НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
С.Ф. Гребениченко
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198
В связи с динамичным развитием Москвы в начале XXI столетия особенно возрастает ценность ее земельных ресурсов. Опыту столичного мегаполиса по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования земельно-имущественных отношений и повышения экономического потенциала городских земель посвящена данная статья.
Ключевые слова: государственная и муниципальная собственность, земельные правоотношения, земли городских поселений, опыт регионов, законодательство Москвы.
Конституция Российской Федерации обозначает землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Исторически земельные отношения всегда являлись важнейшим компонентом уровня развития общества. Их роль в новейший период - в век урбанизации и скачкообразного роста мегаполисов, не только не снижается, но, наоборот, существенно возрастает. Это определяет две взаимосвязанные главные задачи, во-первых, охрану земельных ресурсов и, во-вторых, их рациональное использование. В данном направлении разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных, социальных, национально-культурных и других условий.
Реформирование земельных отношений и конституционные гарантии защиты прав собственников земли обусловливают необходимость совершен-твования нормативно-правовой базы с целью максимального удовлетворения экономических интересов хозяйствующих субъектов и наиболее эффективного использования потенциала закрепленных за ними земельных участков при соблюдении жестких природоохранных требований, особенно на землях городских поселений [2. С. 5-7].
Эта проблема для Москвы - одного из крупнейших мегаполисов мира -особенно актуальна. Земля, как базис производственной деятельности и одновременно объект недвижимости, представляет собой один из важнейших ресурсов развития и функционирования города. В XXI в. московское зако-
нодательство в сфере управления земельными ресурсами развивается по двум направлениям: законы, принимаемые по вопросам исключительной компетенции субъекта Федерации; законы, принимаемые по вопросам совместной компетенции Российской Федерации и субъекта РФ. Исключительная роль в законодательном решении этих вопросов в городе принадлежит «столичному парламенту» - Московской городской Думе, тесно взаимодействующей с Правительством Москвы, отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города, Контрольно-счетной палатой Москвы. В мегаполисе с 1993 г. по настоящий момент принято почти 2 000 нормативных правовых актов по управлению земельными ресурсами, регулированию земельных отношений и землепользованию.
В этом направлении базовым стал городской закон от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» [3]. Документ установил градостроительные требования к землепользованию, порядок охраны земель и контроля их целевого назначения, регламент осуществления и разграничения городом полномочий по управлению и распоряжению землями различных категорий. Закон также регулирует отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель в пределах компетенции города Москвы как субъекта РФ. В связи с исторически уникальным расширением площади Москвы в 2,4 раза за счет территории Московской области столичным парламентом был принят Закон от 27 июня 2012 г. № 31, внесший существенные изменения в закон «О землепользовании в городе Москве». Так, новый документ отнес к полномочиям органов местного самоуправления административных округов и поселений в черте города вопросы: управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; изъятия земельных участков и/или резервирования земель для муниципальных нужд; осуществления муниципального земельного контроля; расчета цены участков, отчуждаемых из муниципальной собственности [4].
Развитие земельной реформы в столице осуществляется с помощью программного метода. Так, в 2009 г. была завершена реализация первой среднесрочной городской целевой программы «Развитие земельной реформы в городе Москве на 2007-2009 годы» [10]. В целях преемственности проведения земельной политики в 2010 г. Правительство Москвы утвердило городскую целевую программу «Развитие земельной реформы в городе Москве на 20102011 годы» [8]. В 2011 г. была введена Государственная программа «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 годы» [7], целью которой является формирование полноценного массива информации о категориях городских земель и всех земельных участках. Результатом выполнения программы должны стать: создание репрезентативного и достоверного источника информации о территории города - «Поземельного реестра -земельного баланса»; увеличение площади и количества земельных участков с оформленными земельно-правовыми отношениями; повышение качества принятия управленческих решений в сфере землепользования; оптимальное
использование земельных участков; создание нормативно-правовой и методической базы по эффективному управлению земельными ресурсами на территории Москвы за счет экономической обоснованности платы за землю; увеличение доходной части городского бюджета от управления государственной собственностью.
Сложным и болезненным для столицы вопросом явилась процедура разграничения земель на собственность Российской Федерации и собственность города Москвы. Дело в том, что длительное время не был законодательно определен порядок управления федеральными землями, отсутствовал согласованный перечень земельных участков федеральной собственности. Так, по оценке Минэкономразвития России, работа по разграничению государственной собственности на землю к концу 2008 г. была выполнена в размере не более 33% от ее намеченного объема. Счетная палата РФ в результате проведения контрольных мероприятий по вопросам распоряжения и использования государственных земельных участков и федеральной собственности пришла к выводу, что при сохранении подобного темпа работ процесс разграничения мог быть завершен не к 2008 г., как было установлено действующим законодательством, а предположительно к 2023 г. [1. С. 182].
