Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере услуг'

Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
576
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере услуг»

25. Kotler Philip. Marketing Management, 11 th ed., Upper Saddle River, NJ Prentice Hall, 2003

26. Kuhn Thomas S. The Structure of Scientific Revolutions, 2nd ed., Chicago, University of Chicago Press, 1970

27. Levitt Theodore. Production Line Approach to Service, Harvard Business Review, 50, 1979. - pp.41-52.

28. McDougall Gordon H. and Douglas W Snetsinger. The Intangibility of Services: Measurement and Competitive Perspectives, Journal of Service Marketing, 1990. - pp.27-40.

29. Miller Denny. The Icarus Paradox, New York, Harper Business, 1990 u Kotter John P. Jamse L. Heskett, Corporate Culture and Performance, New York, Free Press, 1992

30. Norris Ruby T The Theory of Consumers Demand, NewHaven, CT, Yale University Press, 1941

31. Peterson Robert A., Sridhar Balasubramanian and Bart J. Bronnenberg. Exploring the Implications of the Internet for the Consume Marketing, Journal of the Academy of Marketing Science, 1997

32. Pride William M. and O.C. Ferrell. Marketing: Concept and Strategies, 12th ed. Boston, Houghton Mifflin, 2003

33. Reichheld Frederick F and Phil Schefter. E-Loyalty: Your Secret Weapon on the Web, Harvard Business Review 78, 2000

34. Rust Roland T. and P.K. Kannan, eds. E-Service: New Directions in Theory and Practice

35. Sasser W. Erarl, Jr. R. Paul Olsen and D. Daryl Wyckoff. Management of Service Operations, Boston, Allyn & Bacon,

1978

36. Say Jean-Baptiste. A Treatise on Political Economy, Reprints of Economic Classics. New York, Augustus V. Kelly, 1964.

- p. 430.

37. Schneider Benjamin. Pt 9, Service Marketing Self-Portraits: Introspection, Reflection, and Glimpses from the Experts, Fisk Raymond P., Stephen J. Grove and Joby John, eds. Chicago, American Marketing Association, 2000. - p. 180.

38. Smit Adam. The Wealth of Nations, Books I-III, with an Introduction by A. Skinner, London, Penguin Books, 1969

39. Solomon Michel R. and Elnora W. Stuart. Marketing: Real People, Real Choices, Upper Saddle River, NJ Prentice Hall,

2003

40. Zeithaml Valerie A., A. Parasuraman and Leonard L. Berry. Delivering Service Quality: Balancing Customer Perceptions and Expectations, New York, Free Press, 1990

УДК 339.727/ 001

Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере услуг

М.Я. Веселовский

д-р эконом. наук, проф. ГОУВПО «Московский государственный

университет сервиса», г. Москва В.А. Королев

канд. эконом. наук, проф. ГОУВПО «Московский государственный

университет сервиса», г. Москва Т.В. Фремон

канд. сельскохоз. наук, доцент ГОУВПО «Московский государственный

университет сервиса», г. Москва

Специфика нормативного правового регулирования инвестиционной деятельности в сфере услуг заключается в множественности действующих в этой сфере законодательных и иных нормативных актов. С одной стороны, в сфере услуг «работают» нормативные акты общего характера; с другой - специфика сферы услуг по ряду направлений и видов деятельности выходит за рамки этих общих документов и учитывается специализированными нормативными правовыми актами.

Большое значение в регламентации инвестиционной деятельности имеют двусторонние соглашения и многосторонние договора Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы междуна-

родного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

На настоящий момент действует более 50 двусторонних международных договоров, заключенных еще СССР, а также новых договоров между Россией и иностранными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Можно выделить несколько основных обязательств, включенных в эти Соглашения, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории иностранных инвес-

торов. Государства обязуются:

• поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций и связанной с ними деятельности;

• обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности;

• предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов в свободно конвертируемой валюте;

• рассматривать споры с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже;

• предоставлять иностранному инвестору юридические гарантии: от политических и некоммерческих рисков, гарантий компенсации в случае национализации, гарантии от неконвертируемости валюты, от ущерба в случае войн и революций;

• обеспечивать в отношении капиталовложений справедливый и равноправный режим.

