ЭКОНОМИКА
Зачастую из-за границы не поступают значительные валютные средства за уже поставленный лес. Например, объемы непоступления выручки составляют примерно 30 % от всей суммы экспорта лесоматериалов. В денежном выражении это составляет порядка 30 миллионов американских долларов. Проследить движение таких теневых потоков довольно сложно. Особенно, если нет межгосударственных соглашений об оказании правовой помощи. Так, например, обстоит дело с Японией и Южной Кореей. Аналитики управления ФСНП по Архангельской области подтверждают, что на ее территории в последнее время активно создаются структуры (зачастую при участии представителей фирм из Москвы и Санкт-Петербурга), скупающие у леспромхозов неликвидное сырье, которое они доводят до международных стандартов и продают за рубеж. Однако при этом широко практикуется сокрытие экспортной выручки на счетах в зарубежных банках.
Анализ криминогенной ситуации в лесопромышленном комплексе позволяет выявить следующие закономерности:
- большинство экономических преступлений связано с таким экологическим преступлением, как незаконная порубка леса;
- масштабы вырубки и качественные параметры вырубаемого леса находятся в прямой зависимости от внешнеторговой конъюнктуры мирового рынка лесного сырья;
- предметом преступлений, в основном, выступают объекты лесного фонда и продукция лесозаготовителей, а не лесопереработчиков;
- способы совершения преступлений основаны на несовершенстве действующего лесного законодательства и ослаблении контроля со стороны уполномоченных органов;
- степень криминализации лесного бизнеса достигла того уровня, когда дельцы теневого лесного бизнеса могут позволить лоббировать свои интересы на любом уровне, а также нейтрализовать любые попытки общественности или государственных органов ослабить их влияние.
Библиографический список
1. Уголовный Кодекс РФ.
2. Лесной Кодекс РФ.
3. http://www.lesgazeta.ru
4. Шейнгауз, 2005 г.
5. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Учебник/ Под ред. А.В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2009.
НЕЗАКОННОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ В РФ, ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
последствия и пути их преодоления
В.И. ОБЫДЕННИКОВ, проф. каф. лесоводства и подсочки лесаМГУЛ, д-р с.-х. наук,
А.А. САВИЦКИИ, доц. каф. бухгалтерского учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ,
канд. экон. наук
А.В. РОДИН, аспирант МГУЛ
Ситуация, сложившаяся в Российской Федерации в конце 20 века, вызвала к жизни многие изменения в законодательстве нашей страны.
В связи с глобальными социально-экономическими преобразованиями, ставшими характерной чертой российской действительности, наряду с прочими остро встал вопрос о правовом регулировании взаимоотношений человека и природы.
asavitskiy@mgul.ac.ru, caf-buhuch@mgul.ac.ru
Российская Федерация является одним из крупнейших производителей и экспортеров лесоматериалов в мире. Только по официальным данным Рослесхоза, в 2009 г. нелегально было заготовлено около 1,5 млн м3, по экспертным же оценкам, до 20 % заготовленной в нашей стране древесины имеет незаконное происхождение.
Проблемы экологической направленности стали все чаще проявляться в различ-
182
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
ЭКОНОМИКА
ных регионах России. Для России с богатейшими природными ресурсами проблемы, связанные с незаконным использованием ресурсов, стали выходить на первый план.
Законодательство зачастую просто не поспевает за новыми видами преступлений, возникающих в экологической сфере. Следовательно, и государство, не предугадав ситуации, несет огромные потери не только в экономическом, но и в экологическом плане.
Возможность довольно быстрого обогащения привлекает все больше и больше желающих, которые, пользуясь пробелами в далеко не совершенном российском законодательстве, пытаются получить от эксплуатации природы максимум прибыли. Для борьбы с подобным, практически безнаказанным незаконным «бизнесом» необходимо в самом ближайшем будущем предпринять ряд мер, которые смогут эффективно противодействовать этому явлению.
Однако здесь есть свои сложности. И это, прежде всего, выражается в том, что продолжаются мероприятия по реорганизации министерств и ведомств, законодательство, регулирующее правоотношения в экологической сфере также находится в состоянии практически постоянного изменения.
Охрана леса законодательством осуществляется с появлением первых правовых актов на Руси. Упоминание о правилах пользования лесом и наказания за их нарушения можно найти еще в Русской Правде. Указы и Уложения XV в., охраняющие монастырские и пограничные леса, предусматривали ответственность за их порчу с наказанием «за непослушание» и возложением обязанности возмещения убытков.
