УДК 343.2/.7 ББК 67.408
© 2016 г. Б. Р. Аветисян,
аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры
Российской Федерации.
E-mail: [email protected]
НЕЗАКОННЫЕ АЗАРТНЫЕ ИГРЫ КАК КРИМИНАЛЬНЫЙ РЫНОК
Основная причина «живучести» игорного бизнеса - наличие устойчивого спроса на азартные игры со стороны игроков, что по известным экономическим законам рождает предложение - нелегальную организацию азартных игр. Из этого следует, что незаконный игорный бизнес следует рассматривать как криминальный рынок.
Ключевые слова: игорный бизнес, теневая экономика, сверхприбыль, организованная преступная группа, преступление, рынок, закон, ответственность, криминал.
B. R. Avetisyan - Postgraduate student of the Department of Criminal Law, Academy of General Prosecutor's Office
of the Russian Federation.
ILLEGAL GAMBLING AS A CRIMINAL MARKET
The main reason for «survivability» of a gaming - existence of steady demand for gamblings from players that under the famous economic laws gives rise to the offer - the illegal organization of gamblings. It follows from this that the illegal gaming should be considered as the criminal market.
Keywords: gambling, shadow economy, profit, organized criminal group, the crime, the market, the law, responsibility, crime.
Азартные игры являются благоприятной средой для развития преступности, сферой притяжения криминала. Они создают условия для совершения преступлений как организаторами, так и участниками азартных игр, что позволяет отнести азартные игры к так называемым «фоновым» явлениям преступности.
Смена модели государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр, осуществленная на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», снизила криминогенный потенциал законных азартных игр, что повлекло за собой интенсивное развитие нелегального игорного бизнеса и его последующую «виртуализацию», вследствие чего азартные игры в России практически полностью перешли в «теневой сектор» экономики.
В связи с введенными государством законодательными ограничениями [1] количества игорных заведений и мест, где они могут быть расположены, расширился рынок игорных услуг, предоставляемых незаконно, поскольку на них существовал и продолжает существовать устойчивый спрос, повлекший
за собой рост преступлений данной направленности.
Более того, основная причина «живучести» игорного бизнеса - наличие устойчивого спроса на азартные игры со стороны игроков, что по известным экономическим законам рождает предложение - нелегальную организацию азартных игр.
Действительно, считая рынком (вообще и криминальным - в частности) всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара [2, с. 75], можно в качестве основного критерия детерминанта рынка принять «тесноту» взаимосвязей между продавцами (организаторами незаконного игорного бизнеса) и покупателями (участниками игорного бизнеса).
Исследователи склонны трактовать «криминальный рынок ... с нескольких позиций в соответствии с различными аспектами его существования, ролями в обществе ...» [3]:
- в качестве самостоятельного антиобщественного института;
- как часть и вид организованной преступности;
- как инфраструктуру, вспомогательный институт, обеспечивающий снабжение и функционирование организованной преступности;
- как объединение организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций), как фактор, способствующий взаимодействию и координации организованных преступных формирований.
Выражая полную солидарность с подобной структуализацией, хотелось бы отметить, что, рассматривая незаконный игорный бизнес как «... совокупность общественных отношений по спросу, предложению и приобретению товаров и услуг, оборот и предоставление которых запрещены законом ...» [3, с. 10], можно выделить классификационные признаки, позволяющие отнести эту область противозаконной деятельности к криминальным рынкам.
Азартная игра как предоставляемая преступная услуга является необходимым и достаточным условием противоправного соглашения между игроком и организатором незаконного игорного бизнеса.
Статьей 171.2 УК РФ определены следующие два квалифицирующих признака состава преступления: извлечение дохода в особо крупном размере (часть 2 статьи) и совершение данного противоправного деяния организованной группой (часть 3 статьи), что обоснованно позволяет отметить высокую степень общественной опасности незаконных азартных игр.
Противоправные азартные игры редко осуществляются «одиночками», подавляющее большинство случаев незаконного игорного бизнеса связано с действиями преступных сообществ, получающих либо основной, либо дополнительный доход, предоставляя криминальные услуги, сопровождающихся рядом иных преступных действий, входящих в сферу интересов организованных преступных формирований.
