Научная статья на тему 'Нормативное регулирование продовольственного обеспечения армии и населения России в годы первой мировой войны'

Нормативное регулирование продовольственного обеспечения армии и населения России в годы первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
345
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРАРНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АРМИИ И НАСЕЛЕНИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ / STATE REGULATION / THE AGRARIAN QUESTION IN RUSSIA / FOOD PROVISION THE ARMY AND THE PEOPLE DURING THE FIRST WORLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головин Александр Юрьевич, Ковалев Сергей Николаевич

Рассмотрено нормативное регулирование продовольственного обеспечения армии и населения России, методы государственного регулирования аграрной экономики России в годы первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NORMATIVE REGULATION OF FOOD SUPPLIES TO THE ARMY AND THE PEOPLE OF RUSSIA IN THE YEARS OF THE FIRST WORLD WAR

Considered the normative regulation of food supplies to the army and the people of Russia, methods of state regulation of the agrarian economy of Russia during the first world war.

Текст научной работы на тему «Нормативное регулирование продовольственного обеспечения армии и населения России в годы первой мировой войны»

УДК 347.23

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АРМИИ И НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ

МИРОВОЙ ВОЙНЫ

А.Ю. Головин, С.Н. Ковалев

Рассмотрено нормативное регулирование продовольственного обеспечения армии и населения России, методы государственного регулирования аграрной экономики России в годы первой мировой войны.

Ключевые слова: государственное регулирование, аграрный вопрос в России, продовольственное обеспечение армии и населения в годы первой мировой войны.

Первая мировая война предъявила высокие требования к сельскому хозяйству России, что не могло не отразиться на его состоянии. Несмотря на серьёзные осложняющие факторы, связанные с переориентацией экономики страны на потребность обороны, с отрывом от производительного труда работников в условиях низкой механизации и падения импорта сельскохозяйственных машин, аграрное хозяйство России не было дезорганизовано. Оно показало свою способность к саморегуляции в изменяющихся условиях, нашло внутренние резервы для сохранения посевных площадей [1, С. 454].

Мировая война в силу своего размаха и длительности оказала сильнейшее негативное влияние на экономику противоборствовавших государств. Воздействие условий военного времени на ход хозяйственной жизни усугублялось недостаточной, как выяснилось, экономической подготовкой к ней. До войны все расчёты строились применительно к ведению кратковременной кампании, и гигантские задачи мобилизации, перестройки экономики были осознаны лишь после жестоких уроков ее начального периода. Первая мировая война явилась колоссальным испытанием для правительств воюющих стран, вынужденных впервые перейти к активному государственному регулированию экономики. Среди массы проблем война по-новому поставила перед правительствами задачу регулирования снабжения продовольствием армии и населения. Воюющие государства вынуждены были непрерывно расширять сферу государственного вмешательства в важнейшие отрасли хозяйства. Несмотря на трепет правительств перед принципами «Ьа1вве2Га1ге», державы-участники войны вступили, хотя и не в одинаковой мере, на путь замены свободного саморегулируемого рынка элементами централизованного управления и организованного подчинения всего хода хозяйственной жизни единой цели - победе в войне.

Даже если война и не расстроила бы экономику воюющих стран, создание колоссальных армий (мобилизованных за годы войны в армию России насчитывалось более 15 млн. человек, в армию Германии - около 14 млн. человек) [2, С. 273] вынуждало государство применять меры по заготовке, перевозке и распределению продовольствия для армии. Расстройство

17

экономики, рост цен и усиливающийся продовольственный кризис усложняли задачу государства в области регулирования снабжения и требовали применения активных методов государственного вмешательства.

Общей особенностью аграрных экономик воюющих стран, по мнению Ледерера, была тенденция к аграризации, благодаря более быстрому падению индустрии в военных условиях [3, С. 126 - 127]. Так, в Англии наблюдалось бесспорное усиление доли сельского хозяйства в конце войны [4, С. 59]. Более того, когда в большинстве воюющих стран выпуск продукции сельского хозяйства падал, в Великобритании в 1914 -1918 гг. отмечалось увеличение сбора важнейших культур (пшеницы, овса и особенно картофеля). В России темпы падения индустрии обгоняли сокращение аграрного производства [3, С 127]. В ситуации экономического спада в период войны цены на промышленные изделия неизменно превышали цены сельскохозяйственной продукции и кажущийся рост доходности аграрного сектора, выраженный в увеличении количества бумажных денег, не находил реализации в закупке промышленных товаров. Идея Ледерера приводит к выводу о невозможности сбалансированного товарного обмена продукцией сельского хозяйства и промышленности в период войны. В конечном счёте, неизбежен

продовольственный кризис, заставляющий правительство применять самые крайние меры государственного регулирования аграрной экономики, такие как продразвёрстка, реквизиции и хлебная монополия.

В России в отличие от других воюющих стран в области заготовок продовольственных товаров и снабжения фронта и тыла правительство в начале войны не использовало активные принудительные методы государственного регулирования, в связи с тем, что резкое сокращение экспорта зерна в 1914 г. вполне компенсировало уменьшение сбора хлебов. В обществе, отмечал

Н.Д.Кондратьев, не было и мысли о каких-либо продовольственных

затруднениях в стране и армии. Запасы зерна огромны и неисчерпаемы - таково было господствующее общественное мнение [5, С. 186 - 187].

