ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34
ББК 67 © М.И. Никитин, 2018
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
НОТАРИАТ В СИСТЕМЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мамука Иванович Никитин, старший научный сотрудник отделения обеспечения научного сотрудничества НИО УОНиРИД
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о нотариате обосновано несколько суждений: нотариат является правоприменительным органом, причем, как государственным (нотариальные органы), так и негосударственным (частный нотариат); нотариат (и государственный, и негосударственный) не может рассматриваться как правоохранительный орган; деятельность нотариата по содержанию может быть определена как разновидность правоприменительной деятельности.
Ключевые слова: законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г., нотариат, правоприменительный орган, правоохранительный орган.
NOTARY IN THE SYSTEM OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES
RUSSIAN FEDERATION
Nikitin I. Mamuka, senior researcher of the Department for the Provision of Scientific Cooperation of the Research and Development Institute UONIRID
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. In the article, on the basis of the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation on notaries, several judgments are justified: the Notariat is a law enforcement body, and both state (notarial bodies) and non-state (private Notariat); the Notariat (both state and non-state) cannot be considered a law enforcement body; the activity of the notary can be defined as a type of law enforcement activity.
Keywords: legislation, normative legal act, Federal law of the Russian Federation, the Basis of the legislation of the Russian Federation on notaries dated February 11, 1993, notary, law enforcement Agency, law enforcement Agency.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Никитин М.И. Нотариат в системе правоприменительных органов Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):80-82.
Предметом данной статьи является статус нотариата в Российской Федерации. Иначе говоря, нами предпринята попытка определения принадлежности нотариата к правоприменительным органам, в том числе и к правоохранительным органам.
Кратко о правоприменении, которое, как правило, осуществляют правоприменительные органы.
Еще в СССР ученые исследовали правоприменительную деятельность1.
С.А. Тверитин под правоприменительной деятельностью понимал «организационное выражение применения права, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий ос-
новного и вспомогательного характера, выраженных в правоприменительных актах»2.
А.В. Кашанин и С.В. Третьяков по существу высказали верное суждение: «2. Вопрос о понятии правоприменения неразрывно связан с дискуссией о понятии права. С одной стороны, определение правоприменения требует уточнения своего объекта, а именно ответа на вопрос о том, что является правом.
1 Правоприменение в Советском государстве: Моногр. / Отв. ред. И.Н. Кузнецов, И.С. Самощенко. М.: Юридическая литература, 1985. С. 2.
2 Тверитин С.А. Правоприменение как особая форма реализации права: Лекция. ВИПК МВД России, 2002. С. 17.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
С другой, — обоснование понятия права требует его отделения от иных явлений, к праву не относящихся, что определяет необходимость рассмотрения реальных процессов упорядочения поведения людей при помощи правил общего характера»3.
По мнению В.М. Паламарчука, правоприменение «выступает универсальным элементом механизма функционирования любого государства»4.
Противоречивы суждения ученых и практиков и относительно статуса нотариата и о содержании его деятельности.
Так, Т.Н. Трошкина при определении «организационной основы нотариальной деятельности» высказала следующее обобщающее суждение: «Нотариат — это система, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствована документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Но нотариальная функция не сводится к одним лишь нотариальным услугам. Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. И эта функция определяет порядок организации и структуру нотариата, его компетенцию и методы его деятельности»5.
Представляется небесспорным суждение Е.В. По-госян: «Таким образом, только нотариат с его уникальной двойственной правовой природой способен эффективно исполнять функции, возложенные на него государством. Уникальность института нотариата заключается в том, что он позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет самих участников, без каких-либо затрат со стороны государства. Тем самым институт нотариата дает государству возможность реализовывать во всей полноте свою конституционную обязанность по обеспечению и защите прав граждан»6.