Анализируя законодательство различных исторических периодов, следует признать, что только во времена Петра I строгая система мер за нарушение царских указов по вопросам лесных отношений (от крупных денежных штрафов до вечной каторги и даже смертной казни) свела к минимуму подобного рода преступления. Наряду с жесткостью наказания основную роль сыграла и четкая система контроля за наличием
царского клейма на комлях срубленных деревьев.
Важной причиной распространения нелегального лесопользования в России являются низкий жизненный уровень населения в лесных поселках; низкая заработная плата работников лесохозяйственных предприятий; правовая база лесопользования не является полной и часто изменяется. Но и те законы, которые существуют, уже достаточны для борьбы с этим нежелательным явлением в случае их строгого применения. Однако этого не происходит. Также к основным причинам следует отнести фактор «безнаказанности» лиц, осуществляющих незаконные рубки, она проявляется в том, что даже при задержании лиц, осуществляющих незаконную рубку леса и передачи дела в правоохранительные органы, в большинстве случаев следует отказ в возбуждении уголовного дела. Все это обусловлено прежде всего тем, что идет неправильный сбор улик и неверное оформление первичных документов из-за отсутствия достаточной процессуальной грамотности у работников лесничеств и сотрудников правоохранительных органов, занимающихся лесонарушениями. Одной из причин распространения нелегального лесопользования является отсутствие надлежащего, полного учета и мониторинга заготовки и переработки древесины, постоянное ослабление лесной охраны в течение всего переходного периода и практически полная ее ликвидация после 2004 г. При соответствующем выполнении лесной охраной ее функций, при предусматривавшемся всегда постоянном контроле лесопользователей в местах их деятельности, в первую очередь -лесозаготовителей на лесосеках, т.е. в точках превращения древесины как исходного природного ресурса в товар, нелегальное лесопользование никогда бы не получило такого широкого распространения.
Не делая однозначных выводов, подчеркнем, что проблема нелегальных рубок в России действительно существует, но она требует системного осмысления, выработки единого понимания проблемы государственными органами и общественными экологическими организациями.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2012
183
ЭКОНОМИКА
Перечислим основные способы совершения экономических преступлений в лесопромышленном комплексе. Модификации способов совершения экономических преступлений в лесопромышленном комплексе основаны на особенностях технологического цикла заготовки леса и производства пиломатериалов, что позволяет обобщить практику преступных посягательств, сформировавшуюся с учетом региональной специфики. Систематизируя массив преступлений, следует отметить, что экономические преступления совершаются на всех стадиях производственного цикла:
1) получение права лесопользования;
2) выделение участка лесного фонда лесопользователям;
3) заготовка и транспортировка леса;
4) промышленная переработка;
5) осуществление посреднических операций, оформление и реализация экспортных контрактов;
6) таможенное оформление пересечения границы;
7) уплата налогов.
1. Получение права лесопользования.
В соответствии с действующим законодательством право на заготовку леса может быть предоставлено по результатам лесных аукционов, проводимых местной администрацией. Причем стоимость выставляемой на аукцион делянки (определенный по вырубку участок лесного фонда) оценивается с учетом ценности древесных пород и диаметру стволов. Средства, вырученные на аукционах, полностью поступают в бюджет, но чиновники, пренебрегая государственными интересами, вступают в сговор с лесопользователями с целью занижения определенных на аукционе сумм. Вознаграждение они получают не только денежными средствами, но и зачастую в виде имущества или стройматериалов. Из-за того, что действующим законодательством не предусмотрена система контроля за процедурой аукциона, документы по его результатам зачастую оформляются после его проведения «задним» числом.
Основным документом, предоставляющим право на заготовку леса, являются ле-
сорубочный ордер, билет, которые недобросовестными должностными лицами лесхозов передаются за взятку лицам, занимающимся незаконной заготовкой леса.
В основе экономических преступлений, совершаемых в ЛИК, лежит стремление заготовителей обойти установленные ограничения и превысить оплаченные объемы лесных ресурсов. Эту задачу злоумышленники решают путем подкупа сотрудников лесной охраны, либо на стадии выделения участка, либо в ходе транспортировки или складирования заготовленного леса.
2. Выделение участка лесного фонда лесопользователям. Характерно, что нарушения правил лесопользования, сопряженные с неправомерными действиями сотрудников лесхозов в пользу взяткодателей, совершаются в совокупности с превышением должностных полномочий. Вырубщики обычно с целью получения наибольшей выгоды оформляют документы на заготовку дешевых ресурсов (ветровала, лиственных пород) и в небольшом количестве, а, подкупив мастера леса, который обязан клеймить деревья, вырубают десятки кубометров товарного леса хвойных пород.
