ным уровнем населения. Это дает возможность мощным постиндустриальным державам, таким как США и Япония, усиливать свое экономическое, политическое и военное превосходство за счет лидерства в информатизации, осуществлять глобальный информационный контроль над мировым сообществом и фактически навязывать свои нормы и правила.
Информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия лидеров Запада, осуществляемая по мировым телекоммуникационным сетям, вызывает тревогу в разных странах мира. Перспектива зависимости и возможность утраты самостоятельности беспокоят как лидеров государств, так и общественные институты и граждан. Многие страны уже принимают меры для защиты своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния.
Таким образом, в связи с постиндустриальной трансформацией современной экономики появляются новые риски и угрозы экономической безопасности. Предложенная нами модель «дерева рисков» раскрывает их
рыночные, институциональные, социальные, информационные и психологические аспекты.
1. Аргументы недели: социально-аналитическая газета. 2007. № 4 (38).
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
3. Коблова Ю.А. Крушение иерархий и феномен «сетевой экономики» // Вестник СГСЭУ. 2012. № 3 (42).
4. Манохина Н.В. «Институциональные ловушки» и институциональный вакуум в российской инновационной среде // Вестник СГСЭУ. 2011. № 5 (39).
5. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность): учеб.-практ. пособие / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
6. Поздняков В. «Цифровая пропасть» // Компьютерное обозрение. 2001. 5 сент. (№ 34).
7. Шакиров Р.Р. Институционализация информационного пространства современной российской экономики: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Казань, 2011.
8. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Л.П. Гончаренко. М.: Экономика, 2008.
удк 338.24 Дим Харисович Явкаев,
# аспирант кафедры менеджмента,
[email protected] СГСЭУ
НОМЕНКЛАТУРА ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИИ
В статье предлагается в качестве организационно-экономического условия для достижения устойчивого успеха организации формирование номенклатуры процессов системы менеджмента. Внедрение менеджмента и процессного подхода обеспечивает устойчивый успех организации за счет ее способности отвечать ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон бизнеса сбалансированным образом. Устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, осознания организацией среды своего существования, обучения и результативного применения инноваций. Особое место при реализации менеджмента для достижения устойчивого успеха занимает самооценка как всесторонний и систематический анализ деятельности организации и показателей степени ее зрелости. В зависимости от внешней среды организации достижение устойчивого успеха может потребовать как улучшений (продукции, процессов и т.п.), так и инноваций - разработки продукции, процессов и т.п.
Ключевые слова: система менеджмента качества, процессы, менеджмент устойчивого успеха.
D.H. Yavkayev
MANAGEMENT SYSTEM FOR ACHIEVING SUSTAINABLE SUCCESS OF ORGANIZATIONS
The paper studies organizational and economic conditions for achieving sustained success of organizations and processes of organizing its management system. Proper management and implementation of the process approach ensures sustained success of the organization due to its ability to meet the expectations of its customers and other interested parties in a balanced way. Sustainable success can be achieved through effective management of the organization, awareness of its marker segment, training and effective introduction of innovation. A special role in the implementation of management for the sustained success is played by self-assessment as a comprehensive and systematic analysis of the organization and indicators of its maturity. Depending on the external environment of the organization achieving sustainable success may require both improvements (product, process, etc.) and innovation - development of new products, processes, etc.
Keywords: quality management system, processes, management of sustainable success.
Система менеджмента качества (СМК) - это органи- ного эволюционного процесса развития производства,
зационная система, и она является продуктом естествен- она охватывает и объединяет все процессы и структур-
ные подразделения, которые участвуют в производстве и управлении. Как известно, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2010 г. № 501-ст введен в действие стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». Стандарт введен в действие на территории РФ с 1 июня 2011 г. и дает рекомендации по достижению устойчивого успеха любой организации в постоянно меняющейся среде путем использования подхода на основе менеджмента качества.
