НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ СОГЛАСОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕГМЕНТЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
МАШЕНЦЕВА НАДЕЖДА ГЕОРГИЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
СТЕПИЧЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается проблема, посвященная разработке нормативной модели согласования экономических интересов субъектов государственного сегмента на основе вектора целей управления системой здравоохранения.
Авторы акцентируют внимание на присутствие институциональных разрывов в сфере здравоохранения, так как действующее ранее централизованное обеспечение финансовыми ресурсами и недостаток механизмов внутреннего накопления основного капитала стали противоречить рыночным принципам образования бюджетов, а также бюджетным ограничениям для организаций здравоохранения. В сложившихся условиях медицинские организации столкнулись с их острым недостатком, что привело к размыванию государственного сегмента здравоохранения. В свою очередь, упор, который был сделан медицинскими организациями, касался только процесса оказания платных услуг, что не может не подрывать их социальную значимость и ограничивать доступ к медицинской помощи для многих социальных групп населения.
Соответственно, назрела острая необходимость в оптимизации расходов не с позиции размеров финансирования, а с позиции их структуры. Следовательно, модель согласования экономических интересов должна предполагать регулирование экономических отношений в сфере здравоохранения, которое будет направлено на устранение институциональных разрывов и реализацию вектора целей развития данной отрасли социальной сферы.
В статье даются рекомендации по созданию особого Центра профилактики, который должен подчинятся не только Министерству здравоохранения, но и на региональном уровне будет подкрепляться соответствующими соподчинениями.
В заключении авторами предложен комплексный инструментарий по преодолению институциональных разрывов в целеполагании субъектов экономических отношений в государственном сегменте сферы здравоохранения. Особое внимание уделено функциональным и иституциональным новациям, направленным на преодоление институциональных разрывов.
Ключевые слова: нормативная модель, согласование интересов, вектор целей.
Опыт передовых западных стран демонстрирует, что учреждения здравоохранения не могут функционировать лишь на основе принципов альтруизма. Трансформации, которые наметились в сфере экологии, состояния здоровья нации, психологии людей, а также актуальные макроэкономические тенденции отнимают у государства возможность брать все расходы по здравоохранению на себя. В соответствии с этим, большая часть расходов на финансирование системы здравоохранения возлагается на непосредственных потребителей, а также страховые организации.
Продуктивность развития системы учреждений здравоохранения как в социалистических, так и капиталистических государствах оценивается по таким параметрам, как сроки выздоровления пациентов, их смертность, количество удачно проведенных операций, разработка инновационных методов лечения и т. д. Необходимо отметить, что экономические показатели деятельности учреждений здравоохранения практически игнорируются. На основании этого учреждения здравоохранения не ставят цель уменьшения расходов на предоставляемые населению услуги и оптимизацию системы ценообразование.
Н. Г. МАШЕНЦЕВА, О. А. СТЕПИЧЕВА
53
На этом фоне динамика увеличения государственных расходов на финансирование здравоохранения не сокращается.
Сегодняшняя медицина становится все менее доступной из-за своей дороговизны. В связи с этим в ряде стран предпринимаются попытки осуществить реформирование данной сферы. Однако универсальной модели функционирования системы здравоохранения не существует. Уровень распределения, регулирования и централизации затрат между населением в разных государствах весьма сильно различается. В то же время сформированные в разных государствах общие принципы развития системы здравоохранения дают возможность сформировать следующие выводы:
1) присутствие системы обязательного медицинского страхования еще не гарантирует свободный доступ к медицинским услугам. В большинстве государств в данной системе застрахован практически каждый гражданин, но услуги учреждений здравоохранения, которые оказываются в рамках страховки, оказываются достаточно дозировано;
2) в большинстве государств имеет место рост затрат на систему здравоохранения, что приводит к появлению бюджетного дефицита, а также повышению уровня налогов и уменьшению количества предоставляемых социальных льгот;
3) в государствах, в которых система здравоохранения является наиболее эффективной, намечается отказ от централизованного государственного управления в пользу опоры на рыночные цены, разделение издержек, конкуренцию и свободу выбора для клиента.
Стоит отметить, что в мире практически отсутствуют страны, в которых отказались от системы медицинского страхования, но отход от централизованного государственного контроля и переориентации медицинской системы на конкурентную основу прослеживается в ряде государств. Ключевую роль в обеспечении качества здоровья населения играет эффективная и своевременная система здравоохранения. Забота о состоянии здоровья населения была всегда и поныне остается важнейшим приоритетом государственной политики каждой нации.
