из них 13 специальностей предназначены для обучения студентов для нужд государственной службы, а 28 предназначены для нужд бизнеса. Соотношение между этими группами специальностей представлено на Рис. 2.
В рамках магистерских программ профессионального направления «Администрирование и управление» в 22 Вузах Республики Болгарии существует 66 специальностей. Из них 37 предназначены для нужд государственной службы, а 29 -для нужд бизнеса. Соотношение между этими группами специальностей представлено на Рис. 3.
Вследствие осуществленного анализа можно сделать следующие обобщенные выводы:
- соотношение между специальностями бакалаврских программ и специальностями магистерских программ профессионального направления «Администрирование и управление», которые предназначены для обучения студентов для нужд государственной службы, ровняется приблизительно 1: 3;
- соотношение между специальностями бакалаврских программ и специальностями магистерских программ профессионального направления «Администрирование и управление», которые предназначены для обучения студентов для нужд бизнес администрации, ровняется приблизително 1: 1.
С середины ХХ века в основе болгарской образовательной системы высшего образование лежит модель узких специализаций и квалификаций5. Эта модель требует больше учебного времени из-за необходимости усвоить много конкретных подробностей, которые формируют узкую специальность.
С принятием нового Распоряжения о государственных требованиях о приобретении высшего образования образовательно-квалификационных степеней «бакалавр», «магистр» и «специалист» в 2002 г. были сделаны первые шаги к изменению этой модели. Высшие учебные заведения должны были организовать обучение для приобретения образовательно-квалификационной степени «бакалавр», которое обеспечило бы овладение широкопрофильными теоретическими знаниями и практическими умениями.
Обучение на степень «магистр» должно профилировать и углублять подготовку в соответствии с приобретенной той же самой специальностью в степени «бакалавр» или предоставлять дополнительную широкопрофильную и интердисциплинарную подготовку в соответствии с подготовкой, приобретенной по другим специальностям и степеням.
Результаты проведенного анализа специальностей в бакалаврских и в магистерских программах профессионального направления «Администрирование и управление» в исследованных 22 высших училищах показывает, что:
- модель узких специализаций и квалификаций в обучении студентов для нужд бизнеса пока не применяется;
- новая модель, включающая профилирование и углубление подготовки специалистов, окончивших ту же самую специальность, и дополнительную
5 См.: Тошев Б. Смяна на образователния модел: от тесни специализации към широкопрофилната подготовка. Реформата във висшето образование /статия/. Сп. «Химия». Гд.10. Кн.1/2001/. С. 44.
широкопрофильную и интердисциплинарную подготовку специалистов, окончивших другую специальность и степень, применяется в обучении студентов для нужд государственной службы.
В 2008 г. для нужд национальной статистики была утверждена Классификация областей образования и обучения /К00-2008/6. В ней установлено 9 широких областей, 25 узких областей и около 80 детальных областей образования и обучения. В широкой области под шифром 3. «Общественные, хозяйственные и правовые науки»
установлена узкая область под шифром 34. «Экономические науки и управление». В качестве детальных областей установлены:
- под шифром 340. «Экономические науки и управление «(комбинированные программы);
- под шифром 345 «Администрирование и управление».
Еще одной областью, в которой кроются источники ошибок и сложностей в сфере организации учебного процесса по подготовке специалистов для нужд госудственной слубы, является изменение толкований понятий «образование», «обучение» и «подготовка» в новых редакциях образовательных документов в Республике Болгария. В методическом руководстве по применению Классификации понятие «образование» определяется как: «любая целенаправленная и организованная деятельность,
предназначенная для удовлетворения потребностей в учении, обучении или самосовершенствовании. Образование понимается как организованная и продолжительная коммуникация, спроектированная и направленная на обучение».
Указанное определение существенно отличается как от принятых в теории дидактики понятий «обучение», «образование» и «подготовка», как и от толкования указанных слов в болгарском языке.
Толкование слова «обучение» в Классификации означает, что обучение может быть сведено к систематическуму преподаванию, деятельности по усвоению определенных знаний и умений со стороны кого-либо7. В теории дидактики под обучением понимают следующее: «обучение является организационно-
функциональным единством между преподаванием (руководством учителя) и учением (деятельностью ученика), с помощью которого достигается упорядочивание внешней и внутренней активности ученика и у него формируются определенные знания, умения, навыки и способы познания»8.
Под «образованием» в новой редакции понимают обучение для приобретения совокупности знаний, представляющее собой степень научной подготовки, полученной посредством системного обучения9. В теории дидактики толкование несколько иное: «образование является функцией обучения»10.
