Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА'

НОРМАТИВНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НОРМАТИВНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров Денис Юрьевич, Туаев Артур Алиханович

Рассмотрены юридические аспекты стимулирования набирающей обороты во всем мире ESG-экономики и, в частности, ресурсосберегающих технологий. Особое внимание уделено проблемам поддержки такого направления ресурсосбережения, как обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в России и странах-партнерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY INCENTIVES FOR ATTRACTING INVESTMENT FOR THE INTRODUCTION OF RESOURCE-SAVING TECHNOLOGIES AND INCREASINGTHE ENVIRONMENTAL AND SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS

The article discusses the legal aspects of stimulating the ESG economy, which is gaining momentum all over the world, and in particular, resource-saving technologies. Particular attention is paid to the problems of supporting such a direction of resource conservation as processing, utilization, disposal, disposal of solid municipal waste in Russia and partner countries.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА»

УДК 341.9, 346.3 Б01 10.47475/2618-8236-2021-16303

ББК 67.404

Нормативное стимулирование привлечения инвестиций для внедрения ресурсосберегающих технологий и повышения экологической и социальной ответственности бизнеса

1 2 Д. Ю. Гончаров, А. А. Туаев

1 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия 2Юго-Осетинский государственный университет им. А. А. Тибилова, Цхинвал, Южная Осетия

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и МОН РЮО в рамках научного проекта № 20-510-07009.

Рассмотрены юридические аспекты стимулирования набирающей обороты во всем мире ЕЭС-экономики и, в частности, ресурсосберегающих технологий. Особое внимание уделено проблемам поддержки такого направления ресурсосбережения, как обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в России и странах-партнерах.

Ключевые слова: ресурсосберегающие технологии, государственно-частное партнерство, нормативное стимулирование, инвестиции.

Провозглашенные государствами — членами ООН цели в области устойчивого развития направлены на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также по борьбе с изменением климата и защите окружающей среды [4].

В этой связи особую значимость приобретают внедрение и использование ресурсосберегающих технологий, повышение экологической и социальной ответственности общества в целом и бизнеса в частности.

Система государственно-частного партнерства (ГЧП) призвана стимулировать развитие науки и инноваций в разных сферах, в том числе связанных с сохранением и улучшением окружающей среды. Государство и бизнес могут активно вкладываться в перспективные научные и образовательные, инфраструктурные проекты. Среди наиболее значимых направлений научно-исследовательской деятельности и инвестиционного развития специалисты называют, в частности, ресурсосберегающие технологии [8. С. 24], техническим и иным вопросам которых уделено значительное внимание в отечественной литературе [10].

Ресурсосберегающие технологии — это такие технологии, которые обеспечивают производство продукции с минимально возможным по-

треблением топлива и других источников энергии, а также сырья, материалов, воздуха, воды и прочих ресурсов для технологических целей. Ресурсосберегающие технологии включают в себя использование вторичных ресурсов, утилизацию отходов, а также рекуперацию энергии, замкнутую систему водообеспечения и прочее, позволяют экономить природные ресурсы и избегать загрязнения окружающей среды.

Необходимо увеличивать инвестиции в природоохранные и ресурсосберегающие технологии, совершенствовать методы переработки отходов, а также создавать условия для привлечения капитала на рынок товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых (оказываемых) по технологии ресурсосбережения. Тем более что конкурентоспособность «зеленых технологий» быстро растет.

Конечно, у «зеленой экономики», в частности у ресурсосбережения, должны быть и свои финансы. Под ними в мире подразумевают средства, направляемые на финансирование экологических проектов. Это, например, инвестиции в программы рационального природопользования, создание и совершенствование природоохранных технологий, система управления отходами, развитие низкоуглеродных технологий.

Внедрение мероприятий по ресурсосбережению требует технического переоснащения предприятий, приобретения машин и оборудования. Для этого необходимы значительные финансовые средства, которых у основной массы предприятий

22

недостаточно. Поэтому им может оказываться помощь [9. С. 9 — 13].

