менее 2-х недель, длительная высокая лихорадка, диспепсический и абдоминально-болевой синдромы, выраженные миалгии, генерализованные отеки, обусловленные ускоренным катаболизмом белка и гипопротеинемией, в гемограмме гиперлейкоцитоз и гиперэозинофилия до 29%, низкие титры специфических антител), а также поздней диагностикой и запоздалым противопаразитарным лечением.
Литература
1. Бронштейн А.М., Малышев Н.А. Гельминтозы человека: краткий справочник для врачей. - М.: изд-во «Ру-спринт», 2010. - 112 с.
2. Бронштейн А.М., Сергиев В.П., Полетаева О.Г. Трихинеллез: пособие для врачей. - М., 2003. - 34 с.
3. Токмалаев А.К., Кожевникова Г.М. Клиническая паразитология: протозоозы и гельминтозы. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2010. - 432 с.
4. Тихонова Е.П., Анисимова Е.Н., Кузьмина Т.Ю., Ми-норанская Е.И. Гельминтозы: учебное пособие для врачей, интернов и ординаторов. - Красноярск, 2009. - 101 с.
References
1. Bronshtein A.M., Malyshev N.A. Human helminthiasis: a brief guide for physicians. - M .: Publishing House «Rusprint» 2010. - 112 p.
2. Bronshtein A.M., Sergiev V.P., Poletaeva O.G. Trichinosis: a manual for physicians. - M., 2003. - 34 p.
3. Tokmalayev A.K., Kozhevnikov G.M. Clinical Parasitology: protozoozy and helminthiases. - M .: «Medical Information Agency, Ltd», 2010. - 432 p.
4. Tikhonova E.P., Anisimova E.N., Kuz'mina T.Yu., Minoranskaya E.I. Helminthiasis: a manual for physicians, interns and residents. - Krasnoyarsk, 2009 - 101 p.
Сведения об авторах
Тихонова Елена Петровна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии с курсом ПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. (8391) 2469375, e-mail: tihonovaep@mail.ru.
Кузьмина Татьяна Юрьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии с курсом ПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенец-кого МЗ РФ.
Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. (8391) 2469375, e-mail:tkuzmina_24@mail.ru.
Сергеева Ирина Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии с курсом ПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. (8391) 2469375, e-mail: sergeevaiv-1979@mail.ru.
Тихонова Юлия Сергеевна - ассистент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии с курсом ПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. (8391) 2469375, e-mail: tihonovaus -1981@mail.ru.
Деревянных Евгений Валерьевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней и терапии, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. (8391) 2469409, e-mail: rusene@mail.ru.
Менеджмент и экономика здравоохранения
© ПОПОВА О. М., СОКОЛОВСКАЯ М. В., БУЯНКИНА Р. Г. УДК 378.1:658
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
О. М. Попова, М. В. Соколовская, Р. Г. Буянкина ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н. проф. И. П. Артюхов; фармацевтический колледж, руководитель -Г. В. Селютина; кафедра стоматологии Института последипломного образования, зав. - д. м. н., проф. В. В. Алямовский.
Цель исследования. Разработка модели устойчивого развития системы качества образовательной организации. Материалы и методы. В работе использованы стандарты ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ИСО 9004-2010 и ГОСТ Р 54598.1-2011. В ходе работы использовались следующие методы: метод экспертных оценок, сравнительный анализ, моделирование.
Результаты. Определены области сходства и различия ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ИСО 9004-2010 и ГОСТ Р 54598.12011; предложена графическая модель устойчивого развития системы качества для образовательной организации. Заключение. Разработанная модель устойчивого развития системы качества образовательной организации будет являться фундаментом для создания интегрированной системы менеджмента, основанной на принципах устойчивого развития, и залогом успеха в достижении ее устойчивого развития.
Ключевые слова: интегрированная система менеджмента, система менеджмента качества, образовательная организация, стандарты ИСО серии 9000, ГОСТР 54598.1-2011, устойчивое развитие.