Например, криминальный рынок по оказанию букмекерских услуг составляет единое целое с организованной преступностью в среде букмекеров и составляет ее вид.
Вместе с тем организованная преступность, связанная с азартными играми, может контролировать наряду с букмекерством и другие криминальные сегменты - лотерею, дистанционные азартные игры, тотализатор и тому подобное. И, как было отмечено профессором В. В. Меркурьевым, «.борьба с криминальным рынком. равнозначна борьбе с организованной преступностью.» [4].
Необходимо отметить значимую роль игорного бизнеса как плацдарма для отмывания
доходов, полученных организованной преступностью.
Экономические (да и не только) преступления имеют своей основной целью получение неких выраженных как в денежной, так и в иной форме благ, предназначенных для удовлетворения нужд личного потребления. Однако зачастую неконтролируемые размеры незаконных поступлений многократно превышают личные потребности и возможные материальные расходы, вызванные криминальными отношениями, что ставит перед преступностью вопрос сохранения этих активов. А специфика игорной деятельности такова, что проследить финансовый оборот игорных заведений представляется весьма затруднительным.
В данной ситуации игорный бизнес (как законный, так и незаконный) предоставляет отличные возможности для сохранения и преумножения преступных доходов, поскольку использование их в законном экономическом обороте несет риск утраты и обуславливает необходимость своеобразной мимикрии незаконных благ под легальные доходы.
Для этих целей и совершаются вложения в игорную деятельность, что позволяет приумножать криминальные активы многократно и получать возможность свободно их использовать путем «отмывания», а в последствие и выводить за пределы страны, открывая им тем самым легальный доступ во все сферы экономики. Такой подход к оценке преступной значимости игорного бизнеса позволяет отнести его как криминальный рынок к вспомогательному институту функционирования организованной преступности [3].
Кроме того, азартные игры представляют собой область пересечения интересов криминальных групп различной направленности, включающих организованную преступность, коррумпированных представителей властных структур, наркоторговцев, торговцев людьми и тому подобное. Являясь ярко выраженным криминальным рынком, игорный бизнес содействует налаживанию преступных связей между представителями организованной преступности, тем самым участвуя в процессе координации их незаконной деятельности.
Одним из проявлений организованной экономической преступности является криминальный рынок услуг, не столь развитый количественно и «компонентно», сколь развитый финансово и «прибыльно».
В его структуре современными исследователями выделяются следующие виды преступной деятельности [5, с. 38]:
- нелегальный бизнес, связанный с предоставлением и потреблением разрешенных в гражданском обороте услуг, осуществляемый без лицензии или специального разрешения;
- бизнес, связанный с предоставлением и потреблением запрещенных в гражданском обороте услуг, которые используются субъектами криминального рынка для обеспечения его функционирования, подавления конкуренции и социального контроля, а также услуг, предназначенных для удовлетворения спроса других потребителей.
Криминальный рынок азартных игр, с учетом приведенной структуры, также демонстрирует двухстороннюю направленность. Действительно, с одной стороны, азартные игры -это услуги, на которые есть постоянный спрос со стороны потребителей и предоставление которых приносит огромные неконтролируемые доходы субъектам игорного бизнеса. Однако азартные игры могут быть как разрешенными (с использованием специального разрешения - лицензии), так и запрещенными законодательно (осуществляемые без лицензии или специального разрешения, либо проводимые в информационно-коммуникационных сетях). Хотелось бы так же отметить, что и первые, и вторые рынки азартных игр могут использоваться представителями криминала для осуществления противоправной деятельности в сфере обеспечения функционирования организованной преступности (например, отмывание денег, «крышевание» и тому подобное).
Несмотря на то, что рынки этих двух видов развивают свою деятельность самостоятельно, редко пересекаются, имеют разные типы выражения и несхожих потребителей, они неразрывно связаны общностью целей и формами реализации, более того, они едины своей сущностью - азартом и риском - как со стороны организаторов, так и со стороны участников.