Правоприменителем С. Смирновым, при обосновании выделения нотариального права в качестве са-
мостоятельной отрасли права, высказаны следующие суждения: «В последние годы принимаются меры по реформированию нотариата в России, которые приносят определенные результаты. Развивается нотариат латинского типа, усиливается государственно-правовое воздействие на упорядочение нотариальных отношений. Идет процесс совершенствования нотариального законодательства. Перспективы развития нотариата предполагается определить в Федеральном законе «Об организации нотариата и нотариальной деятельности»; «Если отрасль как учебная дисциплина определена в государственном образовательном стандарте, отрасли системы наук о праве и государстве установлены в номенклатуре специальностей научных работников, а отрасль системы законодательства — в классификаторе правовых актов, то отрасль права как правовая общность не формализована, на практике нет единого перечня отраслей права. Представляется, необходимо разработать такой реестр отраслей права»7.
Некоторые авторы (Н.Д. Эриашвили, В.Н. Га-лузо и др.), подразделив нотариат на две группы — государственный и негосударственный, определяют принадлежность такового к правоприменительным органам. Причем они же при соотнесении терминов «правоприменительные органы» и «правоохранительные органы» как род и вид, нотариат не относят к правоохранительным органам8.
Противоречивые суждения ученых и практиков во многом предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации9 об организации и деятельности нотариата.
3 Правоприменение (теория и практика): Моногр. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, 2008. С. 71.
4 Паламарчук В.М. Правоприменение в правом государстве: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 9.
5 Трошкина Т.Н. Организационные основы нотариальной деятельности (подготовлена для СПС «КонсультантПлюс», 2001).
6 Погосян Е.В. Особый характер нотариальных функций // Нотариус. 2013. № 1. С. 11-13.
7 Смирнов С. Нотариальное право — самостоятельная отрасль // Законность. 2005. № 12.
8 Галузо В.Н. Теория правоохраны — новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15-16; Он же: Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110-113; Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. 9-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. С. 314-352.
9 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25 декабря 1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
№ 3 / 2018
Вестник Московского университета МВД России
81
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности нотариата, и по юридической силе приравненным к закону РФ (но не к федеральному закону РФ, ибо таковые в Российской Федерации начали приниматься с 1994 г.)10, выступают: «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г.11. В ст. 1 названного нормативного правового акта закреплены следующие положения: «Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен.., ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции ... в порядке, им установленном. Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В течение двух рабочих дней после дня обращения лица, внесенного в реестр нотариусов, по просьбе этого лица территориальный орган федерального органа юстиции ... выдает ему выписку из реестра нотариусов, содержащую сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса. В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные ст. 37 настоящих Основ, имеют, соответственно, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления му-
ниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли».
Ввиду участия нотариусов при осуществления всех видов доказывания при правоприменении12 необходимо повысить статус нормативного правового акта — «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» и представить его как Федеральный закон РФ «Об основах нотариальной деятельности в Российской Федерации». А в субъектах Российской Федерации принять соответствующие нормативные правовые акты. Например, в г. Москве таковым мог бы быть Закон г. Москвы «О нотариате в городе Москве»13.
Таким образом, законодательство о нотариате в Российской Федерации нуждается в кардинальном реформировании.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, нотариат является правоприменительным органом, причем, как государственным (нотариальные органы), так и негосударственным (частный нотариат).
Во-вторых, нотариат (и государственный, и негосударственный) не может рассматриваться правоохранительным органом.
В-третьих, деятельность нотариата по содержанию может быть определена как разновидность правоприменительной деятельности.
10 Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. N° 8. С. 28-30; Онже: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
11 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4855; 2018. № 1 (ч. I). Ст. 90.
12 Доказывание при правоприменении в Российской Федерации: Моногр. 4-е изд., испр. и доп. / Под ред. В.Н. Галузо. М.: ТЕИС, 2018.
13 Ныне в г. Москве действует Закон г. Москвы «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» от 19 апреля 2006 г. // Ведомости МГД. 2006. № 5. Ст. 107.