Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2016. № 2 (22)
УДК 069.02:78 DOI:10.17223/22220836/22/19
И.В. Полтева
НОТНЫЕ РУКОПИСИ В НАСЛЕДИИ КОМПОЗИТОРОВ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНЫХ СОБРАНИЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
В статье представлено комплексное научное описание нотныхрукописей, хранящихся в музейных собраниях Республики Алтай и Алтайского края - Национальном музее им. A.B. Анохина и Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, как неотъемлемой части наследия композиторов. Информация изложена в соответствии с фондодержателями и персоналиями. Автором дана классификация данных материалов согласно общепринятому в музыкальной литературе делению произведений по жанровому и тематическому принципам.
Ключевые слова: наследие композиторов, нотные рукописи, музей, личные фонды, тематическое собрание.
Среди широкого разнообразия музейных собраний Республики Алтай и Алтайского края выделяются материалы, документирующие историю музыкальной культуры регионов. Особо следует отметить наследие композиторов, изучение которого позволяет проследить творческие тенденции XX в. через призму жизни и деятельности отдельных личностей. В структуре мемориальных документальных свидетельств выделяются нотные рукописи, описанию которых посвящена данная публикация.
Анализ музейных фондов Республики Алтай и Алтайского края, осуществленный в соответствии с «Методическими рекомендациями по приему, учету и описанию документов личного происхождения» [1], показал, что нотные рукописи, входящие в состав документов творческого характера, представлены в личных фондах и тематических собраниях Национального музея им. A.B. Анохина (далее - Национальный музей) и Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (далее - ГМИЛИКА). Рассмотрим данные материалы в соответствии с фондодержателями и персоналиями, придерживаясь классификации музыкальных произведений по жанровому и тематическому принципам.
Национальный музей - музей комплексного типа: его собрание охватывает широкий спектр предметов природного и культурно-исторического достояния Республики Алтай. Он располагает нотными рукописями композиторов A.B. Анохина, A.M. Ильина, Б.М. Шульгина, В.Ф. Хохолкова, которые хранятся в личных фондах. Изучение их состава показало, что это не только авторские сочинения, но и фольклорные записи, а также композиции зарубежных и отечественных, в том числе и алтайских композиторов, использующиеся фондообразователями в творческой работе.
В личном фонде композитора, этнографа и педагога Андрея Викторовича Анохина (1869-1931) содержатся этнографические записи, авторские сочине-
ния и творения известных композиторов, использовавшиеся им в регентской, хормейстерской и педагогической деятельности. Изучение данных материалов позволило установить, что среди них имеются не только рукописи A.B. Анохина, но и многочисленные нотные копии, выполненные от руки его учениками и последователями.
Научные интересы фондообразователя в области музыкальной культуры отражают выявленные в личном фонде записи: «песни алтайских тюрков, включающие песни южных племен, песни северных племен, фрагменты кай; песни хакасов; песни тувинцев; песни монголов» [2].
Изучение многочисленных авторских работ A.B. Анохина дало возможность классифицировать их в соответствии со следующими группами: церковные песнопения, например «Святый Боже» и «Молитва» [2]; сочинения, отражающие исторические тенденции рубежа XIX-XX вв., например «Похороны» (сл. С.Я. Надсона), «Колодники» (сл. А.Н. Толстого), «Реквием» (сл. С.И. Гусева-Оренбургского), «Море яростно стонало» (сл. А.Л. Дым-шиц), «Боевой марш Второй Отечественной войны» (сл. Е.М. Баранцевича) имн. др. [2]; лирические композиции, содержащие личные переживания A.B. Анохина, например «Трио» (сл. С.Я. Надсона), «Ивушка» (сл. А.Н. Плещеева), «Соловушка» (сл. С.А. Есенина), «Дай руку мне», «Я кручину свою», «Я хочу» на слова неизвестных авторов и др. [2].
