УДК 316.624:323.331 ББК 60.524.258 Т 80
Д.С. Труханович,
аспирант кафедры социологии Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону, тел.: +7(863)203-64-89, e-mail: [email protected]
НИГИЛИЗМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ КАК ДЕВИАЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
(Рецензирована)
Аннотация. В настоящей статье автор обосновывает необходимость изучения нигилизма государственных гражданских служащих как одной из девиаций на государственной службе. Для этого проводится теоретический анализ таких теоретических конструкций, как «нигилизм», «девиация», «аномалия», «девиантное поведение». Также в обоснование своей позиции автор приводит результаты социологического исследования, в ходе которого изучалось мнение респондентов - совершеннолетних граждан Российской Федерации, проживающих или временно пребывающих на территории Ростовской области - по вопросам нигилизма на государственной службе.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственные гражданские служащие, нигилизм, девиации, девиантное поведение, аномалии, дисфункция.
D.S. Trukhanovich,
Post-graduate student of Department of Sociology of the Southern Russian Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, ph.: +7(863) 203-64-89, e-mail: [email protected]
NIHILISM OF THE PUBLIC CIVIL SERVANTS AS DEVIATION: THEORETICAL AND EMPIRICAL ANALYSIS
Abstract. In the present paper the author proves a need to study nihilism of the public civil servants as one of deviations in public service. For this purpose the theoretical analysis is carried out of such theoretical constructions as "nihilism", "deviation", "anomaly" and "deviant behavior". Also to prove his position the author brings results of socialogical research concerning nihilism in public service during which the opinion of respondents was studied. Respondents were the full age citizens of the Russian Federation who are living or temporarily arriving in the Rostov region.
Keywords: Public civil service, public civil servants, nihilism, deviations, deviant behavior, anomalies, dysfunction.
Ни у кого не вызывает сомнения, что государственная служба - сложное и многогранное явление, которое изучается с позиции различных
подходов: от теории «идеальной» бюрократии М. Вебера до современного институционального подхода и др. При этом многие исследователи отмечают, что на государственной службе нередко возникают различные аномалии, девиации, дисфункции, которые впоследствии приводят к возникновению конфликтных ситуаций, дезорганизации, неисполнению поручений, бездействию, принятию ошибочных решений, бесконтрольности, дезинформации и пр.
В качестве одного из таких аномальных явлений на государственной службе, на наш взгляд, необходимо всесторонне проанализировать смысл и содержание нигилизма государственных служащих, который мы предлагаем рассмотреть в рамках государственной гражданской службы РФ (далее по тексту - государственная служба).
Одним из свойств человека является его способность к скептическому восприятию и переосмысливанию происходящих социальных процессов в обществе, что может приводить, в том числе, и к отрицанию сложившихся в обществе отношений, социальных норм, институтов и ценностей. Подобное отрицание стало именоваться в научной литературе термином «нигилизм».
В своих диссертационных исследованиях В.Г. Сафонов и М.А. Ме-силов отмечают, что правовой нигилизм представляет собой сложное социально-правовое явление, которое состоит из трех основных частей [1; 32, 2].
Во-первых, это течение общественно-политической мысли, научная теоретическая концепция, являющаяся по своей сути совокупностью критических взглядов на государство и право. Данная концепция имеет свою историю и развитие и является производной от права и государства.
Во-вторых, это социальное явление, которое состоит в мотивиро-
ванном отторжении права общественным сознанием, обществом или его частью и выборе иного, отличного от права, социального регулятора в качестве доминирующего.
Наконец, в-третьих, правовой нигилизм - это личностное представление конкретного субъекта о правовой действительности, выраженное в осознании практической и идеологической несостоятельности права, предполагающее его негативную оценку и отказ от использования правовых норм в конкретных жизненных ситуациях.
Но, несмотря на все многообразие, у всех проявлений нигилизма есть вполне отчетливая общая черта
- протест, отрицание, гиперболизированное «нет» в ответ на ту или иную попытку коммуникации.
Рассматривая нигилизм в самом простом виде - как отрицание тех или иных норм, отметим, что подобная позиция индивида не может не сказываться на его поведении, которое будет отклоняться от установленных обществом норм. При этом отклонение в поведении личности от тех или иных норм и стандартов при проведении социологического анализа необходимо рассматривать через призму девиации и девиантного поведения.