Иорочная практика подкупа способствует втягиванию все новых сотрудников лесхозов, для которых взятки становятся постоянным источником доходов.
Но самыми многочисленными и много-эпизодными преступлениями в ЛИК являются деяния, совершаемые на этапе заготовки леса.
3. Заготовка и транспортировка леса. На этом этапе совершаются такие преступления, как незаконная вырубка, незаконная предпринимательская деятельность, а также хищения, присвоения, большинство из которых сопряжены с использованием служебного положения в корыстных целях и легализацией незаконно полученных доходов.
а) Незаконная порубка леса. Незаконная порубка леса совершается без соответствующего разрешения (лесорубочного билета, ордера), а также с нарушением условий места, объема или сорта вырубленных деревьев. Способами порубки могут быть срубание, спиливание, выкорчевывание и т.д. Данный вид преступных посягательств причиняет
184
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
ЭКОНОМИКА
значительный ущерб экономике и ставит под угрозу экологическую безопасность. Незаконно полученная лесопродукция вывозится с территории лесного хозяйства и в дальнейшем реализовывается в различных регионах России. При этом расчет и обналичивание средств за лесопродукцию происходит путем создания и оформления документов от подставных фирм и фиктивных поставщиков.
Совершение этих действий невозможно без использования служебных полномочий. Такие преступления в основном совершаются должностными лицами органов лесного хозяйства и лесозаготовительных организаций. Таковыми являются: директор, его заместители, начальники производственных отделов леспромхоза, лесничие, а также члены комиссий по отводу-приемке лесосек - лесники, таксаторы, объездчики и т.п. Имеют место случаи, когда эти должностные лица вовлекают в свой преступный промысел лиц, находящихся от них в служебной зависимости. Нередки факты совершения преступлений работниками лесных хозяйств из-за боязни потерять работу и по принуждению со стороны их непосредственных руководителей.
При этом злоумышленники избирают один из двух основных способов:
- вообще не составляют документы об имевшем место лесопользовании;
- умышленно занижают стоимость лесопродукции при ее секвестрации, внося в товарно-сопроводительные документы заведомо ложные сведения.
б) Вырубка леса без получения лицензии. Заготовка леса нередко осуществляется в нарушение правил лицензирования, установленных для этого вида деятельности.
в) Кража лесоматериалов с территории лесопромышленных хозяйств. Подобные хищения связаны с незаконным изъятием лесопродукции со складов леспромхозов. В круг лиц, которые совершают хищения, входят, в основном, мастера леса, приемщики или заведующие складами, водители.
Похищенная продукция транспортируется чаще всего автомобильным транспортом, в ряде случаев железнодорожным транспортом, а затем реализуется.
г) Хищения лесоматериалов, сопряженные с созданием неучтенных излишков. Создание неучтенных излишков возможно на различных стадиях лесозаготовительного процесса: при отводе лесосек, разработке и заготовке леса, складировании, также при осуществлении целого ряда коммерческих операций, связанных с транспортировкой леса.
При этом используются в основном два приема хищения леса:
- древесина заготавливается и изымается без какого-либо отражения в официальных учетных документах;
- созданные излишки изымаются из числа учтенного и находящегося в ведении материально ответственных лиц лесоматериала с последующим составлением маскирующих эти операции фиктивных документов.
Маскировка создания неучтенных излишков леса, не находящих отражение в учетных документах, осуществляется либо путем неправильного отражения в документах количества заготовленной и оприходуемой древесины, либо путем необоснованного списания заготовленной древесины на производственные потери и хозяйственные нужды предприятия.
Создание излишков лесопродукции и ее изъятие из числа учтенной путем составления фиктивных документов более характерно при транспортировке и сбыте лесоматериалов. В основном оно осуществляется за счет прямого недогруза лесоматериалов в вагоны или автомашины, отправляемые в адрес грузополучателей, а также за счет пересортицы леса. В частности, во время отгрузки вместо деловых сортов древесины отгружают мелкотоварник либо дровяное долготье, наиболее ценные хвойные породы заменяют лиственными и т.п.
В ходе транспортировки похищенного или незаконно заготовленного леса совершаются преступления, связанные с подкупом патрулирующих лесные дороги нарядов полиции, лесников, а также с подлогами (сопроводительные документы, удостоверения личности).
