Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (3) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-3-162-167
Нам пишут
НАМ ПИШУТ =
© БОГМА К.А., 2016 УДК 614.2:351
Богма К.А.
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Южно-Российский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 344022, г. Ростов-на-Дону
Данная статья написана аспирантом кафедры социологии К.А. Богма и является диссертационной. Современное состояние системы здравоохранения характеризуется как прогрес-сивно-модернизационное, что актуализирует вопрос специфики государственной политики в сфере здравоохранения как формы сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения в интересах участников этих отношений. Реализация государственной политики в системе здравоохранения имеет характерные черты, анализ которых проводится в данной статье. Субъектом и объектом реализации политики в сфере здравоохранения выступают люди, и процесс осуществляются также людьми, следовательно, реализация политики в сфере здравоохранения — социальный факт, требующий особого внимания, так как речь идет о здоровье и благополучии общества в целом.
Ключевые слова: государственная политика; реализация полномочий; руководство; система; здравоохранение; общество; эффективность.
Для цитирования: Богма К.А. Особенности государственной политики в сфере здравоохранения. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (3): 162—167. DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-3-162-167
Bogma K.A.
THE CHARACTERISTICS OF PUBLIC POLICY IN HEALTH CARE
The South-Russian institute of management-branch of the Russian academy of national economy and state service at the President of the Russian Federation, Rostov-оn-Don, 344022,
Russian Federation
The actual condition of health care system is characterized as a progressive-modernizing one, that actualizes issue of specificity of public health care policy as a form of conscious impact on social sphere of life activity ofpopulation with the purpose of its alteration in interests ofparticipants of these relationships. The implementation of public health care policy has distinctive traits that are analyzed in the article. The subject and object of implementation of public health care policy is people and the process is carried out also between people. Hence, implementation of public health care policy is a social fact requiring special attention because it is a matter of health and well-being of society as a whole.
Keywords: public policy; implementation ofpowers; leadership; system; health care; society; effectiveness.
For citation: Bogma K.A. The characteristics of public policy in health care. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2016; 60(3): 162—167. DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-3-162-167
For correspondence: Kristina A. Bogma, graduate student of chair of sociology of the South-
Russian institute of management-branch of the Russian academy of national economy and state
service at the President of the Russian Federation, Rostov-On-Don, 344022, Russian Federation,
Е-mail: [email protected]
Funding. The study had no sponsorship.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Received 13 May 2015
Accepted 08 October 2015
Формирование и реализация государственной политики представляют собой многоступенчатый, основанный на анализе проблем взаимосвязанный процесс, в котором существуют различные блоки принятия решений, в условиях существования
трех ветвей государственной власти в рамках общего государственного направления ведения дел. Выделить наиболее значимый вид государственной политики не представляется возможным, поскольку государственная политика в своем концеп-
Для корреспонденции: Богма Кристина Александровна, аспирант кафедры социологии, Южно-Российский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 344022, г Ростов-на-Дону, Е-шаД: [email protected]
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (3)
DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-3-162-167_
Letters to editor
туальном содержании отчетливо выражает всеобщие интересы населения и граждан в целом, является их концентрированным отражением, что способствует поддержанию и воспроизведению социально-политической целостности общества. Система здравоохранения является одним из звеньев социальной сферы наряду с образованием, культурой и другими сферами жизнедеятельности общества. Актуальность исследования заключается в том, что система здравоохранения в настоящее время находится в стадии реформирования и модернизации, принимаются концепции, программы, проекты, но как часть социальной целостности государственное управление в данном сегменте имеет ряд специфических характеристик, анализ и особое внимание к которым являются основой эффективности и результативности государственной политики в сфере здравоохранения.
Объектом исследования выступает государственная политика как совокупность основных принципов, норм и деятельности по осуществлению государственной власти.
Предметом является государственная политика в сфере здравоохранения.
Методологическую основу исследования представляют общенаучные методы, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, метод анализа документов и вторичный анализ статистических данных.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей реализации государственной политики в сфере здравоохранения, которые являются основой эффективной и результативной деятельности системы здравоохранения. Считаем целесообразным осуществить достижение цели через анализ основных понятий.