Особое место в наследии композитора занимают авторские вокально-хоровые, вокально-инструментальные и сценические музыкальные произведения, написанные благодаря творческому осмыслению природно-культур-ного достояния Алтая и собранных в экспедициях материалов. Вокально-хоровые сочинения составляют ноты песен на алтайском и русском языках: «Алтын-Кёль», «Алтай-кожон», «Кас», «Катунь» и др. [2]. Вокально-инструментальная музыка представлена сюитой «Хан-Алтай», состоящей из пяти частей: «Царственный Алтай», «Скорбь», «Игра вод», «Красота Алтая», «Бег мифического коня» [2]. Сценические работы композитора характеризуют рукописи нот поэмы «Хан Эрлик» и мистерии «Талай-Хан» [2].
Произведения композиторов П.Г. Чеснокова, A.A. Архангельского, М.П. Мусоргского, H.A. Римского-Корсакова, A.C. Даргомыжского, М.А. Балакирева, А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского, М.И. Глинки и др. [2], вероятно, использовавшиеся A.B. Анохиным в регентской и хормейстерской деятельности, также входят в состав материалов фондообразователя.
В личном фонде композитора Алексея Михайловича Ильина (1908-1972) хранятся разнообразные рукописи, среди которых были выявлены фольклорные записи и авторские инструментальные, вокально-хоровые и сценические сочинения.
Фольклорные записи служат документальным подтверждением проводимой фондообразователем исследовательской работы по изучению музыкальной культуры Сибири. Они включают следующие материалы: «алтайские народные наигрыши», «наигрыши на икили», «фрагменты кай» и песни, записанные в Тобольском районе Тюменской области: «Приезжайте к нам в Сибирь», «Как-то поздно вечерком», «Про Ермака», «Ой, Тобол-река» идр. [3].
Инструментальные сочинения в собрании составляют рукописи: «Пустячок» с замечаниями Б.С. Шехтера (на тот момент преподаватель Московской
государственной консерватории), «Танец у деревни на мосту», «Алтайский лирический девичий танец «У ручья», вальс «Голубая Катунь» и др. [3].
Примерами вокально-хоровых работ служат песни на русском и алтайском языках: «Алтын-Кёль», «Алтай» (сл. народные), «Люблю Алтай» (сл. С.С. Суразакова), «Сердце, жди» (сл. А.О. Адарова), «Яблоня», «Кадын» (сл. И.П. Кочеева), «Ой, вы горы алтайские» (сл. К.И. Козлова) и мн. др. [3].
A.M. Ильину принадлежит ряд сценических произведений, рукописи которых также хранятся в личном фонде: «Чейнеш» по мотивам пьесы П.В. Ку-чик, «Уч-Кыс» («Три девушки») по мотивам сказки Н.У. Улагашева и «Тор-ко-Чачак» («Шелковая кисточка») по мотивам сказки П.В. Кучияк.
Музыка к драме П.В. Кучияк «Чейнеш» включают песни и танцы, например «Песня Карагай», «Песня девушек», «Песня Кара», «Лирический девичий танец», «Танец чабанов и табунщиков» и др. [3]. Кроме того, на одном из нотных листов имеются авторские примечания и автограф A.M. Ильина: «Пьеса «Чейнеш» создавалась писателем П.В. Кучияк совместно со мной. Мы стремились создать музыкальную драму, в которой бы были: ариозо, арии, дуэты, различные ансамбли и хоры. Но когда мы столкнулись с вокальными данными артистов нац. театра, то решили изменить свое решение - и написать музыку, которая была бы по плечу артистам театра и написана на музыкальном фольклоре, учитывая возможности певцов. В «Чейнеш» широко использованы напевы П.В. Кучияк, его наигрыши. Многое напето и навеяно артистами театра, которые вышли из народа. Мелодический мелос представляет большой интерес, и поэтому я его бережно записал, сохранив все особенности, не касаясь гармонизации. Оставив его в целине» (1937 г.) [3].
В личном фонде A.M. Ильина есть ноты танцев из балета-сказки «Уч-Кыс», например «Танец цветов», «Танец русских девушек», «Танец алтайских девушек» идр. [3].
