УДК 35.08(470.343)
С. А. Утросина Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
Нормативные основы формирования кадрового резерва
муниципальных служащих в Республике Марий Эл
В статье речь идет о совершенствовании работы с кадрами как факторе повышения эффективности муниципального управления. Обосновывается необходимость формирования новой системы работы с кадровым резервом, показана основная цель формирования кадрового резерва муниципальной службы. Раскрывается работа по созданию нормативно-правовой основы для формирования кадрового резерва на муниципальном уровне в Республике Марий Эл, по обеспечению законности, соблюдению нормативно-правовых требований и процедур в решении вопросов кадрового резерва. В работе подчеркивается важность внедрения новых технологий при отборе и оценке кадрового резерва, комплексной и объективной оценке профессионализма, деловых и нравственных качеств муниципальных служащих при их подборе в резерв. Подведены итоги по формированию кадрового резерва муниципальных служащих в Республике Марий Эл за последние годы.
Ключевые слова: Республика Марий Эл, нормативно-правовая база, кадровый резерв, муниципальная служба, новые технологии отбора и оценки кадров.
Эффективность местного самоуправления во многом зависит от того, насколько слаженно и профессионально работает управленческий аппарат. И здесь важно, с одной стороны, надлежащее правовое регулирование муниципальной службы, а с другой - профессионализм и квалификация муниципальных служащих. С принятием 2 марта 2007 г. Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации» существенно изменились условия муниципальной службы, правовые основы формирования резерва кадров. Одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы определена организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование. Согласно ст. 33 данного закона в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы [4].
Выступая перед Федеральным Собранием в 2008 г. Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что сегодняшней России нужна новая система формирования кадрового резерва. Была поставлена задача по созданию полноценного резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Разработанные методические рекомендации были призваны помочь в организации данной работы в органах государственной
власти. К сожалению, на муниципальном уровне таких методик разработано не было.
Во всех субъектах Российской Федерации развернулась работа по формированию кадрового резерва. В рамках выполнения рекомендаций началась подобная работа и в Республике Марий Эл. В соответствии с Указом Президента Республики Марий Эл от 1 октября 2008 г. № 226 была создана Комиссия по формированию и подготовке управленческих кадров. В состав Комиссии вошли представители органов исполнительной власти республики, а также главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл, председатель Совета муниципальных образований Республики Марий Эл, ректоры ведущих государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Республики Марий Эл [3].
22 ноября 2008 г. был принят Указ Президента РМЭ «Об утверждении Порядка формирования резерва управленческих кадров Республики Марий Эл». Администрация Президента РМЭ была определена в качестве уполномоченного органа, ответственного за формирование резерва управленческих кадров. В «Порядке формирования резерва управленческих кадров Республики Марий Эл» было указано, что резерв управленческих кадров Республики Марий Эл представляет собой специально сформированную категорию лиц, успешно прошедших отбор и отвечающих квалификационным и иным требованиям, установленным
законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл и способных по своим профессионально-деловым, личностным и морально-этическим качествам замещать управленческие должности. В документе были определены принципы формирования, подготовки и использования резерва управленческих кадров, среди которых важное место занимают объективность оценки кандидатов при отборе на включение в резерв; гласность, доступность к информации о резерве управленческих кадров. Порядок предусматривает формирование резерва по трем целевым группам, в том числе для замещения должностей глав администраций городских округов и муниципальных районов и их заместителей [2].
Принятые меры позволили приступить к систематической работе по формированию резерва управленческих кадров. Проанализировав сложившуюся систему работы с кадрами, состояние резерва управленческих кадров на 1 апреля 2009 г., Правительство Республики отметило положительную динамику в этом направлении. Однако указало на то, что данная политика не является целостной и системной: отсутствуют нормативно-правовая база формирования резерва управленческих кадров; целенаправленная деятельность по подготовке и ротации кадров как «по вертикали», так и «по горизонтали»; единый информационный банк данных профессиональных управленцев; четкие механизмы реализации процедур, направленных на формирование, использование и обновление резерва.