д) Легализация доходов, незаконно полученных от заготовки леса. Незаконно полученная лесопродукция вывозится с территории лесного хозяйства и в дальнейшем реализовывается в различных регионах России. Организуя
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
185
ЭКОНОМИКА
незаконную порубку леса, преступники либо вообще не составляют документы об имевшем место лесопользовании, либо умышленно занижают стоимость лесопродукции при ее секвестрации, внося в товарно-сопроводительные документы заведомо ложные сведения.
4. Промышленная переработка леса. Преступления на этой стадии сопряжены с хищением не только сырья, готовой продукции, но и денежных средств, в том числе выделяемых из бюджета.
а) Хищения продукции. Имеют место случаи причинения существенного материального ущерба не только государственным органам лесного хозяйства, но и коммерческим организациям различных организационно-правовых форм, занимающихся заготовкой и переработкой леса.
За последнее время достаточно массовыми явлениями в лесопромышленном комплексе продолжают оставаться хищения лесопродукции с предприятий по ее производству, которые все больше совершаются организованными группами, с использованием подложных документов и дальнейшей реализацией полученной продукции через сеть посреднических фирм.
б) Хищения денежных средств. Основными способами хищения денежных средств являются:
- Составление фиктивных договоров с подставными фирмами с последующим созданием путем приписок видимости их выполнения с последующим присвоением денежных средств, оформленных на их оплату. Зачастую оплата может осуществляться лесопродукцией. В этом случае присваиваются средства, вырученные от ее реализации.
- Путем оформления документов на непроизводившиеся подготовительные и вспомогательные работы, закупку фондов.
- Путем составления подложных документов, связанных с заготовкой и приобретением лесопродукции.
Практика показывает, что эти хищения обычно совершают лица, имеющие доступ к денежным средствам или наделенные распорядительными правами в их отношении: кассиры, бухгалтеры, материально ответс-
твенные лица предприятий ЛПК различного уровня, инженеры снабжения и другие.
в) Хищения денежных средств, выделенных из бюджета. В последнее время получил распространение такой способ хищения, как нецелевое использования денежных средств, выделенных на поддержку отрасли из бюджета, учитывая ее современное кризисное состояние.
Одним из вариантов посягательств на бюджетные средства является незаконное возмещение налога на добавленную стоимость.
г) Мошенничество, совершаемое путем оформления незаконного получения средств из бюджета в качестве возмещения НДС. Подобная комбинация предполагает заключение фиктивных экспортных поставок, изготовление и реализацию поддельных документов, подтверждающих вывоз леса за рубеж.
5. Осуществление посреднических операций, оформление и реализация экспортных контрактов.
а) Преднамеренное банкротство. Стремление отдельных руководителей к сиюминутной выгоде и реализации своих частных интересов в ущерб интересам государства и деревообрабатывающего предприятия к банкротству.
б) Злоупотребления служебными полномочиями. Согласно требованиям тарифного регулирования перевозка грузов, предназначенных для отправки за границу, облагается по железнодорожному тарифу, в три раза превышающему внутрироссийский. Поэтому недобросовестные экспортеры уклоняются от уплаты причитающихся сумм, используя фиктивные гарантийные письма, подтверждающие нахождение получателя груза на территории РФ.
г) Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Практика проведения проверок по фактам невозвращения валютной выручки из-за рубежа за экспортированный лес и пиломатериалы показывает, что в настоящее время злоумышленниками отработаны схемы, предполагающие сговор с зарубежными партнерами. При этом иностранными партнерами по предварительной договоренности с экспортером производится
186
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
ЭКОНОМИКА
фиктивная выбраковка поставленной продукции, о чем он письменно уведомляет российских поставщиков и отказывается от оплаты. На деле расчет осуществляется наличными после доставки леса за рубеж, а полученная выручка помещается на счета в офшорные банки.
Стандартным способом сокрытия реальной выручки является схема так называемых двойных контрактов, когда иностранный партнер в своих документах показывает реальные цены и объемы древесины, а российский - заниженные. Разница делится между участниками сделки. При этом свою долю прибыли отечественный предприниматель либо оставляет на зарубежных счетах, либо ввозит в Россию контрабандой. Экспортерами данного сырья выступают частные фирмы и предприниматели-перекупщики леса, которые скупают данный товар непосредственно у лесозаготовителей по бросовым ценам, а контракты на экспорт заключают по ценам значительно ниже мировых.