SIMULATION OF INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM OF EDUCATIONAL ORGANIZATION BASED ON THE PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
O. M. Popova, M. V. Sokolovskaya, R. G. Buyankina Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voino-Yasenetsky
The aim of the research. Development of the model for sustainable development of quality system in educational organization. Materials and methods. Were used the standards GOST ISO 9001-2011, GOSTR ISO 9004-2010 and GOSTR 54598.1-2011. During the work were used the following methods: the method of expert assessment, comparative analysis, modeling. Results. Were identified areas of similarity and difference GOST ISO 9001-2011, GOST R ISO 9004-2010 and GOST R 54598.12011; proposed a graphic model of the sustainable development of the quality system for educational organization. Conclusion. The developed model of sustainable development of the quality system for the educational organization will be the basis for creating integrated management system based on the principles of sustainable development, and the key to success in achieving its sustainable development.
Key words: integrated management system, quality management system, educational organization, standards ISO 9000, GOST R 54598.1-2011, sustainable development.
Введение
По мнению многих зарубежных и отечественных экспертов, одним из актуальных направлений интеграции систем менеджмента (ИСМ) является сочетание концепций менеджмента качества и устойчивого развития.
Теме разработки и внедрения ИСМ посвящено много научных работ [1, 5, 6, 7, 8, 9], поэтому, на наш взгляд, наиболее целесообразно рассмотреть особенности ИСМ, основанной на принципах устойчивого развития, разработка и внедрение, которой неразрывно связаны с выбором методологии и построения модели интегрированной системы.
Цель исследования. Разработка модели устойчивого развития системы качества образовательной организации.
Материалы и методы
Для построения модели устойчивого развития системы качества (далее - СК) на базе образовательной организации, за основу в своем исследовании мы использовали русифицированные версии ГОСТ Р ИСО 9004-2010 и ГОСТ Р 54598.1-2011, так как в них отражены основные принципы, рекомендации по внедрению устойчивого развития и постоянному повышению эффективности деятельности организаций.
В своей работе нами были рассмотрены взаимосвязи требований и принципов системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9001-2011 [2], руководства по обеспечению устойчивого развития BS 8900:2006 (ГОСТ Р 54598.1-2011) и менеджмента для достижения устойчивого успеха организации ISO 9004:2009 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010).
Цель сравнения заключалась в том, чтобы продемонстрировать возможность использования данных систем образовательной организации, которые уже применяют один из международных стандартов ISO 9001:2008 (ГОСТ ISO 9001-2011).
Нами был проведен сравнительный анализ пунктов ГОСТ ISO 9001-2011 с пунктами ГОСТ Р ИСО 9004-2010 и ГОСТ Р 54598.1-2011 путем экспертной оценки, выведен коэффициент совместимости по каждому пункту этих стандартов , каждый из которых имел среднее значение, а затем был подсчитан коэффициент совместимости стандартов в целом, включая все пункты. Было принято, что
коэффициент совместимости должен находиться в диапазоне от нуля до единицы. Нами была принята следующая шкала совместимости: коэффициент совместимости от 0 до 0,49 - интеграция не предполагается по данным элементам; от 0,5 до 1,0 - интеграция элементов имеет место. В роли экспертов выступили семь сотрудников структурных подразделений КрасГМУ: отдела управления качеством подготовки специалистов, Института последипломного образования, Фармацевтического колледжа.
Результаты и обсуждение Проведенный нами анализ совместимости ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ Р ИСО 9004-2010 показал, что итоговый коэффициент совместимости, выше указанных стандартов, составил 0,82. ISO 9001 и ISO 9004 являются стандартами на системы менеджмента качества, которые дополняют друг друга, но их можно применять также независимо. Оба стандарта основываются на восьми принципах менеджмента качества. ISO 9004 представляет более широкий взгляд на менеджмент качества, чем ISO 9001, он нацеливает на удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон на основе систематического и постоянного улучшения деятельности организации. Выделенные нами области сходства, по этим стандартам, заключаются в ответственности и обязательствах высшего руководства за развитие организации; анализе со стороны высшего руководства; мониторинге, анализе среды организации и результатов ее деятельности; разработке политики и стратегии основанной на принципах менеджмента качества; планировании деятельности организации (мероприятий и ресурсов), направленных на достижение стратегических целей ее развития; установлении ключевых критериев достижения поставленных целей, и определении методов оценки эффективности этих критериев; соответствии целей в области качества деятельности всех структурных подразделений организации; менеджменте ресурсов; мониторинге и измерении, включая внутренние аудиты; анализе данных; внедрении изменений, полученных на основе систематического анализа деятельности организации, необходимых для постоянного улучшения (рис. 1).
