Научная статья на тему 'Некоторые проблемы борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов'

Некоторые проблемы борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3317
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КРИМИНАЛЬНЫЕ СХЕМЫ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ЛЕСА И ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ / БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТАМОЖНЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов П. И., Кузнецов П. Г.

В статье авторы рассматривают отдельные проблемы, связанные с предупреждением и раскрытием преступлений в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов, и предлагают пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов П. И., Кузнецов П. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов»

УДК 343.53; 343.773

П.И. Иванов

П.Г. Кузнецов

некоторые проблемы борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов

В статье авторы рассматривают отдельные проблемы, связанные с предупреждением и раскрытием преступлений в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов, и предлагают пути их решения.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, криминальные схемы, незаконный оборот леса и лесоматериалов, борьба с преступлениями, взаимодействие с таможней.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537) к числу источников угроз отнесены организованная преступность и коррупция, которые, как известно, существенным образом мешают проведению дальнейших реформ.

Анализ многолетней практики убедительно показывает, что на фоне роста влияния криминальных структур и коррупционных проявлений бюджетообразующие отрасли экономики, включая лесопромышленный комплекс (ЛПК), оказались наиболее подверженными криминальному влиянию, и такая криминогенная ситуация в лесопромышленном комплексе, как отмечают некоторые исследователи, сложилась достаточно давно [1]. Что же касается лесопромышленного комплекса, то эта отрасль экономики привлекает внимание не только российской организованной преступности, но и международной. Криминальные структуры в своих корыстных целях пытаются использовать и то обстоятельство, что лесопромышленный комплекс является одной из самых экспортно-ориентированных отраслей экономики России. По объемам экспорта данный

комплекс занимает 4-е место среди российских отраслей промышленности, после экспорта газа, нефти, черных и цветных металлов. Не случайно еще в 2007 г. МВД России на очередном заседании коллегии специально рассмотрело вопрос «О состоянии борьбы с преступлениями в лесопромышленной отрасли Российской Федерации и мерах по повышению ее эффективности» (приказ МВД России № 1169 - 2007 г.). По итогам коллегии МВД России была предусмотрена система организационных и практических мер по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов. В 2007 же году распоряжением Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. № 1305-р была утверждена Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года, а затем приказом Министерства природных ресурсов РФ, МВД РФ № 238/802 от 12 сентября 2007 г. была образована межведомственная комиссия по противодействию незаконным заготовкам и обороту древесины.

Спустя три года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях»

Иванов Петр Иванович, доктор юридических наук, профессор Академии управления МВД России, заслуженный юрист РФ e-mail: amvd@mail.ru

Кузнецов П.Г., адъюнкт Академии управления МВД России, начальник отдела ЭБиПК МУМВД России «Подольское» ГУ МВД России по Московской области e-mail: amvd@mail.ru © Иванов П.И., 2016 © Кузнецов П.Г., 2016 Статья получена: 24.10.2015

от 28 декабря 2013 г. №№ 415-ФЗ, который предусмотрел несколько иной порядок учета и маркировки древесины, ее транспортировки и учета сделок с ней. Законодательно также была закреплена необходимость создания единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета древесины и сделок с ней. В целях реализации норм названного закона Правительством РФ был принят ряд постановлений [2].

Несмотря на проделанную большую работу, в том числе нормативно-правового плана, не удалось стабилизировать криминогенную ситуацию в лесопромышленном комплексе [3]. Об этом свидетельствуют следующие статистические данные. Так, в 2015 году в сфере ЛПК было выявлено более 1,4 тыс. преступлений экономической направленности, в том числе 889 (+41,4) совершенных в крупном или особо крупном размерах, 53-в составе организованной группы или преступного сообщества. Размер причиненного ущерба составил 3 млрд рублей, в счет его погашения изъято имущества и денежных средств на 1,1 млрд рублей.

Тревожная ситуация продолжает сохраняться. Согласно сведениям, предоставленным Организационно-аналитическим департаментом МВД России за 1 полугодие 2015 г., принятыми мерами за указанный период было выявлено 735 преступлений. Характерно то, что более 50% из них составили должностные преступления. Размер материального ущерба, причиненного в результате совершения преступлений коррупционной направленности, составил около 1,2 млрд рублей. Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег на сумму более 1 млрд рублей.

Исследователи также отмечают, что прогноз экономической и коррупционной преступности в ЛПК в ближайшем будущем неутешителен.

