УДК 34
К. А. Петранина
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ИНСТИТУТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТЕРРОРИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ
Аннотация. Статья посвящена анализу уголовной ответственности за терроризм по российскому и зарубежному законодательству, а именно в странах-участниках СНГ. Рассмотрены все элементы состава данного преступления. Отдельно проанализирован вопрос возраста уголовной ответственности за террористический акт. Проанализированы отягчающие признаки анализируемого преступления. Рассмотрены виды и минимальные и максимальные сроки наказания. В статье также рассмотрен вопрос специального основания освобождения от уголовной ответственности за данное преступление. Автор приходит к выводу, что уголовная ответственность за совершение террористического акта предусмотрена законодательством всех стран-участников СНГ, но все страны по-разному конструируют объективную и субъективную стороны данного преступления, определяя круг преступных деяний и цели данного преступления, исходя из уголовной политики государства, национальных и исторических особенностей.
Ключевые слова: терроризм, страны-участники СНГ, состав преступления, уголовная ответственность.
K. A. Petranina
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
INSTITUTE OF CRIMINAL LIABILITY FOR TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION AND CIS COUNTRIES
Abstract. The article is devoted to the analysis of the criminal responsibility for terrorism under Russian and foreign legislation, namely in the CIS countries. All elements of the crime are considered. Separately, the issue of the age of criminal responsibility for a terrorist act has been analyzed. The aggravating signs of the crime being analyzed are analyzed. The types and minimum and maximum terms of punishment are considered. The article also considered the issue of the special grounds for exemption from criminal liability for this crime. The author comes to the conclusion that the criminal responsibility for the commission of a terrorist act is stipulated by the legislation of all CIS countries. However all countries differently design the objective and subjective aspects of this crime, defining the range of criminal acts and the purposes of this crime, proceeding from the criminal policy of the state, national and historical features.
Key words: terrorism, CIS countries, crime, criminal responsibility.
Одним из негативных явлений на протяжении всей истории человечества является терроризм. В рамках российского законодательства терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [1]. Однако в эпоху современной глобализация терроризм не является внутренней проблемой отдельного государства, а представляет угрозу мировой безопасности.
Одним из направлений борьбы с терроризмом является унификация законодательства в области уголовной ответственности за совершение террористических актов.
Право является внутренней юрисдикцией государства, и, не смотря на сотрудничество отдельных государств, направленное на создание единообразных норм, оно имеет свои особенности, обусловленные историческим, экономическим, географическим, национальным и иными факторами.
В данной статье проведем сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства стран-участников СНГ в сфере уголовной ответственности за терроризм.
Ответственность за терроризм (террористический акт) предусмотрена уголовным правом всех стран-участников СНГ.
Уголовные кодексы Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдовы, Российской Федерации и Украины предусматривают уголовную ответственность за совершение террористического акта. Уголовные кодексы Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан предусматривают уголовную ответственность за терроризм. Однако, на наш взгляд, название статей, предусмотренные уголовными кодексами второй группы государств, не отвечают законам юридической техники. Само понятие «терроризм» определяется как политика, идеология, т.е. является неким обобщающим термином, в то время «террористический акт» является именно единичным общественно опасным деянием. Таким образом, эти понятия соотносятся как целое и часть. Нецелесообразно заменять одно понятие другим, а поскольку уголовная ответственность наступает за совершение конкретного общественно-опасного деяния, предусмотренного составом статьи Особенной части, то норма должна носить название именно «Террористический акт».
В качестве видового объекта террористического акта (терроризма) внутреннее законодательство анализируемых стран определяет общественную безопасность (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина), общественную безопасность в паре с общественным порядком (Республика Казахстан, Республика Молдова, Туркменистан). Вопрос о соотношении понятий общественная безопасность и общественный порядок является дискуссионным для уголовного права, однако, вне всякого сомнения, можно умозаключить, что данное преступление посягает на нормальное функционирование государства, затрагивая при этом права отдельных лиц (право на жизнь, здоровье, собственность). При определении объекта террористического акта особняком находится уголовное законодательство Республики Узбекистан - видовым объектом выступает мир и безопасность человечества.
Характеризуя объективную сторону, стоит отметить, что деяние, как правило, выражается в совершении взрыва, поджога и иных действий. Понятие «иных действий» раскрывается внутригосударственными источниками права - законом, постановлением высших судебных инстанций. Указанные действия создают опасность гибели человека, здоровью человека, ущерба имуществу или окружающей среды. Данный перечень во всех странах не является исчерпывающим и сводится к формулировке «иные тяжкие последствия».
Важное значение при квалификации террористического акта имеет цель преступления. За исключением Республики Узбекистан, Российской Федерации, целью террористов является нарушение общественной безопасности, устрашение населения, провокация войны, оказание воздействия на принятие решения органов власти. Воздействие на принятие решения может осуществляться не только в отношении государственных органов власти, но и в отношении конкретного должностного лица - УК Республики Армения, в отношении международной организации - УК Азербайджанской Республики, в отношении иностранного государства - УК Республики Беларусь, в отношении юридического или физического лица - УК Республики Молдова [7].