АЛ
■ГОСТ ISO 5001-2011 ■гострисо9004-:0ю ГОСТ Р 54^98 1-2011
Рис. 1. Степень совместимости пунктов стандартов. ГОСТ ISO 9001-2011 с ГОСТ Р ИСО 9004-2010 и ГОСТ Р 54598.1-2011
Отличие, на наш взгляд, ГОСТ Р ИСО 9004-2010 от ГОСТ ISO 9001-2011 заключается в более расширенных требованиях к СМК и некоторых рекомендациях, какие методы можно использовать для реализации этих требований. Расширение требований в стандарте ИСО 9004-2010 осуществляется за счет учета требований всех заинтересованных сторон. К таким заинтересованным сторонам стандарт относит потребителей, учредителей, работников организации, людей и общество в целом, т.е. все те, кто может испытывать на себе результаты деятельности организации. Таким образом, можно сделать вывод, что выше перечисленные документы образуют согласованную пару.
Анализируя совместимость ГОСТ Р 54598.1-2011 с ГОСТ ISO 9001-2011 мы пришли к выводу, что итоговый коэффициент их совместимости составил 0,45. Выделенные нами области сходства заключаются в систематическом измерении, анализе и улучшении системы менеджмента; ответственности высшего руководства; обеспечении ресурсами, в том числе человеческими; общих требований к системе менеджмента (рис. 1).
Анализ различий данных документов показал, что ГОСТ ISO 9001-2011 строится на основе принципов менеджмента качества, тогда как в п. 3 «Принципы устойчивого развития» ГОСТ Р 54598.1-2011 определено, что система управления организацией строится на принципах устойчивого развития. Применение принципов устойчивого развития носят рекомендательный характер, которые способствуют обеспечению постоянного улучшения деятельности организации, через тесное взаимодействие с причастными сторонами путем демонстрации им ответственного отношения организации к своей деятельности, развитие доверия у причастных сторон; укрепление внутреннего единства коллектива; понимание возможных рисков и управление ими. Когда как ГОСТ ISO 9001-2011 устанавливает четкие требования к системе менеджмента качества, которые являются обязательными к исполнению. В содержании ГОСТ ISO 9001-2011 акцентируется внимание на результативности СМК в свете выполнения требований потребителей.
Проведенный нами сравнительный анализ соответствия ГОСТ Р ИСО 9004-2010 и ГОСТ Р 54598.1-2011 также позволил определить, как области имеющие сходства, так и различия, основанные на специфических особенностях данных документов. Это должно учитываться образовательной организацией при создании ИСМ, основанной на принципах устойчивого развития. Итоговый коэффициент совместимости, выше указанных стандартов, составил 0,59.
Выделенные нами области сходства заключаются в ответственности и обязательствах высшего руководства за устойчивый успех или устойчивое развитие организации; анализе со стороны высшего руководства; постоянном мониторинге, анализе среды организации и результатов ее деятельности, которые нацелены на выявление потребностей заинтересованных (причастных) сторон, как внешних, так и внутренних; существовании четкого процесса выработки и анализа стратегии организации; разработке стратегии основанной на принципах менеджмента качества или устойчивого развития, которые в свою очередь очень тесно взаимосвязаны; сбалансированном планировании деятельности организации (мероприятий и ресурсов), направленных на достижение стратегических целей устойчивого успеха или устойчивого развития организации; установлении ключевых критериев достижения поставленных целей, и определении методов оценки эффективности этих критериев; соответствии целей и направлений устойчивого успеха или устойчивого развитии деятельности всех структурных подразделений организации; инвестировании времени и денежных средств, на обеспечение соответствующего уровня компетентности и мотивации персонала организации в области устойчивого развития; формировании обратной связи между заинтересованными сторонами, с целью учета организацией возможных рисков, возможностей, демонстрации ею динамики своей деятельности; внедрении изменений, полученных на основе систематического анализа деятельности организации, необходимых для постоянного улучшения (рис. 2).
