Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия экстремизму в государствах - участниках СНГ'

Нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия экстремизму в государствах - участниках СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
675
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
EXTREMISM / COMBATING / LEGISLATION / LEGAL NORM / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВАЯ НОРМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисимов Р. Ю.

В статье приведен анализ и предложена классификация законодательства государств участников СНГ в сфере противодействия экстремизму, показаны национальные особенности нормативного регулирования в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Struggle against Extremism: Laws and Bylaws for This Purpose Operated by Member Nations of the Commonwealth of Independent States

Based on a comparative analysis of laws and bylaws against extremism operated by member nations of the CIS, the author proposes a classification of antiextremism legislations that takes national specifics into account.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия экстремизму в государствах - участниках СНГ»

Р.Ю. АНИСИМОВ,

преподаватель-методист центра командно-штабных учений (Академия управления МВД России)

126

R.Yu. ANISIMOV,

Lecturer and Instructor on Methods at the Center for Command Games (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 342.951

нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия экстремизму в государствах - участниках СНГ

Struggle against Extremism: Laws and Bylaws for This Purpose Operated by Member Nations of the Commonwealth of independent States

В статье приведен анализ и предложена классификация законодательства государств -участников СНГ в сфере противодействия экстремизму, показаны национальные особенности нормативного регулирования в указанной сфере.

Экстремизм, противодействие, законодательство, правовая норма.

Based on a comparative analysis of laws and bylaws against extremism operated by member nations of the CIS, the author proposes a classification of anti-extremism legislations that takes national specifics into account.

Extremism, combating, legislation, legal norm.

Изучение законодательства стран, возникших после распада СССР, и прежде всего государств — участников СНГ позволяет сделать вывод, что в каждой из них признаются неприемлемыми любые формы проявления экстремизма. Одновременно с этим просматривается различный подход к криминализации данных деяний в законодательстве.

Консолидация совместных усилий государств по противодействию экстремизму как явлению транснационального характера, угрожающему национальной безопасности, привела к созданию программных межгосударственных правовых актов: Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма от 26 августа 2005 г. [1], Модельного закона СНГ от 14 мая 2009 г. № 32-9 «О противодействии экстремизму» [2].

Законодательство России использует понятие «экстремистская деятельность (экстре-

мизм)», которое раскрывается в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Данное определение включает в себя перечень деяний, предусмотренных как Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ), так и Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). При этом в указанных кодексах не содержится определения «экстремистская деятельность (экстремизм)». Отметим, что террористическая деятельность (ст. 205 УК РФ) рассматривается как одно из проявлений экстремизма [3].

В большинстве государств — участников СНГ законодательство в рассматриваемой сфере во многом совпадает с нормами первоначальной редакции российского Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ, в особенности в части раскрытия основных понятий и направлений противодействия экстремизму.

Однако в законодательстве Республики Молдовы, Республики Таджикистан и в самом Модельном законе государств — участников СНГ «О противодействии экстремизму» разделяются понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность», что является нехарактерным для российского законодательства.

За совершение правонарушений экстремистской направленности законодательством большинства рассматриваемых ниже стран предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность.

Общественная опасность преступлений экстремистской направленности заключается не только в последствиях, прямо предусмотренных в законодательстве, но и в возможных негативных социальных проявлениях. Именно поэтому установление административной ответственности за проявления экстремизма является эффективным средством предупреждения более тяжких по своим последствиям деяний. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть административное законодательство государств — участников СНГ в указанной сфере.

