УДК: 347
Журавская Н. С.
Магистрант
Тюменский государственный университет
Научный руководитель: Красноярова Н. И.
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права и международного права Института государства и права ТюмГУ.
ПРАВОВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ДОГОВОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА С УЧАСТИЕМ РОССИЙСКИХ АРЕНДАТОРОВ
В статье рассматриваются правовые регуляторы договоров международного лизинга, проведен анализ норм международных конвенций (Оттава, Кейптаун), выделены особенности субсидиарного применения законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: договор международного лизинга, правовой регулятор, Оттавская Конвенция, Кейптаунская Конвенция, применимое право.
В Российской Федерации операции международного лизинга относятся к сфере международной коммерческой деятельности и реализуются в форме заключения и исполнения международных лизинговых контрактов.
В соответствии с п. 1 ст. 1186 ГК РФ «право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации»62.
При заключении, а также исполнении договора международного лизинга возможно несколько вариантов применения правовых регуляторов:
- применение норм Оттавской конвенции УНИДРУА О международном финансовом лизинге — приоритетный вариант применимого права при совершении сделки международного лизинга (ст. 5 Конвенции, п. 2 ст. 7 ГК РФ). Применение Оттавской конвенции может быть исключено только в случае, если «каждая из сторон договора поставки и каждая из сторон договора лизинга дает на это согласие»63;
- применение норм права страны, избранного сторонами сделки: в качестве применимого права стороны могут выбрать как право страны лизингодателя или лизингополучателя, так и право любой другой страны;
- применение норм права страны лизингодателя — в случаях, когда договор не регулируется Оттавской конвенцией и стороны не определили применимое право. Данное правило регламентировано п. 2 ст. 1186 ГК РФ, согласно которому по вопросам, не урегулированным международным договором, «подлежит применению право той страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано»64. Так, в соответствии с п. 2 ст. 1211 ГК РФ правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее
62 СЗ РФ. — 2001. — №49. — Ст. 4552.
63 Бюллетень международных договоров. — 1999. — №9.
64 СЗ РФ. — 03.12.2001. — №49. — Ст. 4552.
решающее значение для содержания договора. При заключении договора международного лизинга указанной стороной является лизингодатель.
Таким образом, договоры международного лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации в том случае, если стороны международного коммерческого контракта договорились, что применимым избрано сторонами российское право либо если российское право определяется применимым судами в силу коллизионной нормы, содержащейся в ст. 1211 ГК РФ.
Сделки международного лизинга осуществляются в соответствии с согласованными к применению сторонами Правилами Инкотермс, Международной торговой палаты 2010 г.65, Принципами международных коммерческих договоров, подготовленными (УНИДРУА 2010).
Наиболее важным регулятором отношений, возникающих при сделках международного лизинга, является Оттавская конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» 1988 г. (далее — Оттавская Конвенция), разработанная Междкнародным институтом по унификации частного права (УНИДРУА)
Оттавской Конвенцией регулируются правоотношения, возникающие по поводу международного лизинга, при соблюдении следующих условий:
1) Лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентами РФ (абз. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»66 (далее — ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ). Является ли поставщик оборудования резидентом РФ или нет, в данном случае значения не имеет. В сложном международном лизинговом проекте может быть неограниченное количество задействованных стран.
2) Договор лизинга и договор поставки, составляющие сложную конструкцию лизинговой сделки, должны регулироваться правом государства, ратифицировавшего Оттавскую Конвенцию.
3) Сторонами договора международного лизинга в качестве применимого права указана Оттавская Конвенция.
Нормы о лизинге Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в целом соответствуют положениям Оттавской Конвенции, но при этом существует ряд существенных отличий, а именно:
1) Российским законодательством в качестве предмета договора лизинга обозначен более широкий круг имущества (любые непотребляемые вещи, кроме земельных участков и других природных объектов — ст. 666 ГК РФ, ст. 3 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ) по сравнению с Оттавской Конвенцией, которая регулирует лишь комплектное оборудование, средства производства или иное оборудование (п. 1 ст. 1).
2) Оттавской Конвенцией обозначены цели использования предмета лизинга (п. 4 ст. 1), таковыми являются любые цели, за исключением его использования в основном для личных, семейных и иных домашних целей. В действующем национальном законодательстве отсутствует норма, прямо указывающая на цель использования предмета лизинга, таким образом, предметы лизинга могут быть переданы во временное владение и пользование как для предпринимательских целей, так и для любых иных, не противоречащих закону целей.
