УДК 1174
НОВАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Адекенова Айгуль Науканбаевна, Назарбаев интеллектуальная школа химико-биологического направления, г. Караганда, Казахстан E-mail: [email protected]
Устинова Людмила Валерьевна, Назарбаев интеллектуальная школа химико-биологического направления, г. Караганда, Казахстан E-mail: [email protected]
Адекенова Умит, Назарбаев интеллектуальная школа физико-математического направления, г. Астана, Казахстан E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются формы проведения суммативного оценивания за раздел на примере предметов информатики и английского языка. Выбор данных предметов объясняется разными методами преподавания. На уроках информатики в большинстве случаев развиваются навыки применения компьютера, на уроках же английского языка развиваются четыре основных навыка: говорение, чтение, слушание и письмо.
Abstract. In this article we consider the forms of conducting a summative assessment for the unit in terms of computer science and English subjects. The choice of these subjects is explained by different methods of teaching. In computer science lessons computer skills are developing in most cases but In English lessons students develop four basic skills as speaking, reading, listening and writing.
Ключевые слова: критериальное оценивание, суммативное оценивание за раздел (СОР), суммативное оценивание за четверть (СОЧ), формативное оценивание, дескрипторы, критерии успеха, проверяемые навыки.
Key words: Criteria based assessment, summative assessment for the unit, summative assessment for the term, formative assessment, descriptors, success criteria, verifiable skills.
С 2016-2017 учебного года в сфере образования Республики Казахстан происходят кардинальные изменения. Страна переходит на новую систему обучения и оценивания. С 2011 года начался подготовительный этап. Сотни учителей были обучены на курсах повышения квалификации. Они изучили новые подходы в обучении, такие, как, например, активные методы в обучении,
таксономия Блума. С этих времен обучение направлено не на приобретение знаний, а больше на развитие навыков их применения, анализа и оценивания информации и способов их обработки. Учителя стали задумываться над межпредметными связями и ориентировали свое преподавание на ученика, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Теперь настало время для пересмотра системы оценивания. Шкала, которая сейчас используется для оценки, изжила себя и не отражает ясной картины способности учащегося. Поэтому введены такие понятия как формативное оценивание (ФО), суммативное оценивание за раздел (СОР) и четверть (СОЧ). Такая форма оценивания имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, при использовании ФО учащиеся чувствуют себя раскованно, могут поговорить о своих проблемах в обучении, определяют траекторию своего обучения и прослеживают динамику своего развития. Также в четверти максимальное количество СОР составляет не более 3, что является достаточным для определения уровня знаний ученика. Тем более, что процентное соотношение доли всех СОР и СОЧ-50%:50%. С другой стороны, обязательно необходимо проведение письменной работы по СОЧ, да и СОР по многим предметам предполагает написание небольшого эссе, проверочной работы [1]. Поэтому работа учителя по проверки работ увеличивается в разы, с учетом среднего количества учащихся в классе 30-33 человек. Если же говорить о нагрузке на ученика. Ведь разделы по многим предметам заканчиваются в одно и то же время, а значит, в один день учащийся может написать несколько СОР подряд.
Проведение оценивания по предмету информатика и английский язык имеет свою специфику. Остановимся на каждом предмете подробнее. В данной статье мы хотели бы поделиться своим опытом подготовки заданий и проведения самих работ. Ведь в общеобразовательные школы транслируется опыт интеллектуальных школ.
Изучение предмета информатики в основном предполагает развитие пользовательских навыков, а именно навыка применения компьютера и новых технологий. Поэтому некоторые темы (примерно 60%-70%) мы проводим на компьютере в виде практических работ. Хотелось отметить тот факт, что все классы общеобразовательных школ, перешедших на новую систему оценивания (1, 5, 7) работают с целями обучения. Цели обучения имеют формулировку и специальный шифр, по которым можно ориентироваться в учебной программе и отбирать цели для оценивания, например 7.5.3.1 создавать и редактировать на начальном уровне растровые изображения, 7.5.4.1 создавать анимацию с использованием растровой графики, 8.2.2.2 осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС, 9.4.4.1 писать программный код в объектно-ориентированной среде программирования с использованием основных операторов для обработки информации и операторов, устанавливающих
свойства объектов и событий [2]. Первое число указывает на год обучения. К каждому из СОР составляется задание, которое сопровождается дескрипторами. Приведем пример:
Практическая работа на компьютере. Задание. Создать пуговицу
Таблица 1
Суммативное оценивание за раздел 9.2А «Графика»
Цель обучения 9.5.3.1 создавать и редактировать на начальном уровне трёхмерную графику
Критерий оценивания Обучающийся Создавать на начальном уровне объект трехмерной графики
Уровень мыслительных навыков Применение
Время выполнения 20 мин
Также возможно проведение СОР в виде теста:
Таблица 2
Суммативное оценивание за раздел 9.1 А «Введение»
Критерий оценивания № зада- Дескриптор Балл
Обучающийся
Использует 2 примитива для соз- 2
9.5.3.1 создавать и редак- дания модели
тировать на начальном 1 Использует цвета для каждого из 2
уровне трёхмерную гра- примитивов
Группирует объекты 1
фику Размещает объект на сцене 1
Выполняет рендеринг 1
Сохраняет файл в сетевой папке 1
Сохраняет результат рендеринга 1
ИТОГО 9
Задание #1
Вопрос:
К системным программам относятся:
Таблица 3
Цель обучения 9.3.2.2 приводить примеры для каждого типа программного обеспечения
Критерий оценивания Обучающийся - умеет различать виды ПО - умеет приводить примеры на каждый вид ПО - знает преимущества и недостатки различных ПО
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Время выполнения 15 мин
Выберите несколько из 7 вариантов ответа:
а) BIOS;
б) MS Windows;
в) MS Word;
г) Paint;
д) Linux;
е) драйверы;
ж) антивирусы. Задание #2 Вопрос:
Назначение операционной системы:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) организовать взаимодействие пользователя с компьютером и выполнение всех других программ;
2) редактирование, сохранение текстовых документов;
з) монтировать видео, фото и звуковую информацию;
4) выводить информацию на экран или печатающее устройство.
