ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Э.Р. Исхаков
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ИЗДАННЫЕ ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ ПАВЛА I
В статье анализируются нормативно-правовые акты, направленные на регулирование медицинской помощи и здравоохранения, изданные в эпоху правления Павла I.
Ключевые слова: Павел I, медицинское законодательство, история законодательства Российской империи, юридическая техника.
E.R. Iskhakov
LAW ACTS ISSUED BY THE TSAR PAVEL THE FIRST ABOUT MEDICAL CARE
In this article was estimated that in legal acts issued by the tsar Pavel the First are definitely two-parts structure: at the beginning is the analysis of problematic situation about some aspects of the medical care and after are the legal rules for correction this situation.
Keywords: tsar the Pavel the First, medical legislation, history of the legislation of Russian Empire, law technic.
В настоящий момент интерес представляют особенности структуры и содержания нормативно-правовых актов, принятых в период правления Павла I (1796-1801 гг.), посвященных регулированию медицинской помощи в Российской империи. Структурно в указах можно условно выделить ряд разделов (частей): разд. I содержит данные исследований по какой-либо проблеме; разд. II — нормативное регулирование тех или иных действий. Содержание указов включает в себя либо анализ текущего положения в той или иной области здравоохранения или оказания медицинской помощи, либо анализ ситуации в области оказания медицинской помощи. Кроме того, в ряде указов встречаются ссылки на данные научных исследований. После приведения информации по анализу проблемы или ситуации следовал раздел (часть) указа, где прописывались необходимые нормы или правила для регуляции деятельности в той или ной сфере.
Представленный в документах анализ выявлял факторы, негативно влияющие на состояние дел (например, почему вода в источниках неудовлетворительного качества и непригодна для питья), либо устанавливал, насколько данные
© Исхаков Эдуард Робертович, 2015
Доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел (Уфимский юридический институт МВД России); e-mail: iskhakov1964@ 82 mail.ru
факторы могут негативно сказываться на их состоянии. При этом оценивались факторы, влияющие на состояние здоровья населения, например, качество питьевой воды и пищевых продуктов (сахара).
Среди изданных законов по правовому регулированию различных сторон военной медицины ряд указов направлен на улучшение обеспечения медикаментами войск. Например, Указ Медицинской коллегии от 22 мая 1797 г. «О предписании Казенным аптекам, чтобы он в печатных каталогах на нарочно оставленном белом поле отмечали причины, замедлявшие отпуск лекарств»1. В нем проанализирован процесс выдачи лекарств для воинских команд из аптек и выявлено их замедление. Поэтому Указом предписывалась обязательность фиксации причин замедления выдачи лекарств.
В Указе из Военной коллегии «О даче прогонных денег, отправляемых от полков и батальонов чинам и командам для приема вещей и медикаментов, далее 200 верст от места их пребывания», вышедшем в июле 1799 г., констатируется, что возникают проблемы при доставке медикаментов в войска из аптек на дальние расстояния2. Поэтому предписывалось выдавать деньги из комиссариата (отдел Военной коллегии), если надо доставлять медикаменты из аптек, находящихся далее 200 верст от расположения части.
Несколько указов были посвящены улучшению подготовки медицинских кадров для войск. В именном Указе от 27 мая 1798 г., данном Действительному Тайному Советнику Барону Васильеву, «Об определении в полки и города знающих врачебную науку лекарей» даны оценка квалификации и профессиональной деятельности лекарей, самого процесса организации комплектования медицинскими кадрами воинских соединений, указания, как исправить сложившуюся ситуацию путем правового регулирования кадровой работы3.
Анализ различных сторон деятельности подлекарей в российской армии и флоте — от их подготовки до уровня профессионализма — приведен в Высочайше утвержденном докладе Медицинской коллегии 16 июля 1799 г. «Об уничтожении подлекарей при сухопутных и морских войсках; о порядке назначения в оные войска младших и старших лекарей и об учреждении Медицинской Управы при Черноморском флоте. С приложением двух табелей о числе Медицинских чинов и фельдшеров при сухопутных войсках, флотах и адмиралтейских госпиталях»4. В нем содержится исторический экскурс о происхождении званий лекарей и подлекарей, акцентируется внимание на том, что подлекари были слабо подготовлены в профессиональном плане и имели соответственно низкий уровень знаний и умений при оказании медицинской помощи. В Указе предлагались также меры по совершенствованию подготовки медицинских кадров.