Что касается балета «Торко Чачак» («Шелковая кисточка»), то он представлен фрагментами авторских рукописей «Танец табунщиков и охотников», «Лирический танец» и копиями рукописных оркестровых партитур (инструментовка 2000-х гг. В.Е. Кончева) с дарственной надписью и автографами художественного руководителя и музыкантов Государственного оркестра Республики Алтай [3].
В личном фонде композитора и педагога Бориса Михайловича Шульгина (1925-2010) хранятся список произведений, написанных с 1955 по 1973 г., тетрадь для нот композитора, а также отдельные нотные рукописи. Рассмотрение данных материалов показало, что среди них содержатся фольклорные записи, авторские инструментальные, вокально-хоровые сочинения и произведения других композиторов [4].
Примерами фольклорных записей являются русские народные песни «Ах ты, душечка» и «Неделька» [4].
В личном фонде среди инструментальных сочинений хранятся «Квартет для виолончели, виолы и двух скрипок», «Тюркский танец», «Симфония», «Струнный квартет», «Скерцо»; среди вокально-хоровых - песня-кантата «Алтай» для оркестра, хора и солистов (сл. П. Кучияк) и песни «Как за Обью-рекой» (сл. Н. Тарасова), «Соловей» (сл. А. Адарова), «Будьте первым свиданьям верны» (сл. Г. Кондакова), «Алтай кыс» (сл. А. Адарова), «Пуля» (сл. Ш. Шатинова), «О тебе, далекая» (сл. К. Козлова), «Колыбельная» (сл. А. Саруевой) идр. [4].
Примерами записей произведений других композиторов, вероятно использовавшихся фондообразователем в педагогической работе, выступают: «Кто там с победой к славе торжественно идет» (муз. Дж. Верди), «Полька» (муз. М. Глинки), «Сын России» (сл. В. Харитонова, муз. С. Туликова), «Прелюдия № 2» (муз. А. Гречанинова) и др. Также имеется нотная рукопись песни «Кукушкины слезки» (сл. Г. Кондакова, муз. Г. Дехтярова) с дарственной надписью автора: «Посвящается дорогому другу Борису Шульгину» [4].
В личном фонде композитора и педагога Владимира Федоровича Хохол-кова (1938-2008) сосредоточены отдельные рукописи и нотная тетрадь. Анализ их состава позволил выявить наличие записей инструментальных и вокально-хоровых сочинений фондообразователя, произведений других композиторов Алтая, выполненных рукой В.Ф. Хохолкова.
В числе инструментальных работ в музее хранятся «Алтайский танец № 1», «Алтайский танец № 2», «Танец охотника», алтайский танец «На берегу Катуни», «Челканский танец», в числе вокально-хоровых - «Марьины коренья», «Калина красная», «Алтай - голубая земля» (сл. Г. Кондакова) [5]. В нотной тетради «Песни Владимира Хохолкова» содержится 11 сочинений, сопровождаемых датировками (1975-1976 гг.) и автографом В.Ф. Хохолкова: «Хорошо, вот хорошо!», «Веселый Ойка» (сл. И. Ерошина), «Встречается осень с весною» (сл. Г. Кондакова), «Коммунисты идут впереди» (сл. К. Козлова), «Алтайский вальс» (сл. Б. Суркашева) и др. [5].
В личный фонд В.Ф. Хохолкова входят выполненные им рукописи произведений других композиторов Алтая, например «Алтайский девичий танец» (муз. А. Ильина), «Танец девушки» (муз. С. Подгурского), «Ты - призванье мое» (сл. Г. Панова, муз. М. Старикова), «Журавль» (сл. Л. Кокышева, муз. А. Тозыякова), «Девушка с другой судьбой (сл. Э. Палкина, пер. Г. Кондакова, муз. Б. Шульгина) и др. [5]. Они, скорее всего, использовались композитором для составления музыкальных сборников, а также в исполнительской и педагогической практиках.