С политико-социологической точки зрения политика — это властный способ организации общества, политический процесс достижения и поддержания его целостности на основе согласования разнообразных интересов, управление обществом со стороны политической элиты на основе институтов [1]. Если речь идет о процессе, который осуществляется при участии общества, политика приобретает управленческий аспект.
За время исследования государственной политики, которая и является продуктом управленческого характера политики государства, сложились различные подходы к определению данной категории. Если рассмотреть теорию Public Administration, то она истолковывает государственную политику как чувствительную к общественным потребностям институционально-управленческую практику государственной бюрократии, направленную на эффективное и производительное удовлетворение общественных потребностей [2].
Изучая государственную политику как феномен общественности, нельзя не уделить внимание политическому руководству, которое очень активно анализируется и сопоставляется с политикой в зарубежной политико-социологической литературе. При этом под руководством понимается исключающая голое администрирование консолидированная кооперация государственных и неправительственных институтов и структур по обеспечению удовлетворения общественно значимых потребностей [3]. Следует особо подчеркнуть тот факт, что в отечественной литературе содержание этого понятия пока еще освещено недостаточно.
Политическое руководство является неким способом реализации государственной политики, в связи с чем государственную политику раскрывают также через деятельность правительства по подготовке и исполнению набора политических решений относительно размещения общественных ресурсов, производства, распределения и перераспределения общественных благ [4].
Таким образом, государственная политика есть политический процесс управленческого влияния институтов власти государства на основные сферы общества, опирающийся на непосредственное применение государственных властных полномочий как при разработке, так и при осуществлении стратегии и тактики регулирующего и организующего воздействия на все компоненты и аспекты функционирования и развития экономики, социальной сферы и других подсистем общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и других мер [5].
Государственная политика — это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития сфер жизнедеятельности общества. Используя право-
вые, экономические, административные методы воздействия, государственная политика является средством, позволяющим достичь определенных целей в конкретной области, опираясь на ресурсы, которые имеются в распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.
Система государственной политики представляет собой не простую сумму тех или иных элементов, а целостную их совокупность, которая при взаимодействии создает новые интегральные качества [6]. Следовательно, под системой государственной политики подразумевается не простая сумма компонентов ее содержания, а интегральное и целостное их единство в рамках данной системы, наличие которого превращает ее в самостоятельный объект изучения.
Таким образом, с политико-социологической точки зрения государственная политика представляет собой целостную систему, в содержание которой с необходимостью входят государственная власть, социальные субъекты, правительство и процессуальные компоненты. Они активно взаимодействуют в отношении регулирующего влияния на экономику, социальную сферу и другие объекты. Влияние осуществляется определенными способами и на основе конкретных правил.
Государственная политика разрабатывается с учетом множества обстоятельств и условий высшими органами государственной власти с участием партий, ассоциаций гражданского общества, университетов и исследовательских центров, влиятельных деятелей бизнеса, культуры и науки.
В основе выработки политики государства лежат базовые интересы общества, стратегические потребности соответствующего этапа развития государства, выраженные в форме основных принципов и стратегических целей, которые нашли соответствующую общественную поддержку. В процессе выработки политики возникает проблема адекватности выражения базовых интересов общества в соответствующей политической линии государства.
Под выработкой государственной политики можно понимать совокупность стадий, факторов, деятельности субъектов политики и групп влияния в ходе выбора стратегических целей и их закрепления в соответствующих документах (программах, заявлениях, законах, доктринах).
Современные требования, предъявляемые к процессу выработки политики, включают следующие положения [7]:
1. «Взгляд вперед», выражаемый в наличии ясно определенных результатов, которые политика пытается достичь.
2. «Широкий взгляд», предполагающий учет влияния как внутренних, так и внешних факторов.
3. «Инновативность, гибкость и креативность».