В целях совершенствования кадровой политики Правительство Республики Марий Эл 16 июня 2009 г. приняло постановление № 140, в котором была утверждена Республиканская программа «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Республики Марий Эл (2009-2013 годы)» [6]. Основной целью Программы определено «формирование, подготовка и эффективное использование резерва управленческих кадров Республики Марий Эл для органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Марий Эл, а также для организаций приоритетных сфер государственного и муниципального регулирования в целях модернизации государственного и муниципального управления Республики Марий Эл». Источником финансирования данной Программы стал республиканский бюджет. Программа определила главную задачу создания резерва управленческих кадров - это выявление специалистов, имеющих глубокие профессиональные знания,
владеющих стратегическим мышлением и тактическими навыками, устойчивых к соблазнам коррупции, злоупотреблению властью. На начальном этапе выполнения Программы важно было проанализировать состояние правового регулирования по вопросам формирования резерва управленческих кадров и разработать нормативно-правовую базу, сформировать базы данных резерва, определить систему работы с резервом. Программа определила и ожидаемые результаты ее реализации:
- создание нормативной правовой базы формирования и подготовки резерва управленческих кадров;
- формирование и эффективное использование резерва управленческих кадров в сфере государственного и муниципального управления;
- повышение эффективности кадровой политики в государственных органах, органах местного самоуправления.
В целях развития и совершенствования муниципальной службы в Республике Марий Эл, формирования высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы, Указом Главы Республики Марий Эл от 24 ноября 2011 г. № 115 была утверждена республиканская программа «Развитие муниципальной службы в Республике Марий Эл (2012-2014 годы)» [5]. 10 декабря 2014 г. Указом Главы Республики Марий Эл № 309 срок действия Программы продлен на 2 года. В Программе указано, что институт муниципальной службы является одним из важнейших элементов в организации местного самоуправления и решении вопросов местного значения. Эффективность деятельности органов местного самоуправления во многом зависит от того, насколько грамотно и профессионально будет действовать управленческий аппарат. Отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков, отвечающих современным потребностям развития общества, приводит к низкому качеству управленческих решений, а следовательно, к утрате авторитета органов местного самоуправления у населения. Поэтому одним из основных условий развития муниципальной службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления были привлечены к работе по формированию кадрового резерва, им было рекомендовано разработать и принять правовые акты по вопросам формирования и ведения резерва управленческих кадров для муниципальных образований с учетом положений,
установленных Порядком формирования резерва управленческих кадров Республики Марий Эл, утвержденным Указом Президента РМЭ.
В ряде муниципальных образований (Парань-гинском, Волжском) решением Собраний депутатов или постановлениями администраций муниципальных районов (Горномарийский, Звениговский, Куженерский, Медведевский и др.) были созданы комиссии по отбору претендентов для включения в кадровый резерв, утверждены Положения или Порядок формирования резерва управленческих кадров муниципальных образований. Задача подбора кадров объявлялась одним из приоритетных направлений деятельности муниципальных образований. Целью формирования резерва кадров в системе местного самоуправления становилось создание планомерной и комплексной системы мер по замещению вакантных должностей муниципальной службы, продвижение по службе муниципальных служащих, способных профессионально и эффективно реализовывать полномочия соответствующих органов местного самоуправления. При этом особое внимание должно уделяться подбору молодых перспективных кандидатов. Так, в «Порядке формирования перспективного кадрового развития муниципального образования «Волжский муниципальный район» определена цель создания резерва развития - привлечение и подготовка талантливой молодежи, обладающей хорошим потенциалом для развития и ориентированной в будущей профессиональной деятельности на работу в сфере государственного и муниципального управления.
Перед комиссиями, формирующими резерв, встали задачи планирования этой работы. Начинать надо было с прогноза изменений структуры органов местного самоуправления и определения степени обеспеченности и потребности в кадрах. И только после этого можно было определиться с текущей и перспективной потребностью в кадровом резерве на каждом уровне управления.
