5.7. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
Дгебия Рада Зурикавна, канд. юрид. наук, соискатель ученой степени. Должность: старший преподаватель. Место работы: Абхазский Государственный Университет г. Сухум. Место учебы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Подразделение: кафедра Уголовного права и процесса. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье автором исследуются актуальные проблемы лишения свободы в законодательстве Республики Абхазия.
В ходе исследования использовались общенаучные методы познания, а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Автор отмечает, что основная проблема, возникающая при исполнении наказания в виде лишения свободы, связана с отсутствием Уголовно-исполнительного кодекса.
Выводы статьи могут быть взяты за основу для более глубоко изучения проблемы исследования. Статья может быть использована в процессе преподавания курса «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право».
В своей работе автор выявляет специфику лишения свободы как вида наказания в Республики Абхазия. Проводит анализ назначения лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления за последние пять лет. Материалы работы предназначены для аспирантов, студентов, преподавателей юридических образовательных учреждений, а также всех интересующихся проблемами уголовного права.
Ключевые слова: лишение свободы, пожизненное лишение свободы исправительное учреждение, уголовное законодательство Республики Абхазия, временный порядок исчисления сроков лишения свободы, осужденный.
SOME OF THE PROBLEMS OF A SENTENCE OF IMPRISONMENT IN THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA
Dgebiya Rada Zurikavna, PhD. jurid. Sciences, competitor of an academic degree. Position: senior teacher. Place of employment: Abkhazian State University Sukhumi. Place of study: Academies of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Division: department of Criminal law and process. E-mail: E-mail: [email protected]
Annotation: In this article the author examines topical issues of deprivation of liberty in the legislation of the Republic of Abkhazia. The study used scientific methods of cognition, as well as the formal legal and comparative legal methods.
The author notes that the main problem arising in the enforcement of sentences of imprisonment, due to the absence of the Executive Penal Code.
Conclusions article can be used as a basis for a deeper study of the problem of research. The article can be used in teaching the course "Criminal Law", "Criminal executive law."
In its work, the author reveals the specifics of imprisonment as a form of punishment in the Republic of Abkhazia. Analyzes purpose of imprisonment in respect of persons
who have committed crimes in the past five years. The proceedings are intended for graduate students, students, teachers, legal educational institutions, as well as all interested in the problems of criminal law. Keywords: imprisonment, life imprisonment prison, the criminal legislation of the Republic of Abkhazia, the interim procedure for calculation of terms of imprisonment, the convict.
Лишение свободы вот уже много лет является по сути основным наказанием во многих правовых системах, однако уголовная политика современных государств направлена на усиление значимости альтернативных лишению свободы наказаний. Данное положение отражено и в международно- правовых документах. Несмотря на все попытки ограничить применение лишения свободы судебная практика показывает, что данный вид наказания назначается наиболее часто по сравнению с другими видами наказаний.
В п. п. «ж» и «з» ст. 43 Уголовного кодекса Республики Абхазия (далее УК РА) в качестве самостоятельных видов наказаний выделены лишение свободы на определенный срок (п. «ж» ст. 43 УК РА) и пожизненное лишение свободы (п. «з» ст.43 УК РА). Согласно ч. 1 ст. 51 УК РА лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
В дореволюционном учебнике «Русского уголовного права», Н. Д. Сергиевский давал следующее определение лишения свободы: «Тюремным заключением или лишением свободы в тесном смысле слова называется такая форма лишения свободы, в которой преступник помещается в особое, для того предназначенное, учреждение - тюрьму, с определенным режимом и обязательным образом жизни» [1, с. 540] .
Лишение свободы ограничивает права человека, закрепленные в Конституции Республики Абхазия, Во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и других общепризнанных международно-правовых актах. В Международном Пакте о гражданских и политических правах ч. 1 ст. 9 говорится, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом [2, с.236]. Из данного положения видно, что лишь при совершении преступления, предусмотренного УК РА, лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при условии если санкцией соответствующей статьи предусматривается лишение свободы.
Число осужденных к основным видам наказания и мерам уголовно-правового характера в Республике Абхазия с 2010-2014 гг.[3].
Анализируя данные, приведенные в таблице видно, что лишение свободы судами Республики Абхазия назначается довольно часто, однако наряду с лишением свободы назначаются и иные виды наказаний, что отражено в таблице. За последние пять лет пожизненное лишение свободы ни разу не назначалось. Исследование показало, что больше всего лишение свободы было назначено в 2012-2013 гг. Однако несмотря на столь частое применение лишения свободы за рассматриваемый период времени рецидивная преступность составила 10,3 % от общего числа лиц, осужденных за пять лет.