С целью уклонения от таможеннобанковского валютного контроля, злоумышленниками оформляются сделки от имени фирм-однодневок, зарегистрированных на лиц, постоянно находящихся на территории стран ближнего зарубежья.
6. Таможенное оформление пересечения границы.
а) Контрабанда, совершаемая путем недекларирования или недостоверного декларирования.
Перевозку древесины по крупным автомобильным трассам от промежуточных складов в порты или через сухопутные переходы в Китай осуществляют транспортные фирмы, официально привлекаемые для этих целей поставщиками леса. В этом случае груз сопровождается всеми необходимыми документами. Но так как большинство сотрудников таможенных органов визуально не могут определить вид вывозимой древесины, район ее заготовки, контрабандисты используют официально оформленные документы для перевозки древесины низкого качества или распространенных сортов, заменяя ее высококачественной и редкой, сохраняя объемы, указанные в документах.
В целях введения в заблуждение таможенных органов недобросовестными коммерсантами применяются декларирование грузов от имени подставных юридических лиц.
Недостоверное декларирование имеет место при перемещении грузов в режиме «временного вывоза с таможенной территории», когда на самом деле груз экспортируется за рубеж.
д) Контрабанда, совершаемая с обманным использованием. Вся нелегально заготовленная древесина из Приморского края почти полностью перевозится в Китай. При этом практически на каждую партию леса имеется пакет документов (сертификаты, лесорубочные билеты, накладные), которые внешне отвечают предъявляемым требованиям, а выявить подделку документов может только специалист лесного хозяйства. У лиц, задержанных с поличным, всегда имеются товарно-сопроводительные документы: лесорубочные билеты, изготовленные в Китае, сертификаты, заполненные чернилами-невидимками, которые через определенное время исчезают, вследствие чего бланк можно многократно использовать. Применяются и другие приемы совершения контрабанды.
7. Уклонение от уплаты налогов.
Совершение преступлений в лесопромышленном комплексе зачастую сопряжено с уклонением от уплаты налогов. Предприятия, осуществляющие различного рода деятельность в лесопромышленном комплексе, используют самые разнообразные схемы уклонения от уплаты налогов, в результате которых в бюджеты различных уровней не поступают значительные платежи:
а) уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Отсутствие лицензирования в сфере переработки и реализации лесопродукции ведет к появлению на рынке частных предпринимателей, как правило, не состоящих на учете в налоговых органах;
б) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Одним из наиболее распространенных вариантов уклонения от уплаты налогов с организаций является неотражение в бухгалтерской отчетности, балансах и расчетах по
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
187
ЭКОНОМИКА
налогам финансово-хозяйственных операций за отчетный период.
Существует и ряд других способов уклонения от уплаты налогов, в том числе такие, как неправомерное увеличение затрат на производство лесопродукции, занижение объемов поставок лесопродукции, перечисление денежных средств на счета третьих, зачастую специально созданных для этих целей «подставных» фирм, расчет неучтенными наличными денежными средствами.
Также в последнее время индивидуальные предприниматели предпочитают обрабатывать лес самостоятельно, не обращаясь на специализированные предприятия. Они стараются приобрести импортное оборудование, которое дает меньше отходов при переработке древесины. В отчетности же указывается более высокий процент отходов. Таким образом, из легального оборота выпадает значительное количество продукции.
Уклонение от налогообложения в ЛПК совершается как типичными для большинства отраслей способами, так и специфическими. Для проведения лесовосстановительных работ многие лесхозы специально нанимают рабочую силу, расплату с которыми осуществляют лесоматериалами. Полученную продукцию они продают лесхозам и деревоперерабатывающим предприятиям. Вырученные же средства налогообложению не подлежат.
В целях улучшения криминогенной обстановки в отрасли, усиления государственного контроля за деятельностью предприятий лесопромышленного комплекса необходимо реализовать комплекс мер, направленных на изменение сложившегося положения.
1.Совершенствование законодательства, регламентирующего лесопользование:
- разработать законопроекты, определяющие порядок организации лесопользования с учетом соблюдения государственных интересов;
- внести изменения в «Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 № 551, предусматривающие обязательную сертификацию лесных ресурсов;
- Лесной Кодекс РФ дополнить нормами, устанавливающими механизм обеспечения воспроизводства лесов, а также запрещающими передачу лесопользователями прав по лесопорубочным билетам по договорам подряда и в субаренду;
- законодательно установить обязательное лицензирование деятельности по переработке и реализации лесопродукции;
- руководящим структурам лесхозов и транспортных организаций совместно разработать пакет документов единой формы, подтверждающих законность ее приобретения и транспортировки;
- внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения об изменении в сторону занижения объемов незаконной вырубки леса, за которые наступает уголовная ответственность по ст. 260 УК РФ («Незаконная порубка деревьев и кустарников»);
- при разработке проекта бюджета на предстоящий бюджетный период предусмотреть механизм использования средств, получаемых при взимании лесного налога, на социальную поддержку работников ЛПК.