Для того чтобы доказать возможность анализа нигилизма как формы выражения управленческой девиации на государственной службе, необходимо раскрыть специфику девиаций в управлении и разграничить такие понятия, как «девиация», «аномалия», «аномия», «дисфункция», «девиантное поведение».
Так, аномалия (от греч. anomalía
- неравновесие) представляет собой отклонение от нормы, общей закономерности, неправильность. Аномалия - любое отклонение от существующих социальных норм, биологических или иных норм [3].
Аномалии могут быть рассмотрены в трех основных аспектах:
1. Аномалии объекта, которые могут быть как врожденными,
так и приобретёнными (например, врожденные аномалии (пороки) развития человека, и т.д.);
2. Поведенческий аспект (в данном случае речь идет о девиации).
В рамках бихевиоризма и социально-психологического подхода девиация определяется как отклонение от нормального поведения [4].
Понятие «девиация» следует рассматривать как категорию, т.е. наиболее общее понятие по отношению к таким категориям, как «девиантность» и «девиантное поведение». Термином «девиантность» принято обозначать состояние субъекта девиации, а термином «деви-антное поведение» - поведенческое проявление [5].
Под девиантным поведением понимаются поступки и действия людей, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, не согласующиеся с ожиданиями группы или всего общества [6].
3. Институциональный аспект.
Г.П. Зинченко применительно
к государственной службе в институциональном аспекте рекомендует использовать не просто понятие «отклонение» (оно же «аномалия»), а понятие «дисфункция» [7].
Дисфункция - это отклонение от нормального функционирования в институциональном и структурно-функциональном подходе.
Дисфункция является одной из разновидностей проявления организационной патологии, которая, в свою очередь, представляет собой отклонение от нормальной организации (в системном подходе, в теории управления и теории организаций).
Наличие множества организационных патологий в обществе приводит к появлению аномии. Аномия описывает состояние общества при рассогласовании/отсутствии норм (например, при переходе к новому этапу развития).
Таким образом, на наш взгляд, необходимо согласиться с Г.А. Банных [4; 82], которая в своем диссертационном исследовании приходит к выводу о том, что понятие «аномалия» выступает более общим, родовым понятием по отношению к таким понятиям, как «девиация», «дисфункция», «патология», «дезорганизация», «аномия». При этом в настоящем исследовании под девиацией понимаются действия лица (группы лиц), которые не соответствуют общепринятым нормам поведения.
Нигилизм также необходимо рассматривать как одну из форм выражения управленческой аномалии на государственной службе (в поведенческом аспекте), что обусловлено следующим:
- во-первых, нигилизм - это отрицание индивидом (или группой индивидов) тех или иных норм, что приводит к их несоблюдению. Подобное отрицание является аномалией, рассматриваемой в поведенческом аспекте, т.е. девиацией;
- во-вторых, нигилизм государственных служащих на практике является формой выражения девиаций управления;
- в-третьих, нигилизм может привести к появлению дисфункций на государственной службе, которые перерастают в организационные патологии всего социального института государственной службы.
Возможность рассмотрения нигилизма государственных служащих как одной из девиаций на государственные службы выдвигалась в качестве гипотезы при проведении автором в марте-апреле 2017 г. социологического исследования на тему: «Нигилизм государственных гражданских служащих: особенности и причины возникновения».
При проведении социологического исследования в качестве генеральной совокупности было выделено совершеннолетнее население Ростовской области - всего 3 448 551 человек. Характеристика
генеральной совокупности в зависимости от пола: женщины -1 888 206 человек (55% от общего количества населения области), мужчины - 1 560 345 человек (45% от общего количества населения области) [8].
Тип выборки - квотная, всего опрошено 246 человек. Характеристика выборочной совокупности по полу: женщины - 138 человек, или 56% от общего числа опрощенных; мужчины - 108 человек, или 44% опрошенных.
Возраст респондентов: от 18 до 25 лет (41,5% опрошенных); от 26 до 36 лет (30,5%); от 37 до 50 лет (11,8% опрошенных); от 51 до 65 лет (12,6% опрошенных ) и старше 65 лет (3,7% от общего количества респондентов).
Общий трудовой стаж респондентов: 34,1% опрошенных - менее 1 года, 26% опрошенных - свыше 15 лет, 14,6% и 13,4% опрошенных
- от 1 года до 3 лет и от 5 до 10 лет, соответственно, 6,9% опрошенных
- стаж работы от 3 до 5 лет, а 4,9% опрошенных - от 10 до 15 лет.