Таблица № 1
Год Всего осужденных К лишению свободы Исправит, работы и штраф Условно Принуд, лечение Оправдано
Чел. / % Чел. / % Чел./ % Чел. / % Чел./ % Чел. / %
2010 397/ 100 182/45,8 36 /9 132/33,2 4/1 12/3
2011 371/100 147/39,6 57/15,3 161/43, 3 0 12/3,2
2012 412/100 204/49,5 58/14 138/33,4 7/1,6 10/2,4
2013 423/100 203/47,9 68/16 110/26 6/1,4 11/2,6
2014 346/100 144/41,6 57/16,4 130/37,5 8/2,3 5/1,4
Всего за 5 лет 1949/100 880/45,1 276/14,1 671/34,4 25/1,2 50/2, 5
Характеристика лиц, осужденных за период с 20102014 гг.[3].
Таблица № 2
Год 2010 2011 2012 2013 2014 Всего за 5 лет
Ранее судимые 43 26 59 31 42 201
Женщин 24 16 34 26 25 125
Несо-вершен-нолет-ние 11 8 16 9 8 52
Абхазы 181 164 242 251 194 1032
Русские 41 34 43 45 41 204
Армяне 26 27 33 32 29 147
Грузины 40 46 48 60 35 229
Другие 23 9 27 35 47 141
Анализ данных, отраженных в таблице, показывает, что по национальному составу среди осужденных лиц с 2010-2014 гг., больше половины, а именно
52, 9% осужденных лица абхазской национальности, затем грузины - 11, 7%, русских- 10,4%, армян -7,5%, других - 7, 2%. Удельный вес среди всех осужденных составляют лица мужского пола - 93, 6%. Среди лиц, которым назначены различные виды наказаний, есть и женщины - 6, 4%.
Виды преступлений и число осужденных лиц с 2010 по 2014 гг. в Республике Абхазия [3].
В таблице приведены самые распространенные виды рассматриваемых преступлений за последние пять лет. Однако исследование показало, что удельный вес среди всех преступлений занимают преступления против собственности - 32, 9%, преступления против здоровья населения - 16,7%, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 15, 2%. Такое положение не может не отражаться и на применении наказания в виде лишения свободы.
При назначении наказания суд должен учитывать следующие положения уголовного закона: во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 55 УК РА (общие начала назначения наказания) более строгий вид наказания из
числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Во-вторых, при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ч. 3 ст. 55 УК РА).
Таблица № 3
Год 2010 2011 2012 2013 2014 Всего за 5 лет
Категории рассмотренных дел по ст. ст. УК РА
Ст. 99 (Убийство) 24 8 8 11 4 55
Ст. 103 (Причинение смерти по неосторожности) 0 3 4 0 0 7
Ст. 105 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) 1 7 4 2 6 20
Ст. 119 (Похищение человека) 0 14 1 0 0 15
Ст. 155 (Кража) 82 81 63 79 82 387
Ст. 156 (Мошенничество) 3 8 12 9 5 37
Ст. 158 (Грабеж) 18 12 29 34 14 107
Ст. 159 (Разбой) 21 15 20 8 17 81
Ст. 203 (Бандитизм) 0 3 0 0 0 3
Ст. 207 (Хулиганство) 4 4 0 4 2 14
Ст. 217 (Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) 16 30 29 9 19 103
Ст. 263 (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) 53 51 50 85 44 283
Ст. 228 (Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества 0 5 2 5 4 16
Ст. 126 (Изнасилование) 1 1 0 0 0 2
Ст. 163 (Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) 1 2 4 5 2 14
Ст.224 (Незаконные производство, переработка, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка с целью сбыта, а равно сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) 55 40 67 75 58 295
Воинские 49 21 21 17 33 141
Другие 42 61 62 60 53 278
В соответствии с ч. 2 ст. 51 УК РА лишение свободы устанавливается на срок от трех месяцев до пятнадцати лет. Эти сроки ограничивают как пределы санкций наказания в виде лишения свободы, предусмотренных в УК РА за конкретные преступления, так и возможность суда назначать наказание за указанными пределами. Избирая наказание в виде лишения свободы, суд не может не только выйти за высший предел санкции, но и определить лишение свободы на срок ниже трех месяцев. Если дело рассматривается в от-
ношении лица, совершившего несколько преступлений, или лица, в отношении которого вынесено несколько приговоров за разные преступления[4, с. 393], то ч. 3 ст.51 УК РА предусматривает другие правила определения сроков лишения свободы. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 20 лет, а по совокупности приговоров - более 25 лет [ 5, с.29].
