DOI: 10.26442/2413-8460_2018.2.109-112
Николай Петрович Гундобин -один из основоположников российской научной и клинической педиатрии: к 110-летию со дня смерти
Н.П.Шабалови
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова» Минобороны России. 194044, Россия, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6 enpshabalov@yandex. ru
Статья посвящена жизни и профессиональной деятельности одного из основоположников российской педиатрии - профессора Н.П.Гундобина. Его труды «Особенности детского возраста», «Общая и частная терапия болезней детского возраста», доклад «Детская смертность в России и меры борьбы с нею» на 1-м Российском педологическом съезде в июне 1906 г. стали знаковыми в развитии теоретической педиатрии и ее практическом воплощении.
ключевые слова: история медицины, Н.П.Гундобин.
для цитирования: Шабалов Н.П. Николай Петрович Гундобин - один из основоположников российской научной и клинической педиатрии: к 110-летию со дня смерти. Педиатрия (Прил. к журн. Consilium Medicum). 2018; 2: 109-112. DOI: 10.26442/2413-8460_2018.2.109-112
Nikolai Petrovich Gundobin - one of the founders of the Russian scientific and clinical pediatrics: to the 110th death anniversary
N.P.Shabalov^
S.M.Kirov Military Medical Academy of the Ministry of Defence of the Russian Federation. 194044, Russian Federation, Saint Petersburg, ul. Akademika Lebedeva, d. 6 enpshabalov@yandex. ru
The article is devoted to the life and professional practice of one of the founders of russian pediatrics - professor N.P.Gundobin. His works "Features of childhood", "General and particular treatment of childhood diseases", report "Child mortality in Russia and measures to combat it" at the 1st Russian Pedological Congress in June 1906 became significant in the development of theoretical pediatrics and its practical implementation. Key words: history of medicine, N.P.Gundobin.
For citation: Shabalov N.P. Nikolai Petrovich Gundobin - one of the founders of the Russian scientific and clinical pediatrics: to the 110th death anniversary. Pediatrics (Suppl. Consilium Medicum). 2018; 2: 109-112. DOI: 10.26442/2413-8460_2018.2.109-112
Не каждому дано свершить великое дело, но каждый может и должен принести посильную помощь и облегчить страдания детей.
НПГундобин «О призрении и воспитании молодого поколения» (1901 г.)
Николай Петрович Гундобин родился 30 ноября 1860 г. в старинном русском городе Шуя (Владимирская губерния), но с 2 лет жил в городе Рыбинске, а после смерти отца - Петра Ильича (1837-1871 гг.) - в Петербурге, где в 1880 г. окончил с золотой медалью 2-ю Петербургскую гимназию (в советское время 232-я школа Ленинграда).
П.И.Гундобин - выходец из купеческой среды, был человеком с разносторонними интересами. Он - член Румянцевского музея в Москве, член-корреспондент Публичной библиотеки в Петербурге, Археологического, Географического и некоторых других научных обществ, автор ряда научных публикаций по этнографии, собрал обширную коллекцию древних русских монет, книг, оружия, кубков, блюд, крестов, рукописей на церковнославянском языке. В период 1859-1871 гг. П.И.Гундобин передал в Императорскую публичную библиотеку более 2 тыс. книг, карт, рукописей, планов и эстампов, включая такие раритеты, как 123 рукописи ХУШ-ХК вв. П.И.Гундобин умер в 34 года от тифа.
В 1880 г. Н.П.Гундобин поступил на медицинский факультет Московского университета, который успешно закончил в 1885 г. Затем в течение 1 года работал экстерном во Владимирской, Ольгинской детских боль-
Pediatrics. Consilium Medicum 2018 | NO. 2 109
ницах Москвы и далее в течение 3 лет - ординатором в детской клинике профессора НАТольского в качестве в начале сверхшатного и далее - штатного ординатора. За эти годы он публикует несколько клинических работ: «Место сердечного толчка у детей», «Блуждающая печень и подвижная селезенка», «О промывании желудка в терапии у грудных детей» и др. Уже в первом издании классического труда отечественной педиатрии «Семиотика и диагностика детских болезней» (1890 г.) Н.Ф.Филатова есть два упоминания о работах Н.П.Гундобина.