■ГОСТ Р »СО 900-1-201U ГОСТ Р 5459S 1-2011
Рис. 2. Степень совместимости пунктов стандарта ГОСТ Р 54598.1-2011 с ГОСТ Р ИСО 9004-2010.
На наш взгляд, данные пункты, имеющие совместимость, подлежат интеграции.
Анализ различий документов показал, что в п. 4 «Менеджмент для устойчивого успеха организации» ГОСТ Р ИСО 9004-2010 показано, что система менеджмента качества должна строится на основе принципов менеджмента, тогда как в п. 3 «Принципы устойчивого развития» ГОСТ Р 54598.1-2011 определено, что система управления организацией строится на принципах устойчивого развития.
Анализируя содержательную составляющую принципов менеджмента качества и устойчивого развития, нами была выявлена между ними тесная взаимосвязь (рис. 3). Выше перечисленные принципы управления взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, и только целостное их применение обеспечивает мотивацию создания ИСМ, основанную на принципах устойчивого развития.
В ГОСТ Р 54598.1-2011 пп. 4.4.2 «Оценка риска и возможностей для инноваций» акцент сделан на том, что результаты оценки риска необходимо делить с соответствующими причастными сторонами и использовать для установления целей и задач организации на основе принципов деятельности организации в области устойчивого развития, что не содержится в ГОСТ Р ИСО 9004-2010. В пп. 4.2.2 «Идентификация причастных сторон» стандарта ГОСТ Р 54598.1-2011 подчеркивается, то, что некоторые причастные стороны могут идентифицировать себя сами, а организация должна рассмотреть законность их требований и обеспечить прозрачность соответствующих процессов и ответственность за принятые решения, что отсутствует в содержании ГОСТ Р ИСО 9004-2010.
Ключевые понятия, упоминающиеся в данных стандартах, звучат по-разному. Так, например, «устойчивый успех»
- результат способности организации решать поставленные задачи и добиваться достижения долгосрочных целей [4]; «устойчивое развитие» - (англ. sustainable development)
- способ управления организацией, предусматривающий долгосрочную экономическую эффективность деятельности организации при выполнении требований охраны окружаю-
Лидерство Ответственное руководство
Взаимовыгодные отношения с
поставщиками Соблюдение этических норм Прозрачность
Постоянное улучшение Соблюдение этических норм
Прозрачность Ответственное руководство
Вовлеченность
персонала Инклюзивность
Ориентация на потребителя Прозрачность Инклюзивность Соблюдение этических норм
Процессный подход
Принятие решений основанных на фактах Прозрачность
Системный подход к управлению Ответственное руководство
- принципы ГОСТ Р 54598.1-2011 -- принципы ГОСТ Р ИСО 9004-2010
Рис. 3. Симбиоз принципов СМК и устойчивого развития.
щей среды и социального развития организации [3]. На наш взгляд эти понятия лишь дополняют друг друга, ведь достижение успеха в решении поставленных задач и целей, несомненно, напрямую зависит от уровня развития организации.
Такие понятия как «причастная сторона» - это частное лицо, группа лиц или организация, которые могут влиять на деятельность организации, подвергаться воздействию или ощущать себя подверженными воздействию деятельности организации [3] и «заинтересованная сторона» - это физические или юридические лица, создающие добавленную ценность для организации или так или иначе заинтересованные в деятельности организации или находящиеся под ее влиянием [4], авторы работы считают синонимичными. Причастная сторона включает в себя заинтересованную сторону и имеет более широкое значение, чем заинтересованная сторона.
Таким образом, проведенный нами детальный анализ совместимости ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ИСО 90042010, ГОСТ Р 54598.1-2011, позволил определить три общих элемента, которыми целесообразно будет управлять унифицированным способом, используя интегрированный подход (табл. 1).
