редь, содействует профессиональному самоопределению обучающихся. Проще говоря, фасилитатор продумывает процедуры и формат мероприятий, которые дают возможность учащимся накопить совместные знания, структурировать их, затем выбрать курс действий, который поддерживался бы совместными и обоюдными решениями, а также обязательствами по отношению к друг другу.
Рассмотрев различные подходы отечественных и зарубежных психологов, мы попытались выделить личностные качества педагога, которые, на наш взгляд, могут способствовать реализации фасилитационного взаимодействия: аттрактивность, толерантность и ассертивность.
1. Эмпатия, как постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, экстроверсия, как стремление человека к установлению контактов с другими людьми, коммуникативность и искренность (по мнению Жижиной) и конгруэнтное самовыражение (по К. Роджерсу) являются определяющими для формирования такого качества, как аттрактивность. Аттрактивность - это стремление человека к позитивному отношению к нему со стороны других людей, которое основывается на собственном положительном чувстве к этим людям.
2. Социальный интеллект и безоценочное принятие других (К. Роджерс) формируют толерантность. Толерантность - это способность к безоценочному восприятию мнений и суждений другого человека, терпимое отношение к ним.
3.Лидерство как процесс влияния одних индивидов на других в условиях совместной деятельности, авторитетность, ре-ферентность, признанность способствуют развитию ассертив-ности. Ассертивность - это комплексное чувство уверенности в себе, в собственных силах.
Необходимо подчеркнуть, что предпосылками для формирования всех вышеперечисленных свойств и качеств являются психофизиологические характеристики человека. Однако мы утверждаем, что выделенные нами личностные качества педагога являются основополагающими при фасилитационном взаимодействии.
В ходе анализа научной литературы по данной проблеме установлено, что одним из эффективных способов являются тренинги личностного роста, направленные на формирование внутренних психических качеств (гуманистическая позиция, установка на поиск, творчество), адекватного анализа педагогических ситуаций, готовности к вариативности и выбору. При проведении тренингов важно обеспечить открытость педагога, снизить его напряженность и личное сопротивление изменениям. Для снятий психологического барьера нами использовались различные методы работы: проблемные лекции, социальнопсихологические тренинги (ролевые, ситуационные, сензитив-ные), анализ и решение конкретных педагогических ситуаций, эффективные технологии общения (беспроблемного общения Т. Гордона, подлинного общения Э. Берна, некоторые техники гештальттерапии Ф. Перлза) [4].
В ходе опытно-экспериментальной работы принимали участие педагоги пяти общеобразовательных школ города Прокопьевска Кемеровской области (218 чел.). Значимым показателем способности осуществлять фасилитационное взаимодействие являлось наличие необходимых для фасилитации профессионального самоопределения учащихся личностных качеств и установок (аттрактивность, толерантность и ассертивность). Причем наличие указанных качеств у учителей на диагностическом этапе на низком уровне было зафиксировано более чем у 20%, на среднем более 50% педагогов. Однако на заключительном этапе приращение по высокому уровню составило от 9% до 40%.
В ходе работы педагоги отмечали, что научились положительно влиять на учащихся в процессе совместной работы, создавать благоприятную психологическую обстановку, анализировать свои поступки и чувства, менять образ действий в случае необходимости, проявлять эмоциональную восприимчивость, проникать в чувства и переживания ученика и др. Во время наблюдения отмечались значительные изменения в общении учителей с учениками, которые выражались в проявлении педагогического такта, в доверии к учащимся, в простоте общения, в уважении и позитивном принятие обучаемого как личности.
Библиографический список
1. Ильина, Л.Е. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития старшеклассника в профильном обучении: дис. ... канд. пед. наук. -Оренбург, 2007.
2. Rogers, C. Client-centered therapy. - Boston: Houghton Mifflin Company, 1951.
3. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону, 1999.
4. Горянина, В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2005. -
Bibliography
1. Iljina, L.E. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitiya starsheklassnika v profiljnom obuchenii: dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg,
2007.
2. Rogers, C. Client-centered therapy. - Boston: Houghton Mifflin Company, 1951.
3. Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj / pod obth. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. - Rostov-na-Donu, 1999.
4. Goryanina, V.A. Psikhologiya obtheniya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 17.09.11
УДК 34.9
Khantseva G.G., Zorina N.S. RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH WORK OF FEMALE CONVICTS’ RESOCIALIZATION ON THE BASIS OF MOTIVATIONAL PROGRAM-ORIENTED APPROACH. Evaluating the effectiveness of the model of female convicts' re-socialization in terms of motivational program-oriented approach was carried on using the technique of examination of the quality of education, developed by I.K. Shalaev and modified by the author.