В марте 1889 г. Н.П.Гундобин переезжает в Санкт-Петербург, где работает в должности врача при Министерстве иностранных дел и одновременно в Александровской барачной больнице вначале как клиницист и далее - как патологоанатом.
Под руководством крупного петербургского патологоанатома приват-доцента Военно-медицинской академии (ВМА) Н.В.Ускова выполнил докторскую диссертационную работу на тему «Строение кишечника у детей», защищенную в 1891 г. в Москве. Задачей работы было «выяснить вероятные выгоды и невыгоды для ребенка существующих анатомических особенностей его кишечного канала» и подойти к решению вопроса «как и насколько зависит от существующих анатомических особенностей на различные заболевания кишечного канала у детей относительно своей этиологии, течения и исходов». Тщательные микроскопические исследования кишечника человека с первых суток жизни до 30 лет позволили впервые описать возрастные анатомические особенности кишечного канала и высказать предположения о причинах, обусловливающих частые диспепсические расстройства, кишечные колики у детей грудного и раннего возраста. В дальнейшем данная работа явилась фундаментом основного направления научной деятельности руководимой им кафедры детских болезней ВМА.
В 1892 г. в Санкт-Петербурге вышла монография Н.П.Гундобина - «О морфологии и патологии крови у детей». В ней впервые в мировой практике на основе личного обследования крови 200 новорожденных и детей грудного возраста показаны различия между кровью новорожденных детей, детей грудного и старшего возраста в условиях нормы и при ряде патологических состояний. Впервые показано, что для грудных детей типичен лимфоцитоз. Современная детская гематология рассматривает монографию Н.П.Гундобина как первую в этой специальности.
В июне 1892 г. Н.П.Гундобин утвержден в должности приват-доцента кафедры детских болезней ВМА, возглавлявшейся первым русским профессором-педиатром Н.И.Быстровым, а с ноября 1897 г. после ухода в отставку Н.И.Быстрова - избран заведующим кафедрой детских болезней ВМА и экстраординарным профессором. По воспоминаниям Э.Э.Гортье, «Н.П.Гундобин сам много работал и умел заставлять работать и других; как прекрасный и талантливый руководитель он живым интересом к делу, увлекаясь сам, увлекал и других; своим же приветливым характером он очаровывал всех, кто только имел возможность сблизиться с ним». Постоянным ассистентом клиники был один лишь А.Д.Зотов и с 1903 г. - Э.Э.Гартье, но врачей на стажировку (на 1 год - институтские врачи) через клинику за время заведования кафедрой Н.П.Гундобиным прошло 130, и он их постоянно привлекал к научным исследованиям. Всего под руководством Н.П.Гундобина выполнено 112 докторских диссертаций.
Н.П.Гундобина по праву считают основоположником русской научной педиатрии, ибо за первые 7 лет его руководства кафедрой детских болезней на ней выполнено 95 докторских диссертаций, обобщенных Николаем Петровичем в капитальном труде «Особенности детского возраста» (480 страниц), опубликованном в Санкт-Петербурге в 1906 г. Эта книга сразу же вошла в золотой фонд русской и мировой педиатрии, издана
в Берлине на немецком языке в 1912 г. и являлась настольной не только для русских, но и для европейских педиатров на протяжении десятилетий, фундаментом пропедевтики детских болезней, ибо в ней впервые в мире подробно описаны возрастные анатомо-функ-циональные особенности всех функциональных систем, сформулирована научно обоснованная периодизация детского возраста, лежащая в основе современных периодизаций.
М.С.Маслов (1936 г.) писал: «Несмотря на уже значительное развитие клинической педиатрии, как у нас, так и за границей, до него всегда чувствовалась шаткость и неустойчивость из-за отсутствия научного фундамента. Отдельные робкие попытки изучения анатомо-физиологических особенностей, в частности желудочно-кишечного тракта, конечно, были и раньше, но изучение всего детского организма в возрастном аспекте во всей полноте впервые представлено только Николаем Петровичем. Он не только поставил задачу, он в небывало короткий срок выполнил. В этом его громадная заслуга перед педиатрией. Своими трудами он вывел русскую педиатрию на путь самостоятельности, а не просто подражания загранице. С его именем данные русской педиатрии вошли в мировую научную сокровищницу и послужили и еще долго будут служить источником для понимания патологии и для развития новых работ в этом направлении».