Анализ административного законодательства государств — участников СНГ в сфере противодействия экстремизму позволяет сделать вывод, что нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере возможно классифицировать по различным основаниям с учетом национальных особенностей:

— по наличию законодательного закрепления понятий «экстремизм» и «экстремистская деятельность»;

— по закреплению в национальном законодательстве об административных правонарушениях ответственности за деяния экстремистской направленности;

— по наличию национального нормативного правового документа, направленного на реализацию программно-целевых мер в сфере противодействия экстремизму (например, Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан; Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму в Республике Кыргызстан);

— по наличию перечня (реестра) запрещенных национальным законодателем организаций, материалов, атрибутики и символики, а также списка лиц (физических, юридических), причастных к экстремистской деятельности;

— по наличию специального закона в сфере противодействия экстремизму, где определены термины, используемые в данной сфере, дан перечень субъектов рассматриваемой деятельности и их компетенции, а также перечень деяний, относимых к экстремизму (экстремистской деятельности).

Определенные различия связаны прежде всего с подходом законодателя к дефинициям «экстремизм», «экстремистская деятельность» и с занимаемой им позиции по нормативно-правовому закреплению ответственности за проявления экстремизма в области уголовного либо административного права. В данном случае законодатель действует с учетом местной сложившейся культурно-правовой специфики.

Административное законодательство государств — участников СНГ в рассматриваемой сфере содержит в основном правовые нормы об ответственности за различные проявления экстремизма, в частности за неуважение к иной национальности, религии.

Часть противоправных деяний экстремистской направленности, ответственность за совершение которых предусмотрена административным законодательством Российской Федерации, является уголовно наказуемым преступлением в других странах. Так, запрет на пропаганду либо публичную демонстрацию атрибутики или символики, запрещенной федеральным законодательством, в том числе символики экстремистских организаций, предусмотрен ст. 20.3 КоАП РФ. В Кыргызской Республике за умышленное использование символики или атрибутики экстремистских организаций наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 299-2 Уголовного кодекса Кыргызской Республики [10]. Этой же статьей предусмотрена ответственность за изготовление и распространение экстремистских материалов. Аналогичные деяния отнесены российским законодательством к административно-наказуемым [4, ст. 20.29].

Правовые и организационные основы противодействия экстремизму в Республике Беларусь определяет Закон Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-3 «О противодействии экстремизму» [12]. В соответствии со ст. 6 указанного закона к числу государственных органов, осуществляющих противодействие экстремизму в пределах их компетенции, отнесены и органы внутренних дел Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2007 г. № 513 [17] регламентирует ведение республиканского списка экстремистских материалов, которое осуществляется Министерством информации. Информационная продукция признается экстремистским материалом по решению суда. Республиканский список экстремистских материалов подлежит опубликованию в газетах, он ежегодно пополняется [18].

В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КРБ АП) от 21 апреля 2003 г. № 194-З наличествует понятие «экстремистские материалы», предусмот-

127

128

рена ответственность за «пропаганду и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики» [6, ст. 17.10], «изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов» [6, ст. 17.11]. Лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 17.10 и 17.11 КРБ АП в соответствии с п. 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З [9], являются должностные лица органов внутренних дел Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. № 31-Ш ЗРК «О противодействии экстремизму» под экстремизмом понимается организация или совершение физическим и (или) юридическим лицом (объединением) действий от имени организаций, признанных в установленном порядке экстремистскими, или действий, преследующих экстремистские цели [13, п. 5 ст. 1].

В нормативных правовых документах Республики Казахстан отдельное внимание уделяется противодействию религиозному экстремизму. В частности, об этом говорится в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденном Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. № 922 и в Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года), утвержденной Главой государства 18 апреля 2013 г., которая в числе других содержит мероприятия, направленные на совершенствование казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия.

Указом Президента Республики Казахстан от 24 сентября 2013 г. № 648 была утверждена Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013—2017 годы [16]. В числе государственных органов, ответственных за реализацию данной программы, названо Министерство внутренних дел.

На сайте Комитета по Правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокураторы Республики Казахстан размещен список религиозной литературы, признанной экстремистской и запрещенной к ввозу, изданию и распространению на территории государства. В него включены печатная продукция, текстовые файлы, аудио- и видеофайлы, а также иные информационные материалы. В основном список представлен исламской литературой са-лафитско-ваххабитского толка.