Важным аспектом городской политики является рациональное использование земель при осуществлении научной и промышленной деятельности. В целях создания условий для повышения эффективности имущественных комплексов организаций науки, сохранения промышленного потенциала столицы, обеспечения сбалансированности в развитии науки, промышленности и иных отраслей городского хозяйства 26 мая 2004 г. был принят закон города Москвы № 35 «Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы». Документом определен механизм, позволяющий сохранить профиль научной и промышленной деятельности предприятий при реконструкции и строительстве объектов недвижимости на используемых земельных участках.
Основываясь на общефедеральной нормативной базе, до начала 2000-х гг. московская система правовых актов, регулирующая земельные отношения, имела ряд принципиальных отличий. Так, в то время в столичном мегаполисе земли предоставлялись только в аренду, продажа земельных участков в собственность не допускалась. Принятие в 2001 г. Земельного кодекса Российской Федерации потребовало пересмотра большинства нормативных правовых актов города. В этой связи возник ряд серьезных проблем по применению на территории Москвы положений Земельного кодекса РФ в отношении исключительного права граждан и юридических лиц - собственников зданий и сооружений - на приватизацию земельных участков, на которых находятся эти здания и сооружения, или на приобретение права их аренды.
Вопросы приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируются статьей 28 Федерального
закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [12]. Собственники объектов недвижимости, которые не являются самовольными постройками и расположены на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет. А если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, то на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Отчуждению не подлежат участки в составе земель: лесного и водного фондов; особо охраняемых природных территорий; подвергшихся химическому и биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, парки, скверы, набережные, пляжи и т. д.); предназначенных для обеспечения деятельности в речных портах и аэропортах; предполагающих развитие дорожно-транспортной инфраструктуры; др. Также отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом. Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к договору купли-продажи земельного участка. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.
Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. Так, статья 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений [5].
Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муни-
ципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации, или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъекта Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В соответствии с законом «О землепользовании в городе Москве» собственники объектов капитального строительства с 1 июля 2012 г. приобретают в собственность земельные участки, занятые такими объектами и находящиеся в собственности города или в государственной собственности до ее разграничения, по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков. Исключение составляют случаи, установленные федеральным законодательством [3].
В существующей застройке Москвы земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития РФ «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» от 13 сентября 2011 г. № 475 [11]. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок от даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, то уполномоченный орган на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [13].
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, т.е. с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность и направляет собственникам объекта недвижимости копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Административный регламент предоставления государственной услуги города «Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений» утвержден Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы» [6]. Также этим постановлением утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги города «Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке» [6].
В случае если собственник объекта недвижимости, являющийся арендатором земельного участка, находящегося в собственности города, хочет осуществить реконструкцию такого объекта или строительство нового здания, ему необходимо обратиться в Департамент государственного имущества города Москвы с запросом (заявлением) на предоставление соответствующей государственной услуги. Результатом государственной услуги являются распоряжение департамента об изменении цели предоставления и (или) вида разрешенного использования земельного участка и дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. № 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за зем-
лю в городе Москве» [9], в случае когда по заявлению арендатора земельного участка Градостроительно-земельная комиссия города Москвы или Департамент городского имущества принимают решение об изменении цели предоставления участка (если такие изменения предусматривают проектирование и строительство/реконструкцию объектов капитального строительства арендатором земельного участка), срок действия договора аренды участка для указанных целей составляет шесть лет, если иное не предусмотрено решением Градостроительно-земельной комиссии города. Размер арендной платы и сроки ее уплаты определяются в особом порядке, установленном указанным постановлением.
Основная цель проводимой в столичном мегаполисе работы по совершенствованию нормативной базы управления земельными ресурсами, регулирования земельных отношений и землепользования состоит в обеспечении экономическими и правовыми мерами охраны и рационального использования земель, повышения их инвестиционной привлекательности. Достижение этой цели потребовало решения ряда новых проблем, а именно: создания рыночной системы оборота земельных участков; определения порядка ценообразования на земельные участки (и/или ценообразования на права на земельные участки), передаваемые в гражданский оборот; установления нормативов землепользования и введения многообразных форм аренды земельных участков (земельный участок в комплексе с другим имуществом/объектами, земельные участки на праве застройки и т. д.) и др.
