С. В. Москвин. Нормативное обеспечение исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы
УДК 343.81
С. В. Москвин
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПОЖИЗНЕННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В статье обсуждаются проблемные вопросы нормативного обеспечения при размещении и содержании осужденных к пожизненному лишению свободы.
The article discusses the problematic issues of regulatory support for deployment and maintenance of convicts to life imprisonment.
Ключевые слова: пожизненное лишение свободы, размещение осужденных, личность осужденного к пожизненному лишению свободы.
Keywords: life imprisonment, placement of prisoners, person sentenced to life imprisonment.
Присоединение Российской Федерации в 1996 г. к Уставу Совета Европы и в 1998 г. - к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных его свобод коренным образом актуализировало задачу приведения правовой системы России в соответствие с установленными стандартами Совета Европы. В связи с этим Россия взяла на себя обязательство о поэтапном сокращении применения смертной казни. Вместе с тем вопросы борьбы с преступностью и, в частности, с особо тяжкими ее проявлениями настоятельно диктуют необходимость применения к виновным самых строгих, а порой и радикальных мер уголовного воздействия, в качестве которых необходимо рассмотреть такой вид наказания, как пожизненное лишение свободы [1].
Пожизненное лишение свободы в России предусмотрено в качестве самостоятельного вида наказания (п. «м» ст. 44) в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. (далее УК РФ), который применяется за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности (ч. 1 ст. 57).
Анализ существующей практики назначения судами пожизненного лишения свободы позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемое наказание в России применяется не так часто, хотя эта цифра с каждым годом растет. Так, в 2008 г. пожизненное лишение свободы было назначено 70 человекам, в 2009 г. пожизненный срок получил 71 человек, за первый квартал 2010 г. в стране такой приговор получили 49 человек, а это практически в пять с половиной раз больше,
© Москвин С. В., 2011
чем за аналогичный период прошлого года [2]. В пяти колониях особого режима в России на конец 2010 г. содержалось 1755 осужденных к пожизненному лишению свободы, только за I квартал 2011 г. в данные учреждения поступили 16 осужденных данной категории [3].
Исследование осужденных отбывающих пожизненный срок в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ИК-18), проведенное автором в период с 2004 по 2011 г., показало, что в вышеуказанном исправительном учреждении за данный период содержались 250 осужденных к пожизненному лишения свободы, все они совершили убийства двух и более лиц, 72,4% из них были ранее судимы два и более раза (181), 27,6% получили пожизненный срок, будучи ранее не судимыми (69), 63,6% до осуждения совершали тяжкие и особо тяжкие преступления (159), 49,2% осуждены за убийство двух и более лиц с целью сокрытия других преступлений (123), 11,6% - за насильственные преступления сексуального характера и убийство несовершеннолетних (29), 13,6% - за совершение преступлений против общественной безопасности (34), 4,4% - за совершение серийных убийств (11) и 4% - за совершение заказных убийств (10).
5,2% от общего количества осужденных, отбывающих пожизненный срок в ИК-18, состоят на профилактическим учете как склонные к нападению на представителей администрации (13), 4,8% склонны к захвату заложников (12), 2% в совершенстве владеют различного рода боевыми искусствами и приемами рукопашного боя (5), 4,8% имеют различного рода психические отклонения, в том числе 2% из них имеют склонность к существенному причинению вреда своему здоровью (совершению суицида) и окружающим. Возрастной критерий осужденных, прибывших за последние 6 лет в ИК-18, показывает устойчивую тенденцию к омолаживанию данной категории осужденных: так, за последние 6 лет количество осужденных, возраст которых варьировался от 25 до 35 лет, увеличилось на 9,6% и составило 41,6% от общего количества пожизненно осужденных, также увеличение на 7% произошло у лиц, возраст которых превышал 45 лет, и составляло на момент исследования 17,2%. Осужденные, возраст которых составлял от 35 до 45 лет, снизился за прошедшие 6 лет на 13,8%, также произошло снижение на 2,6% осужденных, возраст которых варьировался от 18 до 25 лет.
