Региональное развитие • № 1 • 2014
УДК 336.143
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2014 Милова Лариса Николаевна кандидат экономических наук, доцент Самарский государственный экономический университет Е-mail: [email protected]
Ключевые слова: методология казначейского исполнения бюджетов, нормативно-
методическое обеспечение казначейского исполнения бюджетов, методическое руководство процессом исполнения бюджета, разработка административных и технологических регламентов.
Рассматривается совершенствование нормативно-методического обеспечения казначейского исполнения бюджетов на этапах формирования и развития казначейской системы в РФ. Проведенный анализ позволил сформулировать основные методы, формирующие методологию исполнения бюджетов при казначейской системе.
NORMATIVE-METHODICAL SUPPORT OF TREASURY-BASED BUDGET EXECUTION'S IMPROVEMENT IN RUSSIAN FEDERATION
© 2014 Larisa Nikolaevna Milova Associate professor of Samara State University of Economics Е-mail: [email protected]
Keywords: methodology of treasury-based budget execution, normative-methodical support of treasury-based budget execution, methodical instruction of budget process execution, administrative and technological regulations.
Treasury-based budget execution’s improvement on the stages of fiscal system’s formation and development in Russian Federation is considered. Conducted analysis allowed formulating main methods which form budgets’ execution in the fiscal system.
Одну из важных проблем в области государственных финансов составляют формирование и развитие методологии казначейского исполнения бюджетов. Отдельные вопросы методологии исполнения бюджетов при казначейской системе рассматривались в трудах И.Г. Акперова, Р.Е. Артюхина, А.Ю. Демидова,
О.И. Дроздова, Н.Г. Ивановой, Т.М. Ковалевой, А.М. Лаврова, Т.Д. Маковник, Т.Г. Нестеренко и других ученых и экономистов-практиков. На современном этапе необходи-
мо провести комплексное научное исследование основ методологии казначейского исполнения бюджетов в целях совершенствования механизма эффективного функционирования Федерального казначейства. Как известно, методология - система методов, которые имеют как теоретический, так и практический характер. Все методы казначейского исполнения бюджета базируются на обширной нормативно-правовой базе, которая требует глубокого изучения, систематизации, анализа основных направлений развития.
54
Федеральное казначейство является динамично развивающейся структурой, которая в своем развитии прошла несколько этапов. На первом этапе (1993 -1999 гг.) происходило становление и развитие территориальных органов Федерального казначейства, методологии исполнения федерального бюджета. На основе положений правовых актов этого периода в основном было завершено формирование организационной структуры Федерального казначейства, определены его основные цели и задачи1. Нормативнометодическое обеспечение работы Казначейства на этом этапе включало в себя решение следующих задач2:
- организацию расчетно-кассового обслуживания Федерального казначейства в ЦБ РФ;
- учет и ежедневное распределение, а также зачисление поступающих доходов по уровням бюджетной системы;
- осуществление финансирования расходов федерального бюджета;
- разработку и внедрение в органах федерального казначейства единой системы бухгалтерского учета.
В процессе функционирования органов Федерального казначейства были выявлены определенные проблемы в области организационного, технологического и нормативнометодического регулирования, обусловившие переход к следующему этапу развития (1999-2004 гг.), на котором Постановлением Правительства РФ от 23.06.1999 г. № 677 была принята и реализована Федеральная целевая программы развития органов Федерального казначейства на 2000-2004 гг. Для успешного осуществления данной программы распоряжением Правительства РФ от 23.01.2000 г. № 107-р была одобрена Концепция функционирования ЕКС по учету доходов и средств федерального бюджета, которая должна была обеспечить централизацию оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета и оптимизацию потоков движения бюджетных средств3. В области нормативно-методического регули-
Финансы и кредит. Бюджет
рования в этот период были решены важные проблемы:
- заложены принципы учета доходов органами Федерального казначейства без привязки к налогоплательщикам и принципы распределения регулирующих доходов на основе "общего котла";
- обеспечена стандартизация документов на перечисление налогов и платежей в бюджетную систему, установлена возможность их автоматизированной обработки;
- разработан и введен в действие новый порядок движения доходов федерального бюджета, ускоривший прохождение средств федерального бюджета.