Key words: re-socialization of female convicts, the staff of the institution, motivational program-oriented approach, motivational readiness, an integrative indicator of efficiency.
Г.Г. Ханцева, доц, канд. пед наук, Н.С. Зорина, аспирант Рубцовского индустриального института (филиала) ГОУ ВПО ««Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Рубцовск, Е-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 00 РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ НА ОСНООЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА
Оценка эффективности модели ресоциализации женщин-преступниц с точки зрения мотивационного программно-целевого подхода проводилась с использованием методики экспертизы качества образования, разработанной И.К. Шалаевым и модифицированной автором.
Ключевые слова: ресоциализация женщин-преступниц, сотрудники пенитенциарного учреждения, мотивационный программноцелевой подход, мотивационная готовность, интегративный показатель эффективности.
Экспериментальная проверка эффективности ресоциализации женщин-преступниц проводилась на базе ИУ № 6 (женщины, осужденные в 2005-2006 г.г.). Из отрядов 1 и 2 - 215 человек были объединены в экспериментальную группу ЭГ-1; экспериментальную группу ЭГ-2 составили 196 женщин, из отрядов 3 и 4.
Кроме того, были осуществлены два замера (в 2004 и 2006 гг.) уровня критериальных характеристик измеряемых параметров ресоциализации женщин-преступниц, пребывающих не менее двух лет в четырех отрядах ИУ и освободившихся в 2006 г. Эти женщины составили контрольные группы: КГ-1- 208 женщин из отряда № 1 и отряда № 2; КГ-2 - 192 женщин из отряда № 3 и отряда № 4. При ресоциализации женщин-преступниц
Замеры 2004 и 2006 гг. показали увеличение доли женщин-преступниц контрольных групп, обладающих оптимальным или допустимым уровнем мотивационной готовности к ресоциализации, к концу обучения с 48,6 до 49,0% в КГ-1 и с 54,2 до 59,9% в КГ-2, что ниже значений аналогичных показателей, полученных при диагностике женщин-преступниц экспериментальных групп. То есть замеры уровня развития мотивационной готовности к ресоциализации женщин-преступниц контрольных групп показали, что лишь немногим более половины из них обладали необходимым уровнем мотивационной готовности к ресоциализации, за 2 года пребывания в исправительном учреждении произошло незначительное увеличение доли женщин-преступниц, обладающих оптимальным или допустимым уровнем мотивационной готовности к ресоциализации.
Еще одним показателем, демонстрирующим различия в эффективности процессов ресоциализации, управляемых на основе мотивационного программно-целевого и традиционного
контрольных групп реализовывалась традиционная воспитательная система на основе общепринятых подходов к ресоциализации.
Опытно-экспериментальной работой были охвачены группы женщин-преступниц в возрасте от 18 до 40 лет, впервые совершившие преступления небольшой и средней тяжести. Среди них преобладали лица, имеющие семью или состоящие в гражданском браке, с трудовым стажем более трех лет, с ярко выраженными трудовыми навыками. Все они были трудоспособны и имели срок отбытия наказания - от 4 до 10 лет. Эффективность воспитательной системы оценивалась на основе данных динамики ресоциализации женщин-преступниц отрядов в контрольных точках (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Таблица 2
подходов, является доля в численном составе групп женщин-преступниц, обладающих критическим уровнем мотивационной готовности к ресоциализации.
Исследование показало, что в экспериментальных группах к окончанию опытно-экспериментальной работы число таких женщин составило 4,1 % - в ЭГ-1 и 7,1% - в ЭГ-2, в то время как в контрольных группах в ходе контрольных замеров было выявлено снижение их числа до 14,9% (КГ-1) и до 15,1 % (КГ-2).
Сходство в тенденциях изменения уровня ресоциализации женщин-преступниц ЭГ-1 и ЭГ-2 позволяет утверждать, что повышение эффективности воспитательной системы явилось следствием реорганизации управления ею на основе мотивационного программно-целевого подхода.
Еще одной задачей опытно-экспериментальной работы являлся мониторинг эффективности ресоциализации женщин-преступниц, осуществляемый на основе мотивационного программно-целевого подхода. Для проведения эксперименталь-
Результаты измерения параметров ресоциализации женщин-преступниц экспериментальных групп в контрольных точках по критерию мотивационной готовности женщин-преступниц к ресоциализации, кол-во чел.
Уровень Замеры
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010г.
ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-1 ЭГ-2
Оптимальный 15 24 19 27 23 21 27 32 41 58
Допустимый 69 62 72 61 93 78 102 105 118 88
Н ед опустнмый 98 70 94 70 75 61 69 53 47 36
Критический 33 40 30 38 24 36 17 25 9 14
Результаты измерения параметров ресоциализации женщин-преступниц контрольных групп в контрольных точках по критерию мотивационной готовности женщин-преступниц к ресоциализации, кол-во чел.