Таким образом, в Национальном музее хранятся нотные рукописи, которые включают фольклорные записи (в личных фондах A.B. Анохина,
A.M. Ильина, Б.М. Шульгина), авторские инструментальные, вокально-хоровые (в личных фондах A.B. Анохина, A.M. Ильина, Б.М. Шульгина,
B.Ф. Хохолкова) и сценические сочинения (в личных фондах A.B. Анохина, A.M. Ильина), а также произведения других композиторов (в личных фондах A.B. Анохина, Б.М. Шульгина, В.Ф. Хохолкова).
ГМИЛИКА - музей историко-культурного профиля - является одним из крупнейших фондодержателей наследия композиторов. Нотные рукописи встречаются в личных фондах A.B. Анохина, К.К. Княгинина, C.B. Голубкова. Подобного рода документы, характеризующие творчество В.М. Пенькова, И.Е. Щербакова, И.И. Веселкова, Л.П. Савельева, Ю.А. Тюльпина, Е.К. Крючкова, хранятся в тематическом собрании «Деятели музыкальной культуры Алтая». Рассмотрим данные материалы в соответствии со структурой их хранения, имеющейся в музее (личные фонды, тематическое собрание), выделяя отдельные персоналии.
В личном фонде композитора, этнографа и педагога Андрея Викторовича Анохина (1869-1931) хранится одна рукопись его песни «Ивушка» (сл. А.Н. Плещеева) [6].
В музее содержатся инструментальные и вокально-хоровые работы ком -позитора и педагога Афанасия Степановича Анохина (1904-1975): авторские рукописи - в личном фонде A.B. Анохина; копии, выполненные от руки и при помощи копировального аппарата - в личном фонде музыканта и педагога В.П. Введенского. К инструментальным относится лишь одно произведение - «Мелодия для виолончели» (аккомпанемент - фортепиано) [6]. Изучение рукописей вокально-хоровых сочинений позволило классифицировать их в зависимости от категории исполнителей и тематики. Выделяется цикл детских праздничных песен, среди которых новогодние: «Елка» (сл. Н. Найденовой), «Наша елка» и др. [6]; первомайские: «Весело шагаем», «Май пришел» (сл. М. Чарной), «Майская» и др. [6]; посвященные Международному женскому дню: «Мамин праздник», «Восьмое марта» [6]; на другую тематику: «Солнышко», «Барабанят барабаны», «Утро» (сл. Г. Бойко) и др. [6]. Есть песни для взрослой категории исполнителей: посвященные В.И. Ленину: «Песня о Ленине» [6]; Гражданской войне: «Песня о Мамонтове» (сл. Ф. Карбушева) [7]; лирические: «Одинокая гармонь» (сл. М. Исаковского) [6], «Рябина» (сл. М. Герасимова) [7] и др.; песни о Родине, Алтае: «Осень золотая» (сл. Ф. Карбушева), «Золотая земля» (сл. Е. Бродской) и др. [7].
В личном фонде композитора и педагога Константина Константиновича Княгинина (1898-1976) хранятся нотные рукописи, характеризующие его как автора инструментальных произведений: «Лирический вальс», «Прелюдия для фортепиано», «Два вальса для фортепиано», «Музыкальный момент для фортепиано», «Сонатина: для фортепиано», «Драматический фрагмент», «Первая фиалка » [8].
В личном фонде композитора и педагога Сергея Валерьевича Голубкова (род. в 1969) представлены такие сочинения, как «Органная фуга и постлю-дия», «Концерт для фортепиано с оркестром», «Концерт для органа и оркестра», «Микрорапсодия для виолончели и фортепиано» [9; 10. С. 137].
Таким образом, хранящиеся в личных фондах ГМИЛИКА нотные рукописи характеризуют композиторское творчество как самих фондообразовате-лей A.B. Анохина, К.К. Княгинина, C.B. Голубкова, так и связанных с ними личностей, как в случае с A.C. Анохиным. Их особенностью является содержание только авторских сочинений: инструментальных, созданных A.C. Анохиным, К.К. Княгининым, C.B. Голубковым, и вокально-хоровых, принадлежащих руке A.B. Анохина и A.C. Анохина.
В тематическом собрании «Деятели музыкальной культуры Алтая» также содержатся нотные рукописи. Рассмотрим их в соответствии с персоналиями.