Мировой опыт свидетельствует, что передовые западные государства зачастую прибегают к кластерным формам организации учреждений здравоохранения. В частности, в США действует около 9 фармацевтических и биотехнологических кластеров, в Германии - 4, во Франции - 10 [1].
Экономическим тенденциям развития современной системы учреждений здравоохранения должны в полной мере соответствовать актуальные управленческие инструменты и инновационные принципы организации охраны здоровья нации. К ним следует отнести межсекторальный подход к обеспечению охраны здоровья, ответственность государства за достижение демографической безопасности населения, заинтересованность и ответственность населения в укреплении своего здоровья, отдача приоритета первичной медико-санитарной помощи и профилактическим мероприятиям, развитие науки в сфере медицины и стимулирование ее эффективности.
Методы и способы реализации социальных обязательств в сфере обеспечения охраны здоровья нации, а также стратегия и приоритеты повышения качества здоровья и профилактики заболеваемости отражаются в государственной политике развития системы здравоохранения. В сегодняшних условиях подобная политика может опираться на те нормативные акты, которые ориентированы на выравнивание территорий по уровню доступности медицинских услуг на базе совершенствования технологических стандартов, образование условий для эффективных экономических отношений в сфере производства, потребления и управления медицинской помощью [2].
В ходе развития современной рыночной экономики наиболее остро проявляют себя проблемы слабости экономической базы, отсутствия конкретности механизмов органов местного самоуправления к разработке целевых программ, функционирующих в сфере здравоохранения. Данную ситуацию обостряет дефицитность бюджетов муниципальных образований, крайне низкий уровень интереса к развитию инновационной инфраструктуры территорий.
Социально-экономические реформы все еще являются одним из ключевых условий воздействия на все общество. В соответствии с этим, государственное регулирование экономических процессов должно быть ориентировано на развитие системы здравоохранения в интересах общества, повышение справедливости и социальной ответственности, стимулирование обеспечения социальной защиты населения на уровне большинства передовых государств. Это предполагает формирование механизма согласования экономических интересов участников экономических отношений в сфере здравоохранения. Сегодня процесс согласования интересов в данной сфере получает свое распространение, однако он малоэффективен и носит преимущественно фор-
N. О. МА8НЕШЖУА, О. А. 8ТЕР1СНЕУА
мальный характер [3]. Данный механизм должен быть связан с регулированием экономических отношений сферы здравоохранения, которое направлено на устранение институциональных разрывов и реализацию вектора целей развития данной отрасли социальной сферы (рис. 1). Предлагаемый механизм включает в себя вектор целей, который представляет собой иерархически упорядоченное множество частных целей управления социально-экономической системой на основе подчинения частных интересов общественным интересам. Критерием его реализации служит продолжительность жизни населения, а положительный эффект сопряжен с ростом общественного здоровья, и, следовательно, совокупного человеческого потенциала национальной экономики. Возможность реализации вектора целей управления системой здравоохранения непосредственно обусловлена не только гармонизацией экономических интересов субъектов отношений в сфере здравоохранении, но и системным выбором модели социально-экономического развития государства, а также результатами макроэкономической и социальной политики [4].
Иными словами, процесс реализации вектора целей развития системы здравоохранения в государственных масштабах должен быть ориентирован не на фактическую или сравнительную продолжительность жизни населения, а на ожидаемую продолжительность при условии реализации совокупного человеческого потенциала.
Вектор целей представляет собой иерархически упорядоченное множество частных целей управления социально-экономической системой
на основе подчинения частных интересов общественным интересам. Критерием его реализации служит продолжительность жизни населения, а положительный эффект сопряжен с ростом общественного здоровья, и, следовательно, совокупного человеческого потенциала национальной экономики.
Возможность реализации вектора целей управления системой здравоохранения непосредственно обусловлена не только гармонизацией экономических интересов субъектов отношений в сфере здравоохранении, но и системным выбором модели социально-экономического развития государства, а также результатами макроэкономической и социальной политики.
Реализация вектора целей развития системы здравоохранения в государственных масштабах должна ориентироваться не на фактическую или сравнительную, а на ожидаемую продолжительность при условии реализации совокупного человеческого потенциала.
Критерии ожидаемой продолжительности жизни отвечают методологическим требованиям феноменологии человеческого потенциала, для которого характерна внешняя обусловленность: его формирования и реализации, так как его реализация определена «внешними» по отношению к нему природно-экологическими и социально-экономическими условиями и факторами. Это позволяет разграничить экзо- и эндогенные факторы реализации целевой функции сферы здравоохранения, среди которых уровень развития собственно системы здравоохранения, как эндогенный фактор, не является определяющим (табл. 1).