Понтие «подготовка» трактуется в новой реадкции слудеющим образом: подготовка представляет собой предварительно совершенные действия, усилия, работу, необходимые для осуществления чего-либо, а также знания, умения, опытность, полученные посредством обучения11. В теории дидактики имеется иной взгляд: «подготовка реализуется посредством обучения на курсах первоначальной подготовки, на курсах повышения квалификации или на курсах переквалификации»12.
6 См.: Заповед № РД-07-246 от 19.10.2007 г. на председателя на Националния статистически институт в Република България за утвърждаване на Класификация на областите на образование и обучение/КОО-2008/
7 См.: Български тълковен речник. С., 1994. С. 554.
8 См.: Андреев М. Процесът на обучението. С., 2001. С. 14.
9 См.: Български тълковен речник. С., 1994. С. 551.
10 См.: Андреев М. Процесът на обучението. С., 2001. С. 33.
11 См.: Български тълковен речник. С., 1994. С. 651.
12 См.: Арабаджийски Н. Организация и управление на полицейското обучение в Република България.
С., 2002. С. 7.
Вследствие изложенного могут быть сделаны следующие обобщенные выводы и предложения:
- в толковательном и в доктринарном аспектах понятие «обучение» шире понятий «образование» и «подготовка». Последние два понятия являются функциями понятия «обучение»;
- толкование понятий образование и обучение в Классификации является неточным с точки зрения теории дидактики;
- целесообразно изменить наименование утвержденной «Классификации областей образование и обучения» в «Классификацию областей образования и подготовки»;
- сравнительный анализ между утвержденной Классификацией областей образования и обучения и принятым Советом министров Республики Болгарии Классификатором областей высшего образования и профессиональных направлений в 2002г. показывает существенные несоответствия в областях высшего образования, что затруднит практику их применения;
- сравнительный анализ между утвержденной Классификацией областей образования и обучения и принятой Советом министров Республики Болгарии Классификацией специальностей научных работников в Республике Болгарии13 показывает существенные несоответствия между областями образования и научными областями;
- следует рекомендовать максимальную унификацию трех нормативных актов как по отношению к понятиям, которые в них используются, так и по отношению к элементам их систем классификации;
- следует рекомендовать отдельную классификацию обеих групп
профессиональных направлений - хозяйственного управления и бизнес
администрирования и государственного управления и государственной службы,
которые должны соответствовать аналогичным научным специальностям.
2. Предложение по новой образовательной парадигме теории государственного управления
Изучение учебных программ и планов 12 Вузов, которые проводят обучение по специальностям профессионального направления «Администрирование и управление», где обучаются студенты для нужд государственной службы, показывает, что за период 1997-2007г. введены для изучения новые учебные дисциплины и курсы,
предоставляющие знания и умения в области науки об управлении.
Соотношение между нововведенными учебными дисциплинами и курсами, предоставляющими конкретные знания и умения по теории государственного управления, и дисциплинами и курсами, которые предоставляют знания и умения в области науки об управлении, в исследованных 12 Вузах представлено на Рис. 4.
13 См.: Заповед № 114-111 от 05.03.1990г. на министъра на образованието и науката и председателя на Висшата атестационна комисия за утвърждаване на Класификация на специалностите на научните работници в Република България - обн. ДВ.бр.34/1990г.
14
12
10
8
6
4
2
0
□ учебные дисциплины, предоставляющие знания и умения из области науки об управлении
□ учебные дисциплины, предоставляющие конкретные знания и умения из области теории публичного управления
фиг.4
Ж
п.
г
Вследствие изложенного могут быть сделаны следующие обобщенные выводы, заключения и предложения:
- число нововведенных учебных дисциплин и курсов, которые предоставляют базовые знания и умения в области науки об управлении, в исследованных 12 Вузах очень разное. Это предполагает и различный объем усвоения этих дисциплин обучающимися в отдельных учебных заведениях. В результате обученные специалисты для нужд государственной службы имеют весьма разные по объему базовые знания и умения в области науки об управлении;
- введение новых учебных дисциплин и курсов, предоставляющих конкретные знания и умения в области теориии государственного управления, в исследованных 12 Вузах является хаотичным и небалансированным. В результате обученные специалисты для нужд государственной службы приобретают весьма разные знания и умения в области теории государственного управления в отдельных высших учебных заведениях;
- отсутствие баланса между учебными дисциплинами и курсами, предоставляющими знания и умения в области науки об управлении и в области теориии государственного управления, является предпосылкой весьма большого различия в компетенциях обученных специалистов в разных Вузах для нужд государственной службы;
- целесообразно, чтобы знания и умения в области теориии государственного управления, которые необходимы обучающимся по специальностям для нужд государственной службы, предоставлялись им посредством применения следующих двух подходов:
• введения одной учебной дисциплины «Г осударственное управление»;
• обособления отдельного модуля «Государственное управление», который должен включать изучение нскольких основных учебных дисциплин, предоставлющих знания и умения в области теории и практики государственного управления.