В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-У ЗРК (далее - КРК об АП) тер-

мин «экстремизм» употребляется в правовой норме, предусматривающей ответственность за его оправдание в продукции СМИ, распространяемой на территории Республики Казахстан [7, ст. 453].

В соответствии со ст. 685 КРК об АП органы внутренних дел (полиция) вправе рассматривать дела об административных правонарушениях данной категории и налагать административные взыскания.

В Законе Кыргызской Республики от 17 августа 2005 г. № 150 «О противодействии экс-тремисткой деятельности» приводится понятие экстремисткой деятельности (экстремизма), которая определяется как деятельность «общественных объединений или религиозных организаций либо иных предприятий, организаций и учреждений, а также средств массовой информации независимо от форм собственности, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий» определенной направленности, перечень которых указан в данном законе [14, ч. 1 ст. 1]. В тексте указанного нормативного правового акта законодатель оговаривает, что использование атрибутики и символики экстремистской организации допускается только в научных целях.

Перечень физических и юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности, формирует Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики.

Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности от 4 августа 1998 г. № 114 в 2016 г. был дополнен ст. 395-1 «Публичное одобрение террористической или экстремистской деятельности», в примечании к которой приведено определение публичного одобрения как «публичного прославления или восхваления, в том числе восхищения террористической или экстремистской деятельностью» [5]. В соответствии со ст. 556-1 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 395-1, относятся уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел.

В Кыргызской Республике регулярно принимаются двухгодичные государственные программы по противодействию религиозному экстремизму.

В отличие от российского законодательства и законодательства ряда государств - участников СНГ Закон Республики Молдова от 21 февраля 2003 г. № 54-ХУ «О противодействии экстремистской деятельности» не отождествляет понятия «экстремизм» и «экстремистская де-

ятельность», понимая под первым «позицию, доктрину некоторых политических течений, которые на основе крайних теорий, идей или взглядов стремятся посредством насильственных или радикальных мер навязать свою программу» [15, ст. 1], а под второй — «деятельность физического лица, организации, объединения или СМИ по совершению определенных указанных противоправных деяний определенной политико-правовой направленности» [15, ст. 1].

Все деяния, имеющие признаки экстремист-кой деятельности, перечисленные в Законе «О противодействии экстремистской деятельности», включены в Уголовный кодекс Республики Молдова [11].

Постановлением Правительства Республики Молдова от 29 августа 2007 г. № 979 было утверждено положение о регистре материалов экстремистского характера, ведение которого поручено Министерству юстиции.

В Республике Узбекистан не существует специального закона, посвященного противодействию экстремизму, который определял бы понятие и правовую основу данной деятельности, однако в отдельных нормативных правовых актах предусмотрена юридическая ответственность за совершение деяний экстремистского характера. Например, ст. 184.3 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности предусматривает наказание за изготовление, хранение или распространение материалов, пропагандирующих национальную, расовую, этническую или религиозную вражду [8].

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 января 2014 г. № 10 было утверждено Положение о порядке осуществления деятельности по изготовлению, ввозу и распространению материалов религиозного содержания на территории Республики Узбекистан, в котором установлено, что Комитет по делам религий отвечает за ежегодное составление перечня материалов религиозного содержания, оборот которых на территории Республики Узбекистан запрещен.

Список литературы:

1. Концепция сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма (одобрена решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств 26 августа 2005 г.) // СПС СоюзПравоИнформ. Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=9442 (дата обращения: 30.10.2016).

К особенностям противодействия экстремизму в Узбекистане можно отнести досмотр электронных носителей, в том числе мобильных телефонов, на предмет наличия экстремистской информации. Значительное количество таких носителей с экстремистским содержанием было изъято в 2015 г. у пассажиров поездов, следовавших по маршрутам «Уфа — Ташкент» и «Москва — Ташкент», а также прибывших авиарейсами из городов Российской Федерации [19].