Каждая из Договаривающихся Сторон гарантирует инвесторам другой Договаривающейся Стороны свободный перевод в конвертируемой валюте платежей в связи с капиталовложениями, в частности:

• сумм капиталовложения и дополнительных сумм для поддержания или увеличения объема капиталовложения;

• доходов от капиталовложения;

• сумм, выплачиваемых в погашение займов, относящихся к капиталовложению;

• сумм, причитающихся инвестору в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей капиталовложения;

• суммы компенсации, предусмотренной в случае национализации.

Из анализа базовых нормативных правовых документов следует, что специфика иностранных инвестиций заключается в том, что они осуществляются инвесторами-субъектами, территориально расположенными или зарегистрированными вне Российской Федерации.

Определение национальных приоритетов в развитии сферы услуг и обеспечение среднемирового уровня гарантий иностранных инвестиций поможет привлечь иностранный капитал в экономику страны, повысить конкурентоспособность российских производителей услуг и обеспечить их масштабный выход на мировые рынки. Однако в настоящее время инвестирование иностранного капитала в основном происходит в экспортоориентированные ресурсные производства или в проекты с малой фондоемкостью, но быстрой окупаемостью. Поэтому государству необходимо выработать долгосрочную инвестиционную политику, позволяющую повысить привлекательность для иностранного капитала фондоемких, высокотехнологичных производств и предприятий сферы массовых услуг Необходимо оформить эту политику законодательно в виде долгосрочной стратегии и комплексной программы развития сферы услуг.

Специфика регулирования инвестиций сферы услуг заключается в том, что российское общее инвестиционное законодательство выводит из сферы свое-

го регулирования вложение иностранного капитала в отдельные отрасли сферы услуг. Так, в правовое поле закона об иностранных инвестициях не подпадает инвестирование банковской деятельности, вложение капитала в другие кредитные организации, страховой деятельности и некоммерческих организаций. Инвестирование иностранного капитала в банковскую деятельность регулируется Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” (15) и Положением “Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов” (32). Инвестиции в страховую деятельность подпадают под действие закона “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (11). Участие иностранного капитала в некоммерческих организациях, созданных для достижения определенной общественно-полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, находится в сфере регулирования Федерального закона “О некоммерческих организациях” (14). Следует учитывать, что вложение иностранного капитала в указанные организации, не преследует цели извлечения прибыли и, как правило, осуществляется в виде грантов (те. безвозмездно предоставляемой помощи, необходимой для финансирования строго определенных некоммерческих проектов). Кроме того, согласно Постановлению Госкомстата от 28 октября 2002 г. № 204 техническая помощь, безвозмездная финансовая помощь, гранты международных организаций согласно руководству по составлению платежного баланса относятся к текущим трансфертам (трансферт - операция, в ходе которой одна институциональная единица предоставляет другой единице товар, услугу или актив, не получая от нее взамен никакого эквивалента в виде другого товара, услуги или актива).

Специфика деятельности на территории Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций закреплена в Федеральном законе “О свободе совести и о религиозных объедине-ниях”(28).

В целях улучшения инвестиционного климата Правительством Российской Федерации в настоящее время проводится реформа системы государственного управления, направленная на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику. В ходе административной реформы приняты меры по дебюрократизации экономики и устранению административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности. В целях повышения эффективности лицензирования подготовлены поправки в соответствующий Федеральный закон, подписанный Президентом Российской Федерации 7 июля 2005 г., который направлен на сокращение количества лицензируемых видов деятельности. В этом году ожидается принятие закона о допуске иностранных инвестиций в стратегические отрасли российской экономики. Согласно

законопроекту, ограничения планируется ввести на 7 видов экономической деятельности. Главной целью разрабатываемого законопроекта является снятие искусственных барьеров, которые иногда воздвигались на пути иностранных инвесторов. Закон будет носить разрешительный характер и законодательно закрепит список отраслей, доступных для инвестиций.

