Представителем этой группы является только один банк - ПАО «Банк "Финансовая Корпорация Открытие"» - крупнейший частный банк России. Он обладает хорошо развитой сетью подразделений и занимает уверенные позиции во всех ключевых направлениях банковского бизнеса, но демонстрирует абсолютную незащищенность данных при заполнении клиентом формы авторизации для входа в личный кабинет.
Заключение
Проведенный анализ сервисов дистанционного управления счетом показал, что да-
леко не все банки обеспечивают необходимый уровень защиты данных на стороне клиента. Из 12 протестированных банков только 7 показали хорошие результаты. Относительно легко злоумышленник может перехватить данные для входа в личный кабинет клиентов таких банков, как «Рос-сельхозбанк», «Промсвязьбанк», «Эконом-банк», «Совкомбанк», банк «Открытие». Клиентам этих банков стоит быть особенно внимательными и не пользоваться общедоступными Wi-Fi сетями для удаленного управления своим счетом.
Библиографический список (References)
1. Волошин И.П. Факторы риска при разработке программного обеспечения // Информационная безопасность регионов. 2016. № 3. С. 15-19
Voloshin I.P. (2016) Faktory riska pri razrabotke programmnogo obespecheniya [Risk Factors in Software Development] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 3. P. 15-19
2. Волошин И.П. Защита информации в информационных системах персональных данных // Информационная безопасность регионов 2016. № 1. С. 12-15.
Voloshin I.P. (2016) Zashchita informatsii v informatsionnykh sistemakh personal'nykh dannykh [Protection of Information in Personal Data Information Systems] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1. P. 12-15.
3. e-Finance User Index 2016. URL: http://markswebb.ru/e-finance/e-finance-user-index-2016/ (дата обращения: 16.04.2017).
e-Finance User Index 2016. URL: http://markswebb.ru/e-finance/e-finance-user-index-2016/ (date of access: 16.04.2017).
УДК 347.73
нормативные акты центрального банка российской федерации в области валютного контроля как источники финансового права
NORMATIVE ACTS OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION ABOUT FOREIGN EXCHANGE CONTROL AS SOURCES OF FINANCIAL LAW
Пастушенко Елена Николаевна
Pastushenko Elena Nikolayevna
доктор юридических наук, профессор, Саратовская государственная юридическая академия, Саратов
PhD (Law), professor, Saratov State Academy of Law, Saratov
e-mail: past_en@mail.ru
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Земцова Лариса Николаевна
Zemtsova Larisa Nikolayevna
кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, председатель суда общей юрисдикции (в отставке)
Cand. Sc. (Law), associate professor of the department of justice and law enforcement, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, retired chairperson of the court of general jurisdiction, Saratov
e-mail: past_en@mail.ru
В статье подвергнута анализу нормотворческая, интерпретационная деятельность Центрального банка Российской Федерации в области валютного контроля. Обоснован вывод об отнесении нормативных актов Банка России к источникам финансового права. Подчеркивается дискуссионный характер проблемы определения юридической природы официальных разъяснений Банка России, информационных писем Банка России, методических рекомендаций Банка России как интерпретационных актов Банка России, в связи с чем вопросы развития юридической техники в документах Банка России рассматриваются как актуальное направление финансово-правовой политики.
Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, нормативные акты, валютный контроль, источники финансового права.
The article analyzes legislative and regulatory activity of the Central Bank of the Russian Federation regarding foreign exchange control. Conclusion is made that regulatory acts of the Bank of Russia can be considered sources of financial law in Russia. The authors stress debatable issue of the problem of determining the legal nature of explanatory statements of the Bank of Russia, bulletins of the Bank of Russia, and methodological recommendations of the Bank of Russia as interpretative acts of the Bank of Russia. Therefore, legal recommendations in the documentation of the Bank of Russia are considered as an important vector of financial and legal policy development.
Keywords: Central Bank of the Russian Federation, normative acts, foreign exchange control, sources of financial law.
Современные реалии социально-экономического и политико-правового развития российского государства свидетельствуют о важности эффективной реализации законодательно закрепленных функций Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ) по обеспечению стабильности национальной валюты. В указанном аспекте весьма востребованы доктринальные исследования публично-правового статуса ЦБ РФ как органа валютного регулирования и валютного контроля. Правовым обеспечением реализации компетенции ЦБ РФ являются его нормот-ворческие полномочия по изданию нормативных актов ЦБ РФ по законодательно закрепленным вопросам. Вопросы качества реализации нормотворческой функции ЦБ РФ в области валютного контроля представляются актуальными с позиций адекватности правового регулирования общественным отношениям в валютной сфере и корректности последующего правоприменения в деятельности контрольно-надзорных органов и субъектов валютных правоотношений.