Если действующая на предприятии СМК разработана на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и включает в себя требования обоих стандартов, то есть реальная возможность разработать систему менеджмента для достижения устойчивого успеха, которая будет базироваться на основе менеджмента качества. Это положение обеспечивает расширение границ действия нового стандарта и позволяет совершенствовать СМК, построенную по требованиям ГОСТ ИСО 9001. Можно говорить о комплексном подходе к использованию менеджментов всех видов процессов в организации [1].
Внедрение менеджмента и процессного подхода обеспечивает устойчивый успех организации за счет ее способности отвечать ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон бизнеса сбалансированным образом. Устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, осознания организацией среды своего существования, обучения и результативного применения улучшений и/ или инноваций.
Одним из способов достижения устойчивого успеха организации является метод, предложенный И. Кобаяси в книге «20 ключей к совершенствованию бизнеса: практическая программа революционных преобразований на предприятии». 20 ключей представляют собой 20 самостоятельных направлений совершенствования бизнеса, которые при взаимодействии между собой создают синергетический эффект повышения результативности.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2010 формирует систему менеджмента устойчивого успеха организации на базе восьми принципов менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2008. В общем виде определение понятия менеджмента включает в себя управление персоналом для достижения максимальной прибыли, что является основополагающим принципом бизнеса. В ГОСТ Р ИСО 9004-2010 представлена развернутая модель постоянного улучшения СМК, ведущая к устойчивому успеху организации. Принципиальное отличие такой системы от всех остальных состоит в том, что она формируется на восьми принципах СМК по ГОСТ Р ИСО 9001-2008. В разных странах основная масса организаций разработала, внедрила и сертифицировала СМК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Следует отметить, что в стандарте ГОСТ Р ИСО 9004-2010 менеджмент качества рассматривается более широко, чем в ГОСТ Р ИСО 9001-2008, где учитываются потребности и ожидания всех заинтересованных сторон бизнеса и даются рекомендации по систематическому и непрерывному улучшению общих показателей деятельности организации.
При анализе СМК по ГОСТ Р ИСО 9001 выявляются следующие отличия в построении систем с учетом новых требований ГОСТ Р ИСО 9004.
1. В разделе 5 ГОСТ Р ИСО 9001 описывается только ответственность руководства, в то время как в разделе 4 ГОСТ Р ИСО 9004 - менеджмент для достижения устойчивого успеха организации, что является одним из принципиальных отличий в подходах к формированию СМК и менеджмента в целом.
2. В разделе 5 ГОСТ Р ИСО 9004 сформулированы требования к формированию стратегии и политики руководства организации для достижения устойчивого успеха, в то время как в п. 1 ГОСТ Р ИСО 9001 отмечена только ответственность руководства.
3. В стандартах по-разному перечислены виды ресурсов. Расширение номенклатуры видов ресурсов обеспечивает для организации управление менеджментом ресурсов, что непосредственно влияет на достижение устойчивого успеха организации, так как расширяет диапазоны управления этими ресурсами.
4. В разделе 7 ГОСТ Р ИСО 9004 речь идет о менеджменте процессов, в то время как в разделе 7 ГОСТ Р ИСО 9001 перечислены процессы жизненного цикла продукции.
При разработке менеджмента для достижения устойчивого успеха организации необходимо учесть все процессы жизненного цикла продукции, указанные в разделе 7 ГОСТ Р ИСО 9001:
- процессы, связанные с потребителями;
- проектирование и разработка;
- закупки;
- производство и обслуживание;
- управление устройствами для мониторинга и измерений.
При планировании и разработке процессов менеджмента устойчивого успеха организации следует учитывать:
- результаты анализа среды организации;
- краткосрочные и долгосрочные прогнозы тенденций развития рынка;
- потребности и ожидания заинтересованных сторон;
- цели, которые должны быть достигнуты;
- законодательные и нормативные требования;
- потенциальные финансовые и другие риски;
- входы и выходы процессов;
- взаимодействия с другими процессами;
- ресурсы и информацию;
- операции и методы;
- необходимые или желательные записи;
- измерение, мониторинг и анализ;
- корректирующие и предупреждающие действия;
- улучшения и/или инновации.