В настоящей статье нами предпринята попытка на основе обобщения практики деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) рассмотреть некоторые проблемы борьбы с преступлениями в сфере оборота леса и лесоматериалов.

Рассмотрим ситуацию по интересующей нас проблеме, сложившуюся в Дальневосточном федеральном округе. С сожалением следует отметить, что она требует пристального внимания со стороны правоохранительных и контрольно-надзорных органов, поскольку свыше 70% дохода лесной отрасли проходит через теневые схемы. Данное обстоятельство, безусловно, серьезно настораживает, ибо государство и сама отрасль не получают в полном объеме чистую прибыль. Криминальные и полукриминальные схемы, используемые при заготовке (незаконные рубки

деревьев (особенно ценных пород) составляют сегодня более 30% от общего объема заготовок), транспортировке и реализации древесины (а древесина в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012, является стратегически важным сырьем), способствуют расширению теневого сектора в названной отрасли.

В 2015 году на Дальнем Востоке криминогенная ситуация может обостриться. Лесными пожарами уничтожена большая площадь лесного массива. Под видом ликвидации последствий пожара незаконная заготовка и оборот древесины, в том числе ценных пород, получат некоторое распространение. Со своей стороны полагаем, что только объединенными усилиями служб лесной охраны, подразделений МЧС России, МВД России и иных заинтересованных министерств и ведомств можно приостановить процесс дальнейшей криминализации таких стадий технологического цикла, как заготовка и оборот древесины.

Древесина, как известно, стратегически важный товар (сырье), при незаконной ее заготовке и обороте государству наносится колоссальный ущерб, включая экологический. Опасность такого рода действий очевидна.

Приведем для подкрепления высказанных идей несколько примеров из практики деятельности подразделений ЭБиПК. Управление ЭБиПК МВД по Республике Бурятия совместно с Бурятской таможней выявили и задокументировали 12 преступлений, предусмотренных ст. 226.1 УК РФ, ущерб от которых превысил 300 млн рублей. Преступления совершались членами организованных преступных групп. В состав группы входили и граждане КНР, которые незаконно перемещали через таможенную границу Таможенного союза лесоматериалы.

Крупномасштабные операции по декриминализации лесной отрасли одновременно пришлось провести на территории трех субъектов Российской Федерации - Ленинградской, Новосибирской и Иркутской областей.

В результате была пресечена деятельность международной организованной группы, специализировавшейся на незаконных закупках и поставках больших партий древесины и лесоматериалов в Китайскую Народную Республику.

Было установлено, что группа граждан КНР в приграничных регионах России активно скупает за наличные деньги большие объемы незаконно заготовленной лесопродукции, легализует ее через документы, сфальсифицированные российскими сообщниками, после чего экспортирует в Китай.

По предварительным подсчетам только за последние три года деятельности группы государству

нанесен ущерб на сумму свыше 2 млрд рублей.

На основании собранных материалов было возбуждено уголовное дело по статье «Контрабанда стратегически важных товаров и ре сурсов» УК РФ.

В связи с масштабностью действий, развет-вленностью группировки, а также возможными коррупционными связями в местных органах власти руководством МВД России было принято решение провести операцию в названных регионах силами сотрудников Центрального аппарата Министерства. В ней приняли участие более 100 полицейских - следователей Следственного департамента МВД России, оперативников ГУЭБиПК МВД России и бойцов ОМОН «Зубр» ЦСН СР МВД. К активной фазе мероприятий были подключены сотрудники УЭБиПК ГУ МВД России по Иркутской области, а также бойцы региональных подразделений спецназа. Общая численность задействованных сотрудников полиции составила около 300 человек.

В ходе операции осуществлено более 50 обысков в различных населенных пунктах Иркутской, Ленинградской и Новосибирской областей, допрошено свыше ста свидетелей, специалистов и лиц, причастных к противоправной деятельности группы.

В жилых помещениях, офисах, гаражах, автомобилях и иных объектах, используемых основными участниками группы, изъято большое количество оргтехники, печатей различных коммерческих организаций, других предметов и финансово-хозяйственных документов, имеющих значение для расследования дела. Кроме того, у одного из участников группы изъято боевое огнестрельное оружие - автомат АКСУ-74, а также большое количество боеприпасов к нему.

Пресечена отправка за рубеж не менее 40 тысяч кубометров незаконно заготовленного леса-кругляка и пиломатериалов, которые обнаружены оперативными группами МВД России на площадках у заготовителей. В общей сложности указанная продукция заполнила бы 1000 железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки древесины

Задержано и этапировано в Москву четверо наиболее активных участников группы, один из которых - гражданин Китая.

