Репкин Михаил Сергеевич
аспирант кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета. (тел.: 892804422770)
Нормативно-правовая основа розыска и заочного заключения под стражу
Аннотация
Исследуются проблемы нормативного регулирования розыскных мер в уголовном судопроизводстве. Представлен сопоставительный анализ отдель-ных уголовно-процессуальных положений, регламентирующих производство розыска. Высказаны предложения по совершенствованию процедуры заочного заключения под стражу.
Annotation
The article concerns with the problems of normative investigation measures regulation in criminal legal procedure are highlighted. The comparative analyses of criminal procedure aspects, which regulate effecting of investigation is presented in the article. The author states suggestions to perfect the procedure of close confinement by default.
Ключевые слова: законность; розыск; нормативная основа; уголовно-процессуальная деятельность; меры пресечения; заключение под стражу.
Key words: legality; investigation; normative basis; criminal procedure activ-ity; preventive punishment; close confinement.
З
аконность является принципом уголовного судопроизводства, закрепленным в ст. 7 УПК РФ. Его содержание выражается в неуклонном соблюдении и четком выполнении установленных уголовно-процессуальным законом предписаний. Весь процесс производства по уголовному делу с той или иной степенью детализации регламентируется законом. Розыскная деятельность является частью системы уголовно-процессуальной деятельности и направлена к достижению общей цели уголовного судопроизводства. В силу данного обстоя-тельства в ее основу также заложен принцип законности.
Розыск представляет собой важнейшую составляющую уголовного судопроизводства, благодаря которому обеспечивается достижение его цели и решение основных задач. Розыскная деятельность может реально ограничивать права и свободы участников производства по уголовным делам, что требует безусловного соблюдения нормативных положений, регламентирующих розыск. Эти положения закона должны отличаться четкостью формулировок, последовательностью изложения, непротиворечивостью и согласованностью содержания.
Для обеспечения законности розыскной деятельности по уголовному делу важно правильно определиться с совокупностью нормативных предписаний, их источниками и значением каждого из них.
В настоящее время нормативно-правовую основу розыска по уголовному делу составляют федеральное законодательство и подзаконные акты правоохранительных органов, уполномоченных осуществлять розыскную деятельностью. Поскольку мы рассматриваем розыск как отдельное направление уголовно-процессуальной деятельности, то полагаем, что основу нормативного регулирования здесь составляет действующий УПК РФ, где неоднократно упоминается розыск, розыскные меры, разыскиваемое лицо и другие сходные понятия.
Остановимся подробнее на анализе предписаний УПК РФ по розыску.
В пункте 38 ст. 5 УПК РФ законодатель разъясняет, что розыскные меры - это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)
22Q
В части 5 ст. 108 УПК РФ говорится о том, что избрание заключения под стражу в качестве меры пресечения в отсутствие обвиняемого допускается только в том случае, если обвиняемый объявлен в международный розыск.
В части 1 ст. 152 УПК РФ предусмотрено, что следователь вправе прово-дить розыскные действия как по месту производства предварительного следствия, так и в ином месте, как лично, так и поручать их производство другому следователю или органу дознания, которые обязаны выполнить такое поруче-ние в срок, не позднее 10 суток.
В соответствии с ч. 16 ст. 182 УПК РФ обыск может проводиться для обнаружения разыскиваемых лиц.
Согласно ч. 5 ст. 208 УПК РФ следователь до приостановления предварительного следствия принимает меры по розыску подозреваемого или обвиняемого либо установлению лиц, совершивших преступление.
Ст. 210 УПК РФ целиком посвящена розыску п о д о з р е в ае м о г о и об вин я ем о го , а т а к же отдельным фрагментам процессуального порядка розыскной деятельности.
В части 2 ст. 238 УПК РФ предусмотрена обязанность судьи приостановить производство по уголовному делу в случае, если обвиняемый скрылся и место его пребывания неизвестно, и поручить прокурору обеспечить его розыск.
При изучении нормативной основы розыскной деятельности, особенно в плане ее законности, п р е д с т а в л я е т с я важным п ров ед е н и е комплексного анализа положений, регламентирующих розыск и иных, взаимосвязанных с ним инсти-тутов уголовно-процессуального права.