В связи с изложенным целью настоящего исследования является изучение вопросов нормотворческой активности Центрального банка Российской Федерации в условиях либерализации валютного законодательства, восполнение пробелов правового регулирования и устранение коллизий в праве в аспекте теории финансового права относительно источников финансового права.
Вполне обоснованно в науке финансового права нормативные акты ЦБ РФ как специального субъекта, участвующего в финансовой деятельности государства, рассматриваются как источник финансового права [16, с. 22, 30, 466-468]. Следует обратить внимание, что современной тенденцией является уменьшение законодателем полномочий ЦБ РФ по валютному контролю [12, с. 113]. Но право нормотворчества ЦБ РФ как органа валютного регулирования и органа валютного контроля принципиально сохранено в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп. от 3 июля
Информационная безопасность регионов. 2017. № 2(27)
2016 г. № 285-ФЗ) [15]. В целях точности правопонимания необходимо обратить внимание на понятийный аппарат данного Федерального закона в отношении валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля (статья 4).
Акты органов валютного контроля - это акты органов валютного контроля, изданные по вопросам, отнесенным к их компетенции, строго ограниченные рамками закона - в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством и актами органов валютного регулирования. Валютное законодательство характеризуется законодателем как указанный федеральный закон и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Этим обеспечивается системный подход в правовом регулировании валютных отношений. Органы валютного регулирования также строго ограничены в издании нормативных правовых актов - только в случаях, предусматриваемых рассматриваемым федеральным законом. Изложенная юридическая техника исключает произвольный подход к изданию актов валютного контроля исходя из целесообразности. Режим законности при издании актов валютного контроля должен неукоснительно соблюдаться. Имеются ограничения по объектам правового регулирования в актах органов валютного контроля: они не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Обозначенные требования к актам органов валютного контроля возможно охарактеризовать как специальные требования к нормотворче-ской функции ЦБ РФ в области валютного контроля.
Имеют место и общие требования к нормативным актам ЦБ РФ, основанные на статье 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. № 362-ФЗ) [14]. Это касается формы нормативных актов Банка России - указаний, положений, инструкций; опубликования нормативных актов Банка России в официальном издании Банка России - «Вестнике Банка России» или на официальном сайте Банка России в интернете (www.cbr.ru); регистрации нормативных актов в Министерстве юстиции Российской Федерации (за некоторыми исключениями), обжалования нормативных актов ЦБ РФ в Верховный Суд Российской Федерации.
Представляется актуальным исследование в науке финансового права валютного контроля в аспекте теории финансового контроля [11],
законодательных источников финансового контроля [8], денежного права [10]. Сложную правовую природу имеют информационные письма ЦБ РФ, изданные в том числе и по вопросам валютного контроля. По форме информационное письмо не является нормативным актом ЦБ РФ, так как издано не в форме указания, положения, инструкции, характеризующих форму нормативного акта ЦБ РФ. По содержанию информационные письма ЦБ РФ содержат позицию ЦБ РФ по применению валютного законодательства или нормативного акта ЦБ РФ. Например, Информационное письмо ЦБ РФ от 31 марта 2005 г. № 31 «Вопросы, связанные с применением Федерального закона от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" и нормативных актов Банка России» [3], Информационное письмо ЦБ РФ от 26 марта 2004 г. № 27 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования валютного контроля» [2], Информационное письмо ЦБ РФ от 7 мая 2014 г. № 44 «Вопросы по применению Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением"» [4].
Если информационные письма ЦБ РФ не являются нормативными актами ЦБ РФ, возникает следующий вопрос: не являются ли информационные письма ЦБ РФ интерпретационными актами (актами толкования) ЦБ РФ? В отношении актов толкования ЦБ РФ издано Положение ЦБ РФ от 18 июля 2000 г. № 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России» [1]. Согласно данному нормативному акту ЦБ РФ официальные разъяснения федерального закона издаются ЦБ РФ в случае, если это полномочие ЦБ РФ (на разъяснение федерального закона) предусмотрено федеральным законом. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не закрепляет право ЦБ РФ на официальное разъяснение указанного федерального закона. Полномочие Банка России на разъяснение федерального закона в законотворческой практике было установлено единственный раз в Федеральном законе от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (изм. и доп. 8 декабря 2003 г.) [13], ныне утратившим силу [9]. Принимая во внимание востребованность правовой позиции ЦБ РФ в отношении
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
практики применения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», представляется целесообразным рассмотреть вопрос о наделении ЦБ РФ полномочием на официальное разъяснение указанного федерального закона по вопросам законодательно закрепленной компетенции.