Мы придерживаемся точки зрения, что новая образовательная парадигма теориии государственного управления в Республике Болгарии должна опираться на второй подход.
Следует рекомендовать, чтобы в модуле «Государственное управление» включалось изучение следующих основных учебных дисциплин:
- Основы государственного управления;
- Управление человеческими ресурсами в государственной службе;
- Местное самоуправление;
- Стратегическое управление в государственном секторе;
- Социология государственного управления;
- Психология государственного управления.
В магистерских программах профессионального направления «Администрирование и управление», готовящих специалистов для нужд государственной службы, изучение предлагаемых дисциплин модуля целесообразно только для студентов, которые не изучали их в специальностях бакалаврских программ профессионального направления «Администрирование и управление».
В 2006 г. Министерство государственной администрации и административной реформы Республики Болгарии возложило посредством конкурсов для общественных заказов обучение госслужащих на НБУ и СУ им. Св.Климента Охридского, ЮЗУ им. Неофита Рыльского и ВСУ им. Черноризца Храбра. В утвержденной и унифицированной для Вузов учебной программе заложен модуль «Управление государственными органами». Целью является получение болгарских госслужащими комплексных знаний, связанных с теорией государственного управления и ее практическим приложением в управлении государственными органами. Разработаны обязательные учебные дисциплины «Управление государственным органом», «Стратегическое планирование в гоударственном секторе», «Финансовое управление и контроль», а также дисциплины по выбору «Управление государственной собственностью» и «Управление рисками».
Учитывая специфику Вузов Республики Болгарии, в которых проводится обучение по специальностям профессионального направления «Администрирование и управление», наряду с предлагаемыми основными учебными дисциплинами и курсами в модуле следует рекомендовать разработку и дополнительное включение дисциплин, связанных с: управлением изменениями в государственном секторе; управлением проектами в государственной службе; контролем в государственном управлении; управлением конкретными публичными сферами - здравоохранением, образованием и наукой, безопасностью и обороной, общественным порядком, энергетикой, культурой, транспортом, лесным хозяйством и др.
Предлагаемые новые учебные дисциплины и курсы должны заниматься изучением многочисленных управленческих техник и научных подходов не только для принятия управленческих и стратегических решений, но и для улучшения эффективности и продуктивности административной деятельности государственной службы, которые являются предметом изучения других учебных дисциплин и курсов, изучающих вопросы управления и стратегического управления. Изучение предлагаемых новых учебных дисциплин и курсов предоставит прочные управленческие и организационные комплексные знания и умения, необходимые будущим госслужащим в целостной деятельности государственной службы.
Современные сложные проблемы и проводимая в Республике Болгарии административная реформа должны учитываться при определении содержания и организации процесса изучения предлагаемых новых учебных дисциплин и курсов. Для подготовки учебных программ должны использоваться достижениями общественных наук и в частности наук из области истории, экономики, права, организации и управления, политологии и др.
Новые проблемы в обществе требуют новых стратегических решений, основывающихся на новых научных направлениях в области теории государственного управления. Старые теории государственного управления и хозяйственного управления, которые, может быть, были эффективными при администрировании отношений в обществе в прошлые годы, не могут способствовать пониманию и решению современных проблем в публичной сфере. Мы наблюдаем, что на сегодняшний день в Республике Болгария применяются преимущественно подходы и техники из области управления (менеджмента) в производственной сфере. Однако, ученые, исследующие организацию и функционирование государственной службы, теории государственного управления и теории стратегического государственного управления, должны быть заинтересованными не только развитием новых научнотеоретических знаний и умений в области общего управления. Они должны обращать серьезное внимание на существующий административный опыт и практику государственной службы и исследовать их, чтобы понимать, оценивать и формулировать как новые требования граждан и общества к госслужбе, как и проистекающие из этого ее новые задачи.
Посредством введения предлагаемых основных учебных дисциплин и курсов студенты получат комплексные знания не только об отдельных направлениях в теории государственного управления, но и о новых теоретических постановках, умениях, подходах и техниках, которые соответствуют современной обстановке в системе болгарского и зарубежного государственного управления.
Необходимы обученные и активные, с управленческим и стратегическим мышлением администраторы, которые будут обладать комплексными умениями по применению теории государственного управления. Необходимо, чтобы они могли принять новые роли в государственной службы как при управлении различными внутренними и внешними административными деятельностями, как и при разработке и реализации различных концепций, стратегий, программ и стратегических планов в отдельных отраслях государственного сектора.
