Научная статья на тему 'Новация, как предмет для формирования малого инновационного предпринимательства. (отчёт о маркетинговом исследовании на VIII Московском международном салоне инноваций и инвестиций)'

Новация, как предмет для формирования малого инновационного предпринимательства. (отчёт о маркетинговом исследовании на VIII Московском международном салоне инноваций и инвестиций) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочаров Николай Викторович

Инноватика последнее время становится модным занятием корпоративной бизнес-элиты. В статье предложена модель формирования инновационных команд в малом бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novation as the subject for the formation of small innovative businesses. (Report on market research at VIII Moscow International Salon of Innovations and Investments)

Innovation has recently become a fashionable occupation of corporate business elite. The article proposed a model of innovation teams in small businesses.

Текст научной работы на тему «Новация, как предмет для формирования малого инновационного предпринимательства. (отчёт о маркетинговом исследовании на VIII Московском международном салоне инноваций и инвестиций)»

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

Новация, как предмет

для формирования малого инновационного п ред п р и н имател ьства

(Отчет о маркетинговом исследовании на VIII Московском международном салоне инноваций и инвестиций)

Н. В. Бочаров,

к. ф.-м. н.,

© Научно-производственная команда Oreol Group, http://oreolgroup.ru

под редакцией А. Голь http://invitation.ru

Инноватика последнее время становится модным занятием корпоративной бизнес-элиты. В ста тье предложена модель формирования инновационных команд в малом бизнесе.

В дни проведения салона инноваций научнопроизводственная команда Oreol Group провела анкетирование участников выставочного мероприятия. Цель исследования заключалась в определении интегрального образа о представлении участников выставки их собственных целей и задач в рамках проведенного мероприятия через собственное понимание новационного характера представляемых ими экспонатов. В обоснование мотива исследования команда поставила посыл, заключающийся в том, что инновация не может считаться таковой, если она не проходит стадию новации, когда обосновывается необходимость в использовании нового качества будущего продукта или услуги. Новация является содержанием инновационного продукта, за который покупатель платит деньги. На инновационных форумах непрерывно обсуждаются такие вопросы, как — кто, сколько и на чем будет зарабатывать, но никто не обсуждает проблемы — кому и зачем это нужно, и как это работает. Команда пришла к выводу, что только по результатам детальных исследований новизны товара и услуги, а также их необходимости, имеет смысл инвестирования в новацию, что делает новацию инновацией. Инновационная отрасль — это система, которая отталкивается от собственной грани в форме информационного поля новационного содержания. Такое поле может сформироваться только за счет объединения усилий новаторов и изобретателей, что в итоге сведет деятельность последних в один поток. В нашей стране много гениальных изобретателей, но практически нет новаторов, то есть людей, готовых и способных продвигать новации в жизнь.

По глубокому убеждению членов научно-производственной команды Oreol Group новация должна представлять собой предмет пристального внимания будущих потребителей инновации. Однако путь от идеи новации через опытный образец к его промышленному образцу настолько трудоемок с организаци-

онной точки зрения, что авторы новаций теряют интерес к своим разработкам до того, как последние находят дорогу в жизнь. В результате возникает катастрофическая ситуация, заключающаяся в том, что те, кто пытается внедрить инновации, плохо понимают суть предлагаемых ими продуктов и сервисов, что сильно тормозит инновационный процесс, как системное явление. Научно-производственная команда Oreol Group видит свою миссию в том, чтобы организовать в сети Интернет публичный сервис, где изобретатели, новаторы, инвесторы и будущие потребители могли бы управлять новациями, как таковыми, максимально используя самые современные средства коммуникации. В идеале цель команды сводится к развертыванию бизнес-площадки для малого инновационного бизнеса, когда можно извлекать прибыль с действительно полезного, нужного и, главное, с уникального продукта или услуги.

Все вопросы проведенного анкетирования были ориентированы на выявление знаний и управленческих способностей специалистов, участвующих в мероприятии. Результаты анкетирования нацелены на фокусирование внимания соответствующих министерств и ведомств к существующим проблемам новаторов.

Как известно, на инновационных выставках представители компаний в лице изобретателей, руководителей и маркетологов решают задачи поиска инвесторов и заказчиков для своей продукции. Для научно-производственной команды Oreol Group, как непосредственного разработчика программных интеллектуальных сервисов, было важно оценить возможность формирования из участников выставочного мероприятия организационного ядра будущего инновационного web-сервиса, а именно — «Коммуникационного центра инновационного предпринимательства».