Рынок услуг, предоставляемых игорным бизнесом, имеет узколокальный характер. В случае реальных азартных игр предоставляемые услуги носят ярко выраженную «местечковую» направленность - игорные заведения располагаются либо на территории пяти разрешенных зон, либо незаконно функционируют в достаточно крупных городах, где потенциальных игроков больше, где присутст-
вует лучший шанс «затеряться», где имеется соответствующая инфраструктура (помещения, оборудование, специалисты), позволяющая вести процесс игры.
Конечно, наличие незаконных игорных заведений на территории страны зависит от спроса на эти услуги со стороны потребителей, что говорит об условной возможности развития этого сегмента криминальных рынков и в малых населенных пунктах, однако наиболее значительный финансовый оборот все равно приходится на мегаполисы.
Значительно сложнее дело обстоит с дистанционными азартными играми. Субъект, реализовавший свое право доступа в информационно-коммуникационные системы и принимающий посредством этого участие в незаконных азартных играх, может находиться в любой точке мира - возможность потребления данной криминальной услуги обусловлена наличием доступа к информационно-коммуникационным ресурсам в его техническом устройстве и финансовыми возможностями игрока.
Незаконные услуги игорного бизнеса отличаются от законных услуг не только неимением специального разрешения или лицензии, но и отсутствием возможностей со стороны государства контроля получаемой прибыли (соответственно, отсутствие налоговых отчислений), качества предоставляемых услуг (азартные игры могут быть опасными для жизни игрока) и тому подобное.
Хотелось бы также отметить, что рынок азартных игр развивается неравномерно:
- услуги игорных заведений, предоставляющих реальные азартные игры, которые еще несколько лет назад были широко представлены на криминальном рынке, с усилением контроля и изменением законодательства сократились;
- рынок дистанционных азартных игр, которые не были представлены достаточно широко еще пять лет назад, сегодня успешно и динамично функционирует и расширяется.
Такой многоуровневый и многослойный характер криминального рынка услуг азартных игр является отличительной особенностью причинного комплекса преступлений в сфере игорного бизнеса - детерминанты организованной и экономической преступности с одной стороны, и специфические факторы, характерные для незаконного игорного бизнеса, с другой.
Как структурный элемент теневой экономики криминальный рынок азартных игр для обеспечения себя необходимой инфраструктурой - коммуникациями, информацией, различными другими видами сервиса - создает собственное экономическое и социальное пространство двух видов:
- в области реальных азартных игр: материально-техническое снабжение (помещение, оборудование, интерьер); информация (помогающая в реализации преступных замыслов и обеспечивающая бесперебойное функционирование заведения); человеческие ресурсы (участники азартных игр, обслуживающий персонал, технический персонал); перемещающиеся денежные потоки (прибыль игорных заведений, взносы игроков, вложения организаторов и долевых участников, отмываемые криминальные доходы);
- в области дистанционных азартных игр: материально-техническое снабжение (аппаратное и программное оборудование); информация (помогающая в реализации преступных замыслов и обеспечивающая бесперебойное функционирование дистанционного игорного заведения); человеческие ресурсы (участники азартных игр, ГГ-персонал, сетевые администраторы, программисты); денежные потоки в электронном виде (прибыль игорных заведений, взносы игроков, отмываемые криминальные доходы).
В последнее время в стране происходит повсеместная активизация незаконных игорных заведений, инициированная организованными группами, объединившими представителей криминальных группировок, коррумпированных представителей правоохранительной системы и нечистых на руку чиновников. Наличие теневого сектора экономики позволяет таким организованным структурам извлекать огромные неконтролируемые преступные доходы [6].
Так, 09.06.2014 г. депутат городского Совета Набережных Челнов Е. был задержан в рамках расследования уголовного дела по факту организации незаконных азартных игр. Следственные органы СКР по РТ подозревают его в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 210 («Участие в преступном сообществе») и частью 5 статьи 33, статьей 1712 («Пособничество в незаконных организации и проведении азартных игр») УК РФ.