Задание #3
Вопрос:
Для чего нужны прикладные программы
Выберите один из 4 вариантов ответа:
а) решать какие-либо задачи в пределах данной проблемной области;
б) решать математические задачи для определенного класса;
в) для поиска и удаления компьютерных вирусов;
г) для распознавания текста и голоса............
При подготовке заданий для СОР учителя-предметники коллегиально решают форму проведения, количество заданий, цели обучения, проверяемые навыки (по таксономии Блума), максимальный балл [3]. При разработке заданий для СОЧ необходимо придерживать тестовых спецификаций (ТС), где заранее прописаны цели обучения и проверяемые навыки. Также указываются другие параметры, но их можно варьировать. Для молодых специалистов такие методические разработки являются хорошим подспорьем, ведь в них кроме ТС имеются и образцы заданий. Необходимо отметить, что ТС разрабатываются действующими учителями высшей категории (учителями-модераторами, учителями-экспертами).
Если вкратце остановиться на особенностях проведения оценивания на уроках английского языка, то можно отметить, что проверяемыми навыками являются: чтение, слушание, письмо, говорение. Это касается и других языков: русского и казахского. Следовательно, задания СОР и СОЧ составляются с учетом этих навыков. В основном на говорение отводится отдельное время (во время уроков), а остальные навыки проверяются в виде эссе, проверочной работы. Приведем пример такой работы для 5-х классов с русским языком обучения:
TERM 1. SUMMATIVE ASSESSMENT TASKS Summative assessment for the unit "Home and away"
Таблица 4
5.L3 Understand an increasing range of unsupported basic questions on general and curricular topics
5.51 Provide basic information about themselves and others at
sentence level on an increasing range of general topics
5.52 Ask simple questions to get information about a limited
Range of general topics
Продолжение таблицы 4
Assessment criteria Recognize basic general questions without support • Give basic information about themselves and others at sentence level • Make up basic interrogative sentences and get Information about the topic
Level of thinking skills Knowledge and comprehension Application
Duration 15 minutes
Task l.Work in pairs. Ask and answer THREE QUESTIONS about the place you live in. The following words will help you to make a dialogue:
apartment, house, bedroom, bathroom, kitchen, dining room, living room, roof
wall,
window, door, small, big, beautiful, yard, floor, there is..., there are..., the room has..., on the right. [4]
Таблица 5
Assessment criteria Task Descriptor Mark
A learner
Recognise basic general questions without support Give basic information about themselves and others at sentence level. Make np basic interrogative sentences and get information about the topic 1 asks an appropriait? question; 3
answers a quesiioii: 3
uses appropria le topical vocabulary;
pronounces words, plirases and sentences intelligibly: Î
makes natural pauses: ]
talks coherently: 1
provides grammatically correct sentences J
Tot ;tl marks 7
В летнее время в рамках августовской конференции, семинаров по трансляции опыта проводились разъяснения по применению новой модели среди учителей общеобразовательных школ. В прошлом году было много отрицательных отзывов с их стороны, также были вопросы со стороны родителей, учащихся. Но в этом году, картина меняется в лучшую сторону. Учителя отмечают целесообразность такой модели, так как наблюдается динамика роста при написании самих работ. Учащиеся пытаются размышлять, анализировать предложенные ситуации, тем самым развивая свое критическое мышление, учатся анализировать и оценивать.
Мы считаем, что со временем данная модель прочно укрепиться в образовании, и мы сможем перейти к следующему этапу в изменениях в преподавании. А именно речь пойдет о преподавании на английском таких предметов, как информатика, химия, биология, физика.
Список использованной литературы:
1. Центр педагогических измерений. Модель КО_НИШ_2016-2017 у.год Центр педагогических измерений. Методические рекомендации по суммативному оцениванию, Астана: АОО НИШ, 2016-2017 уч.год.
2. Центр образовательных программ. Учебный план. Информатика, 7 класс. Версия 6, Астана: АОО НИШ, 2016-2017 уч.год.
3. Журнал критериального оценивания. - URL: http://krg.nis.edu.kz (дата доступа: 28.08.2017)
4. Материалы СОР, СОЧ по предметам информатика, математика. - Астана: АОО НИШ, Центр педагогических измерений, 2016-2017 уч.год.