3) Порядок расчета периодических платежей. В соответствии с пп. «в» п. 2 ст. 1 Оттавской Конвенции периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования, в то время как в п. 1 ст. 28 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ в составе лизингового платежа не указаны амортизационные отчисления. Однако «Методическими рекомендациями по расчету лизинговых платежей», утвержденными Минэкономики России
65 Красноярова Н. И. Юридические конструкции защиты прав на основе торговых терминов ИНКОТЕРМС 2010 // Таврический научный обозреватель. — 2015. — № 5. — С. 53-57.
66 СЗ РФ. — 1998. — № 44. — Ст. 5394
16 апреля 1996 года67, в состав лизинговых платежей предлагается включать в качестве одной из составляющих амортизацию лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга (либо погашение величины инвестиций лизингодателя в предмет лизинга). В целях приведения норм ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ в соответствие с Оттавской Конвенцией автор считает необходимым закрепить указанную норму на законодательном уровне.
4) Защита права лизингодателя согласно п. 2 ст. 13 Оттавской Конвенции заключается в том, что при нарушении договора лизингополучателем лизингодатель может потребовать причитающиеся ему невыплаченные платежи с начислением процентов и убытков. А если это нарушение является «существенным», то и большего, вплоть до расторжения договора лизинга, восстановления владения оборудованием и «возмещения убытков в таких суммах, которые поставили бы лизингодателя в положение, в котором он находился бы при выполнении пользователем договора лизинга в соответствии с его условиями».
Обеспечением прав лизингодателя согласно российскому законодательству являются правила, закрепленные в ст. 13 от 29.10.1998 № 164-ФЗ и ст. 619 ГК РФ, предусматривающие расторжение договора лизинга и возврат предмета лизинга в разумный срок, и исключающие начисление процентов и возмещение убытков.
5) В действующем законодательстве нет правовой нормы, предусматривающей обязанность лизингодателя согласовывать договор поставки и внесение в него изменений с лизингополучателем, как это закреплено в ст. 11 Оттавской Конвенции.
Оттавской Конвенцией предусмотрена согласованная концепция лизинга, что способствует правовому регулированию лизинга в разных странах, исходя из единых юридических понятий и гармонизированных условий, дополненных контрактными договорными положениями68.
Не менее важным правовым регулятором международного лизинга является Конвенция УНИДРУА о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Convention on International Interests in Mobile Equipment) от 16 ноября 2001 г. (далее — Кейптаунская Конвенция)69, которая вступила в силу с 1 апреля 2004 г. Составной частью Конвенции является Авиационный протокол.
Россия присоединилась к Кейптаунской конвенции и Авиационному протоколу (Федеральный закон от 23.12.2010 № 361-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию к конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования»70) и с 1 января 2011 оба документа входят в состав российской правовой системы, где в случае их применении имеют приоритет по отношению к внутригосударственным законам и правилам.
Действие Кейптаунской конвенции распространяется на следующее «подвижное оборудование»: планеры воздушных судов, авиационные двигатели и вертолёты, железнодорожный подвижной состав, космические средства (ст.2). «Особенность данной Конвенции заключается в разработке протоколов по отдельным видам подвижного оборудования.»71
67 Закон. — 1999. — № 8.
68 Красноярова Н. И. Система цивилистических конструкций внесудебной защиты прав кредитора в договорных обязательствах делового оборота // Международное публичное и частное право. — 2014. — № 2. — С.7-10.
69 Бюллетень международных договоров. — 2012. — № 10.
70 СЗ РФ. — 2010. — № 52. — Ст. 6976.
71 Международное частное право: учебник: в 2 т. / Е.А. Абросимова, А.В. Асосков, А.В. Банковский и др.; отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М.: Статут, 2015. Т. 2: Особенная часть. 764 с.
Кейптаунская конвенция может применяться и к внутренним сделкам в отличие от Оттавской Конвенции, регулирующей только лишь международные сделки.
Основной идеей Кейптаунской конвенции является обеспечение международных гарантий для участников лизинговых сделок, финансирующих приобретение дорогостоящей авиационной техники в лизинг, в случае неисполнения лизингополучателем финансовых обязательств по договору о лизинге.
Уникальность конвенции состоит в особом механизме, гарантирующем обеспечение финансовой безопасности кредитора. В совокупности рамочная конвенция и протокол содержат пять способов защиты прав, которыми может он воспользоваться при неисполнении обязательств. Их использование приводит к образованию международных гарантий, обеспечивающих исполнение обязательств по соглашению о лизинге.