В анкете намеренно был сделан акцент на проекты и разработки, находящиеся в стадии новации, то

есть пребывающие в состоянии ожидания вложений в них финансовых средств. Суть нашего исследования состояла в том, чтобы вскрыть проблемы, мешающие вливанию финансовых средств в новации. Как результат, команда планирует создать органичный инструмент для инновационного предпринимательства, который бы притягивал финансовые и человеческие ресурсы к новациям. Для этого нам необходимо получить знаниевые портреты новаторов, то есть тех, кто непосредственно будет двигать новации в рамках новой инновационной среды.

По результатам анкетирования были получены следующие результаты:

• На анкету согласились ответить только 25% от ожидаемого объема из числа участников выставочного мероприятия. Формулировки отказов были таковыми: «Нам это не надо», «В этом нет смысла».

Вывод 1: Большинство опрошенных специалистов (3/4) не готово быть бизнесменами, поскольку они не могут оценить свои управленческие способности и не владеют необходимыми навыками и знаниями.

• Из общего числа опрошенных 30% не ответили на вопросы о выставленных на их стендах экспонатах, остальные 70%, напротив с вниманием отнеслись к вопросам анкеты и представили не только информацию о собственных новациях, но и информацию о структуре коммуникационных процессов, касающихся продвижения новаций в жизнь.

Вывод 2: Около 1/3 опрошенных оказались пассивными участниками выставочного мероприятия. Не все специалисты проявили заинтересованность и выказали мотивированность в использовании предоставленных организаторами выставочного мероприятия возможностей по популяризации инновационных разработок.

• 50% опрошенных участников салона инноваций представили себя в качестве изобретателей. Из них половина причислила себя также и к новаторам, поскольку они не только изобретают, но и уделяют должное внимание проблеме популяризации своих разработок.

Вывод 3. Тот факт, что отдельные изобретатели сами продвигают свои новации, говорит об их активной позиции. Но инновационный потенциал только на таких специалистах не разовьешь, поскольку их интересы не распространяются дальше их собственных разработок. Поэтому в рамках новой инновационной политики потребуется приложить огромные усилия, чтобы запустить малый инновационный бизнес.

• При выяснении источника удовлетворения профессиональных интересов среди участников выставочного мероприятия выяснилось следующее. На классический способ общения в профессиональных сообществах посредством прямого контакта указало 79% опрошенных, не имеют возможности профессионального развития вследствие отсутствия круга общения 12,5% опрошенных, и только 12,5% знакомы с социальными се-

тями и используют их для профессионального развития.

Вывод 4. Только малый процент людей, занятых в инновационной отрасли, готов использовать самые современные решения, построенные на базе информационных технологий. Большое количество вновь открывающихся социальных сетей практически не используется участниками выставочного мероприятия.

• На данном выставочном мероприятии научнопроизводственная команда Oreol Group попыталась выяснить среди участников салона инноваций мотивационный источник их социальной адаптации в инновационные процессы. Было выявлено следующее (в процентах из общего числа опрошенных специалистов):

♦ 58% придерживаются собственного мировоззрения на базе приобретенного опыта, но при этом открыты к диалогу по концепциям общественного развития, затрагивающий их личный интерес;

♦ 8% строго следуют профессиональным знаниям (учениям);

♦ 17% никак себя не определили;

♦ 17% имеют размытое представление о том, на что именно они опираются в собственном самоопределении в момент принятия решения — на собственные критерии или на правила, циркулирующие вовне. Такие специалисты, по нашему убеждению, не несут ответственности за полученный результат, и таким образом их нежелательно привлекать к ответственным мероприятиям, поскольку от них нельзя ожидать решительных действий в продвижении стратегических решений.

Вывод 5. Проблема самоопределения в общефилософском смысле является достаточно индивидуальной, но при организации социальных процессов очень важно понимать, насколько человек открыт к изменениям извне. К серьезному диалогу в области инновационной политики готовы 58% опрошенных.