4. «Основы информации», предполагающие анализ всех доступных источников информации в самой ранней стадии формулирования целей.
5. «Вовлеченность», которая выражается в принятии в расчет потребностей людей, прямо или косвенно воздействующих на политику.
6. «Объединение» предполагает взаимозависимость моральных, этических и правовых факторов политики.
7. «Контроль».
8. «Оценивание» эффективности политики встроено в сам процесс ее выработки.
Государственная политика выступает как процесс преобразования политических целей в государственные программы и практические действия по достижению соответствующих результатов. В зависимости от сектора воздействия и соответственно результата выделяют следующие основные направления государственной политики:
1. Государственная экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне [8]. Выделяют денежно-кредитную, бюджетную, налоговую (фискальную) инвестиционную политику, политику в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов, внешнеэкономическую политику.
2. Государственная социальная политика может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения в интересах участников этих отношений. Выделяют социальную полити-
ку в сфере образования, здравоохранения, жилья и социального страхования (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги) [9].
3. Государственная национальная политика, главной задачей которой является согласование потребностей и интересов всех проживающих в стране народов, также регулирует правовые и материальные основы для их развития с учетом их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.
4. Государственная экологическая политика — это совокупность способов достижения поставленных экологической стратегией целей и задач. Выделяют глобальную, государственную, региональную и корпоративную экологическую политику.
5. Международная политика государства — это политическая деятельность субъектов международного права, направленная на решение вопросов человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире. Она представляет собой ядро международных отношений, является важным фактором мира и стабильности, развития равноправия в системе международных отношений.
Таким образом, система государственной политики охватывает все сферы жизнедеятельности общества, регулируя, контролируя и систематизируя отношения в нем.
Политика — это сфера жизнедеятельности общества, система определенных общественных отношений, взаимодействия классов, наций, других социальных групп, государств. Реализация государственной политики выражается в реализации конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. В центре внимания политики — власть и управление в обществе. Каждый социальный институт, интегрирующий и координирующий деятельность людей в сфере реализации государственной политики различной направленности, выступает как определенная организация людей, которая выполняет комплекс функций от имени всей группы [10].
В современном обществе происходит осознание того, что многие проблемы, связанные со здоровьем, имеют социальную природу, здоровье и жизнь людей признаются высшими социальными ценностями, а со стороны медицины наблюдается рост внимания к изучению социальных причин болезней. Совокупность данных фактов дает полное право считать изучение особенностей государственной политики в сфере здравоохранения актуальным и научно-целесообразным.
Здравоохранение как особый социальный институт складывалось постепенно, институциональные изменения в медицине формировали коллективную систему охраны здоровья людей. В ХХ веке здравоохранение стало научно развитой и социально значимой системой общества. Оно является сегодня крупнейшим социальным институтом. Здравоохранение — отрасль деятельности государства, цель которой состоит в организации и обеспечении доступного медицинского обслуживания населения, сохранении и повышении уровня его здоровья [11].
Здравоохранение — это система социально-экономических и медицинских мероприятий, нацеленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения. Комплекс этих мероприятий направлен на предупреждение и лечение болезней, обеспечение здоровых условий труда, высокой трудоспособности и активного долголетия человека.
К принципам государственной системы здравоохранения относят:
• государственный характер;
• бесплатность и общедоступность;
• профилактическую направленность;
• единство науки и практики, лечения и профилактики;
• преемственность в оказании медицинской помощи;
• общественный характер;
• интернационализм.
Система здравоохранения в Российской Федерации выступает одним из элементов совокупности социальных институтов, является фундаментальным с точки зрения физического развития общества и как следствие — государства. При этом общество представляет собой сложную систему взаимосвязанных социальных институтов.
Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (3)
_DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-3-162-167
Нам пишут
Система здравоохранения, являясь социальным институтом, интегрирует и организует ту сферу жизнедеятельности людей, которая отвечает за физическое, духовное и морально-нравственное состояние общества. Удовлетворенность людей от получения медицинских услуг и социальные ожидания от проводимых реформ в системе здравоохранения обеспечивают стабильность социального института.
