Библиографический список
1. Филатов, Г.Н. Воспитание в духе патриотизма // Педагогика. - 2000. - № 5.
2. Татаренко, Ю.К. Теоретические основы и технологическая документация по моделированию системы воспитания молодежи (гражданско-патриотическое воспитание). - Хабаровск: Региональный инф-й учеб.-метод. Центр, 2005.
3. Плотинский, Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов / Ю.М. Плотинский. - М.: Изд-во МПГУ, 2002.
4. Ницше, Ф. Веселая наука; пер. с нем. К.А. Свасьяна. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Bibliography
1. Filatov, G. N. Vospitanie v duhe patriotizma // Pedagogika. - 2000. - № 5.
2. Tatarenko, Yu. K. Teoreticheskie osnovy i tehnologicheskaya dokumentaciya po modelirovaniyu sistemy vospitaniya molodezhi (grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie). - Habarovsk: Regional'nyj inf-j ucheb. -metod. Centr, 2005.
3. Plotinskij, Yu. M. Matematicheskoe modelirovanie dinamiki social'nyh processov / Yu. M. Plotinskij. - M.: Izd-vo MPGU, 2002.
4. Nicshe, F. Veselaya nauka; per. s nem. K. A. Svas'yana. - M.: OLMA-PRESS, 2000.
Статья поступила в редакцию 10.05.11
УДК 34.9 Khantseva G.G., Zorina N.S. NORM-DESIGNS RE-SOCIALIZATION OF FEMALE CONVICTS. Norms-designs of re-socialization of female convicts are the qualitative characteristics of the level of the measured parameters of the participants in the process of re-socialization of female convicts and outcomes of this activity.
Key words: norms-designs, re-socialization of female convicts, the optimal level, the staff of the institution.
Г.Г. Ханцева, доц., канд. пед наук; Н.С. Зорина, аспирант Рубцовского индустриального института (филиал) ГОУ ВПО ««Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Рубцовск, Е-mail: [email protected]
НОРМЫ-ОБРАЗЦЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ
Нормами-образцами ресоциализации женщин-преступниц являются качественные характеристики уровня измеряемых параметров деятельности участников процесса ресоциализации женщин-преступниц и конечных результатов этой деятельности.
Ключевые слова: нормы-образцы, ресоциализация женщин-преступниц, оптимальный уровень, сотрудники пенитенциарного учреждения.
Норма-образец - это модельное представление идеала деятельности или поведения членов коллектива [1].
Разрабатывая нормы-образцы, мы учитывали опыт, полученный в результате проведенных психолого-педагогических исследований по проблемам повышения эффективности ресоциализации женщин-преступниц; мнение женщин-преступниц и сотрудников пенитенциарного учреждения; оценки экспертов по исследуемой проблеме.
Критериальные характеристики измеряемых параметров ресоциализации женщин-преступниц в пенитенциарных учреждениях по И.К. Шалаеву [2-3]:
1. Целевая ориентации сотрудников пенитенциарного учреждения, их ценностные ориентации, профессиональное совершенствование.
Оптимальный уровень Цели формируются в максимально конкретной форме. Субъекты ресоциализации действуют своевременно, скоординировано, так как хорошо знают задачи свои и других. Имеют место встречные усилия сотрудников пенитенциарного учреждения и женщин-преступниц. Показатели прогнозируются и обеспечиваются в зоне потенциального развития каждой женщины-преступницы. Все субъекты ресоциализации (сотрудники пенитенциарного учреждения, женщины-преступницы) ведут личные мониторинги качества. Личностно-ориентированный поход обеспечивается в полной мере.
Допустимый уровень Норма-образец в основном достигается, хотя имеют место некоторые недостатки.
Критический уровень Норма-образец достигается частично.
Недопустимый уровень Норма-образец не достигается или почти не достигается.
2. Мотивационная готовность сотрудников исправительных учреждений и женщин-преступниц к ресоциализации.
Оптимальный уровень Психологическая готовность сотрудника пенитенциарного учреждения к работе по ресоциализации женщин-преступниц выражается целеустремленностью. Позиция сотрудника определяется оптимальным мотивационным комплексом (ВМ>ВПМ>ВОМ) и характеризуется стремлением к максимальному личному вкладу в дело ресоциализации женщин-преступниц.