Уровень Замеры
2004 г. 2006 г.
КГ-1 КГ-2 КГ-1 КГ-2
Оптимальный 22 27 28 35
Допустимый 79 77 74 80
Н едопустнмый 66 53 75 48
Критический 41 35 31 29
ной работы по измерению параметров эффективности ресоциализации женщин-преступниц были приглашены компетентные эксперты: работники уголовно-исполнительной системы, административно-управленческий персонал пенитенциарного учреждения, начальники отрядов.
Эффективность МПЦУ оценивалась по формуле [1]:
Ипэ = ф1+2 ф2+3(ф3+ ф4+ ф5+ фб+ ф7+ ф8+ ф9+ ф10+ ф11 + ф12)/33,
где Ипэ - интегративный показатель эффективности ресоциализации женщин-преступниц по параметрам исполняющей программы, адекватной цели и задачам [2];
ф-і - психологическая готовность - обеспечение целевой ориентации сотрудников пенитенциарного учреждения в соответствии с содержанием и объемом совместной работы, формирование их ценностных ориентаций и психологического климата, осуществление воспитания и профессионального стимулирования их труда [3];
ф2 - технологическая подготовленность - обеспечение безупречной компетентности сотрудников пенитенциарного учреждения;
ф3 - формирование мотивационной готовности сотрудников исправительных учреждений и женщин-преступниц к ресоциализации;
ф4 - стимулирование самоактуализации женщин-
преступниц в процессе ресоциализации посредством подключения мотиваторов самопобуждения;
Библиографический список
ф5 - обеспечение познавательной деятельности женщин-преступниц;
фб - обеспечение повышения профессионализма сотрудников пенитенциарного учреждения и его реализации;
ф7 - разработка программы учебно-воспитательного процесса на основе государственных законодательных нормативных актов;
ф8 - организация учебного процесса по ресоциализации женщин-преступниц;
ф9 - обеспечение взаимодействия сотрудников исправительного учреждения и женщин-преступниц в процессе достижения генеральной цели;
ф10 - ориентация женщин-преступниц на самоанализ и самодиагностику;
фи - осуществление женщинами-преступницами планирования в достижении генеральной цели;
ф12 - осуществление женщинами-преступницами самоорганизации, самоконтроля и саморегулирования.
В результате проведенного эксперимента, значения показателя Ипэ в экспериментальных группах достигли оптимального уровня. Полученный интегративный показатель эффективности продемонстрировал перспективность использования новой технологии ресоциализации женщин-преступниц.
Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные позволяют утверждать, что управление ресоциализацией на основе мотивационного программно-целевого подхода является эффективным.
1. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография. -Барнаул, 2010.
2. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Барнаул, 2007.
3. Шалаев, И.К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управленца: учебно-
методическое пособие. - Барнаул, 2009.
Bibliography
1. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya: monografiya. - Barnaul,
2010.
2. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya: uchebnoe posobie. - Barnaul, 2007.
3. Shalaev, I.K. Normih-obrazcih realizacii tekhnologicheskikh funkciyj MPCU kak bazovihe kompetencii sovremennogo upravlenca: uchebno-
metodicheskoe posobie. - Barnaul, 2009.
Статья поступила в редакцию 17.09.11
УДК 371.12
Dubrovina T.L. DESIGN OF BASIC PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAM AS A FORM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY AND PRIMARY VOCATIONAL EDUCATION. In this paper, the design principal professional educational program (OPOP) established by a direction of the educational institutions of secondary and primary education to meet the requirements of the federal state educational standards of the new generation. The features of organization design OPOP, marked levels of the organizational structure of the design, the main stages.
Key words: The basic professional educational program, federal state educational standards, pedagogical designing, levels, the basic design stages.
Т.Л. Дубровина, преп. профессионального цикла ГАОУ СПО ТО Тюменский колледж транспорта, аспирант ТОГИРРО, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРПФЕССИПНАЛЬНПЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРОГРАММЫ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы проектирования основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по подготавливаемым направлениям в образовательных учреждениях среднего и начального образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Рассмотрены особенности организации проектированием ОПОП, выделены уровни организационной структуры управления проектированием, основные этапы.
Ключевые слова: основная профессиональная образовательная программа, федеральные государственные образовательные стандарты, педагогическое проектирование, уровни, основные этапы проектирования.
Понятие «проектирование» пришло в педагогику из техни- философский словарь трактует данный термин как деятель-
ческого знания, где оно означало создание опережающей про- ность по созданию проектов. Исходя из этого определения,
екции того, что затем будет выполнено в реальности. Новейший можно сказать, что проектирование характеризуется двумя