Таблица 1
Области сходства стандартов ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ИСО 9004-2010, ГОСТ Р 54598.1-2011
Разделы стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 Принципы менеджмента качества Коэффициент совместимости разделов ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Коэффициент совместимости разделов ГОСТ Р 54598.1-2011 Принципы устойчивого развития
4 Система менеджмента качества Ориентация на потребителя 0,75 0,15 Инклюзивность, прозрачность
5 Ответственность руководства Лидерство руководства, вовлечение персонала 0,85 0,52 Ответственное руководство, инклюзивность, прозрачность, соблюдение этических норм
6 Менеджмент ресурсов Процессный подход, вовлечение персонала 0,8 0,5 Прозрачность, соблюдение этических норм
7 Процессы жизненного цикла продукции Системный подход, постоянное улучшение 0,7 0,35 Инклюзивность, соблюдение этических норм
8 Измерение, анализ и улучшения Принятие решений на основе фактов 0,92 0,63 Прозрачность
Первый элемент - «измерения, анализ и улучшения», в постоянно меняющихся и неустойчивых условиях образовательной организации следует регулярно вести мониторинг, измерять, изучать и анализировать эффективность своей деятельности, удовлетворенность внутренних и внешних потребителей, систематически оценивать риски и возможности для инноваций.
Второй элемент - «ответственность руководства», высшее руководство должно определять стратегию и политику организации, чтобы обеспечить признание и поддержку ее миссии, видения и ценностей всеми заинтересованными сторонами. Стратегия организации должна актуализироваться, на основании анализа среды, с целью выработки, принятия и поддержания ее результативности. Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований заинтересованных сторон для повышения их удовлетворенности, анализировать систему менеджмента организации, устанавливать ответственность и полномочия.
Третий элемент - «менеджмент ресурсов», организация должна определять внутренние и внешние ресурсы, требуемые для достижения целей, особый акцент, делая на человеческие ресурсы; проводить обучение, передачу информации, мотивацию сотрудников; анализировать наличие и пригодность ресурсов; составлять планы и принимать соответствующие меры.
Выше указанные элементы (общие требования и принципы) ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ИСО 9004-2010, ГОСТ Р 54598.1-2011, указывают на объединение данных систем в единую ИСМ. Кумулятивный эффект от интеграции
общих элементов в системе управления образовательной организацией позволит эксплуатировать эти системы менеджмента с максимальным эффектом.
На основании данного анализа нами построена графическая модель устойчивого развития СМК образовательной организации (рис. 4). В данной модели области сходства изображены внутри овалов. Как мы можем видеть, в основном сходства образуются в области ответственности руководства, менеджменте ресурсов, деятельности по измерению, анализу и улучшению, информированию общества, менеджменте для достижения устойчивого успеха организации и частично в менеджменте процессов. Особое место в модели отводится заинтересованным сторонам, что обусловлено ориентацией образовательной организации на определение (идентификацию) и удовлетворение их требований и ожиданий.
Заключение
Таким образом, модель устойчивого развития системы качества образовательной организации, в которой гармонично сочетаются концепции менеджмента качества стандартов ИСО серии 9000 и устойчивого развития ГОСТ Р 54598.1-2011, позволит образовательной организации не только создать наиболее благоприятные условия для обучения, повысить заинтересованность работников, но и улучшить систему сотрудничества с бизнес-сообществом, привлечь внимание со стороны общества, а так же создать у заинтересованных сторон атмосферу доверия к управлению устойчивым развитием образовательной организации, что немаловажно в условиях существующей высокой конкуренции на рынке образовательных услуг.
Устойчивое разви т и устойчивый успех
ПОСТАВЩИКИ, ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО, КОНКУРЕНТЫ, ПРЕДПРИЯТИЯ, НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ
Рис. 4. Модель устойчивого развития системы качества образовательной организации.
Литература
1. Гаффарова Е.Б., Балабан В.А. Менеджмент качества как основа создания ИС управления вузом // Качество. Инновации. Образование: материалы второй научной конференции. - М.: Фонд «Качество», 2001. - С. 3-5.
2. ГОСТ ISO 9001-2011. Система менеджмента качества. Требования. - Введ. 2013-01-01. - М.: «Стандартинформ», 2012. - 28 с.
3. ГОСТ Р 54598.1-2011 Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития. - Введ. 2011.12.07. М.: «Стандартинформ», 2012. - 12 с.
4. ГОСТ Р ISO 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества - Введ. 2010-11-23. - М.: «Стандартинформ», 2011. - 41 с.
5. Гусева Т.В. Интеграция как закономерный этап развития систем менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 5. - С. 7-10.