Еще будучи приват-доцентом, Н.П.Гундобин издает в 1896 г. капитальное руководство «Общая и частная терапия болезней детского возраста», переиздававшееся в 1900 и 1907 г. Историк педиатрии В.С.Вайль замечает, что «столь подробного пособия (308 страниц в первом издании) в этом плане не было в то время ни в русской литературе, ни в западноевропейской». Анализируя отличия от существовавших в то время руководств, В.С.Вайль обращает внимание не только на огромное внимание Н.П.Гундобина к возрастным анатомо-фи-зиологическим особенностям, но и на целый ряд его оригинальных представлений по принципиальным вопросам педиатрии как раздела медицинской науки, профилактики и лечения больных детей.
Во введении к этому руководству («Общая терапия болезней детского возраста») Н.П.Гундобин пишет: «Задача педиатра при лечении болезней детского возраста обширнее и труднее задачи терапевта. Врачу детских болезней приходится иметь дело с единицами, различными по возрасту, анатомо-физиологическим особенностям, по восприимчивости к одним лекарствам и степени противодействия другим... Если мы озаботимся о правильном питании грудного ребенка, о соответствующей гигиенической обстановке, о чистом содержании кожных покровов, то будет устранено большинство из болезненных процессов, свойственных раннему возрасту... Значение гигиены в терапии детских болезней выступает рельефнее, чем у взрослых. Уметь достигать приемами малыми действия большого - вот основное правило детской терапии. Не надо забывать, что область педиатрии обширна, потому что объектом ее исследования служит не маленькое живое существо, а будущий человек».
Приведем несколько положений, высказанных Н.П.Гундобиным, из других его публикаций. «Пренебрегать анамнезом или стеснять его ограниченным временем я считаю непозволительным.
Время, потраченное на расспросы больного, не может считаться потерянным, даже при полной неудаче в ответах; в это время опытный врач незаметно изучает ребенка и мать. Признавая и высоко оценивая всю пользу научного развития методики клинического исследования, я позволю себе заметить, что означенные методы, при всем их совершенстве, не должны и не могут освобождать врача от детального исследования больного, не должны переносить клинику в лаборато-
110 Педиатрия. ConsiLium Medicum 2018 | №2
рию....Только клиническое наблюдение у постели больного научит вас ставить диагноз и предсказание, научит назначать правильную терапию и оценить по достоинству как главные признаки болезни, так и особенности данного случая. Что касается диагноза в целом, то он ставится путем мышления индуктивного, и никогда не будет настоящим врачом тот, который подходит к кровати больного с готовым мнением или известным предубеждением. Путь индуктивный - единственный в клинике. Химия, микроскоп, бактериология определяют болезнь, но не дают никаких указаний на ту почву, на которой развивается данное заболевание... Одно дело лечить болезнь и совершенно иное - лечить самого больного. А в последнем обстоятельстве и заключается вся обязанность врача и клинициста... Здесь, в моей клинике, более 2 средств ни у одного больного вы не увидите. Клиническая терапия должна быть простой и в тоже время рациональной» [1].
«Болезни новорожденных и раннего грудного возраста остаются до сих пор отделом наименее разработанным в клиническом отношении. Между тем для детского врача знакомство с началом его специальности, с первыми стадиями развития ребенка являются необходимыми для выявления последующих условий этого развития. Естественно желать и требовать, чтобы при всех детских клиниках и больницах были наконец учреждены отделения для новорожденных и грудных детей. Только при этом условии, когда получится возможность следить за ребенком с самого начала его внеутробного развития, мы будем иметь возможность проследить дальнейшее развитие шаг за шагом во всей его последовательности. В настоящее время детская больница или клиника только тогда может считаться хорошо устроенной, если она состоит: из отделения для внутренних болезней, для заразных болезней и из отделений для детей грудных» (Н.П.Гундобин из речи на открытии секции детских болезней 9-го Пироговского съезда, 1909 г.).