Война поставила перед государством задачу регулирования продовольственного снабжения армии и населения. Первый тип мер

правительственного регулирования был основан на прямом вмешательстве в ход снабжения. Государство как хозяйствующий субъект приобретало продукты и снабжало ими потребителя. Сюда относились такие меры, как заготовка продовольствия непосредственно государственными органами по рыночным ценам, перевозка и распределение продовольствия.

Второй тип мер правительственного регулирования связан с методом косвенного вмешательства в ход снабжения путем введения твердых цен, запрета вывоза, введения системы плановых перевозок.

В 1914 г. закупка и заготовка продовольствия была возложена на Главное управление землеустройства и земледелия. Непосредственное руководство операциями по закупкам и заготовкам на местах было передано особым окружным уполномоченным, а выполнение закупок и заготовок - губернским уполномоченным данного ведомства.

Однако наряду с ведомством земледелия в 1914 г. вопросами снабжения армии и населения занимался целый ряд других организаций. Это и окружные интенданты действующей армии, земские и городские самоуправления, сельская продовольственная часть Министерства внутренних дел и органы этого министерства на местах (губернаторы, губернские присутствия, уездные съезды, земские начальники), командующие армиями и военными округами. В области регулирования перевозок выступают, с одной стороны, совещание при главном интендантстве, с другой - центральный комитет по регулированию массовых перевозок [5, С 168].

Многообразие регулирующих органов и отсутствие между ними какой-либо координации, а также их преимущественно ведомственный и бюрократический характер, не замедлили проявить свои отрицательные стороны и ухудшали продовольственное снабжение.

В целях улучшения продовольственных заготовок в 1914 г. командующими армиями и военными округами использовался п.3 ст.10 «Правил о местностях, объявленных на военном положении» [6], устанавливающий запреты вывоза продовольственных средств, фуража и других продуктов. Данное положение предоставляло право назначать общие и частные реквизиции продовольствия. Однако практическое применение реквизиций и запретов вывоза было относительно редко [5, С199].

Запреты на вывоз продовольственных товаров для народного хозяйства были чрезвычайно тяжелы, так как районы мукомолья отрезались запретами от районов, поставлявших зерно, центры потребления - от ближайших пунктов их снабжения. С другой стороны таксировка и установление предельных цен были бессильны приостановить рост инфляции.

Однако государству очень скоро пришлось вернуться к регулированию аграрного сектора, хотя и в иной форме. Общественное мнение в лице преимущественно городских, земских и кооперативных кругов, занятое борьбой с дороговизной, выдвинуло требование об установлении твёрдых имперских цен и такс. Правительство решило, что необходимо более широко приспособить аграрную экономику страны к нуждам войны. И в октябре 1915 г. оно ввело твёрдые цены на закупки для армии, а 29 ноября 1916 г. правительство вынуждено было провозгласить продразвёрстку.

Продовольственное положение в стране во время войны имело огромное значение, и прежде всего потому, что оно непосредственно затрагивало ко -ренные интересы большинства населения, а кроме того, и потому, что в России аграрная политика в отношении производителей товарного хлеба (помещичьего и кулацкого хозяйств) приобретала и политическое значение, поскольку речь шла об экономической основе политической власти царизма. Одной из главных причин кризиса явилось отсутствие чёткой программы использования методов государственного регулирования в условиях глобальной войны. Старый режим всё более и более не справлялся с задачей регулирования заготовок. Это и послужило одной из важнейших причин его падения и решающим поводом начала революции.

Список литературы:

1.Хромов П.А. Экономическое развитие России в XIX - XX веках. М.,

1950.

2. Советская военная энциклопедия: в 8 т. М., 1978. Т. 6.

3.Хмельницкая Е. Военная экономика Германии. 1914 - 1918 гг. Опыт теоретического анализа военного хозяйства. М.-Л 1929.

4.Мировая война в цифрах. М.-Л., 1934.

5.Кондратьев Н.Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. М., 1991.

6.Закон Российской империи от 18 июня 1892 г. //Собрание узаконений Российской империи. ст. 925.

Головин Александр Юрьевич, докт.юрид. наук, профессор, декан юридического факультета ТулГУ, тел. 8(4872)35-55-85, [email protected] (Россия,Тула,ТулГУ)

Ковалев Сергей Николаевич, канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры УПиП , + 7(4872) 35-22-80, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ).

THE NORMATIVE REGULATION OF FOOD SUPPLIES TO THE ARMY AND THE PEOPLE OF RUSSIA IN THE YEARS OF THE FIRST WORLD WAR.

A.Y. Golovin, S.N. Kovalev

Considered the normative regulation of food supplies to the army and the people of Russia, methods of state regulation of the agrarian economy of Russia during the first world war. Key words: state regulation, the agrarian question in Russia, food provision the army and the people during the first world war.

GolovinA.Y., Doctor. jurid. Science, Deсan of the Faculty of TSU bodies. 8 (4872) 35-55-85, [email protected] (Russia, Tula, Tula State University)

Kovalev S.N., PhD, associate professor, professor of TVSS, +7 (4872) 35-22-80, [email protected], (Russia, Tula, Tula State University)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.