Первоочередной целью террористического акта согласно уголовному законодательству Российской Федерации является дестабилизация деятельности органов власти или международных организаций либо воздействие на принятие ими определенных решений.
Во всех странах уголовно наказуемыми являются не только перечисленные действия, но и угроза их совершения, однако ответственность за угрозу совершения террористического акта в Республике Беларусь установлена в рамках отдельной статьи - ст. 290 УК РБ [5].
Говоря о тождественности анализируемых норм, стоит отметить, что только уголовное законодательство Украины не содержит правила об освобождении от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, которое своевременным предупреждением органов государственной власти или иным путем активно способствовало предотвращению осуществления террористического акта.
Уголовным законодательством всех стран-участников СНГ предусмотрены квалифицирующие составы. В качестве отягчающих признаков в рамках этих составов выступают:
- совершение террористического акта (терроризм) группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой, либо преступной организацией - все страны, за исключением Республики Казахстан [6] и Республики Узбекистан.
- повторность совершения деяния - Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Туркменистан и Украина.
- применение огнестрельного оружия и предметов, используемых в качестве оружия - Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Туркменистан [11].
- деяния, повлекшие причинение имущественного вреда, либо наступление иных тяжких последствий - Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина.
- деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия - все страны, за исключением Республики Беларусь.
- деяния, сопряженные с убийством человека - Республика Беларусь, Республика Молдова, Российская Федерация [10].
- деяния, сопряженные с угрозой применения оружия массового поражения - Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан.
- совершение террористического акта на стратегических объектах - Кыргызская Республика, Российская Федерация (в формулировке «объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ»).
Отдельное отягчающее обстоятельство предусмотрено уголовным кодексом Азербайджанской Республики - совершение преступления во время проведения международного мероприятия или в месте проведения массового мероприятия [2].
Уголовный кодекс Республики Таджикистан в качестве отягчающего признака установил совершение преступления по мотивам национальной, расовой, этнической, религиозной ненависти или вражды военнослужащим, должностным лицом с использованием служебного положения, а также опасный и особо опасный рецидив [8].
Говоря о субъекте террористического акта (терроризма), им является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Законодатели стран-участников СНГ неодинаково подходят к определению возраста наступления уголовной ответственности за совершение террористического акта
(терроризм). Так, согласно уголовному законодательству Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины уголовной ответственности за совершение данного преступления подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста. В Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Молдова, Туркменистане и Республике Узбекистан возрастной порог за данное преступление выше на 2 года и составляет 16 лет.
Неодинаково законодательство и в рамках определения вида и размера наказания. Абсолютно во всех странах-участниках СНГ в качестве наказания за совершение террористического акта (терроризма) предусмотрено лишение свободы на определенный срок. Минимальный срок составляет 5 лет - Республика Армения, Республика Таджикистан, Туркменистан и Украина. В Республике Казахстан, Республике Молдова минимальный срок назначения наказания в виде лишения свободы составляет 6 лет, в Республике Беларусь и Республике Узбекистан - 8 лет. Самая высокая минимальная граница лишения свободы в Азербайджанской Республике, Кыргызской Республике и в Российской Федерации -10 лет.
При квалифицированных составах максимальный срок лишения свободы составляет 20 лет, исключение Республика Армения [4] и Украина - 15 лет [12], Республика Узбекистан - 25 лет [9].
Пожизненное лишение свободы в качестве вида наказания предусмотрено законодательством Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдовы, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины.
Уголовное законодательство Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Туркменистана в качестве вида наказания предусматривает смертную казнь. На сегодняшний день данный вид наказания фактически применяется только в Республике Беларусь.
Проведенный сравнительный анализ уголовного законодательства стран-участников СНГ в сфере установления ответственности за террористический акт (терроризм) позволяет сделать следующие выводы:
- уголовная ответственность за совершение террористического акта (терроризма) предусмотрена законодательством всех анализируемых стран;
- данное преступление посягает на нормальное функционирование государства, затрагивая при этом права отдельных лиц;
- в качестве приоритетных целей террористического акта (терроризма) внутренним законодательством всех стран определено нарушение общественной безопасности и устрашение населения;
- уголовно наказуемым является не только совершение террористического акта (терроризма), но и даже угроза его совершения;
- уголовные кодексы содержат по несколько квалифицирующих составов, ответственность за которые значительно строже;
- сроки лишения свободы на определенный срок значительно разнятся;
- нет единства и при установлении возраста уголовной ответственности за совершение данного преступления.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что, несмотря на общее строение нормы, регулирующей ответственность за террористический акт (терроризм), страны по-своему конструируют объективную и субъективную стороны данного преступления, определяя круг преступных деяний и цели данного преступления, исходя из внутренней уголовной политики. При таком положении вещей сложно говорить о единой слаженной работе в борьбе с такой мировой проблемой, как терроризм. Странам-участникам СНГ необходимо более эффективное сотрудничество в рамках унификации уголовного законодательства в сфере
ответственности за терроризм для достижения общей цели - мировой безопасности и общественной безопасности отдельного государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. О противодействии терроризму: федер. закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от
06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. — 13.03.2006. — № 11. — Ст. 1146.
2. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. Утвержден Законом Азербайджанской республики от 30 декабря 1999 г. Вступил в силу с 1 сентября 2001 г.: перевод с азербайджанского / науч. ред.: И.М. Рагимов (Предисл.); пер.: Б.Э. Аббасов — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001. — 356 с.
3. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года № 68 (редакция 2.08.2017 г.)/ Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/ view/ru-ru/568 (дата обращения 10.08.2017).
4. Уголовный кодекс Республики Армения от 29 апреля 2003 года № ЗР-528 / Со-юзПравоИнформ (База данных «Законодательство стран СНГ») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?regnom=7472&page=2 (дата обращения 10.08.2017).
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 275-З / Со-юзПравоИнформ (База данных «Законодательство стран СНГ») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fWx?rgn=1977 (дата обращения
28.07.2017).
6. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК / СоюзПравоИнформ (База данных «Законодательство стран СНГ») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=68429 (дата обращения 28.07.2017).
7. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18 апреля 2002 года № 985-XV / Со-юзПравоИнформ (База данных «Законодательство стран СНГ») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3835 (дата обращения 28.07.2017).
8. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 года / СоюзПраво-Информ (База данных «Законодательство стран СНГ») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2324 (дата обращения 28.08.2017).
9. Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года № 2012-XII / СоюзПравоИнформ (База данных «Законодательство стран СНГ») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fWx?rgn=1013 (дата обращения 28.08.2017).
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.consultant.ru/ (дата обращения 28.08.2017).
11. Уголовный кодекс Туркменистана от 12 июня 1997 года № 222-1 / СоюзПраво-Информ (База данных «Законодательство стран СНГ») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2483 (дата обращения 27.08.2017).
12. Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 года № 2341-III / СоюзПравоИн-форм (База данных «Законодательство стран СНГ») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8679 (дата обращения 28.08.2017).
REFERENSES
1. On counteraction to terrorism: the federal law from 06.03.2006 no. 35-FZ (an edition from 06.07.2016). Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation,, 13.03.2006, no. 11, art. 1146.
2. Ragimov I.M. (ed.), Abbasov B.E. (translate) Ugolovnyi kodeks Azerbaidzhanskoi Respubliki. [Criminal Code of the Azerbaijan Republic]. Saint Petersburg, Iurid. tsentr Press Publ., 2001, 356 p.
3. Ugolovnyi kodeks Kyrgyzskoi Respubliki. (Criminal Code of the Kyrgyz Republic.). Available at: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/568 (accessed 10.08.2017).
4. Ugolovnyi kodeks Respubliki Armeniia. (Criminal code Republic of Armenia.). Available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?regnom=7472&page =2 (accessed 10.08.2017).
5. Ugolovnyi kodeks Respubliki Belarus'. (Criminal code Republic of Belarus). Available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fWx?rgn=1977 (accessed 28.07.2017).
6. Ugolovnyi kodeks Respubliki Kazakhstan ot 3 iiulia 2014 goda № 226-V ZRK (Criminal Code of Kazakhstan of July 3, 2014 no. 226-V ZRK). Available at: http://base.spinform. ru /show_doc.fwx?rgn=1977 (accessed 28.07.2017).
7. Ugolovnyi kodeks Respubliki Moldova. (Criminal code of the Republic of Moldova). Available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3835 (accessed 28.07.2017).
8. Ugolovnyi kodeks Respubliki Tadzhikistan. (Criminal code of the Republic of Tajikistan.). Available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2324 (accessed 14.02.2017).
9. Ugolovnyi kodeks Respubliki Uzbekistan. (Criminal code of the Republic of Uzbekistan). Available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1013 (accessed 28.08.2017).
10. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ(red. ot 29.07.2017) (s izm.. i dop., vstup. v silu s 26.08.2017) (The Criminal Code of the Russian Federation from 13.06.1996 no. 63-FZ (an edition from 29.07.2017) (with amendment and additional, with 26.08.2017)). Available at: http: // www.consultant.ru/ (accessed 28.08.2017).
11. Ugolovnyi kodeks Turkmenistana (Criminal code of Turkmenistan.). Available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2483 (accessed 27.08.2017).
12. Ugolovnyi kodeks Ukrainy ot 5 aprelia 2001 goda № 2341-III (Criminal code of Ukraine of April 5, 2001 no. 2341-III). Available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? rgn=8679 (accessed 28.08.2017).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Петранина Ксения Александровна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: v40763514 @gmail.com.
AUTHOR
Petranina Ksenia Alexandrovna — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: v40763514@gmail.com.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Петранина К.А. Институт уголовной ответственности за терроризм в Российской Федерации и странах-участниках СНГ / К.А. Петранина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Petranina K. A. Institute of criminal liability for terrorism in the Russian Federation and CIS countries. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 3, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).