Для характеристики Н.П.Гундобина как педиатра весьма важны и следующие слова М.С.Маслова (1936 г.): «Николай Петрович был исключительно скромным человеком, человеком чистой души и идеалистом в хорошем смысле этого слова. Он никогда никому не мог отказать в помощи, всегда был отзывчивым, добрым товарищем, любил своих многочисленных пациентов, всегда принимал к сердцу положение больных, переживал часто вместе с родителями тяжелые минуты. Вместе с тем это был печальник о детях, гибнувших без призора, жертвах невежества, отсутствия грамотности и косности».
В докладе «Детская смертность в России и меры борьбы с нею» на 1-м Российском педологическом съезде в июне 1906 г., подчеркивая, что «громадная смертность младенцев в крупных городах находит свое объяснение в условиях социальных и санитарных», Н.П.Гундобин, однако, сказал, что «выждать, пока России дадут все права, необходимые для ее нормального развития, и в то же время оставлять в этом ожидании гибнуть детей без помощи - будет безжалостно и преступно».
Н.П.Гундобин в 1904-1905 гг. был председателем Общества детских врачей Петербурга, активно участвовал в создании Союза борьбы с детской смертностью (1904 г.), был председателем отделения гигиены воспитания и образования, а также школьной гигиены Русского общества охраны народного здравия (1900 г.), издал первую книгу по школьной гигиене («Школьная гигиена», 3 лекции для преподавателей начальных школ; 1902 г.), а также пользовавшуюся широкой популярностью у матерей научно-популярную книгу «Воспитание и лечение ребенка до семилетнего возраста» (1907, 1909, 1913 г.). Николай Петрович активно перестраивал процесс преподавания и научной работы на кафедре детских болезней ВМА. В 1904 г.,
выступая с докладом в Обществе детских врачей, Николай Петрович подчеркивает: «.Три главные задачи, выполнение которых лежит на каждом профессоре. Во-первых, деятельность чисто преподавательская; во-вторых, нравственное влияние на слушателей и, в-третьих, не только лечение больных, но и как в клинике, так и в лаборатории, разработка научных вопросов, имеющих непосредственное отношение к данной специальности».
Н.П.Гундобин так формулирует свои взгляды на постановку школьного образования: «Настоящая школьная система, по моему глубокому убеждению, должна руководствоваться тремя главными принципами:
1) образование и воспитание детей составляют в школе неразрывное целое;
2) необходимо, чтобы школа была национальною, т.е. она должна знакомить учеников прежде всего и главным образом с окружающей природой и жизнью России, воспитывать в них чувство патриотизма;
3) главная цель воспитания - это сделать из ребенка человека, приготовленного к жизни в обществе».. («Современные задачи школьной гигиены», 1907 г.).
18 декабря 1998 г. начальник ВМА генерал-полковник медицинской службы, академик РАМН Ю.Л.Шевченко начал свою актовую речь, посвященную двухсотлетию академии, со следующих слов Н.П.Гундобина: «Врачи одинаково нужны в городах и селах, в народе и в войсках. Они должны служить и служат не только целителями, но и проповедниками полезных и практических сведений из гигиены и медицины. Необходимые силы для того, чтобы целыми годами изо дня в день видеть перед собой болезни и страдания во всех слоях общества, можно почерпнуть только из искренней преданности и любви к человечеству.. Без любви к человечеству нет врача». В дальнейшем оказалось, что это цитата из актовой речи «Идеалы современной медицины», которую в год столетнего годового акта академии было поручено прочесть Н.П.Гундобину. Основные положения актовой речи Н.П.Гундобина:
• «Продолжительный расцвет жизни, безболезненная смерть от естественной старости - вот идеалы медицины.
• Наука о жизни не открывает нам причин жизни.
• Работа и труд являются истинными стихиями жизни, они представляют собою основные ее условия.
• Среди всех болезней наибольшие опустошения в мире произвели болезни эпидемические».
Три пути борьбы с эпидемиями по Н.П.Гундобину: санитарные мероприятия, прививки, усовершенствование человеческого рода.
• «Прошли те времена когда полагали, что дух независим от плоти. Проходят и те времена, когда думали, что зависимость духа от материи уничтожает дух.
• Противоядие против смерти дает нам религия, противоядие против страданий и болезни должна дать наука.. дело научной медицины, в обширном значении этого слова, - не допускать до проявлений болезней.