Эффективность решения этих проблем обеспечивается правовыми нормами, направленными: на установление порядка приобретения земли в собственность юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными; на урегулирование и упорядочение вопросов налогообложения и арендной платы с учетом городского земельного кадастра и рыночной стоимости земельных участков; на формирование земельных участков как объектов гражданского оборота; на закрепление социальной направленности политики в использовании земельных ресурсов города; на установление принципов рационального землепользования и ответственности соразмерно нанесенному ущербу.
Одним из важнейших вопросов, который урегулирован нормативно-правовой базой города Москвы, является контроль и ответственность собственников земельных участков и землепользователей за ненадлежащее выполнение ими условий, на которых эти земельные участки им предоставлены. Это позволило превратить земельный оборот в один из определяющих факторов экономического роста в столице и получить значительный экономический эффект для городского бюджета за счет установления земельных платежей исходя из рыночной стоимости земельных участков и повышения уровня собираемости земельных платежей.
В связи с динамичным развитием Москвы в начале XXI столетия особенно возрастает ценность ее земельных ресурсов. Столичный мегаполис
активно совершенствует нормативно-правовую базу эффективного землепользования и по смежным с ним экологическим и градостроительным проблемам. В этой области очевидны приоритеты: установление ответственности собственников и арендаторов земель за негативное воздействие на окружающую среду; разработка общегородских и окружных нормативов качества почв, подземных грунтов и водоемов, а также допустимых уровней антропогенного воздействия на них; установление экологических ограничений и требований в сферах градостроительства, промышленного производства, озеленения и лесопаркового хозяйства; внедрение механизмов экономической ответственности за ненадлежащее землепользование; разработка и привлечение именно научно обоснованных методов расчета ущерба от правонарушений в эксплуатации земель в столице; инициирование городских и окружных проектов по внедрению высокоэффективных, малоотходных технологий, направленных на снижение загрязнения земельных участков, подземных грунтов, водных ресурсов, многое др. Таким образом, Москва является одним из лидирующих субъектов Российской Федерации в сфере совершенствования региональной нормативной базы земельно-имущественных правоотношений, законодательного обеспечения охраны и рациональной эксплуатации имеющихся земельных ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Горегляд В.П. Аналитическая записка по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Правовое обеспечение владения, пользования и распоряжения земельными участками и отдельные вопросы деятельности государственной власти и местного самоуправления по управлению землей в Российской Федерации» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. - 2008. - Гребениченко С.Ф. Развитие земельного законодательства Москвы в конце ХХ - начале ХХ1 веков. -М.: Российский ун-т дружбы народов, 2006. - № 10.
[2] Закон города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - № 71. - 2007, 25 декабря; № 36. -2012, 29 июня; № 40. - 2013, 23 июля.
[3] Закон города Москвы от 27 июня 2012 г. № 31 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года № 48 «О землепользовании в городе Москве» // Тверская, 13. - № 80. - 2012, 5 июля.
[4] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001, 29 октября. - № 44. - Ст. 4147; 2004, 11 октября. - № 41. - Ст. 3993; 2007, 30 июля. - № 31. - Ст. 4009; 2008, 29 декабря. - № 52 (Ч. 1). - Ст. 6236.
[5] Постановление Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - № 29. - 2012, 24 мая.
[6] Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 430-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Имущественно-земель-
ная политика города Москвы на 2012-2016 гг.» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - № 55. - 2011, 4 октября; № 55. - 2013, 1 октября.
[7] Постановление Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. № 503-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2009 г. и о городской целевой программе «Развитие земельной реформы в городе Москве на 2010-2011 гг.» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - № 36. - 2010, 29 июня; № 15. - 2013, 12 марта.
[8] Постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. № 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - № 28. - 2006, 17 мая.
[9] Постановление Правительства Москвы от 31 июля 2007 г. № 653-ПП «О среднесрочной городской целевой программе «Развитие земельной реформы в городе Москве на 2007-2009 годы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - № 48. - 2007, 29 августа; № 72. - 2008, 24 декабря.
[10] Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» от 13 сентября 2011 г. № 475 // Российская газета. - № 222. - 2011, 5 октября.
[11] Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ. - 2002, 28 января. - № 4. - Ст. 251.
[12] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // Собрание законодательства РФ. - 2007, 30 июля. - № 31. - Ст. 4017; 2009, 28 декабря. - № 52 (Ч. I). - Ст. 6410; 2013, 29 июля. - № 30 (Ч. I). - Ст. 4083.
REFERENCES
[1] Goregljad V.P. Analiticheskaja zapiska po rezul'tatam jekspertno-analiticheskogo mero-prijatija «Pravovoe obespechenie vladenija, pol'zovanija i rasporjazhenija zemel'nymi uchastkami i otdel'nye voprosy dejatel'nosti gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samou-pravlenija po upravleniju zemlej v Rossijskoj Federacii» // Bjulleten' Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii. - 2008. - № 10.