На основе сформулированных выводов высвечены проблемы, которые в состоянии разрешить организация инновационного web-сервиса по обеспечению инновационного предпринимательства. Именно такой сервис планирует запустить научно-производственная команда Oreol Group. Он будет ориентирован на автоматический запуск бизнес-процессов, и с его помощью будет решена проблема самоорганизации специалистов широкого профиля в малые бизнес-единицы (в организационно-правовой форме — ПБОЮЛ). В нашем случае предлагается методика, в которой однозначно определяются границы ответственности члена бизнес-группы за свои результаты, и при этом каждому члену команды предоставляются условия для влияния на остальных членов в рамках личных компетенций.

В отличие от советского подхода, когда люди делали общее дело ради слова «надо», в капиталистических условиях бизнес держится на умении управлять тремя фундаментальными ресурсами (ресурсны-

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

Таблица 1

Выбор приоритета для вида деятельности

Управляемый ресурс Вид деятельности Решаемые вопросы Назначенный приоритет

Деньги Бизнес-планирование (Б-П) Управление правилами ведения бизнеса

Знания Инжиниринг (Инж) Производство продукта или услуги

Время Креатив (Кр) Генерация новых идей

ми категориями) — деньги, знания и время. В крупных западных корпорациях разрабатываются всевозможные теории — теории управления знаниями, процессный подход в управлении, полевая подготовка персонала и т. п., посвященные вопросам ведения производственных процессов с целью достижения максимальных результатов в той или иной ресурсной категории. Теории хороши, если их применять в крупных компаниях с большим числом сотрудников. Нас же интересует малый бизнес. Знание того факта, что в трудные для малого бизнеса дни государство поддерживает его смягчением налогового бремени, является недостаточным. Бизнес — это процесс, и он должен работать вне зависимости от внешних обстоятельств, но при этом желательной остается ситуация, когда внешние обстоятельства находятся в стабильном состоянии, как это происходит в развитых странах.

Научно-производственная команда Oreol Group предлагает теорию, насыщенную знаниями по организации управленческих функций в области стратегического манипулирования как собственными, так и привлеченными ресурсами. Необходимо подчеркнуть, что для того, чтобы грамотно управлять ресурсами и получать при этом прибыль, каждый отдельно взятый сотрудник в малом бизнесе должен быть универсалом, то есть быть специалистом во многих областях знаний. Чтобы собрать команду из специалистов, ранее не имевших между собой деловых отношений, выявляются минимальные признаки команды, которые должны сигналить о возможности объявления группы людей командой. Вышеназванные ресурсные категории (деньги, знания, время) в общечеловеческом понимании могут быть противопоставлены конкретным специалистам, а именно: деньги — бизнесмену, знакомому с технологиями бизнес-планирования; знания — технарю, обладающему

Рис. 1. Процентное распределение принятых анкет по видам деятельности

навыками и опытом в своей предметной области; время — творческому работнику. В обозначенной триаде бизнесмен определяет правила, технарь обеспечивает качество, а творческий работник осуществляет их стыковку с внешними заказчиками. В этом и состоит рабочий механизм бизнес-единицы.

Остается открытым вопрос совместимости специалистов внутри бизнес-единиц. В использованной на выставочном мероприятии анкете присутствовал пункт 1.6, где мы просили расставить приоритеты (1 — хочу заниматься; 2 — могу заниматься; 3 — предпочитаю не заниматься) в следующих видах деятельности: бизнес-планирование; инжиниринг; креатив. Суть вопроса раскрыта в табл. 1.

Выбор приоритета вызывает у тестируемых контекстное ассоциативное мышление в рамках его целеустремлений, знаний и собственного опыта. С точки зрения психологии человеческого мышления контекстные ассоциации помогают конкретному специалисту определиться со своими возможностями в рамках командных действий.

Данные о приоритетах, полученные в результате анкетирования участвующих в выставочном мероприятии специалистов подлежали внутренней интерпретации, в основу которой командой были заложены собственные критерии (табл. 2).

Общий результат тестирования участников выставочного мероприятия по «назначенным приоритетам» оказался следующим (в процентах от общего числа опрошенных специалистов): правильно заполнили все поля 48%; отказались ответить на вопрос

Таблица 2

Интерпретация значений выбора приоритета

Назначенный тестируемым приоритет Критерии интерпретации значений

Значение выбора Смысл выбора Вектор командного взаимодействия Роль в команде

1 Новатор в предметной области, соответствующей данному приоритету Я могу это делать, при этом допускаю, что мне потребуется доучиваться в процессе работы Я учусь, я действую Исполнитель

2 Эксперт в предметной области, соответствующей данному приоритету Я знаю, как это делается, и слежу за ситуацией в данной предметной области Он делает, я оцениваю Тренер