Произведения Валентина Матвеевича Пенькова (1925-2003) представлены нотами вокально-хоровых сочинений «Цвети, Алтай» (сл. В.К. Косарец-кого) для хора без сопровождения и «За полями, за покосами» (сл. Г.П. Панова) для женского квартета без сопровождения [11].
Работу Ивана Евсеевича Щербакова (1926-2000) в области композиции характеризуют следующие ноты: «Две пьесы для фортепиано. Размышление. Элегия», марш «Тихоокеанец», «Листок из альбома. Для тромбона», «Песня о Барнауле (об Алтайском крае)», «Эскиз для трубы с фортепиано», «Листок из альбома. Пьеса для трубы и фортепиано», «Марш молодежи», «Весна, весна!
Бегут ручьи. Для валторны и фортепиано», «Вальс. Партитура для оркестра русских народных инструментов» [111.
В ГМИЛИКА хранятся рукописи песен Ивана Ивановича Веселкова: «Алтая и земли Российской сын» (сл. В. Кулаева), «Над берегом Бии» (сл. В. Ащеулова) [111. Они сопровождаются дарственными надписями. Первая содержит следующие авторские комментарии: «Песню, написанную по случаю 60-летия со дня рождения нашего земляка Василия Макаровича Шукшина, мы дарим Краевому музею истории литературы, искусства и культуры Алтая. Песня «Алтая и земли Российской сын» исполнялась несколько раз по просьбе зрителей по Алтайскому телевидению и получила приз зрительских симпатий. Первой исполнительницей данной песни была артистка Алтайской краевой филармонии Вера Константиновна Гусева, концертмейстер Людмила Григорьевна Веселкова. Это наш скромный дар. 19 июля 1992 года». Вторая: «Данную песню дарим Краевому музею истории литературы, искусства и культуры Алтая. Песня авторами была написана и посвящена нашему земляку - прекрасному человеку В.М. Шукшину. Стихи к данной песне были напечатаны в газете «Алтайская правда» в 60-летний юбилей В.М. Шукшина поэтом из Белокурихи Виктором Ивановичем Ащеуловым. Музыка написана Иваном Ивановичем Веселковым из Барнаула. 24 июля 1992 год» [11].
Материалы Леонида Павловича Савельева (1929-1996) включают в себя записную книжку с набросками будущих сочинений, рукописный альбом с авторскими произведениями и творениями известных композиторов, в том числе и с переложениями для хора, выполненными Л.П. Савельевым, а также отдельные нотные рукописи. Рассмотрение перечисленных материалов позволяет судить о широте жанрового охвата работ деятеля музыкальной куль -туры. Следует отметить наличие рукописей симфонического, инструментальных и вокально-хоровых произведений. Симфоническое сочинение Л.П. Савельева представлено в музее следующими нотными материалами: «Симфония № 1», фрагмент из симфонии, клавир «Симфонии № 1» [11]. К инструментальным творческим работам относятся такие рукописи, как «Вальс», «Полька», «Этюд», «Прелюдия» и др. [11]. Вокально-хоровые произведения включают песни для сольного, ансамблевого и хорового исполнения: «Много ли человеку надо» для голоса с фортепиано (сл. А. Балтакиса), «Говори мне о России» для мужского дуэта, «Трехрядная» для дуэта (сл. Л. Козыря), «Авиационная курсантская песня» для хора (сл. Л. Козыря) и др. [11].
Ноты песен Юрия Агеевича Тюлъпина (род. в 1934) также входят в состав тематического собрания «Деятели музыкальной культуры Алтая». Это «Ходит месяц май» (сл. М. Пляцковского), «Русь моя, Аленушка» (сл. Г. Кириллова), «Смена боевая» («Всюду дела хватит молодым») (сл. М. Пляцковского), «Юность и песня вместе» («Там, где трудней») (сл. В. Татаринова), «Над Алтаем радуга-дуга» (сл. О. Левицкого), «Город нашей радости» (сл. И. Выдрина) [11].
