Научная статья на тему 'Незаконная миграция в России: причины и сущность явления'

Незаконная миграция в России: причины и сущность явления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4409
633
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТ / НЕЗАКОННЫЙ МИГРАНТ / МИГРАЦИЯ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / MIGRANT / ILLEGAL MIGRANT / MIGRATION / ILLEGAL MIGRATION / PREREQUISITES FOR ILLEGAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волокитина Маргарита Владимировна

В настоящее время во всем мире развитие миграционных процессов характеризуется крайней противоречивостью. Неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе нелегальной миграции. В данной статье представлена общая характеристика незаконной миграции, проанализирован причинный комплекс возникновения данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Волокитина Маргарита Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Illegal migration in Russia: the reasons and essence of the phenomenon

The development of migration processes is currently characterized in the whole world as extremely contradictory. The inefficiency of the dominant model of international migration manifests itself in illegal migration occurring on a vast scale. This article presents a general description of illegal migration and analyzes the complex of reasons for the rise of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Незаконная миграция в России: причины и сущность явления»

Волокитина Маргарита Владимировна

E-mail: [email protected]

Незаконная миграция в России: причины и сущность явления

В настоящее время во всем мире развитие миграционных процессов характеризуется крайней противоречивостью. Неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе нелегальной миграции. В данной статье представлена общая характеристика незаконной миграции, проанализирован причинный комплекс возникновения данного явления.

Ключевые слова: мигрант, незаконный мигрант, миграция, незаконная миграция, предпосылки возникновения незаконной миграции.

Миграционные процессы играют важную роль в социально-экономическом и демографическом развитии любого государства. Однако несовершенство системы управления миграционными процессами приводит к появлению ряда проблем. Прежде всего, стоит выделить проблему незаконной миграции.

Для полного понимания данного явления, необходимо установить, какое содержание вкладывается в понятия «мигрант», «незаконный мигрант», «миграция» и «незаконная миграция» в источниках современного международного и национального права, а также в работах ученых, исследовавших проблемы незаконной миграции.

На сегодняшний день на международном уровне не существует общепринятого определения понятия мигранта. В национальном законодательстве под мигрантом понимается «лицо, совершающее пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ» [1]. Обычно считается, что термин «мигрант» охватывает все случаи, когда решение о миграции человек принимает свободно, по причинам «личного удобства» и без вмешательства внешнего принудительного фактора. Этот термин применяется к лицам и членам семьи, переезжающим в другую страну или регион для улучшения своих материальных или

социальных условий и улучшения перспектив для себя или своей семьи [2, с.65].

Таким образом, миграция в самом широком смысле слова означает процесс передвижения людей, их географическую передислокацию - временную или постоянную. В современной отечественной науке существует около 40 определений миграции, в которых внимание акцентируется на разных аспектах данного социально-экономического явления [3, с.8-9].

Не существует и единого подхода к определению незаконного мигранта. Так, российские исследователи незаконной миграции Е.С. Красинец, Е.С. Кубишин и Е.В. Тюрюка-нова относят к незаконным мигрантам лиц, незаконно въехавших на территорию государства (пересекших границу в неположенных местах, по недействительным или поддельным документам или без таковых), незаконно пребывающих в нем (не оформленное должным образом пребывание), и лиц, ведущих нелегальную экономическую активность (в том числе совершающих «около экономические» преступления, например, торговля оружием) [4, с.29]. Таким образом, происходит смешение двух категорий: «лица, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации», и «лица, прибывшие законно, но работающие без разрешения миграционной службы».

Западные специалисты отмечают проблему недостаточной определенности терминов. Бедность терминологии, применяемой в отечественной литературе, особо заметна на фоне проработанности дефиниций в англоязычной литературе: нет адекватных русскоязычных аналогов терминам «migrant worker in an irregular situation (undocumented migrant)», «undocumented alien», «illegal migration», «clandestine migration», «undocumented migration» и «irregular migration». По большей части, все они содержат определение незаконного мигранта и используются как синонимы, однако, между ними существуют определенные различия. Так, термин illegal migration (незаконная миграция) используют, когда речь идет о контрабанде мигрантов и торговле людьми [2], clandestine migration (тайная миграция) означает скрытую, происходящую в нарушение иммиграционных требований миграцию [2]. Это может произойти, когда лицо, не являющееся гражданином, нарушает правила въезда в страну, или, въехав в страну легально, остается дольше положенного срока, нарушая при этом иммиграционные правила. Irregular migration -передвижение, происходящее вне регулирующих норм страны отправления, транзитной и принимающей стран [2, c.77,75,127].

В отечественных научных публикациях незаконную миграцию обычно характеризуют как въезд в страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства данной страны, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения не территории этой страны [5, c.285].

Необходимо также отметить, что очень часто термин «незаконная миграция» связывают с понятием криминальной миграции. Однако, это ошибочное мнение, так как в основе незаконной миграции лежит нарушение миграционных правил въезда, пребывания или выезда с территории страны, а криминальная миграция представляет собой разновидность временной миграции, отличающейся криминальными (преступными) целями [6, c.408].