Как все академические учебные дисциплины, так те, что предлагаются в модуле «Государственное управление» должны быть составлены на базе определенной методологии. Она должна быть продуктом серьезных исследований как в области управления внешними и внутренними административными деятельностями государственной службы и конкретнее - управления отдельными системами в государственном секторе, так и исследований в области стратегического управления различными государственными организациями системы государственной службы. Необходимо, чтобы исследования основывались на общепринятой методологии и представляли разнообразные методы, которые используются в практике публичных организаций в развитых странах.
Система предлагаемых основных учебных дисциплин в модуле «Государственное управление» должна представлять собой логическую последовательность усвоения знаний и практических умений, связанных с учебной программой каждой из этих дисциплин. Важное значение будет иметь и их утверждение в качестве академических учебных дисциплин.
Предлагаемые в модуле «Государственное управление» основные учебные дисциплины должны быть интердисциплинарными и опираться на разные
общепризнанные теории, составляющими общественные науки и конкретнее - науку об управлении.
Теория государственного управления отличается от ее простого описания с помощью понятийного аппарата, которым пользуются различные теории из области общественных наук. В этих теориях имеются разные уровни - описательный, раскрывающий связи между элементами и представляющий логику описанных связей.
Критерием истинности теории государственного управления является практическая деятельность государственной службы, ее организаций. Разграничиваются два типа отношений между теорией и практической деятельностью государственной службы: теория, предшествующая практике государственной службы и теория, следующая за практикой государственной службы.
Теории, которые предшествуют практике, создаются путем умозрительных заключений, путем дедукции во время исследований и экспериментов. Этот тип теорий характерен для разработки теории государственного управления на базе уже утвержденных в науке об управлении различных теорий государственного управления.
Теории, которые следуют за практической деятельностью, создаются в результате накопленного продолжительного практического опыта в системе государственной службы, который с определенного момента дает возможность оценки существенных связей, раскрываемых за видимостью их простого описания. Этот тип теорий необходим для развития теории государственного управления.
Основные учебные дисциплины модуля «Государственное управление» должны пользоваться достижениями множества общественных наук - экономических, социологических, политологических, исторических, психологических,
информационных и др. В связи с этим их содержание могло бы быть схожим с содержанием изучаемых управленческих дисциплин таких как: «Основы управления», «Основы менеджмента», «Стратегическое управление», «Социология управления», «Психология управления» и др.
На правах независимой и интегрированной области знания теорию государственного управления следует изучать с точек зрения указанных основных учебных дисциплин, но предмет предлагаемых в модуле «Государственное управление» учебных курсов необходимо отличать от предмета изучаемых до настоящего момента дисциплин из области общего управления.
Литературные источники:
1. Андреев М. Процесът на обучението. С., 2001.
2. Арабаджийски Н. Организация и управление на полицейското обучение в Република България. С., 2002.
3. Панайотов Д., Памукчиев М., Личев Ил., Христов С., Нейкова Р. Теория на
стопанското управление. В., 1979.
4. Тошев Б. Смяна на образователния модел: от тесни специализации към широкопрофилната подготовка. Реформата във висшето образование /статья/. Сп. «Химия». Гд.10. Кн.1/2001/.
Нормативные акты:
1. Закон за висше образование - обн. ДВ.бр. 112/1995г. с посл. и доп.
2. Държавен регистър на специалностите по образователно - квалификационни степени във висшите училища на Република България - обн.ДВ.бр.24/1997г. - отменен.
3. Наредба за единните държавни изисквания за придобиване на висше образование по специалността «Публична администрация» - обн. ДВ.бр. 35/1997 г. - отменена
4. Наредба за единните държавни изисквания за придобиване на образователно -квалификационните степени «бакалавър» и «магистър» по специалността «Публична администрация» - обн. ДВ.бр. 55/1999 г. - отменена
5. Класификатор на областите на висше образование и професионални направления -обн. ДВ.бр. 64/2002 г.
6. Наредба за единните държавни изисквания за придобиване на образователно -квалификационните степени «бакалавър», «магистър» и «специалист по...» - ДВ.бр. 76/2002 г. с посл. изм и доп.
7. Заповед № РД-07-246 от 19.10.2007 г. на председателя на Националния статистически институт в Република България за утвърждаване на Класификация на областите на образование и обучение/КОО-2008/.
Справочная литература:
1. Български тълковен речник. С., 1994.
2. Сп. Администрация бр. 7/1993.