НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СДЕЛОК МЕЖДУНАРОДНОГО
ФИНАНСОВОГО ЛИЗИНГА
Е.Р. Судьина, студент
Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)
Б01: 10.24411/2411-0450-2019-10877
Аннотация. Данная статья посвящена анализу документов, регулирующих проведение лизинговых операций. Автором определены основные виды документов, которые регулируют международный финансовый лизинг на международном, региональном и национальном уровнях. В данной статье будет выявлено, как нормативно-правовые акты влияют на развитие лизинга в условиях современной экономики.
Ключевые слова: международный финансовый лизинг; Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге»; Оттавская конвенция; Таможенный кодекс ЕАЭС; Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ.
Международный финансовый лизинг нашел широкое распространение в международной практике, поэтому страны пришли к выводу о том, что нужно унифицировать национальные законодательства разных стран о лизинге.
В настоящее время все документы, регулирующие проведение лизинговых операций можно поделить на три группы: международного уровня; регионального уровня; национального уровня.
На международном уровне международный лизинг регулируется следующими официальными документами: Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» (Оттава, 28.05.1988) (далее -Конвенция).
На региональном уровне международный лизинг регулируется одним очень важным документом: Таможенный кодекс ЕАЭС.
И на национальном уровне можно выделить огромное число федеральных законов и кодексов. Ниже будут рассмотрены законы и кодексы на примере Российской Федерации: Федеральный закон от 08.02.1998 №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»; Федеральный закон от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (изменения от 16 октября 2017 года); Гражданский кодекс Рос-
сийской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации.
28 мая 1988 года была разработана Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттавская конвенция).
УНИДРУА - это правительственная международная организация. УНИДРУА -это специализированная межправительственная организация, созданная в 1926 г. при Лиге Наций для изучения необходимых методов модернизации, гармонизации и координации частного и, в особенности, коммерческого права между государствами и группами государств».
УНИДРУА занимается подготовкой проектов Конвенций. Конвенция УНИД-РУА о международном финансовом лизинге была принята на дипломатической конференции, которая состоялась в Оттаве. 55 стран, включая СССР были участниками этой конференции. Разработка От-тавской конвенции началась в 1974 году. В 1974 году была собрана рабочая группа по этому вопросу.
Россия ратифицировала Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1998 году, когда вышел Федеральный закон №16-ФЗ от 8 февраля 1998 «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге».
Оттавская конвенция применяется не во всех случаях. Она применяется тогда, когда коммерческие предприятия обеих сто-
рон договора лизинга располагаются в разных странах.
Но возможны два варианта исхода событий:
Первый вариант. Субъекты договора финансового лизинга должны быть резидентами Договаривающихся стран. Пример №1. Компания, действует в Финляндии, покупает оборудование в Бельгии и сдает его в лизинг компании, которая имеет производство в Марокко. Все участники сделки являются резидентами разных стран, но каждая из этих стран ратифицировала Оттавскую конвенцию.
Второй вариант. Соглашение поставки и лизинговое соглашение регламентируются правом Договаривающегося государства. Пример №2: Компания действует в Нигерии, закупает оборудование в Армении и сдает его в лизинг компании, которая имеет производство в ЮАР. Если договор купли-продажи будет подчиняться армянскому праву или договор лизинга -южноафриканскому, Оттавская конвенция не будет действовать. Но если условия договора купли-продажи и договора будут подчиняться Нигерийскому праву, то Конвенция будет действовать в любом случае.
По условиям Оттавской конвенции финансовый лизинг - сделка, которая сопровождается двумя разными договорами: договором купли-продажи, заключенным между лизингодателем и поставщиком, который специализируется на оборудовании, необходимом лизингополучателю; договором лизинга между лизингополучателем и арендодателем (т.е. лизингодателем).
Согласно Оттавской конвенции предметом финансового лизинга может быть любое движимое оборудование: транспортное средство; производственное оборудование; воздушные, морские суда и т.п. Предметом финансового лизинга не может быть имущество, которое в будущем будет использовано в личных целях.
Так как Оттавская конвенция направлена на унификацию международного лизинга, то в данной Конвенции есть несколько статей, которые не прописаны в Гражданском кодексе РФ.
Размер лизинговых платежей нужно рассчитывать с учетом всей амортизации или существенной части стоимости оборудования, то есть таким образом, чтобы после выплаты последнего платежа лизингополучатель сразу же переводил бы всю остаточную стоимость предмета лизинга, и имел возможность получить товар в собственность.