Большое влияние на появления незаконной миграции, как составляющей части всего миграционного процесса оказали геополитические изменения, происшедшие в начале 90-х годов прошлого столетия. В Европе

в это время названные изменения привели к образованию новых государств с новыми границами, ориентированных на формирование собственной миграционной политики. Однако нестабильная экономическая и социально-политическая обстановка в новообразовавшихся странах, а также неспособность должным образом оформить государственные границы - все это привело к всплеску незаконной миграции. Примером тому является миграционная ситуация, сложившаяся в 90-е годы прошлого столетия в странах Содружества Независимых Государств. По оценкам МВД России, в конце 90-х гг. XX в. в Российской Федерации незаконно находилось от 700 тыс. до 2,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших из более чем 30 стран мира [5, с.287]. В основном это были выходцы из Афганистана, Пакистана, Шри-Ланки, Бангладеш, Индии, Ирака, Ирана, Нигерии, Сомали, Вьетнама и Китая.

По данным Государственного комитета по делам охраны Государственной границы Украины, в 1991-1999 гг. было задержано около 116 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, пытавшихся незаконно проникнуть на территорию Украины [5, с.287]. Наряду с этим, по данным правоохранительных органов Украины, в конце 90- годов на территории государства находилось около 200 тыс. человек без определенного статус [5, с.287]. Большинство из них прибыло из стран Африки и Индокитая.

По официальным данным Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, в 1991-1999 гг. ежегодно в среднем задерживалось от 600 до 1400 человек, пытавшихся незаконно пересечь государственную границу этой страны [5, с.287]. Пик нарушений пришелся на 1995 г., когда Пограничными войсками Республики Беларусь было задержано 1395 незаконных граждан Индии, Афганистана, Шри-Ланки, Ирана и Пакистана [5, с.287].

Прозрачность границ многих стран СНГ, существовавшая в то время, позволила большому количеству иностранных граждан-выходцев из государств Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока незаконным образом проникнуть на их территорию. Некоторые из них оседали в странах Содружества, большинство же использовало постсоветское пространство в качестве транзитного коридора для дальнейшего проникновения в страны Западной Европы, США и Канаду.

Таким образом, изменения геополитического характера, несомненно, оказались одним из

Мониторинг правоприменения

побуждающих факторов активизации процессов незаконной миграции в рассматриваемом регионе.

В настоящее время на территории России подавляющее большинство незаконных мигрантов - это жители стран ближнего зарубежья: 90% потоков незаконной миграции в Россию идет из стран СНГ, остальные - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии [3, с.159].

Основными направлениями потоков незаконной миграции являются:

> на въезд в Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга;

> на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга, основной поток незаконной миграции в Российскую Федерацию идет через границу с Казахстаном.

При этом не стоит забывать о том, что при наличии официальных и неофициальных статистических данных о количестве незаконных мигрантов на территории того или иного государства, точные показатели получить невозможно по определению.

Таким образом, весьма обоснованными видятся основные предпосылками для миграции, в том числе незаконной, выделенные В. Г. Громовым в работе «Факторы, влияющие на миграцию в России» [7, с.36-38]:

1. Затянувшийся процесс разгосударствления промышленных предприятий, «заказные» банкротства и недобросовестная приватизация, приведшие к кризису в промышленности и дефолту 1998 г.

2. Провалы в сельском хозяйстве и обеспечении населения сельскохозяйственной продукцией, породившие огромное количество маломощных фермерских хозяйств, не способных обеспечить страну продовольствием; в результате государство, владея огромными посевными площадями и пастбищами, стало импортером важнейших продуктов -хлеба, мяса, птицы. Вопросы подъема урожайности, производительности труда решаются с помощью гастарбайтеров - корейцев, китайцев и т.д., и уровень нелегалов среди них составляет приблизительно 8-10%.

3. Криминализация экономики: до 40-45% внутреннего валового продукта приходится на теневую экономику, а примерно половина от этого - на незаконную деятельность.

4. Политическая нестабильность в стране: грязные технологии в борьбе за власть, лоббирование криминальных интересов, коррумпированность государственных чиновников, фактическое замещение в регионах, отраслях, различных структурах реального влияния легитимных государственных и иных политических органов и должностных лиц влиянием лидеров криминальной среды с шантажом и устранением неугодных.

5. Возникновение существенных перекосов в выполнении функций и задач, стоящих перед правоохранительной системой. Здесь автор приводит ряд аргументов: высокий уровень латентной преступности; рост количества нарушений законности со стороны сотрудников ОВД; снижение уровня раскрываемости зарегистрированных преступлений; недоверие населения к ОВД и правоохранительной системе в целом и т.д. по данным социологического фонда «Общественное мнение», лишь 3% россиян верят в честность и неподкупность правоохранительных органов, а 43% уверены, что сегодняшнее состояние этих органов представляет для них угрозу. Только 23% опрошенных считают, что в случае необходимости они могут рассчитывать на помощь правоохранительных структур [8, с.60].