Как указано в п. 38 ст. 5 УПК РФ розыскные меры проводятся в целях установления лица, подозреваемого в совершении преступления. На первый взгляд, это процессуальное положение не вызывает каких-либо возражений. Однако при сопоставлении с иными нормами возникают некоторые вопросы. Например, в ч. 16 ст. 182 УПК РФ отмечается, что обыск может проводиться для обнаружения разыскиваемых лиц. Очевидна содержательная разница между такими понятиями, как "установление лица, подозреваемого в совершении преступления" и "обнаружение разыскиваемого лица".
Таким образом, получается, что первоначальное положение закона не ох-ватывает своим содержанием такую цель розыска как обнаружение места нахождения подозреваемого, обвиняемого либо иного разыскиваемого лица. О несоответствии положения п. 38 ст. 5 УПК РФ
действительной цели розыска в уголовном судопроизводстве свидетельствует и содержание ст. 210 УПК РФ, где отмечается, что розыск подозреваемого, обвиняемого проводится в том случае, если неизвестно его местонахождение.
Полагаем, цель розыска по уголовному делу должна охватывать также действия и решения органов предварительного расследования, направленные на отыскание и установление места нахождения различных материальных объектов (например, похищенного имущества), а также документов.
Очевидная неполнота содержания цели розыскных мер, содержащаяся в п. 38 ст. 5 УПК РФ, требует своего восполнения за счет изменения формулировки данного в ней определения розыскных мер.
На наш взгляд, оптимальным будет следующее определение: розыскные меры -меры, принимаемые дознавателем, следователем, органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления, а также места нахождения разыскиваемых лиц, материальных объектов. Данная формулировка имеет процессуальный характер, что в достаточной мере подчеркивает правовую природу розыскных мер и их процессуальное значение. Предлагаем внести эту формулировку в текст действующего УПК РФ.
В отношении скрывшегося подозреваемого, обвиняемого может быть заочно применена такая мера пресечения как заключение под стражу при объявлении его в международный розыск. Однако порядок заключения под стражу в качестве меры пресечения в отсутствие обвиняемого, предусмотренный ч. 5 ст. 108 УПК РФ, вызывает сомнения с точки зрения своей эффективности. На э то обсто я тел ь ст во уже неоднократно обращалось внимание. В МВД РФ разработаны поправки к УПК РФ, в которых предлагается разрешить судам применять заочно меру пресечения в виде заключения под стражу к лицам, объявленным не только в международный, но и местный и федеральный розыск . Однако, по мнению правозащитников , одобрение законодателем предлагаемых поправок существенно увеличит количество лицу, содержащихся под стражей.
Мы склонны разделить точку зрения разработчиков этого законопроекта и полагаем, что гражданам, которые являются подозреваемыми или обвиняемыми по уголовным делам, не угрожает содержание под стражей, если они добросовестно выполняют свои процессуальные обязанности и являются по
221
вызовам следователя, дознавателя и суда. В иных случаях государство должно эффективно пресекать попытки уклониться от участия в производстве по уголовному делу. Одним из таких процессуальных средств является заключение под стражу. Поэтому считаем применение к лицу, нарушающему порядок производства по уголовному делу, посредством намеренного уклонения от участия в нем, такой меры пресечения как заключение под стражу, оправданным как с правовой, так и с нравственной точки зрения.
Как указывается в "Пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ" на протяжении 2003-2007 гг. прослеживается устойчивая тенденция роста количества уголовных дел, приостановленных в связи с розыском скрывшихся подозреваемых и обвиняемых. По данным департамента уголовного розыска МВД РФ в розыске числится почти 103 тыс. человек. В то же время наблюдается и другая негативная тенденция: в 2001 г. заочно мера пресечения в виде заключения под стражу была избрана в отношении 778 скрывающихся обвиняе-мых, в 2003 г. - в отношении 38, в 2005 г. - в отношении 18 человек. Полагаем, что данные цифры при одновременном росте преступности и необходимости установления должного правопорядка в обществе и государстве требует скорейшего внесения соответствующих изменений в действующий уголовно-процессуальный закон.