Положения Конвенции о правах и обязанностях лизингополучателя распространяются на всех лизингополучателей, в частности, и на тех лиц, которые покупают оборудование в сублизинг (в ГК РФ таких требований нет).
Лизингополучатель не может повредить оборудование и должен передать его в первоначальном виде. Вопросы, связанные с износом и любых модификаций оборудований должны быть обговорены всеми сторонами.
Но также существует Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации от №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Федеральный закон регулирует финансовый лизинг на национальном уровне. 11 сентября 1998 года Государственная Дума приняла Федеральный закон, который был подписан 29 октября 1998 и опубликован в «Российской газете» от 5 ноября 1998 года. Последние внесения в Федеральный закон были внесены 16 октября 2017 года.
В этом законе описываются не только общие вопросы лизинга: что такое лизинг, предмет, субъекты лизинга, но и правовые и экономические основы лизинговых отношений, вопросы государственной поддержки лизинговой деятельности.
В законе говорится о том, что по экономическому содержанию лизинг относят к прямым инвестициям, так как на протяжении всей сделки лизингополучатель должен компенсировать его материальные и денежные (инвестиционные) затраты и перевести ему вознаграждение. Вознаграждение может включать: проценты за пользование собственными средствами лизингодателя, за оплату услуг по осуществлению лизинговой сделки. Прибыль лизин-
годателя - это разница между доходами лизингодателя и расходами на осуществление лизинговой деятельности.
Для активизации притока иностранных инвестиций используются следующие меры: предоставление налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям для создания благоприятных экономических условий для их деятельности; предоставление кредитным организациям освобождения от уплаты налога на прибыль, которую они получают от предоставления лизинга, на срок не менее чем 3 года для реализации договора лизинга.
В законе упоминается, что лизинговые платежи - это сумма все платежей по договору лизинга за тот срок, который в нем указывается. В общую сумму всех лизинговых платежей входят затраты, связанные с приобретением имущества, а также других видов затрат, связанных с обеспечением полученного имущества. Если после окончания действия договора предусмотрен выкуп данного имущества, то в сумма лизинговых платежей входит и выкупная цена предмета лизинга. Все обязательства по выплате платежей указываются в договоре финансового лизинга.
Что касается вопросов государственной поддержки лизинговой деятельности, то в ФЗ говорится о том, что к мерам государственной поддержки относят: создание залоговых фондов для внедрения банковских инвестиций в лизинг с применением государственного движимого и недвижимого имущества; паевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах; меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования; финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях
реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм - нерезидентов и т.д.
Помимо правовой основы международного финансового лизинга, нужно развивать сферу учета, налогообложения и экономического регулирования.
Единые принципы бухгалтерского учета определяются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности -1Л8С. Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности - это некоммерческая организация, которая была основана в 1973 году в Лондоне. В 2001 году Комитет был преобразован в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности. Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности был основан 16 профессиональными бухгалтерскими организациями стран Австралии, Канады, Франции, объединенной Германии, Мексики, Японии, Англии и США.
Федеральный закон №105 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций» от 25 сентября 1995 года отвечает за вопросы бухгалтерского учета лизингового имущества.
Проанализировав, все основные виды документов, которые регулируют лизинговую деятельность не только в отдельных странах, но и на международном уровне, можно сказать, что лизинг действительно является важным компонентом инвестиционной политики в большом количестве стран. Сегодня темпы роста и темпы прироста лизинговых операций опережают темпы роста и темпы прироста основных экономических операций. Иначе бы международные организации не начали бы законодательным образом поддерживать развитие международного финансового лизинга. Но без поддержки лизинг бы не развивался так стремительно.
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС) от 1 января 2018 года.
2. «Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге» от 28.05.1988.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 года N 146-ФЗ (ст. 309, 148).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 года N 51-ФЗ.
5. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИД-РУА о международном финансовом лизинге от 08.02.1998 N 16-ФЗ.
NORMATIVE - LEGAL REGULATION OF TRANSITIONS OF INTERNATIONAL
FINANCIAL LEASING
E.R. Sudina, student
Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. This article is devoted to the analysis of documents regulating the conduct of leasing operations. The author identifies the main types of documents that regulate international financial leasing at the international, regional and national levels. This article will reveal how regulatory acts affect the development of leasing in the modern economy.
Keywords: international financial leasing; Unidroit Convention on International Financial Leasing; Ottawa Convention; EAEU Customs Code; Civil Code of the Russian Federation; Tax Code of the Russian Federation.