Таблица 1
Группировка факторов общественного здоровья [5]
Сфера Значение для здоровья (удельный вес, %) Группы риска
Образ жизни 49-53 Курение, потребление табака, несбалансированное неправильное питание, употребление алкоголя, вредные условия труда, стрессовые ситуации, адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкие образовательный и культурный уровни, чрезмерная урбанизация
Генетика, биология человека 18-22 Предрасположенность к наследственным болезням, предрасположенность к дегенеративным болезням
Внешняя среда, природные условия 17-20 Загрязнение воздуха и воды канцерогенами, другие загрязнения воздуха и воды, загрязнение почвы, загрязнение жилища, резкие смены погоды, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения
Здравоохранение 8-10 Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи и ее несвоевременность
>
1/1 к и
ч
1/1
и <
>
> и
н и ►тз
о
<
>
о
ь
к» о
I—'
сл
с 8 8 О
Ксо
я Й V, &
СО со
Й н
о н о 8 н
я
о
ъ
н
8 й со Й со 8 8 со
со со
$ у
Л н о
о о
(Я со
к
со 8 8 О со
8
Л
§ й О я
Н й
со со
8= 8
8
8 со
9 з а ¡Я Р О Й
8
р 8
со со
Я 8 я
н V
8
со ь
со р о
8с
о\ Л
о Р
Й О
со н
я №
ё 5
8 я
8с Й
8 о я
й ё
8 8 1 8 р № 8 О К
Я я
Р
о К 8 Р
со
н со
К о >73
м
к
р
»
о
»
8 № о о
и И ° о
е- §
П> со
1а кон - возрастание общественного богатства
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Механизм - согласование экономических интересов субъектов здравоохранения
л
регулирование экономических отношений, направленное на устранение институциональных разрывов
обеспечение эффективною функционирования социальной сферы
ззе:
обеспечение эффекгивного функционирования рыночного механизма в сфере здравоохранения
Инструментарий
согласования интересов
формирование конкурентной среды на рынке
медицинских услуг и развитие институтов государственного планирования здравоохранения
¡1
л
¡1 а. ж
формирование «смешанной», частно-корпоративной структуры финансового обеспечения на основе страховых нриншиюв при государственном обеспечении сложных и дорогостоящих методов лечения
функциональные новации
г £
СП
к с
м
со
>
Воспроизвело общественного здоровья
Иерархия целей
интересы 1-й уровень
О
Население
• Формирование здорового образа жизни
• Профилактика заболеваний
• Рост качества, своевременность и доступность медицинских
услуг
Рост -эффективности учреждений и организаций
• Максимизация дохода посредством оказания услуг в условиях кон* рентой борьбы интересы
• Обеспечение услови 3-й уровень для работы трудовых коллективов
• Получение достойной оплаты труда работниками
Государство
Организация и обеспечение медицинского обслуживания населения
интересы 2-й уровень
Медицинские организации
Выравнивание условий обеспечения медицинскими услугами населения различных по экономическому развитию регионов
• Инвестирование системы здравоохранения
• Формирование ответственности в системе здравоохранения за качество оказания медицинских услуг
птимизация бюджетных расходов
Субъекты отношений
точки институциональных разрывов
ности российского населения, только в последнее время замедлившаяся из-за некоторого прироста рождаемости, свидетельствует о том, что необходимо во главе поставить профилактику, в том числе профилактику профпаталогий работников российских предприятий.
Концепция управления профилактической медициной состоит в том, что инструментарий профилактической медицины должен присутствовать при всех случаях нарушения здоровья не только как комплекс гигиенических и санитарных мер, но и как комплекс предварительной диагностики влияния препаратов и назначенного
лечения на все органы человека. В данном случае это применимо к профилактике профессиональных заболеваний в промышленно-развитом городе.
Учреждение, которое может заниматься профилактикой в современном промышленном городе, а также - подтверждением медицинской профпригодности работника и отсутствия заболеваний, препятствующих работе, такое учреждение можно назвать Центром профилактики. Такой Центр должен быть создан при Министерстве здравоохранения и на региональном уровне с соответствующими соподчинениями (рис. 2).