В развитых европейских странах, а также в России внедряются так называемые принципы ESG, или принципы устойчивого развития, — это стратегия работы бизнеса по трем направлениям: Environmental, Social и Corporate Governance. Нарастают темпы общественного обсуждения не только планов внедрения ESG-проектов, — на повестке дня уже стоят вопросы их результативности, поскольку они уже внедряются в экономику разных стран, в частности в России. Так, 14 октября 2021 г. в Москве состоялся представительный форум «ESG-(Р)Эволюция. Конгресс ответственного бизнеса» с активным обсуждением ESG-повестки [3]; 20 октября 2021 г. в Екатеринбурге в рамках юридической недели на Урале Сбербанком России проведен круглый стол «ESG-транформация и право» [2]. В последнее время в России, судя по новостным лентам, названная трансформация обсуждается едва ли не ежедневно.

Использование ESG-принципов отражается на привлекательности компании для клиентов и инвесторов, их несоблюдение может привести к ре-путационным и финансовым издержкам компании.

Принцип Environmental направлен на защиту окружающей среды — управление отходами, снижение углеродных выбросов и пр.

Принцип Social отвечает за социальную сферу — безопасность труда на производстве, соблюдение прав человека и т. д.

Принцип Corporate Governance должен влиять на стандарты корпоративного управления: например, управление рисками, прозрачность закупок, борьба с коррупцией [1].

По словам главы Банка России Э. Набиуллиной, Россия в XX в. строила свою экономику почти без оглядки на энергозатраты, и сейчас экономика характеризуется большим количеством «коричневых» компаний (оказывающих вредное воздействие на окружающую среду). При переходе российской экономики на принципы ESG банки должны стать проводниками и финансировать этот переход с помощью поддержки «зеленых» проектов и проектов трансформации, считает Набиуллина [1].

Эксперты отмечают, что ключевой задачей финансового сектора становится стимулирование перехода клиентов банков к менее углеродоемкому развитию. Перед странами — выходцам из СССР и, в частности, перед Россией и Южной Осетией,

иными странами-соседями с преобладанием отраслей с высокими выбросами CO2, остро встает необходимость перехода к низкоуглеродной экономике.

Специалисты считают, что на пятилетнем горизонте спрос со стороны компаний на ESG-продукты увеличится. За этот период все публичные компании начнут рассчитывать свой углеродный след и будут иметь подробные стратегии по его снижению: «Это диктуется нормами национального законодательства и ужесточающимися требованиями по доступу к международным рынкам. Большинство компаний будут иметь ESG-рейтинги от ведущих рейтинговых агентств в дополнение к традиционным кредитным рейтингам и метрикам, а подавляющее большинство наших экспортеров и их крупнейших поставщиков примет и будет активно выполнять амбициозные ESG стратегии» [1].

Субъекты нормотворчества обсуждают возможности законодательного регулирования поддержки «зеленого финансирования». Так, в мае 2021 г. Минэкономразвития подготовило проект постановления, которым утверждается пакет документов для запуска в России проектов устойчивого развития и инструментов их финансирования. Пакет включает, в частности, критерии проектов устойчивого развития, методические указания по отнесению финансовых инструментов к категории «зеленых», методику определения верификаторов. Согласно таксономии (критерии отнесения проектов к категории «зеленых» проектов. — Д. Г.), проект должен соответствовать технологическим показателям наилучших доступных технологий и оказывать положительное воздействие на окружающую среду, но при этом не иметь побочных эффектов, вредных для экологии [6].

По словам заместителя министра экономического развития РФ И. Торосова, для стимулирования ESG-финансирования обсуждаются следующие льготы: смягчение регулирования ЦБ, обнуление налоговой ставки к доходам «зеленых облигаций» на три года (сейчас доход по купонам всех облигаций облагается по ставке 13 %), фактическое возмещение за верификацию «зеленых» проектов до 1 млн руб. По словам И. Торосова, в правительстве не все поддерживают предложенный подход: есть мнение, что во всем мире «зеленое финансирование» развивается без поддержки государства. Планируется, что решение по льготам будет принято до конца года (2021-го. — Д. Г.).

Нормативное стимулирование привлечения инвестиций..