Строгость рассматриваемого наказания характеризуется не только видом самого наказания, но и сроком его отбывания, а также видом режима исправительного учреждения, в котором отбывается лишение свободы [4, с.395].
При определении вида исправительного учреждения суд должен руководствоваться ст. 53 УК РА. Отбывание лишения свободы назначается: лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, - в колониях-поселениях. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения; мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений - в исправительных колониях общего режима; п. мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях строгого режима; п. «г» мужчинам, которым в порядке помилования смертная казнь заменена лишением свободы, а так же при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях особого режима.
Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме.
Лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания назначается в воспитательных колониях.
Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Республики Абхазия [5, с. 29-30].
В связи с отсутствием на территории Республики Абхазия исправительно-трудовых учреждений, временно до создания соответствующей системы, Верховный Совет Республики Абхазия постановил: Установить временный порядок исчисления сроков лишения свободы: лицам, осужденным к лишению свободы в воспитательно-трудовых колониях общего режима и в колониях-поселениях, отбывающим наказание в изоляторах временного содержания и следственном изоляторе, 1 день отбытого наказания приравнять к 3 дням.
Несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы в воспитательно-трудовых колониях усиленного режима, а также лицам, осужденным к лишению свободы в колониях общего режима, отбывающим наказание в изоляторах временного содержания и следственном изоляторе, 1 день отбытого наказания приравнять к 2 дням.
Несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы в воспитательно-трудовых колониях строгого режима, и лицам, осужденным к лишению свободы в колониях усиленного режима, отбывавшим наказание в изоляторах временного содержания и следственном изоляторе, 2 дня отбытого наказания приравнять к 3 дням.
Лицам, осужденным к лишению свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима, отбывающим наказание в изоляторах временного содержания и следственном изоляторе 4 дня отбытого наказания приравнять к 5 дням.
Примечание. Лицам, осужденным впервые по статьям, санкции которых предусматривают исключительную меру наказания - смертную казнь, отбывающим наказание в изоляторах временного содержания и следственном изоляторе - 4 дня отбытого наказания приравнять к 5 дням, а лицам, ранее судимым, -5 дней отбытого наказания приравнять к 6 дням.
Действие настоящего Закона не распространяется на лиц, совершивших преступления при опасном и особо опасном рецидиве, а также на лиц, осужденных по ст. ст. 224-230, 294.1 Уголовного Кодекса Республики Абхазия [7 ].
Верховный Совет Республики Абхазия принял данный закон в связи со сложившейся необходимостью, так как после распада СССР не стало единой системы исполнения уголовных наказаний, и направлять осужденных стало некуда, так как на территории Абхазии находился лишь - следственный изолятор. Такие наказания как лишение свободы и смертная казнь исполнялись на территории СССР. В следственном изоляторе лица, совершившие преступления находились до вынесения приговора судом. После вступления приговора в силу, осужденных сначала этапировали в Грузию (так как Абхазия с 1931 г. входила в состав ГССР в качестве автономной республики), а оттуда в зависимости от режима и вида исправительно-трудового учреждения часть осужденных оставалась на территории ГССР, а остальные в исправительно-трудовые учреждения всего союза ССР.
На территории Республики Абхазия на сегодняшний день, уголовные наказания в виде пожизненного лишения свободы и лишения свободы на определенный срок отбывают в изоляторе временного содержания (ИВС МВД РА), осужденные лица женского пола и несовершеннолетние, и в следственном изоляторе (СИЗО МВД РА), где отбывают наказание лица мужского пола. Следует заметить, что СИЗО МВД РА называется в народе «Драндской тюрьмой» (поселок Дранда - место расположения следственного изолятора). Порядок отбывания наказания в ИВС и СИЗО МВД РА регулируется приказом МВД РА от 15 мая 2004 г. и правилами внутреннего распорядка
В ст. 4 Закона РА «О введении в действие УК РА» от 10 января 2007 г. указывается на вступление в силу Уголовно-исполнительного Кодекса РА, не позднее 2008 г. [9]. В ч. 4 ст. 53 УК РА указывается, что изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Республики Абхазия.
