Научная статья на тему 'Новая концепция уголовной политики Российской Федерации'

Новая концепция уголовной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2420
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Уголовно-правовая политика государства. Уголовное право. Субъекты правоприменительной деятельности. Концепция уголовн-правовой политики государства.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Обухова Светлана Сергеевна

В статье исследовано понятие правовой концепции, ее сущность и признаки. На основе изучения и анализа нормативных правовых актов определена сущность уголовной политики России, выявлены направления развития уголовно-правовой политики государства на различных исторических этапах. Определены цели и задачи каждого субъекта правоприменительной и законодательной деятельности в рамках реализации новой концепции уголовной политики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая концепция уголовной политики Российской Федерации»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

УДК 343.2

Обухова Светлана Сергеевна

старший преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса БГТИ (филиал) ОГУ,

г.Бузулук, РФ Е-mail: [email protected]

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье исследовано понятие правовой концепции, ее сущность и признаки. На основе изучения и анализа нормативных правовых актов определена сущность уголовной политики России, выявлены направления развития уголовно-правовой политики государства на различных исторических этапах. Определены цели и задачи каждого субъекта правоприменительной и законодательной деятельности в рамках реализации новой концепции уголовной политики России.

Ключевые слова

Уголовно-правовая политика государства. Уголовное право. Субъекты правоприменительной деятельности. Концепция уголовн-правовой политики государства.

Уголовная политика - это система принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях - национальной безопасности [4, с. 25].

Уголовная политика предопределяется национальными и международными условиями борьбы с преступностью и терроризмом; выражается в создании и осуществлении единой и разносторонней системы государственных директивных (политических) указаний, норм уголовного права, уголовнопроцессуального права, уголовно-исполнительного права, норм ряда иных социальных предписаний; опирается на принципиальные основы предупреждения преступности, борьбы с ней на национальном и международном уровнях и обращения с правонарушителями [8, с. 95].

Основными субъективными факторами, определяющими преступность и уголовную политику являются: интересы, потребности субъектов уголовной политики и субъектов правоотношений;

личностные качества, психические процессы, свойства, состояния и образования общественнополитических и государственных лидеров, субъектов правоотношений; политические решения и действия субъектов уголовной политики; общественное сознание, его уровни и формы, включая правосознание, правовую психологию и правовую идеологию. Ключевым субъективным фактором, определяющим преступность и уголовную политику, является идеология и её правовая форма - правовая идеология. Последняя в силу её сущности и социально незаменимых функций выступает необходимой теоретической базой, составной частью доктринальной стороны уголовной политики, правовой системы, права и законодательства.

На современном этапе существенно изменилась юридическая база уголовной политики, ее главная часть - уголовное законодательство, во многом вобравшая в себя непоследовательность мировоззренческой и методологической основ права. С одной стороны, принятый в 1996 году Уголовный кодекс РФ [2] устранил многие противоречия Уголовного кодекса РСФСР, провозгласил, казалось бы, демократические и гуманные социальные приоритеты - защиту прав и свобод личности. С другой стороны, УК РФ не пошёл дальше деклараций, оставив личность один на один с захлёстывающей общество преступностью.

Таким образом, основная задача правоведов - привести уголовно-правовые нормы в соответствие с международными нормами и принципами, ставящие перед собой главную цель - борьба с преступностью.В соответствии с Конституцией РФ [1] человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства,

208

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_________

российское государство - демократическим федеративным правовым государством, в котором государственная власть осуществляется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Таким образом, можно констатировать, что Россия в качестве стратегии своего развития определила создание рыночной экономики, устройство общества на основе демократических принципов и построение правового государства. Все это в конечном итоге требует выработки новой политики уголовной юстиции, совершенствования уголовного и уголовнопроцессуального законодательств в рамках осуществляемой судебной реформы.

По признанию многих правоведов, руководителей государства и правоохранительных органов, современная Россия переживает сложный процесс демократических преобразований во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной, правовой, идеологической, которые начались в эпоху перестройки с середины 80-х гг. XX столетия [3, c. 18]

Процесс реформирования российского общества весьма противоречив: с одной стороны, создаются основные институты правового государства, законодательство приближается к общеевропейскому уровню, с другой - наблюдается рост преступности, в том числе и организованной, изменяются ее качественные параметры. Все это требует совершенствования законодательной базы уголовного права и уголовного процесса, которая гарантировала бы права и свободы личности и в то же время способствовала бы эффективному противодействию преступности

Тенденция роста преступности в России не только сохраняется, но и ускоряется. Так, если в 2000 г. число зарегистрированных преступлений составило 1290361, а в 2004 г. - 2581940, то за 10 лет преступность выросла в два раза; в 2012 - 2013 гг. регистрировалось более 3 млн. преступлений ежегодно, а в 2014 г. зарегистрировано 2526305 преступлений, в том числе 1317237 - тяжких и особо тяжких. По данным правоохранительных органов, в постсоветской России с учетом латентной преступности ежегодно совершается около 10 млн. преступлений [6, с. 12].

