УДК 37.072
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Р.Ш. Уразбаев1
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ «Проектирование и реализация модели сетевого взаимодействия региональных вузов России и Вьетнама с целью интернационализации инженерного образования», проект № 15-26-09001.
Аннотация. В статье проводится анализ механизмов регулирования деятельности зарубежного представительства российского инженерного университета. Характеризуются правовые инструменты создания подобного структурного отделения вуза. На примере созданного представительства национального исследовательского университета во Вьетнаме рассматриваются возможности академического сотрудничества между инженерными вузами двух стран. Особое значение уделяется функции представительства в сетевом взаимодействии научно-образовательных организаций России и Вьетнама.
Ключевые слова: инженерные вузы, сетевое взаимодействие, образовательное сотрудничество, нормативная база, академическое партнерство, Вьетнам.
REGULATORY PROVISIONS FOR ACTIVITY OF A FOREIGN
REPRESENTATIVE OFFICE OF AN ENGINEERING UNIVERSITY
R.Sh. Urazbaev
Abstract. This paper analyzes the regulatory mechanisms of a foreign representative office of a Russian engineering university. Regulatory tools for establishment of such structural unit are characterized. The paper describes an example of representative office of Russian national research university in Vietnam and considers the opportunities of academic cooperation between the engineering universities of the countries. The special attention is paid to the function of the representative office in networking with educational and scientific institutions of Russia and Vietnam.
Keywords: engineering universities, networking, educational cooperation, regulatory framework, academic partnership, Vietnam.
Последние два десятилетия международное сотрудничество Российской Федерации с другими странами в области образования заметно интенсифицировалось. С 1991 года страна стала участницей всех основных направлений международного образовательного сотрудничества, в которое были вовлечены сотни российских вузов. Тысячи их сотрудников и студентов приняли участие в совместных проектах и обменах [1]. Причем касается это не только количественного роста связей между государственными структурами России и других стран в академической сфере, роста межвузовских связей, но и различных форм такого сотрудничества [2].
Включение России в интеграционные процессы во всех сферах государственной жизни не могло не коснуться межгосударственного образовательного сотрудничества. Доставшаяся в наследство от Советского Союза система образования, сохранив наработанные связи со странами Ближнего Вос-
тока, Азии, Африки и Латинской Америки, стала видоизменяться, ставя целью выработки таких форм сотрудничества, которые были бы взаимовыгодны для обеих сторон. Появились связи с государственными институтами в области высшего образования, с высшими учебными заведениями развитых стран Европы и Северной Америки. Высшие учебные заведения Российской Федерации стали искать новые, наиболее эффективные формы такого сотрудничества, которые дадут результаты не только в обозримом будущем, но и в ближайшей перспективе, будут основой для дальнейшего углубленного взаимодействия.
Несомненно, хорошим подспорьем, фундаментом для межгосударственного сотрудничества в академической сфере стали вновь принятые как законодателями страны, так и другими субъектами нормотворчества нормативные акты в области образования.
В первую очередь, это Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. В ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 -1 международную деятельность в области образования регламентировали две статьи (57 и 58) которые фактически были декларативны, нежели действительно регулировали правоотношения в данной сфере. Единственным исключением было, определенное частью 2 статьи 57, право образовательных учреждений и органов, осуществляющих управление в сфере образования, устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями [3].
В отличие от этого, ныне действующий закон:
- во-первых, определяет цели международного сотрудничества в сфере образования:
1) расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию;
2) координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования;
3) совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования;
- во-вторых, раскрывает формы этого сотрудничества и прямо перечисляет направления, по которым организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования:
1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;
2) направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в
том числе в рамках международного академического обмена;
3) проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;
4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ;
5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе [6].
В статье 27 Закона от 29.12.2012, законодатель наделил образовательные организации самостоятельностью в формировании своей структуры, в том числе, с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся и правом создавать филиалы и представительства. Анализ приведенной статьи (части 1, 2, 9, 10 и 11) позволяет сделать вывод, что впервые, на законодательном уровне, урегулирована деятельность образовательных организаций по созданию (открытию) своих филиалов и представительств в иностранном государстве, тогда как ранее это определялось подзаконными актами. Следовательно, государство понимает высокую значимость придания самостоятельности российским образовательным организациям в этом вопросе и всемерно, в первую очередь законодательным путем, способствует налаживанию прочных связей с организациями высшего образования за рубежом для решения целей, определенных Законом «Об образовании в Российской Федерации».
Конкретную реализацию законодательно предоставленной государством возможности проявления самостоятельности в определении образовательной организацией своей структуры для решения поставленных целей можно проиллюстрировать на примере Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ).
