УДК 343.16;34.05
И. Н. Жданов, М. П. Кортунов
РЕФОРМА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
В ФИНЛЯНДИИ
Рассматриваются последние изменения законодательства Финляндии в области предварительного следствия. Проведено сравнение старых и новых правовых норм. Рассмотрены основные различия между нормами, регулирующими предварительное расследование в рамках новой реформы. Анализируются нормы финского законодательства, закрепляющие принципы предварительного расследования. К л ю ч е в ы е с л о в а: полиция Финляндии, предварительное следствие в Финляндии, органы предварительного следствия Финляндии, принудительные меры.
REFORM OF THE PRELIMINARY INVESTIGATION IN FINLAND
The article discusses the latest changes of Finnish legislation in the field of preliminary investigation. There is a comparison of old legal norms and new ones. The major differences between the rules governing preliminary investigation as part of the reform are examined. The Finnish legislation governing the principles of preliminary investigation in Finland is analyzed. K e y w o r d s: police of Finland, criminal investigation of Finland, bodies of preliminary investigation in Finland, coercive measures.
Поступила в редакцию 3 ноября 2015 г. В 2010-2011 гг. началась коренная реформа предварительного следствия в Республике Финляндия, отправную точку которой положил обширный Доклад Комитета МВД OM 2009:21, состоящий из 1000 листов; процесс реформирования продолжается и сегодня.
Вследствие указанной реформы была обновлена значительная часть финского уголовно-процессуального законодательства: так, с 2011 г. вступили в силу новый Закон «О предварительном расследовании» (805/2011), Закон «О принудительных мерах» (806/2011)2, которые полностью заменили старые акты 1987 г. с многочисленными поправками. В 2011 г. также вступил в силу новый Закон «О полиции» (872/2011)3, заменивший предыдущий акт 1995 г.
Более того, последние поправки4 к Закону «О предварительном расследовании» 2011 г.5 вступили в законную силу с 1 января 2014 г., а ряд новых поправок6 вступил в силу с 1 января 2015 г.
1 Totalreform av forundersokningslagen, tvangsmedelslagen och // polislagen. URL: http:// oikeusministerio.fi/sv/index/julkaisut/julkaisuarkisto/200902esitutkintalainpakkokeinolainjapolii-silainkokonaisuudistus.esitutkinta-japakkokeinotoimikunnanmietinto/Files/0MKM_2009_2_svens-ka_sidor_137_s.pdf
2 Coercive Measures Act (806/2011). URL: http://www.finlex.fi/fi7laki/kaannokset/2011/ en20110806.pdf
3 Poliisilaki (872/2011). URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/2011/20110872
4 Laki esitutkintalain 4 ja 9 luvun muuttamisesta (770/2013). URL: http://www.finlex.fi'/fi7laki/ alkup/2013/20130770 ; Laki esitutkintalain muuttamisesta (1145/2013). URL: http://www.finlex.fi/fi/ laki/alkup/2013/20131145
5 Esitutkintalaki (805/2011). URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2011/20110805
6 Laki esitutkintalain muuttamisesta (672/2014). URL: http://www.fi'nlex.fi'/fi/laki/alk-up/2014/20140672
© Жданов И. Н., Кортунов М. П., 2016
Согласно одному из последних сравнительно-правовых исследований7, большинству скандинавских стран (Дания8, Норвегия9, Швеция10), в целом, присуща обвинительная модель предварительного следствия, так как в нем ведущую роль играет прокурор, в то время как полиция осуществляет вспомогательную роль.
Финляндия выделяется из данного ряда тем, что в рамках системы предварительного следствия полиция, главным образом, производит преобладающее большинство действий, а прокурор имеет факультативную роль.
Следовательно, уголовный процесс Финляндии находится ближе к состязательной модели. Однако во всех случаях скандинавских государств следует говорить о смешанном типе с преимуществом обвинительной модели (Дания, Норвегия, Швеция) либо смешанном типе с преимуществом состязательной модели (Финляндия).
В рамках финской доктрины уголовного процесса11 предварительное следствие является его первой из четырех стадий12.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона «О полиции» 2011 г. в задачи полиции Финляндии входит предварительное расследование уголовных преступлений в порядке, регламентированном законами «О предварительном расследовании» и «О принудительных мерах».