6. Невиданный размах организационной и транснациональной преступности, оказывающей существенное влияние практически на все сферы жизни общества.

В заключение, хотелось бы обратить внимание на негативные последствия незаконной миграции и для самих мигрантов. Лица, въезжающие в ту или иную страну с нарушением установленных правил с целью поиска убежища или ведения незаконной трудовой деятельности, исключаются из правового регулирования в силу особенности своего нелегального положения. Незаконные мигранты не могут пользоваться правами, социальной поддержкой и медицинской помощью, предоставляемыми принимающими странами мигрантам, законно находящимся на их территории. Как правило, это негативно отражается на их социальном положении, побуждая, тем самым, к связи с криминальными структурами. В то же самое время их практически невозможно привлечь к

выполнению обязанностей, установленных государством [5, с.292]. Все это в совокупности затрудняет, с одной стороны, их нормальную жизнедеятельность и толкает на совершение правонарушений, а с другой стороны, осложняет государственное регулирование процессов миграции и осуществление контроля за такой категорией лиц [5, с.287].

Анализ миграционных процессов в Российской Федерации за последние десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми. Неурегулированное положение в области миграции может быть связано с такими моментами как отъезд, транзит, въезд и возращение, при этом нарушения законности могут совершаться как самими мигрантами, так и в отношении них.

Изучение миграционных процессов, их влияние на социально-экономическую обстановку в стране и систему государственного управления, создание методики исследования невозможны без анализа того, что было наработано научной мыслью в области теории миграции не только в России, но и за рубежом. Поэтому представляется целесообразным в последующих публикациях рассмотреть данные процессы более подробно.

Литература.

1. Постановление Правительства Москвы от 28.06.2005 № 482-ПП «О Концепции демографического развития города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 40, 18.07.2005.

2. Поздоровкина О. Справочник по терминологии в области миграции (русско-английский). - М. : Международная организация по миграции, 2011.

3. Балашова Т. Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. - Спб, 2011.

4. Красинец Е. С., Кубишин Е. С., Тюрюканова Е.В. Нелегальная миграция в Россию. - М. : Academia, 2000.

5. Зинченко Н. Н. Международное миграционное право: основы теории и практики. -М. : Научная книга, 2011.

6. Долгова А. И. Российская криминологическая энциклопедия. М. : Норма, 2002.

7. Громов В. Г. Факторы, влияющие на миграцию в России // Современное право. 2004. № 12.

8. Мукомель В. И. Миграционная политика России: постсоветские контексты. М. : 2005.

Рецензент: Костенников М.В., д.ю.н., профессор

От редакции:

Это уже вторая статья М.В. Волокитиной, систематически исследующей проблему, из которых можно сделать неутешительный вывод, что реального исполнения внятной миграционной политики в России нет.

Миграционное ведомство существует само для себя, за последние годы никаких принципиально улучшающих положение дел законодательных инициатив не последовало. Всякие инициативы типа борьбы с «резиновыми» домами только ухудшат положение уже российских граждан, не улучшив ситуацию для прибывающих иностранцев.

На наш взгляд, необходимо безотлагательно принять радикальные меры:

1) сократить срок пребывания на территории России для иностранных граждан, въезжающих без визы до 30-45 дней в течение календарного года; здесь наиболее существенно ограничение времени пребывания в России в течение года.

2) прием на работу иностранных граждан поручить службе занятости населения, которая должна выдавать направления на работу только в случае, если на существующую вакансию нет претендента из граждан России

3) оформление на работу всех граждан, в том числе России, вести с обязательным учетом (прием и увольнение) в службе занятости (как это делает, например, в Германии АгЬеіґатґ - ведомство, ведающее занятостью населения).

4) при нарушении срока пребывания иностранца на территории России автоматически при выезде лишать права на въезд в течение нескольких (1-5) лет, как это делается в Европейском Союзе.

Названные меры в п.1 приведут в значительному сокращения работы иностранцев без надлежащего оформления и уплаты налогов - сейчас каждые 3 месяца многие иностранцы выезжают, через неделю или даже 1-3 часа возвращаются, и таким образом, формально не нарушая режима пребывания в России, незаконно работают годами.

Требование получать работу через службу занятости и после отсутствия желающих граждан России занять вакансию позволит получить истинную картину потребности в трудовых ресурсах (на общероссийском сайте http://trudvsem.ru/на 2 февраля значится всего лишь 1427814 вакансий, в том время как в России практически постоянно находятся около девяти миллионов иностранцев http://slon.ru/russia/skolko_gastarbayterov_v_rossii-870263.xhtml).

Сокращение числа незаконно пребывающих иностранцев уменьшит нарастающее межнациональное раздражение в российском обществе.

Г.И. Макаренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.