Психологическая готовность женщин-преступниц выражается целеустремленностью к самовоспитанию. Отношение к уровню социального развития и саморазвития, уровню культуры и нравственной воспитанности характеризуется оптимальным мотивационным комплексом, осознается собственная активная роль в социальной деятельности и самовоспитании.
Допустимый уровень Позиция сотрудника пенитенциарного учреждения в основном определяется оптимальным мотивационным комплексом и характеризуется стремлением к личному вкладу в дело ресоциализации женщин-преступниц.
Позиция женщин-преступниц к достижениям высоких показателей по уровню социального развития и саморазвития, уровню культуры и нравственной воспитанности в основном определяется оптимальным мотивационным комплексом. Однако энергия направленного действия на их достижение проявляется не всегда в достаточной мере.
Критический уровень Позиция сотрудника пенитенциарного учреждения определяется мотивационным комплексом (ВПМ>ВОМ) и суждениями "Мы раньше шли в ногу с жизнью и теперь нам нет необходимости гнаться за новшествами ". У женщин-преступниц проявляется в основном внешняя
мотивация. Внутренняя мотивация отсутствует или почти отсутствует.
Недопустимый уровень Главная ориентация сотрудника ограничивается внешней отрицательной мотивацией (ВОМ) с какими-то проявлениями внешней положительной мотивации (ВПМ).
3. Самоактуализация женщин-преступниц в процессе ресоциализации посредством подключения мотиваторов самопобуждения.
Оптимальный уровень Самоактуализация женщин-преступниц характеризуется положительной динамикой ресоциализации личности; осознанием себя субъектом собственной жизни, личной ответственности за выбор жизненного пути, сформированностью представлений о жизненных целях, наличие положительно ориентированных жизненных планов; управление собственными эмоциями, способностью самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении, сформированностью волевых качеств; ориентацией на самосовершенствование.
Допустимый уровень Уровень самоактуализации и саморазвития в основном соответствует норме-образцу, но мотиваторы самопобуждения проявляются недостаточно полно и ярко, не систематически.
Критический уровень Имеются существенные недостатки в самоактуализации в процессе ресоциализации и саморазвития.
Недопустимый уровень Наблюдается низкий уровень самоактуализации, саморазвитием не занимается или почти не занимается. Мотиваторы самопобуждения отсутствуют или почти отсутствуют.
4. Познавательная деятельность женщин-преступниц.
Оптимальный уровень Принятые измеряемые параметры
познавательной деятельности женщин-преступниц и критериальные характеристики выступают своеобразными мотиваторами для сотрудников пенитенциарного учреждения и жен-щин-преступниц, обусловливают высокий уровень ресоциализации, отвечающий требованиям Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК РФ). На основе самопознания и самоанализа женщина-преступница собственную позицию в различных сферах деятельности.
Допустимый уровень Норма-образец в основном достигается, хотя имеют место некоторые недостатки: осуществляет планирование собственной деятельности по достижению высокого уровня социального развития и саморазвития, но не систематически и не всегда адекватно самоанализу.
Критический уровень Норма-образец достигается частично. Осуществляет планирование собственной деятельности по достижению высокого уровня социального развития и саморазвития, но не систематически, действует «стихийно».
Недопустимый уровень Норма-образец не достигается или почти не достигается. Планирование собственной деятельности по достижению высокого уровня социального развития и саморазвития не осуществляет или почти не осуществляет.
5. Безупречная компетентность сотрудников пенитенциарного учреждения.
Оптимальный уровень Сотрудник пенитенциарного учреждения обладает информационной компетентностью: структурирование информации, её адаптация к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку педагогической проблемы различными информационно-коммуникативными инструментами. Сотрудник пенитенциарного учреждения обладает правовой компетентностью: использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов. Технологическая готовность сотрудника пенитенциарного учреждения выражается глубокими знаниями: законов УИК РФ и нормативных правовых документов, психологии и педагогики в объеме, необходимом для решения задач ресоциализации, основных направлений и перспектив развития пенитенциарной педагогики. Общие цели умеет переводить на язык практики.
