Волокитина Маргарита Владимировна
E-mail: [email protected]
Незаконная миграция в России: причины и сущность явления
В настоящее время во всем мире развитие миграционных процессов характеризуется крайней противоречивостью. Неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе нелегальной миграции. В данной статье представлена общая характеристика незаконной миграции, проанализирован причинный комплекс возникновения данного явления.
Ключевые слова: мигрант, незаконный мигрант, миграция, незаконная миграция, предпосылки возникновения незаконной миграции.
Миграционные процессы играют важную роль в социально-экономическом и демографическом развитии любого государства. Однако несовершенство системы управления миграционными процессами приводит к появлению ряда проблем. Прежде всего, стоит выделить проблему незаконной миграции.
Для полного понимания данного явления, необходимо установить, какое содержание вкладывается в понятия «мигрант», «незаконный мигрант», «миграция» и «незаконная миграция» в источниках современного международного и национального права, а также в работах ученых, исследовавших проблемы незаконной миграции.
На сегодняшний день на международном уровне не существует общепринятого определения понятия мигранта. В национальном законодательстве под мигрантом понимается «лицо, совершающее пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ» [1]. Обычно считается, что термин «мигрант» охватывает все случаи, когда решение о миграции человек принимает свободно, по причинам «личного удобства» и без вмешательства внешнего принудительного фактора. Этот термин применяется к лицам и членам семьи, переезжающим в другую страну или регион для улучшения своих материальных или
социальных условий и улучшения перспектив для себя или своей семьи [2, с.65].
Таким образом, миграция в самом широком смысле слова означает процесс передвижения людей, их географическую передислокацию - временную или постоянную. В современной отечественной науке существует около 40 определений миграции, в которых внимание акцентируется на разных аспектах данного социально-экономического явления [3, с.8-9].
Не существует и единого подхода к определению незаконного мигранта. Так, российские исследователи незаконной миграции Е.С. Красинец, Е.С. Кубишин и Е.В. Тюрюка-нова относят к незаконным мигрантам лиц, незаконно въехавших на территорию государства (пересекших границу в неположенных местах, по недействительным или поддельным документам или без таковых), незаконно пребывающих в нем (не оформленное должным образом пребывание), и лиц, ведущих нелегальную экономическую активность (в том числе совершающих «около экономические» преступления, например, торговля оружием) [4, с.29]. Таким образом, происходит смешение двух категорий: «лица, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации», и «лица, прибывшие законно, но работающие без разрешения миграционной службы».
Западные специалисты отмечают проблему недостаточной определенности терминов. Бедность терминологии, применяемой в отечественной литературе, особо заметна на фоне проработанности дефиниций в англоязычной литературе: нет адекватных русскоязычных аналогов терминам «migrant worker in an irregular situation (undocumented migrant)», «undocumented alien», «illegal migration», «clandestine migration», «undocumented migration» и «irregular migration». По большей части, все они содержат определение незаконного мигранта и используются как синонимы, однако, между ними существуют определенные различия. Так, термин illegal migration (незаконная миграция) используют, когда речь идет о контрабанде мигрантов и торговле людьми [2], clandestine migration (тайная миграция) означает скрытую, происходящую в нарушение иммиграционных требований миграцию [2]. Это может произойти, когда лицо, не являющееся гражданином, нарушает правила въезда в страну, или, въехав в страну легально, остается дольше положенного срока, нарушая при этом иммиграционные правила. Irregular migration -передвижение, происходящее вне регулирующих норм страны отправления, транзитной и принимающей стран [2, c.77,75,127].
В отечественных научных публикациях незаконную миграцию обычно характеризуют как въезд в страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства данной страны, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения не территории этой страны [5, c.285].
Необходимо также отметить, что очень часто термин «незаконная миграция» связывают с понятием криминальной миграции. Однако, это ошибочное мнение, так как в основе незаконной миграции лежит нарушение миграционных правил въезда, пребывания или выезда с территории страны, а криминальная миграция представляет собой разновидность временной миграции, отличающейся криминальными (преступными) целями [6, c.408].
Большое влияние на появления незаконной миграции, как составляющей части всего миграционного процесса оказали геополитические изменения, происшедшие в начале 90-х годов прошлого столетия. В Европе
в это время названные изменения привели к образованию новых государств с новыми границами, ориентированных на формирование собственной миграционной политики. Однако нестабильная экономическая и социально-политическая обстановка в новообразовавшихся странах, а также неспособность должным образом оформить государственные границы - все это привело к всплеску незаконной миграции. Примером тому является миграционная ситуация, сложившаяся в 90-е годы прошлого столетия в странах Содружества Независимых Государств. По оценкам МВД России, в конце 90-х гг. XX в. в Российской Федерации незаконно находилось от 700 тыс. до 2,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших из более чем 30 стран мира [5, с.287]. В основном это были выходцы из Афганистана, Пакистана, Шри-Ланки, Бангладеш, Индии, Ирака, Ирана, Нигерии, Сомали, Вьетнама и Китая.