[2] Grebenichenko S.F. Razvitie zemel'nogo zakonodatel'stva Moskvy v konce HH -nachale HHI vekov. - M.: Rossijskij un-t druzhby narodov, 2006.
[3] Zakon goroda Moskvy ot 19 dekabrja 2007 g. № 48 «O zemlepol'zovanii v gorode Moskve» // Vestnik Mjera i Pravitel'stva Moskvy. - № 71. - 2007, 25 dekabrja; № 36. -2012, 29 ijunja; № 40. - 2013, 23 ijulja.
[4] Zakon goroda Moskvy ot 27 ijunja 2012 g. № 31 «O vnesenii izmenenij v Zakon goroda Moskvy ot 19 dekabrja 2007 goda № 48 «O zemlepol'zovanii v gorode Moskve» // Tver-skaja, 13. - № 80. - 2012, 5 ijulja.
[5] Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25 oktjabrja 2001 g. № 136-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2001, 29 oktjabrja. - № 44. - St. 4147; 2004, 11 oktjabrja. -№ 41. - St. 3993; 2007, 30 ijulja. - № 31. - St. 4009; 2008, 29 dekabrja. - № 52 (Ch. 1). - St. 6236.
[6] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 15 maja 2012 g. № 199-PP «Ob utverzhdenii ad-ministrativnyh reglamentov predostavlenija gosudarstvennyh uslug Departamentom go-rodskogo imushhestva goroda Moskvy» // Vestnik Mjera i Pravitel'stva Moskvy. - № 29. -2012, 24 maja.
[7] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 20 sentjabrja 2011 g. № 430-PP «Ob utverzh-denii Gosudarstvennoj programmy goroda Moskvy «Imushhestvenno-zemel'naja politi-ka goroda Moskvy na 2012-2016 gg.» // Vestnik Mjera i Pravitel'stva Moskvy. - № 55. -2011, 4 oktjabrja; № 55. - 2013, 1 oktjabrja.
[8] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 22 ijunja 2010 g. № 503-PP «Ob itogah raboty Departamenta zemel'nyh resursov goroda Moskvy v 2009 g. i o gorodskoj celevoj programme «Razvitie zemel'noj reformy v gorode Moskve na 2010-2011 gg.» // Vestnik Mjera i Pravitel'stva Moskvy. - № 36. - 2010, 29 ijunja; № 15. - 2013, 12 marta.
[9] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 25 aprelja 2006 g. № 273-PP «O sovershen-stvovanii poijadka ustanovlenija stavok arendnoj platy za zemlju v gorode Moskve» // Vestnik Mjera i Pravitel'stva Moskvy. - № 28. - 2006, 17 maja.
[10] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 31 ijulja 2007 g. № 653-PP «O srednesrochnoj gorodskoj celevoj programme «Razvitie zemel'noj reformy v gorode Moskve na 20072009 gody» // Vestnik Mjera i Pravitel'stva Moskvy. - № 48. - 2007, 29 avgusta; № 72. -2008, 24 dekabrja.
[11] Prikaz Minjekonomrazvitija RF «Ob utverzhdenii perechnja dokumentov, neobhodimyh dlja priobretenija prav na zemel'nyj uchastok» ot 13 sentjabrja 2011 g. № 475 // Rossi-jskaja gazeta. - № 222. - 2011, 5 oktjabrja.
[12] Federal'nyj zakon ot 21 dekabrja 2001 g. № 178-FZ «O privatizacii gosudarstvennogo i municipal'nogo imushhestva» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2002, 28 janvarja. -№ 4. - St. 251.
[13] Federal'nyj zakon ot 24 ijulja 2007 g. № 221-FZ «O gosudarstvennom kadastre nedviz-himosti» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2007, 30 ijulja. - № 31. - St. 4017; 2009, 28 dekabrja. - № 52 (Ch. I). - St. 6410; 2013, 29 ijulja. - № 30 (Ch. I). - St. 4083.
THE REGULATORY SUPPORT THE GOVERNANCE OF LAND RESOURCES IN MOSCOW
Sergey F. Grebenichenko
Department of Russian History Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 10-2, Russia, Moscow, 117198
In connection with dynamic development of Moscow in the beginning of the XXI century, it is especially increases the value of its land resources. The article is devoted to the experience of Moscow in improvement of the legal framework in regulating of the land and property relations and also increasing the economic potential of urban land.
Key words: state and municipal property, land laws, the lands of urban settlements, experience of the regions, the legislation of Moscow.