В музее хранятся инструментальные произведения Евгения Кимовича Крючкова (род. в 1958): «Фантазия для домры с оркестром», «Каприсы для домры. Соло (№ 1-4)», «Концерт для двух домр с оркестром (финал)» и др. [11].
Таким образом, в тематическом собрании ГМИЛИКА «Деятели музыкальной культуры Алтая» хранятся нотные рукописи инструментальных произведений И.Е. Щербакова, Л.П. Савельева, Е.К. Крючкова и вокально-хоровых сочи-
нений В.М. Пенькова, И.И. Веселкова, Л.П. Савельева, Ю.А. Тюльпина. Некоторые из них, например песни И.И. Веселкова, сопровождаются дарственными надписями, характеризующими историю их создания. Среди материалов Л.П. Савельева присутствуют ноты творений других композиторов.
Итак, в музеях Республики Алтай и Алтайского края хранятся нотные рукописи произведений композиторов XX в. Они представлены инструментальными, вокально-хоровыми и сценическими сочинениями. Как правило, в личных фондах содержится несколько экземпляров одной и той же работы - черновые и чистовые рукописи, позволяющие проследить динамику творческой мысли композитора. Среди нот особую группу составляют этнографические записи, которые присутствуют в личных фондах A.B. Анохина, A.M. Ильина, Б.М. Шульгина в Национальном музее, что в очередной раз подчеркивает интерес деятелей искусства к народной музыке, ее осмыслению и использованию в собственных сочинениях. Помимо авторских композиций вышеперечисленных персоналий, в Национальном музее и ГМИЛИКА встречаются записи произведений других композиторов. Это, как правило, тот репертуарный комплекс, который деятели искусства использовали в исполнительской, регентской (как в случае с A.B. Анохиным), хормейстерской и педагогической практиках.
Подобного рода документы играют особую роль в научно-исследовательской деятельности и коммуникационном пространстве музея. Являясь предметом материальной культуры, нотные рукописи представляют собой закодированную в символах духовную культуру (музыку). Кроме того, они имеют большое значение для музыковедов, музыкантов и современного поколения слушателей, предоставляя возможность расширить репертуар отдельных исполнителей и творческих коллективов, познакомить аудиторию с музыкальным достоянием прошлого.
Литература
1. Методические рекомендации по приему, учету и описанию документов личного происхождения. Горно-Алтайск : Комитет по делам архивов Республики Алтай, 2014.
2. Национальный музей. Личный фонд композитора, этнографа и педагога A.B. Анохина.
3. Национальный музей. Личный фонд композитора A.M. Ильина.
4. Национальный музей. Личный фонд композитора и педагога Б.М. Шульгина.
5. Национальный музей. Личный фонд композитора и педагога В.Ф. Хохолкова.
6. ГМИЛИКА. Личный фонд композитора, этнографа и педагога A.B. Анохина.
7. ГМИЛИКА. Личный фонд музыканта и педагога В.П. Введенского.
8. ГМИЛИКА. Личный фонд композитора и педагога К.К. Княгинина.
9. ГМИЛИКА. Личный фонд композитора и педагога C.B. Голубкова.
10. Путеводитель по фондам и собраниям Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Барнаул : Изд. ГМИЛИКА, ОАО «Алтайский дом печати», 2009. 247 е.: ил.
11. ГМИЛИКА. Тематическое собрание «Деятели музыкальной культуры Алтая».
Polteva Irina V. The National museum named after A.V. Anokhin (Gorno-Altaisk, Russia)
E-mail: Polteva-Irina@mail.ru Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2016, (2) 22, p. 182-189. D01:10.17223/22220836/22/19
MUSIC NOTES MANUSCRIPTS IN THE HERITAGE OF COMPOSERS (ON THE EXAMPLE OF THE MUSEUM'S COLLECTIONS OF THE REPUBLIC OF ALTAI AND THE ALTAI TERRITORY
Key words: the heritage of composers, music notes manuscripts, museum, personal funds, thematic collection.