Основные способы защиты прав лизингодателя устанавливаются в ст. 10 Кейптаунской Конвенции — в случае неисполнения должником своих обязательств лизингодатель вправе «прекратить действие соглашения и вступить во владение любым объектом, к которому относится это соглашение, либо установить контроль над ним, а также обратиться в суд»72.
«Для использования экономического потенциала, заложенного в Кейптаунской Конвенции и Авиационном протоколе, — снижения лизинговых платежей, привлечения на российский рынок иностранных продавцов, лизингодателей и лизингополучателей авиационного оборудования, а также увеличения числа лизинговых сделок с применением российского права России как государству-участнику Кейптаунской Конвенции необходимо внести соответствующие изменения в Закон о присоединении к Кейптаунской конвенции, Закон о заявлениях по Авиационному протоколу, Воздушный кодекс РФ, акты Правительства Российской Федерации и Минтранса России.»73
При характеристике правового регулирования сделок международного лизинга в РФ автор отмечает следующие особенности.
1. Многообразие источников права в РФ при регулировании лизинговых правоотношений объясняется неоднозначностью определения правовой природы договора лизинга: он выступает и как отдельный вид гражданско-правового договора, и как разновидность договора аренды. Таким образом, лизинговые отношения в РФ регулируются международным законодательством, Законами РФ, подзаконными актами и условиями договора.
2. Оценка кредитоспособности лизингодателем осуществляется по завышенным критериям, что существенно затрудняет совершение сделки международного лизинга, поскольку доля кредитных (заемных) средств в капитале компаний развивающихся стран значительно выше, чем предусмотрено нормами стран с развитой экономикой.
3. Налоговые льготы, предусмотренные п.7 ст.259 НК РФ74 для лизингового имущества, в случае международного лизинга фактически не применяются.
4. Международное законодательство предусматривает амортизационный учет предмета лизинга на балансе лизингодателя, в то время как законодательство РФ предусматривает право выбора метода учета имущества — на балансе лизингодателя или лизингополучателя. Обобщенная практика европейских стран в области лизинга предполагает равенство срока полезного использования оборудования и срока договора
72 Международное частное право: учебник: в 2 т. / Е.А. Абросимова, А.В. Асосков, А.В. Банковский и др.; отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М.: Статут, 2015. Т. 2: Особенная часть. 764 с.
73 Юрьев С.С., Евстигнеева И.С. Некоторые аспекты правового регулирования авиационного лизинга в свете Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 г. // Международное публичное и частное право. 2014. №6. С. 30-33.
74 СЗ РФ. -1998. — № 31. — Ст. 3824.
лизинга, кроме случаев заключения договора возвратного лизинга. Такой способ амортизации также прямо предусмотрен и в РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что российское законодательство о лизинге еще несовершенно и требует доработки. Приведение российского лизингового законодательства в соответствие с нормами международного права необходимо для единообразного и точного применения норм о международном лизинге на практике.
Литература
1. Конвенция УНИДРУА о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Convention on International Interests in Mobile Equipment) от 16 ноября 2001 г. // Бюллетень международных договоров. — 2012. — № 10.
2. Оттавская конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» 1988 г. // Бюллетень международных договоров. — 1999. — № 9.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — С. 4552.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.
5. О финансовой аренде (лизинге) от 29.10.1998 № 164-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 44.
— Ст. 5394.
6. О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и протоколу по авиационному оборудованию к конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 23.12.2010 № 361-ФЗ // СЗ РФ. — 2010. — № 52. — Ст. 6976.
7. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей" (утв. Минэкономики РФ 16.04.1996) // Закон. — № 8. — 1999.
8. Вилкова Н. Международный финансовый лизинг // Экономика и жизнь. — 1996. — № 20. — С. 42.
9. Красноярова Н. И. Юридические конструкции защиты прав на основе торговых терминов ИНКОТЕРМС 2010 // Таврический научный обозреватель. — 2015. — № 5. — С. 53-57.
10. Красноярова Н. И. Система цивилистических конструкций внесудебной защиты прав кредитора в договорных обязательствах делового оборота // Международное публичное и частное право. — 2014. — № 2. — С.7-10.
11. Международное частное право: учебник: в 2 т. / Е.А. Абросимова, А.В. Асосков, А.В. Банковский и др.; отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М.: Статут, 2015. Т. 2: Особенная часть. 764 с.
12. Юрьев С. С., Евстигнеева И.С. Некоторые аспекты правового регулирования авиационного лизинга в свете Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 г. // Международное публичное и частное право.
— 2014. — № 6. — С. 30-33.
13. Сахарова И. Сфера использования объектов лизинга // Юридическая газета. — 2011. — № 1-2. — С. 10.