В соответствии со ст. 1 главы 1 Закона «О предварительном расследовании» нормы закона применяются в отношении предварительного (досудебного) следствия в Республике Финляндия, если иное прямо не предусмотрено данным законом. Новеллой Закона 2011 г. является включение в абзац 2 ст. 1 главы 1 нормы о том, что использование принудительных мер, а также вопросы получения информации предусмотрены соответствующими законами. Таким образом, данная отсылочная норма вследствие реформы законодательства связала в единый массив несколько законов, упростив логику их использования13.
В целом новый Закон 2011 г. состоит из 98 статей и 11 глав, в то время как предшественник содержал 59 статей и не имел четко выраженной структуры.
Более определенно и детально ст. 1 главы 2 нового закона закрепила перечень органов, компетентных осуществлять предварительное следствие.
Так, в Финляндии предварительное расследование преступлений осуществляют: а) полиция; б) следственные отделы пограничной службы14; в) следственные отделы таможенной службы15; г) следственные отделы военной полиции; д) органы прокуратуры в определенных законом случаях.
7 См.: Sluiter G., Friman H., Linton S., Vasiliev S., Zappala S. International Criminal Procedure: Principles and Rules. Oxford University Press, 2013. P. 1728.
8 См.: Статья 96 УПК Дании.
9 См.: Статьи 225-226 УПК Норвегии.
10 См.: Статьи 3-4 главы 23 СПК Швеции.
11 См.: Jokela A., Rikosprosessi Jyvaskyla. Talentum Media Oy, 2008.
12 Согласно финской доктрине существует четыре стадии уголовного процесса: 1) предварительное следствие; 2) досудебный анализ обстоятельств по делу; 3) судебное разбирательство; 4) исполнение судебного приговора по делу.
13 Следует заметить, что в рамках финского законодательства не выделяется отдельный кодифицированный УПК. Нормы уголовного процесса содержатся в ряде законов, связанных с Законом Финляндии «Об уголовной процедуре» 1997 г. Таким образом, текущая реформа предварительного следствия может расцениваться как определенного рода синтез и реструктуризация современного финского уголовно-процессуального законодательства.
14 Rajavartiolaki (578/2005). URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2005/20050578
15 Tullilaki (1466/1994). URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1994/19941466
Примечательно, что вследствие принятия нового Закона «О воинской дисциплине и уголовном преследовании в вооруженных силах» (255/2014)16, вступившего в силу с 1 мая 2014 г., из компетенции полиции в пользу следственных органов ВС было изъято предварительное следствие по уголовным делам по воинской дисциплине и иным военным преступлениям (абз. 3 ст. 1 главы 2 Закона «О предварительном расследовании»).
Безусловно, в преобладающем большинстве уголовных дел в Финляндии за проведение предварительного следствия ответственна полиция17.
В данном случае под термином «полиция» следует понимать полицейское учреждение по месту совершения преступления.
Целью предварительного расследования, согласно п. 1 ст. 2 главы 1 Закона «О предварительном расследовании» 2011 г. (далее - Закона), является определение факта, действительно ли было совершено уголовное преступление, обстоятельств, при которых оно произошло, его последствий, сторон по делу и иных важных вопросов для последующего предъявления обвинения.
В соответствии со ст. 2 главы 2 Закона руководит предварительным следствием, как правило, глава следственного отдела полицейского учреждения, за исключением тех случаев, когда эту роль может или обязан выполнять прокурор18. Однако данную обязанность может выполнять и следователь, иные полицейские служащие, на которых она возложена главой следственного отдела.
Так, согласно ст. 3 главы 2 Закона, под следователем понимается полицейский служащий, который осуществляет предварительное следствие под руководством и контролем главы следственного органа, предполагающее проведение допросов и иных необходимых следственных мероприятий, и который предоставляет отчет руководителю о ходе расследования и осуществляет иную деятельность, предусмотренную Законом.
Тем не менее полиция выполняет следствие в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и несет обязанность согласно ст. 3 главы 5 Закона по сотрудничеству с прокуратурой.