Исправительно-трудовой Кодекс РА от 10 марта 1993 г. официально не отменен, однако на практике фактически не применяется, так как данный кодекс не соответствует Уголовному Кодексу РА от 01 июня 2007 г. В нем регулируется исполнение наказаний, которые не входят в новую систему наказаний. Таким образом назрела настоятельная потребность принятия нового Уголовно-исполнительного кодекса, который будет детально регламентировать виды исправительных учреждений, органы исполняющие наказание, а также режим отбывания наказания, и самое главное создание условий для отбывания наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления. Промедление с решением этого вопроса увеличивает проблемы реализации уголовного закона, снижает эффективность применения наказания.
Нуждается в обсуждении и возможность применения пожизненного лишения свободы, которое является альтернативой смертной казни. Эта мера, предусматривающая бессрочный характер лишения свободы осужденного к нему лица, является сравнительно новым для современного законодательства Абхазии наказанием. Оно появилось после введения в действие Уголовного кодекса РА от 01 июня 2007 г. В УК РА пожизненное лишение свободы установлено как альтернатива смертной казни, но в качестве самостоятельного вида наказания, входящего в систему наказаний и подлежащего применению по приговору суда [10, с. 70].
Согласно ч.1 ст. 52 УК РА пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства. Пожизненное лишение свободы состоит в бессрочной изоляции осужденного от общества, однако согласно ч. 5 ст.72 УК РА лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит [5, с. 42].
Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение следующих особо тяжких преступлений: ч.2 ст. 99 УК РА «убийство», ч. 3 ст. 198 УК РА «терроризм», ст. 273 УК РА «государственная измена», ст. 275 УК РА «посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля», ч. 2 ст. 279 УК РА «диверсия», ст. 297 УК РА «посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование», ст. 319УК РА «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», ч. 3 ст.338 УК РА «неповиновение», ст.339 УК РА «сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей», ч. 2 ст. 363 УК РА «планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны», ч. 2 ст. 365 «применение запрещенных средств и методов ведения войны», ст. 366 УК РА «геноцид». Автор поддерживает мнение некоторых ученых об исключении пожизненного лишения свободы из системы наказаний [11].
Согласно ч. 2 ст.52 УК РА пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста [5, с. 29]. По-видимому данный вид наказания не применяется в отношении обозначенного круга лиц исходя из принципа гуманизма.
Таким образом, проведенный анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Республики Абхазия свидетельствует о пробелах в законодательном регулировании наказания в виде лишения свободы, в связи, с чем необходимо создавать условия, для того, чтобы осужденные могли отбывать наказания в исправительных учреждениях указанных в ст. 53 УК РА.
Суд, назначив наказание в виде лишения свободы заставляет осужденного, во время отбывания наказания задуматься над вопросом: совершил ли бы он преступление, зная, что его ждет наказание в виде лишения свободы?
Представляется, что основная масса ответит - «нет». Находясь в местах лишения свободы человек начинает переосмысливать ценность жизни и свободы. Ему не хватает общения с близкими лицами, с семьей, теряются привычные связи с людьми, забываются профессиональные навыки.
В ходе изучения данной проблемы было опрошено 100 человек, ранее отбывавших наказание в виде лишение свободы за совершение преступлений различной категории. Из 100% опрошенных лиц, - 71 % ответили, что никогда больше не будут совершать преступления, так как осознали все трудности отбывания наказания и сожалеют о совершенном деянии, 13% ответили, что будут совершать преступления, так как это является их «профессией», и им все равно накажут их или нет, 6% - ответили, что да совершат при первой же возможности, учитывая то обстоятельство, что им некуда идти и нечем заняться на свободе, так как они основную часть своей жизни провели в местах лишения свободы и не могут адаптироваться к социальной среде, 10%- затруднялись ответить на заданный вопрос.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что ранее действовавший УК РА от 10 марта 1993 г. срок лишения свободы устанавливал на срок не ниже трех месяцев и не свыше десяти лет, а за особо тяжкие преступления, и преступления повлекшие особо тяжкие последствия, и для особо опасных рецидивистов не свыше пятнадцати лет. Сравнительно-правовой анализ норм ранее действовавшего УК РА и нового УК РА, позволяет сделать вывод, о том, что принцип гуманизации наказания в виде лишения свободы не был применен при законодательном конструировании уголовно-правовых норм. О чем свидетельствует увеличение верхнего предела срока лишения свободы до пятнадцати лет, а также по совокупности преступлений до двадцати лет, по совокупности приговоров до двадцати пяти лет. Законодатель Республики Абхазия ввел в систему наказаний новый, ранее не известный законодательству Абхазии вид наказания - пожизненное лишение свободы. Данный вид наказания включен в систему наказаний в качестве альтернативы смертной казни, но в то же время смертная казнь и пожизненное лишение свободы входят в систему наказаний в качестве самостоятельных видов наказаний. Исходя из выше изложенного видно, что в новом УК РА проис-
ходит усиление репрессивности наказания в виде лишения свободы.