Реформа технического регулирования, направленная на создание условий для успешного развития бизнеса, гармонизацию существующих внутри страны стандартов с международными, также затронет и регулирование инвестиций. Базовый закон принят, сейчас готовятся соответствующие подзаконные акты. Одновременно продолжается разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства. Продолжается судебная реформа, направленная на повышение эффективности судебного разбирательства и обеспечения независимости судебных органов.

Снижение налоговой нагрузки на экономику позволило улучшить финансовое состояние предприятий и расширить внутренние инвестиционные возможности российской экономики. С этой целью 6 июня 2005 г Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, который направлен на активизацию инвестиционной деятельности. В частности, с 1 января 2006 г. налогоплательщики получили право на 10% уменьшать налогооблагаемую базу по капитальным вложениям. В соответствии с законом будет проводиться постепенная отмена ограничений на перенос убытков на будущее: в 2006 г. этот норматив увеличен до 50%, а с 2007 г. будут сняты все ограничения. Закон также содержит меры по стимулированию НИОКР, в частности, предполагается снять существующие ограничения на отнесение расходов на НИОКР на себестоимость. Эти расходы можно будет списать в полном объеме в течение двух лет

Одним из условий защиты прав субъекта экономической деятельности является эффективное антимонопольное законодательство, направленное на поддержание конкуренции. В этих целях продолжается работа над совершенствованием превентивного контроля за злоупотреблением доминирующим положением на рынке. В июле 2006 года был принят Федеральный закон “О защите конкуренции”. Главными целями принятия закона стали:

• совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности;

• уточнение правовых основ государственной политики в этой сфере;

• обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках;

• унификация правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках.

В целях улучшения инвестиционного климата страны продолжается реформирование финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества. В сентябре 2004 г. Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий по развитию финансовых рынков, предусматривающий внесение соответствующих изменений в законодательство о финансовых рынках и направленный на расширение использования производных финансовых инструментов, развитие принципов саморегулирования, унификацию требований по формированию собственного капитала, размещению средств, составу и структуре активов финансовых институтов.

В 2004 г. Президентом Российской Федерации подписан ряд законов, направленных на развитие фондового рынка, в том числе о внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве», направленный на защиту средств клиентов участников рынка ценных бумаг, и в Федеральный закон «Об акционерных обществах», направленный на улучшение инвестиционной деятельности акционерных обществ путем проведения эффективной дивидендной политики и соблюдения финансовой и хозяйственной прозрачности.

Планируется обязательное применение международных стандартов при составлении финансовой отчетности прошедшими процедуру листинга открытыми акционерными обществами. Закон обеспечит получение инвесторами достоверной информации о российских организациях на основе регламентации состава раскрываемой ими информации. Соответствующий законопроект принят Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении в декабре 2004 г

В декабре 2004 г. Президентом Российской Федерации подписан закон о кредитных историях. Закон определяет порядок формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации о своевременности исполнения заемщиками обязательств по кредитам. В 2006 г. приняты новые Лесной и Водный кодексы Российской Федерации, направленные на повышение эффективности использования природных ресурсов и создание чётких, прозрачных условий доступа к ним пользователей. В июле 2006 г. был принят Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”. Документ направлен на обеспечение свободной конвертируемости рубля. Он отменяет с 1 июля 2006г. возможность установления требования о резервировании денежных средств на счетах Центрального банка РФ при проведении внешнеторговых операций, а также операций с внешними и внутренними ценными бумагами. Конвертируемость национальной валюты является одним из условий более активной интеграции страны в мировую экономику и большей открытости ее финансовых рынков. Снимаются ограничения на приобретение российскими

гражданами долей и вкладов в капиталы иностранных компаний, паев в их имуществе, акций иностранных акционерных обществ. По существу, российский гражданин становится равноправным и конкурентоспособным инвестором на международных рынках капитала.

Ожидается, что данная мера по либерализации валютного законодательства будет способствовать притоку иностранного капитала в Россию со стороны тех инвесторов, которые считали прежний валютный режим рискованным.