Важнейшим этапом этой работы стал отбор кандидатов в кадровый резерв и создание базы данных. Документы ориентировали на объективный и беспристрастный подход к оценке качеств претендента. В этих условиях важно было сформировать критерии оценки, которые бы позволили понять, насколько претендент удовлетворяет требованиям, определяемым предполагаемой для него должностью. При этом не следует ориентироваться на то, что кандидат формально соответствует квалификационным требованиям. Важно оценить его умение управлять производствен-
ными, социальными и другими процессами, в том числе и антикризисными, происходящими в муниципальных органах. Однако практика показала, что в ходе оценки кандидатов в резерв преимущественно применялся традиционный набор технологий, которые не позволяли оценить умения и навыки претендентов. Ясна стала необходимость в разработке и применении новейших, эффективных методик и технологий. В помощь кадровым службам стали создаваться учебно-методические пособия, которые ориентировали на применение новейших технологий. Например, в 2013 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации было разработано пособие «Методический инструментарий по организации отбора кадров на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы». Авторы пособия отметили, что «применение государственными органами предлагаемых методов отбора кандидатов на замещение вакантных должностей позволит исключить нарушения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе, обеспечить формирование профессионального кадрового состава на гражданской службе, включающего перспективных и высококвалифицированных специалистов, обладающих требуемыми для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей образованием, стажем (опытом) работы, профессиональными и личностными качествами» [1].
Подобные методики создавались и на местах. Для организации методической помощи органам государственной власти Республики Марий Эл в оценке профессиональных качеств государственных служащих и кандидатов в резерв учеными Поволжского государственного технологического университета были разработаны учебно-методические пособия «Механизмы стратегического кадрового планирования на государственной гражданской службе» и «Методики оценки профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих (граждан) при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей и на включение в кадровый резерв, а также при проведении аттестаций и квалификационных экзаменов». Несмотря на то, что данные пособия были адресованы государственным органам, руководители и кадровые службы муниципальных органов начали их использовать в своей работе с резервом.
В целях выполнения республиканской программы «Развитие муниципальной службы в Республике Марий Эл» органы местного самоуправления
на протяжении 2012-2014 годов продолжали работу по совершенствованию нормативной базы по вопросам муниципальной службы, вносили актуальные изменения в уставы муниципальных образований, в соответствующие положения. Например, в положения, устанавливающие квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, о проведении аттестации муниципальных служащих и др.
Важным направлением работы в рамках оказания информационно-консультативной помощи органам местного самоуправления стало проведение семинаров-совещаний. Так, в 2012 году Администрацией Главы Республики Марий Эл было проведено 3 подобных мероприятия: семинар-совещание по вопросам исполнения законодательства о муниципальной службе; совместно с ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» - учебно-методический семинар «О некоторых актуальных проблемах организационно-правовых основ муниципальной службы»; совместно с Министерством юстиции Республики Марий Эл на базе администрации Волжского муниципального района был проведен выездной семинар на тему «Исполнение законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования «Волжский муниципальный район». В мероприятиях приняли участие 164 человека, среди них главы администраций, заместители глав администраций, руководители по кадровым и правовым вопросам и другие. Подобная работа продолжалась в последующие годы. Так, в 2013 году интересным был учебно-методический семинар «Развитие системы управления персоналом органов местного самоуправления, состояние и инновационные практики», на котором присутствовало 96 муниципальных служащих.
Следовательно, основные усилия в кадровой политике сосредоточиваются на создании хорошо подготовленного резерва кандидатов на должности руководителей новой формации, способных в сжатые сроки освоить новый участок работы и обеспечить эффективное решение стоящих перед ними задач. По состоянию на 1 января 2013 г. в кадровый резерв на муниципальной службе в Республике Марий Эл на конкурсной основе и без проведения конкурса было включено 508 человек, на 1 января 2014 г. количество резервистов составляло 558 человек. По состоянию на 1 января 2015 г. кадровый резерв сформирован в 16 городских округах и муниципальных районах (отсутст-
вует в Моркинском муниципальном районе), общее количество резервистов составляет 394 человека. Кадровый резерв сформирован на 297 должностях муниципальной службы, что составляет 16 % от общего количества должностей муниципальной службы (1810 должностей). На конкурсной основе был подобран резерв на 104 должности.
