Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение и практика конкурсного замещения вакантных должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации в ЮФО'

Нормативно-правовое обеспечение и практика конкурсного замещения вакантных должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации в ЮФО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение и практика конкурсного замещения вакантных должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации в ЮФО»

II. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Константинов В.М., к. полит. н., помощник Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО

Нормативно-правовое обеспечение и практика конкурсного замещения вакантных должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации в ЮФО

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, осуществляется нормативно-правовое регулирование вопросов проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Положения о порядке проведения конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, по содержанию аналогичные статье 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), включены в законы о государственной гражданской службе республик Адыгея и Дагестан, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик, Краснодарского края и Волгоградской области.

В Чеченской Республике порядок проведения конкурса утвержден самостоятельным нормативным правовым актом - указом Президента Чеченской Республики от 31 января 2005 г. № 16 «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Чеченской Республики».

В ходе ознакомления с нормативными актами органов государственной власти субъектов, утверждающих квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необ-

ходимым для исполнения должностных обязанностей, установлено, что, к примеру, приказ министра экономики Республики Ингушетия от 17 августа 2005 г. № 92/4-п «Об установлении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников министерства» содержит исключительно квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности. Вместе с тем данные квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы закреплены в статье 10 закона Республики Ингушетия от 30 ноября 2005 г. № 45-РЗ «О государственной гражданской службе Республики Ингушетия», и их дополнительной регламентации в нормативном акте государственного органа не требуется.

В рамках реализации распоряжения губернатора Астраханской области от 18 июля 2005 № 545-р «О проведении конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Астраханской области» разработаны:

Методические рекомендации по организации и проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Астраханской области, которые содержат описание его этапов и процедур проведения, систему методов и критерии оценки государственных гражданских служащих, практические материалы для оценки профессиональных и личностных качеств участников конкурсных процедур, типовые формы документов;

Методические рекомендации по осуществлению деятельности независимых экспертов в составе конкурсных (аттестационных) комиссий, в соответствии с которыми подбор кандидатов в независимые эксперты проводится предварительно и непосредственно руководителями структурных подразделений исполнительных органов государственной власти области, осуществляющими их кадровое обеспечение, или государственными гражданскими служащими, на которых возложены функции кадровой работы. В случае отсутствия необходимых кандидатов в независимые эксперты направляется соответствующий запрос в адрес управления государственной гражданской службы и кадров администрации

губернатора области, где уже сформирован список независимых экспертов для исполнительных органов государственной власти.

При ознакомлении с положениями, устанавливающими порядок работы конкурсных комиссий в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, отмечены определенные подходы к регламентации порядка организации проведения конкурсов.

К примеру, в соответствии с действующими правовыми актами Республики Адыгея и Ростовской области обеспечение выполнения мероприятий первого этапа конкурса (публикация объявления о проведении конкурса, прием документов от лиц, пожелавших участвовать в нем, и проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах) возлагается на конкурсные комиссии (согласно распоряжению руководителя администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 февраля 2007 г. № 30-п, а также постановлению администрации Ростовской области от 27 марта 2006 г. № 106).

В то же время за выполнение мероприятий первого этапа конкурса отвечает кадровая служба согласно Методике проведения конкурса в администрации Президента КабардиноБалкарской Республики и Положению о конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в аппарате мировых судей Республики Северная Осетия - Алания.

Порядок, в соответствии с которым выполнение мероприятий первого этапа конкурса возлагается на государственный орган, предусматривается в отдельных актах государственных органов Республики Калмыкия (приказы министерства земельных отношений Республики Калмыкия от 19 июня 2006 г. № 70-п и комитета по занятости населения Республики Калмыкия от 9 января 2007 г. № 10-к).

Необходимо также отметить имеющиеся в некоторых нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации несоответствия федеральному законодательству.

Так, в законах Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик, Волгоградской области в нарушение требований части 2 статьи 22 Федерального закона закреплено: при назначении на должности государственной гражданской

службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, законодательным и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, конкурс не проводится.

В этой связи аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в июне 2007 г. было инициировано приведение названных законов в соответствие с федеральным законодательством. В результате, в июле 2007 г. прокурорами Чеченской, Карачаево-Черкесской республик и Республики Дагестан были опротестованы незаконные положения региональных законов, а прокурором Волгоградской области направлено заявление в суд о признании их противоречащими федеральному законодательству.

В ходе проведения анализа нормативного обеспечения деятельности по конкурсному замещению вакантных должностей было установлено, что аналогичные нарушения содержатся также в правовых актах, утверждающих методику проведения конкурса, разработанных в некоторых органах исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Республики Северная Осетия - Алания и Ростовской области1.