Рис. 2. Концептуальная схема управления профилактической медициной для работников предприятий
T 10 №2 2015 SOCIAL AND economic phenomena and processes
Н. Г. МАШЕНЦЕВА, О. А. СТЕПИЧЕВА
57
Соподчинение такого Центра должно быть региональным, с выходом на федеральный уровень. Возможно двойное соподчинение - федеральному центру профилактики и региональному Департаменту здравоохранения.
Финансирование Центра должно быть государственно-частным, иначе говоря, медицинская помощь в пределах сформированных стандартов оплачивается государством, медуслуги в процессе лечения должны финансироваться работодателем (в случае, если заболевание является результатом его действия-бездействия по поводу создания нормальных условий функционирования предприятия) или оплачиваться из страховых сумм дополнительного медицинского страхования, которое может быть введено работодателем как необходимая часть медицинского страхования в связи со сложными условиями труда.
Отчетность Центра осуществляется перед областными органами управления медициной и, в сложных случаях - перед федеральным Центром. Случаи смерти и инвалидности разбираются на региональном и федеральном уровнях.
Эта концепция предполагает новую институциональную основу, связанную с пересмотром действующих законодательных актов, в том числе Закона об основах здравоохранения.
Анализ действующих моделей взаимодействия экономических интересов позволил синтезировать основные направления совершенствования сферы здравоохранения современной России:
Функциональное направление. С функциональной точки зрения, базовой новацией, направленной на преодоление институциональных разрывов в целеполагании и гармонизации на этой основе интересов субъектов экономических отношений в сфере здравоохранения следует признать формирование «смешанной», частно -корпоративной структуры финансового обеспечения текущих расходов на медицинское обслуживание на основе принципов обязательного и добровольного страхования при государственном обеспечении сложных и дорогостоящих методов лечения.
Институциональное направление. С институциональной точки зрения, базовые новации заключается в формировании конкурентной среды на рынке медицинских услуг и совершенствовании институтов государственного планирования.
Исходя из анализа институциональных разрывов в целеполагании субъектов экономических отношений в сфере здравоохранения, можно предложить следующие направления по их нивелированию:
1. «Население - страховые компании»: нормативно закрепить приоритет права выбора страховщика по ОМС за застрахованным гражданином, создать условия для заинтересованного участия системы ОСМ в защите прав страхователей и эффективном использовании ресурсов медицинскими организациями путем создания высококонкурентной среды.
2. «Государство - страховые компании»: разработать критерии достижения баланса интересов государства и системы обязательного медицинского страхования.
3. «Государство - медицинские организации»: выработка и закрепление требований к ее руководителям по выполнению показателей, отражающих: финансовую, технологическую и территориальную доступность медицинской помощи населению, ее эффективность и безопасность, степень удовлетворенности застрахованных лиц (населения) качеством медицинской помощи, динамику управляемых показателей здоровья застрахованных лиц, достигнутый медико-социальный и экономический эффект ОМС, как отражение доступности и эффективности медицинской помощи населению и улучшения показателей здоровья.
4. «Медицинские организации - страховые компании»: приоритетное финансирование профилактики, раннего выявления и своевременного лечения болезней, т. е. приоритет плановой медицинской помощи и переход от нынешней системы оплаты любых обращений за медицинской помощью к активному, плановому управлению здоровьем населения.
5. Государственное целеполагание «оптимизация расходов государства - финансирование здравоохранения»: формирование дифференцированного подхода к обеспечению медицинских услуг, который будет подразумевать их государственное финансирование в зависимости от степени приоритетности.
Основные функциональные и институциональные новации в сфере здравоохранения, связанные с преодолением институциональных разрывов, представлены в таблице 2.
Таким образом, предлагаемая нормативная модель согласования интересов субъектов экономических отношений в сфере здравоохранения позволит нивелировать институциональные разрывы в сфере здравоохранения, что поможет сбалансировать иерархию интересов в этой области и повысить в целом эффективность системы здравоохранения.