Анализ судебной практики назначения наказания в Республике Абхазия показывает, что лишение свободы является самым применяемым видом наказания.
В ходе изучения практики, было выявлено, что удельный вес лишения свободы превышает на 31 % другие наказания. Данное положение связано с ростом тяжких преступлений на территории Абхазии за рассматриваемый период времени, а также с характеристикой лиц совершивших преступление среди которых 10, 3 % ранее судимых.
Необходимость лишения свободы как средства достижения целей наказания вызывается тем, что реализация их иными видами наказания на данном этапе развития нашего общества не может быть достигнута в отношении лиц, совершающих значительные по степени опасности преступления или являющихся рецидивистами. Лишение свободы в этом смысле необходимо потому, что иное, более мягкое наказание за серьезные преступления не воспринималось бы как справедливое со стороны потерявшего, да и населения в целом. Во вторых лишение свободы представляет возможность оказывать более или менее систематическое воспитательное воздействие на личность осужденного и является относительно более эффективным устрашающим средством воздействия на осужденного и на других неустойчивых членов общества [12, с. 5]. В современном обществе главной целью лишения свободы является предупреждение совершения новых преступлений как самим лицом так и другими лицами.
Исходя из вышеизложенного видно, что эффективным средством борьбы с преступностью является такое назначение лицам, совершившим преступление наказания, которое соизмеримо с характером и степенью общественной опасности совершенного деяния, отвечает ожиданиям общества и способно по своим свойствам воздействовать на лицо в целях его исправления.
Особое значение в правосознании народа имеет то наказание, которое соответствует традициям общества. В Абхазии несмотря на то, что действует и признается официальное законодательство, все еще существуют в правосознании народа традиционные институты. Если лицо, виновное в совершении преступления отбывает наказание в виде лишения свободы, потерпевшая сторона, как правило, удовлетворившись назначенным наказанием, обычно не предпринимает попытки самосуда над виновным. Прежде всего, это имеет место быть при совершении преступлений против личности. Неудовлетворенность официальным законодательством и правосудием может вызвать применение в обществе самосуда над преступником.
Такое наказание как лишение свободы служит регулятором общественных отношений, так как опасное для общества и людей лицо изолируется. При назначении наказания суды Республики Абхазия учитывают не только указанные в законе характер и степень общественной опасности совершенного деяния и личность осужденного, но и сформированные столетиями традиции.
Представляется, что лишение свободы является на сегодняшний день сдерживающим фактором от совершения преступления, так как не каждый, задумавшись о трудностях тюремной жизни может решиться на совершение преступления.
Подводя итоги рассмотрению практики применения наказания в Республике Абхазия, можно сделать вывод, что самым применяемым является наказание в виде лишения свободы на определенный срок. На наш взгляд это обусловлено несколькими причинами, во -первых тем, что из предусмотренных УК РА основных видов наказаний на практике применяются лишь четыре, так как например, содержание в дисциплинарном батальоне, может применяться лишь после принятия УИК и создания соответствующих условий; не применяется и такое наказание как смертная казнь в связи с тем, что Законом РА от 29 января 2007 г. «О моратории на смертную казнь» на нее наложен мораторий.
Выходит, что из основных наказаний суд может назначить - штраф, исправительные работы, лишение свободы на определенный срок, и за совершение тяжких и особо тяжких преступлений - пожизненное лишение свободы.
Во-вторых, это, прежде всего, связано с трудностями, связанными при назначении наказания в виде исправительных работ, так как 87 % осужденных являются безработными и трудоустроить их крайне затруднительно в связи с нехваткой на территории Абхазии рабочих мест и высоким уровнем безработицы. В связи с этим суд как бы вынужден склониться в пользу назначения лишения свободы. В УК РА также установлено, что в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ, суд может заменить наказание лишением свободы. В УК РА не установлено ограничение на замену штрафа лишением свободы, таким образом, при злостном уклонении от уплаты штрафа назначенного в качестве основного вида наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РА.