В ст. 2 главы 1 Закона закреплено, что в обязанности полиции по сотрудничеству с прокуратурой входит:
а) незамедлительное информирование прокурора с момента получения информации о совершенном преступлении;
б) сообщение о ходе предварительного следствия по делу;
в) информация об используемых принудительных мерах в рамках предварительного следствия по делу;
г) прием и соблюдение инструкций прокурора в отношении предварительного расследования;
д) передача дела для проведения предварительного следствия прокурором.
16 Laki sotilaskurinpidosta ja rikostorjunnasta puolustusvoimissa (255/2014). URL: http://www. finlex.fi/fi/laki/alkup/2014/20140255
17 Официальный сайт полиции Финляндии. URL: http://www.poliisi.fi/english
18 Так, прокурор руководит следствием в случаях производства по уголовным делам против должностных лиц (полицейских служащих и пр.), согласно ст. 4 главы 2 Закона. Примечательным является то, что, согласно п. 4 ст. 9 главы 2 Закона «О принудительных мерах», была расширена компетенция прокурора, который получил право накладывать самостоятельно арест на должностное лицо в виде обеспечительной меры в рамках проводимого следствия. В целом данный факт свидетельствует о постепенном усилении роли прокурора на стадии предварительного следствия.
Положения ст. 5 главы 2 Закона 2011 г. указывают на стороны в рамках предварительного следствия; к ним относятся: а) потерпевший; б) обвиняемый; в) любое другое лицо, чьи права и законные интересы могли быть затронуты вследствие совершенного преступления.
В качестве сторон могут также выступать: участники, единоличный исполнительный орган19, иные законные представители юридического лица в соответствии с положениями Закона, в частности абз. 2 указанной статьи.
В необходимых случаях следователь обязан лично установить, является ли лицо стороной в рамках предварительного следствия по конкретному делу или нет (абз. 3 ст. 5).
Глава 3 Закона 2011 г. регламентирует положения о начале предварительного следствия.
Так, в случае получения заявления о совершенном преступлении орган предварительного следствия должен незамедлительно зарегистрировать данное уведомление; если сообщение остается неясным или неполным, он должен, при необходимости, уточнить необходимые факты у заявителя (ст. 1 главы 3).
В соответствии со ст. 2 главы 3 заявление о преступлении обязан принять от заявителя любой орган предварительного следствия (например, полицейский участок на территории государства), а затем незамедлительно направить его в необходимое отделение (компетентный орган полиции по месту совершения конкретного преступления).
Предварительное следствие начинается только в том случае, если есть необходимые основания подозревать, что факт совершения преступления действительно имел место. Для этого орган совершает необходимые действия по установлению факта совершенного преступления. Затем руководитель следственного органа (или же старший следователь) принимает решение о начале предварительного следствия по делу (ст. 3 главы 3).
Статья 4 главы 3 регламентирует вопросы предварительного следствия по делам частного обвинения в Финляндии. Интересной особенностью финского уголовного процесса является порядок возбуждения уголовного дела частного обвинения.
Во-первых, данная категория дел может быть возбуждена только заявителем, являвшимся потерпевшим по делу, по определенному ряду преступлений, таких как клевета или нарушение частной жизни, по уведомлению органа полиции20.
Во-вторых, потерпевшая сторона вправе отозвать свое заявление на стадии предварительного расследования дела, за исключением тех случаев, когда прокурор связывает преступление с серьезным психологическим, физическим вредом (например, дела о домашнем насилии, побоях несовершеннолетних), нанесенным потерпевшей стороне, и, несмотря на ее отзыв заявления, продолжает уголовное дело.
В-третьих, в ряде случаев заявитель требует в рамках предварительного следствия установления определенных фактов для использования в последующем процессе, не требуя наказания для виновного.
Согласно ст. 6 главы 3 Закона, руководитель следственного органа принимает решение о начале предварительного расследования по делу21, в котором лицо по-
19 См.: Biriukov P. N. Criminal liability of legal persons in EU-countries. Voronezh, 2015. Р. 138-148.
20 В то время как, например, в рамках российского уголовного процесса подобные заявления направляются в мировой суд (ст. 318 УПК РФ).