5. В разделе 8 ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Мониторинг, измерение, анализ и изучение» имеются значительные отличия от требований раздела 8 ГОСТ Р ИСО 90012008, которые непосредственно связаны с внедрением менеджмента для достижения устойчивого успеха организации.
При проведении мониторинга по п. 8.2 ГОСТ Р ИСО 9004-2010 в дополнение к ГОСТ Р ИСО 9001-2008 высшему руководству следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процессы мониторинга среды организации и сбора менеджмента информации. В п. 8.3 ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Измерение» особое внимание уделяется методам, используемым для сбора информации о ключевых показателях деятельности, применимых и необходимых для организации. В менеджменте для
достижения устойчивого успеха организации особое место занимает оценка управления ключевыми показателями деятельности по п. 8.3.2 ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Ключевые показатели деятельности».
Эти показатели должны подвергаться постоянному измерению и должны быть определены как ключевые показатели деятельности. Ключевые показатели деятельности должны соответствовать характеру и размерам организации, ее политике, процессам и деятельности. При выборе ключевых показателей деятельности организация должна позаботиться о том, чтобы они давали измеримую, точную и достоверную информацию, которую можно использовать для выполнения корректирующих действий. Эта информация должна учитывать (п. 8.3.2 ГОСТ Р ИСО 9004-2010):
- потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;
- важность отдельных видов продукции как в настоящее время, так и в будущем;
- результативность и эффективность процессов;
- рентабельность и финансовые показатели;
- законодательные и нормативные требования (при необходимости ).
Особое место при реализации менеджмента для достижения устойчивого успеха занимает самооценка (п. 8.3.4 ГОСТ Р ИСО 9004-2010). Самооценка представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности организации и показателей степени ее зрелости (приложение А ГОСТ Р ИСО 9004-2010). Она должна использоваться для определения сильных и слабых сторон организации с точки зрения эффективности ее деятельности.
Вторым инструментом, которому придается особое значение в менеджменте для достижения устойчивого успеха, является бенчмаркинг (п. 8.3.5 ГОСТ Р ИСО 9004-2010). Организации следует устанавливать и обеспечивать применение методов бенчмаркинга, устанавливающих правила для таких операций, как (п. 8.3.5 ГОСТ Р ИСО 9004-2010):
- определение масштаба объекта бенчмаркинга;
- процесс выбора партнеров по бенчмаркингу, а также необходимость политики обмена информацией и сохранение конфиденциальности;
- определение показателей сравнимых характеристик и используемых методик сбора данных;
- сбор и анализ данных;
- выявление недостатков в деятельности и определение участков, требующих улучшения;
- разработка и мониторинг планов совершенствования;
- включение опыта в базу данных знаний организации и процесс обучения.
В п. 8.4 ГОСТ Р ИСО 9004-2010 предусматривается анализ высшим руководством информации, полученной в результате мониторинга среды организации, выявление рисков и возможностей и разработка планов управления ими. Организации следует вести мониторинг, сохранять соответствующую информацию и изучать потенциальные воздействия на свою стратегию и политику.
В п. 8.5 «Изучение информации, полученной в результате мониторинга, измерения и анализа» ГОСТ Р ИСО 9004-2010 высшему руководству следует применять системный подход к изучению имеющейся информации и обеспечивать ее применение для принятия решений. Полученные результаты должны оцениваться в соответствии с поставленными целями.
6. Раздел 9 «Улучшения, инноваций и обучение» ГОСТ Р ИСО 9004-2010 формирует специфические требования, необходимые для разработки системы менеджмента для достижения устойчивого успеха организации, и является дополнительным к требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
В зависимости от внешней среды организации достижение устойчивого успеха может потребовать как улучшений (продукции, процессов и т.п.), так и инноваций
- разработки продукции, процессов и т.п. [2].
Все вышеизложенные требования и определяют номенклатуру процессов системы менеджмента для достижения устойчивого успеха организации.
1. Базарова Л.А. Менеджмент устойчивого развития. М.: АСВ, 2007.
2. Гугелев А.В. Формирование систем менеджмента качества предприятий наукоемких отраслей // Вестник СГСЭУ. 2005. № 10.