3 Инициатор в предметной области, соответствующей данному приоритету Я могу не знать, как это делается, готов перепоручить работу коллеге Я предлагаю, он делает Генератор предложений

Таблица 3

Распределение кандидатов по видам деятельности на фоне управляемых ресурсов и расставленных приоритетов

Управляемые ресурсы Собственные Привлеченные

Расставленные приоритеты 1 — генерирует Знания Время Деньги Деньги Знания Время

2 — эксплуатирует Время Деньги Знания Время Деньги Знания

3 — тратит Деньги Знания Время Знания Время Деньги

Функциональная деятельность Разработка новых технических решений Составление технических документов Бизнес- управление Техническое сопровождение Реализация технологий Техническое консультиро- вание

Должность Изобретатель Технический писатель Бизнес- руководитель Менеджер Инженер Технический консультант

Результаты опроса. Количество кандидатов на должность (в процентах от числа опрошенных) 4% 8% 12% 16% 8% 0%

20%; заполнили не все поля, либо дали одинаковые ответы в разных полях 32%. Таким образом, 52% опрошенных автоматически выбыли из результатов тестирования. Оставшиеся 48% могут быть привлечены к процессу образования малых инновационных бизнес-команд (рис. 1).

Согласно теории, разработанной научно-производственной командой Oreol Group, инновационные бизнес-команды предполагается составлять из трех, из шести и более человек (варианты команды в два, четыре и пять человек исключаются). При распределении обязанностей в команде принципиальное значение имеет соблюдение кругового распределения приоритетов по всем видам деятельности (рис. 1), так, чтобы команда самостоятельно генерировала все ресурсы, необходимые для выживания своей бизнес-структуры (табл. 1). При этом следует отметить, что в команде из трех человек все задействованные ресурсы являются только собственными, а в команде из шести и более человек задействованные для ведения коммерческой деятельности ресурсы могут быть как собственными, так и привлеченными.

Командой с минимальным количеством специалистов в три единицы единовременно можно вести не более одного проекта. Команда из трех человек должна состоять из изобретателя, технического писателя и бизнес-руководителя, а в команде из шести человек помимо вышеуказанных специалистов должны быть менеджер, инженер и технический консультант (табл. 3).

По результатам опроса, представленных в табл. 3, видно, что количественный расчет создаваемых малых инновационных команд (без учета предметной специализации ответивших на анкету) должен опираться на ту должность, процентный показатель которой является минимальным для конкретного случая, и вычисляется простым перемножением данного процентного показателя на 3 или 6. К примеру, в нашем конкретном случае в команды из трех человек (изобретатель, технический писатель и бизнес-руко-

водитель) можно собрать только (4x3)% специалистов от числа опрошенных. В команды из шести человек (изобретатель, технический писатель, бизнес-руководитель, менеджер, инженер, технический консультант) можно собрать (0x6)% специалистов из числа опрошенных.

Вывод 6. Из общего числа опрошенных на выставочном мероприятии специалистов только 12% можно объединить в малые инновационные команды под единовременное решение одного проекта. Более сложные бизнес-структуры малого предпринимательства, которые были бы способны взять решение инновационных задач на поток, собрать не удастся.

В качестве замечания организаторам выставки можно отметить низкий процент присутствия на выставочном мероприятии таких специалистов, как технических писателей и технических консультантов по инновационным продуктам, поскольку именно они способны широко осветить вопросы, касающиеся новаций. По всей видимости, не все компании-участники салона смогут найти таких специалистов внутри себя, поэтому в будущем организаторам подобных мероприятий следует предусмотреть возможность предоставления такой услуги в качестве дополнительного сервиса.

Необходимо также отметить, что для решения вопросов, связанных с популяризацией новаций, можно прибегнуть к помощи специалистов из числа участников прошедшего мероприятия. Так, например, 37% из числа опрошенных на выставочном мероприятии специалистов могут предоставить учебные курсы в области новаций, 8% ищут работу в инновационной отрасли. Очень велика вероятность того, что из 45% опрошенных возможно найти специалистов, готовых предоставить свои услуги под заказ на популяризацию новаций, предлагаемых другими компаниями, что может стать поводом для более тесных деловых контактов среди компаний-уча-стниц инновационного поля. Организаторы же станут благодарными посредниками в деле сплочения инноваторов вокруг новаций.

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.