Другой пример. Сотрудниками Управления ЭБиПК УМВД России по Хабаровскому краю в ходе мероприятий по пресечению незаконного вывоза за рубеж стратегически важных ресурсов выявлены факты контрабанды через Хабаровский таможенный пост круглого леса хвойных пород, заготовленного на территории края. Общий объем нелегального груза превысил 330 тысяч куби-

ческих метров, стоимость - около 10 млн рублей.

В реализации противоправной схемы подозреваются трое жителей Хабаровска, которые от имени подконтрольной фирмы заключили с китайской торгово-экономической компанией ряд договоров на экспортную поставку в КНР лесоматериалов из России. Было установлено, что при перемещении леса злоумышленники внесли недостоверные сведения в таможенные декларации, существенно занизив объемы и стоимость товаров. Таким образом, нелегально вывезено более 50 железнодорожных вагонов фактически незадекларированных лесоматериалов, которые в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012, являются стратегически важным сырьем.

В отношении подозреваемых возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей УК РФ «Контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов».

В местах работы и жительства фигурантов проведены обыски, изъяты предметы и документы, подтверждающие их противоправную деятельность. В частности, обнаружены электронные таблицы, содержащие сведения об объемах незадекларированного леса, а также суммы не указанной при таможенном оформлении стоимости товаров.

Чтобы стабилизировать складывающуюся ситуацию, на местах принимаются меры по реализации основных направлений развития лесной отрасли. В частности, ими выступают: повышение конкурентоспособности отечественной лесопро-дукции на российском и мировом рынках; увеличе -ние инвестиционной привлекательности отрасли; снижение привлекательности сырьевого экспорта и увеличение переработки древесины внутри страны (в плоскости таможенной политики).

Как нам представляется, успешное осуществление названных функций во многом зависит от декриминализации ЛПК как одной из градо- и бюджетообразующей отрасли экономики страны. Потребность в декриминализации несмотря на некоторое снижение уровня криминализации отношений в сфере оборота леса и лесоматериалов сохраняется. О ее снижении свидетельствует тот факт, если в 2008 г. было зарегистрировано в лесной отрасли 8,1 тыс. преступлений с материальным ущербом 3,3 млрд рублей, то в 2014 г. - менее 3 тыс. преступлений. Ущерб от которых составил 1,7 млрд рублей. Организованная преступность и коррупция в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года названы в числе источников угроз безопасности. Они, как известно, существенным образом тормозят проведение коренных преобразований в

названной отрасли.

Для организованных преступных структур с коррупционными связями средой совершения противоправных деяний является сфера незаконного оборота леса и лесоматериалов. Основные усилия таможенных и правоохранительных органов, и прежде всего, органов внутренних дел на транспорте, сосредоточены в направлении противодействия преступным деяниям.

Выборочное изучение показывает, что чаще всего сотрудникам ОВД приходится перекрывать каналы транспортировки незаконно заготовленной древесины. Для этого ими проводится скрупулезное документирование преступных действий криминальных структур.

Так, на территории участка обслуживания ЛО МВД России на ст. Уссурийск УТ МВД России по ДФО [4, с. 110-115] ежегодно регистрируются десятки сообщений о совершенных (совершаемых) в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов преступлениях, предусмотренных статьями 260, 193, 194, 226.1, 159, 327 УК РФ.

Однако в правоприменительной практике сотрудники ОВД, решая задачу, связанную с противодействием преступлениям в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов, встречаются со множеством проблем.

В настоящее время взамен прямой контрабанды леса все активнее стали использоваться ухищренные способы: необоснованное применение преференций, занижение таможенной стоимости товаров и ресурсов, фальсификация кодов товарной номенклатуры и стран производителей товаров, а также фиктивные сделки. Помимо них, с целью ухода от налогов и наложенных штрафов участились случаи ликвидации организаций. Затем создаются и регистрируются новые юридические лица, использующие реквизиты «дочерних» организаций для получения новых лицензий таможенных перевозчиков. Тем самым возобновляется начатая противоправная деятельность.

Анализ практики показывает, что весьма острой продолжает оставаться проблема ликвидации фирм-однодневок. Последние - основные нарушители таможенного законодательства. Среди них есть предприятия со 100-процентным иностранным капиталом, которые созданы для проведения, как правило, одной экспортной операции.