21 Как это предписывают положения ст. 10, 11 главы 40 УК Финляндии.
дозревается в совершении преступления, за которое максимальное наказание составляет не менее четырех лет лишения свободы. В своем решении руководитель определяет также круг компетентных служащих в конкретном деле.
Статья 7 главы 3 устанавливает возможность применения допроса и иных принудительных мер по ходатайству стороны, если она докажет, что они играют существенную роль для установления обстоятельств по делу.
Важной представляется ст. 9 главы 3, закрепляющая основания для отказа в предварительном расследовании и его прекращения. Так, согласно этой норме, отказ или прекращение возможны в случае малозначительного характера преступного деяния, за которое ожидается не более серьезное наказание, чем штраф, и в рамках дела потерпевший не имеет существенных претензий к обвиняемому.
Статья 10 главы 3 связана с вопросами отказа прокурором по просьбе следователя в предварительном расследовании дела в порядке, предписанном ст. 7, 8 главы 1 Закона Финляндии «Об уголовной процедуре» (689/1997)22, который может быть связан:
а) с малозначительностью совершенного деяния, малой пользой или значением объекта преступления или имущества (определяется прокурором);
б) отзывом заявления потерпевшей стороной;
в) совершением преступления несовершеннолетним (до 18 лет) в связи с несущественностью наказания (не более чем штраф или же лишение свободы сроком не более полугода);
в) вследствие примирения сторон;
г) если преступление не имеет существенного влияния на общее наказание при сложении наказаний;
д) с нецелесообразностью предварительного следствия ввиду необоснованных расходов, учитывая обстоятельства по делу (компетенция прокурора);
е) с отказом прокурора в обвинении по основаниям, предусмотренным ст. 7, 8 главы 1 Закона.
Новеллой Закона 2011 г. является ст. 10а главы 3, которая вступила в силу с 1 января 2015 г. Статья устанавливает отказ от предварительного следствия ввиду должного признания23. Так, если ведется предварительное следствие по двум и более делам, в которых подозревается одно и то же лицо, и данное лицо способствует их расследованию посредством признания, прокурор может, если сочтет это целесообразным, исходя из природы дела и иных обстоятельств, по просьбе следователя, определить отказ в предварительном расследовании любого или всех преступлений, совершенных этим лицом.
Если запрос следователя в адрес прокурора связан с признанием обвиняемого в порядке, указанном выше, прокурор вправе принять требования следователя о смягчении наказания, согласно предписаниям ст. 8 главы 6 УК Финляндии24.
Однако отказ от предварительного следствия по указанному выше порядку не может быть осуществлен в случае, если наказание за преступление предусматривает лишение свободы на срок более чем шесть лет, а также если относится к
22 Criminal Procedure Act (689/1997). URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1997/ en19970689.pdf
23 Определенная аналогия со ст. 28 УПК РФ о прекращении расследования вследствие деятельного раскаяния.
24 The Criminal Code of Finland (39/1889). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1889/ en18890039.pdf
преступлениям, указанным в ст. 1, 4-6, 8, 8Ь главы 20 и ст. 4-15 главы 21 УК Финляндии25.
Очевидно, что данная поправка отражает стремление законодателя к рационализации процесса расследования преступлений на территории Финляндии.
Статья 11 главы 3 Закона «О предварительном расследовании» 2011 г. предъявляет требование срочности к проведению следствия по делам с несовершеннолетними подозреваемыми.
Статьи 12-13 закрепляют порядок прекращения уголовного дела и предварительного следствия по нему.
Глава 4 Закона 2011 г. закрепляет основные принципы предварительного расследования в Финляндии, к которым относятся такие, как:
а) принцип объективности (ст. 1);
б) принцип презумпции невиновности (ст. 2);
в) принцип несвидетельствования против себя (ст. 3);
г) принцип пропорциональности (ст. 4);
д) принцип минимального вмешательства (ст. 5) и др.