Таким образом, сложившаяся на современном этапе практика формирования кадрового резерва в муниципальной службы в Республике Марий Эл приобрела организационно-правовое оформление, что гарантирует ее эффективность.
Ш
1. Методический инструментарий по организации отбора кадров на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. М., 2013.
2. Об утверждении Порядка формирования резерва управленческих кадров Республики Марий Эл: Указ Президента Республики Марий Эл от 22 ноября 2008 г. № 272 // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2008. № 12. Ст. 635.
3. О Комиссии при Президенте Республики Марий Эл по формированию и подготовке резерва управленческих кадров: Указ Президента Республики Марий Эл от 1 октября 2008 г. № 226 // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2008. № 11. Ст. 564.
4. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 10. Ст. 1152.
5. О республиканской программе «Развитие муниципальной службы в Республике Марий Эл (2012-2014 годы)»: Указ Главы Республики Марий Эл от 24 ноября 2011 г. № 115 // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2011. № 12. Ст. 640.
6. О республиканской программе «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Республики Марий Эл (2009-2013 годы)»: Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 июня 2009 г. № 140 // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2009. № 7. Ст. 323.
1. Metodicheskii instrumentarii po organizatsii otbora kadrov na zameshchenie vakantnykh dolzhnostei gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby, M., 2013.
2. Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya rezerva upravlen-cheskikh kadrov Respubliki Marii El: Ukaz Prezidenta Respubliki Marii El ot 22 noyabrya 2008 g. No. 272, Sobranie zakonoda-tel'stva Respubliki Marii El, 2008. No. 12, st. 635.
3. O Komissii pri Prezidente Respubliki Marii El po formi-rovaniyu i podgotovke rezerva upravlencheskikh kadrov: Ukaz Prezidenta Respubliki Marii El ot 1 oktyabrya 2008 g. No. 226, Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Marii El, 2008, No. 11, st. 564.
4. O munitsipal'noi sluzhbe v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 2 marta 2007 g. No. 25-FZ, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2007, No. 10, st. 1152.
C. A. yTPOCHHA
99
5. O respublikanskoi programme "Razvitie munitsipal'noi sluzhby v Respublike Marii El (2012-2014 gody)": Ukaz Glavy Respub-liki Marii El ot 24 noyabrya 2011 g. No. 115, Sobranie zakono-datel'stva Respubliki Marii El, 2011, No. 12, st. 640.
6. O respublikanskoi programme "Formirovanie i podgotovka rezerva upravlencheskikh kadrov Respubliki Marii El (2009-2013 gody)": Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Marii El ot 16 iyunya 2009 g. № 140, Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Marii El, 2009, No. 7, st. 323.
UDK 35.08(470.343)
S. A. Utrosina Mari State University, Yoshkar-Ola
Regulatory basis for the formation of personnel reserve
of municipal employees in the Republic of Mari El
The article is devoted to the improvement of work with personnel as a factor of increasing municipal management's efficiency. The forming of the new system of work with the personnel reserve and the main purpose of the formation of a personnel reserve of the municipal service are explained. Work on the creating of the normative and legal basis for the formation of personnel reserve at the municipal level is revealed to ensure the rule of law and observe normative and legal requirements and procedures in matters of personnel reserve in the Republic of Mari El. In the work the importance of introducing new technologies in the selection and assessment of personnel reserve, comprehensive and objective assessment of professionalism, business and moral qualities of municipal employees in their selection of the reserve are emphasized.
Keywords: Republic of Mari El, regulatory framework, reserve personnel, municipal services, new technologies for the selection and evaluation of personnel.