По данным следствия, депутат Е., как и задержанные ранее чиновники администра-
ции, используя свои полномочия и связи во властных структурах, оказывал поддержку организаторам преступного сообщества. По версии следствия, преступное сообщество, участники которого специализировались на незаконной организации и проведении азартных игр, в 2011 году организовал житель Набережных Челнов У. При этом к деятельности преступной организации был привлечен начальник отдела полиции «Автозаводский» УМВД России по городу Набережные Челны Т.
В настоящее время к уголовной ответственности привлечены 14 жителей города Набережные Челны - как непосредственные руководители подпольного бизнеса, так и бухгалтеры, юристы, программисты и сообщники. 13 из них подозреваются в совершении преступления, предусмотренного статьей 171 2 УК РФ («Незаконные организация и проведение азартных игр»).
Помимо этого, в отношении пятерых - У., К., С., Н. и Т. - возбуждено уголовное дело по статье 210 УК РФ («Организация преступного сообщества или участие в нем»). Последнему также предъявлено обвинение по части 1 статьи 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), пунктам «б», «в» части 5 статьи 290 («Получение взятки в крупном размере») УК РФ.
Взаимодействие участников преступных организаций, коррумпированных представителей правоохранительных органов и властных структур на почве получения неконтролируемых значительных криминальных доходов порождает повсеместную и безнаказанную деятельность незаконных игорных заведений.
Рассматривая организацию и проведение азартных игр вне игорной зоны как проявление экономической преступности, выражающееся в противоправной предпринимательской активности, мы априори считаем, что незаконный игорный бизнес, являясь криминальным рынком, подчиняется всем законам экономики, и именно экономический подход к решению проблемы незаконных азартных игр позволит остановить рост этих преступлений и добиться постепенного снижения их числа. Отнесение незаконного игорного бизнеса к криминальным рынкам имеет не только теоретическое, но и прикладное криминологическое значение для объяснения детерминации соответствующих преступлений (на первый план выходят факторы экономическо-
го характера) и совершенствования профилактической деятельности, которая должна быть направлена на сокращение «спроса» на азартные игры и ликвидацию «предложения» ус-
Литература
1. Федеральный закон от 22.12.2014 № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
2. Джевонс У. С. Деньги и механизм обмена. Челябинск, 2006.
3. Агапов П. В., Амирбеков К. И., Боголюбова Т. А., Диканова Т. А., Жубрин Р. В., Меркурьев В. В. и др. Борьба с криминальными рынками в России / под общ. ред. проф. В. В. Меркурьева. М., 2014.
4. Меркурьев В. В. Криминологическая характеристика организованного сопротивления борьбе с преступностью // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 3.
5. Паталашко С. В. О значении и содержании оперативно-разыскной политики России в борьбе с организованной преступностью и коррупцией: реалии и перспективы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1.
6. Репецкая А. Л. Российский криминальный рынок услуг: структура и характеристика отдельных видов // Криминологический журнал ОГУЭП. 2008. № 2.
луг незаконных азартных игр, ограничение доступа к криминальным «средствам производства» (игорному оборудованию).
Bibliography
1. The Federal law from 12/22/2014 № 430-FZ «About entering of changes into article 171.2 of the Criminal code of the Russian Federation and articles 14.1.1 and 28.3 of the Code».
2. fl^eBOHC U. S. Money and mechanism of an exchange. Chelyabinsk, 2006.
3. Agapov P. V., Amirbekov K. I., Bogoly-ubova T. A., Dikanova T. A., Zhubrin R. V., Merkuryev V. V., etc. Fight against the criminal markets in Russia / under the general edition of the prof. V. V. Merkuryev. M., 2014.
4. Merkuryev V. V. Criminological characteristic of organized resistance to fight against crime // Criminological magazine of the Baikal state university of economy and right. 2013. № 3.
5. Patalashko S. V. About value and the maintenance of quick and investigation policy of Russia in fight against organized crime and corruption: realities and prospects//Bulletin of the Volgograd academy Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 1.
6. Repetskaya A. L. Russian criminal market of services: structure and characteristic of separate types // OGUEP criminological magazine. 2008. № 2.