Анализ материалов специальной всероссийской переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, позволил нам получить обобщенную характеристику современного осужденного к пожизненному лишению свободы. Это мужчи-
Юридические науки
на от 30 до 50 лет (74,2% от всех осужденных к ПЛС); гражданин России (96,2%); имеющий неполное среднее или среднее образование (75,4%); до осуждения нигде не работавший (54,2%) или рабочий (30,5%); как правило, отбывающий первую (48,7%) судимость (вторую - 27,2%, третью -12,8%). В 52,4% случаев изначально осужден к ПЛС, в 47,6% случаев первоначально был приговорен к смертной казни. 49,4% осужденных данной категории совершили преступление в одиночку. Из числа тех, кто совершил преступление в соучастии, 19,1% лиц являлись организаторами, 3,9% - исполнителями и 1% - пособниками. Большинство имеют фактически отбытый срок свыше 10 лет - 62,3% (11,9% - от 8 до 10 лет, 15,2% - от 5 до 8 лет). В 5,8% случаев осуждены за совершение преступления во время отбывания наказания. Администрацией характеризуются отрицательно (48,2%) или нейтрально (42,2%). Отбывают наказание в исправительной колонии особого режима (96,7%); в 68,6% случаев - на строгих условиях содержания (19,7% - на обычных; 9,9% - на облегченных условиях). Как правило, отбывают наказание в другом субъекте РФ, не по месту жительства и не по месту осуждения
(91,1%) [4].
Таким образом, контингент осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, по меньшей мере крайне негативен по социально-психологическим и психиатрическим, криминологическим и уголовно-правовым признакам, что предполагает применение к такой категории осужденных самой строгой изоляции и самых жестких условий содержания, а также комплекса мер как режимного, так и медико-психологического и психиатрического характера с целью предупреждения с их стороны новых преступлений.
На современном этапе реформирования системы учреждений и органов, исполняющих наказания, предполагается разработка определенных теоретических и практических положений, важных для развития как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов в частности. Основу преобразований составляют дальнейшая гуманизация процессов исполнения наказаний, совершенствование правового регулирования, обеспечение законности и гласности в деятельности исправительных учреждений, доведение до соответствия международным стандартам содержания осужденных, изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказания в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных [5]. В рамках реализации задач реформирования учреждений УИС в
ближайшие годы первостепенному перепрофилированию подвергнутся федеральные казенные учреждения особого режима, в которых содержатся осужденные к пожизненному лишению свободы. В связи с этим высокую актуальность принимают вопросы их размещения и содержания как в период перепрофилирования исправительных учреждений в тюрьмы, проводимого в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., так и при последующем их функционировании.
Правовую основу деятельности исправительных учреждений России для осужденных к пожизненному лишению свободы составляет Конституция РФ, которая является документом, закрепляющим общий правовой статус гражданина РФ, на котором строится специальный правовой статус осужденного, в том числе и осужденных к пожизненному лишению свободы. Основным источником второго уровня правового регулирования является Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В ст. 82-102 гл. 12, 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) сформулированы общие для всех видов исправительных учреждений режимные требования, средства его обеспечения, условия отбывания наказания, которые носят общий характер. Только ст. 126, 127 Кодекса, регулирующие особенности порядка и условий отбывания лишения свободы в колониях особого режима для осужденных пожизненно, имеют адресный характер. Эти нормы поведения закреплены и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений от 3 ноября 2005 г., утвержденных Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее - ПВР). Именно в ПВР исправительных учреждений закреплен и конкретизирован механизм реализации основных прав осужденных. Раскрывая внутреннее содержание режима, ПВР устанавливают порядок приема и размещения осужденных, их материально-бытовое обеспечение и т. д.