Официальные разъяснения ЦБ РФ в отношении нормативных актов ЦБ РФ по валютному контролю в практике ЦБ РФ изданы не были, в то время как по вопросам реализации иных функций ЦБ РФ такая форма издания актов толкования ЦБ РФ использовалась. В связи с этим возникает вопрос: не будет ли правильнее издание ЦБ РФ официальных разъяснений нормативных актов ЦБ РФ по валютному регулированию и валютному контролю, а не информационных писем ЦБ РФ с обобщением практики применения нормативных актов ЦБ РФ по вопросам валютного регулирования и валютного контроля? С позиций юридической техники закрепление в нормативном акте ЦБ РФ статуса информационных писем ЦБ РФ является востребованным. Это важно и для уяснения статуса информационных писем ЦБ РФ в области валютного контроля. Следует отметить, что в Положении ЦБ РФ от 15 сентября 1997 г. № 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» [17] сведений о статусе информационных писем ЦБ РФ не содержится, как не представляется возможным обнаружить источник правового регулирования статуса информационных писем ЦБ РФ в опубликованных нормативных актах ЦБ РФ.
В последнее время в практике ЦБ РФ появилось новое направление в повышении качества правопонимания нормативных актов ЦБ РФ субъектами их применения. Например, 15 июня 2015 г. ЦБ РФ изданы «Методические рекомендации по вопросу оформления паспорта сделки на основании документов, рассматриваемых в качестве договоров в соответствии с нормами главы 28 Гражданского кодекса Российской Федерации» (№ 14-МР) [5]. Издан этот документ, как заявлено ЦБ РФ, в преамбуле документа в целях обеспечения единообразного применения Инструкции ЦБ РФ от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций и контроля за их проведением».
Рекомендательный характер содержания подчеркивается ЦБ РФ и в иных документах, обозначенных как методические рекомендации, например, в «Методических рекомендациях по определению предельных размеров
позиций клиентов участников организованных торгов иностранной валютой при совершении некоторых видов сделок» (утверждены ЦБ РФ 24 мая 2016 г. № 18-МР) [7], «Методических рекомендациях о расчете нераспределенной прибыли (убытка) отчитывающегося банка в форме отчетности 0409401 «Отчет уполномоченного банка об иностранных инвестициях»» (утверждены ЦБ РФ 18 февраля 2016 г. № 5-МР) [6]. Однако содержание документов позволяет усомниться в рекомендательном характере закрепленных положений, поскольку единообразное применение возможно в случае обязательности применения документа всеми заинтересованными субъектами. Возникает аналогичный вопрос: не будет ли правильнее издавать официальные разъяснения ЦБ РФ, в том числе по вопросам валютного контроля, то есть документы с буквенным обозначением «ОР» в номере документа, а не методические рекомендации с буквенным обозначением «МР» в номере документов с неопубликованным статусом. Дело в том, что статус методических рекомендаций, как и статус информационных писем, в опубликованных нормативных актах ЦБ РФ не содержится, что представляется пробелом правового регулирования в реализации нормот-ворческой функции ЦБ РФ.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о важности анализа нормативных актов ЦБ РФ в области валютного контроля как источников финансового права в соотношении с такими документами ЦБ РФ, как акты толкования ЦБ РФ - официальные разъяснения, а также рекомендательные документы, называемые ЦБ РФ информационными письмами по обобщению практики применения нормативных актов ЦБ РФ и методическими рекомендациями.
Принимая во внимание отсутствие нормативности, исходя из наименования документа -официальные разъяснения ЦБ РФ, информационные письма ЦБ РФ, методические рекомендации ЦБ РФ, представляется спорным рассматривать указанные документы ЦБ РФ как источники финансового права наряду с нормативными актами ЦБ РФ, являющимися источниками финансового права. Но безусловно, что указанные документы ЦБ РФ нуждаются в изучении субъектами применения права как обозначенной позиции ЦБ РФ в регулировании тех или иных отношений, в том числе в области валютного контроля.
Оптимизация юридической техники в реализации нормотворческой, интерпретационной деятельности ЦБ РФ является актуальным направлением финансово-правовой политики.
Информационная безопасность регионов. 2017. № 2(27)
Библиографический список (References)
1. Вестник Банка России. 2000. № 41.
Vestnik Banka Rossii [Bulletin of the Central Bank of Russia]. 2000. № 41.
2. Вестник Банка России. 2004. № 22.
Vestnik Banka Rossii [Bulletin of the Central Bank of Russia]. 2004. № 22.
3. Вестник Банка России. 2005. № 19.
Vestnik Banka Rossii [Bulletin of the Central Bank of Russia]. 2005. № 19.
4. Вестник Банка России. 2014. № 44.