Третий этап (2004-2006 гг.) в развитии системы органов Федерального казначейства связан с проведением административной ре-формы4. Основными направлениями реформы стали разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов. Для Федерального казначейства регламентация функциональных процессов была крайне необходима. Для клиентов Федерального казначейства в любом регионе Российской Федерации одну и ту же функцию все его территориальные органы должны исполнить одинаково. В соответствии с Концепцией административной реформы это должно быть достигнуто разработкой и внедрением соответствующих административных регламентов, типизацией организационно-штатной структуры, внедрением единого прикладного программного обеспечения. В результате проведения работы по регламентации функциональной деятельности начиная с 2005 г. были разработаны Административные регламенты Федерального казначейства по исполнению государственных функций: по ведению Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, по формированию бюджетной отчетности, по исполнению государственной функции ведения реестра государственных контрактов, заключен-
55
Региональное развитие • № 1 • 2014
ных от имени РФ по итогам размещения заказов, и другие регламенты. По своему содержанию и назначению Административные регламенты Федерального казначейства являются нормативно-методическими документами, содержащими общие требования реализации функций органом исполнительной власти при взаимодействии с физическими и юридическими лицами.
Внедрение в 2005 г. в деятельность органов Федерального казначейства программных продуктов "Казначейское исполнение доходов и расходов федерального бюджета и кассовое обслуживание территориальных бюджетов" и "Система электронного документооборота (СЭД)" привело к необходимости детализации функций сотрудников Федерального казначейства при использовании программных продуктов. В связи с этим в 2007 г. Федеральное казначейство начинает процесс разработки и внедрения технологических регламентов. Технологический регламент - это методический документ, в котором описывается последовательность действий специалистов, а также представлены механизмы взаимодействия структурных подразделений территориальных органов Федерального казначейства между собой и внешними участниками бюджетного процесса.
В 2006 г. произошло законодательное закрепление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства. В связи с этим на этапе 2006-2008 гг. нормативно-методическая работа Федеральным казначейством велась следующим образом5:
- были закреплены определенные виды проводимых операций на балансовых счетах в ЦБ РФ;
- проведена стандартизация осуществления финансовых операций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- организовано информационное взаимодействие органов Федерального казначейства и территориальных финансовых органов с пре-
доставлением необходимой финансовой отчетности.
Начиная с 2009 г. реализуется программа модернизации казначейской системы РФ, которая обусловила совершенствование нормативно-методической базы по следующим на-
6
правлениям :
- развитие системы управления средствами на едином счете федерального бюджета;
- минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления;
- развитие системы электронного документооборота с участниками бюджетного процесса;
- кассовое обслуживание органами Федерального казначейства исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Проведенный анализ изменений нормативно-методического обеспечения позволил более четко определить и сформулировать методы, формирующие методологию казначейского исполнения бюджетов в РФ. К ним относятся:
- централизация учета средств бюджета на ЕКС, открытом в ЦБ РФ;
- стандартизация процессов и документации при электронном взаимодействии Казначейства с участниками процесса исполнения бюджета;
- регламентация деятельности органов Федерального казначейства;
- автоматизация процесса исполнения бюджета;
- распределение поступлений в бюджетную систему по ее уровням с зачислением на счета соответствующих бюджетов;
- отражение операций по исполнению бюджета на лицевых счетах участников бюджетного процесса;
- кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- обеспечение качества и оперативности предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств бюджета;
56
Финансы и кредит. Бюджет
- оптимизация функционирования органов Федерального казначейства.
1 См. : Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 24.07.2009 г); О Федеральном Казначействе: указ Президента РФ от
08.12.1992 г. № 1556; О Федеральном Казначействе РФ: постановление Правительства РФ от
27.08.1993 г. № 864.
2 См. : О Порядке расчетно-кассового обслуживания счетов органов Федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства: письмо Минфина РФ от 05.05.1997 г. № 36н, Банка России от 11.04.1997 г. № 433а; Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 14.12.1999 г. № 91н; Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов: приказ Минфина РФ от 17.02.1999 г. № 15н.
3 О Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства Министерства финансов РФ по учету доходов и средств федерального бюджета: распоряжение Правительства РФ от 23.01.2000 г. № 107-р.
4 О Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 годах: распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789-р.
5 О порядке кассового обслуживания испол-
нения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов: приказ Федерального казначейства от
10.10.2008 г. № 8н.
6 См.: Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета: приказ Федерального казначейства от 14.09.2009 г. № 201; Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.: распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 1101.
57