Важными представляются также ст. 10 главы 4 относительно права обвиняемого на защиту адвоката в рамках предварительного следствия, которая впервые была закреплена в самом тексте финского Закона «О предварительном расследовании» в связи с поправкой 1145/2013, вступившей в силу с 1 января 2014 г., а также ст. 11 главы 4 о поддержке связи обвиняемого и адвоката. Данные нововведения констатируют также факт оптимизации в логике финского законодательства о предварительном следствии.
В связи с поправкой 1145/2013 г. к Закону 2011 г. более конкретной стала норма ст. 1 главы 6 данного Закона об обязанности явки на предварительное следствие лиц, которые могут внести свой вклад в расследование преступления или вследствие их присутствия во время следственных действий. Данные лица подлежат призыву в ближайший подходящий для уголовного розыска орган полиции по территориальному признаку, равно как при иных обстоятельствах в любое другое необходимое полицейское отделение в рамках конкретного расследования. Сравнивая данную норму со ст. 17 Закона «О предварительном следствии» 1987 г., можно говорить о закрепленном в ней более жестком требовании к явке лиц.
Более строго регламентирован, вследствие поправки 2013 г., порядок привлечения лиц, подозреваемых в совершении преступления, находившихся на месте преступления или в его непосредственной близости (ст. 2 главы 6 Закона 2011 г.). В случае отказа в явке на данных лиц следователь вправе наложить меру пресечения в виде ареста для явки на допрос.
Согласно п. 1 ст. 5 главы 6 Закона 11, «никто не должен быть задержан в рамках предварительного следствия на больший срок, чем это допускается Законом». Так, лица, не подозреваемые в совершении преступления, обязаны посещать допрос продолжительностью не более чем шесть часов за один раз. Подозреваемые или задержанный арестованный - не более чем 12 часов за один раз, и не более чем 24 часа в случае, предусмотренном ст. 5 главы 2 Закона «О принудительных мерах» 2011 г. Статья 6 главы 6 Закона «О предварительном расследовании» до-
25 К ним относятся, например, «Насилие» (ст. 1 главы 20 УК Финляндии), «Принуждение к половому акту» (ст. 4 главы 20 УК), «Сексуальное насилие» (ст. 5 главы 20 УК), «Получение сексуальных услуг от несовершеннолетнего лица» (ст. 8Ь главы 20 УК), «Убийство несовершеннолетнего лица» (ст. 4 главы 21 УК) или же «Нападение при отягчающих обстоятельствах» (ст. 6 главы 21 УК).
пускает задержание арестованного лица по правилам26, указанным в ст. 5 главы 2 Закона «О принудительных мерах».
Глава 7 Закона 2011 г. наиболее обширна (состоит из 20 статей) и закрепляет важный вопрос, касающийся допроса лиц в рамках предварительного следствия.
Важными представляются вопросы ст. 1 рассматриваемой главы, устанавливающей общий порядок допроса. Так, сторона может представить свои доказательства с помощью законного представителя, посредством телефонной связи или с помощью другого средства связи, если следователь считает, что это может быть сделано без неудобства для хода следствия и не ставит под угрозу его целостность проведения. Таким же образом допрашиваются свидетели по делу. Подозреваемый в совершении преступления может быть допрошен при помощи представителя, если за инкриминируемое ему преступление наказание предусматривает не больший размер, чем штраф или лишение свободы сроком на шесть месяцев. История допроса сторон закрепляется письменно.
Допрос потерпевшего по делу, согласно ст. 2 главы 7 Закона, не является обязательным.
Проведение допроса в соответствии со ст. 5 главы 7 Закона должно быть спокойным и объективным. Для получения признания или заявления об определенных фактах следователем не могут быть использованы заведомо ложные сведения, факты, обещания об особых преимуществах, доведение до усталости допрашиваемого лица, его запугивание, принуждение или другие неправомерные средства, влияющие на его свободу, решение, волю, память или суждения.
Допрос в ночные часы (с 22.00 до 7.00) может проводиться только:
1) если лицо само обратилось к следователю с подобной просьбой;
2) если есть необходимость в неотложности допроса в связи со ст. 3 главы 6 Закона27;
3) допрос не может быть отложен при угрозе возможного преступления.
Статья 6 главы 7 Закона накладывает обязанность заявителя придерживаться
истины в описании фактов и ответе на поставленные следователем вопросы.