Сейчас во многих странах в качестве долгового инструмента используется «зеленая облигация» (green bond). Средства от их продажи направляются на финансирование проектов по охране окружающей среды, борьбе с изменением климата и рациональному использованию природных ресурсов. Первые «зеленые облигации» выпустил Всемирный банк в 2008 г. В 2013 г. их глобальный выпуск составил 11 млрд долл., а в 2015 г. —уже около 42 млрд. Банк России в 2021 г. представил такую оценку рынка зеленых облигаций: в мире он составляет 1,378 трлн долл. По словам директора департамента корпоративных отношений ЦБ Е. Курицыной, в России этот рынок оценивается в 2 млрд долл., из них 1,5 млрд — размещения этого года. На фоне мировой статистики российские цифры довольно скромны. При этом Россия тоже вошла в тенденцию, когда рынок зеленого финансирования растет в геометрической прогрессии [6].

России следует активнее использовать такой популярный и апробированный в мире инструмент, как «зеленые облигации». Одним из действенных направлений для развития «зеленого финансирования» могут быть кредитные и налоговые льготы при капиталовложении в экологически чистое производство. О том, что кредитная ставка для «зеленых» проектов должна быть невысокой, говорил глава Минприроды [15].

Таким образом, ресурсосбережение, социальная ответственность бизнеса, а также соответствие иным критериям ESG-повестки становятся основанием не только частно-правовой поддержки, под которой мы подразумеваем кредитно-финансовые льготы банков. Как видим, эксперты — представители государственных органов допускают предоставление и публично-правовых, а именно налоговых, льгот зеленым проектам.

Дорожная карта с мерами стимулирования ESG-финансирования находится в процессе обсуждения. Ключевой в данном контексте является позиция Минфина. Банк России поддерживает позицию Минэкономразвития, что на начальном этапе запуска рынка финансирования устойчивого развития государство должно показать свою заинтересованность в создании и развитии такого рынка. По оценке Банка России, в большом количестве стран применяются меры государственной поддержки, которые приносят ощутимые результаты [6].

Развитие ESG-финансирования само по себе не нуждается в стимулировании, считает дирек-

тор департамента финансовой политики Минфина И. Чебесков. Об этом он заявил в ходе круглого стола «ЕЭС-банкинг: сегодня и завтра» на XVIII Международном банковском форуме, в котором также принимали участие представители ЦБ, Минэкономразвития и банков.

ЕЭС-банкинг — это не только стимулирование без дополнительных нагрузок, это изменение парадигмы ведения всего бизнеса, это переход от модели максимизации краткосрочной прибыли к максимизации удовлетворенности стейкхолдеров с точки зрения экологии, социальной повестки и корпоративного управления, добавил он.

«Я не говорю, что государство не будет стимулировать, потому что с точки зрения государственной политики мы видим ценность, какие-то меры стимулирования разрабатываются», — отметил он.

Следует обратить особенное внимание на меры поддержки такого направления ресурсосбережения, как обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов. Как известно, к объектам соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве относятся такие, в процессе создания и (или) эксплуатации которых необходимо совершение разного рода операций с отходами. Это, в частности: объекты здравоохранения, объекты санаторно-курортного лечения; объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения; объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (п. 11 — 13 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-част-ном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разумеется, велики масштабы работы с отходами коммунальных предприятий и служб, имеющих дело с обслуживанием населения в населенных пунктах.

Сформировавшаяся к настоящему времени система государственного регулирования обращения с отходами в России и законодательство в этой области имеют преимущественно природоохранный характер. Существующая нормативная база, регулирующая сферу обращения с отходами производства и потребления, не раскрывает методы правового и экономического регулирования в области

24

вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В настоящее время в процессе постепенного реформирования системы обращения отходов идет поиск такой оптимизации названной масштабной сферы, которая будет учитывать потребности операторов управления отходами. Такие операторы нуждаются, конечно, и в мерах стимулирования их деятельности. Контент-анализ современной литературы позволил выделить проблемы и предложить вытекающие из этого меры поддержки управления сектором твердых бытовых отходов следующим образом:

1. Назрела потребность в создании политики (программы, концепции) управления отходами как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2. Вследствие столкновения с одной стороны надзорных интересов федеральных органов власти в области обращения с отходами, а с другой стороны — органов местного самоуправления, организующих обращение с отходами, когда первым нужно не допустить или ограничить негативное воздействие на окружающую среду, а вторым — обеспечить чистоту территорий и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, следует вовлекать в эту сферу дополнительных субъектов. Это возможно при расширении масштабов ГЧП и возложении на бизнес функций обращения с отходами. В этом случае государство будет управлять данной отраслью, выступая в качестве регулятора.