По данным Государственного комитета по делам охраны Государственной границы Украины, в 1991-1999 гг. было задержано около 116 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, пытавшихся незаконно проникнуть на территорию Украины [5, с.287]. Наряду с этим, по данным правоохранительных органов Украины, в конце 90- годов на территории государства находилось около 200 тыс. человек без определенного статус [5, с.287]. Большинство из них прибыло из стран Африки и Индокитая.
По официальным данным Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, в 1991-1999 гг. ежегодно в среднем задерживалось от 600 до 1400 человек, пытавшихся незаконно пересечь государственную границу этой страны [5, с.287]. Пик нарушений пришелся на 1995 г., когда Пограничными войсками Республики Беларусь было задержано 1395 незаконных граждан Индии, Афганистана, Шри-Ланки, Ирана и Пакистана [5, с.287].
Прозрачность границ многих стран СНГ, существовавшая в то время, позволила большому количеству иностранных граждан-выходцев из государств Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока незаконным образом проникнуть на их территорию. Некоторые из них оседали в странах Содружества, большинство же использовало постсоветское пространство в качестве транзитного коридора для дальнейшего проникновения в страны Западной Европы, США и Канаду.
Таким образом, изменения геополитического характера, несомненно, оказались одним из
Мониторинг правоприменения
побуждающих факторов активизации процессов незаконной миграции в рассматриваемом регионе.
В настоящее время на территории России подавляющее большинство незаконных мигрантов - это жители стран ближнего зарубежья: 90% потоков незаконной миграции в Россию идет из стран СНГ, остальные - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии [3, с.159].
Основными направлениями потоков незаконной миграции являются:
> на въезд в Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга;
> на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга, основной поток незаконной миграции в Российскую Федерацию идет через границу с Казахстаном.
При этом не стоит забывать о том, что при наличии официальных и неофициальных статистических данных о количестве незаконных мигрантов на территории того или иного государства, точные показатели получить невозможно по определению.
Таким образом, весьма обоснованными видятся основные предпосылками для миграции, в том числе незаконной, выделенные В. Г. Громовым в работе «Факторы, влияющие на миграцию в России» [7, с.36-38]:
1. Затянувшийся процесс разгосударствления промышленных предприятий, «заказные» банкротства и недобросовестная приватизация, приведшие к кризису в промышленности и дефолту 1998 г.
2. Провалы в сельском хозяйстве и обеспечении населения сельскохозяйственной продукцией, породившие огромное количество маломощных фермерских хозяйств, не способных обеспечить страну продовольствием; в результате государство, владея огромными посевными площадями и пастбищами, стало импортером важнейших продуктов -хлеба, мяса, птицы. Вопросы подъема урожайности, производительности труда решаются с помощью гастарбайтеров - корейцев, китайцев и т.д., и уровень нелегалов среди них составляет приблизительно 8-10%.
3. Криминализация экономики: до 40-45% внутреннего валового продукта приходится на теневую экономику, а примерно половина от этого - на незаконную деятельность.
4. Политическая нестабильность в стране: грязные технологии в борьбе за власть, лоббирование криминальных интересов, коррумпированность государственных чиновников, фактическое замещение в регионах, отраслях, различных структурах реального влияния легитимных государственных и иных политических органов и должностных лиц влиянием лидеров криминальной среды с шантажом и устранением неугодных.
5. Возникновение существенных перекосов в выполнении функций и задач, стоящих перед правоохранительной системой. Здесь автор приводит ряд аргументов: высокий уровень латентной преступности; рост количества нарушений законности со стороны сотрудников ОВД; снижение уровня раскрываемости зарегистрированных преступлений; недоверие населения к ОВД и правоохранительной системе в целом и т.д. по данным социологического фонда «Общественное мнение», лишь 3% россиян верят в честность и неподкупность правоохранительных органов, а 43% уверены, что сегодняшнее состояние этих органов представляет для них угрозу. Только 23% опрошенных считают, что в случае необходимости они могут рассчитывать на помощь правоохранительных структур [8, с.60].
6. Невиданный размах организационной и транснациональной преступности, оказывающей существенное влияние практически на все сферы жизни общества.