The heritage of composers in the museums of the Republic of Altai and the Altai Territory is an important source for the study of history of musical culture of the regions through the prism of personalities. The heritage of composers includes various materials characterizing their biography and their creative work. Music notes manuscripts are an integral part of the heritage of composers. An analysis of museum collections of the Republic of Altai and the Altai Territory showed that music notes manuscripts are represented in personal funds and thematic collections of the National museum named after A.V. Anokhin and the State museum of literature, art and culture of the Altai.
In the personal funds of the National museum named after A.V. Anokhin are stored music notes manuscripts of composers A.V. Anokhin, A.M. Ilyin, B.M. Shulgin, V.F. Hoholkov. In the State museum of the history of literature, art and culture of the Altai these materials are stored in personal funds A.V. Anokhin, K.K. Knyaginin, S.V.Golubkov. Music notes manuscripts of composers V.M. Penkov, E.I. Shcherbakov, I.I. Veselkov, L.P. Savelyev, Y.A. Tyulpin, E.K. Kryuchkov are in thematic collections «Personalities of musical culture of the Altai».
In general, music notes manuscripts consist of instrumental, vocal-choral and stage artworks. As a rule, there are several instances of the same artwork - roughing and finishing manuscripts, which reveal the dynamics of the creative idea of the composer. In the National museum named after A.V. Anokhin in the personal funds of composers A.V. Anokhin, A.M. Ilyin, B.M. Shulgin are stored manuscripts with folk music. The presence of these manuscripts underlines the interest of composers to folk music, its understanding and use in their artworks. In the National museum named after A.V. Anokhin, in the State museum of literature, art and culture of the Altai there are the works of other composers. Personalities of musical culture of the Altai used this repertoire in pedagogical activity, in regency (in the case of A.V. Anokhin), in the work with the choir.
Music notes manuscripts are of particular importance in scientific research and museum communication. Music notes manuscripts are the subject of material culture and at the same time are the spiritual culture (music) that encoded in the symbol. These materials are of great importance for researchers of musical culture, of musicians, of the modern generation of listeners. These materials provide an opportunity to expand the repertoire of individual performers and creative groups and to acquaint the audience with the musical heritage of the past.
References
1. Committee on Affairs of Archives of the Republic of Altai. (2014)Metodicheskie rekomen-datsii po priemu, uchetu i opisaniyu dokumentov lichnogo proiskhozhdeniya [Guidelines for the reception, recording and description of documents of a person's origin]. Gorno-Altaysk: Committee on Affairs of Archives of the Republic of Altai.
2. National Museum. (n.d.) Personal fund of composer, ethnographer and educator A. Anokhin. (In Russian).
3. National Museum. (n.d.) Personal fund of composer A.M. Ilyin. (In Russian).
4. National Museum. (n.d.) Personal fund of composer and teacher B.M. Shulgin. (In Russian).
5. National Museum. (n.d.) Personal fund of composer and teacher V.F. Khokholkov. (In Russian).
6. National Museum of History of Literature, Art and Culture of Altai (GMILIKA). Personal fund of composer, ethnographer and educator A. Anokhin. (In Russian).
7. National Museum of History of Literature, Art and Culture of Altai (GMILIKA). Personal fund of musician and educator V.P. Vvedensky. (In Russian).
8. National Museum of History of Literature, Art and Culture of Altai (GMILIKA). Personal fund of composer and teacher K.K. Knyaginin. (In Russian).
9. National Museum of History of Literature, Art and Culture of Altai (GMILIKA). Personal fund of composer and teacher S.V. Golubkov. (In Russian).
10. National Museum of History of Literature, Art and Culture of Altai (GMILIKA). Putevoditel' po fondam i sobraniyam Gosudarstvennogo muzeya istorii literatury, iskusstva i kul'tury Altaya [The guide to the funds and collections of the State Museum of the History of Literature, Art and Culture of Altai]. Barnaul: GMILIKA, Altayskiy dom pechati.
11. National Museum of History of Literature, Art and Culture of Altai (GMILIKA). Te-maticheskoe sobranie "Deyateli muzykal'noy kul'tury Altaya" [Thematic Collection "Figures of Musical Culture of Altai].