3. При определении условий соглашений о ГЧП следует предусматривать достаточную продолжительность периода передачи частному партнеру территорий и объектов хранения и переработки отходов во избежание получения инвесторами быстрой сверхприбыли за счет извлечения из всей массы отходов наиболее ценных фракций (алюминий, медь и пр.), а не решения экологических проблем территорий.

4. Требуется создание комплексного подхода в развитии данной сферы. Во избежание отсутствия преемственности целей, когда каждый субъект реализует бизнес, управляя разными независимыми компаниями, руководствуясь только своими интересами, необходимо централизовать весь процесс обращения ТБО — сбор, вывоз, переработку, хранение.

5. Необходима оптимизация прибыли предприятий-перевозчиков, стимулирование вывоза и доставки на мусороперерабатывающие заводы и полигоны наибольшего количества мусора во избежание увеличения количества и объема несанкционированных свалок.

Таким образом, подводя итоги изложенным рассуждениям о мерах поддержки хозяйствующих субъектов, внедряющих ресурсосбережение, а также переработку и использование вторичного сырья, следует указать на отсутствие на данный момент системных результатов нормотворческой деятельности в этом вопросе. Необходимо внесение в российское законодательство четких и ясных норм о такой поддержке:

— разработка и принятие программного нормативного акта о концепции развития и поддержки ресурсосберегающих секторов и субъектов экономической деятельности;

— законодательное обеспечение преимуществ субъектам, реализующим внедрение ресурсосберегающих технологий, при организации закупок для государственных и муниципальных нужд;

— предоставление налоговых льгот предприятиям и организациям, частным субъектам, внедряющим ресурсосберегающие технологии и (или) инвестирующие в их внедрение.

Очевидно, что установленные на законодательном уровне льготы и преимущества могут понадобиться не только зеленым, то есть экологическим, но также и иным — социальным — проектам. Минэкономразвития России сейчас также находится в процессе обсуждения таксономии социальных проектов в области здравоохранения, образования, предпринимательства, спорта и культуры, отметил И. Торосов. По его словам, рынок социальных облигаций в мире активно развивается последний год в том числе из-за пандемии. «Если зеленое финансирование растет в 2 раза, то социальная таксономия растет в 7 раз. Сейчас она достигает 117 млрд долл., а зеленые финансы — около 1 трлн долл., но с такими темпами они быстро сравняются», — добавил он. У рынка зеленых облигаций в России есть большой потенциал для роста. Сейчас рынок зеленых облигаций в секторе устойчивого развития Мосбиржи достигает 108 млрд руб. с учетом облигаций Москвы (это все еще менее 1 % всех бондов), а к 2024 г. он может увеличиться на 300 млрд руб. [6].

Нормативное стимулирование привлечения инвестиций..

Следует подчеркнуть, что с учетом описанных нами ранее особенностей экономики и правовой системы Южной Осетии [7. С. 73—78], ее тесного сотрудничества с Россией, следует внедрять сти-

мулирование ресурсосбережения и иных социально значимых инициатив в республике, опираясь на опыт стран-партнеров и, в частности, на российский опыт.

Список литературы

1. «Зеленая» ипотека и снижение углеродного следа: как банки внедряют ESG [Электронный ресурс]. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/6167ee289a7947ead51b81fd (дата обращения 20.10.21).

2. http://uralaweek.ru/ (дата обращения 20.10.21).

3. https://esg.rbc.ru/ (дата обращения 14.10.21).

4. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения 14.10.21).

5. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/09/16/887048-zelenogo-finansirovaniya (дата обращения 14.10.21).

6. В правительстве разошлись во взглядах на стимулы для зеленого финансирования / Ведомости. — 2021. — 16 сент.

7. Гончаров, Д. Ю. Государственно-частное партнерство в Республике Южная Осетия: проблемы правового обеспечения в сфере природопользования / Д. Ю. Гончаров, А. А. Туаев // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2021. — № 3.