В целях совершенствования механизмов корпоративного управления Минэкономразвития России был разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. Концепция была одобрена 18 мая 2006 г. Для обеспечения защиты прав собственности и формирования эффективных механизмов урегулирования корпоративных споров и противодействия корпоративным «захватам» Минэкономразвития России разработало и внесло в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации в целях совершенствования процедуры разрешения корпоративных споров».

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (7) создал правовую основу регулирования концессионных отношений, включая процедуру заключения, изменения и прекращения договоров концессии. Вступление данного закона в силу позволит привлечь частные инвестиции и в сферу услуг, в инфраструктуру, ЖКХ и другие объекты и виды деятельности, снизить бюджетные затраты на эксплуатацию и создание государственного и муниципального имущества, увеличить поступления от налогов и других выплат в бюджеты всех уровней, предоставит дополнительные гарантии инвесторам.

В настоящее время на территории нашей страны активно идет процесс создания особых экономических зон (ОЭЗ). Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок создания и функционирования особых экономических зон в Российской Федерации, является Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (5). Кроме того, процесс регулируется указом Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 года № 855 “О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами”(4). Федеральное агентство находится в ведении Министерства экономического развития и торговли России и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основные положения Федерального закона за-

ключаются в следующем. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны (ОЭЗ) следующих типов: промышленно-производственные и технико-внедренческие.

Президент РФ Владимир Путин 5 июня 2006 г. подписал поправки в закон “Об особых экономических зонах в РФ”(6). Документ ввел новый вид ОЭЗ

- туристско-рекреационные зоны. Целями создания туристско-рекреационных является развитие туризма и санаторно-курортной сферы. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристической индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристическая деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных ресурсов, их добыче и использованию. Резидентами туристско-рекреационных ОЭЗ признаны индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Туристско-рекреационные зоны могут создаваться на территории нескольких муниципальных образований, на этих территориях разрешается разработка месторождений лечебных минеральных вод и лечебных грязей, а также допускается размещение объектов жилищного фонда. В развитие положений закона Президент РФ также подписал поправки в Налоговый кодекс РФ и в закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, предусматривающие для регионов возможность устанавливать в отношении резидентов ОЭЗ пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль. При этом ее размер не может быть ниже 13.5%. Также законом предусматриваются льготы для резидентов ОЭЗ по налогу на имущество и земельному налогу сроком на пять лет. Создание в России туристско-рекреационных зон позволит стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом. Государство за свой счет обеспечит инфраструктуру зоны, а инвестор обеспечит ее конкретное развитие -создаст в ней сервисную зону: отели, санатории, медицинские учреждения, подъемники, индустрию отдыха и развлечений. Затраты инвесторам компенсируются льготами - освобождение от земельного налога и налога на имущество, возможно в будущем выкуп земли, на которой они построят недвижимость. Кроме того, резиденты зоны будут платить единый социальный налог по льготной ставке - 14% - и смогут переносить больше чем 30% убытков на последующие налоговые периоды. Кроме того, создание ОЭЗ позволяет надеяться на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в стране и в отдельных регионах; на развитие «новой экономики», то есть наукоемкого

производства и услуг в области высоких технологий, а также коммерциализация научно-технических разработок; на реализацию экспортного потенциала ряда российских территорий. В законе для резидентов ОЭЗ закреплены преференции административного, налогового и таможенного характера. Внимание государства, инвестиционный климат и возможные преференции привели к тому, что ряд крупных международных компаний, в частности Воеіпд, Hewlett-Packard, ІВМ и І^еІ, проявили интерес к создаваемым в Российской Федерации особым экономическим зонам. В соответствии с результатами конкурса, проведенного Минэкономразвития России и РосОЭЗ в 2005 г. на заседании Правительства Российской Федерации 8 декабря 2005 г. одобрено предложение о создании четырех особых экономических зон технико-внедренческого типа в гг Санкт-Петербург, Томск, Зеленоград, Дубна (Московская область), а также двух особых экономических зон промышленно-производственного типа в г.г. Липецк и Елабуга (Республика Татарстан).