Здравоохранение — важнейшая отрасль социальной сферы, максимально приближенная к людям. Именно на нем лежит основная ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения.
Современный этап развития отечественной системы здравоохранения знаменуется прежде всего ее реформированием, главной движущей силой которого является комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая проблему социально-экономической эффективности реализации государственной политики в сфере здравоохранения в регионах страны.
За последние годы в стране сложилась крайне неблагоприятная обстановка в отрасли здравоохранения: снизилось качество и доступность медицинской помощи населению; увеличилось число заболеваний социально опасного характера; медико-демографическая ситуация характеризуется ростом смертности и снижением рождаемости, отрицательным естественным приростом населения, что стало началом комплексного реформирования системы здравоохранения.
Формирование эффективного процесса управления системой здравоохранения как в субъектах РФ, так и в целом по России зависит от деятельности государственных органов по своевременному обновлению нормативно-правовой базы, регулирующих происходящие в области здравоохранения процессы, а также от уровня и актуальности государственной политики, проводимой в государстве.
Государственная политика в любой сфере, в том числе в здравоохранении, начинается с анализа ситуации и выявления списка проблем. В государственной политике проблема понимается как противоречие между постоянно возникающими человеческими потребностями и возможностью государства и общества их удовлетворять. В системе здравоохранения проблема появляется тогда, когда население не удовлетворяет свои потребности в получении качественной медицинской помощи. Данный вопрос решаем при наличии государственной политики, определяющей вектор развития всей системы здравоохранения на перспективу.
Государственная политика в области здравоохранения строится на принципах поддержки мер по сохранению и укреплению здоровья населения и отнесения здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности; соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритетности финансирования системы здравоохранения; обеспечения гарантий предоставления гражданам медицинской помощи, соответствующей установленным стандартам ее качества; обеспечения системы здравоохранения соответствующими финансовыми ресурсами; соблюдения единства интересов граждан и государства в области здравоохранения; доступности медицинской помощи гражданам на территории всей РФ; развития международного сотрудничества в области здравоохранения [12].
Практика реализации государственной политики в сфере здравоохранения имеет ряд особенностей, которые выражают социальную значимость здравоохранения как социального института и регулятора уровня жизнеобеспечения людей, в том числе заболеваний, рождаемости, смертности.
Государственная политика в сфере здравоохранения имеет важнейшую специфическую черту, связанную с наличием учитываемого мнения и поддержки тех, без кого, собственно, и не существует здравоохранение, — медицинских работников и пациентов. При отсутствии этих показателей все действия в рамках проводимой политики становятся неэффективными.
Любая политика предполагает наличие субъекта в механизме своей реализации. Не является исключением и система здравоохранения, но в данном секторе субъект — государство — не является единичным актором. Без участия медицинского сообщества в разработке идеологии, целей, задач, принципов и механизмов перемен, понимания и одобрения предполагаемых действий со стороны общественных организаций пациентов и
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (3)
DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-3-162-167_
Letters to editor
других общественных организаций, разъяснения обществу сценария действий и прогноза ожидаемых результатов, к которым приведут изменения, субъект деятельности не будет способен достичь намеченных целей и поставленных задач.
Очевидно, никакая деятельность по реализации действий, предписанных программами, концепциями и политикой в целом, не может осуществляться без достаточного ресурсного обеспечения. Очевидно и то, что количественные характеристики необходимых для перемен ресурсов должны определяться в зависимости от целей, достижение которых определено как планируемый результат, и тех задач, которые необходимо решить для достижения целей. Речь идет о правовых, финансовых, кадровых, материально-технических и информационных ресурсах.