Результат исследования ситуации, связанной с недостатками в организации лечения определенной группы больных в госпиталях, приведен в Указе Военной коллегии «О принятии в госпитали и лазареты присылаемых от комиссий провиантских Депо и от подведомственных им Комиссионеров и магазинов больных служителей, и о довольствовании их наравне с инженерными чинами», изданном в октябре 1799 г.5 В нем говорилось, что больных из ряда подразделений войск, в частности Комиссии, провиантского Депо, не принимают на лечение в Херсонский госпиталь, не всегда принимали на лечение в госпитали и инженерных офицеров. Указом предписывалось всех принимать на лечение, особо подчеркивалось ответственное отношение к таким больным в госпиталях «пользовать с надлежащим радением и прилежностью».
Следует выделить один из важных правовых документов по организации здравоохранения в Российской империи, принятых в эпоху Павла I, Высочайше утвержденный Доклад Медицинской коллегии от 19 января 1797 г. «Об учреждении Медицинских Управ. С приложением штата Медицинским чинам определенным по Губерниям и инструкций о должности врачебных Управ в Губернских городах и Медицинских чинов при войсках внутри империи нахо-дящихся»6. В начале документа проведен анализ сложившейся ситуации в организации здравоохранения по ряду вопросов в оказании медицинской помощи. Констатировалось текущее неудовлетворительное положение с контролем медицинской деятельности в армии со стороны гражданских чиновников, медиков, указаны причины неудовлетворительной ситуации — недостаток гражданских медиков, большие расстояния нахождения войск от населенных пунктов. Указом предписывалось учредить врачебную управу в каждом губернском городе. Устанавливались штаты, порядок контроля за деятельностью медицинской службы в войсках при их выдвижении за пределы государства; порядок и сумма финансирования медицинских работников в губерниях, обязательные действия на случай возникновения опасных инфекций; описывались порядок и правила проведения судебно-медицинской экспертизы; порядок приема и увольнения медиков; порядок проведения врачебной управой поощрения медиков; порядок работы с жалобами; порядок инспектирования аптек и меры воздействия при обнаружении в аптеках недостатков.
Одним из судьбоносных документов, содержащих большой комплекс мероприятий, направленных на реформирование и развитие медицинского образования, а организацию здравоохранения, стал Высочайше утвержденный Доклад Главного ? директора над Медицинскою коллегию Барона Васильева от 12 февраля 1799 г. 3 «Об устройстве Медицинской коллегии с ее частями», который включал в себя анализ сложившейся ситуации с оказанием медицинской помощи в Империи и I выявлял объективные факторы, позитивно или негативно влияющие на состоя-
1 ние ряда аспектов здравоохранения7. В нем содержался исторический экскурс,
го
| доказывающий пользу приглашения иностранных лекарей в Россию, особенно
| в войска; приводился итог деятельности по созданию собственных кадров (в т.ч.
| прекратился приток иностранных кадров), было установлено, что российские
2 лекари после службы имели очень маленькую пенсию; анализировались недо-о статки (например, сотрудникам медицинского факультета необходимо бывать в ж Медицинской коллегии, что было для них весьма затруднительно).
| Недостаточный уровень медицинской помощи, оказываемой населению Лиф-
0 ляндской и Эстляндской губерний (нынешняя территория прибалтийских госу-
1 дарств), был отражен в Сенатском указе от 20 августа 1797 г. «О подтверждении
0
° содержателям вольных аптек и отправляющим вольную практику в Лифляндии
го
и Эстляндии, чтобы они от зависимости врачебных Управ не уклонялись, под
1 опасением ответственности по законам»8. В нем говорилось, что в Лифляндской | и Эстляндской губерниях медицинские чины не подчиняются врачебной Управе
и этим наносят вред населению, т.к. могут проводить ненадлежащее лечение, поэтому им предписывается выполнять все указания врачебных управ.
Ряд аспектов деятельности Приказов общественного призренья, через которые осуществлялась определенная часть медицинской помощи населению, отражен в Сенатском указе от 1 октября 1800 г. «О доставлении ведомостей в Сенат от Граж-
84
данских Губернаторов о имеющихся в Губерниях общественных заведениях». В
нем констатировалось, что правительствующий Сенат не имеет сведений о числе, виде и местах расположений, а также количество расходов на учреждения Приказов Общественного призренья. Устанавливалась обязанность предоставлять отчетность губернаторам в Сенат, а также указывать структуру направленных на содержание учреждений приказов собираемых с граждан налогов9.
