УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10186
ББК 67 © М.И. Никитин, 2019
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
НОТАРИАТ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мамука Иванович Никитин, старший научный сотрудник отделения обеспечения научного сотрудничества НИО УОНиРИД
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: m amuka_eri ashvili@m ail.ru
Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о нотариате обосновано несколько суждений: государственный нотариат необходимо рассматривать в качестве самостоятельного государственного органа, наделенного исключительными полномочиями (например, дела сопряженные с похоронным делом); частный нотариат необходимо рассматривать в качестве негосударственного органа, осуществляющего все иные неислючи-тельные полномочия, наделяемые государственным нотариатом; организацию и деятельность государственного нотариата целесообразно урегулировать в Федеральном законе РФ «О государственном нотариате в Российской Федерации»; организацию и деятельность негосударственного нотариата целесообразно урегулировать в Федеральном законе РФ «О частном нотариате в Российской Федерации».
Ключевые слова: законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г., подзаконный нормативный правовой акт, Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», нотариат, государственный орган, органы исполнительной власти, органы законодательной власти, органы судебной власти.
NOTARY IN THE SYSTEM OF AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Mamuka I. Nikitin, senior researcher of the Department for the Provision of Scientific Cooperation of the Research and Development Institute UONiRID
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: m amuka_eri ashvili@m ail.ru
Annotation. On the basis of the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation about the notary several judgments are proved: public notaries must be considered as an independent public body vested with the exclusive authority (e.g., cases involving funeral busines); the private notaries must be considered as a non-government body exercising all other nealuchitional authority, who is vested with public notaries; organization and activities of public notaries, it is advisable to settle in the Federal law of the Russian Federation «About the state notariate in the Russian Federation»; the organization and operation of private notaries it is advisable to settle in the Federal law of the Russian Federation «On private notaries in the Russian Federation».
Keywords: legislation, normative legal act, federal law of the Russian Federation, Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on notaries of February 11, 1993, subordinate normative legal act, decree of the President of the Russian Federation of May 15, 2018 № 215 «On the structure of Federal Executive bodies» notary, state body, executive authorities, legislative authorities, judicial authorities.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Никитин М.И. Нотариат в системе органов власти Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):22—24.
Предметом данной статьи является статус нотариата и его место в системе органов государственной власти в Российской Федерации.
Первоначально о состоянии теории относительно статуса нотариата.
Так, О.В. Филиппова рассмотрела «правовые и организационные проблемы функционирования нотариата» («Таким образом, социально-правовая ценность нотариальной деятельности как объекта уголовно-правовой охраны заключается в том, что нотариат реализует правоохранительные (защиту
прав и законных интересов граждан и юридических лиц) и другие функции, обеспечивая законность действий участников гражданского оборота и субъектов иных правоотношений»)1.
Авторы — единомышленники (А.А. Мохов, С.В. Колганова и П.В. Рабочий) верно констатировали: «Реформирование отечественного нотариата,
1 Филиппова О.В. Нотариат России в механизме защиты прав граждан // Административное и муниципальное право. 2010. № 10. С. 23-31.
определение его роли в современном гражданском обороте, эффективное изменение действующего законодательства, регулирующего нотариальную деятельность, зависят от решения ряда ключевых проблем, связанных с определением самого понятия нотариата, его сущности, места и предполагаемой роли в гражданском обороте и в гражданском обществе в целом» («Полагаем, что в настоящее время следует придерживаться подхода, закрепленного в странах — участницах Международного союза латинского нотариата, членом которого с 1995 г. является и Федеральная нотариальная палата, т.е. считать нотариальную деятельность непредпринимательской деятельностью»)2.