6. Пазюк Ю.В. Интегрированные системы менеджмента организации // Партнёры и конкуренты. - 2004. -№ 11.- С. 8-11.
7. Свиткин М. З. Интегрированные системы менеджмента // Стандарты и качество. - 2004. - № 2.- С. 56-61.
8. Ситниченко В.М., Стоякин Е.А. Интегрированная система менеджмента - основа устойчивого развития предприятия // Методы менеджмента качества. - 2004. - № 8. - С. 4-8.
9. Трошин В.Н. Интегрированные системы менеджмента - что это такое?// Стандарты и качество. - 2002. -№ 11. - С. 10-13.
References
1. Gaffarova E.B., Balaban V.A. Quality management as a basis for the création of IP university management // Quality. Innovation. Education: Materials of the Second Scientific Conference. - M.: Fond «Kachestvo», 2001. - P. 3-5.
2. GOST ISO 9001-2011. Quality Management System. Requirements. - Intr. 2013-01-01. - M .: «Standartinform», 2012. - 28 p.
3. GOST R 54598.1-2011 Organization Management. Guide for the Sustainable Development. - Intr. 2011.12.07. - M .: «Standartinform», 2012. - 12 p.
4. GOST R ISO 9004-2010. Managing for the sustained success of organization. Approach based on the quality management -Intr. 2010-11-23. - M .: «Standartinform», 2011. - 41 p.
5. Guseva T.V. Integration as a natural stage in the development of management systems II Management in Russia and abroad. - 2003. - № 5. - P. 7-10.
6. Pazyuk Yu.V. Integrated Management Systems of Organization Il Partners and competitors. - 2004. - № 11. - P. 8-11.
7. Svitkin M.Z. Integrated Management Systems Il Standards and Quality. - 2004. - № 2. - P. 5б-б1.
8. Sitnichenko V.M., Stoyakin E.A. Integrated Management System - the basis of sustainable development of the enterprise Il Methods of Quality Management. - 2004. - № 8. - P.4-8.
9. Troshin V.N. Integrated Management Systems - what is it? Il Standards and Quality. - 2002. - № 11. - P. 10-13.
Сведения об авторах
Попова Оксана Михайловна - менеджер по трудоустройству Института последипломного образования, ГБОУ ВПОКрасноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2276848; e-mail: diman_abatak@mail.ru.
Соколовская Марина Владимировна - специалист по СМК отдела управления качеством подготовки специалистов, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2271433; e-mail: sokolovskaya-marina@yandex.ru.
Буянкина Римма Геннадьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО; начальник управления качеством подготовки специалистов, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2200821; e-mail: buyankinar@mail.ru.
© ЗУЛИН Я. В., КАЛИНИЧЕНКО А. В., БОРЦОВ В.А., КУЛИКОВСКАЯ И. В., РОМАНЕНКО М. Ю. УДК 330.35:614.2(1-02/03)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ФИЛИАЛОВ ПОЛИКЛИНИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ДОСТУПНОСТИ
Я. В. Зулин 1, А. В. Калиниченко 2' 3, В. А. Борцов 2' 3, И. В. Куликовская 2' 3, М. Ю. Романенко 2 3 1ГБУЗ Новосибирской области «Городская поликлиника № 26», гл. врач - к. м. н., доц. Я. В. Зулин; 2ГБОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н., проф. И. О. Маринкин; 3ГБУЗ Новосибирской области «Консультативно-диагностическая поликлиника № 27», гл. врач - д. м. н., проф. А. В. Калиниченко.
Цель исследования. Оценка экономической эффективности системы филиалов амбулаторной медицинской организации при решении проблемы территориальной доступности.
Материалы и методы. Оценка количества посещений поликлиники и вызовов скорой медицинской помощи, оценка деятельности дневного стационара поликлиники.
Результаты. Экономическая эффективность достигнута за счет эффективного использования дневного стационара и уменьшения количества вызовов скорой медицинской помощи.
Заключение. Разработанная модель системы филиалов поликлиники позволяет оптимально использовать финансовые потоки в здравоохранении.
Ключевые слова: территориальная доступность, система филиалов поликлиники, экономическая эффективность.