Были исследованы и раскрыты факторы, негативно влияющие на состояние здоровья переселенцев, прибывших из-за границы на постоянное место жительство в районы Российской империи, и причины, ухудшающие их здоровье в Высочайше утвержденном Докладе Сената от 6 апреля 1800 г. «О предполагаемых средствах к поправлению состояния Новороссийских иностранных поселенцев, и об учреждении под ведомством Экспедиции Государственного Хозяйства, конторы опекунства Новороссийских иностранных поселенцев»10. В Указе отмечалось, что в поселениях, где проживают данцигские колонисты, был обнаружен «недостаток в хорошей воде», установлено, что имеющаяся в прудах летом вода «наполняется червами и получает худой запах». Проведен анализ негативного влияния некачественной воды на здоровье переселенцев — «хотя же от употребления оной не открывается явных болезней, но что она не здорова, заключить можно из того, что ежегодно одним или двумя человеками более умирает, нежели родится».
Указ от 5 апреля 1797 г. «Учреждение об императорской Фамилии (что принадлежит и как управляется)» был направлен на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней в деревенской местности11. В начале документа приводится факт того, что при анализе состояния чистоты воды и причин ее неудовлетворительного качества выявлено, что она стано- е
п
вится не пригодной для питьевого потребления людей и животных вследствие и проникновения в нее посторонних веществ из-за попадающих в воду в процессе а
Т5
производства бытовых вещей — «вода вредится» из-за того, что в ней «конопель о
мочили». Поэтому вносится нормативное регулирование — запрет на технологи- §
й
ческие этапы по производству бытовых предметов, ткани и веревки из конопли с — замачивание стеблей растения в местах забора воды для питьевых целей и | приготовления пищи. е
Результаты проведенного исследования, в частности, влияние сахара, произве- °
й
денного по оригинальной авторской технологии, на здоровье человека отражено в р
высочайше утвержденном Докладе Государственного казначея Барона Васильева, Ч
Адмирала графа Кушелева и Генерал-прокурора Обольянинова от 10 сентября о
1800 г. «Об отводе земель в Южных краях России желающим разводить свеколь- К
ные плантации для делания сахару»12. В нем констатируется, что, по предложе- м
нию Медицинской коллегии, был проведен анализ качества получаемого сахара I
и установлена безвредность его для здоровья. Указ предлагал автору методики ¡§
получения сахара из белой свеклы Аптекарю Биндгейму раскрыть технологии 00
и приемы процесса при получении продукта, чтобы Медицинская коллегия из- 22
дала методические рекомендации по обеспечению безопасности для здоровья. 5
Анализ состояния оказания акушерской помощи с установлением и указанием выявленных причин, негативно на нее влияющих, был представлен в Высочайше утвержденном Докладе Медицинской коллегии от 30 января 1797 г. «Об определении повивальных бабок не только в городах Губернских, но и в уездных, с назначением им жалованья»13. В нем говорилось, что недостаток повивальных
бабок (аналог современных акушерок) негативно влияет на оказание акушерской 25
помощи. Соответственно Указом устанавливались штаты повивальных бабок для губернских и уездных городов, размер их жалованья.
Оценка эффективности особого порядка финансирования ряда учреждений здравоохранения и деятельность жены императора по благотворительности было включено в Высочайше утвержденный доклад Ея Императорского Величества, яко Главноначальствующей над воспитательными Домами и в обеих столицах — от 19 октября 1800 г. «Об учреждении механической бумажно-прядильной и ткат-ской мануфактуры»14 В нем отмечался положительный эффект воспитательного Дома по уходу за приносимыми младенцами.
Документ, регулировавший всю деятельность по проведению мер безопасности на границе по недопущению проникновения на территорию Империи особо опасных инфекций, содержавший положения анализа различных ситуаций, для установления и показа причин или факторов, связанных с созданием и организацией соответствующих карантинных мероприятий, был принят 7 июля 1800 г. под названием «Устав пограничных и портовых Карантинов. Всеподданнейший доклад от действительных Тайных советников: Государственного Казначея Барона Васильева, Коммерц-Коллегии Президента князя Гагарина, Вице-Канцлера Графа Панина и Генерала от инфантерии и Генерал-Прокурора Обольянова»15. В нем акцентировалось внимание на том, что «к безопасности и пользе державы» необходимо рассмотреть вопросы организации и функционирования карантинов, для пресечения попадания в государство «моровой язвы», чумы (современное звучание болезни).