8. Государство совместно с бизнесом стимулируют развитие АПК в регионах России // АГРО-кредит. — 2014. — № 4 (40).

9. Драгайцев, В. И. Организационно-экономический механизм ресурсосбережения в сельском хозяйстве / В. И. Драгайцев // Техника и оборудование для села. — 2009. — № 5.

10. Дубровская О. Г. Ресурсосберегающие технологии обезвреживания и утилизации отходов предприятий теплоэнергетического комплекса Красноярского края [Электронный ресурс]: монография / О. Г. Дубровская, Л. В. Приймак, И. В. Андруняк. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. — 164 с. — ISBN 978-5-7638-3087-3. — URL: https://znanium.com/catalog/product/505820 (дата обращения 14.10.2021).

11. Кирюшина Е. В. Ресурсосберегающие технологии горнотехнической рекультивации земель на угольных разрезах Красноярского края [Электронный ресурс] / Е. В. Кирюшина, И. В. Зеньков, В. В. Коростовенко. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. — 269 с. — ISBN 978-5-7638-2521-3. — URL: https://znanium.com/catalog/product/441108 (дата обращения 14.10.2021).

12. Крепкая опора. Индийская модель государственно-частного партнерства // АГРОкредит. 2014. № 4 (40).

13. Попов Р. А. Системно-синергетический аспект энерго- и ресурсосбережения в строительстве и ЖКХ в условиях экологизации [Электронный ресурс]: монография / Р. А. Попов. — М.: ИНФРА-М, 2022. — 187 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1318775. — ISBN 978-5-16-016897-5. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1318775 (дата обращения 14.10.2021).

14. Ресурсосберегающие плазменные технологии при ремонте перерабатывающего оборудования [Электронный ресурс]: монография / И. Н. Кравченко, М. А. Глинский. С. В. Карцев [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 200 с. — (Научная мысль). — ISBN 978-5-16-016135-8. — URL: https://znanium. com/catalog/product/1083289 (дата обращения 14.10.2021).

15. Чиновников пересадят на электромобили [Электронный ресурс] // Парламентская газета. 14.03.2018. — URL: https://www.pnp.ru/social/chinovnikov-peresadyat-na-elektromobili.html (дата обращения 14.10.2021).

Дата поступления: 11.10.2021

Дата принятия к опубликованию: 30.11.2021

26

Сведения об авторах

Гончаров Денис Юрьевич — доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры публичного права Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург, Россия. [email protected]

Туаев Артур Алиханович — преподаватель кафедры гражданского права Юго-Осетинского государственного университета им. А. А. Тибилова, Цхинвал, Южная Осетия. [email protected]

Библиографическое описание: Д. Ю. Гончаров, А. А. Туаев. Нормативное стимулирование привлечения инвестиций для внедрения ресурсосберегающих технологий и повышения экологической и социальной ответственности бизнеса / Д. Ю. Гончаров, А. А. Туаев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2021. — Т. 6, вып. 3. — С. 21—27. — Б01: 10.47475/2618-8236-2021-16303.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2021. Vol. 6, iss. 3. Pp. 21—27.

Regulatory Incentives for Attracting Investment for the Introduction of Resource-Saving Technologies and Increasing the Environmental and Social Responsibility of Business

D. Yu. Goncharov

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia. [email protected]

A. A. Tuayev

South Ossetian State University named after A. A. Tibilova, Tskhinval, South Ossetia. [email protected] The reported study was funded by RFBR and MES RSO, project number 20-510-07009.

The article discusses the legal aspects of stimulating the ESG economy, which is gaining momentum all over the world, and in particular, resource-saving technologies. Particular attention is paid to the problems of supporting such a direction of resource conservation as processing, utilization, disposal, disposal of solid municipal waste in Russia and partner countries.

Keywords: resource-saving technologies, public-private partnership, regulatory incentives, investments.

References

1. "Zelenaia" ipoteka i snizhenie uglerodnogo sleda: kak banki vnedriaiut ESG [Green mortgages and carbon footprint reduction: how banks are implementing ESG]. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/ green/6167ee289a7947ead51b81fd, accessed 20.10.2021. (In Russ.).