В соответствии со ст. 7-11 главы 7 Закона определено право следователя самостоятельно определять круг свидетелей для их последующего допроса относи-
26 «Лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть арестовано (задержано), если:
- предполагаемое наказание подразумевает срок лишения свободы не менее двух лет;
- наказание предусматривает срок лишения свободы менее двух, но более одного года и если, принимая во внимание личные данные подозреваемого, а также основания полагать, что он:
а) может скрыться или иным образом избежать уголовного расследования, судебного разбирательства или исполнения возможного наказания;
б) может препятствовать выяснению обстоятельств по делу путем уничтожения, порчи, изменения или сокрытия доказательств или оказания воздействия на свидетеля, потерпевшего, эксперта или соучастника;
в) может продолжать свою преступную деятельность;
- личность подозреваемого неизвестна, и он отказывается разглашать персональную информацию либо предоставляет очевидно ложную информацию;
- подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории Финляндии, и этот факт увеличивает вероятность избежания им уголовного расследования, разбирательства, исполнения возможного наказания путем выезда из государства...
Лица, подозреваемые в совершении преступления в возрасте до 15 лет, не могут быть арестованы» (ст. 5 главы 2 Закона «О принудительных мерах» (806/2011)).
27 То есть в случае задержания подозреваемого (-ых) на месте преступления.
тельно сбора доказательств в целях, указанных в ст. 21 главы 17 СПК Финляндии28, а также права свидетелей по даче им показаний и участия в предварительном расследовании.
Глава 8 Закона устанавливает порядок очной ставки сторон в рамках предварительного следствия, идентификации лица, подозреваемого в осуществлении преступления (ст. 1), условия очной ставки (ст. 2), порядок ее организации (ст. 3), привлечение посторонних лиц для участия в очной ставке (ст. 4), а также использования фото- и видеоматериалов (ст. 5).
Глава 9 Закона регулирует порядок сбора предварительных материалов расследования: протоколов следственных действий (ст. 1), внесение изменений в протокол допроса (ст. 2), аудио- и видеозапись допроса (ст. 3), запись допросов, которые будут использованы в качестве доказательства (ст. 4) и пр.
Глава 10 Закона регламентирует завершение предварительного следствия. Так, ст. 2 устанавливает, что при завершении предварительного следствия дело представляется прокурору для рассмотрения обвинительного заключения или отказа в возбуждении уголовного дела. Не передаются в прокуратуру дела, в которых следователь определил отсутствие состава преступления и, следовательно, преступления не были совершены. Согласно поправке 672/2014 был добавлен п. 3 ст. 2 главы 10, в котором положения ст. 9, 10, 10а главы 3 Закона имеют преимущественное значение в решении отказа в возбуждении дела и проведении следственных действий.
Таким образом, в результате реформирования финского законодательства в сфере предварительного следствия необходимо признать ряд важных нововведений.
Во-первых, произошло распределение компетенции между органами предварительного следствия: полномочия прокурора были расширены, в то время как сфера компетенции полиции несколько сужена.
Во-вторых, более логичным и детальным, законченным представляется новый Закон 2011 г. «О предварительном следствии», в рамках которого с учетом последних поправок 2013 и 2014 гг. были: а) более детально закреплены условия отказа от проведения предварительного следствия; б) более четко регламентирован порядок привлечения к допросу различных категорий лиц; в) более строгой выглядит норма об участии адвоката в процессе предварительного следствия.
Несомненно, текущая реформа является успешной для Финляндии, вследствие которой более контрастно были установлены права и обязанности сторон в рамках предварительного следствия посредством принятия абсолютно нового законодательства в данной области.
28 Code of Judicial Procedure (4/1734). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1734/ en17340004.pdf
Воронежский государственный университет Жданов И. Н., преподаватель кафедры международного и европейского права
E-mail: [email protected] Кортунов М. П., аспирант кафедры международного и европейского права
E-mail: [email protected]
Voronezh State University Zdanov I. N., Lecturer of the International and European Law Department
E-mail: [email protected]
Kortunov M. P., Post-graduate Student of the International and European Law Department
E-mail: [email protected]