Научная статья на тему 'Практическая значимость критериального оценивания'

Практическая значимость критериального оценивания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1627
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛДЫ БАғАЛАУ / ФОРМАТИВТі БАғАЛАУ / ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИ / FORMATIVE ASSESSMENT / КЕРі БАЙЛАНЫС / БіЛіМ БЕРУ МАЗМұНЫН ЖАңАРТУ / КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / CRITERIA ASSESSMENT / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / FEEDBACK / ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / UPDATING THE CONTENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нургалиева М. А.

В статье рассматривается проблема оценивания в современном образовании. Особое внимание уделяется критериальному оцениванию, которое соответствует компетентностному подходу в обучении и является важнейшим компонентом совершенствования учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical importance of criteria assessment

The article considers the problem of assessment in modem education. The main attention is paid to formative evaluation as a component of the criteria assessment, whish corresponds to the competence approach to teaching and is an important component of improving students' learning.

Текст научной работы на тему «Практическая значимость критериального оценивания»

НЕ

М.Л. Нургалиева,

учитель математики, ГУ «Заречная школа-лицей» отдела образования акимата

Костанайского района

He?i)?i свздер: критери-алды багалау, форматuemi багалау, Kepi байланыс, б\л\м беру мазмунын жанарту.

Ключевые слова: критериальное оценивание, форма-тивно оценивани, обратная связь, обновление содержания образования.

Keywords: criteria assessment, formative assessment, feedback, updating the content of education.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Ацдатпа

Макал ад а каз1рп бшм берудеп багалау мэселелер1 карастыры-лады. Автор формативт! багалау кагидаларын, онын компонент-тер1н, етюзу механизмдерш, мумкш киындыктар мен жетютш-тер1н белгшейдг

Аннотация

В статье рассматривается проблема оценивания в современном образовании. Особое внимание уделяется критериальному оцениванию, которое соответствует компетентностному подходу в обучении и является важнейшим компонентом совершенствования учебной деятельности.

Annotation

The article considers the problem of assessment in modern education. The main attention is paid to formative evaluation as a component of the criteria assessment, whish corresponds to the competence approach to teaching and is an important component of improving students' learning.

В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. В этом году ^ мы используем на своих уроках современную технологию оцени- К вания учащихся: критериальную. <

Данная система оценивания дает возможность определять, на- О сколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сфор- ^ мирован тот или иной практический навык. При этом целесоо- § бразно за точку отсчета брать обязательный минимум. 3

Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в и смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а Я" также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она Рч также является средством диагностики проблем обучения, пред- и усматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, ^ учеником и родителями. Критерии расшифровываются показате- И лями, в которых (для каждой конкретной работы) даётся четкое К представление о том, как в идеале должен выглядеть результат <с выполнения учебного задания, а оценивание по любому пока- о зателю - это определение степени приближения ученика к дан- щ ной цели. При критериальном оценивании, обращаем большое ® внимание на то, что оценивание проводится за каждое задание.

в; К х

т

о

СП

я

ш О

Л

о о м =г о 0-с ш л

X X

о к

т

о х

х

Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.

Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они стараются лучше готовиться к сумма-тивным работам, учатся работать с дескрипторами. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний учащихся. На наш взгляд, критериальная система оценивания в будущем, исключит неудовлетворительные оценки.

Критериальное оценивание подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:

¡.Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность.

2.Работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с образцом отлично выполненной работы.

3.Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

4.Оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания- конкретное выражение учебных целей [1].

Критериальное оценивание позволяет:

Учителям

1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;

2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

3. Улучшить качество обучения;

4. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;

5. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

6. Вносить предложения по совершенствованию содержания нормативных и методических документов.

Обучающимся

1. Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

2. Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;

3. Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

4. Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям

1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;

2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;

4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;

5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

Ученики знают, что критериальная система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки) и суммативное оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год) [2].

Формативное оценивание является неотъемлемой частью ежедневного процесса преподавания и обучения и проводится регулярно в течение всей четверти. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок и применяется учителями для измерения обучения и для помощи в планировании урока.

Суммативное оценивание проводится для того, чтобы предоставить учителям и обучающимся информацию о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных

программ и определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок.

Формативное и суммативное оценивание приметаются по всем предметам. Однако подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от их содержания и вида. Подходы к суммативно-му оцениванию более подробно представлены в методических рекомендациях по суммативному оцениванию по предметам и классам.

Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса.

Все виды оценивания основаны на содержании учебных программ по предметам.

Плюсы использования критериального оценивания: стимулируют ответственность учащихся за свои результаты; помогают учиться на своих ошибках; помогают осознать, что важно и необходимо освоить; определять наличие тех или иных умений; фиксировать неудачи, но не наказывать за них; оценивать продвижение учащихся относительно самих себя; мотивировать учащихся на достижение успеха. В условиях критериального оценивания, стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы у учащихся формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка. С самооценки, со способности понять, что «я это уже умею и знаю», « я этому не совсем научился», « я этого совсем не знаю», и начинается учебная самостоятельность учащихся. Поэтому считаю одной из главных задач, стоящих перед учителями, работающими в школе - это формирование у детей умение оценивать результат своей деятельности.

Стараюсь использовать различные техники формативного оценивания обучения, предоставляя ученикам возможность включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание. В данном случае предлагаю некоторые из них.

¡.Хорошие слова или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.

2.При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

3.Волшебная лесенка - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:

- нижняя ступенька - не понял,

- вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция,

- верхняя ступенька - ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

4.Светофор - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

- зеленый - я умею сам,

- жёлтый - я умею, но не уверен,

- красный - нужна помощь.

Овладевая технологией критериального оценивания, необходимо:

- чётко знать планируемые результаты освоения обучающимися конкретной темы на базовом и повышенном уровне;

- выделять, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;

подбирать приемы, с помощью которых можно освоить данные знания;

- подбирать задания, формирующие данный конкретный навык;

совместно с детьми вырабатывать критерии оценивания, алгоритм действий.

Использование данной технологии позволяет учителю успешно реализовать деятельностный подход на уроке, ребёнку - активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к результатам, что даёт возможность определять собственные образовательные интересы и ставить образовательные задачи. Мы учим ребят содержательной оценочной деятельности и прививаем умения оценки и самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности в познании. Поэтому правильная организация критериального оценивания решает задачи личностного роста ребят, что и подтверждается результатами учебной и внеучебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аскарова М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) /М. А. Аскарова // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 34-36.

2.Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно методическое пособие./Под ред О.И.Можаевой, A.C. Шилибековой, Д.З.Зиеде-новой, - Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. - 56с.

в; s х

m

о

СП £

W

о

О О W

=г о

CL

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

X X

О S

m

о х

X

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.