Не только иностранные компании начинают все больше инвестировать в Россию, но и российские корпорации начали все активнее выходить на мировой рынок. Речь идет не только о продаже сырья или товаров на рынках Запада и Востока. Крупнейшие отечественные корпорации приобретают компании и предприятия

за рубежом, активно вкладывают средства в инвестиционные проекты за пределами России. Так, по данным UNCTAD, Россия заняла 3-е место (13 млрд. долл.) по итогам 2005 г среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой по объему прямых инвестиций за рубеж (уступив только Гонконгу и Виргинским островам). Средний рост за последние годы (с 1992 - 2004 гг.) объема прямых российских инвестиций за рубеж составил около 12% в год. Эти инвестиции не только способствуют укреплению влияния страны в мире, но и помогают дальнейшему росту отечественного экспорта. Можно выделить несколько причин, которые заставляют российские компании инвестировать за рубежом. По мнению экспертов из UNCTAD, основным мотивом является стремление прочно закрепиться на важных для себя международных рынках.

В целом следует констатировать, что в Российской Федерации существует и динамично развивается нормативная правовая база инвестиционной деятельности в сфере услуг Имеющиеся проблемы в ее правоприменении являются проблемами правовой культуры, объясняются особенностью российской рыночной системы хозяйствования и серьезной инерционностью происходящих в стране политических и социальноэкономических процессов.

Список использованной литературы

1. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” (с изменениями от 24 декабря 1993 г, 19 июня 1995 г, 16 ноября 1997 г, 10 февраля 1999 г.)//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 18 июля 1991 г. № 29 ст. 1005

2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.)//Собра-ние законодательства Российской Федерации от 1 марта 1999 г. № 9, ст. 1096

3. Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-I “Об иностранных инвестициях в РСФСР” (с изменениями от 24 декабря 1993 г, 19 июня 1995 г, 16 ноября 1997 г, 10 февраля 1999 г.)//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 18 июля 1991 г., N 29, ст. 1008

4. .Постановление Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. № 1419 “О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц”//Собрание законодательства Российской Федерации от 27 декабря 1999 г, № 52, ст. 6412

5. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”//Рос-сийская газета от 27 июля 2005 г. N 162

6. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 117-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”//Российская газета от 27 июля 2005 г. N 162.

7. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”//Российская газета от 26 июля 2005 г. N161

8. Типовое соглашение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. № 456 “О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений” (с изменениями от 11 апреля 2002 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 18 июня 2001 г., № 25, ст. 2578

9. Методологических положений по организации статистического наблюдения за движением иностранных инвестиций в соответствии с руководством по платежному балансу (утв. постановлением Госкомстата РФ от 28 октября 2002 г. № 204) (Текст постановления официально опубликован не был)

10. Указ Президента РФ от 26 апреля 1995 г. № 416 “О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности юридических

лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий”//Собрание законодательства Российской Федерации от 1 мая 1995 г. № 18 ст. 1637//Российская газета от 28 апреля 1995 г. № 84

11. Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. № 1034 “Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на рынке ценных бумаг в Российской Федерации”//Собрании законодательства Российской Федерации от 22 сентября 1997 г. № 38, ст. 4356

12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г, 2 июля 2005 г.//Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г, № 33 (Часть I), ст. 3431

13. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (с изменениями от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля 2005 г.//Собрание законодательства Российской Федерации от 28 января 2002 г., № 4, ст. 251

14. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (с изменениями от 26 ноября 1998 г, 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.)//Российская газета от 24 января 1996 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3, ст. 145

15. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 “О банках и банковской деятельности” (с изменениями от 13 декабря 1991 г, 24 июня 1992 г, 3 февраля 1996 г, 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г, 19 июня, 7 августа 2001 г, 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г.)//Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27, ст. 357

16. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (с изменениями от 31 декабря 1997 г, 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г, 21 июня, 20 июля

2004 г., 7 марта 2005 г.)//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г., № 2, ст. 56

17. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (с изменениями от 26 ноября 1998 г, 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня 2005 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 17, ст. 1918

18. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н “Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг”// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2 мая 2005 г. № 18.

19. Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. № 730 “О Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России” (с изменениями от 6 октября, 14 ноября, 22 декабря 1997 г., 26 января 1998 г., 25 июля 2000 г., 25 ноября 2003 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 29, ст. 3519.

20. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)” (с изменениями от 29 января, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 2 ноября 1998 г., № 44, ст. 5394.

21. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” (с изменениями от 10 января 2003 г.)//Собрании законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г.

№ 8, ст. 609

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 “О средствах массовой информации” (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г.)//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. № 7 ст. 300

23. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ “Об участии в международном информационном обмене” (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 28, ст. 3347.

24. Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 “О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена” (с изменениями от 30 ноября 1992 г., 15 июля 1998 г., 30 декабря 2000 г.)//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 5 марта 1992 г. №10, ст. 492.

25. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” (с изменениями от 9 ноября 2001 г., 11 февраля, 24 декабря 2002 г., 5 февраля, 29 июня, 2 ноября, 30 декабря 2004 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 1998 г. № 29, ст. 3400.

26. Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков: Утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808// Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46 ст. 4587.

27. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ “О государственном регулировании развития авиации”//Собра-ние законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г. № 2, ст. 226.

28. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (с

изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 39, ст. 4465.

29. Федеральный закон от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации “О стандартизации", “Об обеспечении единства измерений", “О сертификации продукции и услуг" (с изменениями от 25 февраля, 30 марта, 9 июля 1999 г., 30 декабря 2001 г., 28 мая 2003 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 26, ст. 2397

30. Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 “О международном коммерческом арбитраже"//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г. № 32. ст. 1240

31. Положение “Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов": Утв. Приказом ЦБР от 23 апреля 1997 г. № 02-195 (с изм. и доп. от 22, 24 июня 1999 г., 20 марта, 4 ноября 2002 г.).

32. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 8 “О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"//"Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".1999 г., № 8

33. Налоговый кодекс Российской Федерации.

34. Руководящие принципы для международных инвестиций: Утв. Международной торговой палатой, 1972

35. Руководящие принципы регулирования иностранных инвестиций: Утв. Мировым Банком, 1992. (ст. III).

36. Конвенция УНИДРУА О международном финансовом лизинге. Оттава, 1988

37. Конвенция о защите прав инвестора. - М., 1997.

38. Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул,

11 октября 1985 г.). Конвенция ратифицирована Постановлением ВС РФ от 22 декабря 1992 г. № 4186-1// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, № 7, 2001 г.

39. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами и их государствами-членами (о. Корфу 24 июня 1994 г.), ратифицировано Россией в 1996 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 16, ст. 1802.

40. Legal Framework for the Treatment of Foreign Investment. V. II. - The World Bank Group, 1992./Русск. версия, см.: Доронина Н.Г Комментарий к закону об иностранных инвестициях//Право и экономика. № 4, 2000

41. Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства.

- Вашингтон, 1965. (Вашингтонская конвенция).

42. .www//OPEC.Ru .Использованы материалы: Финизвестия, AK&M, "Единая Россия".

УДК 330.322.01

Преимущества концессии в сравнении с другими формами государственно-частного партнерства

В современном понимании государственно-частное партнерство (ГЧП) — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг

Е.С. Кодрян

ст. преподаватель ГОУВПО «Московский государственный

университет сервиса», г. Москва

Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации - такую трактовку ГЧП дал в своей статье В.Г Варнавский.

Оганян О.А. и др2, раскрывая содержание понятия «государственно-частное партнерство», определили его как систему договоров между государством и частным инвестором, в которых государство наделяет

1 Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления//Отечественные записки. 2004. №6.

2

Частно-государственное партнерство (ЧГП) — альтернатива приватизации и средство привлечения инвестиций в экономику/ Под ред. О.А.Оганяна: Сборн. труд. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.