Указывались предпосылки для создания нового Устава, т.к. предыдущий (положение о Карантинном доме на острове Сескар от 6 мая 1786 г.) недостаточен для обеспечения безопасности в направлениях, идущих с Черного моря, австрийских и Оттоманских земель (при этом учитывалась и психология человека — «Что если что то запретить, то обязательно будут искать обходные пути».
Описывались известные на тот момент способы дезинфекции носителя заболевания по отношению к инфекционному агенту, находившемуся на корабле: 1) сжечь корабль с грузом; 2) удалить корабль от берегов России, при этом анализировались последствия такой дезинфекции в экономическом плане — «будет не получена прибыль для государства и будет недостаток товаров». При анализе результатов выполнения данных методов дезинфекции учитывалась психология купцов — такие запреты на провоз товара обязательно приведет к поискам обходных путей поставки инфицированного товара, что вызовет еще большие негативные последствия. Это в общем-то отвечало одному из принципов юристов Древнего Рима: Lex prospect, non respect — Закон должен смотреть вперед, а не назад, т.к. дает прогноз эффективности правоприменения предлагаемой нормы. Это подтверждают и современные исследователи. Так, В.В. Толмачев считает, что необоснованно установленные запреты в законодательстве не только сдерживают социальное развитие, но и влекут за собой их массовое нарушение, правовой нигилизм и коррупцию16. В.Н. Кудрявцев, одним из требований к вопросам технико-юридического оформления запретов считал выяснение целесообразности запрета в наличных социально-экономических условиях с учетом возможных побочных последствий психологического воздействия17.
Таким образом, ряду нормативно-правовых актов, регулирующих здравоохранение и оказание медицинской помощи населению Российской империи, изданных в период правления Павла I, присуща своеобразная структура написания документа.
Ю.А. Попова ■ Формы реализации функций судебной власти и проблемы их совершенствования
1 См.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830. Т. 24. № 17969. С. 616.
2 См.: Там же. Т. 25. № 19062. С. 744-745.
3 См.: Там же. Т. 25. № 18536. С. 257.
4 См.: Там же. Т. 25. № 19036. С. 721-727.
5 См.: Там же. Т. 25. № 19180. С. 852-854.
6 См.: Там же. Т. 24. № 17743. С. 287-296.
7 См.: Там же. Т. 25. № 18854. С. 555-562.
8 См.: Там же. Т. 24. № 18101. С. 686.
9 См.: Там же. Т. 26. № 19587. С. 328-329.
10 См.: Там же. Т. 26. № 19372. С. 115-128.
11 См.: Там же. Т. 24. № 17906. С. 525-527.
12 См.: Там же. Т. 26. № 19550. С. 289-290.
13 См.: Там же. Т. 24. № 17773. С. 312.
14 См.: Там же. Т. 26. № 19613. С. 349-353.
15 См.: Там же. Т. 26. № 19476. С. 198-225.
16 См.: Толмачев В.В. Некоторые особенности законодательной техники установления запретов в российском праве // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 3 (92). С. 35.
17 См.: Основания уголовно-правового запрета: криминализация и декриминализация / отв. ред. В.Н. Кудрявцев, А.М. Яковлев. М., 1982. С. 218.
Ю.А. Попова
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье дан анализ практической реализации положений Конституции РФ о месте судебной власти в системе государственной власти. Подвергнуты критике положения федерального процессуального и материального законодательства, нарушающих конституционное право каждого на обращение в суд. Внесены предложения законодательного и практического свойства.
Ключевые слова: Конституция РФ; судебная власть; процессуальные формы; гражданское судопроизводство.
Y.A. Popova
THE FORMS OF REALIZATION OF FUNCTIONS
OF JUDICIAL AUTHORITY AND PROBLEMS OF IMPROVEMENT
The article provides an analysis of the practical implementation of the provisions of the Constitution of the Russian Federation about the place of the judiciary in the system of state power. Criticized the provisions of the Federal procedural and substantive law violates the constitutional right of everyone to appeal to the court. Suggestions of legislative and practical properties. Keywords: Constitution; judicial power; procedure; civil action.
Конституционное право каждого на обращение в суд за защитой нарушенных прав, свобод, законных интересов определяется в действующем Основном Законе России в нескольких нормах, прежде всего, Конституции России, которая закрепляет положения о месте судебной власти в системе государственной власти как самостоятельной, независимой власти со своими задачами и принципами, а также формами реализации. Так, в гл. VII Конституции «Судебная власть» за-
© Попова Юлия Александровна, 2015
Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского процессуального права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар); e-mail: [email protected] 87