Практика показывает, что при разработке планов, программ и проектов, направленных на решение проблем в системе здравоохранения, особую важность приобретает окружающая среда, в которой происходят события, связанные с переменами. Любые перемены могут быть осуществлены только в тех рамках, которые объективно существуют в каждом конкретном случае. Это и есть факторы внешней среды, влияющие на деятельность, связанную с переменами. На процесс реализации государственной политики в системе здравоохранения влияют следующие факторы: политическая, экономическая и социальная ситуация в стране; международные договоры страны (экономические и политические); демографическая ситуация в стране; социальная стратификация общества; социокультурные особенности общества, в том числе национально-этнические; наличие и деятельность партий, общественно-политических организаций, профсоюзов, корпоративных организаций (элементов гражданского общества) [13].
В большинстве стран основными механизмами реализации государственной политики и обеспечения деятельности системы здравоохранения по удовлетворению потребностей населения в получении медицинской помощи являются нормативно-правовая база отрасли, регламентирующая оказание, управление и контроль медицинской помощи; стандартизация отрасли, осуществляемая посредством нормативно-технических документов, и система экспертизы [14].
Очевидно, эффективное управление системой здравоохранения и невозможно без создания нормативно-правовой базы, регламентирующей медицинскую деятельность на всех ее уровнях.
Нормативно-правовая база отрасли — это система взаимоувязанных нормативно- правовых актов от закона до нормативно-технического документа, обязательных к исполнению всеми учреждениями здравоохранения независимо от формы собственности и регламентирующих правовые основы оказания медицинской помощи, ее качества, доступности и контроля. В каждой стране нормативно-правовая база отрасли формируется с учетом национальных традиций оказания медицинской помощи.
Нормативно-правовые акты, регулирующие и регламентирующие деятельность системы здравоохранения в РФ, можно разделить на две сферы воздействия: первая — это практическая реализации медицинскими организациями деятельности, вторая представляется как влияние органов государственной власти на организацию процесса оказания медицинских услуг, выраженное через программы, концепции и проекты, основанные на анализе существующих проблем.
Также считаем целесообразным сказать о том, что отличительной чертой государственной политики в сфере здравоохранения является наличие стандартов. Медицинские стандарты (протоколы ведения больных) составляются с пониманием ограниченности средств и особенностей оказания помощи в различных лечебно-профилактических организациях, поэтому в них закладывается минимальный уровень необходимой помощи. Иногда это входит в противоречие с целью оказания технологически современной помощи [15].
Министерством здравоохранения России разработан набор стандартов оказания амбулаторно-поликлинической и санаторно-курортной помощи больным с различными заболеваниями. Эти стандарты представляют собой формализованное описание минимально необходимого объема медицинской помощи, которая должна быть оказана пациенту с конкретной нозологической формой, синдромом или в конкретной клинической ситуации. Работа по их созданию была инициирована в связи с необходимостью нормативно-правового обеспечения оказания
дополнительной бесплатной медицинской помощи гражданам, имеющим право на набор социальных льгот.
Разработка стандартов медицинской помощи признается одним из важнейших направлений развития здравоохранения еще с 2004 г., когда в послании Федеральному Собранию РФ В.В. Путин, формулируя задачи модернизации здравоохранения, сказал: «По каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены стандарты медицинских услуг. Причем такие стандарты должны действовать в каждом населенном пункте Российской Федерации» [16].
Без стандартизации в здравоохранении невозможно рациональное осуществление государственной политики, эффективное управление отраслью, сохранение единых подходов к планированию, лицензированию и сертификации, обеспечение качества медицинской помощи, рациональное использование кадровых и материальных ресурсов [17].
Считаем также целесообразным провести анализ нормативно-правовой базы, которая раскрывает уровень влияния органов государственной власти на организацию процесса оказания медицинских услуг и основана на анализе существующих проблем.
Специфика системы здравоохранения такова, что вся деятельность в ее рамках направлена на людей и для людей. Систематизированное и комплексное изучение нормативно-правовой базы позволяет проанализировать основные государственные программы в сфере здравоохранения, что более глубоко раскроет особенности государственной политики в этой системе.
Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 г. своей целью имеет переход на инновационную модель развития фармацевтической промышленности страны [18].
Стратегия развития медицинской промышленности РФ до 2020 г. нацелена на развитие конкурентоспособной медицинской промышленности в государстве [19].
Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована В.В. Путиным 5 сентября 2005 г. в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство.
Основные цели национального проекта «Здоровье» 2006— 2008 гг. заключались в укреплении здоровья населения, повышении качества и доступности медицинской помощи, развитии первичной медицинской помощи, возрождении профилактического направления в здравоохранении и усовершенствовании технической базы. Следовательно, в данном национальном проекте объектом выступает население, а предметом воздействия — его здоровье. Особое внимание было уделено демографической политике. Национальный проект «Здоровье» получил дальнейшее распространение и конкретизацию в субъектах РФ с учетом специфики их проблем и социальных потребностей.
Все направления национального проекта «Здоровье» вошли составными частями в концепцию развития здравоохранения до 2020 г., которая является единственной комплексной базой для развития системы здравоохранения в настоящее время. При этом каждое направление нацпроекта в разные сроки будет погружено в систему предоставления государственных гарантий населению в рамках системы обязательного медицинского страхования.
Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 г. представляет собой анализ состояния здравоохранения в стране с учетом основных социально-экономических показателей, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода. Концепция построена по приоритетам, поскольку должна показать такую модель, которая бы наиболее полно соответствовала потребностям населения и базировалась на лучшем отечественном и зарубежном опыте.
Целью Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» является переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития [20].
Таким образом, можно сделать вывод, что государственная политика в сфере здравоохранения — это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализу-
ются органами государственной или муниципальной власти для повышения уровня и качества оказания медицинской помощи и укрепления здоровья нации. Реализация государственной политики — это постоянный, динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского общества. Реализация начинается сразу же после одобрения и легитимации государственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата.
Государственная политика, направленная на повышение эффективности функционирования различных отраслей системы здравоохранения, находится в стадии развития, которое по итогам исследования следует считать прогрессивным. Сама же система здравоохранения РФ находится на этапе реформирования и модернизации, принимаются концепции, программы, проекты, которые охватывают грани сложного процесса оказания медицинской помощи, но будучи частью социальной целостности государственное управление в данном сегменте обладает рядом специфических характеристик, анализ и особое внимание к которым являются основой эффективности и результативности государственной политики в сфере здравоохранения. Основная особенность государственной политики в здравоохранении заключается в том, что поскольку целью всех проводимых мероприятий и действий является улучшение и укрепление здоровья нации, следовательно, государственная политика, предметом которой выступает система здравоохранения, в основу всех принимаемых решений ставит удовлетворение потребностей населения, в том числе в качественной и доступной медицинской помощи. Проблемное поле в создании новой программы или концепции должно содержать результаты мониторинга мнения о проблемах в системе здравоохранения и потребностях потребителей медицинских услуг, т. е. общества в целом, мнения медицинского сообщества о целесообразности заявленных проблем, и только тогда государственное управление будет эффективным, а достигнутый результат будет получать от населения положительную социальную оценку.
Реализация государственной политики в сфере здравоохранения по итогам анализа выявленных особенностей предполагает внедрение системы четкого и обязательного исследования современного состояния системы здравоохранения, однако должное внимание этому вопросу уделяется лишь при составлении и разработке программных документов последних лет. Особое внимание необходимо уделять изучению ошибок прошлых реформ, которые также выявляются путем проведения анализа не только отчетных данных, но и мнения населения. Таким образом, повышение социальной роли системы здравоохранения актуализирует потребность в более глубоком и тщательном подходе к формированию политики в этой сфере, разработке программ и концепций, а также к составлению алгоритмов реализации мероприятий. Модернизация и реформирование системы здравоохранения осуществляются комплексно впервые за долгие годы, и длительное время не было явных результатов. Сейчас социальный эффект целерационального подхода к формированию государственной политики в сфере здравоохранения выражается в повышающемся уровне удовлетворенности медицинской помощью, который растет ежегодно, положительных демографических показателях, особом внимании к проблемам системы здравоохранения. Вместе с тем стоит в завершение заметить, что тенденция к актуализации проблем в сфере оказания медицинских услуг находится в стадии лишь первичного освещения данного вопроса, и органам власти необходимо более грамотно использовать те особенности государственной политики в сфере здравоохранения, которые способствуют эффективному и социально необходимому механизму реализации.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов Г.А. Политология: Курс лекций. М.: Юмос; 1996.