Такого рода предприятие после государственной регистрации заключает контракт на экспорт древесины. После того как лес уходит за границу, предприятие самоликвидируется, валютная выручка за экспортированный лес, естественно, в Россию не поступает.

Со своей стороны полагаем, что одним из ос-

новных условий своевременного пресечения подобных действий фирм-однодневок выступает наиболее тесное взаимодействие ОВД на транспорте с таможенными органами.

Перемещение через государственную границу Российской Федерации стратегически важных товаров и ресурсов, безусловно, имеет свои особенности, которые должны знать сотрудники транспортной полиции. Чтобы их правильно интерпретировать в процессе документирования либо расследования уголовного дела, возбужденного по ст. 226.1 УК РФ, рекомендуется привлекать высококвалифицированных специалистов таможенных органов. С их помощью на основе глубокого анализа криминальной информации дополнительно можно получить интересующие ОВД сведения.

Объектом изучения нередко становятся фиктивные договоры. В таможенные органы организацией-экспортером представляются документы и сведения, необходимые для целей таможенного оформления лесоматериалов, следующих по внешнеторговому контракту в адрес иностранной фирмы. Изучая представленные документы, таможенный орган может установить факты, когда иностранная фирма с российской организацией-экспортером никакие контракты не заключала. А это, в свою очередь, означает отказ в оплате экспортированного лесоматериала. Как видим, теневое посредничество при экспорте леса и лесоматериалов - частое явление в таможенной практике. Такие действия для оперативных подразделений транспортной полиции служат одним из признаков, указывающих на совершение преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ.

Для оперативных подразделений транспортной полиции представляют интерес и факты уклонения от уплаты НДС. Приведем схему противоправных действий. Давайте представим ситуацию, когда одна из фирм (производитель либо посредник) не уплачивает НДС и после благополучного совершения операции (сделки) с лесоматериалом прекращает свою деятельность. В итоге предприятие-экспортер заключает договор, по которому к нему переходит право собственности на лес. На самом же деле леса вообще не существует и все документы, свидетельствующие о поставке леса на экспорт, являются фиктивными. Фирмы, которые будут принимать участие в цепочке перепродаж леса, регистрируются с использованием подложных документов либо на подставных лиц. В результате предприятие-экспортер получает право на возмещение НДС, несмотря на то, что другие фирмы, участвовавшие в цепочке перепродаж, уклонились от уплаты НДС. Таким путем члены организованной группы похищают

бюджетные деньги, представив пакет документов в налоговый орган.

Учитывая это, на межведомственном уровне целесообразно рассмотреть вопрос о введении подразделениями ФНС России обязательной государственной регистрации контрактов на поставку лесопродукции, что будет способствовать контролю за объемами перевозимой древесины. В целом, налоговым органам в обязательном порядке надлежит организовать постоянный учет лиц, занимающихся реализацией и перевозкой древесины и изделий из нее, а также предоставлять данную информацию в правоохранительные и контролирующие органы.

По общему мнению правоохранительных органов и экспертных организаций, негативная ситуация по экспорту древесины сложилась из-за разобщенности действий государственных органов, осуществляющих контроль в этой сфере. Таможню интересует только уплата пошлины; налоговую инспекцию - уплата налогов со стоимости, которую обосновывает экспортер. Минэкономразвития проверяет соответствие цен экспортера уровню индикативных цен. Госстандарт выявляет соответствие росстандарта требованиям рынка. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о возложении контроля экспорта продуктов лесопромышленного комплекса на отдельный государственный орган, который мог бы проводить экспертизу ле-сотоваров, отгружаемых на экспорт, на предмет определения качества, количества, стоимости.

Также в целях совершенствования законодательства, регламентирующего лесопользование, следует разработать законопроекты, определяющие порядок организации лесопользования, с учетом соблюдения государственных интересов. Необходимо законодательно установить обязательное лицензирование деятельности по переработке и реализации лесопродукции, а также для транспортировки леса и лесопродукции разработать пакет документов единой формы, подтверждающих законность ее приобретения и транспортировки. Утвердить порядок по обеспечению весового контроля необработанной древесины, экспортируемой в железнодорожных вагонах и платформах. Разработать и утвердить порядок по совершенствованию механизма приемки лесных грузов к перевозке железнодорожным транспортом. Утвердить порядок закрепления за ОАО «РЖД» обязанностей по предоставлению на постоянной основе налоговым органам информации, касающейся транспортировки леса и лесопродукции железнодорожным транспортом и наделения его правами требования от грузоотправителя лесоматериалов разрешительного до-

кумента, подтверждающего происхождение предполагаемых к перевозке лесных грузов.