О.Н. Воронова рассмотрела «роль и место нотариусов в системе бесплатной юридической помощи и делает вывод о том, что круг лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь, может быть расширен путем включения в него должностных лиц органов местного самоуправления и должностных лиц консульских учреждений, уполномоченных совершать нотариальные действия» («Таким образом, расширение круга субъектов оказания бесплатной юридической помощи в условиях Российской Федерации, имеющей большую площадь и значительные расстояния, позволит выстроить систему оказания квалифицированной юридической помощи для всех нуждающихся в ней лиц, в том числе и бесплатно»)3. Относительно бесплатной юридической помощи в юридической литературе высказываются и иные суждения4.
А.С. Цветкову удалось раскрыть «двойственную (частно-публичную) правовую природу института нотариата» («Таким образом, публично-правовая сущность нотариальной деятельности проявляется через делегирование нотариату отдельных государственно-властных полномочий по защите прав и законных интересов граждан и нотариат следовало бы относить в сферу исключительно гражданско-правовых услуг»)5.
Р.Т. Кулишова сфокусировала внимание на «специфике правовой природы нотариата» («Таким образом, современному российскому нотариату характерна двойственная правовая природа, проявляющаяся в функционировании нотариата на стыке публичных и частных интересов как связующего звена между гражданским обществом и госу-дарством»)6.
Противоречивые суждения ученых и практиков во многом предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации об организации нотариата.
Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования организации нотариата, и по юридической силе приравненном к закону РФ7 (но не к федеральному закону РФ, ибо таковые в Российской Федерации начали приниматься с1994 г.8), является: «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г.9.
Законодательство Российской Федерации изменяется, что предполагает и реформирование нотариата.
В Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.10 термин «нотариат упоминается лишь в ст. 72 («1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) за-
2 Мохов А. А., Колганова С.В., Рабочий П.В. Отечественный нотариат: понятие и сущность // Нотариус. 2007. № 5.
3 Воронова О.Н. Роль и место нотариусов, должностных лиц органов местного самоуправления и должностных лиц консульских учреждений в системе оказания бесплатной юридической помощи // Нотариус. 2017. № 4. С. 3-5.
4 Батюк В.И., Галузо В.Н. «Юридическая клиника» как форма бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: нонсенс или реальная необходимость? // Право и государство: теория и практика. 2016. № 1. С. 28-31.
5 Цветков А.С. Публично-правовая природа нотариальной деятельности в Российской Федерации // Современное право. 2017. № 11. С. 49-53.
6 Кулишова Р. Т. Специфика правовой природы нотариата и нотариальной деятельности в Российской Федерации // Нотариус. 2016. № 7. С. 3-8.
7 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; Он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
8 Федеральный закон РФ от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; ...; 2019. № 18. Ст. 2207.
9 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357; ...; СЗ РФ. 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8454.
10 СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398; О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
№ 4 / 2019
Вестник Московского университета МВД России
24
щита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. 2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа»).
Положения Конституции РФ детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.
Так, государственные органы субъектов Российской Федерации11 урегулированы в Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 22 сентября 1999 г.12 («Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом...» — преамбула).
Государственные органы исполнительной ветви власти представлены в Указе Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»13.
Таким образом, в Российской Федерации с формирующейся рыночной экономикой правомерно обособление государственного нотариата и частного нотариата.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, государственный нотариат необходимо рассматривать в качестве самостоятельного государственного органа, наделенного исключительными полномочиями (например, дела, сопряженные с похоронным делом).
Во-вторых, частный нотариат необходимо рассматривать в качестве негосударственного органа, осуществляющего все иные неислючительные полномочия, наделяемые государственным нотариатом.
В-третьих, организацию и деятельность государственного нотариата целесообразно урегулировать в Федеральном законе РФ «О государственном нотариате в Российской Федерации».
В-четвертых, организацию и деятельность негосударственного нотариата целесообразно урегулировать в Федеральном законе РФ «О частном нотариате в Российской Федерации».
11 О федеративном устройстве РФ подробнее см.: Сухондяе-ва Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
12 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; ...; 2019. № 18. Ст. 2218.
13 СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2981.