• Девизом врача должна служить: братская любовь к ближнему, бескорыстие и самоотвержение.
• Жизнь без религии слишком тяжела. Чистая наука - та же религия. Не станет веры не будет и науки, тогда прекратит свое существование и человеческий мир!»
Н.П.Гундобин - потомственный дворянин в первом поколении, действительный статский советник, награжден орденами Святого Станислава 2-й степени (1901 г.), Святой Анны 2-й степени (1903 г.), скоропостижно умер 15 сентября 1908 г. в Петербурге, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры рядом с могилой Н.И.Быстрова. Наиболее видными представителями школы Н.П.Гундобина стали: Э.Э.Гартье, А.Д.Зотов, А.О.Карницкий, И.А.Климов, П.С.Медовиков, А.И.Покровский, П.А.Розанов, Э.Б.Фур-ман, Н.П.Шеповальников, А.Н.Шкарин.
Pediatrics. Consilium Medicum 2018 | NO. 2 ill
«Конечно, Н.П.Гундобина можно отнести и к москов- 3. ской, и к петербургской школе педиатров. Но так ли это важно? Нет смысла делить российскую педиатрию на московскую, петербургскую и иные школы; как нет 4. смысла делить Отечество, делить больных на разные категории. Мы все были, есть и будем его учениками, ибо его труды, как и труды других выдающихся педиатров, лежат в основе наших современных знаний» 5. (Ю.В.Середа, 1997).
В заключение приведу еще раз слова М.С.Маслова (1936 г.): «Мы, современники, должны с благодарностью помнить имя Н.П.Гундобина, оставившего та- 6. кой значительный след в мировой педиатрии и поднявшего так высоко значение русской педиатрии».
Литература/References
1. Клиническое исследование и лечение больного ребенка. Мед. журн. Окса. 1901; 1: 3-4, 13, 17. / Klinicheskoe issledovanie i lechenie bolnogo rebenka. Med. 7. zhurn. Oksa. 1901; 1: 3-4, 13, 17. [in Russian]
2. Вайль В.С. Один из основоположников научной педиатрии Н.П.Гундобин. Сталинабад, 1957. / Vajl V.S. Odin iz osnovopolozhnikov nauchnoj pediatrii N.P.Gundobin. Stalinabad, 1957. [in Russian]
Cведения об авторе
Шабалов николай павлович - д-р мед. наук, проф., засл. деятель науки РФ, зав. каф. детских болезней ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М.Кирова». E-mail: [email protected]
XVII Конгресс детских инфекционистов России «Актуальные вопросы инфекционной патологии и вакцинопрофилактики»
12-14 декабря 2018 года Конгресс посвящен 80-летию академика В.Ф. Учайкина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, проспект Вернадского, 84
Организаторы
• Министерство здравоохранения Российской Федерации
• Ассоциация педиатров-инфекционистов
• Департамент здравоохранения г. Москвы
• НП «Национальная Медицинская Палата»
• Российская Академия Наук
• ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» МЗ РФ (ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ)
• Союз педиатров России
Основные научные направления Конгресса
1. Трудные вопросы ведения инфекционных больных. Разборы клинических случаев
2. ОРВИ и грипп у детей: современные методы лечения и профилактики
3. Герпесвирусные инфекции у детей: трудности в диагностике и лечении
4. Вирусные гепатиты: новые подходы в лечении
5. ВИЧ-инфекция у детей - профилактика перинатальной передачи
6. Нейроинфекции - актуальная междисциплинарная проблема
7. Природно-очаговые инфекции: диагностика, лечение и профилактика
8. Актуальные вопросы диагностики и лечения кишечных инфекций у детей
9. Новые возможности вакцинопрофилактики у детей
10. Инфекционные заболевания у соматических больных: диагностика, лечение и профилактика
11. Иммунореабилитация детей с инфекционными заболеваниями
12. Паразитозы
Регистрационный взнос в размере 1 100,00 (Одна тысяча сто) рублей (без НДС) должен быть переведен на расчетный счет АССОЦИАЦИИ ПЕДИАТРОВ-ИНФЕКЦИНИСТОВ: ОГРН 1167700073925, ИНН 9717048605, КПП 771701001,
р/с 40703810938000006376, в ПАО Сбербанк г. Москва, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225. В регистрационный взнос входит: присутствие на всех заседаниях, получение бейджа и материалов участника Конгресса, размещение тезисов в сборнике Конгресса. Тезисы принимаются до 15 ноября 2018 года.
