Голицын Николай Сергеевич (1809-1892),
князь, русский военный историк, генерал от инфантерии
Николо-Угрешский мужской монастырь (фрагменты из очерка)1
40
12 июля сего, 1879 года, в 7 часов утра, я поехал из Москвы, от пароходной пристани Московского общества туерного 2 пароходства по Москве-реке, у Москворецкого моста, вниз по этой реке в Николо-Угрешский мужской монастырь, находящийся на левом берегу ее в Московском уезде в расстоянии от Москвы, сухим путем — в 15 верстах, а водою (по причине многих изгибов реки) в 30 с лишком...
...Пароход, на котором я ехал, пристал в виду монастыря не у левого берега реки, а в левом водоотводном канале ее, где у пристани устроена деревянная крытая галерея для пассажиров и имеются крытые экипажи для перевозки их в монастырь. В одном из них я и доехал до монастыря и через южные ворота в каменной ограде его вступил в прекрасную аллею высоких и густых растений, по которой дошел прямо к высокой колокольне и из-под ворот внизу ее — к большой, каменной гостинице за оградой монастыря, к с. от него.
Уже с первого шага за южную ограду я был приятно поражен видом цветущих растений и благоуханием цветов, рассаженных клумбами внутри монастырского двора. Я уже перед тем давно и много наслышался, что Николо-Угрешский монастырь славится своим цветоводством и садоводством, и что цветы занимают видное место на цветных выставках в Москве. Здесь я удостоверился в справедливости этого: все внутреннее пространство в черте ограды представляет в западной половине вид прекрасного благоуханного цветника, а в восточной — тенистого сада, с большими развесистыми деревья-
1 Сборник исторических очерков «Путешествия вокруг Москвы». Авт.-сост. Ватник Н. С. М.О., Издательский дом «Московия», 2006. С. 161-171. Текст печатается в авторской редакции.
2 Туер — буксирное судно, идущее при помощи подтягивания цепи или троса, проложенного по дну реки.
ми вокруг большого, чистого и рыбного пруда, с аллеями, мостами, теплицами и пр. Все это произвело на меня весьма благоприятное первое впечатление, тем более, что я везде видел хорошие каменные здания и много таких же церквей вокруг главного собора посередине.
Заняв нумер в гостинице, я пошел в собор во имя св. Николая Чудотворца, где застал общий молебен для богомольцев после обедни перед местною явленною иконой Святителя. После молебна, приложившись к этой иконе и бегло осмотрев собор, я пошел в настоятельские кельи и посетил о. настоятеля архимандрита Пимена, уже 26 лет управляющего монастырем. После краткой беседы с ним, я осмотрел монастырский двор с цветником, сад и скит за прудом и так называемый «архиерейский дом» в юго-восточном углу монастыря. В ските, слева, возле небольшой Скитской церкви, я поклонился могиле жившего в нем на покое, близко известного мне и глубоко уважаемого мною о. Иеромонаха Антония Бочкова...
Николо-Угрешский монастырь основан великим князем Димитрием Иоанновичем Донским в конце 1380 года, вскоре после одержанной им победы над Мамаем на Куликовом поле, по следующему случаю. Когда этот князь выступил из Москвы 22 августа 1380 года со своим великокняжеским «двором» (дружиной или полком) в поход против Мамая и шел вниз по левой стороне Москвы-реки к Коломне, то на месте, где теперь стоит монастырь, увидал на сосне в сиянии икону святителя Николая Чудотворца. Обрадованный и ободренный этим чудесным явлением, ведший князь воскликнул: «Вся сия угреша мое сердце» (все это согрело мое сердце) . По одержании же победы над Мамаем 8 сентября 1380 года, в день
3 Вот почему место явления иконы Донскому и речка, протекающая тут в Москву-реку, и монастырь, основанный тут, получили и доныне сохранили название «Угреша».