N. О. МА8НЕШЖУА, О. А. 8ТЕР1СНЕУА
Таблица 2
Комплексный инструментарий преодоления институциональных разрывов в целеполагании субъектов государственного сегмента сферы здравоохранения
Институциональное направление Функциональное направление
- Минимизация теневых отношений в сфере здравоохранения (распространение принципа договорных отношений на все элементы и статьи затрат, утверждение принципа конкурентного размещения заказа на оказание медицинских услуг, введение института финансовых аудиторов, проверяющих обоснованность цен); - Развитие социально ответственного предпринимательства (формирование институтов общественного контроля за качеством и доступностью медицинских услуг, введение института социальной отчетности для медицинских организаций); - Стимулирование конкуренции в сфере оказания медицинских услуг (формирование сети независимых врачей общей практики, поддержка и привлечение к участию в государственных программах мелких и средних частных организаций, формирование сети социальных аптек); - Развитие системы долгосрочного планирования и мониторинга состояния и социальной эффективности государственного сегмента сферы здравоохранения; Материальное стимулирование всех звеньев оказания медицинских услуг. - Дефрагментация нормативной базы как основной, так и предпринимательской деятельности медицинских организаций (четкая регламентация источников погашения обязательств медицинских организаций, использования государственного имущества для ведения медицинских организаций предпринимательской деятельности); - Совершенствование организации профпатало-гической службы на послеоперационном этапе (организация системы учета и мониторинга мероприятий по реабилитации, разработка стандартов реабилитации лиц с профессиональными заболеваниями); - Совершенствование профилактической медицины, которая должна присутствовать при всех случаях нарушения здоровья не только как комплекс гигиенических и санитарных мер, но и как комплекс предварительной диагностики, в том числе применительно к профилактике профессиональных заболеваний; Разделение стационарной медицинской помощи по технологическому принципу и увеличение объема амбулаторных услуг; - Совершенствование информационных основ и минимизация информационной асимметрии в сфере здравоохранения (введение универсальной медицинской карты, создание единого реестра лиц ОМС.
Литература
1. Болл С. В., Иванов С. В. Особенности формирования фармацевтических кластеров в России // Ежемесячный научно-практический журнал «ГлавВрач». 2011. № 10. С. 42-57.
2. Управление и экономика здравоохранения: учеб. пособие / под ред. А. И. Вялкова [и др.] 3-е изд., доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
3. Нагайчук А. Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики // Социологические исследования. 2006. № 3.
4. Николаев И. С. Экономические отношения в системе здравоохранения в условиях институциональных преобразований: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Улан-Уде, 2011.
5. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М., 1987.
References
1. Boll S. V., Ivanov S. V. Osobennosti formirova-niya farmatsevticheskikh klasterov v Rossii // Ezheme-syachnyj nauchno-prakticheskij zhurnal «GlavVrach». 2011. № 10. S. 42-57.
2. Upravleniye i ekonomika zdravookhraneniya: ucheb. posobiye / pod red. A. I. Vyalkova [i dr.] 3-ye izd., dop. M.: GEOTAR-Media, 2009.
3. Nagajchuk A. F. Konflikt interesov v sfere sot-sial'noj politiki // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2006. № 3.
4. Nikolayev I. S. Ekonomicheskiye otnosheniya v sisteme zdravookhraneniya v usloviyakh institutsio-nal'nykh preobrazovanij: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Ulan-Ude, 2011.
5. Lisitsyn Yu. P. Obshchestvennoye zdorov'ye i zdravookhraneniye. M., 1987.
H. r. MAfflEH^BA, O. A. CTEnHHEBA
59
* * *
STANDARD MODEL OF COORDINATION OF ECONOMIC INTERESTS IN THE STATE SEGMENT OF HEALTH SECTOR
MASHENTSEVA NADEZHDA GEORGIYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
STEPICHEVA OLGA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
This article considered the problem of development of standard model of coordination of economic interests of subjects of the state segment on the basis of a vector of the purposes of management of health system.
Authors focused attention to presence of institutional gaps at health sector as the operating earlier centralized providing with financial resources and a lack of mechanisms of internal accumulation of fixed capital began to contradict the market principles of formation of budgets, and also the budgetary restrictions of the organizations of health care. At this conjuncture the medical organizations faced their acute shortage that led to washing out of the state segment of health care. In turn, the emphasis which was put by medical organizations, concerned only process of rendering paid services that can't but undermine their social importance and limit access to medical care for many social groups of the population.
Respectively, the urgent need in optimization of expenses not from a position of the amount of financing, and from a position of their structure ripened. Therefore, the model of coordination of economic interests has to assume regulation of the economic relations in health sector which will direct to elimination of institutional gaps and realization of a vector of the purposes of development of this branch of the social sphere.
In article authors gave recommendations about creation of the special Center of prevention which hasn't only to obey to Ministry of Health, but also at the regional level has to be supported with the corresponding taxonomies.
In the conclusion authors offered complex tools on overcoming of institutional gaps in a goal-setting of subjects of the economic relations in the state segment of health sector. They paid special attention to the functional and institutional innovations directed on overcoming of institutional gaps.
Key words: standard model, coordination of interests, vector of goals.
N. G. MASHENTSEVA, O. A. STEPICHEVA