Vestnik Banka Rossii [Bulletin of the Central Bank of Russia]. 2014. № 44.
5. Вестник Банка России. 2015. № 53.
Vestnik Banka Rossii [Bulletin of the Central Bank of Russia]. 2015. № 53.
6. Вестник Банка России. 2016. № 21.
Vestnik Banka Rossii [Bulletin of the Central Bank of Russia]. 2016. № 21.
7. Вестник Банка России. 2016. № 49.
Vestnik Banka Rossii [Bulletin of the Central Bank of Russia]. 2016. № 49.
8. Козырин А.Н. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Реформы и право. 2014. № 1. С. 66-76 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.02.2017).
Kozyrin A.N. (2014) Pravovyye osnovy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo finansovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii [Legal Foundations of State and Municipal Financial Control in the Russian Federation] // Reformy i pravo. 2014. № 1. P. 66-76 // SPS «Konsul'tantPlyus» (date of access: 10.02.2017).
9. О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» : федер. закон от 28.07.2004 № 87-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3223.
O priznanii utrativshimi silu Federal'nogo zakona «O restrukturizatsii kreditnykh organizatsiy» i otdel'nykh polozheniy zakonodatel'nykh aktov Rossiyskoy Federatsii, a takzhe o poryadke likvidatsii gosudarstvennoy korporatsii «Agentstvo po restrukturizatsii kreditnykh organizatsiy» : feder. zakon ot 28.07.2004 № 87-FZ [On Repealing the Federal Law "On Restructuring Credit Organizations" and Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation and on the Procedure for Liquidation of State Corporation "Agency for Restructuring of Credit Organizations": Federal Law of 28.07.2004 № 87-FZ ] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2004. № 31. St. 3223 [Collected Legislation of the Russian Federation. 2004. № 31. Art. 3223].
10. Правовое регулирование денежного обращения (Денежное право) : монография / Н.М. Артемов, И.Б. Лагутин, А.А. Ситник и др. М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2016 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.02.2017).
Pravovoye regulirovaniye denezhnogo obrashcheniya (Denezhnoye pravo) : monografiya / N.M. Artemov, I.B. Lagutin, A.A. Sitnik i dr. (2016) [Legal Regulation of Monetary Circulation (Monetary Law): monograph by N.M. Artemov, I.B. Lagutin, A.A. Sitnik et al.] Moscow : NORMA : INFRA-M // SPS «Konsul'tant Plyus» (date of access: 10.02.2017).
11. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы : монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2013 // СПС «КосультантПлюс» (дата обращения: 10.02.2017).
Pravovoye regulirovaniye finansovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii: problemy i perspektivy : monografiya / L.L. Arzumanova, O.V. Boltinova, O.Yu. Bubnova i dr.; otv. red. Ye.Yu. Gracheva (2013) [Legal Regulation of Financial Control in the Russian Federation: Problems and Prospects : monograph by L.L. Arzumanova, O.V. Boltinova, O.Yu. Bubnova et al.; ed. Ye.Yu. Gracheva]. Moscow : NORMA : INFRA-M // SPS «Kosul'tantPlyus» (date of access: 10.02.2017).
12. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Публичное банковское право : учебник для магистров. М. : Проспект, 2016.
Rozhdestvenskaya T.E., Guznov A.G. (2016) Publichnoye bankovskoye pravo : uchebnik dlya magistrov [Public Banking Law : textbook for master's degree students]. Moscow : Prospekt.
13. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 28. Ст. 3477; 2003. № 50. Ст. 4855. Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1999. № 28. St. 3477; 2003. № 50. St. 4855 [Collected
Legislation of the Russian Federation. 1999. № 28. Art. 34770; 2003. № 50. Art. 4855].
14. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790; 2016. № 27 (Часть II). Ст. 4273. Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2002. № 28. St. 2790; 2016. № 27. Chast II. St. 4273
[Collected Legislation of the Russian Federation. 2002. № 28. Art. 2790; 2016. № 27 (Part II). Art. 4273].
15. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50. Ст. 4859; 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4218. Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2003. № 50. St. 4859; 2016. № 27. Chast I. St. 4218
[Collected Legislation of the Russian Federation. 2003. № 50. Art. 4859; 2016. № 27 (Part I). Art. 4218].
16. Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М. : Проспект, 2016. Finansovoye pravo : uchebnik dlya bakalavrov / otv. red. Ye.Yu. Gracheva (2016) [Financial Law : textbook
for bachelor degree students / ed. Ye.Yu. Gracheva]. Moscow: Prospekt.
17. Экономика и жизнь. 1997. № 42.
Ekonomika i zhizn' (1997) [Economics and Society]. 1997. № 42.