Уровень образования респондентов: 43,5% респондентов имеют высшее образование - специалитет или магистратура; 28,5% - в настоящее время обучаются по программе бакалавриата или специалитета; 16,7% - имеют высшее образование
- бакалавриат; 9,3% - среднее профессиональное образование, 1,6%
- среднее общее образование; 0,4%
- основное общее образование.
В силу того, что государственная служба является специфическим институтом, а нигилизм - весьма сложной категорией, для настоящего исследования важно понимать особенности формирования мнения респондентов о государственной службе и оценки ими нигилизма на государственной службе.
Респондентам был задан вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться с деятельностью государственных гражданских служащих?», ответы на который распределились
следующим образом: большая часть опрошенных (41,9%) непосредственно сталкивались с деятельностью государственных служащих при обращении в государственные органы, 25,2% респондентов сами являются государственными служащими, 19,1% знают о деятельности государственных служащих из рассказов знакомых, которые замещают должности государственной службы, а 13,8% опрошенных никогда не сталкивались с деятельностью государственных служащих.
Таким образом, большая часть опрошенных - 67,1% - сталкивались в той или иной степени лично с деятельностью государственных служащих. Это подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что при оценке особенностей института государственной службы и непосредственно деятельности государственных служащих и возникающих в ней девиаций респонденты будут опираться на свой эмпирический опыт.
Большинство респондентов сталкивались непосредственно с отклоняющимся от норм поведением государственных служащих, о чем свидетельствуют следующие результаты: 67,1% респондентов отметили, что сталкивались с отклоняющимся от норм поведением государственных служащих, 27,2% опрошенных с отклоняющимся поведением на государственной службе не сталкивались, 5,7% опрошенных затруднились ответить. При этом из 25,2% опрошенных, которые являются государственными служащими, только 6,5% не сталкивались с отклонением государственных служащих от норм, а 2% затруднились ответить (табл. 1).
Опыт респондентов личного контакта с девиантным поведением на государственной службе не одинаков в разных возрастных группах. Так, например, респонденты в возрасте старше 65 лет однозначно ответили, что в той или иной степени сталкивались с девиантным
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Приходилось ли Вам сталкиваться с поведением государственных гражданских служащих, которое отклонялось от установленных норм?», в зависимости от опыта взаимодействия с государственными служащими
Приходилось ли Вам стал- Приходилось ли Вам сталкиваться с поведением госу-
киваться с деятельностью дарственных гражданских служащих, которое откло-
государственных граждан- нялось от установленных норм?
ских служащих? да, да, ча- да, но нет, не затрудня- Итого
очень сто не ча- прихо- юсь отве-
часто ста дилось тить
да, приходилось, т.к. обращался(лась) ворга- 4,5% 33,8% 14,6% 8,5% 0,4% 41,9%
ныгосударственнои власти
дапаихоррлось, т.к.
уменякста знукомыо госу-даксовенныл граждапвк ие 0,4% 3,3% 7,3% 7,3% 0,8% 19,1%
СЛуЖаЩМв
т.в. соот (нама) з амещаю дрлжносто гоноалрственной гражданской службы 2,0% 3,7% 11,0% 6,5% 2,0% 25,2%
нет, не приходилось 0,4% 2,0% 4,1% 4,9% 2,4% 13,8%
Итпго 7,3% не ,8% 37,0% Н7,2% 5,7% 100,0%
поведением на государственной с луж бе.Вари антотв ета« да, очень часто » выбыло большереспооден-тов в всчрааое ао 51 до6а оео, а
респондоато1 с возрасте о ие ро 50 лет пракничнтчи но сталковались С деИИННТНаШПбВТДеНИеМ госуцар-аьосиныо служлщив (рив. 1).
Рисунок 1. Зависимость личного опыта столкновения с девиантным поведением государственных служащихреспондентовот, ихвозраста,
-В46 -о
То или иное явление имеет значение и нуждается в изучении социологией только в том случае, если оно оказывает влияние на определенные социальные процессы, явления, организации или институты. Большинство респондентов (77,24%) отмечают,
что девиантное поведение на государственной службе существенно влияет на институт государственной службы посредством снижения его престижа, 13,82% опрошенных полагают, что имеет место быть несущественное снижение пржстижа (рис. 2).