Православное паломничество: вчера и сегодня
Рождества Богородицы, великий князь в том же году построил на месте явления ему иконы церковь во имя св. Николая Чудотворца и при ней монастырь, и в эту церковь поставил явленную икону святителя... Церковь посещали: великий князь Василий Иоаннович в 1519 году, Грозный в 1546 году, царь Михаил Федорович 9 раз и царь Алексей Михайлович 13 раз. В эти времена в обители были царские палаты, патриаршие кельи и гостиница, построенная патриархом Иовом. В монастырском синодике вписано около 30 княжеских и более 50 знатнейших дворянских родов, что указывает на важное общественное значение обители в прежние времена. Из одной надписи игумена Ионы на его списке «Жития Святых» можно заключать, что Угрешская обитель была в близком духовном общении с Троицкою Серги-евою, хотя и не в подчинении ей.
.Монастырь имеет братскую больницу на 10 кроватей, но из аптеки ее отпускаются без ограничения и безвозмездно лекарства для приходящих больных, а на умерших-неимущих бесплатно выдаются гробы.
Богадельня, устроенная при монастыре первоначально на 14 кроватей, мало-помалу возросла в настоящее время до 45. В нее принимаются люди всякого звания без различия, убогие, престарелые и слабые. Трапеза у них отдельная, но монашеская, а одежда — послушническая.
В черте ограды, против гостиниц, особые ворота ведут на двор «странноприемного дома», в котором неимущие богомольцы простого звания могут жить 3 суток бесплатно, на монастырском содержании. В прежнее время и гостиница монастырская была на таком же положении, но, вследствие ежегодного возрастания числа богомольцев, во всех трех каменных гостиницах ныне положена определенная плата за помещение и пищу; всех нумеров 160, различных цен, смотря по величине; пища же с братской трапезы дается бесплатно.
За гостиницами, в 3/4 версты от монастыря, находится замечательное монастырское «народное училище», существующее с 1856 года и обязанное своим учреждением архимандриту Пимену. Ныне в нем до 200 учеников. Учреждение при монастыре такого рода народного училища есть великая заслуга архимандрита Пимена и достойный подражания пример для тех из наших монастырей, которые обладают возможными к устройству подобного рода полезных заве-
дений средствами. То же самое следует сказать и о благотворительных учреждениях архимандрита Пимена в монастыре: больнице, богадельне и странноприемном доме, из которых в больницу во время последней войны принимались раненые и больные нижние воинские чины. Честь и слава за все это почтенному о. архимандриту Пимену!..
.Следует сказать вообще, что Николо-Угрешский монастырь, в 26 лет управления им о. архимандрита Пимена, ему несомненно и исключительно обязан восстановлением своим из состояния совершенного упадка в нынешнее цветущее и образцовое во всех отношениях положение. Недаром покойный Московский митрополит Филарет, столь мудрый и прозорливый, облек полным доверием своим архимандрита Пимена, назначив его настоятелем этого монастыря, пришедшего в упадок, поручив ему введение в оном общежития, содействуя ему в этом и во всех его мероприятиях, всегда одобряя все его распоряжения и оставаясь доволен им и поручая ему приведение в порядок и других обителей, пришедших в расстройство или в упадок. А преемник его, покойный митрополит Иннокентий, имея столько же доверия и благоволения к архимандриту Пимену, назначил его благочинным всех мужских и женских общежительных монастырей Московской епархии.
.В заключение рассказа о моей поездке в Николо-Угрешский монастырь, я должен сказать, что он, после трех монастырей, посещенных мною прежде сего, произвел на меня, также как и каждый из них в своем роде, свое особенное и отрадное впечатление. В нем глубокая и почтенная древность, как в Саввине монастыре, соединилась с числом и богатством храмов и зданий Нового Иерусалима, хотя и в меньшей степени, и а пустынным расположением среди полей и лесов, подобно Бородинской обители, но с присоединением сверх того существенных отличий от них. Таковыми считаю: строгий (Студийский) устав древних общежительных монастырей наших, более значительные материальные средства, владения и доходы, заслуживающие особенного внимания цветоводство и садоводство, и особенно — прекрасные благотворительные учреждения: больница, богадельня, страннопри-емный дом и — венец их — народное училище; все это — несомненный плод 26-летняго благодетельного и замечательного настоятельства о. архимандрита Пимена.
Ноябрь, 1879 год
41