Допустимый уровень Личностная норма-образец сотрудника пенитенциарного учреждения не всегда достигается. Цели недостаточно полно переводятся на язык практики.
Критический уровень Личностная норма-образец сотрудника пенитенциарного учреждения достигается частично. На язык практики цели переводятся слабо.
Недопустимый уровень Личностная норма-образец сотрудника пенитенциарного учреждения отсутствует или почти отсутствует. О переводе целей на язык практики имеет смутное представление.
6. Профессионализм сотрудников пенитенциарных учреждений и его практическая реализация.
Оптимальный уровень Сотрудник пенитенциарного учреждения обладает профессиональной компетентностью: эффективное решение профессионально-педагогических проблем с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общенаучных ценностей; владение технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., осуществление оценочно-ценностной рефлексии. Цели определяет точно, ясно и четко. Приемы и методы, формы труда всегда рациональны и эффективны. Решения наилучшие. Труд стимулирует эффективно и рационально.
Допустимый уровень Цели и задачи не всегда точно сформулированы. Приемы, методы, формы труда рациональны, но не всегда сотрудник пенитенциарного учреждения добивается их эффективности. Решения не всегда близки к оптимальным. Труд стимулируется эффективно и рационально, но не всегда.
Критический уровень Цели и задачи иногда ставятся, но без какой-либо системы. Выбор приемов, методов, форм ограничен, шаблонный. Решения шаблонны. Труд стимулируется от случая к случаю, бессистемно.
Недопустимый уровень Цели и задачи не ставятся или почти не ставятся. Приемы, методы, формы труда неэффективны и нерациональны. Решения случайны. Труд не стимулируется или почти не стимулируется.
7. Разработка программы воспитательной работы на основе государственных законодательных нормативных актов.
Оптимальный уровень Содержание воспитательной работы по ресоциализации женщин-преступниц осуществляется посредством модели воспитательной работы, определенной в УИК РФ: основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, самодеятельные организации осужденных к лишению свободы, общее образование осужденных к лишению свободы, меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы [4].
Допустимый уровень Норма-образец в основном достигается, хотя имеют место некоторые недостатки.
Критический уровень Норма-образец достигается частично.
Недопустимый уровень Норма-образец не достигается или почти не достигается.
S. Организация учебного процесса по ресоциализации женщин-преступниц.
Оптимальный уровень Для организации учебной деятельности по ресоциализации женщин-преступниц созданы условия кадровые, информационные, финансовые, нормативноправовые и др.
Допустимый уровень Норма-образец в основном выполняется, хотя результат желает быть лучше.
Критический уровень Имеют место существенные недостатки в создании условий для организации учебной деятельности по ресоциализации женщин-преступниц в пенитенциарном учреждении.
Недопустимый уровень Для организации учебной деятельности по ресоциализации женщин-преступниц условия не создаются или почти не создаются.
9. Взаимодействие сотрудников пенитенциарного учреждения и женщин-преступниц в процессе ресоциализации.
Оптимальный уровень Взаимодействие сотрудника пенитенциарного учреждения с коллегами и женщинами-преступницами осуществляется на основе коммуникативной компетентности. Взаимодействие в коллективе высокоэффективное. Вносит предложения по совершенствованию социально-педагогического процесса. Процесс ресоциализации обоснованно прогнозируется, разрабатываются перспективы. Вопросы ресоциализации и воспитания решаются комплексно.
Допустимый уровень Связь и взаимоотношения с коллективом разнообразные и в основном соответствуют требованиям педагогического сотрудничества. Прогнозируются и разрабатываются перспективы процесса ресоциализации, но не всегда точно. Вопросы ресоциализации и воспитания решаются комплексно, но не всегда. Всегда исследуются результаты и не всегда процесс ресоциализации.
Критический уровень Связь и взаимоотношения определяются служебной необходимостью. Процесс ресоциализации прогнозируется от случая к случаю. Перспективы, если и разрабатываются, то только ближние. Связь между отдельными элементами работы слабая.
Недопустимый уровень Претендует на особое положение в коллективе или пытается совершенно изолироваться. Труд не прогнозируется или почти не прогнозируется. Связь между отдельными элементами работы отсутствует или почти отсутствует. Процесс ресоциализации и ее результаты не исследуются или почти не исследуются.