2. http: //uralaweek.ru/, accessed 20.10.2021. (In Russ.).

3. https: //esg.rbc.ru/, accessed 14.10.2021. (In Russ.).

4. https: //www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/, accessed 14.10.2021. (In Russ.).

5. https: //www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/09/16/887048-zelenogo-finansirovaniya, accessed 14.10.2021. (In Russ.).

6. V pravitel'stve razoshlis' vo vzgliadakh na stimuly dlia zelenogo finansirovaniia [The government has diverged views on incentives for green financing]. Vedomosti [Vedomosti], 2021, September 16. (In Russ.).

7. Goncharov D. Yu., Tuayev A. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Respublike Iuzhnaia Osetiia: problemy pravovogo obespecheniia v sfere prirodopol'zovaniia [Public-private partnership in the Republic

Нормативное стимулирование привлечения инвестиций... 27

of South Ossetia: problems of legal support in the field of environmental management]. Vestnik Ural'skogo iuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2021, no. 3. (In Russ.).

8. Gosudarstvo sovmestno s biznesom stimuliruiut razvitie APK v regionakh Rossii [The state together with business stimulate the development of the agro-industrial complex in the regions of Russia]. AGROkredit [AGROcredit], 2014, no. 4 (40). (In Russ.).

9. Dragaytsev V. I. Organizatcionno-ekonomicheskiy mehanizm resursosberezheniia v sel'skom hoziaystve [Organizational and economic mechanism of resource conservation in agriculture]. Tekhnika i oborudovanie dlia sela [Technics and equipment for the village], 2009, no. 5. (In Russ.).

10. Dubrovskaya O. G., Priymak L. V., Andruniak I. V. Resursosberegaiushchie tekhnologii obezvrezhiva-niia i utilizatcii othodov predpriiatiy teploenergeticheskogo kompleksa Krasnoiarskogo kraia [Resource-saving technologies for neutralization and utilization of waste from enterprises of the heat and power complex of the Krasnoyarsk Territory]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University, 2014. 164 p. ISBN 978-5-7638-3087-3. Available at: https://znanium.com/catalog/product/505820, accessed 10.14.2021. (In Russ.).

11. Kiryushina E. V., Zenkov I. V., Korostovenko V. V. Resursosberegaiushchie tekhnologii gornotekh-nicheskoy rekul'tivatcii zemel' na ugol'nykh razrezakh Krasnoiarskogo kraia [Resource-saving technologies of mining and technical reclamation of lands at coal mines of the Krasnoyarsk Territory]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University, 2012. 269 p. ISBN 978-5-7638-2521-3. Available at: https://znanium.com/ catalog/product/441108, accessed 10.14.2021. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Krepkaia opora. Indiyskaia model' gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Strong support. Indian model of public-private partnership]. AGROkredit [AGROcredit], 2014, no. 4 (40). (In Russ.).

13. Popov R. A. Sistemno-sinergeticheskiy aspekt energo- i resursosberezheniia v stroitel'stve i ZhKKh v usloviiakh ekologizatcii [System-synergetic aspect of energy and resource saving in construction and housing and communal services in conditions of greening]. Moscow, INFRA-M, 2022. 187 p. (Scientific thought). DOI 10.12737 / 1318775. ISBN 978-5-16-016897-5. Available at: https://znanium.com/catalog/ product/1318775, accessed 10.14.2021. (In Russ.).

14. Kravchenko I. N., Glinsky M. A., Kartsev S. V. [et al.]. Resursosberegaiushchie plazmennye tekhnologii pri remonte pererabaty'vaiushchego oborudovaniia [Resource-saving plasma technologies in the repair of processing equipment]. Moscow, INFRA-M, 2021. 200 p. (Scientific thought). ISBN 978-5-16-016135-8. Available at: https://znanium.com/catalog/product/1083289, accessed 10.14.2021. (In Russ.).

15. Chinovnikov peresadiat na elektromobili [Officials will be transferred to electric cars]. Parlamentskaia gazeta [Parliamentary newspaper], 2018, 03/14. Available at: https://www.pnp.ru/social/chinovnikov-pe-resadyat-na-elektromobili.html, accessed 10.14.2021. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.