Необходимо ввести в перечень документов, предоставляемых при перевозке круглого леса, заверенную лесхозом копию лесопорубочного билета с целью установления достоверного собственника леса, места порубки, объема вырубленного леса и предъявленной сортности древесины.

В настоящее время у таможенных органов отсутствуют законные основания запретить погрузку леса на судно или иной транспорт до прохождения контрольных процедур. В связи с этим при оформлении документов на экспорт древесины проверить партию леса, доставляемую по воде, гораздо сложнее, чем транспортируемую по суше.

Оценить количество и качество лесоматериала можно только в пункте погрузки. Определить со стопроцентной точностью, сколько леса вмещает уже нагруженное судно, практически невозможно. Чтобы проверить трюмы судна, нужно разгрузить весь лес, который навалом лежит на палубе, а это потребует и дополнительного времени, и специальной техники, и дополнительных затрат на персонал.

Наиболее распространенными схемами при незаконном экспорте являются занижение стоимости и сортности вывозимой древесины, использование поддельных санитарных сертификатов, а также продажа партий леса по поддельным документам.

Подобные схемы используются во всех округах, экспортирующих лес. Самые «популярные» уголовные правонарушения - недекларирование или недостоверное декларирование товаров, а административными - несоблюдение сроков подачи таможенной декларации.

Так же продажа (контрабанда) лесоматериалов возможна через подставные фирмы с использованием поддельного валютного контракта с иностранными компаниями. Незаконно заготовленный и перевезенный лес скупается частными предпринимателями (в основном из КНР). Зачастую экспортеры оформляют документы о покупке леса на лиц, не зафиксированных в реестре налогоплательщиков, либо на компании, которые хоть и существуют, но фактически никакого леса никуда не поставляли. Заведомо ложные документы дают возможность получить налоговую выгоду, когда сумма материальных затрат больше, а налогооблагаемая база меньше.

В 2013 году в РоссийскойФедерациипроизошло сокращение мест декларирования лесоматериалов, вывозимых с территории России с 421 до 123.

В результате отдельные пункты погрузки находятся более чем в 300 км от мест таможенного декларирования. Это создает проблемы и для

экспортеров, которым приходится тратить деньги на дальние перевозки лесоматериалов в пункты декларирования, и для таможенников, которые не могут в полной мере контролировать экспорт круглого леса и продуктов лесопереработки.

К проблемным вопросам в данном направлении также можно отнести и несвоевременное получение или неполучение ответов на международные запросы о правовой помощи как по линии Интерпола, так и в рамках взаимодействия с таможенными органами иностранных государств и представительствами МИД России и ФТС России в иностранных государствах. Так, при выявлении и пресечении преступлений, связанных с неуплатой таможенных платежей в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов, необходимо получать коммерческие документы (внешнеэкономические договоры и т.п. или их копии), находящиеся у иностранных контрагентов, таможенные декларации, поданные иностранным контрагентом в таможенные органы своего государства и т.п. Однако в большинстве случаев на международные запросы такого рода приходят ответы о невозможности получения таких документов по разным причинам, в том числе в связи с обеспечением коммерческой тайны.

- По ст. 194 УК РФ - несоставление в рамках таможенного контроля актов таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, а также ненаправление плательщику таможенных пошлин, налогов требований об уплате таможенных платежей в порядке, установленном ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Неясность вопроса о статусе незаконно перемещенного товара при обнаружении фактов неуплаты таможенных платежей, необходимости его изъятия в рамках оперативно-розыскной деятельности либо выемки в рамках расследования уголовного дела, а также признания либо непризнания в качестве вещественного доказательства.

- По ст. 193 УК РФ - отсутствие возможности получения объяснений от представителей китайских компаний ввиду их нахождения на территории КНР.

Возможная утечка информации о проводимых оперативно-розыскных мероприятиях при обращении с запросами в уполномоченные банки, тогда как получение требуемой информации из уполномоченного банка возможно только при направлении официального запроса.

Отсутствие объектов лесопользования на участке оперативного обслуживания, где осуществляются незаконные вырубки и заготовки

леса и лесоматериалов, в том числе ценных пород древесины, так как это участок обслуживания территориальных ОВД УМВД России по Приморскому краю.