Для эффективного функционирования национальной системы противодействия экстремизму необходимо наличие не только уголовной, но и административно-правовой ответственности за противоправные деяния в указанной сфере. Пресечение проявлений экстремизма посредством применения мер административного принуждения является одним из наиболее действенных методов недопущения преступлений — более общественно опасных деяний. Анализ административно-правового регулирования в сфере противодействия экстремизму государств — участников СНГ показывает, что в состав национального законодательства в названной сфере наряду с программно-целевым документом стратегического планирования и «профильным» законом входит также административное законодательство, предусматривающее ответственность за правонарушения экстремистской направленности.

Наличие в законодательстве рассматриваемых государств административной ответственности за совершение деяний экстремистской направленности позволяет правоохранительным органам, в том числе и органам внутренних дел, успешно противодействовать распространению идей экстремизма. Изучение зарубежного опыта правоприменительной практики правоохранительных органов государств — участников СНГ в сфере противодействия экстремизму позволит выявить положительный опыт для последующего использования в практической деятельности МВД России.

3.

О противодействии экстремизму: Модельный закон государств — участников СНГ от 14 мая 2009 г. № 32-9 // СПС СоюзПравоИнформ. Законодательство стран СНГ. URL: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=30827 (дата обращения: 30.10.2016). О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

129

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности от 4 августа 1998 г. № 114 (с изм. и доп. по сост. на 12.08.2016) // СПС СоюзПравоИнформ. Законодательство стран СНГ. URL: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=150 (дата обращения: 12.11.2016).

6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З. URL: http://kodeksy.by/koap (дата обращения: 28.10.2016).

7. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V ЗРК // СПС СоюзПравоИнформ. Законодательство стран СНГ. URL: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=68438 (дата обращения: 12.11.2016).

8. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности от 22 сентября 1994 г. № 2015-XII (ред. от 25.04.2016) // СПС СоюзПравоИнформ. Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=751 (дата обращения: 06.11.2016).

9. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З. URL: http://kodeksy-by.com/pikoap_ rb.htm (дата обращения: 28.10.2016).

10. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 г. № 68 (ред. от 12.08.2016) // СПС СоюзПравоИнформ. Законодательство стран СНГ. URL: http:// base.spinform.ru/showdoc.fwx?Regnom=233 (дата обращения: 28.10.2016).

11. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18 апреля 2002 г. № 985-XV (ред. от 28.07.2016) // СПС СоюзПравоИнформ. Законодательство стран СНГ. URL: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3835 (дата обращения: 05.11.2016).

12. О противодействии экстремизму: Закон Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-З. URL: http://www.pravo.by (дата обращения: 28.10.2016).

13. О противодействии экстремизму: Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. № 31-III ЗРК // СПС СоюзПравоИнформ. Законодательство стран СНГ. URL: http:// www.base.spinform.ru /show_doc.fwx?rgn=7608 (дата обращения: 11.11.2016).

14. О противодействии экстремистской деятельности: Закон Кыргызской Республики от 17 августа 2005 г. № 150 // СПС Со-юзПравоИнформ. Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=9207 (дата обращения: 06.11.2016).

15. О противодействии экстремистской деятельности: Закон Республики Молдова от 21 февраля 2003 г. № 54-XV // СПС Союз-ПравоИнформ. Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=5075 (дата обращения: 28.10.2016).

16. О Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013—2017 годы: Указ Президента Республики Казахстан от 24 сентября 2013 г. № 648. URL: http:// www.government.kz (дата обращения: 05.11.2016).

17. О порядке ведения и опубликования республиканского списка экстремистских материалов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2007 г. № 513. URL: https://normativka.by/lib/ document/500037964/sid/6384 (дата обращения: 28.10.2016).

18. В Беларуси обновили экстремистский список. См.: URL: http://news.21.by/society/2015/04/ 30/1078132.html (дата обращения: 06.11.2016).

19. Узбекистан: в 2015 г. изъято около 50 тыс. экстремистских материалов. См.: URL: https:// ria.ru/religion_news/20160112/1358350114.html (дата обращения: 05.11.2016).

E-mail: roman.anisimov.33@mail.ru

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.