В отдельных правовых актах, определяющих порядок работы конкурсных комиссий, говорится, что по результатам конкурса комиссией может быть принято решение о включении кандидатов, занявших соответственно второе и (или) третье место, в кадровый резерв. Такие нормы содержатся в Положении о комис-

1 Например: приказ министерства образования и науки КабардиноБалкарской Республики № 47, приказ министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства от 3 апреля 2007 г. № 28, приказ региональной энергетической комиссии от 28 февраля 2006 г. № 14а, приказ министерства сельского хозяйства и продовольствия от 26 июня 2007 г. № 64, приказ министерства строительства и архитектуры КабардиноБалкарской Республики от 20 июня 2007 г. № 32; приказ директора департамента ветеринарии Республики Калмыкия от 12 апреля 2007 г. № 16, приказ министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 27 апреля 2007 г. № 160п, приказ начальника управления государственной службы занятости населения Ростовской области от 6 апреля 2007 г. № 32, приказ агентства Республики Северная Осетия - Алания по размещению заказов для государственных нужд от 10 апреля 2007 г. № 1.

сии по проведению конкурсов, утвержденном приказом руководителя администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 февраля 2007 г. № 30-п, а также в Порядке работы конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в администрации Главы и Правительства Республики Северная Осетия - Алания, утвержденном распоряжением администрации от 28 сентября 2006 г. № 366.

Вместе с тем Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112, не предусмотрена возможность включения в кадровый резерв кандидата, не победившего в этом конкурсе.

Практика замещения вакантных должностей государственной гражданской службы на конкурсной основе не получила своего распространения в Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках.

Не приобрела постоянного и системного характера практика замещения вакантных должностей по конкурсу и в Республике Северная Осетия-Алания.

В отдельных министерствах и ведомствах Республики Ингушетия имеются факты назначения на вакантные должности гражданской службы без проведения конкурсов. По заключению руководителя администрации Президента Республики Ингушетия, это связано в основном с тем, что некоторые должностные лица не осознают всей полноты ответственности за соблюдение требований законодательства о государственной гражданской службе в вопросах проведения конкурсов на замещение вакантных должностей.

Согласно представленной информации в 2006 г. было произведено 28 назначений на должности гражданской службы Республики Ингушетия без соблюдения порядка замещения должностей по конкурсу, что составляет 43,8 % от общего числа замещенных вакантных должностей за отчетный период. В первом полугодии 2007 г. состоялось 16 таких назначений (26,6 %).

В Республике Дагестан в 2006 г. по замещению было занято 288 вакантных должностей, из них по конкурсу - только 30. В первом полугодии 2007 г. в органах государственной власти рес-

публики замещена 101 вакантная должность, в том числе по конкурсу - 18. В прошедших 18 конкурсах приняли участие 143 кандидата, 32 кандидата были не допущены к участию в конкурсах в связи с несоответствием квалификационным требованиям.

По результатам проведенных в 2006 г. конкурсов в парламент Кабардино-Балкарской Республики на различные должности государственной гражданской службы назначены 3 человека, в органы местной исполнительной власти - 39, а в первом полугодии 2007 г. в министерства и ведомства республики - 40 человек. Ввиду полного отсутствия претендентов либо их наличия в количестве менее двух человек конкурсы на замещение семи вакантных должностей государственной гражданской службы были признаны несостоявшимися.

В Краснодарском крае доля замещенных должностей государственной гражданской службы без соблюдения установленного порядка проведения конкурсных процедур в 2006 г. составила 30 % от общего числа замещенных должностей, в 2007 г.- 33 %.

Имеются определенные достижения в сфере организации деятельности по конкурсному замещению вакантных должностей государственной гражданской службы в Ростовской области. Необходимо отметить высокую степень разработанности нормативной правовой базы в органах государственной власти области в сфере организации проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. В 2006 г. показатель замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Ростовской области без соблюдения установленного порядка проведения конкурсных процедур составил 9,8 % от общего числа замещенных должностей, тогда как в первом полугодии 2007 г. он уменьшился до 3 %.

Из числа объявленных конкурсов в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, не состоялось 7 % конкурсов в 2006 г. и 9 % в первом полугодии 2007 г. Причиной сложившейся ситуации явилось недостаточное количество претендентов на участие в конкурсах в связи с несоответствием некоторых кандидатов квалификационным требованиям, а также ограничениями, установленными для поступления на государственную гражданскую службу и её прохождения.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации высказываются мнения о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования порядка осуществления конкурсных процедур.

Резник В.И., начальник управления кадровой политики администрации Краснодарского края

О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских и муниципальных служащих в Краснодарском крае

В числе важнейших направлений административной реформы и реформирования государственной гражданской и муниципальной службы важнейшее место занимает проблема повышения уровня профессионализма и компетентности кадрового состава органов государственного управления и местного самоуправления. Без этого нельзя достигнуть поставленной цели -создания инновационного общества и реализовать совершенно новые требования к системе управления, обеспечить продуктивность действий по социально-экономическим и политическим преобразованиям, по укреплению безопасности России

Общенациональной стратегией формирования и развития кадрового потенциала является государственная кадровая политика, без взаимодействия с которой, а, следовательно, и без соответствующего кадрового обеспечения практически не реально решение экономических социальных и политических задач.

Кадры государственной гражданской и муниципальной службы - это конкретные люди, к профессиональной квалификации которых предъявляются высокие требования.

Исторический опыт свидетельствует, что из всех ресурсов государства - материальных, природных, финансовых - кадровый ресурс, т.е. человеческий, является самым значимым. Кадровый потенциал общества рассматривается в качестве ключевого фактора не только социально-экономического развития, но и фактора, определяющего эффективность государственного управления в стране. Ведь только от кадров - людей с их профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.