В заключение, хотелось бы обратить внимание на негативные последствия незаконной миграции и для самих мигрантов. Лица, въезжающие в ту или иную страну с нарушением установленных правил с целью поиска убежища или ведения незаконной трудовой деятельности, исключаются из правового регулирования в силу особенности своего нелегального положения. Незаконные мигранты не могут пользоваться правами, социальной поддержкой и медицинской помощью, предоставляемыми принимающими странами мигрантам, законно находящимся на их территории. Как правило, это негативно отражается на их социальном положении, побуждая, тем самым, к связи с криминальными структурами. В то же самое время их практически невозможно привлечь к
выполнению обязанностей, установленных государством [5, с.292]. Все это в совокупности затрудняет, с одной стороны, их нормальную жизнедеятельность и толкает на совершение правонарушений, а с другой стороны, осложняет государственное регулирование процессов миграции и осуществление контроля за такой категорией лиц [5, с.287].
Анализ миграционных процессов в Российской Федерации за последние десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми. Неурегулированное положение в области миграции может быть связано с такими моментами как отъезд, транзит, въезд и возращение, при этом нарушения законности могут совершаться как самими мигрантами, так и в отношении них.
Изучение миграционных процессов, их влияние на социально-экономическую обстановку в стране и систему государственного управления, создание методики исследования невозможны без анализа того, что было наработано научной мыслью в области теории миграции не только в России, но и за рубежом. Поэтому представляется целесообразным в последующих публикациях рассмотреть данные процессы более подробно.
Литература.
1. Постановление Правительства Москвы от 28.06.2005 № 482-ПП «О Концепции демографического развития города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 40, 18.07.2005.
2. Поздоровкина О. Справочник по терминологии в области миграции (русско-английский). - М. : Международная организация по миграции, 2011.
3. Балашова Т. Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. - Спб, 2011.
4. Красинец Е. С., Кубишин Е. С., Тюрюканова Е.В. Нелегальная миграция в Россию. - М. : Academia, 2000.
5. Зинченко Н. Н. Международное миграционное право: основы теории и практики. -М. : Научная книга, 2011.
6. Долгова А. И. Российская криминологическая энциклопедия. М. : Норма, 2002.
7. Громов В. Г. Факторы, влияющие на миграцию в России // Современное право. 2004. № 12.
8. Мукомель В. И. Миграционная политика России: постсоветские контексты. М. : 2005.
Рецензент: Костенников М.В., д.ю.н., профессор
От редакции:
Это уже вторая статья М.В. Волокитиной, систематически исследующей проблему, из которых можно сделать неутешительный вывод, что реального исполнения внятной миграционной политики в России нет.
Миграционное ведомство существует само для себя, за последние годы никаких принципиально улучшающих положение дел законодательных инициатив не последовало. Всякие инициативы типа борьбы с «резиновыми» домами только ухудшат положение уже российских граждан, не улучшив ситуацию для прибывающих иностранцев.
На наш взгляд, необходимо безотлагательно принять радикальные меры:
1) сократить срок пребывания на территории России для иностранных граждан, въезжающих без визы до 30-45 дней в течение календарного года; здесь наиболее существенно ограничение времени пребывания в России в течение года.
2) прием на работу иностранных граждан поручить службе занятости населения, которая должна выдавать направления на работу только в случае, если на существующую вакансию нет претендента из граждан России
3) оформление на работу всех граждан, в том числе России, вести с обязательным учетом (прием и увольнение) в службе занятости (как это делает, например, в Германии АгЬеіґатґ - ведомство, ведающее занятостью населения).
4) при нарушении срока пребывания иностранца на территории России автоматически при выезде лишать права на въезд в течение нескольких (1-5) лет, как это делается в Европейском Союзе.
Названные меры в п.1 приведут в значительному сокращения работы иностранцев без надлежащего оформления и уплаты налогов - сейчас каждые 3 месяца многие иностранцы выезжают, через неделю или даже 1-3 часа возвращаются, и таким образом, формально не нарушая режима пребывания в России, незаконно работают годами.
Требование получать работу через службу занятости и после отсутствия желающих граждан России занять вакансию позволит получить истинную картину потребности в трудовых ресурсах (на общероссийском сайте http://trudvsem.ru/на 2 февраля значится всего лишь 1427814 вакансий, в том время как в России практически постоянно находятся около девяти миллионов иностранцев http://slon.ru/russia/skolko_gastarbayterov_v_rossii-870263.xhtml).
Сокращение числа незаконно пребывающих иностранцев уменьшит нарастающее межнациональное раздражение в российском обществе.
Г.И. Макаренко