Рисунок 2. Мнение респондентов о влиянии девиантного поведения государствен-ныхснужащих на престиж институтагосударственнойслужбы
Изложенное позволяет утверждать, что девиантное поведение на государственной службе, с которым сталкивается население, существенно влияет на институт государственной службы, так как снижается его престиж, а также развивается недоверие общества к государству в целом.
Девиантное поведение на государственной службе всегда имеет какую-либо форму выражения в практической деятельности. Анализ мнения респондентов о формах выражения девиантного поведения государственных служащих (табл. 2) показывает, что:
- всего 246 респондентов дали 540 ответов, при этом 18 человек (или 7,3% от общего числа опрошенных) затруднились ответить;
- наиболее выраженной формой девиантного поведения является неисполнение должностных обязанностей в установленном объеме. Так полагают 63,8% опрошенных (данный вариант был выбран157 раз);
- 56,1% респондентов выделили в качестве формы девиантного поведения государственных служащих
отрицание и (или) неисполнение правовых норм (данный вариант былвыбран 138 раз);
- 50% респондентов выделили в качестве формы девиантного поведения государственных служащих отрицание нравственных ценностей на государственной службе (данный вариант былвыбран123раза);
- отрицание профессиональных ценностей на государственной службе 41,5% опрошенных относят к формам девиантного поведения государственных служащих (данный вариант былвыбран102 раза).
При этом тенденция выделения в качестве основных форм девиант-ного поведения государственных служащих неисполнение должностных обязанностей в установленном объеме и отрицание и (или) неисполнение правовых норм наблюдается как у граждан, непосредственно не связанных с государственной службой, так и среди опрошенных лиц, замещающих должности государственной службы.
Из вышеизложенного следует, что гипотеза о том, что отрицание и неисполнение тех или иных норм
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос:
«По Вашему мнению, в каких из ниже перечисленных формах может выражаться девиантное поведение государственных гражданских служащих?»
По Вашему мнению, в каких из ниже перечисленных формах может выражаться девиантное поведение государственных гражданских служащих? Ответы Процент респондентов, давших ответ
Число ответов Процент от общего числа
отрицание и (или) неисполнение правовых норм 138 25,6% 56,1%
отрицание профессиональных ценностей на государственной службе 102 18,9% 41,5%
отрицание нравственных ценностей на государственной службе 123 22,8% 50,0%
неисполнение должностных обязанностей в установленном объеме 157 29,1% 63,8%
ни одна из вышеперечисленных форм, свой вариант 2 0,4% 0,8%
затрудняюсь ответить 18 3,3% 7,3%
Всего 540 100,0%
или ценностей респонденты рассматривают как девиантное поведение на государственной службе, нашла свое подтверждение.
Для изучения мнения респондентов о том, имеет ли место быть нигилизм на государственной службе и как он может (если может) быть выражен в практической деятельности, необходимо установить, известно ли понятие «нигилизм» респондентам и в какой общественной сфере они с ним сталкивались.
Так, из общего числа опрошенных 69,51% уверенно показали, что им знакомо понятие «нигилизм», 22,36% отметили, что когда-то слышали его, 7,32% с данным понятием незнакомы, а 0,81% затруднились ответить на данный вопрос. При этом большинство опрошенных (59,8%) сталкивались с употреблением понятия «нигилизм» в литературе, 37,4% опрошенных - в правовой сфере, а 21,1% - в политической (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос:
«В какой сфере Вы сталкивались с употреблением понятия «нигилизм»?»
В какой сфере Вы сталкивались с употреблением понятия «нигилизм»? Ответы Процент респондентов, давших ответ
Число ответов Процент от общего числа
литература 147 46,2% 59,8%
правовая сфера 92 28,9% 37,4%
политическая сфера 52 16,4% 21,1%
ни одна из вышеперечисленных, свой вариант 5 1,6% 2,0%
затрудняюсь ответить 22 6,9% 8,9%
Всего 318 100,0%
Вслед за тем, что респонденты считают возможным появление девиаций на государственной службе, большая часть опрошенных, а именно 84,56%, полагают, что нигилистическое отношение государственных служащих к социальным нормам имеет место быть в их практической деятельности, из них 15,45% респондентов полагают, что такое отношение встречае тся часто, а 17,89% - что встречается, но не часто.