Часть 1 ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующая «размещение осужденных в камерах, как правило, не более чем по два человека», относит функцию покамерного размещения осужденных к компетенции администрации исправительного учреждения с учетом полученных рекомендаций психологов и работников службы безопасности, так как при размещении пожизненных осужденных необходимо исходить из их психологической совместимости, индивидуальных
С. В. Москвин. Нормативное обеспечение исполнения наказания 6 биде пожизненного лишения свободы
особенностей их личностей, характера совершенных ими преступлений. Учитывая рекомендательный характер данной нормы (ч. 1 ст. 127 УИК) с учетом применения принципа безопасности администрацией ИК-18 проводилось размещение вышеуказанной категорией осужденных более чем по 2 человека. Данное размещение мотивировалось целесообразностью наличия в камере трех или четырех лиц, которые бы в случае возникновения конфликтной ситуации либо попытке совершения суицида смогли бы своевременно оповестить представителей администрации для принятия неотложных мер по пресечению противоправных действий других пожизненно осужденных. Между тем двойственность закрепленной в ч. 1 ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации нормы размещения осужденных к пожизненному лишению свободы в камерах, а именно, наличие в фабуле статьи фразы «как правило», было расценено надзирающими органами прокуратуры как нарушение требований действующего уголовно-исполнительного законодательства и впоследствии повлекло переразмещение пожизненно осужденных по 2 человека.
По нашему мнению, ни УИК РФ, ни ПВР ИУ не дают полного и точного представления о том, каковы особенности исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы.
Ввиду специфики, присущей данному виду наказания, в условиях реформирования пенитенциарных учреждений, в целях законодательного урегулирования указанных норм в соответствии с общепринятыми международными нормами права, считаем необходимым:
1. Изменить ч. 1 ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и изложить ее в следующей редакции:
- Осужденные к пожизненному лишению свободы, отбывающие наказание в тюрьмах особого режима, размещаются в камерах не менее чем по два, но не более чем по четыре человека. При возникновении исключительных обстоятельств, не позволяющих произвести размещение осужденных в камерах не менее чем по два, но не более чем по четыре человека, а также при возникновении угрозы личной безопасности осужденных, по постановлению начальника
тюрьмы они могут содержаться в одиночных камерах.
2. В связи с предложенной нами редакцией ч. 1 ст. 127 УИК РФ и исключением из ее фабулы фразы «Труд указанных осужденных организуется с учетом требований содержания осужденных в камерах», ст. 23 гл. VI ПВР исправительных учреждений, с учетом реализации целей и задач, предусмотренных концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., изложить в следующей редакции:
В установленное распорядком дня время осужденные, поотрядно, побригадно выстраиваются в отведенных местах для вывода на работу и съема с работы. При этом проверяется их внешний вид и производится обыск. Привлечение к труду осужденных к пожизненному лишению свободы, а также осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, категорически запрещается.
3. Пункт 154 гл. XXIII ПВР исправительных учреждений дополнить абзацем:
Осужденным к пожизненному лишению свободы, переведенным в одиночную камеру в связи с исключительными обстоятельствами, при условии, что данный перевод не является дисциплинарным взысканием, разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, средства личной гигиены, продукты питания и табачные изделия, а также религиозную и иную литературу, предметы культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.
Примечания
1. См.: Желоков Н. В. Пожизненное лишение свободы в системе наказаний УК РФ и его назначение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
2. См.: Статистика Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=5
3. См.: Статистика ФСИН России. URL: http:// fsin.su/ structure/ inspector/ iao/ statistika/ Kratkaya% 20har-ka%20UIs/
4. См.: Исследование, проведенное группой сотрудников НИИ ФСИН России под руководством доктора юридических наук, профессора В. И. Селиверстова в 2009 г. URL:. http://justicemaker.ru/view-article.php?id= 21&art=1718
5. См.: Концепцияразвития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. URL: http://uin.tatar.ru/rus/info.php?id=203312