Наконец, приведем еще одну немаловажную проблему. Она последняя по счету, но не последняя по ее значимости. Речь идет о профессиональном мастерстве сотрудников (человеческом факторе), в частности, подразделений ЭБиПК, обслуживающих объекты рассматриваемой сферы. Для того чтобы поправить сложившуюся ситуацию, на наш взгляд, необходимо хотя бы на первых порах обеспечить их научно обоснованной рекомендацией, разработанной на основе обобщения оперативно-следственной практики, особенно полезной для молодых специалистов, только что переступивших порог вузов системы МВД России. Мы имеем в виду рекомендацией, содержащей пошаговый алгоритм действий сотрудников по наиболее типичным криминальным ситуациям.

В качестве примера приведем авторский вариант структурной модели документирования фактов незаконного оборота леса и лесоматериалов.

Осуществляемые сотрудниками ЭБиПК совместно с таможенными органами действия условно можно разбить на семь взаимосвязанных между собой этапов.

1. Получение и проверка первичной информации, содержащей сведения о криминальных структурах, имеющих коррупционные связи среди должностных лиц, ведающих вопросами заготовки древесины, незаконной порубки леса, фактах коррупции при организации транспортировки лесных грузов, незаконной эксплуатации подъездных путей.

При необходимости следует организовать получение по запросу информации из единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней.

Наэтомэтапе объектом пристального внимания, на наш взгляд, должны стать контракты (договора), заключенные с иностранной компанией, осуществляющей вывоз леса и лесоматериалов за рубеж.

2. Таможенное декларирование груза. Посредством его осуществления удается задокументировать факт вывоза груза с отражением его количественно-качественных параметров. Для сотрудников подразделений ЭБиПК имеет немаловажное значение факт сокращения перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров. Теперь таможенные органы не требуют представления контракта (договора) купли-продажи при подаче в электронной форме декларации на товары, декларирование таможенной стоимости которых осуществляет-

ся путем заявления сведений в декларации таможенной стоимости, сохранением требования об указании номера и даты контракта (договора) купли-продажи в декларации на товары и в декларации таможенной стоимости в установленном приказ Федеральной таможенной службы от 26 августа 2015 г. № 173718 «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров» порядке.

3. Определение объема вывозимого лесоматериала.

4. Получение копии сопровождающих груз документов.

5. Сличение фактического объема вывозимого груза на экспорт с данными, свидетельствующими о незаконной заготовке леса и лесоматериалов.

6. Привлечение специалистов отдела документальных проверок и ревизий для исследования изъятых документов.

7.ПредоставлениерезультатовОРДследователю.

Предложенный нами вариант является лишь каркасом для разработки полноценных методических рекомендаций.

Таким образом, повышение эффективности борьбы с преступлениями в сфере оборота леса и лесоматериалов зависит не только от решения правовых проблем, но и организационных. В частности, от налаживания информационного взаимодействия с подразделениями ОВД на транспорте и таможенных органов. Своевременный обмен информацией о фактах незаконной вырубки и заготовки леса и лесоматериалов, контрабанды лесоматериалов с помощью подставных фирм с использованием поддельных контрактов с иностранными компаниями позволяет совместными усилиями предотвратить подготавливаемые либо совершаемые преступления.

список литературы

1. Сафиюлина П.Р. Факторы, обусловливающие необходимость защиты лесопромышленного комплекса от преступных посягательств // Оперативник (сыщик). 2008. № 2 (15). С. 41-42; Иванов П.И., Ше-габудинов Р.Ш., Сафиюлина П.Р. К вопросу о сращивании российской организованной преступности с транснациональной преступностью в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов // Сборник научных трудов по проблемам транснациональной преступности. М.: ЦОКР МВД России, 2009. Выпуск 2. С. 40-49.

2. Об утверждении Правил учета древесины: постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1525; Об утверждении Перечня информации о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), предоставляемой в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней: Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 2582-р; Об утверждении Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней: постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1301; О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней: постановление Правительства РФ от 28 января 2015 г. № 55; О направлении запросов о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней: постановление Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. № 1148.

3. Организационно-экономические и правовые механизмы реализации национальных интересов в лесной сфере: монография. М.: ОАО «Институт микроэкономики», 2013. 308 с.

4. Иванов П.И., Кузнецов П.Г. Об опыте проведения оперативно-профилактических мероприятий «Ле-совоз-2014» (по материалам УТ МВД России по ДФО) // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 2 (20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.