На практике с нигилизмом государственных служащих в тойили иной степени с тал кахались 54,47% опрошенных, из хоторых босыная часть - 47,97%с сим сталкивались несколько рас, 33,33% респххден-тов вообще не сталкихались с нигх-лизмом на госудалслвенной службд. При этом 12 ,20% респондехтов затруднились отвеуинх.
На мнехис реапхндентов по вышеуказанному оп-осу нкесыаал
существенное влияние их возраст: так, большинство респондентов (21,54% от общего числа опрошенных) в возрасте от 18 до 25 лет не сталкивались лично с нигилизмом государственных служащих, при этом респонденты в возрасте от 26 до 36 лет с нигилизмом государственных служащих сталкивались чаще, чем респонденты в возрасте от 37 до 50. Можно проследить следующую тенденцию: чем старше респондент, тем выше вероятность, что он столкнется с нигилизмом та госудерственной службе.
Основная масса мпрошенных, йименно т°,8р%, сонласеы с тем, что нигилизм на госуднрсттенннй алужТт втлможло рассмттронать как форму выражения девиантного поведония, при ттом только 14,23% онрошенныт нд соглдины с данным подходом (рис. 3).
Рисунок 3. Мнение респондентово том, возможно лирассматривать нигилизм на государетееином слнжмеиак. фсрмх} ры,ражьпоясеииаатного иовеозимя
Изложенное выше подтверждает нашу гипотезу о том, что нигилизм государственных служащих - это одна из форм выражения де-виантного поведения в сфере государственного управления.
Таким образом, анализ теоретических положений и проведенное эмпирическое исследование позволяют утверждать, что на государственной службе имеет место быть нигилистическое отношение к социальным (в т.ч. и правовым) нормам со стороны государственных
служащих, выраженное в их отрицании и неисполнении. При этом нигилизм государственных служащих, который в общем виде является отрицанием и неисполнением тех или иных норм или ценностей, необходимо рассматривать как девиантное поведение на государственной службе, которое существенно влияет на институт государственной службы, так как снижается его престиж, а также развивается недоверие общества к государству в целом.
Примечания:
1. Сафонов В.Г. Правовой нигилизм работников государственного аппарата и пути его преодоления: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 181 с.
2. Месилов М.А. Правовой нигилизм государственных служащих в современной России: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 30-31.
3. Социальные нормы и отклонения от них. URL: http://www.jourclub. ru/9/1568/4/ (дата обращения: 12.10.2017).
4. Банных Г.А. Управленческие аномалии в государственной гражданской службе: опыт социологического анализа: дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006. 192 с.
5. Апинян Г.В. О понятиях «девиация», «девиантность», «девиантное поведение» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 118. С. 120.
6. Григорьев А.А. Девиантное поведение: лекции по социологии. М., 2012. URL: http://sdamzavas.net/3-87944.html (дата обращения: 12.10.2017).
7. Зинченко Г.П. Государственная служба: дисфункции и девиации // Чи-новникъ. 2002. № 1.
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 12.10.2017).
References:
1. Safonov V.G. Legal nihilism of workers of the state apparatus and ways of its overcoming: Diss. for the Cand. of Jurisprudence degree: 12.00.01. M., 2004. 181 pp.
2. Mesilov M.A. Legal nihilism of civil servants in modern Russia: theoretical and legal research: Diss. for the Cand. of Jurisprudence degree: 12.00.01. M., 2008. P. 30-31.
3. Social norms and deviations from them. [Electronic resource]. Access mode: URL: http://www.jourclub.ru/9/1568/4/ (Date of access: 12.10.2017).
4. Bannykh G.A. Management anomalies in the state civil service: the experience of sociological analysis: Diss. for the Cand. of Sociology degree: 22.00.08. Ekaterinburg, 2006. 192 pp.
5. Apinyan G.V. On the concepts of "deviation", "deviance", "deviant behavior" // News of the RSPU of A.I. Herzen. 2009. No. 118. P. 120.
6. Grigoryev A.A. Deviant behavior: lectures on "Sociology." M., 2012. [Electronic resource]. - Access mode: URL: http://sdamzavas.net/3-87944.html (Date of access: 12.10.2017).
7. Zinchenko G.P. Public service: disfunctions and deviations // Chinovnik. 2002. No.1.
8. Official site of the Federal State Statistics Service. [Electronic resource]. Access mode: URL: http://www.gks.ru/ (Date of access: 12.10.2017).