Существует еще одно обстоятельство, связанное с процедурой заочного заключения под стражу. В соответствии с п. 123 Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола постановление об объявлении обвиняемого в международный розыск передается проку-рору для обеспечения его обращения к суду за получением решения о заочном избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения. При отказе судьи в удовлетворении указанного ходатайства следователя или прокурора постановление об объявлении обвиняемого в международный розыск аннулируется. Проблема данного нормативного положения видится в том, что отсутствие положительного судебного решения относительно избрания заключения под стражу в качестве меры п р е с е ч е н и я п р еп я тс тву ет п ро д о л же н и ю международного розыска.
Получается, что отказ судьи в удовлетворении ходатайства о применении заключения под стражу делает невозможным реализацию
деятельности по установлению места нахождения скрывающегося или по иным причинам отсутствующего обвиняемого. Полагаем, что в данном положении подзаконного нормативного акта искусственно поставлены в зависимость два направления деятельности, которые осуществляются по различным основаниям.
Объявлять гражданина в международный розыск можно только на следующих основаниях: имеются достоверные сведения о пересечении обвиняемым государственной границы РФ;
установлено, что обвиняемый получил международный паспорт;
установлено намерение обвиняемого выехать за границу;
установлено, что у обвиняемого за рубежом имеются родственные, дру-жеские и иные устойчивые связи.
Применение данной меры в указанной ситуации преследует цель доставить лицо, скрывающееся или укрывающееся за пределами территории РФ и обеспечить его участие в дальнейшем производстве по уголовному делу.
Отказ судьи может быть обоснован тем, что отсутствуют достаточные и законные основания для заключения обвиняемого под стражу, имеются какие-либо уважительные причины, подлежащие учету, для отказа от избрания столь жесткой меры пресечения.
Также нужно обратить внимание и на то обстоятельство, что ст. 97 УПК РФ предусматривает в качестве основания для применения меры пресечения установленное органами предварительного расследования или судом намерение скрыться или продолжать преступную деятельность, или воспрепятствовать надлежащему порядку производства по уголовному делу. Формально уголовно-процессуальный закон не предусматривает основания для применения меры пресечения в тех случаях, когда уже имеется установленный факт уклонения обвиняемого от участия в производстве по уголовному делу. Более того, в некоторых случаях этот факт еще не установлен достоверно, а лишь предполагается на основании совокупности сведений о возможном местонахождении обвиняемого.
Таким образом, при избрании заключения под стражу заочно следует установить такие факты, как: событие и состав преступления определенного вида; причастность конкретного лица к преступному событию; наличие доказательств для обоснования избрания этой меры пресечения; отсутствие обвиняемого по месту производства предварительного расследования; невозможность обеспечить участие обвиняемого
_222
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)
в производстве по уголовному делу иным способом, кроме как путем заключения его под стражу; отсутствие оснований для отказа от уголовного преследования обвиняемого.
Применение заключения под стражу к лицу, объявленному в розыск, дополнительно ставит перед судьей задачу проверить и установить намеренность уклонения обвиняемого от участия в производстве по уголовному делу, поскольку действующий уголовно-процессуальный закон предполагает розыск только тех лиц, которые скрываются от следствия и суда. В свою очередь установление данного обстоятельства предполагает, что судья установит также информированность обвиняемого о том, что в его отношении проводятся процессуальные действия, его осознанное нежелание участвовать в этом производстве. Если судья не получит ответы на данные вопросы от прокурора, то его решение по ходатайству об избрании заключения под стражу в отношении лица должно быть отрицательным. Но это в свою очередь ведет к прекращению розыска и невозможности получить
ответы на эти вопросы в будущем, поскольку прекращается деятельность по установлению места нахождения обвиняемого. Поэтому на наш взгляд, необходимо исключить
п. 124 упоминавшейся Инструкции, как противоречащий целям и задачам уго-ловного судопроизводства.
Высказанные предложения направлены на оптимизацию нормативного регулирования розыскной деятельности по уголовному делу.
Литература
1. Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ" // www: mvd.ru
2. Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола: утв. приказом МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС № 971 от 06. 10. 2006//URL: www: mvd.ru.
223