Воспользовавшись благоприятной атмосферой государственного сотрудничества между Российской Федерации и Социалистической республикой Вьетнам (СРВ) во всех
сферах, опираясь на ранее наработанный опыт взаимодействия российских и вьетнамских вузов, КНИТУ стал активно сотрудничать в образовательной сфере с высшими учебными заведениями инженерного профиля этого государства. Сотрудничество было налажено с целым рядом высших учебных заведений Ханоя, Хошимина, Дананга, Вьетчи. Среди них - Индустриальный университет Вьетчи, Ханойский университет науки и технологии, Государственный технический университет им. ЛеКуи Дон (г. Ханой), Технологический университет г. Хошимин и пр.
Углубление взаимодействия с некоторыми из перечисленных университетов, в частности с Индустриальным университетом Вьетчи повлекло за собой развитие различных форм сотрудничества: проведение совместных семинаров, прием студентов и аспирантов из Вьетнама в КНИТУ, командирование преподавателей российского университета во Вьет-чи, визиты официальных делегаций университетов с целью обмена опытом [4].
В свою очередь, интенсификация сотрудничества, разнообразие его форм подвели руководство КНИТУ к идее открытия представительства во Вьетнаме. Воспользовавшись новеллами вновь принятого к тому времени Закона «Об образовании в Российской Федерации», в университете разработали Положение о представительстве КНИТУ во Вьетнаме на базе Индустриального университета Вьет-чи. Ректор КНИТУ, на основании постановления Ученого совета университета, руководствуясь положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71, и Уставом вуза, обратился с письмом к министру образования и подготовки кадров СРВ с просьбой о поддержке идеи создания представительства КНИТУ и согла-
Литература:
1. Аржанова, И.В. Эволюция международного образовательного сотрудничества в условиях модернизации российской высшей школы в 19912011-е годы: диссертация...д. ист. н. - М. 2012. -359 с.
2. Валеева Н.Ш., Хасанова Г.Б. Проблемы повышения престижа специалистов в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов в условиях перехода экономики на инновационный путь развития // Вестник Казанского
совании его размещения на базе Индустриального университета Вьетчи.
После проведения необходимых согласований, определенных действующим законодательством России и Вьетнама, представительство Казанского национального исследовательского технологического университета в Социалистической Республике Вьетнам на базе Индустриального университета Вьетчи начало функционировать с июня 2014 года. В соответствии с законами СРВ срок действия Представительства определен в 5 лет.
Следующим логичным шагом по пути углубления взаимодействия и сотрудничества КНИТУ в образовательной области должно стать преобразование представительства в филиал с целью практической реализации программ среднего и высшего профессионального образования, разработки и реализации совместных образовательных и научных программ в сфере образования, участия в сетевой форме реализации образовательных программ. Напомним, что, согласно действующему законодательству, осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
Для реализации этого этапа необходимо не только время и соответствующие финансовые ресурсы, но и преодоление достаточно сложных административно-бюрократических барьеров. В настоящее время создание филиала образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) регулируется, помимо Закона от 29.12.2012, еще и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 297. и имеет сложный порядок, требующий значительного числа согласований с федеральными органами исполнительной власти [5].
технологического университета. 2010. - № 9. - С. 745-747.
3. Консультант Плюс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru /popular/edu/43_6.html.
4. Кочнев, А.М. Образование на основе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 69-74.
5. Поиск закона. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://poisk-zakona.ru/94950.html.
6. Российская газета. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30 /obrazovanie-dok. html.
References:
1. Arzhanova, I.V. Jevoljucija mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo sotrudnichestva v uslovijah moderniza-cii rossijskoj vysshej shkoly v 1991-2011-e gody: dissertacija.. .d. ist. n. - M. 2012. - 359 s.
2. Valeeva N.Sh., Hasanova G.B. Problemy povyshenija prestizha specialistov v oblasti himii i tehno-logii polimernyh i ko mpozicionnyh materialov v uslovijah perehoda jekonomiki na innovacionnyj put' razvitija // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2010. № 9. - S. 745-747.
3. Konsul'tant Pljus. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_6.html.
4. Kochnev, A.M. Obrazovanie na osnove setevogo vzaimodejstvija // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 5. S. 69-74.
5. Poisk zakona. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://poisk-zakona.ru/94950.html.
6. Rossijskaja gazeta. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
Сведения об авторе:
Уразбаев Рафкат Шафкатович (г. Казань, Россия), проректор по режиму, доцент кафедры правоведения, Казанский национальный исследовательский технологический университет
Data about the author:
Urazbaev R.Sh. (Kazan, Russia), Vice Rector for Internal Policy, associate professor of Legal Studies Department, Kazan National Research Technological University