2. Lunn J., Wildawsky A. Public Administration: The State of
Discipline. New York: Chatham; 1990.
Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (3)
_DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-3-162-167
Нам пишут
3. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. New York: 1992.
4. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. СПб.: Скиф; 1999.
5. Сморгунов Л.В. Государственная политика и управление: Учебник. Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. М.: РОССПЭН; 2006.
6. Кузьмин С.А. Социальные системы: Опыт структурного анализа. М.; 1996.
7. Morrison T. Actionable Learning: A Handbook for Capacity Building Through Case Based Learning. Tokyo: Asian Development Bank Institute; 2002.
8. Камаева В.Д. Государство и экономическая политика. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛА-ДОС; 2002.
9. Гулина М. А. Социальная политика. М.: ИНФРА; 2011.
10. Хрусталев Ю.Г. Философия науки и медицины: Учебник. М.; 2009.
11. Лисицын Ю.П., Академик РАМН. Available at: http://www. medknigaservis.ru/uploaded_files/shop_images/page_examples/ history_medisini.pdf
12. Проект Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации. Available at: http://www.memo.ru/hr/ gosduma/Wyp15/zdraw.htm
13. Пиддэ А. Л. Организационно-правовые и экономические основы модернизации здравоохранения в современной России: проблемы и возможности. Руководителю ЛПУ Здравоохранение сегодня. Т 1. 2010. Available at: http://rosmedportal.com/ index.php?id=492&option=com_content&view=article
14. Качество медицинской помощи. Глоссарий. Россия—США. Российско-Американская межправительственная комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству Комитет по здравоохранению. Доступность качественной медицинской помощи. М.; 1999.
15. Власов В.В. Проблемы экономизации здравоохранения. Экономика здравоохранения. 2010; 1: 9—18.
16. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская Газета. 2004; 3486.
17. Глазко Ф. И. Создание и развитие системы стандартизации в здравоохранении. Медицинское право. Available at: http:// medkarta.com/?cat=article&id=24952
18. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020. Available at: http:// www.pharma2020.ru/
19. Стратегия развития медицинской промышленности РФ до 2020. Available at: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/ med/119
20. Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу ». Available at: http://www.fcpfarma.ru/catalog.aspx?CatalogId=730
REFERENCES
1. Belov G.A. Politics. Course of Lectures. [Politologiya: Kurs le-ktsiy]. Moscow: Yumos; 1996. (in Russian)
2. Lunn J., Wildawsky A. Public Administration: The State of Discipline. New York: Chatham; 1990.
3. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. New York; 1992.
4. Smorgunov L.V. Comparative Politics: Theory and Methodology for Measuring Democracy. [Sravnitel'naya politologiya: Teoriya i metodologiya izmereniya demokratii]. St. Petersburg: Skif; 1999. (in Russian)
5. Smorgunov L.V. Public Policy and Management: A Textbook. Vol. 1: Concepts and Issues of Public Policy and Management. [Gosudarstvennaya politika i upravlenie: Uchebnik]. Moscow: ROSSPEN; 2006. (in Russian)
6. Kuz'min S.A. Social Systems: Experience of Structural Analysis. [Sotsial'nye sistemy: Opyt strukturnogo analiza]. Moscow; 1996. (in Russian)
7. Morrison T. Actionable Learning: A Handbook for Capacity Building Through Case Based Learning. Tokyo: Asian Development Bank Institute; 2002.
Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (3) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-3-167-168
Юбилей
8. Kamaeva V.D. State and Economic Politics. Economic Theory: A Textbook for Students of Higher Educational Institutions. [Gosudarstvo i ekonomicheskaya politika. Ekonomicheskaya teoriya: Uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zave-deniy]. Moscow: Gumanit. Publishing House VLADOS; 2002. (in Russian)
9. Gulin M.A. Social Policy. [Sotsial'naya politika]. M: INFRA; 2011. (in Russian)
10. Khrustalyev Yu.G. Philosophy of Science and Medicine: A Textbook. [Filosofiya nauki i meditsiny: Uchebnik]. Moscow; 2009. (in Russian)
11. Lisitsyn Yu.P., Academician of RAMS. Available at: http://www. medknigaservis.ru/uploaded_files/shop_images/page_examples/ history_medisini.pdf (in Russian)
12. Draft Federal Law «On health care in the Russian Federation». Available at: http://www.memo.ru/hr/gosduma/Wyp15/zdraw. htm (in Russian)
13. Pidde A.L. Organizational, legal and economic basis for the modernization of health in modern Russia: challenges and opportunities. To the attention of the head of health facility. Healthcare Nowadays. Vol. 1. 2010. (in Russian)
14. The Quality of Care. Glossary. Russian—US Relations. Russian-American Intergovernmental Commission on Economic and Technological Cooperation, Committee on Public Health. Availability of Quality Health Care. Moscow; 1999. (in Russian)
15. Vlasov V.V. Problems of economization of health care. Ekonomi-ka zdravookhraneniya. 2010; 1: 9—18. (in Russian)
16. Address to the Federal Assembly of the Russian Federation. Ros-siyskaya Gazeta. 2004; 3486. (in Russian)
17. Glazko F.I. Creation and development of standardization in health care. Meditsinskoe pravo. Available at: http://medkarta. com/?cat=article&id=24952 (in Russian)
18. The Development Strategy of the Pharmaceutical Industry in the Russian Federation for the Period Until 2020. Available at http:// www.pharma2020.ru (in Russian)
19. The Development Strategy of the Medical Industry Until 2020. Available at: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/med/119 (in Russian)
20. Federal target program «Development of pharmaceutical and medical industry of the Russian Federation for the period till 2020 and the further prospect». Available at: http://www.fcp-farma.ru/catalog.aspx?CatalogId=730 (in Russian)
Поступила 13.05.15 Принята в печать 08.10.15
ЮБИЛЕИ
НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА ПОЛУНИНА (К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
В феврале 2016 года Наталья Валентиновна Полунина — член редколлегии журнала «Здравоохранение Российской Федерации», член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирого-ва — вступила в свой юбилейный год.
Окончив с медалью школу, Н.В. Полунина в 1963 г. поступила на 1-й курс педиатрического факультета 2-го Московского государственного медицинского института им. Н.И. Пирогова (ныне ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова). В студенческие годы она не только успешно постигала программу обучения, но и работа-
ла с 1966 г. медсестрой в ГКБ № 40 Москвы, с 1968 г. по 1972 г. — участковым педиатром, врачом-педиатром детской неотложной помощи. Будучи студенткой, она принимала активное участие в работе студенческого кружка на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения. В 1969 г. с отличием окончила институт, продолжив далее обучение в ординатуре, а затем в аспирантуре на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. В 1974 г. Н.В. Полунина успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему «Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья детей первых трех лет жизни», выполненную под руководством профессора кафедры Ольги Васильевны Грининой.
С 1974 по 1975 г. работала методистом в Республиканском учебно-методическом кабинете Минздрава РСФСР. С 1975 г. и по настоящее время работает на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова (ныне — кафедра общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения РНИМУ им. Н.И. Пирогова).
В 1996 г. Н.В. Полунина успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук на тему «Состояние здоровья и образ жизни семей, воспитывающих детей в возрасте от 0 до 7 лет».
Непосредственным учителем и научным консультантом Натальи Валентиновны на кафедре был Юрий Павлович Лисицын, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Юрий Павлович высоко оценил одаренность, трудолюбие, выдающиеся способности Н.В. Полуниной и как достойной преемнице в 2011 г. передал ей руководство