Такая ситуация обусловлена тем, что реформирование экономики проводилось без создания адекватного механизма защиты государства и добросовестного предпринимательства от противоправных посягательств, процесс криминализации сопровождается усилением альянса экономической и общеуголовной преступности, в том числе и наиболее опасных ее форм, чему в немалой степени послужили незаконное отчуждение государственной собственности в ходе приватизации и корыстные злоупотребления при ее проведении, а также противоправное перераспределение произведенного валового внутреннего продукта в пользу криминальных слоев путем преступных махинаций в кредитно-финансовой и внешнеэкономической сферах, на валютно-денежном и потребительских рынках

Уголовную политику можно определить как направление деятельности правотворческих и правоприменительных органов государственной власти по выработке общих положений уголовного законодательства, установлению круга преступных деяний и системы наказаний, разработке санкций в конкретных составах преступлений и избранию справедливых и целесообразных мер воздействия в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений [7, с. 23].

Оценивая осуществление правовой реформы, проводимой в сфере законодательной регламентации борьбы с преступностью, следует подчеркнуть принципиальное значение принятых в ходе ее новых законодательных актов - Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов. Они пришли на смену действовавшим ранее кодексам, которые не только уже не соответствовали, но и во многом противоречили социально-политическим, экономическим и криминологическим реалиям, сложившимся в России в 90 годы, и призваны обеспечить успешную деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Отсутствие концепции государственной уголовно-правовой политики не означает, что в сложившейся ситуации уголовное законодательство формируется стихийно. Напротив, на него оказывают влияние мировоззренческие, идеологические и правовые представления о целях, задачах и уголовноправовых средствах борьбы с преступностью. В целом по многим позициям субъекты законодательной инициативы, прежде всего депутаты Государственной Думы, эксперты, привлекаемые к подготовке законодательных актов, имеют общие взгляды на стратегию уголовно-правовой политики и приоритетные направления развития уголовного законодательства.

209

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______

Значительное влияние на нормотворческий процесс оказывают положения Конституции РФ о защите прав и свобод человека и международные правовые акты.

Однако общие позиции о приоритетах уголовно-правовой защиты интересов личности, общества и государства, их сбалансированности на уровне разработки конкретных институтов и норм уголовного законодательства могут существенно различаться, что, в конечном счете, и повлияло на формирование нового Уголовного кодекса и, несомненно, оказывает воздействие на подготовку изменений и дополнений к нему.

Противоречивость правовых взглядов касается таких узловых вопросов содержания уголовноправовой политики, как криминализация и декриминализация деяний, оценка их наказуемости. В таких случаях общие позиции могут отступать на второй план.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ ; ред. от 07.04.2015 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

3. Авдеева, Е. В. Механизм уголовно-правового регулирования свободы личности в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е. В. Авдеева. - Екатеринбург, 2013. - 30 с. - Режим доступа: http://www.disslib.ru.

4. Авдеев, В. А. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации / В. А. Авдеев, О. А. Авдеева // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. -2014. - № 1. - С. 23 - 27.

5. Бабаев, М. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации / М. Бабаев, Ю. Пудовочкин // Уголовное право. - 2012. - № 4. - С. 4 - 8.

6. Бавсун, М. В. Изменения и дополнения уголовного закона как средства повышения эффективности его применения / М. В. Бавсун // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 4. - С. 11 - 13.

7. Сердюк, Л. В. Социальная справедливость как принцип и как цель в практике применения уголовного закона / Л. В. Сердюк // Российская юстиция. - 2011. - № 7. - С. 23 - 26.

8. Шорор, А. Российская и международная уголовная политика: тенденции / А. Шорор // Закон. - 2015. -№ 1. - С. 94 - 99.

© С.С. Обухова, 2015

УДК 343.98

Овчинников Олег Михайлович

докт. пед. наук, профессор ВЮИ ФСИН России,

г. Владимир, РФ E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ

И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКАЗЫВАНИЯ

Аннотация.

В статье рассматриваются отдельные особенности документирования, осуществляемого в оперативно-розыскной деятельности в сравнении со спецификой процессуального доказывания. Выделяются схожие и отличительные черты, делается вывод об идентичности методов познания, применяемых в уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.