В-третьих, на политику государства в области назначения наказаний влияет и такой фактор как динамика и структура преступности, которые исторически изменчивы. В последние пять лет наблюдается рост корыстной преступности в Абхазии, что подтверждается данными ИЦ МВД РА, что не может не отражаться и при назначении наказания в виде лишения свободы.
Список литературы
1. Сергиевский Н. Д. Русское уголовное право. Часть общая. Изд. 5 - е. СПб., 540 с.
2. Действующее Международное право. Документы в 2-х т. - Т. 2. Составители Ю. М. Колосов, Э. С. Крив-чикова. Учебное пособие.- М.: Междунар. отношения, Юрайт- Издат, 2007. -512 с.
3. Показатели, отраженные в таблицах составлены на основе отчетных данных Верховного Суда Республики Абхазия за 2010-2014 гг.
4. Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В., Наумов А.В. Уголовное право России. Общая часть: Учебник. М.: Юристь, 2004.- 569 с.
5. Уголовный Кодекс Республики Абхазия от 01 июня 2007 г. // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Вып. 29.- Сухум. 2007.- 187 с.
6. Есаков Г.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И., Чуча-ев А.И. Уголовно-правовое воздействие: Монография. М.: Проспект, 2013. - 288 с.
7. Закон РА «О временном порядке исчисления сроков лишения свободы» от 26 ноября 1994 г. (в ред. Законов РА от 15.08.2006 г., от 21.07.2009 г., от 30.07.2009 г.).
8. Жевлаков Э. Н. Законность в сфере исполнения уголовных наказаний.// Вестник Академии Генеральной прокуратуры. № 3. 2008. С. 5-7.
9. Закон Республики Абхазия « О введении в действие УК РА» от 10 января 2007 г. // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Вып. 29.- Сухум. 2007.- 187 с.
10. Тирранен В.А.Высшие меры уголовного наказания: новое слово в старом споре: Монография. М.: Юрлитинформ, 2013 . - 184 с.
11. См. напр.: Кузьмин С. И. Пожизненное лишение свободы: взгляд со всех сторон.// Человек: преступление и наказание. 1995. № 2. Дзигарь А. Л. Уголовные наказания: эволюция и перспективы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. -2001. - 28 с.
12. Ной И. С. Теоретические вопросы лишения свободы. Издательство Саратовского университета. Саратов. -1965. -166 с.
Рецензия
на статью Р.З. Дгебии «Некоторые проблемы наказания в виде лишения свободы в законодательстве Республики Абхазия».
Статья посвящена актуальной проблеме наказания в виде лишения свободы, его законодательной регламентации и практике применения. Автор начинает исследования с анализа основных свойств наказания в виде лишения свободы с учетом истории развития его содержания. При этом использована как дореволюционная, так и современная литература, посвященная указанной проблеме. Рассмотрев положительные и отрицательные свойства наказания в виде лишения свободы, Р.З. Дгебия делает вывод, что ориентация судебной системы на сужения практики применяя данного вида наказания является вполне обоснованной, но, вместе с тем, такое направление современной уголовной политики трудно реализуемо. Связано это с тем, что для расширения практики применяя альтернативных лишению свободы наказанию не созданы все необходимые условия.
Р.З. Дгебия обращает внимание на то, что лишение свободы остается ведущим в судебной практике, но его применение существенно затруднено из-за отсутствия на территории Республики Абхазия исправительно-трудовых учреждений. В связи с этим, временно до создания соответствующей системы, Верховный Совет Республики Абхазия установил временный порядок исчисления сроков лишения свободы при назначении осужденным разных по режиму исправительных учреждений.
Научная значимость статьи повышается в связи с тем, что автором для анализа проблемы использована судебная статистика, характеризующая современное состояние правоприменительной практики.
С учетом вышеизложенного, статья Р.З. Дгебии «Некоторые проблемы наказания в виде лишения свободы в законодательстве Республики Абхазия» может быть предложена к опубликованию в рецензируемых журналах, в том числе рекомендуемых ВАК РФ для изложения основных результатов научных исследований.
Рецензент - доктор юридических наук, профессор Н.И. Пикуров.