Правила оформления тезисов: Редактор: MS Word. Шрифт: Times New Roman 12, через 1,5 интервала. Отступы: сверху, снизу, слева, справа - 2,5 см. Объем не более одной страницы. Параметры страницы: А4 (портрет). Название работы печатается в верхнем регистре жирным шрифтом без сокращений, далее надо обязательно указать фамилии авторов, организацию, город и страну.
Оплата тезисов: для публикации тезисов необходимо заплатить 450 рублей (без НДС) на расчетный счет АССОЦИАЦИИ ПЕДИАТРОВ-ИНФЕКЦИНИСТОВ, либо оплатить регистрационный взнос, куда уже входит сбор на публикацию тезисов. Фото или скан квитанции платежного поручения об оплате сбора за публикацию тезисов должна быть выслана по e-mail [email protected] с указанием на бланке платежного поручения фамилии первого автора и названия мероприятия.
Конкурс молодых ученых: в рамках Конгресса пройдет конкурс молодых ученых в виде постерной сессии. В конкурсе могут принять участие лица до 35 лет (студенты, ординаторы, аспиранты и др.). По всем вопросам обращаться в организационный комитет Конгресса.
Выставка: параллельно с заседанием Конгресса проводится Международная медицинская выставка, в ходе которой российские и зарубежные компании представят
современное медицинское оборудование, новые лекарственные препараты. Организатор выставки - АССОЦИАЦИЯ ПЕДИАТРОВ-ИНФЕКЦИНИСТОВ.
Гостиница: по вопросам размещения в гостинице обращаться к Васильевой Юлии Викторовне. Стоимость проживания в гостинице не входит в регистрационный взнос.
Организационный комитет:
Тел. +7(916)516-22-57, Шамшева Ольга Васильевна, [email protected] Тел. +7(905)565-41-16, Васильева Юлия Викторовна, [email protected] Тел. +7(903)763-03-78, Молочкова Оксана Вадимовна, [email protected]
Маслов М.С. К 75-летию со дня рождения Н.П.Гундобина. Вопр. педиатрии. 1936; VIII (Вып. 3): 133-7. / Maslov M.S. K 75-letiyu so dnya rozhdeniya N.P.Gun-dobina. Vopr. Pediatrii. 1936; VIII (Vyp. 3): 133-7. [in Russian] Маслов М.С. Сборник работ кафедры детских болезней ВМА, посвященный 50-летию со дня смерти проф. Н.П.Гундобина. Л.: ВМА, 1960; с. 5-12. / Maslov M.S. Sbornik rabot kafedry detskih boleznej VMA, posvyashennyj 50-letiyu so dnya smerti prof. N.P.Gundobina. L.: VMA, 1960; s. 5-12. [in Russian] Свистунов Н.И. Николай Петрович Гундобин - основоположник возрастной анатомии. Педиатрия. 1990; 11: 104-7. / Svistunov N.I. Nikolaj Petrovich Gundobin - osnovopolozhnik vozrastnoj anatomii. Pediatriya. 1990; 11: 104-7. [in Russian]
Середа Ю.В. Н.П.Гундобин: годы жизни и свершения (к 100-летию публикации руководства Н.П.Гундобина «Общая и частная терапия болезней детского возраста»). Педиатрия. 1997; 1: 95-8. / Sereda Yu.V. N.P.Gundobin: gody zhizni i sversheniya (k 100-letiyu publikacii rukovodstva N.P.Gundobina «Ob-shaya i chastnaya terapiya boleznej detskogo vozrasta»). Pediatriya. 1997; 1: 95-8. [in Russian]
Шабалов Н.П. Профессор Н.П.Гундобин как педиатр и гражданин России. Педиатрия. Журн. им. Г.Н.Сперанского. 2010; 6: 149-51. / Shabalov N.P. Professor N.P.Gundobin kak pediatr i grazhdanin Rossii. Pediatriya. Zhurn. im. G.N.Speran-skogo. 2010; 6: 149-51. [in Russian]