2. Совершенствование системы контроля за деятельностью ЛПК.
- исполнительным органам власти усилить контроль за деятельностью Министерства природных ресурсов РФ и его территориальных органов, выдающих лицензии на право заниматься лесозаготовительной деятельностью, а также непосредственно контролирующих лесозаготовительную деятельность лесничих и лесничеств;
- рекомендовать Департаменту лесного хозяйства Минприроды России пересмотреть критерии отбора древесных пород, на который распространяется особый порядок заготовки с целью их ужесточения;
- для усиления государственного контроля за заготовкой, переработкой и реализацией лесопродукции, а также с целью устранения дисбаланса между объемами заготовленной и реально вывезенной древесины считаем необходимым рассмотреть воп-
188
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
ЭКОНОМИКА
росы создания единой информационной базы данных о деятельности отрасли;
- Департаменту экономики лесного комплекса Министерства экономического развития и торговли РФ разработать перечень технических стандартов, определяющих нормы отходов при переработке лесопродукции на отечественном и импортном оборудовании с целью контроля за фактическими объемами готовой продукции;
- на межведомственном уровне рассмотреть возможность введения:
а) государственной регистрации контрактов (договоров) на поставку продукции, выполнение работ и услуг, подразделениями МНС России, осуществляющими функции агентов валютного контроля,
б) государственной регистрации (учета) товарно-транспортных сопроводительных документов для усиления государственного контроля за объемами выполненных работ, услуг и объемами перевозимой продукции;
- налоговым органам в обязательном порядке организовать постоянный учет лиц, занимающихся реализацией древесины и изделий из нее.
3. Совершенствование организации и управления ЛПК.
Для стабилизации обстановки в лесной отрасли целесообразно:
- создать федеральный орган по управлению и координации деятельности лесопромышленного комплекса Российской Федерации;
- с участием МВД России создать межведомственные группы по пресечению противоправных действий, связанных с незаконным оборотом древесины. С этой целью эффективно проведение совместных рейдов лесников с работниками милиции на дорогах.
4. Совершенствование государственного регулирования экспорта лесопродукции
Для повышения эффективности экспорта лесопродукции и уменьшения объемов поставок на внешний рынок необработанной древесины необходимо реализовать комплекс мер тарифного и нетарифного регулирования.
А) Нетарифные меры:
- дополнить список лесоматериалов, экспорт которых подлежит лицензированию, видами, подвергшимися наибольшему истреблению, установить при выдаче лицензий на экспорт ценных пород обязательное согласование с органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации;
- пересмотреть в сторону снижения экспортные квоты на необработанный лес (как хвойных, так и лиственных пород);
- внести изменения в ТН ВЭД РФ, направленные на присвоение отдельных таможенных коды каждой группе экспортируемых пород леса с точностью до 9-ти знаков;
- ввести запрет на вывоз ценных и исчезающих пород древесины;
- Минэкономики РФ определить шкалу минимальных контрактных цен на экспортируемые лесоматериалы с учетом их видов и степени обработки;
- предусмотреть проведение подразделениями ГТК России экспертизы контрактной стоимости леса и лесоматериалов в случае их декларирования по ценам заниженным в сравнении с мировыми.
Б) Тарифные меры:
- выйти с предложением в Правительство РФ о рассмотрении возможности повышения таможенных пошлин на необработанные виды лесопродукции для стимулирования заинтересованности предприятий в экспорте готовых пиломатериалов и изделий из древесины;
- установить дифференцированные таможенные пошлины по всей номенклатурной группе древесины.
5. Совершенствование оборота изъятой незаконно добытой древесины.
С целью недопущения получения неконтролируемого дохода лицами, реализующими изъятые лесопродукты, целесообразно предусмотреть комиссионную оценку стоимости изъятых незаконно заготовленных лесных ресурсов и брошенной древесины с участием независимого эксперта. Цена на момент продажи должна устанавливаться не ниже среднерыночной, сложившейся в регионе.
Предусмотреть, что до принятия решения соответствующим государственным органом о привлечении виновного лица к ад-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
189