10. Ориентация женщин-преступниц на самоанализ и самодиагностику в процессе ресоциализации.
Оптимальный уровень Женщины-преступницы под руководством сотрудников пенитенциарного учреждения постоянно осуществляет самоанализ и самодиагностику, изучают особенности своей личности, выявляют достоинства своей личности, резервы развития, адекватно оценивают свои способности, поведение, выявляют причины недостатков характера; определяют свои социальные позиции, роли, позитивные и негативные влияния социальной среды, критически, в соответствии с нормами морали и права оценивают собственные поступки.
Допустимый уровень Самоанализ и самодиагностику осуществляют, но недостаточно адекватно.
Критический уровень Самоанализ и самодиагностику осуществляют поверхностно, не систематически.
Недопустимый уровень Самоанализ и самодиагностику не осуществляют или почти не осуществляют.
11. Осуществление женщинами-преступницами планирования в процессе ресоциализации.
Библиографический список
1. Шалаев, И.К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управленца: учебно-методическое пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2009.
2. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография / И.К. Шалаев. - Барнаул: АлтГПА, 2010.
3. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та,
2007.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 сентября 2008 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
Bibliography
1. Shalaev, I. K. Normy-obrazcy realizacii tehnologicheskih funkcij MPCU kak bazovye kompetencii sovremennogo upravlenca: uchebno-metodicheskoe posobie. - Barnaul: AltGPA, 2009.
2. Shalaev, I. K. Povyshenie kachestva obrazovatel'nogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya: monografiya / I. K. Shalaev. - Barnaul: AltGPA, 2010.
3. Shalaev, I. K. Programmno-celevaya psihologiya upravleniya: uchebnoe posobie. - Barnaul: Izd-vo Barn. gos. ped. un-ta, 2007.
4. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii (po sostoyaniyu na 20 sentyabrya 2008 goda). - Novosibirsk: Sib. univ. izd-vo, 2008.
Статья поступила в редакцию 10.05.11
Оптимальный уровень Женщины-преступницы под руководством сотрудников пенитенциарного учреждения на основе самопознания и самоанализа постоянно осуществляют прогнозирование и планирование деятельности по ресоциализации; определяют собственную позицию в различных сферах деятельности, вырабатывают планы на различные отрезки будущей жизни; проектируют пути и способы саморазвития, устранения недостатков характера, проектируют пути и средства достижения конкретных целей, составляют индивидуальную программу личностного развития, коррекции личностных качеств (совместно с воспитателями, психологами).
Допустимый уровень Женщины-преступницы осуществляют планирование собственной деятельности по достижению целей ресоциализации, но не систематически и не всегда адекватно самоанализу
Критический уровень Женщины-преступницы осуществляют планирование собственной деятельности по достижению целей ресоциализации, но не систематически, действуют «стихийно», «по обстоятельствам».
Недопустимый уровень Женщины-преступницы планирование собственной деятельности по достижению целей ресоциализации не осуществляют или почти не осуществляют.
12. Самоорганизация, самоконтроль и саморегулирование женщин-преступниц в процессе ресоциализации.
Оптимальный уровень Под руководством сотрудника пенитенциарного учреждения женщины-преступницы осуществляют самоорганизацию, самоконтроль, саморегулирование в системе рационально, эффективно распределяют время, силы, внимание; используют социально полезные, одобряемые формы самореализации в различных видах деятельности; фиксируют достижения, этапы самореализации в картах личностного роста, дневнике саморазвития.
Допустимый уровень Женщины-преступницы осуществляют самоорганизацию, самоконтроль, саморегулирование по достижению показателей по ресоциализации, но недостаточно полно, не всегда рационально и эффективно.
Критический уровень Женщины-преступницы осуществляют самоорганизацию, самоконтроль, саморегулирование по достижению показателей по ресоциализации, но поверхностно, формально.
Недопустимый уровень Женщины-преступницы самоорганизацию, самоконтроль, саморегулирование по достижению показателей по ресоциализации не осуществляют или почти не осуществляют.
Оптимальный уровень оценивается 9-10 баллами. Допустимый уровень - 6-8 баллами. Критический уровень - 4-5 баллами. Недопустимый уровень - 0-3 баллами.